Тысячелетиями люди возводили стены. Одни сооружения уже стерты временем. Другие появились совсем недавно. Вспоминаем самые знаменитые.

Великая Китайская стена

Официальное китайское название «длинная стена в 10 000 миль» не стоит принимать дословно. В древнем Китае 10 000 считалось условным числом для выражения бесконечности или невероятно большого расстояния. Подлинная длина стены колеблется в зависимости от того, какие отрезки считать Китайской стеной, а какие нет. Согласно новейшим китайским подсчётам длина Стены построенной династией Мин - 8 850 км. Если учитывать стены, построенные в более ранние эпохи, можно досчитать до двадцати с лишним тысяч километров.

Китайская Стена состоит из множества отдельных отрезков, построенных от монгольских набегов в местах наибольшей опасности. В некоторых местах «стена» состояла только из смотровых башен или отдельных крепостей.

Только столица Пекин была защищена практически непрерывно, а в некоторых местах и двойной линией защиты. Самые зрелищные части Стены на горных хребтах, возлюбленные сегодняшними туристами, строили для обороны против вылазок маленьких групп монгольских разбойников, которые периодически подбирались к столице, грабили и брали заложников.

Стены Саксайуамана (Перу)

Название пришло из языка южноамериканского народа кечуа – буквально «сытый ястреб». А легенда гласит, что на месте столицы Империи Инков в стародавние времена «вошел в землю золотой посох» первого Инки – Манко Капака. Когда же его потомки уже на рубеже XV-XVI в.в. строили Дом Солнца на холме, обнесли святыню тремя зубчатыми зигзагообразными стенами из блоков и валунов серого юкайского известняка без скрепляющего раствора. И в плане город Куско напоминает священное животное инков - пуму. Стены Саксайуамана - зубы в ее пасти.
Трудились более 50 лет. Самый уязвимый участок закрыли стеной 400-метровой длины и подняли на 6-ь. Выбили парапеты, за которыми скрывались воины. Входы перекрыли подъемными камнями. По свидетельству Инки Гарсиласо де ла Вега, составившего «Историю государства инков», «зубы» стен, идущие, благодаря изломам, как бы в шахматном порядке, позволяли загнать нападающих под перекрестный огонь.
С 1983-о Стены Саксайуамана под защитой ЮНЕСКО.

Вавилонские стены (Ирак)

Вавилон – «Врата богов» и «первый мегаполис» Древней Месопотамии. Защищался рвом с водой шириной 80 метров и тремя неприступными поясами стен. К самым ранним относят Большую и Апель-Сина. Упоминания о них сохранились только в клинописи эпохи царя I династии – Сумуабума.

Главная стена - Имгур-Энлил (с суммарным периметром более 8000 м) - фрагментарно сохранилась до сих пор. Ее датируют финалом касситского периода, когда в Месопотамии появилась симметричная планировка поселений. Немед-Энлил - тоньше и ниже - в виде вала. Обе после Пирамид Гизы считаются вторыми по возрасту из 7 чудес света. Навуходоносор II в эпоху Нововавилонского царства - около 600 г. до н.э. - дополнил их «восточным крюком». Довел толщину главной до 5,5 м. Докопал рвы до грунтовых вод. На западной стороне Евфрата основал новую часть города и обнес стенами. Так вырос монолит четырехугольного укрепления, через которое протекала река. В предместьях построил внешнюю стену, создав дополнительное убежище.

Адрианов вал (Великобритания)

Граница Римской империи времен ее расцвета и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Назван в честь римского императора Адриана, занявшего трон в 117 г. н.э., и превратившего «Вал» в один из самых амбициозных своих проектов и наиболее знаковый памятник британской античности.

Строился руками трех легионов из камня и торфа со 122 по 126 годы. Причина - непрекращающиеся набеги пиктов (раскрашенных) и отрядов кельтского племени бригантов, населявших земли Шотландии. Длина 120 км, ширина – около 3-х м, высота – от 4,5 до 6-и. Пересекал остров в узком перешейке – вдоль пограничной зоны от крепости Сигидунум у реки Тайн до залива Солуэй-Ферт. Дополнялся цепью фортов, что вмещали от 60 до 1000 воинов. Отстояли друг от друга на 1300 м. Через каждые 500-т - еще и сигнальные вышки.
С Адриановой американский романист Джордж Мартин «списал» Ледяную для своего фэнтезийного цикла «Песнь Льда и Пламени».

