Истинно красноречив тот,
кто обыкновенные предметы
выражает просто,
великие – возвышенно,
а средние – с умеренностью.
Цицерон

Искусство или необходимость…

Когда-то красноречие и умение публично выступать воспринималось как искусство, как особенный вид деятельности, которым могут овладеть лишь самые сильные и образованные люди – вожди, полководцы, ораторы, писатели. Уклад современной жизни заставляет каждого из нас примирять эти роли, – когда нужно «зажечь» сотрудников пламенной речью о новом проекте, или защитить диплом, или аргументировано объяснить преимущества своей идеи упрямому начальнику, или правильно подать себя на первом собеседовании. Каждый день мы, как полководцы, «воюем» на работе с конкурентами; как ораторы, пытаемся привлечь к себе внимание коллег по какому-то вопросу; как талантливые писатели, стараемся представить свои идеи в самой лучшей форме. И главный наш помощник в этом, отнюдь не СЛОВО. Чтобы выступление оказалось действительно эффектным и запоминающимся, недостаточно грамотно структурировать информацию. Важно учитывать свой внешний вид, жесты, манеры, голос и много еще каких необходимых компонентов публичного выступления, которым и посвящено данное пособие.
Вспомните, что вы чувствовали, когда вам нужно было произнести праздничный тост, провести совещание, презентацию нового продукта, выступить с докладом на конференции, довести до подчиненных новую информацию? Если вы не владеете технологией публичного выступления, то, скорее всего, вы испытывали тревогу, или даже страх. А после выступления были недовольны собой, потому что не удалось четко и ясно выразить свою мысль, и главное, получить желаемый результат. Этого больше не повторится, потому что вы приступили к изучению данного практического пособия.
Представленный теоретический материал и практические упражнения разовьют умение подготовить речь, свободно держаться перед публикой, владеть голосом, жестами, мимикой, реагировать на поведение аудитории.

В результате, в любой ситуации, будь то проведение совещания, выступление со сцены или просто возможность произнести тост на празднике, вы будете чувствовать себя весьма уверенно, поскольку овладение технологиями публичных выступлений – это самый легкий способ повышения уверенности в себе. Как только вы научитесь великолепно выступать перед группой людей, с отдельными лицами вы также сможете говорить более убедительно и победоносно.

Технология публичного выступления

Для некоторых людей умение публично и искусно выступать является даром свыше, прирожденным талантом, который позволяет безгранично влиять на массы. Это, как правило, харизматичные личности, и таких людей немного.
Однако эффективно проводить совещания, презентацию нового продукта или услуги, выступить на конференции с докладом, довести до подчиненных новую информацию при желании сможет каждый, и кому это уже необходимо, держит в руках это пособие.

На протяжении всех времен человеку, чтобы быть успешным и авторитетным, было важно осваивать технологию публичного выступления. Научившись держать себя перед аудиторией, вы становитесь более уверенными в себе, уходит страх, появляется умение говорить убедительно, точно подбирая слова, что, безусловно, повышает эффективность в общении и с отдельными людьми.

Самое большое препятствие на пути к свободному публичному выступлению – это преодоление страха. Это чувство сформировалось у человека еще в раннем детстве, когда ребенка пугали милиционером или чужим дядей, который должен забрать его; наказанием, которое должен понести ребенок за плохую оценку; угрозой быть отвергнутым за несоответствие требованиям взрослых. С возрастов в человеке развивается зависимость от общественного мнения, и он начинает испытывать социальный страх осуждения, который и мешает ему проявить себя – выступить публично или задать вопрос выступающему. Итак, боязнь публичного выступления относится к самым распространенным страхам.

Есть два разных чувства, которые человек испытывает перед и во время публичного выступления: СТРАХ, парализующий, лишающий способности мыслить, и ВОЛНЕНИЕ – естественная реакция организма на стрессовую ситуацию. Люди, как правило, боятся показаться смешными, выглядеть в глазах других хуже, чем им хотелось бы. Анализируя причины неуспеха в публичных выступлениях, можно сделать вывод, что они находятся внутри самого выступающего, а не в воспринимающей публике.

