Бокова Т.Н. -учитель-логопед ОУ№ 322, Фрунзенский район;

Костюк Ю.В. -учитель-логопед ОУ № 376, Фрунзенский район;

Сорочинская О.Н. -учитель-логопед ОУ № 325, Фрунзенский район

Пояснительная записка

На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи (дисграфии, дислексии), обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразви­тием речи. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с элементами таких недостатков письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, а также элементы оптической дисграфии. Дети этой группы, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы породному языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Такие дети составляют основной кон­тингент учащихся школьных логопунктов.

Но в последнее время к учителям-логопедам все чаще стали обращаться за логопедической помощью ученики, в письменных работах которых встречаются лишь ошибки на смешение оптиче­ски схожих букв. Грамматическая и лексическая стороны, как пра­вило, остаются сохранными, более того, эти дети обычно обучаются по нетрадиционным программам или в школах с углубленным изучением каких-либо предметов.

Проблема оптической дисграфии у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и оптической дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мо­тивацию обучения. Оптическая дисграфия не ограничивается заменами оптически или кинетически сходных букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, но и в нарушениях психических функций: внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного гнозиса и т. д. У детей с оптической формой дисграфии долго не закрепляются пространственно-временные ориентировки, с опозданием формируются графомоторные и графические навыки, нарушается ориентировка на листе бумаги, в строчках и клеточках тетради. Они могут пропускать строчки, не допи­сывать их, соскальзывать, заходить за поля, пропускать целые страницы. При обучении письму в первом классе у таких учащихся долго не формируются связи между оптическим и кинетическим образом буквы. Замены букв, имеющих кинетическое сходство, отличаются особой стойкостью. Эти ошибки вслед­ствие коррекционной работы исчезают, но возобновляются при увеличении нагрузки.

Профилактика оптических нарушений письма начинается в речевых группах детских садов, продолжается в первом классе (при необходимости) школы на логопедических занятиях. Логопедическое заключение о наличии оптической дисграфии или элементов оптической дисграфии логопед обычно ставит во втором классе, когда у ребенка при сформированном навыке письма проявляются стойкие, специфические ошибки, в том числе и оптиче­ского характера.

Эта программа представляет собой систему работы по устранению оптических нарушений письма. Она может быть использована в системе работы над устранением «смешанной» дисграфии, в которой есть место оптическим нарушениям, так и в целенаправ­ленной и системной работе по коррекции оптической дисграфии у детей с хорошо развитым лексическим строем языка.

Цель : устранение и исправление оптических и графических нарушений письма у младших школьников.

Задачи:

    развивать зрительное восприятие, внимание, память;

    работать над оптическим ориентированием;

    развивать умение узнавать буквы, устранять оптическую агнозию;

    совершенствовать конструктивную деятельность;

    актуализировать связь буквы и звука;

    работать над развитием пространственных представлений;

    закреплять полученные навыки в письменных упражне­ниях.

Коррекционная работа по преодолению кинетических ошибок у младших школьников предполагает 4 этапа:

I этап — подготовительный;

II этап -отработки кинетического навыка отображения элементов букв;

III этап — дифференциации графем (полный образ);

IV этап — непосредственное введение смешиваемых букв в различные структурные единицы письма (слог, слова, словосочетания, предложения, текст).

При работе на подготовительном этапе необходимо решать следующие задачи:

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, величины букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти:

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры, затем – буквы).

3. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б)дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения.

5. Развитие зрительно – моторных координаций.

Основные виды работ на подготовительном этапе:

Прописывание фигур в воздухе

Усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки, до мелких движений пальцами

(пальчиковая гимнастика – комплексы статических и динамических упражнений);

Штриховки, рисования прямых, наклонных, горизонтальных, кривых линий с различной степенью нажима на карандаш;

Рисование по клеточкам геометрических фигур, бордюров;

Узнавание и нахождение фигур, букв в условиях зашумлённого контура;

Конструирование, восстановление букв;

Упражнения на тактильное узнавание фигур, букв;

Игры- лабиринты;

Задания на развитие зрительного восприятия

(опираясь на ряд рисунков с предметами, ребёнок по заданию логопеда находит самый тонкий – толстый ствол, высокий – низкий дом и т.д.);

Работа с геометрическими фигурами, буквами по типу корректурных проб (раскрась все заданные фигуры);

Упражнения направленные на формирование пространственных представлений (лева –права, верх – низ);

работа с цветовыми линейками;

(логопед предлагает назвать цвет первой, последней ячейки, справа от жёлтой, слева от оранжевой, между белой и жёлтой и т.д.

Тренировка зрительного анализатора.

Работа по таблицам с буквами печатного и письменного шрифтов.

(логопед предлагает ученикам “найти” другую букву)

Используются карточки с предметами, после с буквами.

