Английская карикатура. 1776 год

Первый бум карикатур на щеголей приходится на период вокруг 1789 года. Дело в том, что если в раннее Новое время внешний облик все еще позволял определить происхождение, род занятий и имущественное положение человека, то к XVIII веку это становится сложнее. Начинают звучать жалобы на то, что больше невозможно отличить служанку от госпожи. Это, безусловно, преувеличение, но весьма показательное. «Существуют ли различия, если они не видны?» — ключевой вопрос, который подталкивал представителей элиты к поискам новых знаков изысканности, а мечтателей, грезивших о бесклассовом обществе, к созданию проектов единой униформы для всех граждан:

«От десяти до тридцати лет молодые люди каждой профессии будут носить форменное платье из одной и той же материи, чистое, но обыкновенное и подходящее для их занятий. Каждая корпорация будет отличаема каким-нибудь цветом, соответствующим главному предмету ее труда, или каким-либо другим знаком».

Этьен-Габриэль Морелли. «Кодекс природы, или Подлинный дух ее законов» (1755 год, перевод М. Е. Ландау)

С тридцати лет, по мысли Морелли, человек может одеваться сообразно своему вкусу, но без излишеств.

Так что модные баталии подготавливали и сопровождали социальные потрясения в Европе в «век революций», а потом и наследовали им.

Мушки


Ссора с евреем-покровителем. Из серии «Карьера проститутки». Карикатура Уильяма Хогарта. 1732 год Victoria and Albert Museum

Одна из наиболее узнаваемых черт моды XVIII века, сохранявшая популярность на всем его протяжении, — мушки. Некоторый упадок интереса к мушкам наблюдается с 1780-х годов, в эпоху предромантизма, когда начала цениться «естественная» красота и женщины стали постепенно отказываться от тяжелого макияжа, отличавшего предшествующий период. Однако и в это время мушки продолжали носить многие пожилые дамы, верные привычкам своей молодости.

В действительности мушки использовались для того, чтобы лучше оттенить фарфоровую белизну кожи (вернее, покрывавшего ее слоя грима, обычно — свинцовых белил, о вреде которых заговорили позже). Но в карикатуре уже в начале XVIII века мушки приобрели свой смысл: они обозначали модную женщину, а значит, в глазах моралистов, кокетку и даже распутницу. Подписи к некоторым картинкам намекают на то, что основным назначением мушек было скрыть следы сифилиса. Растиражированная в гравюре серия картин Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» дает характерный пример подобного переосмысления мушек: их появление — недвусмысленный знак падения героини. Мушка на лбу дополняет характеристику героини, заданную ситуацией: она отвлекает одного любовника, чтобы другой мог скрыться.

Фижмы


Карикатура на фижмы. 1748 год pinterest.com

Женский костюм на протяжении большей части XVIII века был довольно объемным. Это достигалось при помощи скрытых под юбками сложных конструкций. Широкий каркас, вставлявшийся под юбку, а также сама юбка на таком каркасе назывались «фижмами» — предположительно, от немецкого слова Fischbein, «китовый ус». В начале века использовалась колоколообразная структура, состоящая из круглых обручей разного диаметра, однако к 1730-м годам в моду вошел уплощенный спереди и сзади, расширенный по бокам силуэт.

На карикатуре 1748 года две модницы не могут разминуться на улице, без того чтобы одной из них не пришлось совершать сложные манипуляции со своими юбками, демонстрируя исподнее окружающим.

Панье

Панье. Карикатура 1775 года pinterest.com

Позднейшая модификация фижм, возникшая в середине XVIII века, называлась «панье» — от французского слова panier, «корзина». Предположительно, панье допускали большую свободу движений, так как вместо цельных обручей и сложной системы завязок, придававшей фижмам форму эллипса, в них начали использоваться отдельные корзинки, крепившиеся по бокам.

В большинстве карикатур этого периода изобличается искусственность модного тела, понимаемая как проявление женской хитроумности, и, прямо или косвенно, высмеивается наивность мужчин, которых можно соблазнить показным лоском.


Магазин задов. Английская карикатура. 1785 год

Развивая тему модного тела как причудливой иллюзии, эта карикатура сводит различные конфигурации фижм — как реально существовавшие, так и выдуманные художником — в единую систему, очевидно, не без влияния естественно-научных классификаций натуралистов Жоржа-Луи Бюффона и Карла Линнея.

Корсет

Пляска смерти. Гравюра Алларта Класса. 1562 год Baillieu Library Print Collection, The University of Melbourne

Корсет появился в XVI веке и уже тогда, как и другие модные ухищрения, подвергался осмеянию как символ суетного тщеславия. На гравюре Алларта Класса модно одетая пара беззаботно танцует, по-видимому, не догадываясь, что за перкуссионист задает ритм.

Тугая шнуровка, или Мода прежде удобства. Карикатура Джона Коллета. Около 1777 года The Lewis Walpole Library

В XVIII веке с корсетом обычно связаны сюжеты, подразумевающие одевание или раздевание, а значит, определенный эротизм. Шнуровка на спине не позволяла даме одеться самостоятельно — карикатура Коллета высмеивает суетность модницы, привлекшей целый отряд слуг, чтобы потуже зашнуровать корсет. Пикантность ситуации подчеркивается фигурами собаки и обезьянки, символизирующими низменные страсти: похоть и тщеславие.


Тугая шнуровка, или Жена сапожника прифрантилась. Английская карикатура. 1777 год The Trustees of the British Museum

Кроме того, мишенью сатиры становится контраст между происхождением и амбициями. Жена сапожника смогла затянуть корсет потуже, воспользовавшись одним из рабочих инструментов своего супруга, но тот не оценил ее находчивость. Карикатура отражает проникновение моды во все слои общества и возникновение опасений, связанных с неумеренными тратами и сомнительной моралью модниц.


Немного туже. Карикатура Томаса Роулендсона. 1790 год National Gallery of Victoria, Melbourne

Реагируя на стирание социальных различий, карикатуристы подчеркивают их, утрируя стереотипические сословные характеристики тела. Если аристократы изображались чересчур манерными, то представители третьего сословия — грубыми и неотесанными. Неуклюжая тучная дама, пытающаяся обрести модный силуэт при помощи тугой шнуровки, символизирует политические и культурные претензии буржуазии.

Оригинальная подбивка: средство для придания округлости. Карикатура Джеймса Гилрея.
1791 год
The Trustees of the British Museum

Корсет XVIII века был очень жестким, придавая лифу модного платья форму гладкого перевернутого конуса. Ситуация изменилась к 1790-м годам: теперь корсет мог дополняться накладками, подчеркивающими и увеличивающими грудь.

Гилрей преувеличивает усилия, предпринимаемые миссис Фитцгерберт, морганатической супругой будущего короля Великобритании Георга IV, чтобы понравиться своему принцу, и этим предвосхищает форму корсета, характерную для XIX века, когда в моду вошел силуэт «песочные часы».