Великая стена города Стон (Хорватия)

«Китайская стена Средиземноморья» - самая длинная в Европе - 7 км. После землетрясения 1667 года остались 5,5-й. Когда ее начали строить венецианские мастера в 1334-м, полуостров Пелешац перешел под юрисдикцию республики Дубровник.

Тогда в защите нуждался не только город Стон, но и уникальные месторождения соли. В 1506-м в возведении стены, закупорившей узкий проход на полуостров со стороны материка, поставили точку, укрепив 40 башнями и 5 крепостями. К тому времени солеварня приносила Республике 15 900 дукатов в год.
Теперь по стене бродят толпы туристов, а не алебардщики, стерегущие «белое золото».

Великая стена Кумбалгарх (Индия)

«Великая Китайская стена Индии». В древности ее называли «глазом Мевара» (Страж Смерти). Старейшая и вторая по непрерывной протяженности на планете – 36 км. Ширина - 4,5 м. 7 ворот, 700 бастионов, внутри форт Кумбалгарх и более 360 храмов. Расположена в центральной части западного штата Раджастхан. На высоте 1050 м. в горах Аравали.
Строили свыше 100 лет. Когда начали в 1143-м, рухнула. И тогда, согласно легенде, гуру правителя Рана Кумбха предрек, что стена не устоит, пока не будут задобрены боги. И какой-то паломник принес себя в жертву. На месте его могилы воздвигли главные ворота.

Когда в IV веке н.э. Константин Великий основал на семи холмах город своего имени, приказал возвести стену для защиты от набегов варварских племен. Когда в V веке трон Восточной Римской Империи занял Феодосии II, город уже перешагнул черту семихолмовья, а варвары не угомонились. И с 408-о по 413-й шло строительство новой оборонительной гряды протяженностью 5630 м. После землетрясения 447 г., ее укрепили и вырыли широкий ров.

Высота внутренней стены – 12 м. Ширина – 5-ь. 100-о башен 20-метровой высоты идут через каждые 55 м. Внешняя стена - ниже и тоньше. Из 96-и ее башен – 10-ь проездные. Одна триумфальная – в ней Золотые ворота - три мраморные арки венчает крылатая аллегория Виктории. Средние стены длиной 1250 м - самые уязвимые. Именно их штурмовал в 1453-м во время осады Константинополя Мехмед II.

Теплотехнические расчеты показывают, что толщина неутепленной кирпичной стены отапливаемого жилого здания должна составлять порядка 100-200 см. Но строение с такими стенами уже больше подходит к категории фортификационных сооружений.

Почему регулировать теплопроводность стен их толщиной неправильно?

Низкая теплопроводность полнотелого кирпича

Теплопроводность выпускаемого ныне полнотелого кирпича довольно высокая, и стены толщиной в метр все равно не будут такими теплыми, как в дворянских и купеческих постройках XVIII века. Известно, что многоэтажки со стенами «советской» постройки толщиной в 80 см в сильные морозы нуждаются в дополнительном отоплении. А и при реконструкции старинных деревянно-кирпичных зданий зачастую просто погружают нижний кирпичный этаж в землю, превращая его в подобие фундамента, рассчитывая, что дополнительные затраты на достройку будут намного меньше сумм, которые могут потребоваться на отопление нижнего кирпичного этажа.

Коэффициенты теплопроводности кирпичей:

«Суперэффективный» пустотелый кирпич : 0,25 — 0,26 Вт/м°С

Кирпич красный пустотелый : 0,3 — 0,5 Вт/м°С

Кирпич красный полнотелый : от 0,6 до 0,7 Вт/м°С

Чувствительность к резким перепадам температуры

Дом с толстыми неутепленными каменными стенами чрезвычайно чувствителен резким перепадам температуры. Достаточно оставить его на два-три дня без отопления, и внутри кирпичной кладки начинает конденсироваться влага. Этот процесс стремительно захватывает все новые и новые слои вплоть до появления капель и ледяных кристаллов внутри помещения. Стена промерзает, становится рыхлой, ее теплопроводность резко падает до катастрофической отметки, появляется опасность развития плесени и грибка. Отсыревший многотонный массив очень трудно просушить впоследствии.