(логопед предлагает назвать все предметы, буквы первой строки, второй и т.д. ,все изображения первого, второго и т.д. столбиков, сказать каких букв больше, каких меньше)

Упражнения на развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Усвоение собственного тела. Учить ориентироваться в схеме собственного тела.

Несколько шагов:

Учить выделять правые, левые части тела;

Учить ориентироваться в малом пространстве. Что от меня находится справа, слева, спереди, сзади, сверху, снизу;

Учить ориентироваться в большом пространстве по отношению к другому;

Учить ориентироваться на листе бумаги, лепка, аппликация по заданию. На основе этого проходит формирование графо-моторных функций.

Упражнения:

Поднять правую руку, левую руку;

Показать где у педагога правая, левая рука;

Назвать предметы, которые расположены справа, слева;

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые педагогом, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д.

Упражнения:

Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трёх предметов: положить книгу перед собой, слева от неё поместить карандаш, справа – ручку;

Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;

На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки с лева и справа от заданного предмета;

Сидя за столом, определить его правый и левый края;

Определить место соседа по отношению к себе, соотнося это соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку;

Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде педагога один из партнеров определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем они меняются ролями;

Назвать последовательность расположения цветов радуги;

Назвать первое число справа, слева. Какое из них больше?

Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;

Прочитайте ряд в обратном порядке (справа — налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);

Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине.

Работы с изографами как с предметными изображениями, так и с сюжетными картинами (на основе печатных и письменных букв).

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка и, кроме того, учитывать его возрастные возможности в процессе обучения. Необходимо знать и этапы формирования навыка письма. Кстати, вспомним, что “навык ~ это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля”.

В формировании навыка выделяются три основных этапа:

Первый этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

Второй этап условно синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап - автоматизация - и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений, а плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

Учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем “сконструировать”, собрать любую букву из этих элементов.

II этап — отработки кинетического навыка отображения элементов букв.

На II этапе предлагались задания по типу корректурных проб. Задания данного типа следует предлагать поэтапно, постепенно вырабатывая кинетические навыки.

Работа начиналась с отдельно взятого элемента смешиваемой буквы. Возьмём пару и — , у -

Выбери элементы буквы у и обведи их по точкам.

Найди элементы буквы и, обведи их по точкам.

Потом предлагались задания по дифференцировке элементов, смешиваемых графем.- найди и обведи элементы букв и — у -

Завершающим видом работ, в рамках заданий по типу корректурных проб, является дифференциация целых кинетических

образов (графем). Задания необходимо предлагать детям на разлинованных тетрадных листах.

Найди и обведи по точкам букву у.

Найди и обведи по точкам все буквы и

найди и обведи по точкам все буквы и, у, используя разные цвета.

Допиши буквы по инструкции (перед ребёнком бордюр, состоящий из одинаковых элементов букв, логопед называет звуки – ребёнок дописывает например к овалу линию вверх с закруглением вправо –б, линию с петелькой внизу – д и т. д.).

Вырабатывая правильные, точные кинетические движения необходимо проговаривать звуки, тем самым мы закрепляем межанализаторную цепь, лежащую в основе процесса письма

Процесс письма — сложно организованный и первоначально очень трудный для ребенка вид деятельности, и его успешность во многом зависит от полноценной концентрации внимания, умения контролировать себя в процессе записи, способности сохранять продуктивность в работе благодаря выносливости и устойчивости внимания. Проверив особенности внимания с помощью специальных тестов и наблюдений за процессом письма учащегося, логопед во многих случаях сочтет необходимым включить в логопедическую работу упражнения на формирование у детей внимания и самоконтроля при письме. Подобные задания способствуют решению этой задачи.

На этом этапе также проводилась работа по “расшифровке’’ (перекодированию элементов смешиваемых графем в полные образы) .

Учащимся предлагались задания по расшифровке бордюров из элементов букв,слогов, слов, словосочетаний, предложений. Данный вид упражнений очень нравится ребятам, задания выполняются в хорошем эмоциональном настрое.

III этап — этап дифференциации графем (полный образ).

Учитель –логопед предлагает ребёнку:

Продолжи строку у у у …… и т. д.

Напиши, соблюдая ритм

Напиши бордюр из букв ииу ииу и т.д.

Прочитай слова, с буквой у — подчеркни синим цветом, с буквой и- зелёным.

Прочитай слова, с букой у- подчеркни синим цветом, с буквой и- зелёным, с буквами и, у – красным

Прочитай предложения. Подчеркни слова со смешиваемыми по кинетическому признаку буквами (с буквой п – синим, с буквой т – красным).

Прочитай предложения. Подчеркни слова с буквой п – синим, с буквой т – красным, с буквами п и т — зелёным.

Аналогичная работа проводится и на уровне текста.

Основная задача учителя-логопеда на данном этапе сводится к тому, чтобы научить детей выделять опорные признаки, отличающие смешиваемые буквы.