Подлинный вид новой машины для шнуровки дам. 1829 год The New York Public Library

Промышленная революция наложила свой отпечаток на представления о модном теле.

Макарони

Английская карикатура. 1774 год «Том, сын мой, что это?» Library of Congress

В 1760-70-х годах побывавшие на континенте молодые британцы привозили домой чужеземные манеры и наряды — высокие пудреные парики, туфли с красными каблуками, перчатки с отворотами, яркий макияж. Это явление имело большой общественный резонанс. Изображения, уподобляющие разряженных, гримасничающих юношей клоунам или обезьянам, откровенно ксенофобны. Это отражение вечных традиционалистских сетований на «порчу нравов» под тлетворным влиянием заграницы.

«Том, сын мой, что это?» — спрашивает поместный дворянин своего сына, примкнувшего в столице к макарони. Комический контраст — наглядное выражение социальной и культурной пропасти, разделившей поколения — строится здесь на противопоставлении не только костюма, но и телосложения и поз персонажей, напоминая нам, что мода — это нечто большее, чем просто одежда.

Куафюра а-ля Мария Антуанетта


Лицом к лицу, или Дамский курятник. Английская карикатура. 1776 год The Trustees of the British Museum

В последней четверти века прически, или куафюры (от французского coiffure), внезапно начинают расти ввысь, достигая нечеловеческих размеров — по крайней мере так кажется карикатуристам.

Французская дама в Лондоне. Карикатура Сэмюэля Иеронимуса Гримма. 1771 год The Trustees of the British Museum

В настоящее время многие исследователи склонны считать вымыслом эксцентричные уборы, которыми пестрят сатирические изображения, помещающие на верхушку и без того монументальной дамской прически башню или корабль, а то и еще одну модницу. Нигде, кроме карикатур, этот мотив не встречается, его не подтверждают ни живописные портреты, ни документальные источники, и в действительности самым громоздким украшением головы были, по-видимому, страусовые перья.

Смехотворные моды, или Абсурд, до которого доходят дамы. Английская карикатура. 1771 год The Trustees of the British Museum

Тем не менее прически, без сомнения, стали объемнее и приобрели ярко выраженную вертикальную доминанту — именно такой стиль ассоциируется с королевой Марией-Антуанеттой, хотя она сама успела поносить и прическу с небрежно растрепанными локонами, вошедшую в моду позднее.


Отказ от пудры, или Бережливое семейство экономит гинею. Карикатура Джеймса Гилрея.
1795 год
National Portrait Gallery, London

Прическа в духе Марии-Антуанетты (как и другие стили XVIII века) требовала обильного напудривания. Сверкающая дымка пудры придавала воздушности массивным конструкциям из собственных и накладных волос и считалась очень изящной. Кроме того, впитывая жир, пудра позволяла держать волосы в относительной чистоте — до изобретения шампуня оставалось еще более века. В конце столетия в Великобритании был введен налог на пудру для волос, заставивший многих островитян отказаться от этой роскоши раньше, чем это сделали модники на континенте.

Накладные икры

Шнурование денди. Английская карикатура. 1819 год The Metropolitan Museum of Art

Если дамы в основном стремились зрительно расширить область бедер, представления о мужественности требовали демонстрации мускулистых ног: аристократы носили короткие штаны — кюлоты. Для тех, чье тело не вполне соответствовало идеалу, в атласные чулки вшивали накладки на икры. Накладные икры пользовались успехом на всем протяжении XVIII века, достигнув пика популярности накануне Французской революции, и сохранялись в начале XIX века, когда кюлоты сменились длинными, но узкими панталонами и облегающими лосинами.

На карикатуре модник эпохи Регентства не только утянут в корсет, но и использует специальные приспособления, имитирующие широкие плечи, мускулистые бедра и мощные икры.

Инкруаябли

Инкруаябль. Карикатура Антуана Шарля Ораса Верне. Около 1790 года fashion-hi-story.blogspot.com

На фоне революционного террора во Франции появились модники, которых прозвали «невероятными» (les incroyables). Их огромные накрахмаленные шейные платки и костюмы фантастических расцветок словно пытались возродить к жизни аристократию Старого режима. Это было больше похоже на пир во время чумы, чем на сознательное политическое высказывание, но в историю моды инкруаябли вписали одну из самых ярких страниц.


Вальс. Гравюра Антуана Шарля Ораса Верне. 1800 год The Trustees of the British Museum

Существует мнение, что инкруаябли и их не менее удивительные подруги мервейёзы (les merveilleuses) устраивали так называемые балы жертв, на которые допускались только родственники казненных дворян. На эти собрания дамы якобы являлись с собранными наверх или коротко стриженными волосами, как будто перед казнью, и повязывали на шею красную ленточку, имитировавшую кровавый след. Еще большую театральность этим балам придавали диковинные движения, которыми участники сопровождали свои танцы: они мотали головами из стороны в сторону так, словно те вот-вот готовы были скатиться с плеч, отсылая к мотиву обезглавливания. Некоторые исследователи полагают, что эти балы — миф, изобретенный писателями-романтиками эпохи Реставрации. Но как тогда объяснить карикатуры, на которых герои изображены в процессе какого-то странного танца?

В 1984 году молодой Джон Гальяно, заканчивавший учебу в лондонском колледже Central Saint Martins, посвятил инкруаяблям свою дипломную коллекцию. Сценическое решение дефиле показывало, что, по мысли дизайнера, именно эти модники были подлинными героями Французской революции.

«Нагая мода»


Три грации на сильном ветру. Карикатура Джеймса Гилрея. 1810 год The Trustees of the British Museum

В конце XVIII века революция произошла и в дамской моде: массивные платья с фижмами ушли в прошлое, сменившись легкими одеяниями в духе античной туники. Талия поднялась под грудь — возникла так называемая ампирная линия, название которой восходит к французскому empire, «империя»: этот силуэт получил наибольшее распространение в 1804-1814 годах, при империи Наполеона Бонапарта.

Парижские дамы зимой 1800 года. Карикатура Джона Коуза. 1799 год Wikimedia Commons

Радикально изменился не только фасон, но и модные цвета и текстуры: на смену богато украшенному тяжелому бархату и парче пришел невесомый муслин светлых тонов без рисунка. Воздушные платья скандализировали многих наблюдателей, которые, казалось, могли различить под тончайшими тканями все сокровенные части тел модниц — впрочем, вполне вероятно, что это была только игра воображения.

Волна «нагой моды» докатилась и до России. Филипп Вигель замечал в своих «Записках»:

«Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, которые плотно охватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете».

Несоответствие сезону часто высмеивается в карикатурах на «нагую моду».