Точка росы внутри стены

Кроме того, какой бы толстой не была неутепленная кирпичная стена, точка росы будет находиться всегда в ее толще, ведь поддерживать одинаково высокую температуру внутренних и внешних слоев кладки – значит отапливать улицу. Кирпич для таких стен должен быть очень высокого качества с водопоглощением не выше, чем у глазурованной керамики.

Расположение точки росы в кирпичной стене

Когда хороша толстая стена?

Толстые каменные стены хороши для средиземноморского и тропического климата: нет опасности промерзания, сглаживаются сезонные и суточные колебания температур, в жару можно обходиться без кондиционера.

Толстые стены – это рискованно и дорого. Но и хорошо утепленная тоненькая кладка в половинку или четверть кирпича – другая, совершенно неоправданная крайность. Дело в том, что умеренно массивная, защищенная от теплопотерь каменная стена способна аккумулировать тепловую энергию и постепенно отдавать ее в пространство помещения. Теплые, сухие, кирпичные стены – отличный источник мягкого домашнего тепла. Они как губка впитывают энергию систем водяного отопления или инфракрасных излучателей, и сами становятся вторичными источниками энергии инфракрасного диапазона. Комфортные условия в такой комнате быстро восстанавливаются даже после интенсивного сквозного проветривания; рядом с толстыми хорошо теплоизолированными стенами можно поставить и кровать, и рабочий стол – их поверхность не будет «холодить».

Какой же должна быть толщина кирпичных стен?

Исходя из вышеизложенного в практике каменного строительства поступают следующим образом: кирпичную кладку толщиной 40-50 см утепляют снаружи любым качественным пористым материалом достаточной толщины. В результате получают комфортный теплоинерционный дом, стены которого имеют двух- или даже трехкратный запас прочности и защищены от разрушающего воздействия влаги.

Расчет толщины кирпичной стены

При расчетах данного типа используются данные параметры:

  • размеры стандартного кирпича: 250*120*65 мм;
  • вес одного кирпича: 3,2 кг;
  • вес одного м 3 кирпича — 1600 кг.

При минимальной зимней температуре толщина стены должна составлять 51-64 см, при использовании утеплителя со стороны улицы толщина снижается до 25 см.

Исходя из вышеуказанных данный произведем расчет количества кирпича для нашего дома.

Примем во внимание факт, что проживаем в местности с зимними температурами до -25С°.

Размеры стен:

  • Высота — 3 метра.
  • Длина: 2 стены по 6 м, 2 стены по 4 м.

Общая площадь стен : 6*3+6*3 + 4*3+4*3 = 50 м 2

Площадь одного кирпича : 0,012*0,065 = 0,0078 м 2

Общее количество кирпичей : площадь стены / площадь одного кирпича =(50/0,0078)*2= 12820 штук. Умножение на два произошло потому, что стена будет возводиться » в два кирпича».

Общий вес стен : вес одного кирпича *общее количество кирпичей = 3,2*12820=41024 кг

Требуемый объем кирпича : общий вес стен/вес одного м 3 кирпича = 41024/1600=25,64 м 3 .

Для определения стоимости кирпича потребуется лишь знание стоимости одного метра кубического. Далее эта цифра умножается на требуемый объем кирпича и сумма одной из Ваших базовых затрат на стройку становится понятной.

Городская стена в Сиане – наследие эпохи правления династии Мин June 28th, 2014

Первая историческая достопримечательность, с которой туристы встречаются в Сиане, это старая городская стена, которая опоясывает древний город. Северная часть стены тянется параллельно железной дороге. Изначально Сиань был городом, окруженным стеной. Сейчас древняя стена делит город на внутреннюю часть и внешнюю. Городская стена очень массивна. Она высокая, длинная и толстая. Южные ворота и северные ворота – это главные входы на территорию внутреннего города. Вдоль древней городской стены тянутся здания современного Сианя.

Укрепление города Сиань, древней столицы провинции Шэньси, в центре равнины Гуаньчжун, представляет собой один из старейших и наиболее хорошо сохранившихся китайских городских стен.

