Бокова Т.Н. -учитель-логопед ОУ№ 322, Фрунзенский район;
Костюк Ю.В. -учитель-логопед ОУ № 376, Фрунзенский район;
Сорочинская О.Н. -учитель-логопед ОУ № 325, Фрунзенский район
Пояснительная записка
На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи (дисграфии, дислексии), обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с элементами таких недостатков письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, а также элементы оптической дисграфии. Дети этой группы, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы породному языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Такие дети составляют основной контингент учащихся школьных логопунктов.
Но в последнее время к учителям-логопедам все чаще стали обращаться за логопедической помощью ученики, в письменных работах которых встречаются лишь ошибки на смешение оптически схожих букв. Грамматическая и лексическая стороны, как правило, остаются сохранными, более того, эти дети обычно обучаются по нетрадиционным программам или в школах с углубленным изучением каких-либо предметов.
Проблема оптической дисграфии у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и оптической дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения. Оптическая дисграфия не ограничивается заменами оптически или кинетически сходных букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, но и в нарушениях психических функций: внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного гнозиса и т. д. У детей с оптической формой дисграфии долго не закрепляются пространственно-временные ориентировки, с опозданием формируются графомоторные и графические навыки, нарушается ориентировка на листе бумаги, в строчках и клеточках тетради. Они могут пропускать строчки, не дописывать их, соскальзывать, заходить за поля, пропускать целые страницы. При обучении письму в первом классе у таких учащихся долго не формируются связи между оптическим и кинетическим образом буквы. Замены букв, имеющих кинетическое сходство, отличаются особой стойкостью. Эти ошибки вследствие коррекционной работы исчезают, но возобновляются при увеличении нагрузки.
Профилактика оптических нарушений письма начинается в речевых группах детских садов, продолжается в первом классе (при необходимости) школы на логопедических занятиях. Логопедическое заключение о наличии оптической дисграфии или элементов оптической дисграфии логопед обычно ставит во втором классе, когда у ребенка при сформированном навыке письма проявляются стойкие, специфические ошибки, в том числе и оптического характера.
Эта программа представляет собой систему работы по устранению оптических нарушений письма. Она может быть использована в системе работы над устранением «смешанной» дисграфии, в которой есть место оптическим нарушениям, так и в целенаправленной и системной работе по коррекции оптической дисграфии у детей с хорошо развитым лексическим строем языка.
Цель : устранение и исправление оптических и графических нарушений письма у младших школьников.
Задачи:
развивать зрительное восприятие, внимание, память;
работать над оптическим ориентированием;
развивать умение узнавать буквы, устранять оптическую агнозию;
совершенствовать конструктивную деятельность;
актуализировать связь буквы и звука;
работать над развитием пространственных представлений;
закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.
Коррекционная работа по преодолению кинетических ошибок у младших школьников предполагает 4 этапа:
I этап — подготовительный;
II этап -отработки кинетического навыка отображения элементов букв;
III этап — дифференциации графем (полный образ);
IV этап — непосредственное введение смешиваемых букв в различные структурные единицы письма (слог, слова, словосочетания, предложения, текст).
При работе на подготовительном этапе необходимо решать следующие задачи:
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, величины букв;
в) дифференциация расположения элементов букв.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти:
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры, затем – буквы).
3. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б)дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения.
5. Развитие зрительно – моторных координаций.
Основные виды работ на подготовительном этапе:
Прописывание фигур в воздухе
Усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки, до мелких движений пальцами
(пальчиковая гимнастика – комплексы статических и динамических упражнений);
Штриховки, рисования прямых, наклонных, горизонтальных, кривых линий с различной степенью нажима на карандаш;
Рисование по клеточкам геометрических фигур, бордюров;
Узнавание и нахождение фигур, букв в условиях зашумлённого контура;
Конструирование, восстановление букв;
Упражнения на тактильное узнавание фигур, букв;
Игры- лабиринты;
Задания на развитие зрительного восприятия
(опираясь на ряд рисунков с предметами, ребёнок по заданию логопеда находит самый тонкий – толстый ствол, высокий – низкий дом и т.д.);
Работа с геометрическими фигурами, буквами по типу корректурных проб (раскрась все заданные фигуры);
Упражнения направленные на формирование пространственных представлений (лева –права, верх – низ);
работа с цветовыми линейками;
(логопед предлагает назвать цвет первой, последней ячейки, справа от жёлтой, слева от оранжевой, между белой и жёлтой и т.д.
Тренировка зрительного анализатора.
Работа по таблицам с буквами печатного и письменного шрифтов.
(логопед предлагает ученикам “найти” другую букву)
Используются карточки с предметами, после с буквами.
(логопед предлагает назвать все предметы, буквы первой строки, второй и т.д. ,все изображения первого, второго и т.д. столбиков, сказать каких букв больше, каких меньше)
Упражнения на развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Усвоение собственного тела. Учить ориентироваться в схеме собственного тела.
