Программа логопедического кружка "Речевичок" для детей логопедической подготовительной группы детского сада.

Программа предназначена для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп. данный материал поможет сформировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов.

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. Станиславский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
Задачи :
o Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процес¬се систематических тренировок;
o Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
o Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
o Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

Ожидаемые результаты:
o У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье;
o Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
o Повысится коррекция звукопроизношения;
o Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
o Формируется слоговая структура слова.
Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня (вторник).
Продолжительность: 30 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей –кукла Речевичок.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти с использованием здоровьесберегающих технологий.
Дыхательные упражнения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, сухой бассейн.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей.

Главный герой занятий - Речевичок.

Тематическое планирование

Сентябрь
1 неделя:
2 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
3 неделя: Тема: «Как язычок пил чай с друзьями». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 6-7).
4 неделя: Тема: «Артикуляционный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Октябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок навещал любимых питомцев». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 11-12).
2 неделя: Тема: «Утро с котиком Музиком» (речевая гимнастика). Цель: развитие артикуляционного аппарата.
3 неделя: Тема: «Как язычок нашел друга». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 19-20).
4 неделя: Тема: Как Мишка искал мед». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова
стр 22-24).

Ноябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок гулял в лесу» Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 24-25).
2 неделя: Тема: «Угадайка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения (сухой бассейн).
3 неделя: Тема: «Как язычок катался на велосипеде». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 30-31).
4 неделя: Тема: «Как язычок строил дом». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 37-39).
Декабрь

1 неделя: Тема: «Как язычок отмечал день рождения». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.6-7).
2 неделя: Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.8-9).
3 неделя: Тема: «Как язычок варил грибной суп». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.10-11).
4 неделя: Тема: «Как язычок играл с друзьями зимой». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.12-13).

Январь
1 неделя: Каникулы.
2 неделя: Каникулы.
3 неделя: Тема: «Как язычок спас ворону от кошки». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
(Н.В.Рыжова стр 40-41).
4 неделя: Тема: «Звуки [м]-[м`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 42-43.)

Февраль
1 неделя: Тема: Мой мишка». Цель: развитие памяти, ритма, силы голоса, выразительности при разучивании стихотворения по мнемотаблице (З. Александрова).
2 неделя: Тема: Звуки [п], [п`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 44-45).
3 неделя: Тема: «Озорные мишки». Цель: развитие памяти, мышц лица при самомассаже. (конспект).
4 неделя: Тема: Звуки [б], [б`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 46-47).

Март
1 неделя: Тема: «Точечный массаж по А.А.Уманской». Цель: развитие памяти, умения делать самостоятельно точечный массаж.
2 неделя: Тема: Звуки [д], [д`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 49).
3 неделя: Тема: «Настроение Антошки». Цель: развитие моторики, памяти, внимания, мимических мышц лица. (театр варежковых кукол).
4 неделя: Тема: Звуки [н], [н`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 50-51).

Апрель
1 неделя: Тема: «Ежик и море». Цель: развитие внимания, общей моторики, мелкой моторики, памяти, воображения (сказкотерапия по сказке С. Козлова).
2 неделя: Тема: Звуки [к], [к`]. Цель: развитие правильного произношения звуков (Н.В.Рыжова стр. 52-53).
3 неделя: Тема «Путешествия Речевичка». Цель: развитие общей моторики, воображения, фантазии при составлении рассказов о герое.
4 неделя: Тема: «Резонаторный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие внимания, голоса при самостоятельном выполнении массажа.

Май
1 неделя: Тема: «Буквы». Цель: развитие мелкой моторики, памяти при печатании букв. (крупотерапия).
2 неделя: Тема: «Закаливающее дыхание по А. Уманской и К. Динейки. Алфавит телодвижений». Цель: развитие дыхательных органов, пластики, общей моторики (конспект).
3 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
4 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.

Литература:
1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Емельянов В. В. Артикуляционный массаж.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сборник программ по сказкотерапии. Тренинг по сказкотерапии. С-П, 2004.
4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
5. Уманская А., Динейки К. Закаливающее дыхание.
6. Уманская А. А. Точечный массаж.

Людмила Рычкова
Программа кружка «Речевичок» по развитию речи

Пояснительная записка.

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребнокусваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создат новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития , в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи . Такое развитие ведт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык , поэтому передо мной встала задача о создании кружка : «Речевичок » . Программа по уровню содержания – ознакомительная, по направлению – социально-педагогическая, по форме организации - групповая, по широте охвата и содержанию деятельности - профильная, по степени профессионализации - общекультурной компетенции. Данная программа рассчитана на один год обучения для детей – 6-7 лет.

Кол-во обучающихся в группе – 12 человек.