Я вам расскажу про нее подробнее …

Древняя городская стена Сианя была возведена в эпоху правления династии Мин (1368-1644). Это был 14-й век, времена правления императора Чжу Юаньчжана. Когда Чжу Юаньчжан захватил Хуэйчжоу, задолго до образования династии Мин, один отшельник по имени Чжу Шэн сказал ему «построить высокие стены, запасти много провизии и ждать, когда он будет объявлен императором». Чжу Юаньчжан последовал этому совету. Когда все китайские земли были объединены, он приказал местному правительству построить массивные городские стены на протяжении большого участка. Чжу уверял, что «среди всех земель, гор и рек центральная территория государства Цинь является самой укрепленной, неприступной и стратегически надежной». Та стена, которую мы видим сегодня, была усовершенствована в поздние годы эпохи правления династии Тан (618 — 907). В то время император также строил городские стены.

Первая городская стена Сианя была построена из земли, которую клали слой за слоем. Основание стены было сделано из смеси земли, известняка и клейкого риса. Такая смесь делала стену очень прочной и устойчивой. Позднее стена была полностью обложена кирпичами. Вокруг города вдоль стены был вырыт широкий и глубокий ров. Над рвом проходил огромный убирающийся мост. Когда мост в нужные моменты убирался, город становился неприступным.

После того как городская стена была увеличена в эпоху правления династии Мин (1368-1644), ее высота стала составлять 12 метров. Высота стены составляет 12-14 метров, толщина в нижней части составляет 15-18 метров, протяженность — 13,7 км. Через каждые 120 метров установлен крепостной вал. Крепостные валы — это башни, которые тянутся от главной стены. Крепостные валы были построены для того, что солдаты могли видеть врагов, пытающихся взобраться на стену. Расстояние между крепостными валами примерно равно расстоянию полета стрелы. Это позволяло воинам защищать стену и в то же время быть недоступными для стрел противника. Всего построено 98 крепостных валов. На наблюдательной площадке, расположенной наверху вала, находился часовой.

Фото 4.

Городские ворота были единственным входом и выходом из города. Поэтому эти ворота были очень важны со стратегической точки зрения. Правители города всегда ломали голову над тем, как их защитить. В Сиане северные, южные, восточные и западные ворота состояли из трех башен. Это были башня у ворот, которая держала откидной мост, узкая башня и главная башня. Башня у ворот играла очень важную роль. Она использовалась для того, чтобы поднимать и опускать откидной мост. Узкая башня находилась посередине. Ее внутренние стены имеют квадратные окна, через которые лучники стреляли в противника.

Главная башня находилась всех дальше от рва. Она служила непосредственно для входа в город. Главную башню называют Зэнглоу (Zhenglou). Жалоу — башня с мостом, и Джианлоу — узкая башня. Башня Жалоу используется для поднятия и опускания моств. Башня Джианлоу находится в центре других. Его фронт и две внешних стороны имеют квадратные бойницы, чтобы стрелять защищая ворота. Башня Зэнглоу — внутренняя. Это — главный вход в город. Джианлоу и Зэнглоу связаны туннелями, названными Венгкэнг, в котором могли быть размещены солдаты. От Венгкэнг есть также проходы для лошадей, ведущие к вершине стены. Ступени выполнены так, чтобы военные лошади могли легко подняться и спускаться на стену. Имеется всего 11 проходов для лошадей.

Фото 5.

Первая городская стена Сианя была построена из земли, утрамбованная слой за слоем. Базовый слой насыпался из земли, гашенная известь и рисовая клейковина соединяла слои. Это сделало стену чрезвычайно сильной и устойчивой. Позже, стена была полностью обложена кирпичом. На вершине стены, есть кирпичные водостоки каждые 40-60 метров. Они используются для дренажа. Они играли очень важную роль в долгосрочной защите городской стены Сианя. Ров, широкий и глубокий, окружает старый город.
К счастью для горожан, все эти укрепления не понадобились. В связи с переносом столицы в XV веке, Сиань перестал играть в жизни Китая важную столичную роль.

Фото 6.

На каждом из четырех углов стены располагается сторожевая башня. Башня, которая находится на юго-западном углу, имеет круглую форму. Такую же форму имели башни городской стены в эпоху правления династии Тан (618 — 907). Другие сторожевые башни городской стены Сианя имеют квадратную форму. Наверху сторожевых башен устраивался угловой крепостной вал. Он был более высоким и крупным, чем обыкновенные крепостные валы. Это демонстрирует стратегическую важность углов крепостной стены во время войны.