Несколько шагов:
Учить выделять правые, левые части тела;
Учить ориентироваться в малом пространстве. Что от меня находится справа, слева, спереди, сзади, сверху, снизу;
Учить ориентироваться в большом пространстве по отношению к другому;
Учить ориентироваться на листе бумаги, лепка, аппликация по заданию. На основе этого проходит формирование графо-моторных функций.
Упражнения:
Поднять правую руку, левую руку;
Показать где у педагога правая, левая рука;
Назвать предметы, которые расположены справа, слева;
Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые педагогом, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д.
Упражнения:
Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трёх предметов: положить книгу перед собой, слева от неё поместить карандаш, справа – ручку;
Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки с лева и справа от заданного предмета;
Сидя за столом, определить его правый и левый края;
Определить место соседа по отношению к себе, соотнося это соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку;
Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде педагога один из партнеров определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем они меняются ролями;
Назвать последовательность расположения цветов радуги;
Назвать первое число справа, слева. Какое из них больше?
Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;
Прочитайте ряд в обратном порядке (справа — налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);
Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине.
Работы с изографами как с предметными изображениями, так и с сюжетными картинами (на основе печатных и письменных букв).
Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка и, кроме того, учитывать его возрастные возможности в процессе обучения. Необходимо знать и этапы формирования навыка письма. Кстати, вспомним, что “навык ~ это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля”.
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
Первый этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.
Второй этап условно синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Третий этап - автоматизация - и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений, а плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.
Учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем “сконструировать”, собрать любую букву из этих элементов.
II этап — отработки кинетического навыка отображения элементов букв.
На II этапе предлагались задания по типу корректурных проб. Задания данного типа следует предлагать поэтапно, постепенно вырабатывая кинетические навыки.
Работа начиналась с отдельно взятого элемента смешиваемой буквы. Возьмём пару и — , у -
Выбери элементы буквы у и обведи их по точкам.
Найди элементы буквы и, обведи их по точкам.
Потом предлагались задания по дифференцировке элементов, смешиваемых графем.- найди и обведи элементы букв и — у -
Завершающим видом работ, в рамках заданий по типу корректурных проб, является дифференциация целых кинетических
образов (графем). Задания необходимо предлагать детям на разлинованных тетрадных листах.
Найди и обведи по точкам букву у.
Найди и обведи по точкам все буквы и
найди и обведи по точкам все буквы и, у, используя разные цвета.
Допиши буквы по инструкции (перед ребёнком бордюр, состоящий из одинаковых элементов букв, логопед называет звуки – ребёнок дописывает например к овалу линию вверх с закруглением вправо –б, линию с петелькой внизу – д и т. д.).
Вырабатывая правильные, точные кинетические движения необходимо проговаривать звуки, тем самым мы закрепляем межанализаторную цепь, лежащую в основе процесса письма
Процесс письма — сложно организованный и первоначально очень трудный для ребенка вид деятельности, и его успешность во многом зависит от полноценной концентрации внимания, умения контролировать себя в процессе записи, способности сохранять продуктивность в работе благодаря выносливости и устойчивости внимания. Проверив особенности внимания с помощью специальных тестов и наблюдений за процессом письма учащегося, логопед во многих случаях сочтет необходимым включить в логопедическую работу упражнения на формирование у детей внимания и самоконтроля при письме. Подобные задания способствуют решению этой задачи.
На этом этапе также проводилась работа по “расшифровке’’ (перекодированию элементов смешиваемых графем в полные образы) .
Учащимся предлагались задания по расшифровке бордюров из элементов букв,слогов, слов, словосочетаний, предложений. Данный вид упражнений очень нравится ребятам, задания выполняются в хорошем эмоциональном настрое.
III этап — этап дифференциации графем (полный образ).
Учитель –логопед предлагает ребёнку:
Продолжи строку у у у …… и т. д.
Напиши, соблюдая ритм
Напиши бордюр из букв ииу ииу и т.д.
Прочитай слова, с буквой у — подчеркни синим цветом, с буквой и- зелёным.
Прочитай слова, с букой у- подчеркни синим цветом, с буквой и- зелёным, с буквами и, у – красным
Прочитай предложения. Подчеркни слова со смешиваемыми по кинетическому признаку буквами (с буквой п – синим, с буквой т – красным).
Прочитай предложения. Подчеркни слова с буквой п – синим, с буквой т – красным, с буквами п и т — зелёным.
Аналогичная работа проводится и на уровне текста.
Основная задача учителя-логопеда на данном этапе сводится к тому, чтобы научить детей выделять опорные признаки, отличающие смешиваемые буквы.
Последовательность операций:
Выделение звука из слога, слова (работа с фонемой);
Определение сигнального признака артикулемы;
Соотнесение артикулемы с графемой (выбор из пары смешиваемых);
Контроль правильности выбора;
Запись буквы.
Упражнения.
Графические диктанты (обозначение целыми буквами)
Работа со слоговыми схемами:
Ребёнок должен проанализировать слова и разобрать по соответствующим группам (опора на готовые схемы);
Ученик самостоятельно составляет схему слова.