Причины неудачного публичного выступления

Ожидание от аудитории реакции – заинтересованности, любви, одобрения. И если этого сразу не происходит, то появляется растерянность.
- Расчет на чудо – это когда оратор не готовится к выступлению, а рассчитывает сориентироваться по ходу дела. В результате он сам себя лишает уверенности.
- Излишняя мнительность. Недовольство своей внешностью вызывает ощущение, что все оценивают и думают только о недостатках выступающего.

Подготовка к публичному выступлению

Время подготовки к выступлению делится на две фазы: до коммуникативную – подготовка к выступлению, и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.


До коммуникативная фаза

Сюда входят все этапы подготовки к выступлению с учетом психологических и содержательных эффектов, представленных ниже:

1. Определение темы выступления

В определении темы поможет подсказка У. Шекспира: «Где мало слов, там вес они имеют». Должна быть стержневая идея – основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Точная и понятная идея дает возможность задать определенную тональность выступлению: мажорная, беспечная или юмористическая, шутливая, сердитая или упрекающая, торжественная, просительная.

Сформулируйте основной тезис, то есть ответьте на вопросы:
- зачем говорить? (цель)
- о чем и как говорить? (средства достижения цели).

2. Определение цели выступления
Цель выступления по своей сути должна выходить за рамки выступления. Например, если вы рекламируете какой-либо товар, то целью должно быть не презентация товара, а его продажа.

3. Оценка аудитории и обстановки
Для начала необходимо представить основные характеристики аудитории: возраст, уровень образования, профессия, цель прихода людей на выступление, уровень заинтересованности в теме, уровень осведомленности в данном вопросе. Затем представить своих слушателей и готовить для них речь.

4. Настройка на успех
Представьте свой успех в конце выступления. Перед началом речи пошлите мысленно аудитории слова: «Дорогие слушатели, я вас люблю и благодарен за вашу любовь ко мне!», пошлите также лучик света и тепла. Примите позу уверенного человека: распрямите плечи и опустите их немного вниз, подбородок расположите параллельно полу, обведите взглядом слушателей, мысленно скажите себе «я спокоен» и начните уверенно говорить.

5. Преодоление страха
Одним из эффективных способов преодоления страха и комплекса неполноценности является принуждение себя выступать перед аудиторией. Страхи значительно снижают свою интенсивность или совсем исчезают после осознания причин их возникновения. Поэтому начните с осмысления этих причин.
Все люди, включая опытных ораторов, испытывают страх перед публичным выступлением – это естественный способ подготовки к неожиданным вызовам извне. Страх почти всегда возникает непосредственно перед выступлением и может сохраняться в течение нескольких первых предложений в начале речи.
Страх публичных выступлений – это временное явление, и оно проходит после тренировок. По мере увеличения числа выступлений вы обнаружите, что публичные выступления на самом деле приносят радость.

6. Манера выступления
Вас, как оратора, слушатели будут оценивать по четырем критериям: по делам, по внешнему виду, по содержанию речи, по форме произнесения речи. Поэтому вам необходимо тщательно продумать, как вы представите свои самые значимые деловые результаты. Нужно отлично владеть материалом, в противном случае техники манипулятивного воздействия на публику не будут эффективны. И, наконец, хорошо подготовленную речь нужно произносить живо и искренне.

7. Имидж оратора
Власть оратора над аудиторией зависит от впечатления, которое он производит, и от его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха.

Большое значение следует уделять одежде выступающего, так как она несет многомерную информацию о своем обладателе: о его финансовых возможностях, об эстетическом вкусе, о принадлежности к определенной социальной группе, профессии, об отношении к окружающим людям. Одежда значительно влияет на успех выступающего за счет так называемого «эффекта ореола».

Подберите одежду, в которой вы будете с одной стороны «своим парнем», а с другой стороны – немного лучше аудитории. Например, если вы выступаете перед банковскими работниками, одежда должна быть классическая: белый верх, черный низ; если же перед студенческой аудиторией – возможны джинсы, но они должны быть фирменные.

Когда вы появитесь перед публикой, то окажитесь в центре пристального внимания. В течение первых нескольких минут люди будут внимательно вас рассматривать, а уж затем вслушиваться в сказанное. Это обычный ориентировочный рефлекс: «Кто это? Какой он?». При выборе имиджа для выступления ответьте себе на вопрос: «Чего я хочу добиться, и как моя внешность может мне в этом помочь?». Если вы хотите понравиться публике - делайте себя привлекательным. Если хотите быть принятым этими людьми, станьте «своим» - оденьтесь так, как им нравится. Хотите удивить, поразить, шокировать - выглядите необычно. Выступая в определенной роли, примите соответствующий облик: бизнес-леди, истинная женщина, успешный предприниматель и т.д. Если вы стремитесь, чтобы внешность не затмевала ваших слов - оденьтесь сдержанно, по-деловому.