Капор


Уединенное свидание. Французская карикатура. 1810-е годы Wikimedia Commons

Во Франции периода Директории (1796-1799 годы) наиболее актуальным головным убором, дополнявшим «нагое» платье, был тюрбан. Однако в начале XIX века под влиянием Англии многие континентальные модницы стали носить капор. Именно в таких шляпках героини Джейн Остин прогуливались по курортному городу Бату и другим фешенебельным местам. Защищавшие девичьи лица от нескромных взглядов поля капора действительно могли быть очень широкими.

«Баранья нога»


Любопытный крой рукавов. Карикатура Уильяма Хита. 1829 год The Metropolitan Museum of Art

Увлечение античностью рубежа XVIII-XIX веков к концу двадцатых годов сменилось интересом к Средним векам и эпохе Возрождения, что проявилось, в частности, в моде на объемные рукава причудливой формы. Некоторое представление о том, как они выглядели, позволяет составить распространенное название нового фасона — «баранья нога». Другие бытовавшие в это время наименования отсылают не столько к форме рукавов, сколько к умственным способностям выбиравших их модниц: французское à l’imbecile примерно соответствует позднейшему русскому «я у мамы дурочка».

Кринолин

Частичное затмение. Карикатура из журнала «Уленшпигель». 1856 год The Trustees of the British Museum

На протяжении 1830-40-х годов объем платьев постепенно увеличивался за счет нескольких слоев накрахмаленных нижних юбок, пока наконец в моду не вернулась конструкция из поддерживающих обручей.


Кринолин зимой. Карикатура Оноре Домье. 1858 год «Госпожа, если угодно, я с вас смету?» Brooklyn Museum

Благодаря новым материалам и технологиям эта конструкция сделалась намного более гибкой и подвижной, чем старорежимные фижмы, и называться стала по-другому — кринолин. Введение кринолина приписывается Чарльзу Фредерику Уорту — первому модельеру с мировым именем, отцу-основателю от-кутюр («высокой моды»). Критики кринолина представляли его клеткой, в которую заточена женщина; карикатуристы утрировали громоздкость модного силуэта.


Кринолин. Карикатура Джорджа Крукшенка. 1850 год Wikimedia Commons

Однако, скорее всего, неудобство кринолина преувеличено: он не мешал женщинам вести активный образ жизни. Стоит вспомнить, к примеру, военную медсестру и общественного деятеля этого периода Флоренс Найтингейл. Современные исследователи склонны подчеркивать не закрепощающий, а, напротив, позитивный смысл кринолина, придававшего женщине более внушительный вид и в силу этого — большую уверенность в себе.

Новый способ использования нижних юбок, только что вошедших в моду. Карикатура Оноре Домье. 1856 год National Gallery of Australia

Повод для эротических фантазий давала не только «нагая мода», но и полностью скрывавший женское тело строгий костюм викторианской эры. В данном случае под предлогом подшучивания над несуразным объемом кринолина карикатурист демонстрирует зрителю женские ноги до колена. В эпоху, когда даже ножки роялей могли деликатно драпироваться, чтобы не вызывать непристойных ассоциаций, подобное изображение граничило с порнографией.

Турнюр


Вето. Карикатура Джорджа дю Морье из сатирического журнала «Панч». 1877 год Джентльмен: «Присядем?» Дама: «Я бы с удовольствием, но моя портниха говорит, что не стоит». Wikimedia Commons

Колоколообразный объем кринолина постепенно трансформировался, уплощаясь впереди и вытягиваясь сзади, пока модные журналы не объявили о рождении нового модного феномена — турнюра.

Карикатура на турнюр из сатирического журнала «Панч». 1870 год Wikimedia Commons

Кроме того, более кокетливый по сравнению с неприступным кринолином турнюр вновь вводит в карикатуру тему женского тщеславия и становится элементом образа легкомысленной вертихвостки.

«Хромая юбка» (hobble skirt)

Открытка. Около 1910 года ebay.co.uk

В начале XX века в моду вошла перехваченная внизу длинная узкая юбка, название которой дословно переводится как юбка-хромоножка (от англ. hobble — «хромать», «стреноживать»). В названии карикатуры «Sh-Hopping» соединяются слова «шопинг» (shopping) и «подпрыгивание» (hopping) — карикатурист предполагает, что именно таким способом модница будет возвращаться домой из магазина. Помимо фасона платья здесь пародируются характерные для начала XX века огромные шляпы.

Эта мода была мимолетна — видимо, поэтому в русском языке даже не появился соответствующий термин. Однако карикатуристы ее заметили: они изображали дам, катящихся по паркету на роликах, погружаемых на движущиеся дорожки, передвигающихся по салону огромными скачками, потому что ходить в модных юбках якобы было совершенно невозможно.

Открытка. Около 1911 года «Хромая юбка. Что это?» — «Это юбка с ограничением скорости». Wikimedia Commons

В 1910-е годы в карикатуре наряду с графическими средствами начинает использоваться фотография, знаменуя начало новой эры в том, как воображается и изображается мода. 

в Избранное в Избранном из Избранного 0

представляю вашему вниманию подборку отсканированных страниц американского журнала Puck («Шалун») - популярного американского сатирического издания, публиковавшегося с 1871 по 1918 год и известного своими изумительно исполненными цветными шаржами и карикатурами на злобу дня. взято отсель http://sputnikipogrom.com/media/41450/russia-in-american-caricatures/#.VdIKRfntlBe

В материале ниже вы найдете карикатуры, высмеивающие Российскую Империю и ее неуемные амбиции (полагаем, что каждый русский националист такое определение должен однозначно воспринимать как комплимент). Американские художники на страницах «Шалуна» соревнуются в остроумии, язвя на тему нашего участие в Тройственной интервенции, высмеивая противостояние с Англией в ходе Большой игры, русско-американскую «войну тарифов», а равно и наши интересы на Балканском полуострове, который мы никак не оставим в покое.

Особого внимания заслуживает также и отражение специфических отношений русских и французов, которые в различных образах (то медведя и лиса, то гиганта и карлика) неразлучной парочкой странствуют от карикатуры к карикатуре, пытаясь разобраться с вездесущим английским львом. Ну и, конечно же, нельзя не отметить насмешки над «жестоким царизмом», угнетающим патриотов отечества и заставляющим их «в оковах бюрократии» заседать в проклятущей игрушечной Думе.

Подборка, которая одних, вероятно, расстроит, а других - порадует, на нашем сайте публикуется в рамках рубрики с лаконичным названием «как надо жить».

Так, чтобы враги ядом исходить не переставали.

Приятного просмотра!

Английский лев против России и Франции: «Пока еще жив»

Русский медведь и британский улей c медом Герата: «Московская осторожность». Россия: «Полакомился бы медом, да пчел боюсь!»


«Безрассудная наглость». Франция дразнит англичан: «Одолели буров, а вот справьтесь-ка теперь с медведем бурым!»

«Слишком много друзей». Англия и Германия - русскому медведю, схватившему китайскую принцессу: «Постой-ка! Не будь таким эгоистом! Собрался ее спасать - так дай и нам с этим помочь!»