Недельная нагрузка на 1 год обучения – 1 час в неделю

Данная рабочая программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю)

Актуальность программы обусловлена тем что , образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей , их интеллектуальной сферы - памяти, внимания, мышления и физического состояния двигательной активности и тем самым послужить формированию у старших дошкольников позитивное отношение к обучению.

Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка , его связной речи , фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи .

Цель :

Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка : формирование мотивации учения, развитие мышления , фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания , речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

Задачи :

Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции : развитие связанной речи , развитие речевого общения ;

Формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений ;

Формирование личности дошкольника : изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие воображения и творческих способностей.

Адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря .

Содержание обучения не дублирует программу первого класса , а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации. Возрастными особенностями ребенка 6-7 лет является то, что он осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро, а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» .

Формы и режим работы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут. Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы :

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи .

4. Воспитание звуковой культуры речи .

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи .

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создат предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков . Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи :

1. Научность.

2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

3. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие) .

4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи .

5. Доступность, конкретность.

6. Концентричность.

Формы занятий :

1. Рассматривание картины.

2. Рассматривание предметов

3. Загадывание загадок.

4. Дидактические игры : - пальчиковые; - стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы) ; - артикуляционная гимнастика; - звуковые игры; - дыхательная гимнастика.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Специально разработанные занятия в кружке у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии . У детей формируется следующие результаты :

1. Повышается культура речи , развивается связанная речь , расширяется речевое общение , что способствует развитию личности ребенка , раскрытию его творческого потенциала;.

2. Повышаются точность, связность и выразительность речи . Ребнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов) . Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления .

3. Дети успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной. Требования к подготовке дошкольников : в результате изучения данного курса дошкольники смогут :

Проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;

Ориентироваться в пространстве;

Правильно пользоваться письменными принадлежностями;

Знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;

Уметь составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;

Подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;

Уметь придумывать сказку на предложенную тему, передавая специфику жанра;

Определять основных героев произведения, высказывать свое отношение к ним;

Определять жанр произведения;

Уловить наиболее яркие примеры образности языка;

Выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога;

Подбирать определения (прилагательные, называть действия (глаголы) ;

– умения делить слова на слоги; выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

Давать характеристику звуку; свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов;

Расширение понятий о предложении, составление предложения из двух-четырех слов; составление рассказа с заданным количеством предложений, составление рассказа по серии картин, умение строить предложения разных видов;

- развитие читательских умений , знание пословиц, поговорок, скороговорок; умение разгадывать ребусы, кроссворды.

Обеспечение программы .

Материально- техническое обеспечение : Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, детский сад располагает достаточными техническими средствами : есть интерактивная доска, музыкальный центр, компьютер. Научно-методические ресурсы. Для того, чтобы качественно подготовиться к занятию в кружке , буду использовать научные и методические издания, обозначенные в списке литературы. Дидактическое обеспечение : для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно- образовательное пространство. В группе имеется библиотека, где дети с помощью воспитателя могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности. В процессе реализации программы буду использовать картинки, фотографии, презентации, словари.

Список литературы

1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2010. 2. Волков Б. С. Готовим ребенка к школе. СПб : Питер, 20012. 3. Гризик Т. И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011. 4. 5. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста) . Методические рекомендации. Авторский коллектив Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев. 6. Ценарва Н. Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе : диагностика школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009. 9. Е. Г. Юдина «Букваренок»

Тема : «Занимательное азбуковедение»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Старший дошкольный возраст

СРОКИ ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

сентябрь

2. Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения.

3. Способствовать четкому и правильному произношению звука «а» в словах и фразовой речи .

4. Развивать графические навыки (рисование дорожек) .

5. Показать детям печатную букву А. Картинка «Птичка кормит птенцов»

Игра «Птичка»

Артикуляционная гимнастика

Д/и «Уложим куклу спать»

Чтение стихотворения А. Барто

«Лягушата»

Картинки : собака, заяц, лиса.

Кто где живет? Провести дорожки от животных к месту где они живут.

С/р «Больница»

Показ картинки с изображением губ и написанной буквой А.

3. «Волшебная палочка» октябрь 1. Учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова.

2. Развивать связную речь , её выразительность.

3. Обогащать словарь.

4. Слушать внимательно текст стихотворения, подбирать слова, подходящие по смыслу. д/и «Подскажи Петрушке»

Игра «Подскажи словечко»

Артикуляционная гимнастика

Как гогочет гусь?

Как квакает лягушка? Как лает собака?

Закреплять произношение буквы звука а с учетом картины – схемы и зеркала.

Заучивание стихотворения П. Воронько «Спать пора»

4. В гости к лисички - сестрички. ноябрь 1. Продолжать учить детей внятно произносить звуки и слова.

2. Уметь придумывать однокоренные слова (лисичка, лисонька, лиса) .

3. Уметь придумывать слова действия и определения.

4. Учить внимательно слушать сказку.