Иногда нужно произвести определенное впечатление на аудиторию. Например, в некоторые компании принято являться во фраке, или в дорогих украшениях, или с татуировкой, - иначе с вами просто не будут разговаривать.
Главное: пусть в этой одежде вам будет удобно! И только после того, как вы определитесь с внешним обликом, на который вы сами не будете отвлекаться, – стоит сосредоточиться на том, что говорите. Внешний облик может помочь вам в первые минуты, дальнейший интерес слушателей удержит лишь интересное и занимательное выступление.


Коммуникативная фаза

По сути, это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии. Выступление должно строиться по определенной структуре, подчиняющейся закону композиции: вступление, основная часть, заключение. Примерное распределение времени: вступление – 15%; основная часть – 70%; заключение – 15%.

Вступление.
Основная задача вступления: представиться и поприветствовать аудиторию, установить с ней контакт, присоединиться к слушателям, используя при этом техники присоединения, настроить слушателей на соответствующую волну.

Основная часть.
В основной части излагать суть предложенной темы, обозначить проблему и предложить варианты ее решения. В выступлении должно быть отражено как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

Заключение.
Главная цель заключения – «продать следующую встречу», то есть вызвать желание у слушателей еще раз вернуться к обсуждаемой теме, вызвать интерес к предмету обсуждения. В заключении имеет смысл повторить ключевую идею и, кроме того, вновь вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление нужно с уверенностью, что контакт с аудиторией будет продолжен.

Эффекты выступления

1. Приветствие и прощание.
Чаще всего используется следующая форма приветствия: «Добрый день! Меня зовут Валентина Михайловна. Я руководитель «Центра элитных знаний»…» Представление может осуществляться без посредника или при помощи него. При прощании нужно поблагодарить собравшуюся аудиторию, послать «лучик света и любви», улыбнуться и выразить желание встретиться вновь.

2. Обращение к аудитории.
Важно создать доверительный контекст выступления. Для этого можно использовать такие выражения: «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные высказывания подсознательно воздействуют на волю и интересы слушателей.
Выступающий показывает, что слушатели ему интересны, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

3. Комплименты.
По своей сути комплимент заключает в себе психологический механизм внушения сказанного, например во фразах: «Видя такие заинтересованные глаза, мне не хочется с вами расставаться», «Приятно общаться с умными и заинтересованными людьми». Стиль комплимента для слушателей зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

4. Фразы.
Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослой аудитории в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.

5. Паузы.
Известно, что слова звучат убедительнее после паузы. Перед важной фразой, содержащей ключевую информацию, нужно сделать паузу, чтобы слушатели лучше восприняли и запомнили смысл сказанного.

6. Невербальное воздействие.
Установлено, что человек подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как они сказаны. Степень доверия человека словам (вербальному общению) составляет всего лишь 20%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) - 30%. Не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене. Стоять нужно прямо и перенести центр тяжести с пяток на носки.

7. Бессознательные сигналы.
Больше всего мы доверяем интонации, темпу речи, паузам выступающего. Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду то, что он обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными.
Другими словами, когда «шестое чувство» подсказывает вам, что кто-то сказал неправду, в действительности вы лишь заметили разногласие между языком тела и содержанием его слов.

8. Визуальный контакт .
Для того чтобы удержать интерес зрителей к вашему выступлению, необходимо создавать зрительный контакт с аудиторией. Это вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда, направляемого на них во время беседы или публичного выступления.

9. Демонстрация цифр и графиков.
Зачитывать цифровые данные не следует, так как это скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес. Их следует демонстрировать посредством таблиц и графиков. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться.

10. Длительность выступления.
Как правило, длительность выступления перед взрослой аудиторией составляет 15-20 минут. Именно столько без перерыва человек может вдумчиво слушать изложение чьих-то мыслей. Затем он начинает отвлекаться - это биологическая норма. Если предмет доклада ему неинтересен, человек теряет нить мыслей докладчика еще раньше.
Удержать интерес слушателей помогают ПРИМЕРЫ, поясняющие излагаемый материал, и вопросы к слушателям - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Обычно при выступлении рассказчик сначала излагает основной материал, а затем ему задают вопросы. Поэтому не стоит делать выступление долгим.