Фото 11.

Вдоль верхней части городской стены проходил зубчатый верхний край. Под каждым из 5984 зубьев располагалось квадратное отверстие, которое служило для наблюдения за противником и его поражения из луков. Нижние внутренние стены называются бруствером. Они служили для того, чтобы предотвращать падение воинов со стены во время многочисленных перемещений.

Фото 7.

Советы:

1. Возьмите с собой напитки, особенно, если стоит жаркая погода.
2. Один из вариантов обследования стены – прогулка по ней на велосипеде. Стоимость проката велосипеда составляет около 40 юаней за полтора часа. Будет также особенно интересно совершить экскурсию вечером – после 8 часов.
3.Наверху стены также предлагают прокат велосипедов. Стоимость, как правило, бывает выше. Спросите у вашего гида.
4. Внизу стены взять напрокат велосипед дешевле.

Фото 8.

Со стены открывается живописная панорама старого города с видом на колокольню и Барабанную башню. Построенная в течение Династии Танг, когда город был столицей, стена — единственная уцелевшая городская стена, существующая в Китае. Еще была аналогичная крепостная стена в Пекине, разрушенная в середине 20 века при строительстве метрополитена (о чем сейчас очень жалеют). Прямоугольная стена 11.9 километров длиной, 12 метров высотой, 12-14 метров шириной на вершине, и 15-18 метров шириной в основе. Существует 5 894 амбразуры только по внешней стене. По углам стены 4 сторожевые башни. Каждая из 4 сторон имеет ворота. Над каждыми из ворот расположены: главная башня, стрелковая башня и парные наблюдательные башни. Ров защищает периметр.

Фото 9.

Городская стена украшена китайскими красными фонариками, которые освещают достопримечательность ночью. Особенно красивы прогулки после 8 часов вечера. По пути вы встретите несколько сувенирных магазинов, в остальном прогулка может показаться несколько однообразной.

После реставрации на Городской стене был разбит парк, в котором можно отдохнуть, а во рве с водой местные китайцы ловят рыбу. Ежедневно на Городской стене для туристов устраивается костюмированное шоу, в котором участвуют артисты, разодетые в живописные средневековые костюмы. Также на Городской стене устраивается ежегодный марафон, участники которого должны пробежать три круга – в общей сложности 41 км!

April 22nd, 2014

Вы наверное можете подумать, что это кадр какого то футуристически-фантастического фильма о будущем? Да нет же … это вполне себе настоящее здание, у которого самая высокая глухая стена в мире.

Давайте узнаем о нем подробнее…

Нью-Йорк известен своими небоскрёбами. Ежегодно сюда стекаются толпы туристов, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полёта. Но есть одно здание высотой 29 этажей, в котором нет ни единого окна.

По адресу Томас-Стрит, 33 находится «AT&T Long Lines Building», его построили в 1974-м году. Это яркий пример брутальности в архитектуре - никаких окон, только не слишком приятный взгляду голый серый бетон.

Архитектор – John Carl Warnecke. Высота здания – 170 метров
Фото 3.

Основной целью здания было размещение телефонного оборудования. Средняя высота этажа - 5,5 метров, что гораздо больше, чем в обычной многоэтажке. Полы здесь невероятно прочные - могут выдержать по 90–140 кг на квадратный см. (исправлено! были метры:-))
Фото 4.

На десятом и 29-м этажах есть шесть крупных воздуховодов - это единственные ведущие наружу отверстия. Многие считают «AT&T Long Lines Building» одним из самых безопасных зданий в мире, способным ещё две недели после ядерного взрыва спасать от радиоактивных осадков тех, кто окажется внутри. Также оно известно как самая высокая глухая стена в мире. Вот такая не совсем обычная туристическая достопримечательность.