Россия против Японии, Англии, США, Германии, Франции и др.: «Новая Великая китайская стена»

«Как должна закончиться война тарифов». Дядя Сэм - русскому медведю: «Не стреляй! Я готов спуститься!»

Союз Японии и Англии не по вкусу русскому медведю и французскому лису: «Кисловаты ягодки!»

«Китай цел. Пока что» Россия и Германия у объедков Маньчжурии и Шаньдуна: «Мы за мир. На полный желудок ничем другим заниматься не рекомендуется»

«Союзники». Русский медведь, направляющийся к буре на Балканах: «Не бойся, не уроню!». Франция: «Того и боюсь!»


«Слишком поздно». Эльза-Франция - английскому рыцарю Лоэнгрину: «О, как ты опоздал! Уж Тельрамунду отдана!» [по опере Вагнера «Лоэнгрин» - прим. S&P]

«Кто успел - тот и съел». Россия закусывает Маньчжурией

Россия на «Суде мирового презрения». Председательствует Дух Цивилизации

«Пузыри». Медведь выдувает обещания из воды с маньчжурским мылом

«Ставит болгарскую сценку». Представление идет со времен Петра Великого - без перерывов

«Пустая тарелка». У английского льва нож с надписью «Расчленение Турции». Индейка-Турция заглядывает с улицы: «До чего же грустны! А я ни на что не жалуюсь!»

«Карточный домик». Голубок мира сел на шаткую конструкцию, собранную русским медведем

«Озверел»

Русский мужик с Думой-топором против царского осьминога с щупальцами бюрократии, жадности, казачества, религиозной нетерпимости, деспотии, налогового бремени, взяток и каторжных ссылок. «Борьба славянина»

«На крыльце у Тедди [Рузвельта, президента США в 1901–1909 гг.- S&P] все вопросы можно решить по-дружески». Кликните для увеличения картинки.
Левая часть , вверху: «Вопрос контроля над Маньчжурией будет решен по результатам заплыва». Внизу: «Конкурс лесорубов решит судьбу Китая»
Правая часть, вверху: «Контрибуции определятся по результатам теннисного матча». Внизу: «А Владивосток отдадим той стране, которая расскажет лучшую небылицу!»


«Русский потоп»

«Русская корона»

«Учится ходить». Россия и Дума

«Прогресс русской свободы»: раньше патриотов ссылали в Сибирь, а теперь загоняют в Думу, сковав цепями бюрократии

«Что? Вы не пустить меня? Я есть ваш дядя Самуэль!»

«Осетровый промысел в Астрахани - икряная жатва»

«С Турцией - строго». Англия и Россия, вместе: «Будь же нашим союзником, милок, или мы тебе такую взбучку устроим - вовек не забудешь!»

«Неравная игра». У русского бродяги своих окон нет - так он теперь будет камни в дом уважаемого британца кидать. Надписи на окнах: «превосходство в Индии», «коммерция», «престиж», «гордость», «Британская империя»

«День благодарения». Дядя Сэм: «Ну что же, дела у нас, кажется, идут малек получше, чем у всех остальных. И благодарны мы сегодня, скорее, не за то, что имеем, а за то, чего лишены!» Надписи на картинах: «холера в Египте», «испанская верность», «немецкий мир», «французская уравновешенность», «русские реформы», «цунами на Яве», «гальская обходительность в Тонкине», «веселье в Англии»

«Наука или спорт? Современный спектакль по старинному сценарию»


«Царские особы на пляже Кони-Айленда»: почему бы утомленным монархам Европы не поплескаться в наших республиканских водах? Надписи на поясах: Австрия - панславизм, Россия - нигилизм, Германия - социализм, Италия - пауперизм [массовая бедность - S&P] , Франция - коммунизм, Англия - фенианство [ирландский сепаратизм - S&P]

«Разделение труда». Франция - России: «Руби ему голову - а я за хвост дерну!»

«К разбирательству готовы». Английский судья Джон Булл: «Позвольте, господа, представить вам моего нового помощника, США, и приступить к разбору китайского дела». Надпись на ленте у дяди Сэма: «Защитник Филиппин» [отсылка к проигранной войне Филиппин за независимость от США в 1899-1902 гг. - S&P]

«Тщета»: царь пытается поднять заглушку («мирную конференцию») на вершину, чтобы закрыть вулкан войны

«Еще не готов». Медведь: «До чего же жестоко! Неужели нельзя подержать мир, пока я обедаю?» Надписи на блюдах: «транссибирская железная дорога», «улучшенная финансовая система», «новые сферы влияния», «усиленный флот», «укрепленный Порт-Артур»

«Русско-французский союз». За поясом у медведя - французские военные тайны


«Дела рук его». Некоторые из чудес, исполненных волшебником Мак-Кинли [президент США в 1897-1901 гг. - S&P] с момента инаугурации: обеспечил союз России и Франции (иллюстрация слева в центре). Кликните для увеличения картинки

«Перебил». Лев-новичок в компании, наступив на карту Китая: «Приветствую, ребятки. Ежели будете делить - не забудьте про мою львиную долю!»


«Ступает герой-завоеватель». Величайший момент жизни Вилли Гогенцоллерна - празднует 25 годовщину победы в Седане [отсылка к победе Вильгельма I в решающей битве Франко-прусской войны 1870 г. - S&P]


«Дружно не грузно». Султан, наблюдающий как Япония, Англия и Россия кормят Китай пушечными ядрами с ультиматумами: «Слава Аллаху, нашли себе другого „больного человека“! Может, хоть от меня немного отстанут!»

Германия, «европейский анфан террибль»

«Закован!» (русско-немецким торговым договором): «Мир в Европе еще на десять лет обеспечен!»

Не так давно увлекся новым хобби. Собираю по интернету карикатуры, посвященные истории XIX - нач. XX века. О! Это что-то. В означенный период был истинный расцвет карикатурного искусства. Сейчас карикатурой называется всякий криворукий бред про "Петровича". Я планирую показать как карикатуры рисовали 100-200 лет назад.

Первая серия посвящена императору Павлу Первому, а также двум его царствовавшим сыновьям - Александру и Николаю.


Когда-то давным-давно, просвещенным европейцам было глубоко безразлично существование холодной и далекой страны России. Все изменилось, когда пришел он - чудаковатый и курносый император Павел.

Чем же так насолил наш царь англичанам? Англичане вовсю воевали с Наполеоном. В этом активно помогали им мы и австрийцы. Суворов поперся разбивать французов в Италию, разбил, но из-за вероломных австрийцев, кинувших его в Швейцарии, ему пришлось совершать очередные немыслимые подвиги, чтобы через альпийские перевалы вывести армию. Кстати Александру Васильевичу тоже досталось от английских карикатуристов.


Богомерзкое издательство опечаталось - Князь РымниКский.
Павел, будучи нрава импульсивного, немедля порвал с союзниками и заключил союз с Наполеоном.