11. Как говорить.
При чтении информации связь между докладчиком и слушателем обычно пропадает после пяти минут. Поэтому стремитесь рассказывать материал! Некоторые сложные места или цитаты можно зачитывать, но их не должно быть много, так как на слух такие вещи воспринимаются сложно. Хорошо, если выступление выглядит как рассказ.

Говорите просто и ясно, недлинными предложениями, как будто рассказываете. Говорите достаточно громко, чтобы всем было слышно. Можете переспросить, хорошо ли вас слышно, всем ли видны демонстрируемые рисунки или таблицы. В пояснение своих мыслей приводите примеры. Смотрите на людей, улыбайтесь, не бойтесь пошутить или скаламбурить. Не пугайтесь, если вдруг потеряли нить рассуждений или что-то забыли. Это нормальные перерывы в речи человека - вы ведь не по бумажке читаете. Остановитесь, помолчите, соберитесь с мыслями. Пусть пока аудитория осмысливает ваши предыдущие слова - ведь она не настолько хорошо, в отличие от вас, владеет информацией по данному предмету. «Поймав мысль», спокойно продолжайте дальше, - так и выглядит обычный устный рассказ. Помните: слушатели дружественны вам, а не враждебны!

СОВЕТ : Если трудно смотреть на людей в зале, сделай следующее. Выберите среди слушателей симпатичного вам человека и рассказывайте, как будто ему одному. Представьте вас вдвоем вечерком за чашкой чая, интересную беседу о близких вам обоим вещах. Затем вы можете найти в зале еще несколько таких людей и излагать им информацию, как своим друзьям. Такое отношение постепенно может распространиться и на всех слушателей в аудитории. Люди обязательно это почувствуют и будут слушать вас с интересом.

12. Как отвечать на вопросы.
Если ваше выступление нашло отклик в душах и умах слушателей, то вам обязательно будут задавать вопросы. Это проявление интереса к вам и вашему выступлению, желание узнать больше. Вопросы чаще всего свидетельствуют о том, что выступление удалось, было интересным и понятным. Не воспринимайте их как желание поставить вас в глупое положение или обличить ваше незнание предмета.

Если вопрос вам неясен, попросите повторить его, пояснить, переспросите: «Правильно ли я Вас понял, что…?». Иногда вопрос затрагивает область, которую вы еще не изучали, или вы просто не знаете ответа. Внутренне скажите себе: «Я не волшебник - я только учусь». А спрашивающему ответьте: «Это станет предметом моего дальнейшего изучения», «Мне не встречалось в литературе ответа на этот вопрос», «Ваш вопрос меня заинтересовал - я постараюсь найти ответ на него». Иногда вопросы дают неожиданный ход мыслям, представляют предмет в новом свете, подсказывают интересные идеи. Вопросы - это шанс узнать новое. Поблагодарите человека за интересный вопрос: «Благодаря Вашему вопросу, у меня родилась идея…».

13. Как «красиво уйти».
Сделайте небольшую паузу, улыбнитесь и скажите: «Спасибо за внимание. Мне было очень приятно с вами общаться. У вас, конечно, появятся новые вопросы, и я с удовольствием на них отвечу (оставьте свой номер телефона или адрес электронной почты)!».

14. Тренировка.
Большая вероятность выиграть соревнование по бегу у того, кто больше времени посвятит тренировкам. Также как человек, который не упускает возможность выступить перед какой-то аудиторией, обязательно освоит технологию публичного выступления. При этом следует осознавать те ощущения, которые испытываешь до, во время, и после выступления. И у всех людей они приблизительно одни и те же:

За 5 минут до выступления – достаточно сильное волнение;
- во время представления – волнение заметно снижается;
- после первых 5 минут выступления – появляется уверенность;
- непосредственно во время выступления – проявляется активность;
- после выступления – чувство облегчения.

Подготовка к выступлению обязательно должна завершаться репетицией выступления. Для тренировки используйте следующий способ:
Первый раз произнесите текст выступления очень медленно, нараспев.
Второй раз произнесите очень быстро – скороговоркой.
Третий раз – в обычном темпе.
Поблагодарите себя за теоретическую подготовку и переходите к практической части – освоению технологии публичного выступления.