5. Привлекать к носильному участию в драматизации. Игрушка, картинка лиса.

Д/и «Скажем слова про лису»

Рассказывание сказки «Снегурочка и лиса»

Игра – драматизация «Кто в домике живет»

5. Звук «У» ноябрь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука у.

3. Развивать речевой слух , укреплять артикуляционный аппарат.

4. развивать графические навыки (рисование дорожек) . Упражнение «Подуйте на шарик»

Как мычит корова? Как кукует кукушка?

Как гудит (большой) маленький паровоз.

Показать картины схемы и печатную букву у. Произношение звуков перед зеркалом (а, у) .

Д/и «Узнай по губам картинки со звуком у»

Чтение стихотворения С. Маршака «Слог»

Ответь на вопросы близко к тексту, рисование дорожек (провести линию фломастером по дорожке между рельсами) .

6. «Детский мир» ноябрь 1. Показать детям значение языкового понятия «слово» .

«слово» .

3. Способствовать четкому произношению звуков а, у. Игра «Магазин» (расставить игрушки, одежду, обувь, овощи, фрукты - картинки) .

Дети покупают предметы, получая при этом игрушки картинки.

Сколько всего у вас на столах.

Как много слов вы знаете, каким словом ты назвал свою карт инку?

Д/и «Узнай по губам»

7. Звук «О» декабрь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «о» .

2. Способствовать четкому и правильному произношению звука «о» в словах и фразовой речи .

3. Развивать логическое мышление - соотносить усвоенные знания с изображением на картинке. Артикуляционная гимнастика

«Бублик»

Как курочка зовет своих цыплят?

Загадки, отгадки найти на картинке (звук о в отгадках произносить протяжно) .

Предложить соединить дорожки и каждое животное с домиком.

Где он живет.

Картинка – схема со звуком о.

Какие картинки здесь могут жить? (ослик, Оля) .

Игра – драматизация «Ослик и Оля» .

8. Знакомство со словом «Лес» декабрь 1. Продолжать знакомить детей со словом.

2. Учить правильно понимать и употреблять термин «слово» .

3. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию звуков а, у, о.

4. Учить детей правильно называть детенышей животных. Картины панорама леса.

Вот мы оказались в лесу.

Что мы увидели в лесу? Каким словом… назвала этого животного?

Каким словом можно назвать его детенышей и т. д.

Что растет в лесу? (обобщить) . Вдруг подул ветерок, потом сильный ветер и т. д. Мы напугались о – о – о. А потом и заблудились и т. д.

Д/и «Узнай по губам»

9. Звук «Ы» декабрь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ы.

2. Способствовать четкому и правильному произношению звука ы в словах и фразовой речи .

3. Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

4. Закрепить навыки правильного произношения звуков а, о, у.

5. Продолжать учить рисовать дорожки фломастером. Картинка – схема и показ правильного произношения звука сердитого ы.

Картинки лыжи, мыло, сыр, дым, крыша – назвать предметы, выделяя голосом звук ы.

Стихотворение М. Мышковской «Мыши» отвечать на вопросы текстом из стихотворения.

Провести дорожку от мышки к сыру.

Д/и «Узнай по губам»

Иметь набор картонок. С начальным звуком а, о, у, найти где они могут жить.

10. «Кто что делает» (знакомство со словами действия) . январь 1. Продолжить знакомить детей со словом.

2. Вызвать интерес к слову.

3. продолжить работу над артикуляционным аппаратом.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи .

5. . Загадки о кошке и собаке.

Уточнить, что животные домашнии.

Каким словом мы назвали эту игрушку?

Четко произнести. Что делает кошка, когда мы еёгладили? Какими словами можно сказать?

Что делает кошка, когда видит мышку? И т. д.

Все названные слова сложим в «сундучок» .

11. Звук «И» январь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука и.

2. Способствовать четкому и правильному произношению звука «и» в словах.

3. Развивать общую моторику и двигательную функцию рук (физ. минутка) .

4. Развивать простейшие графические навыки. Показать мимикой сердитое, улыбчивое лицо.

Игра «Лошадка»

Картинка – схема произношение звука и.

Из картинок выбрать какие слова могут жить около этой схемы.

Игра «Подскажи словечко»

Рисуем зернышки цыплятам.

12. Звук «Э» январь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении эвукаэ.

2. Способствовать четкому и правильному произношению звука «Э» в словах и фразовой речи .

3. Отработать произношение всех пройденных гласных.

4. Учить выделять первый звук в слове.

5. Развивать графические навыки . Картинка «Коза с козленком»

Какимсловом можно назвать это животное? Как козленок зовет свою маму? Провести дорожку от козленка к маме.

Картина – схема

Какие короткие произношения Э

Игра «Назови первый звук» (гласный)

«Узнай по губам»

Физ. минутка «Этот пальчик»

Четкое выделение звука «э» .