Слова подбираются со схожими графемами и –у, о –а
Например: фикус, минус внизу, спутник, кубик, туфли
И__/_у___ __у__/__и___
Логопед предлагает ученику разделить слова на слоги и записать слоги в соответствующий столбик.
п
т
пал
точ
спи
втор
Точка, палка, плёнка, труды
Кости, распилил, растение, солдаты
Спина, вторник, спасибо, стеночка, плащи
Нитка, калитка
Посты, тропа, лапти и т.д.
IV этап — этап непосредственного введение смешиваемых букв в различные структурные единицы письма (слог, слова, словосочетания, предложения, текст).
Вставь в слова пропущенные буквы П или Т.
Образуй слова начинающиеся на смешиваемые по кинетическому признаку пары п-т, и –у, б –д и т.д. Запиши их в два столбика.
Вставь в словосочетания пропущенные буквы п или т.
Вставь в предложения пропущенные буквы п или т.
Найди место слову в предложении (слова со смешиваемыми буквами предлагаются в рукописном варианте).
Маляры _ потолки.
Пираты _ добытые сокровища.
делили
белили
Пёс Дик _ хозяину лапу.
Золушка спешит на _.
бал
дал
Щенок спокойно _ под столом.
Гадкий Утёнок _ красивой белой птицей.
стал
спал
Выпиши слова в два столбика п т.
Выпиши слова в три столбика п т п т.
Выпиши из текста слова в два столбика п т
Выпиши из текста слова в три столбика п т пт
Запиши под диктовку слова в два, три столбика;
Запиши словосочетания;
Запиши предложения под диктовку.
Зелененко Марина Олеговна,
учитель-логопед I категории,
ГБОУ СОШ — № 633 г.Москва
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИКО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Неуспеваемость младших школьников в процессе обучения может быть вызвана недостаточным объемом их словарного запаса или низким уровнем развития устной речи.
Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием.
Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию.
Смешанный вид дисграфии предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу.
И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируются между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д, у, з и другие.
Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Применение родителями игровых форм развития зрительного внимания и профилактики оптико-кинетической дисграфии у старших дошкольников,позволитразвивать умения проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.
Игра «Найди букву»
Описание хода игры: на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штрихов и линий различной конфигурации.
Задание: найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.
Игра «Сказочные буквы»
Описание: работа с плоскостным изображением сказочного сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.
Задание: внимательно рассмотреть картинку и назвать букву, которая на ней изображена.
Игра «Буква сломалась»
Описание: работа плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.
Задание: из различных частей правильно сложить буквы. На начальном этапе одновременно предлагается 2-3 буквы, разделенные на две части. Затем количество букв и частей, на которые они разделены, постепенно увеличивается.
Игра «Объемные буквы»
Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов в пространстве; развивать тактильные ощущения.
Описание: работа с объемными буквами русского алфавита.
Задание: с закрытыми глазами обследовать букву и правильно назвать ее.
Игра «Узнай пальчиками»
Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.
Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью («шершавыми» буквами).
Задание: с закрытыми глазами обвести букву и назвать ее.
Игра «Выложи букву»
Задачи: уточнить образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.
Описание: работы со счетными палочками и шнурками разного цвета.
Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.
Игра «Вылепи букву и придумай к ней слово»
Описание: работа с пластилином и оборудованием для лепки.
Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух).
Игра «Вырежи из частей и наклей»
Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.
Описание: работа с цветной бумагой, клеем, ножницами.
Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).
Найди такую же букву
Задачи: развивать внимание и совершенствовать умение сравнивать зрительные образы букв.
Описание: работа с магнитной азбукой.
Задание: по примеру взрослого найти и прикрепить к магнитной доске ту или иную букву русского алфавита.
Игра «Укрась шарф»
Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право-лево», развивать мышцы кистей рук.
Описание: работа с плоскостными изображениями шарфов и цветными карандашами.
Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инструкции взрослого по выбору расположения и цвету узора.
Игра «Цветная змейка»
Задачи: развивать умение действовать согласно инструкции взрослого, соблюдая последовательность (алгоритм) выполнения задания.
Описание: работа по схеме с набором блоков Дъенеша.
Задание: рассмотреть схеме и, выполнив определенный порядок действий, выложить змейку (на первом этапе на схеме обозначена только форма или цвет блока, на втором - форма и цвет, а на третьем предлагается на форму, цвет и размер блока).
Игра «Стрелочки»
Задачи: Упражнять в ориентировке на вертикальной плоскости; закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно предметов; совершенствовать умение выслушивать задание до конца и удерживать его в памяти до окончания выполнения.
Описание: работа на магнитной доске с набором цветных магнитов и плоскостных стрелочек на магнитной основе.
Задание: на доске прикрепить стрелочку в указанное взрослым место относительно того или иного магнита так, чтобы стрелочка указывала определенное направление.
Игра «Веселые буквы»
Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.
Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.
Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.
Игра «Будь внимательным»
Задачи: развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.
Описание: работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.
Задание: найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета (на первом этапе предлагается одна буква и один цвет карандаша, далее предлагаются две буквы и два цветных карандаша и т.д.).
Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихся данной группы нарушены все компоненты речи, в программе запланирована работа не только по коррекции зрительного восприятия, как основного нарушения при оптической дисграфии, но и по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи и закрепления материала, пройденного на уроках грамматики, праврписания и развития речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа разработана для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида со слабой степенью умственной отсталости с целью коррекции оптической дисграфии.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:
а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж
б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О
в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К
При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
- Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- Формирование пространственного восприятия и представлений.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
- Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается :
Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить
по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);
Конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);
Ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Практические
Наглядные
Словесные
Учащийся должен знать :
Название органов речи;
Посуду,
Мебель,
Одежду, обувь;
Насекомых,
Птиц;
Дни недели;
Месяца;
Основные цвета;
Учащийся должен уметь :
Программа рассчитана на 62 часа (2 занятия в неделю)
Методы, используемые в работе :
Практические : тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.
Наглядные : графические, символические, иллюстративные, натуральные.
Словесные : слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.
Учащийся должен знать :
Название органов речи;
Принцип образования прямых и обратных слогов;
Графическое изображение каждого звука;
Что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;
Домашних и диких животных, детёнышей животных,
Посуду,
Мебель,
Одежду, обувь;
Насекомых,
Птиц;
Времена года, признаки и последовательность;
Дни недели;
Месяца;
Основные цвета;
Учащийся должен уметь :
Придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;
Обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;
Выделять в слове звуки, определять место звука в слове;
Делать звуко-буквенный анализ;
Делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;
Использовать в речи отработанную лексику;
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
Образовывать качественные и относит. прилагательные;
Обобщать и классифицировать предметы;
Согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;
Образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;
Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;
Составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;
Образовывать наречия (с помощью педагога);
Распределять предметы по величине;
Образовывать мн. число существительных;
Образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.
Писать односложные и двусложные слова под диктовку.
Программа рассчитана на 62 часа
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ,
ИМЕЮЩИХ ОПТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ
Заня тие | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, используе мые на занятиях | Развитие неречевых процессов |
Звук и буква А. Понятие слога. Деление слова на слоги | Цветы . Образование прилагательных уменьшительно- ласкательного значения. | Развитие восприятия цвета. |
|
Звук и буква О. Деление слов на слоги, определение ударной гласной. | Овощи и фрукты . Образование относительных и качественных прилагательных. | Развитие восприятия величины и размера. |
|
Фонематическая и зрительная дифферен-циа ция гласных звуков [а - о] в слогах и словах | Школьные принадлежности . | «Сложи картинку» |
|
Звук и буква И. Понятие слога. Деление слова на слоги | Осень. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. | Реконструирование букв |
|
Звук и буква У. Работа над слого-звуковым составом слова | Животные . Развитие обобщающих понятий, классификация предметов | Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание |
|
Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [и - у] в слогах и словах | Игрушки. Местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ | Развитие запоминания формы предметов. |
|
Звук и буква П. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков. | Семья. Образование и различение глаголов ед. и мн. числа. | Развитие двигательной памяти. (выполнение слож. слов. инструкции) |
|
Звук и буква Т. Работа над слого-звуковым составом слова. | Зоопарк . Побор синонимов, антонимов. | Графический диктант |
|
Фонематическая и зрительная дифференциа ция гласных звуков [т - п] в слогах и словах. | Посуда. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Развитие двига тельной памяти на физкультминутке |
|
Звук и буква Б. Работа над слого-звуковым составом слова | Насекомые . | Развитие мышле ния. Построение во просов |
|
Звук и буква Д. | Рыбы, птицы . Образование глаголов с помощью приставок | Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Упражне ние «Состав-лений узоров из геометри ческих фигур» |
|
Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [б - д] в слогах и словах. | Деревня. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (диф ференциация не речевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу). |
|
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Белка, дятел . Составление предложений с опорой на картинки. | Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Раз ноцветные точки» |
|
Звук и буква В. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Животные леса . Местоимения ОН, ОНА. | Выполнение уп ражнений на усвое ние пространствен ных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упражнение «Ко пирование точек» |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных [ в-б ] в слогах и словах. | Домашние животные . Образование наречий. (больше- меньше, толще, тоньше, выше – ниже) | Узнавание предмета по контурному изо бражению и деталям рисунка. Упражнение «Состав ление фигуры из раз розненных деталей» |
|
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Профессии . Составление словосочетаний и предложений с местоимениями МОЙ, МОЯ. | Узнавание пред мета по контурно му изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» |
|
Звук и буква Х. Работа над слого-звуковым составом слова | Посуда . | На фоне контурных изображений найти "спрятавшиеся" буквы |
|
Звук и буква Ж. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. | Детёныши животных. Образование однокоренных слов. | ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку» |
|
Фонематическая и зрительная дифференциа ция [ х-ж ] в слогах и словах. | Понимание определений и умение давать определение предмету. | Усиление концен трации слухового внимания |
|
Звук и буква Ш. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Домашние птицы . Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. | ||