  • Позитивно настраивайтесь на контакт с публикой. Люди, как минимум на 50% лучше и приветливее, чем принято о них думать. Пошлите мысленно любовь в аудиторию: «Дорогие мои, я вас люблю».
  • Обращайтесь к аудитории во втором лице, например: «Я благодарна вам…», вместо: «Я благодарна этой аудитории…».
  • Учитывайте важную особенность психики человека – лучше всего запоминать последнюю озвученную информацию, поэтому оставьте что-то важное на концовку выступления. Например: «Я понимаю ваш интерес к этой теме, у вас много вопросов и вы можете их задать, позвонив по телефону…».
  • Подтолкните людей задать вам вопросы: «Мне кажется, что у вас есть интересный вопрос».
  • Чувствуйте себя «главным», пока вы в роли выступающего и ведите себя соответствующим образом. Позиция выступающего – это позиция мужчины, который дает, аудитория – это позиция женщины, которая берет.
  • Не объясняйте понятное. Помните, что люди как минимум на 25% умнее, чем это вам кажется.
  • Поблагодарите себя за тщательную подготовку и приготовьтесь получить удовольствие от своего выступления.

Зиновьева К. Э.

Введение

Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда не осуществились, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь. Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. «До того, как Вы закончите выступление... нужно внушить Вашей аудитории, что она должна что-то реально сделать. Неважно, что именно - написать письмо конгрессмену, позвонить своему соседу или обдумать какое-то ваше предложение. Иными словами, не покидайте трибуну, не организовав аудиторию должным образом». Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии, с целью добиться желаемой реакции аудитории. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Успешность публичного выступления

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

1.1 Докоммуникативная фаза.

В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа: определение темы и цели выступления; - оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п.

Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Тему следует выбирать тщательно.

Затем, нужно попробовать сузить её, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то- то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможны интонационные окраски выступлений: - мажорная; - беспечная или юмористическая; - шутливая; - сердитая или упрекающая; - мрачная; - торжественная; - предостерегающая; - просительная.

Однако тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, - касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.

В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучать свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Состояние аудитории и обстановка не выбираются выступающим. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость.

Для успешного выступления необходимо составить план, набор тезисов, причем желательно сделать это письменно, так как если не удается изложить план на бумаге, значит, он еще не додуман. Наличие плана упорядочивает изложение мыслей, упрощает их восприятие, позволяет отбросить менее значимое.

При подготовке выступления и во время его особую важность представляет понимание, что основные тезисы необходимо передавать в виде образов. Успех публичного выступления зависит не только от правильности рассуждений оратора, содержания его речи, но и от способности слушателей воспринимать информацию только в виде ярких живых впечатлений. Доказательства этому видны везде. Например, люди приходят в негодование, когда видят в новостях человека, убившего 10 невинных жертв, но спокойно работают на производстве сигарет (на табачных заводах), содействуя, таким образом тысячам, смертей от рака легких. Это показывает, что не факты сами по себе поражают воображение людей, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Кто владеет искусством производить впечатление на воображение людей, тот и обладает искусством ими управлять.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления: - фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; - суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; - мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами: - Вызывает ли мое выступление интерес? - Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных? - Смогу ли я закончить выступление в отведенное время? - Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту? Затем необходимо спросить себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и, готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории: - возраст; - уровень образования; - профессия; - цель прихода людей на выступление; - уровень заинтересованности в теме; - уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой.

Этот этап включает: - подбор материалов; - композиционно-логическое оформление речи; - использование фактологического материала; - работу над языком и стилем выступления.

Фактологический материал Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

1.2 Коммуникативная фаза.

Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде таких составных частей как подготовка манеры поведения, учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию.

Выступление должно состоять из трех частей: - вступление (10-15%); - основная часть (60-65%); - заключение (20-30%).

3 Вступление. Является важной частью, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: - объяснение цели; - название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления; - четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.

Основная часть. Это всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации: - проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения); - хронологическое изложение; - изложение от причин к следствиям (от частного к общему); - индуктивное изложение (от общего к частному). Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения. План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

Заключение. Формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. Здесь имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим его итог.