Говорят, англичане приложили руки к убийству Павла Первого. Действительно, Александр Первый тут же вернулся в лоно антинаполеоновских коалиций. Этим он не только доставил незабвенную славу русскому оружию, но и лишил карикатуристов морального права изображать себя в невыгодном свете. Вся их творческая энергия перекинулась на Наполеона.




Кстати первое, зафиксированное мной, появление русского медведя.


Русскую зиму пока не научились рисовать, но уже страшно.
Общими усилиями, Наполеона одолели. Как учит советский учебник по истории, Россия стала "жандармом Европы".


Я жандарма представляю в красивой блестящей форме, а он - вот такой. Это типа русский cossack.

Неожиданно Александр умер и на престол взошел Николай Первый. Это была находка для наших карикатуристов. Посудите сами!

Русский колосс!

Николай умел ухаживать за дамами...

При нем вон как было.


Мы порывались подавлять всякие западноевропейские революции, но до Бельгии, Франции и Пруссии не доскакали. Зато славно поподавляли в Венгрии и Молдавии с Валахией. Ринулись было отколоться поляки...


Забалканский граф - Дибич, командующий нашими войсками. Побрить его не побрили, но кренделей он отхватил от поляков и умер от разыгравшейся в 1831 году холеры. Штука, которой его бреют - польское ноу-хау, лезвие косы воткнутое на палку. Такими они и вооружались.

К счастью, все закончилось благополучно - пришел Паскевич и навел порядок.

Художник пошел комбинировать в свой отдел.

Он взял квадратик ватманской бумаги и набросал карандашом худого пса.

На псиную голову он надел германскую каску с пикой.

А затем взялся делать надписи.

На туловище животного он написал печатными буквами слово «Германия»,

на витом хвосте — «Данцигский коридор»,

на челюсти — «Мечты о реванше»,

на ошейнике — «План Дауэса»

и на высунутом языке — «Штреземан».

Перед собакой художник поставил Пуанкаре,

державшего в руке кусок мяса.

На мясе художник замыслил тоже сделать надпись,

но кусок был мал, и надпись на нем не помещалась.

Человек, менее сообразительный, чем газетный карикатурист,

растерялся бы, но художник, не задумываясь,

пририсовал к мясу подобие привязанного к шейке бутылки рецепта

и уже на нем написал крохотными буковками:

«Французские предложения о гарантиях безопасности».

Чтобы Пуанкаре не смешали с каким-либо другим государственным деятелем,

художник на животе премьера написал — «Пуанкаре».

Набросок был готов».

И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»

В Харьковском художественном музее прошла выставка "Английская сатирическая графика конца XVIII- начала XIX века". Оказывается, коллекция музея составляет около 70 графических листов. Это были своеобразные отклики художников на современные им события, в том числе и на внешнеполитические, в которых одну из центральных ролей играла Россия.

Сначала небольшая историческая справка.

Конец правления Екатерины II характеризуется резким ухудшением отношений с Британией. Это ухудшение очень легко проследить по применению относительно нового оружия информационной войны - карикатуры. Уничтожение российскими войсками Крымского ханства, создание Черноморского флота крайне встревожило англичан. Весной 1791 года разгорелся острейший международный конфликт, вошедший в историю как «Очаковский кризис». Если раньше российский экспорт морским путём осуществлялся через Балтийское море, которое полностью контролировалось британским флотом то теперь у России появилась возможность торговать с Европой, имея выход к Чёрному морю.

22 марта 1791 года британский кабинет министров принял на своем заседании ультиматум России. Если последняя откажется вернуть Очаковскую область Турции, то Великобритания и союзная ей Пруссия грозили объявлением войны. Дипломатический нажим сопровождался созданием соответствующего образа Екатерины и ее окружения в европейской прессе.

При этом в1799-1800 гг. Россия выступала союзником Англии против революционной Франции. Но к тому времени геополитические противоречия достигли такого накала, что на подобные «мелочи» никто в Англии уже не обращал внимания.

В конце 18 века Англия обладала колоссальной пропагандистской машиной, ранее невиданной в мире. На пропаганду работали десятки газет и журналов, а также более полутора сотен художников-карикатуристов, и более сотни издательств, эти карикатуры печатающих. Несколько десятков крупных гравировальных мастерских работали круглосуточно, тысячи эстампов ежегодно экспортировались на континент. Следствием использования дешевой техники офорта стало то, что рынок был насыщен сатирическими листами содержащими оперативный и остроумный отклик на все текущие события, Нигде в Европе в это время еще нет профессиональных карикатуристов, и только в Англии карикатура признается искусством. Карикатура становилась мощнейшим оружием информационной войны, пожалуй, главным на тот момент. Сатирические листы выходили ежедневно и раскупались всеми слоями английского общества.

Это карикатуры на Суворова, Павла I, Екатерину II, Александра I, а позже на Николая I, листы, посвященные Отечественной войне 1812 года России с Францией Наполеона, созданные мастерами этого жанра — Джеймсом Гилреем, Исааком Крукшенком, Джорджем Крукшенком, Уильямом Эльмсом, Джоном Коузом, Уильямом Хитом, Чарльзом Уильямсом и др.

Мне было интересно взглянуть на старинные листы глазами современного художника и отследить не только традиционные приемы, сохранившиеся у карикатуристов, но и заметные эволюционные процессы, уводящие современную карикатуру от многословности и перегруженности в сторону лаконизма и метафоричности.

Есть интересная книга - полное название «Русская медведица или политика и похабство» (Опыт расшифровки английской гравюры). Авторы: Андрей Россомахин, Денис Хрусталев

Из текста:
«Известно, что медведь относится к ряду неких устойчивых символов России и «русскости», в числе, скажем, таких объектов, как русский мороз, Сибирь, русский деспотизм, русская икра, русская водка, a в новейшее время - русский балет, matrioshka, автомат Калашникова и русская мафия. Но именно медведь стал самым понятным и востребованным атрибутом России для западного сознания».

Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами британских политиков находятся два перепуганных епископа, один из которых молится: «Избави меня, Господи, от Русских медведей...». Эта тирада — отсылка к известной в то время молитве «Избави меня, Господи, от гнева норманнов...».

Россия изображалась как варварское государство, угрожающее цивилизованной Европе.

Исаак Крукшенк. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию

Мишенью информационной войны стал полководец Александр Суворов, а фоном — «русское зверство». Поводом для новой информационной атаки стало подавление польского восстания. Карикатуры изображали ужасы, творимые бесчеловечными казаками под командованием Суворова и Екатерины. Полководец представал в облике кровожадного пожирателя вражеских армий, упыря-кровопийцы.

Позднейшая характерная заметка о Суворове, опубликованная в английской газете «The Times» от 26 января 1818 года содержит такую характеристику: «все почести не могут смыть позора прихотливой жестокости с его характера и заставить историка писать его портрет в каких-либо иных красках, кроме тех, что достойны удачливого сумасшедшего милитариста или ловкого дикаря».