13. Овощи (знакомство со словами - признаками) . февраль 1. Продолжить знакомить детей со словом.

2. Вызвать интерес к слову.

3. Закрепление цветовых форм.

4. Развитие познавательных особенностей.

5. Классификация.

6. Развитие зрительного внимания и памяти. Я хочу превратить вас в маленькие семена.

Игра «Овощи – фрукты»

Чтобы узнать о цвете и величине, задать вопрос какой? Это какой помидор? и т. д.

Игра «Кто больше назовет слов о каждом овоще»

«Что здесь лишнее?» «Чего не стало?»

Если салат из капусты. Значит какой это салат? А какой салат сделаем из свеклы?

Игра «На огороде»

14. Звук «М» февраль 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «М» .

2. Добиваться произношения стихотворения правильно и четко.

3. Способствовать четкому произношению звука м в словах.

4. Учить понимать поэтические образы лежащие в основе загадки. Какое лицо у мамы, когда она сердится? Что вы делаете, когда вас ругают?

Игра «Заводные куклы»

Выделить мамин звук. Можно этот звук крикнуть? Что мешает?

Мы его произносим губами. М – м.

Чтение стихотворения «Медвежата» Г. Сангиро, загадки (в отгадки был звук м)

Найти отгадки и закрасить.

15. Звук «Б» февраль 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Б.

2. Закрепить правильное произношение звука «б» в словах и во фразовой речи .

3. Повторить правильное произношение гласных звуков.

4. Закрепить выделение первого гласного звука в слове.

5. Учить закрашивать предметы, не выходя за контур. Игра «Заводные машины»

Игрушка белка – загадка о белке.

Каким словом можно сказать об этом животном? (у каждого ребенка нарисовано : бусы, брошки, банты) .

Стихотворение М. Мышковской «Белка»

Ответы на вопросы по содержанию. Закрасить украшения.

Игра «Узнай по губам»

Выдели первый звук

Игра – инсценировка «Белочка» и «Бобик»

Пение колыбельной песенки.

16. Знакомство со звучащим словом. март 1. Учить детей вслушиваться в звучание слов.

2. Учить протяжно произносить слово с выделением заданных звуков.

3. Продолжить учить детей выделять первый гласный звук.

4. Учить четко и правильно произносить пройденные звуки. Игра «Что звучит вокруг нас»

Стихотворение «Игра в слова» А. Барто

«Здравствуйте, я – Петрушка» - игра (персонаж)

Игра «Узнай по губам» «Выдели первый

17. Звук «П» «П» .

2. Закрепить произношение этого звука в словах и фразовой речи .

3. Воспитывать интонационную выразительность речи . Игра «Снежинка» персонаж Петрушка, почтальон принес письмо, в письме загадка о поросятах.

Приходят поросята Пик – Пак – Пок поют песенку. Потом вместе с детьми. Дразнилки у поросят па – по – пу, пу – па – пы, па – пу – пи – кА

Поросята пришли с картинками в названии есть звук П, показывают и ошибаются, дети поправляют.

Чтение сказки Юдина «День поросенка»

18. Звук «Д» март 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Д» .

2. Обогащать словарь.

3. . Игра «Дятел» выдолбит дупло

Кто может поселиться в этом дупле? Игрушка белочки с дудочкой, и картинки, чтобы первый звук был д.

Называют четко все слова и ищут лишнее слово.

Игра «Подскажи словечко»

19. Слова длинные – короткие. апрель 1. Показать детям, что в разных словах разное количество звуков (т. е. слова могут быть длинными и короткими) .

2. Учить детей путем прошагивания, отхлопывания, находить длинное - короткое слово. Игры : «Слово можно прошагать» , «Кто ушел вперед» , «Узнай какое слово длинное?» - отсчет хлопками.

20. Звук «К» апрель 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука к.

2. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

3. Развивать умение сравнивать , анализировать, распределять и превлекать внимание.

4. Развивать фонематический слух . Загадки (отгадки первый звук к, четко выделяя голосом хор инд., в гости приходит лягушка и приносит загадки и картинки

Квакает (хор. инд. ответные действия, рассмотреть картинку (кошка лакает молоко, лезет в кровать, сидит на коврике) .

Рассмотреть картинки и находить слова со звуком «К» .

Сказка Г. Юдина «Как варить компот»

21. Звук «Т» апрель 1. вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Т» .

2. Учить детей отчетливо произносить звуки т, п, к.

3. Закрепить произношение звука т в словах и фразовой речи .

4. Развивать графические навыки (из тучки рисовать дождик) . Артикуляционная гимнастика

«Высокий заборчик» . Язычок научимся произносить т. Попробуем спеть. А если ниточку потянуть (порвется) .

Игра «Большие ноги шли по дороге»

Стучат тук – тук гости – щенок Тяпа, медвежонок Топ, угостим их компотом.