Звук и буква Щ. Работа над слого-звуковым составом слова | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Запомнить буквы, цифры (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10). |
|
Фонематическая дифференциа ция [ ш-щ ] в слогах и словах. | Игрушки . Подбор определений к существительным. | Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ ш-щ ] в слогах и словах. | Насекомые . | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. |
|
[ ш-щ ] в слогах и словах. | Детёныши животных Составление предложений с союзом А (У кошки котёнок, а у собаки щенок) | «Что изменилось?» |
|
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [ш -щ ] в предложениях и текстах. | Транспорт . Образование глаголов в ед. и мн. числе. | Выполнение упраж нений на усвоение пространственных от ношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). |
|
Звук и буква Ц. Работа над слого-звуковым составом слова | Домашние животные Образование качественных и относительных прилагательных | Графический диктант |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и- ц] в слогах и словах. | Птицы . Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение« " парные ассоциации слов» |
|
Одежда. Обувь. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | «Допиши буквы» |
||
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [ и-ц ] в предложениях и текстах. | Деревья. Кусты. Образование наречий (шире- уже, выше- ниже, больше- меньше) | Дополнение рисунка. |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и- ш] в слогах и словах. | Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов. | Развитие мышления.« 4- лишний» |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и-ш ] в предложениях и текстах. | Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Развитие мышления. Коррек-ционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован» |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ и-ш ] в предложениях и текстах. | Овощи. Фрукты. Ягоды. Образование качественных и относительных прилагательных. | Дорисовывание симметричных изображений. |
|
Звук и буква Л. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков | Понятие «предметы» Существительные ед. и мн. числа. | Распределение предметов по величине. |
|
Звук и буква М. Работа над слого-звуковым составом слова | Понимание поговорок, пословиц. | Коррекционные упражнения, на правленные на развитие образно го мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [л - м] в слогах и словах. | Составление предложений по картке. | Развитие произвольности. «Найди 10 отличий» |
|
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [л - м] в слогах и словах. | Транспорт . Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе | Упражнения, на правленные на развитие абстрактнологического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавли вать связи между понятиями» - «Сравни предметы» (волки и собака) |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [л - м] в предложениях и текстах. | « Колобок ». Образование качественных и относительных прилагательных | Формирование приёмов самоконтроля «Сделай так же» |
|
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [л - м] в предложениях и текстах. | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. | Формирование умения планировать свои действия. |
|
Звук Э и буква Е. Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков. | Подбор синонимов к словам. | Подбор одинаковых полосок. |
|
Звук и буква З. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. | Образование глаголов прош. и настоящего времени (по вопросу) | Подбор картинок к определённому цветовому фону. |
|
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Е - З] в слогах и словах. | Образование наречий. | Игра «Угадай, что это?» |
|
Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков | Звери и птицы . Подбор антонимов по типу сравнения (орёл большой, а воробей маленький). | Конструирование из «Лего» |
|
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Подбор определений к существительным | «Допиши незаконченные буквы» |
|
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Е - З] в предложениях и текстах. | Согласование существительных и глаголов.. | Упражнение, направленное на способность устанавливать связи между элементами материала «Найди пару» |
|
Звук и буква Ч. Работа над слого-звуковым составом слова | Развитие словаря. Составление предложений по серии сюж. картинок.. | «Распредели предметы по величине» |
|
[У - Ч] в слогах и словах. | Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. | Формирование пространственного восприятия. (левые и правые части предмета) |
|
Развитие зрительной дифференциации заглавных [У - Ч] в предложениях и текстах. | Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными. | Ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку» |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [у - д] в слогах и словах. | Обогащение, закрепление и активизация словаря: глаголами. | Формирование приемов самокон троля. Упражнение «Сделай так же» |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [у - д] в предложениях и текстах. | Обогащение, закрепление и активизация словаря: наречиями. | Развитие восприятия цвета «Раскрась картинку» |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [з - д] в слогах и словах. | Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов | Расширение объёма зрит. памяти «Какие буквы спрятались» |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [з - д] в предложениях и текстах. | Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями. | Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку. «Что находится справа» |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [л - и] в слогах и словах. | Загадки . Нахождение слов- предметов. | «Сложи фигуру» (из палочек) |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [л - и] в предложениях и текстах. | Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе | Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками. |
|
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Л - И] в слогах и словах. | Времена года. Подбор определений к существительным. | Выполнение тестов Равена. |
|
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Л - И] в предложениях и текстах. | Семья . Образование качественных и относительных прилагательных | Конструирование фигур из спичек, палочек |
|
Звук и буква Р. Слоговой анализ и син теза на материале слов различной слоговой структуры. | Дни недели . Заучивание последовательности. | Конструирование из кубиков, «Лего» |
|
Звук и буква Г. | Образование и употребление глаголов буд. времени по вопросу. | «Сложи картинку» |
|
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Р - Г] в предложениях и текстах. | Изменение существительных по числам. | Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Игра «Что это?» |
|
Звук и буква Н. Работа над слого-звуковым составом слова | Изменение сущ. по родам. Местоимения ОН, ОНА, ОНО. | Назвать предметы по их контурам |
|
Звук и буква К. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков. | Обобщение и классификация предметов. | Назвать недорисованные предметы |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ н-к ] в слогах и словах. | Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | Назвать перечеркнутые изображения |
|
Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ м-ш ] в слогах и словах. | Месяцы. Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). | Определить, что неправильно нарисовал художник |
Рабочая программа составлена в ответствии с ФГОС НОО.