В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на трон е. Рядом с троном - Медведь, лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); рукава его расшитого золотом мундира окровавлены засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением».

Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие.

Русско-турецкие войны 1768—1774; 1787—1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь

1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.

Что касается Павла I, то о сумасшествии и скором свержении царя заговорили сразу - еще на коронации 5 апреля 1797г. англичане «предсказывают»: «В Российской империи скоро произойдет важное событие. Не смею сказать большего, но я боюсь этого…» . Это «предсказание» совпало с отказом Павла направить войска против Франции

Центральные английские газеты уже в январе делают информационные вбросы о грядущем свержении Павла: «Мы потому ожидаем услышать со следующей почтой, что великодушный Павел прекратил править!» или «Большие изменения, судя по всему, уже произошли в правительстве России, или не могут не произойти в ближайшее время». Таких сообщений в январе-феврале насчитывается десятки, они неизменно сопровождаются указанием на слабоумие императора.

Тема союза с наполеоновской Францией, как смертельно опасная для Британии, вызывала яростные нападки. Например, на одной из карикатур Наполеон ведет на цепи Русского Медведя - Павла.

Карикатура должна была подчеркнуть зависимую роль России в готовящемся союзе с Францией, что не соответствовало действительности. В стихотворении, сопровождающем картину, содержится удивительное «предвидение». Медведь-Павел говорит «Скоро моя власть падет!», а вина за грядущее возлагается на самого Павла словами «Я усиленно готовлю свое падение». Истолковать это иначе, как сигнал, уже сформированной команде убийц Павла, а также как подготовку общественного мнения Европы к грядущим «переменам» внутри России, трудно. Никто уже ни в Европе, ни в России не удивился, когда 11 марта 1801г. Император Павел был убит.

Это, пожалуй, самый наглядный урок информационной войны — грамотно распропагандированный миф воспринимается потомками уже как истина.

Представлена вторая антифранцузская коалиция: Медведь (с мордой, напоминающей волчью) помогает австрийскому императору стаскивать сапог-Италию с ноги республиканского генерала Наполеона. Из сапога сыпятся монеты (на карте-сапоге обозначены Rome, Naples, Flor , - т.е. Рим, Неаполь, Флоренция). Наполеон с окровавленными кинжалами в руках стоит на голландском сыре. Английский моряк (Джон Булль) сзади схватил Наполеона за руки (на ленточках его берета надписи: Nelson, Duncan, Bridport ). Упитанный голландец, просунувшись между ног англичанина, выдергивает Dutch Cheese (Голландский сыр) из-под Наполеона. Турок, украшенный ожерельем из отрезанных ушей и носов, схватил Наполеона за нос, и хочет отсечь его саблей с надписью St Jean d " Acre ). На дальнем плане справа водят хоровод вокруг подожженного шеста с фригийским колпаком. В названии листа обыгран лозунг Великой французской революции: Liberté, Egalité, Fraternité! (Свобода, Равенство, Братство!)

КАРИКАТУРА - жанр ис-кус-ст-ва, изо-бра-же-ние, соз-даю-щее ко-мический эф-фект в це-лях ос-мея-ния и кри-тической оцен-ки то-го или ино-го ли-ца или об-щественного яв-ле-ния.

Карикатура ис-поль-зу-ет сред-ст-ва са-ти-ры и юмо-ра, шар-жа, гро-те-ска и ху-дож. ги-пер-бо-лы; в ней со-еди-ня-ют-ся ре-аль-ное и фан-та-сти-че-ское, пре-уве-ли-чи-ва-ют-ся и за-ост-ря-ют-ся ха-рак-тер-ные чер-ты фи-гу-ры, ли-ца, кос-тю-ма, ма-не-ры по-ве-де-ния лю-дей, при-ме-ня-ют-ся не-ожи-дан-ные со-пос-тав-ле-ния, упо-доб-ле-ния и ме-та-фо-ры. Вслед-ст-вие сво-ей об-щественной зна-чи-мо-сти карикатура обыч-но бы-ту-ет в мас-со-вых фор-мах: ис-поль-зу-ют-ся наи-бо-лее мно-го-ти-раж-ные ви-ды гра-фи-ки (пер-во-на-чаль-но - кси-ло-гра-фия, офорт, за-тем ли-то-гра-фия, фо-то-ме-ха-нические спо-со-бы вос-про-из-ве-де-ния и др.). Основные фор-мы карикатура - «ле-ту-чие ли-ст-ки», народные кар-тин-ки, позд-нее га-зет-но-жур-наль-ная гра-фи-ка, пла-кат, ре-же са-ти-рическая жи-во-пись, скульп-ту-ра (мел-кая пла-сти-ка).

Тер-мин «карикатура» был, как счи-та-ет-ся, впер-вые ис-поль-зо-ван Ан-ни-ба-ле и Аго-сти-но Кар-рач-чи в конце XVI века при-ме-ни-тель-но к изо-бра-же-ни-ям от-кро-вен-но гро-те-ск-но-го ха-рак-те-ра. Cтановление жан-ра карикатуры мож-но от-не-сти к началу XVI века; её ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние при-хо-дит-ся на вре-мя Ре-фор-ма-ции и Кре-сть-ян-ской вой-ны 1524-1526 годов в Гер-ма-нии. В даль-ней-шем рас-цвет карикатуры так-же сов-па-да-ет с пе-рио-да-ми круп-ных об-ще-ственно-по-ли-тических по-тря-се-ний - Тридца-ти-лет-ней вой-ной 1618-1648 годов , ре-во-лю-ци-ями XVI-XVIII века в Ни-дер-лан-дах, Анг-лии, Фран-ции. В этот пе-ри-од про-сле-жи-ва-ет-ся связь карикатуры с фольк-ло-ром, луб-ком, воз-ро-ж-дав-шая-ся и позд-нее, во вре-ме-на во-енных кон-флик-тов и ре-во-лю-ций. Су-ще-ст-вен-ная роль в карикатуре от-ве-де-на тек-сту, рас-ши-ряю-ще-му смысл изо-бра-же-ния, уси-ли-ваю-ще-му его са-ти-рическую ост-ро-ту. Са-мо-сто-ятельная эс-те-тическая зна-чи-мость карикатуры бы-ла впер-вые ос-мыс-ле-на в начале XIX века ро-ман-ти-ка-ми, в эс-те-ти-ке ко-то-рых иро-ния и гро-теск за-ни-ма-ли вид-ное ме-сто, од-на-ко уже в XVII-XVIII веках к карикатуре об-ра-ща-лись круп-ней-шие мас-те-ра - Дж.Л. Бер-ни-ни (пре-имущественно карикатуры на от-дель-ных лиц), Гвер-чи-но, Дж.Б. Тье-по-ло, Ж. Кал-ло; пер-вым из ху-дож-ни-ков, поч-ти це-ли-ком по-свя-тив-ших се-бя это-му жан-ру, был П.Л. Гец-ци.