Загадка о тучки. – дети рисуют дождик.

А если идет дождь нужно взять зонт. Провожаем гостей на поезд.

Игра «Поезд» . Вагончики т – т – т

22. Звук «Г» май 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию.

3. Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривать каждое слово.

4. Развивать графические навыки . Загадка «О гусе, игрушка гусь Гога»

Стихотворение Г. Виеру «Гусь»

Ответы на вопросы.

Игра «Подскажи словечко»

Рассмотрим картинку о горохе. Загадка о горохе.

Нарисовать горошины.

23. Повторение пройденного (гласные) май 1. Закреплять произношение гласных в словах и фразовой речи .

2. Добиваться четкого и правильного положения органов артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков.

3. Развивать фонематический слух . Игра «Узнай по губам»

«Зеркало» . Найди место для каждой картинки.

Игра «У бабушке в деревне»

24. Повторение пройденного (согласные) май 1. Закреплять произношения согласных звуков в словах и фразовой речи .

2. Внимательно слушать текст стихотворения подбирать слова близкие по звучанию, подходящие по смыслу.

3. Развивать логическое мышление .

4. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Игра «Подскажи словечко»

Загадки. Найти отгадки на картинки (о диких домашних животных, уточнить почему эти животные дикие и это домашние, во всех отгадках выделять четко первые звуки.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Ладушки»

(ОО «Речевое развитие»)

для детей 2-ой младшей группы

Составитель: Н.В.Шкирман,

воспитатель

г. Ульяновск

Введение

Введение

1. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи рабочей Программы

1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы

2.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми младшего дошкольного возраста

2.2. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в рамках кружковой работы

3. Организационный раздел

3.1. Планирование образовательной деятельности

3.2. Перечень литературных источников

Приложение

1. Картотека речевого материала

2. Картотека пальчиковых игр

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи. Обогащение активного словаря.

    Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Основные задачи кружка по развитию речи.

    Приучать детей слушать воспитателя, повторять за ним.

    Учить запоминать слова потешек, побуждать повторять их.

    Прививать любовь к художественному слову.

    Учить детей слушать рассказ без показа, приучать четко и правильно произносить звуки.

    Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины, повторяя за ним отдельные слова и фразы.

    Цель:

    Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

    Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

    Задачи:

    1. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиками правой и левой руки с мелкими деталями).

    2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

    3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

    4. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Планируемый результат:

    совершенствование работы периферического артикуляционного аппарата дошкольников;

    формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха;

    возрастание речевой активности ребенка (младший возраст);

    улучшение дикции и интонационной выразительности речи;

    развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях и пальчиковых гимнастиках.

Тема

Программное содержание

Вне занятий

Сентябрь

«Смотрит солнышко в окошко». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

1.Учить детей рисовать на песке.

2.Продолжать закреплять формы (круглое).

4.Развивать моторику рук.

Пальчиковые упражнения. «Ладушки –ладушки». «Братцы», «Солнышко».

«Любимые игрушки». Пальчиковая гимнастика: «пальчики-мальчики».

1.Продолжать учить детей рисовать на песке.

2.Развивать подвижность пальцев рук.

3.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

«Пальчики-мальчики», «Солнышко», «Дождик».

«Мы строители»

Пальчиковая гимнастика: «За работу»

1.Учить детей делать постройки из песка.

2.Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

«Дом и ворота», «Зайчики», «За работу».

«Дорога для машин». Пальчиковая гимнастика: «На работу».

1.Продолжить учить детей делать постройки из песка.

3.Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания

«Замок», «Братцы», «Дождик».

Октябрь

«Помоги Петрушке собрать букет». Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

1.Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения.

3.Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.

«Рыбка», «Большой палец»,

«Бабушка».

«Петушок – золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика: «Оса».

1.Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Создать эмоционально-положительное отношение к игровому заданию.

«Кораблик», «В домике», «Белка».

«Украсимкукле платье». Пальчиковая гимнастика: «Погладим котёнка».

1.Учить украшать модель платья кусочками цветной бумаги.

2.Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.

3.Активизировать речь детей, проговаривая чётко слова.

«В парке есть глубокий пруд», «В лесу», «Как-то маленький удав».

Ноябрь

«Найди цветок для бабочки». Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».

«Учить различать цвета, ориентируясь на однородность или на однородность предмета.

2.Формировать эмоциональный настой.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Орешки», «Дом и ворота», «Белка».

«Куклы пришли с прогулки». Пальчиковая гимнастика: «Считалка».

1.Учить детей расстегивать и застёгивать пуговицы.

2.Продолжать развивать мелкие движения рук.

3.Формировать интерес овладению предметно-игровыми действиями.

«Считалка», «Весёлый оркестр», «Замок».

«Соберём шарики». Пальчиковая гимнастика: «Шарики».