Удивительно, но аскетичный облик AT&T Long Lines Building встретил понимание и симпатию со стороны нью-йоркской арт-критики. New York Times написала об уместности нахождения этого объекта на Манхеттене, попутно подчеркнув его высокие эстетические качества. Один из ведущих архитектурных аналитиков Америки Уильям Х. Уайт с гордостью отметил, что AT&T Long Lines Building обладает самой высокой глухой стеной в мире.
Такое позитивное отношение к этому небоскрёбу кажется удивительным, если вспомнить, что Манхеттен традиционно является площадкой для демонстрации новых архитектурных сооружений, в окружении которых AT&T Long Lines Building выглядит пуританином, случайно оказавшемся среди празднично одетых аристократов; тем не менее, именно он, в итоге, оказался центром этой блестящей компании…

Фото 6.

Минимализм, присущий AT&T Long Lines Building, заставляет вспомнить ещё об одном минималистском проекте бруталистской архитектуры, так же появившемся в 1974 году, — о здании городского суда в Баффало.
Эстетические принципы, присутствующие в здании городского суда, в небоскрёбе Warnecke получили дополнительное развитие, прежде всего, благодаря, масштабности проекта. Оба здания стремятся к созданию эффекта монументализма, а любой монументализм нуждается в соответствующих масштабах. – Большая высота сама по себе способствует возникновению «монументалистских эффектов». А там, где присутствует ощущение монументальности, неизбежно проявится и ощущение силы, мощи.
AT&T Long Lines Building превышает здание в Буффало более чем в 2,5 раза; и хотя эстетика здания суда является более последовательной, «манхэттенский проект» выигрывает за счёт собственных размеров.
Фото 7.

В глубинах монументализма неизбежно присутствуют танативные элементы. – Монументализм, в первую очередь, связан с внешними сторонами жизни реальности, — та же идея силы, в частности, демонстрируется монументализмом посредством внешних, количественных приёмов. – И такая акцентированность на внешних аспектах реальности указывает на сущностный дефицит внутреннего содержания. – Внутренняя реальность монументализма пропитана пустотой, а пустота – это изначально танативный элемент реальности.
Соответственно, чем мощнее монументализм заявляет о себе, тем более сильное звучание обретают и танативные содержания, с ним связанные. – И AT&T Long Lines Building демонстрирует эту закономерность в полной мере.

Фото 8.

Несмотря на то, что облицовка здания светлая, само оно, тем не менее, производит весьма мрачное впечатление; одновременно с идеей мощи данный объект транслирует негативные психологические содержания – повышенную степень тревожности и депрессивность. Вследствие этого его образ смещается в «демоническое измерение», инфернализируется.
AT&T Long Lines Building вполне соответствует образам архитектуры, появляющимся в фильмах американского кинематографа, посвящённым теме будущего; точнее, здание, построенное Warnecke, соответствует тем сегментам будущего, которые репрезентируют собою деструктивные содержания, выступая в роли «империй зла», чья участь, согласно большинству голливудских сценариев, сводится к тому, что бы погибнуть в битве с Добром.
Фото 9.

И те же вентиляционные окна, опоясывающие корпус здания, в восприятии теряют связь с какой-либо рациональной функцией, обретая характер символов, указывающих на нечто инфернальное и, одновременно, эзотерическое…
Возможно, AT&T Long Lines Building продемонстрировал тот результат, который можно считать неизбежным в случаях, когда бруталистский минимализм обретает масштабные, монументальные формы. – Идея мощи, обретая масштабность, становится сильным транслятором танативности.

Фото 10.

AT&T Long Lines Building мог появиться только в определённой общественной атмосфере. – Функция здания заставляет обратить внимание, прежде всего, на внешнеполитический фактор, негативно воздействующий на жизнь общества. Но связь эстетики AT&T Long Lines Building с темой холодной войны, официально продекларированная, не выглядит, тем не менее, безусловно очевидной. Наоборот, к началу 1970-х годов угроза ядерной войны значительно ослабла по сравнению с предшествующим десятилетием, и мир переживал период «разрядки».
Скорее, эстетика этого здания может быть связана с фактором внутриполитическим; 1970-е годы – время, когда в общественных настроениях доминируют депрессивные ноты, и связано это с тем, что волна новых левых, так мощно заявившая о себе в 1960-х, переживает очевидный упадок. – Это депрессирует и левых, осознающих, что проект контркультуры завершился неудачей, и правых, поражённых зыбкостью «общественных устоев» и не имеющих в своём распоряжении проектов, способных эти устои укрепить. – Тема ядерной войны в этом контексте становится внешним, сублимативным каналом, способным проецировать внутреннее содержание жизни на внешнюю среду. – Мир – таков, каким мы хотим его видеть; AT&T Long Lines Building – это символ танативного желания, спроецированного в реальность материальных, застывших форм.