Цель программы: исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.
Адресат: обучающиеся 2-4 классов, с нарушением письменной речи, характеризующейся вариативными и стойкими дисграфическими ошибками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2115»
(ГБОУ Школа №2115)
Рабочая программа
по преодолению смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста
2015-2016 уч.год
Составитель:
Учитель-логопед СП № 2
Межуева Наталья Геннадьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с положением Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья», обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования; требованиями ФГОС к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).
ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования для всех детей, поступающих в школу. В стандарте указывается на обязательный «учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей».
Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.
Рабочая программа по коррекции дисграфии составлена на основе:
Программно-методических материалов «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение,2014.
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.
Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001.
Школьный логопункт. Е.В. Мазанова. М: Гном 2011.
Программа курса разработана с опорой на методические системы работы, А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой и предназначена для логопедической работы с группой обучающихся начального общего образования, испытывающих трудности в формировании письма.
Цель программы : исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.
Задачи коррекционно-педагогической работы:
Сформировать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами.
Характеристика состава обучающихся: Обучающиеся 2-4 классов, с нарушением письменной речи, характеризующейся вариативными и стойкими дисграфическими ошибками.
Планируемые результаты : отсутствие дисграфических ошибок при выполнении репродуктивных (письмо под диктовку) и продуктивных творческих заданий (изложение).
Основные содержательные линии
Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему понятий, относящихся
К фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, звуко-буквенный анализ, обозначение звуков буквами);
К слову (состав слова, части речи и их соотношение с членами предложения);
К предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений);
К тексту (типы текстов, структурные элементы текста).
Личностные результаты.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудников.
Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процесса.
Педагогические условия и средства реализации программы.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений письма проводится во время специально организованных занятий.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Периодичность занятий: 2-3 раза в неделю в зависимости от специфики нарушения письменной речи и этапа коррекционно-развивающей работы.
Форма занятий: групповые, индивидуальные.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение .
Для проведения логопедических занятий должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
Демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
Вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику;
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программно-методическое обеспечение
1. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
2. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
3. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
4. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
5. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
6. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
7. О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М.: Просвещение 2014
Учебные средства:
- Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.В. Дерябина. М.: Просвещение 2014.
- Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных» О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова М.: Просвещение 2014.
- Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина. М.: Просвещение 2014
- Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.Х. Забарова. М.: Просвещение 2014
- Тетрадь-помощница «Понимаю и различаю текст,предложение, слово» О.А. Ишимова, И.Е. Юсов. М.: Просвещение 2014
- Альбом упражнений «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
- Альбом упражнений «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
- Альбом упражнений «Учусь работать с текстом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011
- Развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие – слухопроизносительная дифференциация фонем, звукобуквенный анализ и синтез).
- Развитие лексико-грамматического компонента языковой системы. Слово (лексико-грамматическое значение). Морфемный состав.
- Развитие связной речи. Работа над текстом. Проверка сформированности навыка письма и возможности его использования при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий.
Программа рассчитана на 130 – 160 занятий.
Программой предусмотрено: проверочных работ - 6.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Задачи:
1.Развивать фонематическое восприятие;
2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 1-го этапа коррекционно – развивающего обучения:
Термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
Все буквы и звуки родного языка;
Отличительные признаки гласных и согласных звуков;
Гласные и согласные звуки;
Твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
Пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости - мягкости, по звонкости - глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
Узнавать и различать гласные и согласные звуки;
Обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
Использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
Производить фонетический разбор слова;
Производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
Записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
Подбирать слова на заданный звук;
Сравнивать слова со сходными звуками;
Строить звуковые схемы слогов и слов;
Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
Восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.
Планируемое количество занятий – 96.
Проверочные работы – 1
Примерное тематическое планирование.