Последовательность операций:

Выделение звука из слога, слова (работа с фонемой);

Определение сигнального признака артикулемы;

Соотнесение артикулемы с графемой (выбор из пары смешиваемых);

Контроль правильности выбора;

Запись буквы.

Упражнения.

Графические диктанты (обозначение целыми буквами)

Работа со слоговыми схемами:

Ребёнок должен проанализировать слова и разобрать по соответствующим группам (опора на готовые схемы);

Ученик самостоятельно составляет схему слова.

Слова подбираются со схожими графемами и –у, о –а

Например: фикус, минус внизу, спутник, кубик, туфли

И__/_у___ __у__/__и___

Логопед предлагает ученику разделить слова на слоги и записать слоги в соответствующий столбик.

п
т
пал
точ
спи
втор

Точка, палка, плёнка, труды

Кости, распилил, растение, солдаты

Спина, вторник, спасибо, стеночка, плащи

Нитка, калитка

Посты, тропа, лапти и т.д.

IV этап — этап непосредственного введение смешиваемых букв в различные структурные единицы письма (слог, слова, словосочетания, предложения, текст).

Вставь в слова пропущенные буквы П или Т.

Образуй слова начинающиеся на смешиваемые по кинетическому признаку пары п-т, и –у, б –д и т.д. Запиши их в два столбика.

Вставь в словосочетания пропущенные буквы п или т.

Вставь в предложения пропущенные буквы п или т.

Найди место слову в предложении (слова со смешиваемыми буквами предлагаются в рукописном варианте).

Маляры _ потолки.
Пираты _ добытые сокровища.
делили
белили

Пёс Дик _ хозяину лапу.
Золушка спешит на _.

бал
дал

Щенок спокойно _ под столом.
Гадкий Утёнок _ красивой белой птицей.

стал
спал

Выпиши слова в два столбика п т.

Выпиши слова в три столбика п т п т.

Выпиши из текста слова в два столбика п т

Выпиши из текста слова в три столбика п т пт

Запиши под диктовку слова в два, три столбика;

Запиши словосочетания;

Запиши предложения под диктовку.

Зелененко Марина Олеговна,
учитель-логопед I категории,
ГБОУ СОШ — № 633 г.Москва

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИКО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Неуспеваемость младших школьников в процессе обучения может быть вызвана недостаточным объемом их словарного запаса или низким уровнем развития устной речи.

Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием.

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию.

Смешанный вид дисграфии предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу.

И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируются между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д, у, з и другие.

Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Применение родителями игровых форм развития зрительного внимания и профилактики оптико-кинетической дисграфии у старших дошкольников,позволитразвивать умения проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.

Игра «Найди букву»

Описание хода игры: на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штрихов и линий различной конфигурации.

Задание: найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.

Игра «Сказочные буквы»

Описание: работа с плоскостным изображением сказочного сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.

Задание: внимательно рассмотреть картинку и назвать букву, которая на ней изображена.

Игра «Буква сломалась»

Описание: работа плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.

Задание: из различных частей правильно сложить буквы. На начальном этапе одновременно предлагается 2-3 буквы, разделенные на две части. Затем количество букв и частей, на которые они разделены, постепенно увеличивается.

Игра «Объемные буквы»

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов в пространстве; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с объемными буквами русского алфавита.

Задание: с закрытыми глазами обследовать букву и правильно назвать ее.

Игра «Узнай пальчиками»

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью («шершавыми» буквами).

Задание: с закрытыми глазами обвести букву и назвать ее.

Игра «Выложи букву»

Задачи: уточнить образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работы со счетными палочками и шнурками разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Игра «Вылепи букву и придумай к ней слово»

Описание: работа с пластилином и оборудованием для лепки.

Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух).

Игра «Вырежи из частей и наклей»

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа с цветной бумагой, клеем, ножницами.

Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).

Найди такую же букву

Задачи: развивать внимание и совершенствовать умение сравнивать зрительные образы букв.

Описание: работа с магнитной азбукой.

Задание: по примеру взрослого найти и прикрепить к магнитной доске ту или иную букву русского алфавита.

Игра «Укрась шарф»

Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право-лево», развивать мышцы кистей рук.

Описание: работа с плоскостными изображениями шарфов и цветными карандашами.

Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инструкции взрослого по выбору расположения и цвету узора.

Игра «Цветная змейка»

Задачи: развивать умение действовать согласно инструкции взрослого, соблюдая последовательность (алгоритм) выполнения задания.

Описание: работа по схеме с набором блоков Дъенеша.

Задание: рассмотреть схеме и, выполнив определенный порядок действий, выложить змейку (на первом этапе на схеме обозначена только форма или цвет блока, на втором - форма и цвет, а на третьем предлагается на форму, цвет и размер блока).

Игра «Стрелочки»

Задачи: Упражнять в ориентировке на вертикальной плоскости; закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно предметов; совершенствовать умение выслушивать задание до конца и удерживать его в памяти до окончания выполнения.