1.Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу.

2.Формировать целостный образ предмета.

3.Расширять словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

«Здравствуйте», «Забор», «Бабочка».

«Пальчики играют».

1.Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом.

2.Развивать моторику пальцев рук через игру.

3.Вызывать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.

«Забор», «Бабочка».

Декабрь

«Весёлые пальчики». Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик».

1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

2.Развивать моторику движений пальцев рук.

3.Вызвать интерес и желание работать.

«Динозавры», «Старушки-хохотушки», «Забор».

«Про улитку». Пальчиковая гимнастика: «Улиточка».

1.Продолжать учить детей рисовать пальчиком.

2.Формировать представление детей о цвете.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Пять пальцев», «Рыбы», «Пеликан».

«Про солнышко и снеговика». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

1.Совершенствовать умение рисовать пальчиками.

2.Формировать навыки соединять точки линией.

3.Активизировать словарь через пальчиковые игры.

«Рыбки», «Есть у нас игрушки», «Осьминог».

Январь

«Купим пуговицы». Пальчиковая гимнастика: «Большой палец».

1.Учить детей сортировать пуговицы по цвету.

2.Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством.

3.Активизировать словарь через пальчиковую игру.

«Крокодил», «Дом», «Замок».

«Паровоз». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».

1.Учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине.

2.Продолжать учить определять форму предметов.

3.Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

«Крокодил», «Вертолёт», «Пчёлка».

«В лесу родилась ёлочка». Пальчиковая гимнастика: «На работу».

1.Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры(ёлочка).

2.Закрепить умение украшать ёлочку бросовым материалом.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Вертолёт», «Жираф», «Собака и грач».

Февраль

«Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчёлка».

1.Учить детей составлять из геометрических фигур картинку.

2.Закрепить знания геометрических фигур.

3.Развивать моторику пальцев рук.

«Пчёлка», «Ёжик», «Кошка».

«Подарим Незнайке шорты». Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики»

1.Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор.

2.Закрепить названия геометрических фигур.

3.Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру.

«Жираф», «Зайчата», «Цветок».

«Пальчики играют с куклой». Пальчиковая гимнастика: «Пароход».

1.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать чётко слова.

2.Формировать развитие мелкой моторики.

«Кошка», «Зайчата», «Пароход».

«Змея». Пальчиковая гимнастика: «Змеечка».

1.Учить детей складывать пластилин в столбик.

2.Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора.

3.Совершенствовать моторику пальцев рук.

«Моем руки», «Фонарики», «Пароход»».

Март

«Помоги утёнку добраться до дома». Пальчиковая гимнастика: «Гуси».

1.Продолжить учить детей работать с фасолью.

2.Формировать навыки работать самостоятельно.

3.Вызвать интерес к выполнению задания.

«Пальчики здороваются», «Фонарики», «Засолка капусты».

«Бусы для мамы». Пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошки».

1.Учить детей нанизывать бусинки на ниточку.

2.Формировать умение сочетать бусинки по цвету.

3.Активизировать речь через пальчиковые игры.

«Моем руки», «Жук»,

«Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: «Замок».

1.Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.

2.Формировать умение соотносить слова с движением.

3.Развивать моторику, интерес к выполнению задания.

«Петушок», «Замок», «Дом».

Апрель

«Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш.

1.Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.

2.Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Петушок», «Замок», «Дом».

«Про ракету и кораблик», Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

1.Учитьдетей выкладывать крышки по контору.

2.Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы.

3.Совершенствовать моторику рук.

«Строим мы в лесу шалаш».

«Петушок», «Флажки».

«Красивый цветок». Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

1.Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету.

2.Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.

3.Развивать творческую способность, смекалку.

«Ёжики», «Дерево», «Посмотри, луноход».

«Божья коровка».

Пальчиковая гимнастика: «Оса».

1.Продолжить учить детей работать с крышками.

2.Закрепить умение подбирать нужные крышки по цвету.

3.Активизировать речь через развитие пальцев рук.

«Цветок», «Утёнок», «Водичка-водичка».

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Пальчиковая гимнастика: «Цветы».

1.Учить детей рисовать на крупе.

2.Развивать моторику пальцев рук.

3.Формировать умение создавать игровую обстановку.

«Волшебник», «Цветник», «Спал цветок волшебным сном».

«Плывёт, плывёт кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

1.Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком.

2.Развивать ощущение собственных движений.

3.Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

«Волшебник», « Ёжики», «Засолка капусты».

«Нарисуй любимую игрушку». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».

1.Закрепить умение рисовать пальчиком по крупе.

2.Активизировать речь через пальчиковую гимнастику.

3.Развивать мелкие движения пальцев рук.

«Ёжики», «Птичка пьёт водичку», «Корни».

«Дождь идёт». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

1.Учить детей продевать тесьму в отверстие по диагонали.