Фото 11.

Весьма показательным является тот факт, что в течение сорока лет в Штатах так и не прозвучали голоса, усомнившиеся в необходимости существования этого объекта на Манхеттене, и это тогда, когда критика брутализма часто превращалась в «норму приличия». Можно интерпретировать этот факт как знак того, что Танатос сохранял свои, весьма крепкие, позиции в общественном сознании Америки в течение всего этого времени.

Фото 12.

Посмотреть нашу полную

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

А вот для сравнения:

Здание городского суда в Буффало (The Buffalo City Court Building) являет собою пример предельно последовательного осуществления принципов бруталистской эстетики в сфере строительства небоскрёбов. Здание было построено архитектурным бюро Pfohl, Roberts and Biggie. Проект был разработан в 1971 году, а в 1974 году осуществлён.
В этом здании городской суд Буффало работает и сегодня.

При взгляде на этот объект сразу же бросаются в глаза две его черты – монументальность и предельная закрытость. Можно сказать, что в данном случае наличие второй черты способствует актуализации первой.
Издали городской суд кажется бетонной конструкцией, в которой окна отсутствуют в принципе; при ближайшем рассмотрении окна обнаруживаются, но на общей площади фасадов они занимают крайне незначительное место. Создатели проекта связали эту особенность своего детища с его социальной функцией: отсутствие окон создаёт ощущение изолированности внутреннего пространства здания от внешнего мира и это позволяет судьям, работающим здесь, не чувствовать давления «со стороны». – Не знаю, насколько в действительности местные судьи чувствуют себя свободными от влияния внешних обстоятельств, но создаётся впечатление, что городская юстиция работает за абсолютно закрытыми дверями; соответственно, и решения, которые они принимают, так же кажутся чем-то иррациональным: непроницаемость стен порождает впечатление о непроницаемости мотивов, на основе которых решение принимается. – Подобные впечатления вполне могут вызвать ассоциации с «Замком» Франца Кафки. – В обоих случаях архитектурный объект оказывается символом чего-то иррационального. Но, с другой стороны, наличие иррационального феномена в реальном пространстве – само по себе не является однозначно «плохим» или однозначно «хорошим» фактом; оценки в данном случае – результат исключительно субъективного произвола. (И негативные оценки того же «Замка» — это всего лишь штамп восприятия; сам по себе «Замок» — аксиологически нейтрален. Его сущность может быть обоснована и в позитивном контексте. Показательно в связи с этим, что сам Кафка избегал однозначных суждений по этому вопросу.)
Иррациональное, проявившееся в образе The Buffalo City Court Building, обладает очевидной мощью; это – «сильное иррациональное». И, в данном случае, его это не портит.

Иррациональное, обладающее мощью, имеет все возможности обрести в общественном восприятии статус «сакрального». – Современное светское государство нуждается в сакральных основаниях не меньше, чем великие империи прошлого; власть в целом имеет сакральные основания. И, предполагаю, ситуация, при которой статусу «сакрального» начинает соответствовать «территория закона», является значительно лучшей, чем ситуация, при которой статусом сакральности начинает обладать какая-нибудь Чрезвычайная Комиссия…

Через демонстрацию мощи The Buffalo City Court Building открывает собственное эстетическое измерение. Необходимо признать, что этот объект по-своему красив.
Но «силовое поле» реальности изначально ставит сферу эстетического под знак относительности, т.е. наделяет реально существующие эстетические объекты характером несовершенства. – Нет такой силы, которую нельзя было бы превзойти; соответственно, и объект, демонстрирующий «силовые» качества, всегда может быть мысленно улучшен, усовершенствован. – Иначе говоря, если бы к десяти этажам The Buffalo City Court Building пристроить ещё два, хуже бы это здание точно не стало; но что мешает к двенадцати этажам пристроить ещё пять или десять? – Чем более масштабным является эстетический объект, выражающий идею мощи, тем более он совершенен. А сущностных пределов для роста масштабности не существует в принципе. Здесь вполне уместен девиз «Всё выше, выше, и выше!». А космос, как известно, стремится к бесконечности…