Описание: работа на магнитной доске с набором цветных магнитов и плоскостных стрелочек на магнитной основе.

Задание: на доске прикрепить стрелочку в указанное взрослым место относительно того или иного магнита так, чтобы стрелочка указывала определенное направление.

Игра «Веселые буквы»

Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.

Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.

Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.

Игра «Будь внимательным»

Задачи: развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.

Описание: работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.

Задание: найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета (на первом этапе предлагается одна буква и один цвет карандаша, далее предлагаются две буквы и два цветных карандаша и т.д.).

Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихся данной группы нарушены все компоненты речи, в программе запланирована работа не только по коррекции зрительного восприятия, как основного нарушения при оптической дисграфии, но и по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи и закрепления материала, пройденного на уроках грамматики, праврписания и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида со слабой степенью умственной отсталости с целью коррекции оптической дисграфии.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К

При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
  6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается :

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);

Ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Практические

Наглядные

Словесные

Учащийся должен знать :

Название органов речи;

Посуду,

Мебель,

Одежду, обувь;

Насекомых,

Птиц;

Дни недели;

Месяца;

Основные цвета;

Учащийся должен уметь :

Программа рассчитана на 62 часа (2 занятия в неделю)

Методы, используемые в работе :

Практические : тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.

Наглядные : графические, символические, иллюстративные, натуральные.

Словесные : слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.

Учащийся должен знать :

Название органов речи;

Принцип образования прямых и обратных слогов;

Графическое изображение каждого звука;

Что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;

Домашних и диких животных, детёнышей животных,

Посуду,

Мебель,

Одежду, обувь;

Насекомых,

Птиц;

Времена года, признаки и последовательность;

Дни недели;

Месяца;

Основные цвета;

Учащийся должен уметь :

Придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;

Обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;

Выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

Делать звуко-буквенный анализ;

Делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;

Использовать в речи отработанную лексику;

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

Образовывать качественные и относит. прилагательные;

Обобщать и классифицировать предметы;

Согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;

Образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;

Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

Составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;

Образовывать наречия (с помощью педагога);

Распределять предметы по величине;

Образовывать мн. число существительных;

Образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.

Писать односложные и двусложные слова под диктовку.

Программа рассчитана на 62 часа

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ,

ИМЕЮЩИХ ОПТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ

Заня тие

Темы и содержание

коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используе мые на занятиях

Развитие неречевых процессов

Звук и буква А. Понятие слога. Деление слова

на слоги

Цветы .

Образование прилагательных уменьшительно- ласкательного значения.

Развитие восприятия цвета.

Звук и буква О. Деление слов на слоги, определение ударной гласной.

Овощи и фрукты .

Образование относительных и качественных прилагательных.

Развитие восприятия величины и размера.

Фонематическая и зрительная дифферен-циа ция гласных звуков [а - о] в слогах и словах

Школьные принадлежности .

«Сложи картинку»

Звук и буква И. Понятие слога. Деление слова на слоги

Осень.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Реконструирование букв

Звук и буква У. Работа над слого-звуковым составом слова

Животные .

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов

Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание

Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [и - у] в слогах и словах

Игрушки.

Местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ

Развитие запоминания формы предметов.

Звук и буква П. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков.

Семья.

Образование и различение глаголов ед. и мн. числа.

Развитие двигательной памяти. (выполнение слож. слов. инструкции)

Звук и буква Т. Работа над слого-звуковым составом слова.

Зоопарк .

Побор синонимов, антонимов.

Графический диктант

Фонематическая и зрительная дифференциа ция гласных звуков [т - п] в слогах и словах.

Посуда.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Развитие двига тельной памяти на физкультминутке

Звук и буква Б. Работа над слого-звуковым составом слова

Насекомые .

Развитие мышле ния. Построение во просов

Звук и буква Д.

Рыбы, птицы .

Образование глаголов с помощью приставок

Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Упражне ние «Состав-лений узоров из геометри ческих фигур»

Фонематическая и зрительная диффе-ренциа ция гласных звуков [б - д] в слогах и словах.

Деревня.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (диф ференциация не речевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Белка, дятел .

Составление предложений с опорой на картинки.

Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Раз ноцветные точки»

Звук и буква В. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Животные леса .

Местоимения ОН, ОНА.

Выполнение уп ражнений на усвое ние пространствен ных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упражнение «Ко пирование точек»

Развитие зрительной дифференциации строчных [ в-б ] в слогах и словах.

Домашние животные .

Образование наречий. (больше- меньше, толще, тоньше, выше – ниже)

Узнавание предмета по контурному изо бражению и деталям рисунка. Упражнение «Состав ление фигуры из раз розненных деталей»

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Профессии .

Составление словосочетаний и предложений с местоимениями МОЙ, МОЯ.

Узнавание пред мета по контурно му изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

Звук и буква Х. Работа над слого-звуковым составом слова

Посуда .