2.Развивать движения пальцев рук.

3.Активизировать словарь.

«Труба», «Стол», «Бабушка».

Наталия Моор
Кружок по развитию речи «Говорушки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

«Утверждаю» Согласовано

Заведующий МКДОУ – ст. воспитатель

детский сад «Золотая рыбка» Килин А. С. /___

Карпушкина Н. М. /___

Программа кружковой деятельности

по развитию речи

в средней группе № 2

«Говорушки »

Воспитатель :

Моор Наталия Сергеевна

р. п. Краснообск 2016

Кружок «Говорушки »

Люди разговорчивые

говорят разборчиво ,

Чисто, четко, внятно –

Каждому понятно.

С. Светлова

1. Пояснительная записка.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности.

Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи . Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов : 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи ; 4) Развитие фонетического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходим кружок по развитию речи . Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка , что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.

1.1. Информационная карта программы.

Тип : образовательная

Уровень : развивающий

Форма проведения занятий : подгрупповая

Интеграция образовательных областей :

1. Речевое развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

5. Физическое развитие

2. Актуальность кружка .

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка . Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи , овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности , развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка , так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию . Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря , если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно . Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками» , пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка : «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки » .

3. Цель :

4. Задачи кружка :

Обучающие :

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2. Обогащать, активизировать речь детей.

3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие :

1. Развивать мелкую моторику , воображение, мышление, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма , образное мышление детей.

4. Развивать внимание , зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2. Воспитывать любовь ко всему живому.

5. Методы проведения кружка :

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый) .

6. Календарно – тематическое планирование кружка

1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора, 3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.

Перспективное планирование занятий кружка по развитию речи «ГОВОРУШКИ » на 2016-2017 учебный год.

№ Тема занятия Дата Задачи

Сентябрь

1 Дидактич. Упражнение

«Кто что ест?» Активизировать в речи глаголы : лакать, грызть и т. п.

2 ЗКР «Скажи А» Отчетливо произносить звук «а» (на слух) .

3 Разучивание потешки

«Пальчик- мальчик» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек.

4 Театр игрушек «Бычок смоляной бочок» Напомнить содержание сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

5 Дидактич. Упр «Скажи что слышишь?» Учить отчетливо, произносить отдельные звукосочетания. Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей.

6 Рассматривание картинок «Домашние животные» Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание.

7 Разучивание потешки

«Киска, киска, киска брысь» Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Обратить особое внимание на произношение звука «С» .

8 Театр игрушек «Репка» говорить голосами героев .

9 ЗКР «Произношение звука М» Приучать детей правильно и отчетливо произносить звук «м (мь) ». Учить произносить звук с достаточной силой голоса. Учить произносить звук м в словах и глаголах.

10 «Волшебный кубик» Закрепить умение называть картинки на кубиках.

Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы.

11 Заучивание потешки «Тень- тень потетень» Прививать любовь к художественному слову, умение слушать и понимать. Способствовать активному проговариванию слов потешек. Разъяснить непонятные детям слова.

12 Театр игрушек

«с базара» Познакомить с новым стихотворением. Инсценировка данного произведения. Закрепить знания по разделу «овощи» .

13 ЗКР «Звук У» Отчетливо произносить звук «у» . Находить его в слогах, словах (на слух) .

14 Заучивание потешки «Лиса по лесу ходила» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку.

15 Дидакт упр. «Гости» Развивать связную речь . Напомнить вежливые слова. Учить детей рассматривать предметы, выделять детали. Закрепить умение общаться между собой.

16 Театр игрушек «Рукавичка» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев .

17 Дидакт. Игра «Назови правильно» Закрепить слова по разделу «одежда» , «мебель» . Развивать связную речь .

18 Заучивание потешки. «Как у нашего кота» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку

20 Дидактич. Игра «Будь внимательным» Учить распознавать заданные звуки в словах и слогах.

21 Заучивание потешки «Пошел котик на торжок» . Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова.

22 Театр игрушек «пошел котик на торжок» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Побуждать детей повторять слова потешек. Добиваться понимания содержания поэтического произведения.

23 Дидакт. Игра «Пчела» Развивать мелкую моторику рук . Закрепить произношение звука «Ж»

24 Заучивание считалочки «Раз, два, три…Негде зайчику скакать» Познакомить с новой считалочкой, развивать связную речь , добиваться чистого произношения звуков.

25 Рассматривание картинки «Таня и голуби» Учить составлять рассказ по картинке Развивать внимание , память

26 Театр игрушек «Дед хотел уху сварить» Познакомить с новыми стихами. Обыграть стихотворение.

27 Речевая игра

«Автомобиль» Познакомить с новой игрой. Добиться четкого произношения слов.

28 Разучивание «Колыбельной» Вырабатывать умение повышать и понижать голос.