Теперь рассмотрим способы выступления. Необходимо избрать способ выступления – заглядывать в конспект либо избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Существуют так называемые уловки оратора. Следует понимать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в том, о чем говорится. Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем в душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой. Обратим внимание на некоторые моменты.

Фразы. Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, с причастным и деепричастным оборотами. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Паузы. Очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить следующие выражения: «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Комплимент. Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути он содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

Реакция аудитории. Во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

Приветствие и прощание. Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало: - Позвольте представиться! В этой форму оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления – менее официальные: - Разрешите представиться! Говорящий, как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию. Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания: - До свидания! - Позвольте (разрешите) попрощаться… Нужно иметь в виду, что во многих случаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику. Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту.

Язык жестов и поз. Как держаться во время выступления. Не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене. Стоять нужно прямо и перенести центр тяжести с пяток на носки. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются.

Имидж оратора. Власть оратора над аудиторией зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или несочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается на ниточке и вот-вот упадет. Роль одежды в деловом общении очень значительна, поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе: - о его финансовых возможностях; - об эстетическом вкусе; - о принадлежности к определенной социальной группе, профессии; - об отношении к окружающим людям. Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола». В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть в достаточно свободных комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), но увлекаться этим не стоит. Не стоит и слепо следовать новинкам моды. Если фигура мужчины не подходит под описание «высокий и стройный», то двубортный костюм из гардероба лучше исключить – он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратит в «колобков». А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловой женщины нет мелочей. Все – от прически до обуви - тщательно продумано. Есть несложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одежды важно: - умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок; - умение ее носить; - умение пользоваться разнообразными аксессуарами. Чем меньше украшений, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно. Самое необходимое украшение для деловой женщины – это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим. Аргументация. Убедить – значит логически доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. Эрудиция, доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе. Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать в аудитории интерес к речи. Нужно быть готовым к ответам на возможные вопросы.

Выводы

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются: - знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи; - умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории; - умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией; - безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи; - умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию. Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

Список литературы

1 Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. «Искусство публичного выступления», М., 1988.

2 Вербовая Н.П. «Искусство речи», М., 1977.

3 Карнеги Д., «Как овладеть навыками ораторского искусства», М., 1997.

4 Александров Д.Н., «Риторика», М., 2000.

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Если вы решили публично выступить, то с момента принятия такого решения до самого выступления необходимо культивировать полную уверенность в успехе задуманного. Это активизирует всю деятельность, начиная с подготовки речи, построения плана выступления, обработки информации. Из сознания необходимо безжалостно изгнать все мысли о возможном провале, о недостаточности своего ораторского искусства. Созданию такого позитивного настроя существенно может помочь медитация. Выполнение простейших медитативных упражнений при воображении себя опытным оратором, для которого успешные публичные выступления -- обыденное дело, позволит сформулировать глубокую уверенность в успехе намеченного мероприятия; оптимально распределить силы для его реализации.

Четкая конкретизация темы и идеи выступления -- непременное условие, позволяющее осуществить задуманное на высоком уровне. Это придает стержень всей работе оратора, помогает осознать цель и конечный результат, достигаемый в ходе выступления.

Подготовка материала к выступлению -- один из ключевых моментов в работе оратора. Этот процесс состоит из четырех основных этапов, последовательно реализуемых один за другим. Первый этап включает в себя сбор информации по теме предстоящего выступления. Информация должна быть как можно более емкой, но касаться только нужных вопросов. Вас не должно смущать, что собрано значительно больше материала, чем требуется для выступления. В результате его обработки лишнее отбросится, зато оставшаяся часть позволит осветить вопрос многогранно и аргументированно.

Вторым Этапом является обработка информации. Этот процесс предусматривает в первую очередь осведомленность выступающего в данной области знаний, понимание сути предмета. Отобранная для речи информация должна кратко, но ясно освещать предмет, быть подкреплена фактами, содержать свежие сведения, как можно меньше включать в себя незнакомых терминов и понятий.

На третьем этапе выступающий должен выработать свою позицию по отношению к подобранной информации, то есть самостоятельно ее «переварить».

Заключительный, четвертый, этап подготовки к выступлению предусматривает компоновку материала в форму, наиболее наглядную и доступную восприятию слушателей.