На фоне контурных изображений найти "спрятавшиеся" буквы

Звук и буква Ж. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

Детёныши животных.

Образование однокоренных слов.

ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку»

Фонематическая и зрительная дифференциа ция [ х-ж ] в слогах и словах.

Понимание определений и умение давать определение предмету.

Усиление концен трации слухового внимания

Звук и буква Ш. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Домашние птицы .

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

Звук и буква Щ. Работа над слого-звуковым составом слова

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Запомнить буквы, цифры (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10).

Фонематическая дифференциа ция

[ ш-щ ] в слогах и словах.

Игрушки .

Подбор определений к существительным.

Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ ш-щ ] в слогах и словах.

Насекомые .

Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

[ ш-щ ] в слогах и словах.

Детёныши животных

Составление предложений с союзом А (У кошки котёнок, а у собаки щенок)

«Что изменилось?»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [ш -щ ] в предложениях и текстах.

Транспорт .

Образование глаголов в ед. и мн. числе.

Выполнение упраж нений на усвоение пространственных от ношений («на», «над», «под», «за» и т.д.).

Звук и буква Ц. Работа над слого-звуковым составом слова

Домашние животные

Образование качественных и относительных прилагательных

Графический диктант

Развитие зрительной дифференциации строчных букв [ и- ц] в слогах и словах.

Птицы .

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение« " парные ассоциации слов»

Одежда. Обувь.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

«Допиши буквы»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[ и-ц ] в предложениях и текстах.

Деревья. Кусты.

Образование наречий (шире- уже, выше- ниже, больше- меньше)

Дополнение рисунка.

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ и- ш] в слогах и словах.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.

Развитие мышления.« 4- лишний»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ и-ш ] в предложениях и текстах.

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

Развитие мышления. Коррек-ционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся,

кто нарисован»

Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ и-ш ] в предложениях и текстах.

Овощи. Фрукты. Ягоды.

Образование качественных и относительных прилагательных.

Дорисовывание симметричных изображений.

Звук и буква Л. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв равно количеству звуков

Понятие «предметы»

Существительные ед. и мн. числа.

Распределение предметов по величине.

Звук и буква М. Работа над слого-звуковым составом слова

Понимание поговорок, пословиц.

Коррекционные упражнения, на правленные на развитие образно го мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - м] в слогах и словах.

Составление предложений по картке.

Развитие произвольности. «Найди 10 отличий»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[л - м] в слогах и словах.

Транспорт .

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Упражнения, на правленные на развитие абстрактнологического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавли вать связи между понятиями» - «Сравни предметы» (волки и собака)

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - м] в предложениях и текстах.

« Колобок ».

Образование качественных и относительных прилагательных

Формирование приёмов самоконтроля «Сделай так же»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [л - м] в предложениях и текстах.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Формирование умения планировать свои действия.

Звук Э и буква Е. Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков.

Подбор синонимов к словам.

Подбор одинаковых полосок.

Звук и буква З. Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

Образование глаголов прош. и настоящего времени (по вопросу)

Подбор картинок к определённому цветовому фону.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Е - З] в слогах и словах.

Образование наречий.

Игра «Угадай, что это?»

Звукобуквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков

Звери и птицы .

Подбор антонимов по типу сравнения (орёл большой, а воробей маленький).

Конструирование из «Лего»

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Подбор определений к существительным

«Допиши незаконченные буквы»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Е - З] в предложениях и текстах.

Согласование существительных и глаголов..

Упражнение, направленное на способность устанавливать связи между элементами материала «Найди пару»

Звук и буква Ч. Работа над слого-звуковым составом слова

Развитие словаря. Составление предложений по серии сюж. картинок..

«Распредели предметы по величине»

[У - Ч] в слогах и словах.

Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами.

Формирование пространственного восприятия. (левые и правые части предмета)

Развитие зрительной дифференциации заглавных

[У - Ч] в предложениях и текстах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными.

Ориентировка в окружающем пространстве «Найди игрушку»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[у - д] в слогах и словах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: глаголами.

Формирование приемов самокон троля.

Упражнение «Сделай так же»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[у - д] в предложениях и текстах.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: наречиями.

Развитие восприятия цвета «Раскрась картинку»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[з - д] в слогах и словах.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов

Расширение объёма зрит. памяти «Какие буквы спрятались»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[з - д] в предложениях и текстах.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями.

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку. «Что находится справа»

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - и] в слогах и словах.

Загадки .

Нахождение слов- предметов.

«Сложи фигуру» (из палочек)

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[л - и] в предложениях и текстах.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе

Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Л - И] в слогах и словах.

Времена года.

Подбор определений к существительным.

Выполнение тестов Равена.

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Л - И] в предложениях и текстах.

Семья .

Образование качественных и относительных прилагательных

Конструирование фигур из спичек, палочек

Звук и буква Р. Слоговой анализ и син теза на материале слов различной слоговой структуры.