В 1-й половине XVIII века кар-ти-ны и гра-вю-ры У. Хо-гар-та, вы-смеи-ваю-щие нра-вы со-вре-мен-но-го ему английского об-ще-ст-ва, по-ло-жи-ли на-ча-ло сис-те-ма-тическому раз-ви-тию карикатуры как важ-ной об-лас-ти изо-бра-зительного твор-че-ст-ва. Вслед за Хо-гар-том английские гра-фи-ки-ка-рика-ту-ри-сты 2-й половины XVIII - начала XIX веков (Т. Ро-уленд-сон, Дж. Крук-шанк, У. Дент, Р. Нью-тон) вы-ра-бо-та-ли свой тип карикатуры: они пре-об-ра-зо-вы-ва-ли жан-ро-вые сце-ны в осо-бый тип те-ат-ра-ли-зо-ван-но-го зре-ли-ща, об-на-жаю-ще-го урод-ли-вые и смеш-ные сто-ро-ны дей-ст-ви-тель-но-сти. Со-ци-аль-но-об-ли-чительный па-фос английской карикатуры не под-ни-мал-ся вы-ше «пар-ла-мент-ско-го оп-по-зи-цио-нер-ст-ва» и ос-мея-ния нра-вов, но в ней сфор-ми-ро-ва-лись многие ха-рак-тер-ные твор-че-ские приё-мы ев-ропейской карикатуры (этой ли-нии карикатуры близ-ки ра-бо-ты немецкого художника Д.Н. Хо-до-вец-ко-го). То-гда же оп-ре-де-ли-лась спе-ци-фи-чес-кая для карикатуры опе-ра-тив-ность от-кли-ка на круп-ные со-бы-тия об-щественной жиз-ни (карикатуры-луб-ки Французской ре-во-лю-ции XVIII века, «ан-ти-на-по-ле-о-нов-ские» ра-бо-ты Дж. Гил-рея и других в Ве-ли-ко-бри-та-нии и т. д.). В са-ти-рических офор-тах Ф. Гойи гро-те-ск-ный язык карикатуры при-об-рёл не-бы-ва-лую си-лу и глу-би-ну ху-дожественного воз-дей-ст-вия.

С XIX века раз-ви-тие карикатуры тес-но свя-за-но с литературной пуб-ли-ци-сти-кой и её со-ци-аль-но-по-ли-тическими уст-рем-ле-ния-ми: по-сто-ян-ное со-труд-ни-че-ст-во ху-дож-ни-ков с жур-на-ла-ми и га-зе-та-ми ста-ло обыч-ной фор-мой их твор-че-ской дея-тель-но-сти. Ан-ти-бур-жу-аз-ный па-фос ок-ра-ши-ва-ет твор-че-ст-во круп-ней-ше-го ка-ри-ка-ту-ри-ста О. До-мье и К. вре-мён Па-риж-ской ком-му-ны 1871 года (Ж. Пи-ло-тель и др.). Од-ним из са-мых дей-ст-вен-ных и ём-ких са-ти-рических средств стал гро-те-ск-ный обоб-щён-ный об-раз («со-ци-аль-ная мас-ка» или порт-рет-шарж), во-пло-щав-ший ти-пичные чер-ты различных об-щественных клас-сов (у П. Га-вар-ни, Ж.Ж. Гран-ви-ля, Ш. Фи-ли-по-на, До-мье, Г. До-ре, В. Бу-ша, Дж. Ли-ча и др.). На ру-бе-же XIX-XX веков ши-ро-кое раз-ви-тие по-лу-чи-ла по-ли-тическая карикатура, в жан-ре ко-то-рой ра-бо-та-ли многие круп-ные мас-те-ра - П. Синь-як, Т. Стейн-лен во Фран-ции, ху-дож-ни-ки немецкой живописи «Сим-пли-цис-си-мус» (ос-но-ван в 1896 году; А. Ку-бин, О. Гульб-ранс-сон, К. Коль-виц, Т.Т. Хей-не, Г. Цил-ле и др.). В 1-й половине XX века боль-шо-го на-пря-же-ния и эмо-цио-наль-ной ост-ро-ты до-стиг-ла ан-ти-ми-ли-та-ри-ст-ская карикатура (Ф. Ма-зе-рель, Г. Грос, О. Дикс, Дж. Харт-филд в Гер-ма-нии; Дж. Лоу в Ве-ли-ко-бри-та-нии; У. Гроп-пер в США; Ж. Эф-фель во Фран-ции; Х. Бид-ст-руп в Да-нии; И. Беш-ков в Бол-га-рии и др.).

На про-тя-же-нии сво-ей ис-то-рии карикатура не-од-но-крат-но под-вер-га-лась го-не-ни-ям - лис-ты кон-фи-ско-вы-ва-лись вла-стя-ми, из-да-ния за-пре-ща-лись (например, «Жур-нал ка-ри-ка-тур» А.Г. Ве-не-циа-но-ва в 1808 году), ху-дож-ни-ков при-го-ва-ри-ва-ли к тю-рем-но-му за-клю-че-нию и штра-фам (О. До-мье и др.). О том, что карикатура не ут-ра-ти-ла зна-че-ния и в на-ши дни, сви-де-тель-ст-ву-ют, в ча-ст-но-сти, ме-ж-ду-народные «ка-ри-ка-тур-ные скан-да-лы» середины 2000-х годов, спро-во-ци-ро-ван-ные об-ра-ще-ни-ем ху-дож-ни-ков к ре-лигиозной те-ма-ти-ке; ак-ту-аль-ным ос-та-ёт-ся искусство по-ли-тической и ан-ти-во-ен-ной ка-ри-ка-ту-ры.