Тема занятия | Часы |
|||
1. Подготовительный этап работы |
||||
1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления | |||
2. Звуки | Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков | |||
3. Гласные и согласные звуки | Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | |||
П. Основной этап работы |
||||
4. Дифференциация гласных букв А-Я, У-Ю, О-Е, Ы-И, Э-Е | Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме | |||
5. Дифференциация гласных букв А-Я | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | |||
6. Дифференциация гласных букв У-Ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | |||
7. Дифференциация гласных букв О-Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | |||
8. Дифференциация гласных букв Ы-И | Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | |||
9. Дифференциация гласных букв Э-Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | |||
10. Мягкий знак | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения | |||
11. Звонкие и глухие согласные | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
Тема занятия | Часы |
|
12. Звуки Б-Б", П-П" | Звуки Б-Б", П-П" Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | |
13. Звуки В-В", Ф-Ф" | Звуки В-В", Ф-Ф". Дифференциация звуков В-В", Ф-Ф" изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | |
14. Звуки Г-Г", К-К", Х-Х" | Звуки Г-Г", К-К". Дифференциация звуков Г-Г", К-К", X-X" изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | |
15. Звуки Д-Д", Т-Т" | Звуки Д-Д", Т-Т". Дифференциация звуков Д-Д", Т-Т" изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | |
16. Звуки 3-3", С-С" | Звуки 3-3", С-С". Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
17. Звуки Ж-Ш | Звуки Ж-Ш. Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
18. Лабиализованные гласные. Звуки О-У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений | ||
19. Лабиализованные гласные. Буквы Е-Ю | Буквы Е-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Е-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза | ||
20. Дифференциация соноров. Звуки Р-Р"-Л-Л" | Звуки Р-Р", Л-Л". Дифференциация звуков Р-Р", Л-Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
21. Звуки Л-Л"-Й | Звуки Й, Л-Л". Дифференциация звуков Й, Л-Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
22. Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме | ||
23. Звуки С-С, Ш | Звуки С-С, Ш. Дифференциация звуков С-С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
24. Звуки З-З", Ж | Звуки З-З", Ж. Дифференциация звуков З-З", Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
25. Звуки С-С", Ц | Звуки С-С, Ц. Дифференциация звуков С-С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
26. Звуки ТС-Ц (на усмотрение логопеда) | Знакомство со звуками ТС-Ц. Дифференциация звуков Ц-ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | ||
27. Звуки Ч-Щ | Звуки Ч-Щ. Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза | ||
28. Звуки Ч -ТЬ | Звуки Ч-ТЬ. Дифференциация звуков Ч- ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
29. Звуки Ч-Ш | Звуки Ч-Ш. Дифференциация звуков Ч-Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок | ||
30. Звуки Ч-Ц (на усмотрение логопеда) | Звуки Ч-Ц. Дифференциация звуков Ц-Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков |
|||
III. Заключительный этап работы |
|||
31. Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... | 6-10 |
Второй этап.
Задачи:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 2-го этапа коррекционно – развивающего обучения:
К концу обучения дети должны знать:
Признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части - корня);
Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
Правописание суффиксов и приставок;
Части речи;
Как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
Главные и второстепенные члены предложения;
Сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;
Виды связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения дети должны уметь;
Распознавать части речи и их основные признаки;
Изменять слова по числам, родам и падежам;
Определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
Производить разбор слова по составу;
Различать понятия словоизменение и словообразование;
Выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
Устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
Устанавливать связи между частями сложного предложения;
Составлять и анализировать сложное предложение.
Количество занятий – 67
Проверочных работ -2
Примерное тематическое планирование
Тема занятия | Часы |
|
1. Слово. Словосочетание. Предложение |
||
А. Развитие навыков словообразования |
||
1. Родственные слова | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования | |
2. Корень слова | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов | |
3. Приставка | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами | |
4. Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса | |
5. Морфологический состав слова | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов | |
6. Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога | |
Б. Развитие навыков словоизменения |
||
7. Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. | |
Обогащение номинативного словаря | ||
8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) | |
9. Практическое употребление существительных разного рода | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие Логического мышления | |
10. Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи | |
В. Развитие навыков согласования слов |
||
11. Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой | |
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами | |
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование существительных с прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи. |
14. Слова-действия | Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой. | |||
15. Согласование глагола с существительным в числе | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия. | |||
16. Согласование глагола с существительным в роде | Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами. | |||
17. Согласование глагола с существительным во времени | ||||
18. Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи. | |||
II. Предложение |
||||
19. Предложение | Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение - словосочетание - текст. | |||
20. Состав предложения | Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями. | |||
III. Текст | ||||
21. Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. |
Третий этап
Задачи:
- Формировать у обучающихся представления о связном тексте как едином семантическом целом;
- Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение);
- Уточнение структуры текста;
- Установление логических и языковых связей между частями текста;
5. Обучение синтаксически правильному оформлению текста;
По истечении 3-го этапа обучающиеся должны уметь:
Самостоятельно составлять краткий и подробный рассказ;
Определять тему текста;
Определять основную мысль текста;
Составлять план;
Устанавливать смысловую зависимость между частями текста;
Пользоваться различными синтаксическими конструкциями;
Отбирать лексический и грамматический материал с учетом тематического принципа
Планируемое количество занятий:68.