Дни недели .

Заучивание последовательности.

Конструирование из кубиков, «Лего»

Звук и буква Г.

Образование и употребление глаголов буд. времени по вопросу.

«Сложи картинку»

Развитие зрительной дифференциации заглавных букв

[Р - Г] в предложениях и текстах.

Изменение существительных по числам.

Узнавание предмета по контур-ному изо бражению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

Звук и буква Н. Работа над слого-звуковым составом слова

Изменение сущ. по родам. Местоимения ОН, ОНА, ОНО.

Назвать предметы по их контурам

Звук и буква К. Звуко-буквенный анализ слов. Коли чество букв меньше количества звуков.

Обобщение и классификация предметов.

Назвать недорисованные предметы

Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [ н-к ] в слогах и словах.

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

Назвать перечеркнутые изображения

Развитие зрительной дифференциации строчных букв

[ м-ш ] в слогах и словах.

Месяцы.

Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий).

Определить, что неправильно нарисовал художник


Рабочая программа составлена в ответствии с ФГОС НОО.

Цель программы: исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.

Адресат: обучающиеся 2-4 классов, с нарушением письменной речи, характеризующейся вариативными и стойкими дисграфическими ошибками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2115»

(ГБОУ Школа №2115)

Рабочая программа

по преодолению смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

2015-2016 уч.год

Составитель:

Учитель-логопед СП № 2

Межуева Наталья Геннадьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с положением Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья», обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования; требованиями ФГОС к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).

ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования для всех детей, поступающих в школу. В стандарте указывается на обязательный «учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей».

Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.

Рабочая программа по коррекции дисграфии составлена на основе:

Программно-методических материалов «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение,2014.

Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.

Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001.

Школьный логопункт. Е.В. Мазанова. М: Гном 2011.

Программа курса разработана с опорой на методические системы работы, А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой и предназначена для логопедической работы с группой обучающихся начального общего образования, испытывающих трудности в формировании письма.

Цель программы : исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.

Задачи коррекционно-педагогической работы:

Сформировать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами.

Характеристика состава обучающихся: Обучающиеся 2-4 классов, с нарушением письменной речи, характеризующейся вариативными и стойкими дисграфическими ошибками.

Планируемые результаты : отсутствие дисграфических ошибок при выполнении репродуктивных (письмо под диктовку) и продуктивных творческих заданий (изложение).

Основные содержательные линии

Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему понятий, относящихся

К фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, звуко-буквенный анализ, обозначение звуков буквами);

К слову (состав слова, части речи и их соотношение с членами предложения);

К предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений);

К тексту (типы текстов, структурные элементы текста).

Личностные результаты.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудников.

Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процесса.

Педагогические условия и средства реализации программы.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений письма проводится во время специально организованных занятий.

Продолжительность занятия: 40 мин.

Периодичность занятий: 2-3 раза в неделю в зависимости от специфики нарушения письменной речи и этапа коррекционно-развивающей работы.

Форма занятий: групповые, индивидуальные.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение .

Для проведения логопедических занятий должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

Демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

Вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику;

Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Программно-методическое обеспечение

1. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

2. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

3. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

4. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

5. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

6. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

7. О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М.: Просвещение 2014

Учебные средства:

  1. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.В. Дерябина. М.: Просвещение 2014.
  2. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных» О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова М.: Просвещение 2014.
  3. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина. М.: Просвещение 2014
  4. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.Х. Забарова. М.: Просвещение 2014
  5. Тетрадь-помощница «Понимаю и различаю текст,предложение, слово» О.А. Ишимова, И.Е. Юсов. М.: Просвещение 2014
  6. Альбом упражнений «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
  7. Альбом упражнений «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
  8. Альбом упражнений «Учусь работать с текстом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011
  1. Развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие – слухопроизносительная дифференциация фонем, звукобуквенный анализ и синтез).
  2. Развитие лексико-грамматического компонента языковой системы. Слово (лексико-грамматическое значение). Морфемный состав.
  3. Развитие связной речи. Работа над текстом. Проверка сформированности навыка письма и возможности его использования при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий.

Программа рассчитана на 130 – 160 занятий.

Программой предусмотрено: проверочных работ - 6.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Задачи:

1.Развивать фонематическое восприятие;

2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 1-го этапа коррекционно – развивающего обучения:

Термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

Все буквы и звуки родного языка;

Отличительные признаки гласных и согласных звуков;

Гласные и согласные звуки;

Твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

Пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости - мягкости, по звонкости - глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

Узнавать и различать гласные и согласные звуки;

Обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

Использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

Производить фонетический разбор слова;

Производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

Записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

Подбирать слова на заданный звук;

Сравнивать слова со сходными звуками;

Строить звуковые схемы слогов и слов;

Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

Восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.

Планируемое количество занятий – 96.

Проверочные работы – 1

Примерное тематическое планирование.