29 Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев

30 Дидакт. Игра «Эхо» Развивать слух , внимание, речь. Повторять слова за воспитателем и сверстниками.

31 Игра «Кто что делает?» Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы. Учить внимательно рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы и действия людей.

32 Сказочный калейдоскоп Закрепить знания о сказках, которые читали в течении всего года.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 пгт СЕРЫШЕВО

Программа кружка «Речевичок»

в подготовительной к школе группе №6

Воспитатель:

Абдуллина Н.А.

2017 г

пгт Серышево

Пояснительная записка

Дошкольное образование нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС дошкольного образования, который предусматривает урегулирование отношений в сфере дошкольного образования.

Одной из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального благополучия.

Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку , что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.

Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения.

Следующим условием развития речевой активности детей является организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам . Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.

Третье условие – правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса . Здесь необходимо следовать требованиям дидактики, предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Игры-занятия проводятся с небольшими группами детей из 7-8 человек.

В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.

Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Актуальность данной программы состоит в том, что четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка к занятиям. Сказки учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, скромности, умению сопереживать и сочувствовать героям.

Она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.

Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствует речевому развитию ребенка.

Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания.

Целью программы является развитие связной речи и образного мышления у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений ; обучение пересказу.

Задачи:

    Формировать лексико-грамматический строй речи;

    Формировать навык построения связного высказывания;

    Формировать познавательную активность детей;

    Учить детей пересказывать текст сказки;

    Обучать навыкам эффективной коммуникации;

    Развивать умение говорить и слушать;

    Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

    Обогащать активный и пассивный словарь;

    Развивать звуковую культуру речи детей;

    Совершенствовать интонационную выразительность речи;

    Формировать навыки самоконтроля и самооценки;

    Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

    Формировать и совершенствовать навыки анализа и осмысления литературного текста;

    Формировать навыки структурированного рассказа;

    Развивать речь и образное мышление;

    Расширять кругозор детей по окружающему миру.

При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы :

Теоретические занятия : беседы, чтение сказки, словарная работа, ответы на вопросы.

Практические занятия : групповые и индивидуальные игры и упражнения, направленные на развитие речи, логическое мышление, установление причинно-следственные связи в тексте сказки. Объигрывание прочитанной сказки.

Подведение итогов (рефлексия, самоанализ)

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Таким образом, перечисленные выше задачи будут решаться комплексно.

Предполагаемые результаты:

    повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;

    обогащение словаря детей;

    умение самостоятельно строить связное высказывание;

    воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.

    участвовать в коллективном разговоре;

    отвечать на вопросы;

    пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;

    рассказывать сказки, отгадывать загадки

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

Условия реализации:

Основная программа кружка основывается на авторском учебно-методическом пособии для педагогов и родителей по обучению дошкольников пересказу Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки». (Издательство СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-80с.)

Кружок проводится с подгруппой детей (7-8 человек). Тематическое планирование в подготовительной к школе группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия 20-25 минут.

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Каждое занятие сопровождается системой вопросов, словариком-пояснением, играми, сюжетными инсценировками.

Дидактическое оснащение: предметные картинки, парные картинки, дидактические игры, кубики, мяч, гимнастический мяч, две ленточки,веревочки, колечки от пирамидки, прищепки, 2 зонтика, бумажные фонарики, «шапка-неведимка», ватман, обручи, гимнастическая палка, корзина, счетные палочки, ведерки, коврик, мягкая игрушка по количеству детей, стулья, маски животных.

Заключение

Согласно ФГОС ДО к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка:

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим , обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре . Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам , различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Для достижения этого, нужно соблюдение следующих условий:

    Для повышения уровня развития речи детей необходима система работы по развитию речи детей через проведение игр-занятий.

    При отборе содержания надо учитывать принцип доступности и возрастные особенности детей.

    Нужно давать большой простор для развития детского творчества, развития фантазии.

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Когда речь ребенка развита, шире возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие. Так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.

Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности.

Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависит и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой любой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно пересказать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.

С одной стороны обучение пересказыванию приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст. А с другой сторны – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения.

Занятия по пересказыванию формируют навыки граматически правильной речи, обогащают словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка. Отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это поможет ребенку в дальнейшем, когда он пойдет в школу при выполнении устных школьных заданий, написание изложений и сочинений.

А сказки – это отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера.

Данный кружок будет реализовываться мной в подготовительной к школе группе № 6, МАДОУ №7, пгт Серышево. В ходе реализации кружка речь детей становится богатой, дети научатся четко произносить слова, пересказывать сказки, улучшится память. А воспитатель получит положительный эмоциональный отклик от детей.

Перспективное планирование кружковой деятельности в подготовительной к школе группе №6(2 корпус)

Список литературы

    Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)

    Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014)

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»

    Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки». (Издательство СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-80с.)

    Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010