Проверочные работы:1
Примерное тематическое планирование логопедических занятий
Тема занятия | Часы |
|
Предложение. | Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Соотнесение предложений с графическими схемами. | |
Предложение. Члены предложения. | Нераспространённое, распространённое предложения, главные члены предложения (подлежащее, сказуемое), второстепенные члены предложения. Построение распространённых предложений. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. | |
Связь слов в предложении. (Работа с деформированными предложениями) | Виды связи слов в предложении и словосочетании. Дифференциация понятий предложение-словосочетание. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Работа с деформированными предложениями. | |
Согласование. | Предложение, словосочетание, связь слов в предложении. Уточнение представлений о согласовании слов в роде, числе, падеже. Постановка вопросов к отдельным словам в предложении. Работа с деформированными предложениями. | |
Управление. | Слово, словосочетание, предложение, связь слов в предложении. Уточнение представлений о предложно-падежных конструкциях. Постановка вопросов к отдельным словам в предложении. Работа с деформированным предложением. | |
Примыкание. | Слово, словосочетание, предложение, связь слов в предложении. Постановка вопросов к отдельным словам в предложении. Работа с деформированными предложениями. | |
Текст. | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Конструирование текста из предложений. | |
Типы текстов. | Типы текстов (описание, рассуждение, повествование). Определение типа текста, количества предложений в тексте, последовательность предложений в тексте. | |
Работа с деформированным текстом. | Текст, предложение. Определение границ предложения. | |
Выборочный пересказ текста. | Текст, часть текста (вступление, заключение, основная часть). Выделять логико-смысловые части текста. Составлять связное речевое высказывание. | |
Последовательный пересказ текста. | Текст, часть текста. Выделять логико-смысловые части текста. Составлять последовательный пересказ. | |
Краткий пересказ текста. | Главное, второстепенное в тексте. Определять последовательность действий. Составлять связное речевое высказывание. | |
Творческий пересказ. | Определять последовательность действий. Составлять связное речевое высказывание. | |
Работа над изложением. | Изложение. Связь предложений в тексте. Соблюдать причинно-следственные связи при составлении связного речевого высказывания. | |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с опорой на план и без него. | Основная мысль текста. Определять последовательность действий. Связь предложений в тексте, слов в предложении. | |
Составление плана рассказа. | Выделение значимых частей текста вступление, основная часть, заключение. | |
Составление рассказа по данному началу. | ||
Составление рассказа по данному концу. | Текст, часть текста. Определять последовательность действий. Соблюдать причинно-следственные связи при составлении связного речевого высказывания. | |
Составление рассказа по опорным словам. | Текст, часть текста. Определять последовательность действий. Соблюдать причинно-следственные связи при составлении связного речевого высказывания. | |
Составление рассказа на заданную тему. | Текст, часть текста. Определять последовательность действий. Соблюдать причинно-следственные связи при составлении связного речевого высказывания. | |
Изложение (проверочное) | То же. |
Литература:
1.Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.
2.Ишимова О.А., Шаховская С.Н.,Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год
3.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.
4.Лалаева Р.И. “Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы”, Москва, “Просвещение”, 1978 г.
6.Садовникова И.Н. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 1995 г.
7.Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.
8.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.
9.Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999 .
Приложение
Показатели динамики правильного формирования письма:
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
Умение различать букву и звук, овладение правильным начертанием письменных строчных и прописных букв;
Правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, безошибочное списывание;
Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
Различать слова и предложения, предложения и тексты (повествование, описание);
Умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.
Оценка достижения планируемых результатов коррекционно-педагогической работы позволяет оценить динамику личных достижений обучающихся с нарушением письма.
Стандартизированные диагностические методики письма используются на начальном, промежуточном и заключительном этапах коррекционно-педагогической работы. Проверочные работы с использованием бальной системы оценивания проводятся в конце каждого раздела тематического раздела планирования.
Оценивание успешности выполнения заданий и упражнений в конце каждого занятия проводится в виде наблюдения, самооценки и внешней оценки взрослого для создания ситуации успеха.
Описание диагностических методик.
Литературный источник. Нейропсихологическая диагностика, обследования письма и чтения младших школьников: метод. пособие/ под. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой – М., 2008.
Краткое описание методики. Методика предназначена для выявления у младших школьников нарушения письма, проектирование коррекционной работы, комплектования групп на основе общности механизма нарушений письма и оценки эффективности коррекционного воздействия. Обследование проводится при выполнении слухового диктанта. Дополнительно используются следующие виды работы: списывание с рукописного и печатного текстов. Методика обследования письма является стандартизированной. Для оценки успешности выполнения заданий применена бальная система.
Форма проведения обследования. Обследование проводится фронтально, в небольших группах, или индивидуально.
Продолжительность обследования. Общая продолжительность -40 минут,из них время проведения обследования-30 минут, время для проверки выполненных заданий – 5 минут (на каждого ребенка), время для анализа- 5 минут (на каждого ребенка).
Оборудование. Тексты для учителя-логопеда к проведению письменных заданий (диктант, списывание) для обучающихся 2-4 классов.
Требования. Текст читается громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но без проговаривания сложных для написания мест в словах.