Тема занятия

Часы

1. Подготовительный этап работы

1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления

2. Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков

3. Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

П. Основной этап работы

4. Дифференциация гласных букв А-Я, У-Ю, О-Е,

Ы-И, Э-Е

Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме

5. Дифференциация гласных букв А-Я

Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

6. Дифференциация гласных букв У-Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

7. Дифференциация гласных букв О-Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

8. Дифференциация гласных букв Ы-И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

9. Дифференциация гласных букв Э-Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

10. Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения

11. Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Тема занятия

Часы

12. Звуки Б-Б", П-П"

Звуки Б-Б", П-П" Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

13. Звуки В-В",

Ф-Ф"

Звуки В-В", Ф-Ф". Дифференциация звуков В-В", Ф-Ф" изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

14. Звуки Г-Г", К-К", Х-Х"

Звуки Г-Г", К-К". Дифференциация звуков Г-Г", К-К", X-X" изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

15. Звуки Д-Д", Т-Т"

Звуки Д-Д", Т-Т". Дифференциация звуков Д-Д", Т-Т" изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

16. Звуки 3-3", С-С"

Звуки 3-3", С-С". Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

17. Звуки Ж-Ш

Звуки Ж-Ш. Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

18. Лабиализованные гласные. Звуки О-У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

19. Лабиализованные гласные. Буквы Е-Ю

Буквы Е-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Е-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

20. Дифференциация соноров. Звуки Р-Р"-Л-Л"

Звуки Р-Р", Л-Л". Дифференциация звуков Р-Р", Л-Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

21. Звуки Л-Л"-Й

Звуки Й, Л-Л". Дифференциация звуков Й, Л-Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

22. Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме

23. Звуки С-С, Ш

Звуки С-С, Ш. Дифференциация звуков С-С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

24. Звуки З-З", Ж

Звуки З-З", Ж. Дифференциация звуков З-З", Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

25. Звуки

С-С", Ц

Звуки С-С, Ц. Дифференциация звуков С-С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

26. Звуки ТС-Ц (на усмотрение логопеда)

Знакомство со звуками ТС-Ц. Дифференциация звуков Ц-ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

27. Звуки Ч-Щ

Звуки Ч-Щ. Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

28. Звуки Ч -ТЬ

Звуки Ч-ТЬ. Дифференциация звуков Ч- ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

29. Звуки Ч-Ш

Звуки Ч-Ш. Дифференциация звуков Ч-Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

30. Звуки Ч-Ц (на усмотрение логопеда)

Звуки Ч-Ц. Дифференциация звуков Ц-Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков

III. Заключительный этап работы

31. Развитие связной речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение...

6-10

Второй этап.

Задачи:

1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию сложного предложения.

Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 2-го этапа коррекционно – развивающего обучения:

К концу обучения дети должны знать:

Признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части - корня);

Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

Правописание суффиксов и приставок;

Части речи;

Как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

Главные и второстепенные члены предложения;

Сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;

Виды связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения дети должны уметь;

Распознавать части речи и их основные признаки;

Изменять слова по числам, родам и падежам;

Определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

Производить разбор слова по составу;

Различать понятия словоизменение и словообразование;

Выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

Устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;

Устанавливать связи между частями сложного предложения;

Составлять и анализировать сложное предложение.

Количество занятий – 67

Проверочных работ -2

Примерное тематическое планирование

Тема занятия

Часы

1. Слово. Словосочетание. Предложение

А. Развитие навыков словообразования

1. Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования

2. Корень слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов

3. Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами

4. Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса

5. Морфологический состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

6. Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога

Б. Развитие навыков словоизменения

7. Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.

Обогащение номинативного словаря

8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)

9. Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие Логического мышления

10. Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи

В. Развитие навыков согласования слов

11. Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой

12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами

13. Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование существительных с прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи.

14. Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой.

15. Согласование глагола с существительным в числе

Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.

16. Согласование глагола с существительным в роде

Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами.

17. Согласование глагола с существительным во времени

18. Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи.

II. Предложение

19. Предложение

Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение - словосочетание - текст.

20. Состав предложения

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями.

III. Текст

21. Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью.

Третий этап

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся представления о связном тексте как едином семантическом целом;
  2. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение);
  3. Уточнение структуры текста;
  4. Установление логических и языковых связей между частями текста;

5. Обучение синтаксически правильному оформлению текста;

По истечении 3-го этапа обучающиеся должны уметь:

Самостоятельно составлять краткий и подробный рассказ;

Определять тему текста;

Определять основную мысль текста;

Составлять план;

Устанавливать смысловую зависимость между частями текста;

Пользоваться различными синтаксическими конструкциями;

Отбирать лексический и грамматический материал с учетом тематического принципа

Планируемое количество занятий:68.

Проверочные работы:1

Примерное тематическое планирование логопедических занятий

Тема занятия

Часы

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Соотнесение предложений с графическими схемами.