В Рос-сии к наи-бо-лее ран-ним об-раз-цам карикатуры сле-ду-ет от-не-сти лу-боч-ные лис-ты 1-й половины XVIII века (рас-кра-шен-ные кси-ло-гра-фии), вы-смеи-ваю-щие бы-то-вые по-ро-ки, фи-зические урод-ст-ва или ино-зем-ные нра-вы; схе-ма-тич-но-гро-те-ско-вые изо-бра-же-ния не-из-мен-но до-пол-не-ны риф-мо-ван-ным тек-стом. В карикатуре конца XVIII века по-лу-чи-ли рас-про-стра-не-ние мо-ти-вы городского бы-та, пре-имущественно ме-щан-ско-го и ку-пе-че-ско-го, шар-жи-ро-ван-ные об-ра-зы русской зна-ти. Отечественная вой-на 1812 года да-ла но-вый им-пульс раз-ви-тию са-ти-рической гра-фи-ки («народные кар-тин-ки» И.И. Те-ре-бе-нё-ва, А.Г. Ве-не-циа-но-ва, И.А. Ива-но-ва, на-прав-лен-ные про-тив императора На-по-ле-о-на I и гал-ло-ма-нии русского дво-рян-ст-ва). В середине XIX века карикатура сбли-жа-ет-ся с са-ти-рической ил-лю-ст-ра-ци-ей (А.А. Агин, П.М. Бок-лев-ский, Е.И. Ков-ри-гин, Р.К. Жу-ков-ский и др.). В ус-ло-ви-ях цен-зу-ры со-ци-аль-ная са-ти-ра вы-сту-па-ла час-то в фор-ме бы-то-вой карикатуры, нра-во-опи-са-тель-ных сцен, в ко-то-рых ос-меи-ва-лись об-щественные по-ро-ки, в шар-жи-ро-ван-ном ви-де пред-ста-ва-ли со-вре-мен-ни-ки (А.О. Ор-лов-ский, П.А. Фе-до-тов). Этот при-ём ха-рак-те-рен и для ка-ри-ка-ту-ри-стов русских са-ти-рических жур-на-лов середины XIX - начала XX веков - «Ис-кры», «Гуд-ка», «Бу-диль-ни-ка», «Шу-та» и др. (Н.В. Иев-лев, А.И. Ле-бе-дев, Н.А. Сте-па-нов, П.М. Шмель-ков, П.Е. Щер-бов). Тес-но свя-зан-ное с об-ще-ственно-по-ли-тическими со-бы-тия-ми, искусство карикатуры пе-ре-жи-ло подъ-ём в го-ды русской Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов, ко-гда в са-ти-рических жур-на-лах «Жу-пел», «Ад-ская поч-та» и других, а так-же в поя-вив-ших-ся позд-нее жур-на-лах «Са-ти-ри-кон», «Но-вый са-ти-ри-кон» пуб-ли-ко-ва-лись ра-бо-ты круп-ней-ших мас-те-ров (в т. ч. И.Я. Би-ли-би-на, М.В. До-бу-жин-ско-го, Б.М. Кус-то-дие-ва, Е.Е. Лан-се-ре, А.А. Ра-да-ко-ва, Н.В. Ре-ми-зо-ва, В.А. Се-ро-ва, А.А. Юн-ге-ра).

В го-ды Гражданской вой-ны 1917-1922 годов основной фор-мой са-ти-рической гра-фи-ки стал пла-кат («Ок-на РОСТА»; ху-дож-ни-ки В.Н. Де-ни, В.В. Мая-ков-ский, И.А. Ма-лю-тин, В.В. Ле-бе-дев, М.М. Че-рем-ных). В 1920-х годах вы-хо-ди-ло мно-же-ст-во са-ти-рических жур-на-лов, с ко-то-ры-ми со-труд-ни-ча-ли мас-те-ра карикатуры, как из-вест-ные с до-ре-во-люционного вре-ме-ни (Б.И. Ан-то-нов-ский, Д.С. Мо-ор, Ра-да-ков, Н.Э. Рад-лов и др.), так и ху-дож-ни-ки но-во-го по-ко-ле-ния (Л.Г. Бро-да-ты, Ю.А. Ганф, К.С. Ели-се-ев, В.И. Коз-лин-ский, Б.Б. Ма-ла-хов-ский, К.П. Ро-тов и др.). Как со-став-ная часть идео-ло-ги-зи-ро-ван-но-го советского искусства, карикатура ста-ла дей-ст-вен-ным спо-со-бом борь-бы с внеш-ни-ми и внут-рен-ни-ми «вра-га-ми ре-во-лю-ции»; боль-шое зна-че-ние уде-ля-лось об-ли-че-нию «сил ми-ро-вой ре-ак-ции», им-пе-риа-лиз-ма и ко-ло-ниа-лиз-ма, борь-бе с «пе-ре-жит-ка-ми ка-пи-та-лиз-ма», ан-ти-ре-ли-ги-оз-ной про-па-ган-де и т. п. В го-ды Великой Отечественной вой-ны ан-ти-фа-ши-ст-ская карикатура по-лу-чи-ла ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние в жур-на-лах, га-зе-тах, аги-тационных лис-тов-ках и в пла-ка-те (в т. ч. в «Ок-нах ТАСС», ле-нинградском «Бое-вом ка-ран-да-ше»). Но-вая вол-на карикатуры и са-ти-рического пла-ка-та на внут-ри-по-ли-тические те-мы про-ка-ти-лась в конце 1980-х годов; с жан-ром карикатуры сбли-жа-ют-ся многие про-из-ве-де-ния соц-ар-та. Сре-ди круп-ней-ших мас-те-ров отечественной карикатуры XX века - В.Н. Го-ря-ев, Б.Е. Ефи-мов, А.М. Ка-нев-ский, Ку-кры-ник-сы, Н.Е. Му-ра-тов, И.М. Се-мё-нов, Л.В. Сой-фер-тис.

Дополнительная литература:

Champfleury J. F. Histoire générale de la caricature. P., 1865-1888. Vol. 1-6;

Wright T. A history of caricature and grotesque in literature and art. L., 1865. N. Y., 1968;

Hofmann W. Caricature from Leonardo to Picasso. N. Y., 1957;

George M.D. English political caricature; a study of opinion and propaganda. Oxf., 1959. Vol. 1-2;

idem. Hogarth to Cruik-shank: social change in graphic satire. L., 1987;

Стер-нин Г.Ю. Очер-ки рус-ской са-ти-ри-че-ской гра-фи-ки. М., 1964;

Си-до-ров А.А. Рус-ская гра-фи-ка на-ча-ла ХХ в. М., 1969;

Hillier B. Cartoons and ca-ri-catures. L.; N. Y., 1970;

Borne-mann B., Roy C., Searle R. La caricature: art et ma-ni-feste, du XVIe siècle а̀ nos jours. Gen., 1974;

Аб-рам-ский И.П. Смех силь-ных: о ху-дож-ни-ках жур-на-ла «Кро-ко-дил». М., 1977;

Lucie- Smith E. The art of caricature. Ithaca, 1981;

Wechsler J. A human comedy: physiognomy and caricature in 19th cen-tury Paris. L.; Chi., 1983;

Shikes R., Heller S. The art of satire: painters as caricaturists and cartoonists from Delacroix to Picasso. N. Y., 1984.

Иллюстрации:

Не-из-вест-ный не-мец-кий ху-дож-ник. «Дья-вол в ви-де па-пы Алек-сан-д-ра VI». Гра-вю-ра на де-ре-ве. Около 1500 года.

Д.С. Мо-ор. «Вод-ка, ве-ра и взят-ка». 1922 год.

Ку-кры-ник-сы. «На приё-ме у бес-но-ва-то-го фю-ре-ра». 1944 год.

П.Е. Щер-бов. «Тор-же-ст-во Дя-ги-ле-ва. "Но-вая Ми-нер-ва"». Ак-ва-рель, тушь. 1900-е годы.

Дж. Крук-шанк. «Оде-ваю-щие-ся ден-ди». Цвет-ная ли-то-гра-фия. 1818 год.