Предложение. Члены предложения.

Нераспространённое, распространённое предложения, главные члены предложения (подлежащее, сказуемое), второстепенные члены предложения. Построение распространённых предложений.

Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов.

Связь слов в предложении. (Работа с деформированными предложениями)

Виды связи слов в предложении и словосочетании. Дифференциация понятий предложение-словосочетание. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Работа с деформированными предложениями.

Согласование.

Предложение, словосочетание, связь слов в предложении. Уточнение представлений о согласовании слов в роде, числе, падеже. Постановка вопросов к отдельным словам в предложении. Работа с деформированными предложениями.

Управление.

Слово, словосочетание, предложение, связь слов в предложении. Уточнение представлений о предложно-падежных конструкциях. Постановка вопросов к отдельным словам в предложении. Работа с деформированным предложением.

Примыкание.

Слово, словосочетание, предложение, связь слов в предложении. Постановка вопросов к отдельным словам в предложении. Работа с деформированными предложениями.

Текст.

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Конструирование текста из предложений.

Типы текстов.

Типы текстов (описание, рассуждение, повествование). Определение типа текста, количества предложений в тексте, последовательность предложений в тексте.

Работа с деформированным текстом.

Текст, предложение. Определение границ предложения.

Выборочный пересказ текста.

Текст, часть текста (вступление, заключение, основная часть). Выделять логико-смысловые части текста. Составлять связное речевое высказывание.

Последовательный пересказ текста.

Текст, часть текста. Выделять логико-смысловые части текста. Составлять последовательный пересказ.

Краткий пересказ текста.

Главное, второстепенное в тексте. Определять последовательность действий. Составлять связное речевое высказывание.

Творческий пересказ.

Определять последовательность действий. Составлять связное речевое высказывание.

Работа над изложением.

Изложение. Связь предложений в тексте. Соблюдать причинно-следственные связи при составлении связного речевого высказывания.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с опорой на план и без него.

Основная мысль текста. Определять последовательность действий. Связь предложений в тексте, слов в предложении.

Составление плана рассказа.

Выделение значимых частей текста вступление, основная часть, заключение.

Составление рассказа по данному началу.

Составление рассказа по данному концу.

Текст, часть текста. Определять последовательность действий. Соблюдать причинно-следственные связи при составлении связного речевого высказывания.

Составление рассказа по опорным словам.

Текст, часть текста. Определять последовательность действий. Соблюдать причинно-следственные связи при составлении связного речевого высказывания.

Составление рассказа на заданную тему.

Текст, часть текста. Определять последовательность действий. Соблюдать причинно-следственные связи при составлении связного речевого высказывания.

Изложение (проверочное)

То же.

Литература:

1.Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.

2.Ишимова О.А., Шаховская С.Н.,Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год

3.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.

4.Лалаева Р.И. “Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы”, Москва, “Просвещение”, 1978 г.

6.Садовникова И.Н. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 1995 г.

7.Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.

8.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.

9.Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999 .

Приложение

Показатели динамики правильного формирования письма:

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;

Умение различать букву и звук, овладение правильным начертанием письменных строчных и прописных букв;

Правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, безошибочное списывание;

Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

Различать слова и предложения, предложения и тексты (повествование, описание);

Умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.

Оценка достижения планируемых результатов коррекционно-педагогической работы позволяет оценить динамику личных достижений обучающихся с нарушением письма.

Стандартизированные диагностические методики письма используются на начальном, промежуточном и заключительном этапах коррекционно-педагогической работы. Проверочные работы с использованием бальной системы оценивания проводятся в конце каждого раздела тематического раздела планирования.

Оценивание успешности выполнения заданий и упражнений в конце каждого занятия проводится в виде наблюдения, самооценки и внешней оценки взрослого для создания ситуации успеха.

Описание диагностических методик.

Литературный источник. Нейропсихологическая диагностика, обследования письма и чтения младших школьников: метод. пособие/ под. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой – М., 2008.

Краткое описание методики. Методика предназначена для выявления у младших школьников нарушения письма, проектирование коррекционной работы, комплектования групп на основе общности механизма нарушений письма и оценки эффективности коррекционного воздействия. Обследование проводится при выполнении слухового диктанта. Дополнительно используются следующие виды работы: списывание с рукописного и печатного текстов. Методика обследования письма является стандартизированной. Для оценки успешности выполнения заданий применена бальная система.

Форма проведения обследования. Обследование проводится фронтально, в небольших группах, или индивидуально.

Продолжительность обследования. Общая продолжительность -40 минут,из них время проведения обследования-30 минут, время для проверки выполненных заданий – 5 минут (на каждого ребенка), время для анализа- 5 минут (на каждого ребенка).

Оборудование. Тексты для учителя-логопеда к проведению письменных заданий (диктант, списывание) для обучающихся 2-4 классов.

Требования. Текст читается громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но без проговаривания сложных для написания мест в словах.