Построение ясного плана выступления -- важный аспект в подготовке речи. В зависимости от поставленных целей при публичном выступлении можно ориентироваться на одну из следующих структурных.

I. а) изложение фактов;

  • б) высказывание соображений, вытекающих из них;
  • в) призыв к действиям.

II. а) демонстрация негативных факторов;

  • б) способ их исправления;
  • в) просьба о сотрудничестве.

III. а) достижение заинтересованности и внимания со стороны слушателей;

  • б) завоевание их доверия;
  • в) изложение материала;
  • г) определение доходчивых выводов, побуждающих к действию.

Более подробно остановимся на том, как добиться заинтересованности и внимания слушателей, ибо это -- элемент выступления, ведущий к активному восприятию материала. Для решения этой задачи нужно включать в речь интересные, необычные факты обыденных вещах, по возможности увязывать их с личными потребностями слушателей. Неплохо насыщать речь жизненными сравнениями и знакомыми всем образами. Если это возможно, включать в повествование контрастные идеи.

Следует показывать слушателям, что излагаемые факты, идеи весьма интересны и вам самим. Однако невозможно завоевать интерес слушателей путем механического соблюдения существующих правил. Желательно импровизировать в зависимости от обстоятельств. Очень важным моментом является репетиция выступления, проведенная в максимально приближенной к настоящим условиям обстановке, вплоть до произнесения речи с начала до конца со всеми жестами и артикуляцией. Неоднократное повторение этого процесса выработает некоторый автоматизм, позволит запомнить основную часть материала и отказаться от заглядывания в конспект. Это играет существенную роль, поскольку установлено, что пользование конспектом во время выступления на пятьдесят процентов снижает интерес слушателей

Известен ряд секретов хорошего выступления.

Не следует выступать в состоянии утомления. Нужно отдохнуть, восстановить силы, накопить резерв энергии. Перед выступлением следует ограничить потребление пищи во избежание оттока крови от мозга к пищеварительной системе.

Привлекательный, соответствующий выступлению вид -- одно из слагаемых успеха оратора у публики. Во-первых, осознание того, что ты одет подобающе, вселяет больше уверенности, веры в собственные силы, повышает уважение к самому себе. Во-вторых, приятный внешний вид оказывает аналогичное воздействие на аудиторию. Если волосы не ухожены, одежда мешковата, не выглажена, обувь не в порядке у слушателей создается впечатление, что ум оратора столь же неряшлив, как и его внешность.

Любой оратор стремится к максимальной взаимосвязи co слушателями. Достичь этого можно, выполняя следующие несложные требования: выступление должно быть облечено в форму Интимной, неформальной беседы; неплохо строить свою речь, как бы осуществляя диалог со слушателями, мысленно отвечая на поставленные ими вопросы; расстановка акцентов на важных словах и фразах повысит смысловую нагрузку речи; полезно на протяжении выступления менять тембр голоса с целью дополнительного привлечения внимания слушателей; улучшает восприятие материала смена темпа речи: быстро произносятся слова, не имеющие большого значения, и медленно, с чувством -- те, которые необходимо выделить; обязательно нужно делать небольшие паузы до и после высказывания важных мыслей; целесообразно избегать специальных, малоизвестных терминов; если это возможно, надо использовать визуальные средства (экспонаты, фильмы и диафильмы, иллюстрации, слайды) для разъяснения сути излагаемого материала: это многократно повысит качество восприятия; огромный эффект дает повторение главной мысли, высказанной различными фразами и таким образом, чтобы слушатели этого не заметили; широкое применение примеров, понятных и близких сердцу слушателей, сделает доступными для восприятия даже самые абстрактные идеи:

Особо следует остановиться на том, как начинать выступление. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и -на него легко произвести впечатление. Хорошее, интересное начало дает позитивный заряд всему выступлению, формирует теплый эмоциональный климат в аудитории.

Вступление должно быть кратким, состоять из нескольких предложений, но таких, которые способны сразу же привлечь интерес слушателей. Оратор может завоевать внимание своей аудитории в начале выступления следующими способами: возбудить любопытство; начать с конкретной, очень яркой иллюстрации; поставить перед аудиторией интересный вопрос, ответа на который она не знает; начать с потрясающего факта или цитаты; показать связь предстоящего выступления с жизненно важными интересами слушателей.

Начало должно быть не формальным, а выглядеть свободным и естественным.

Как лучше заканчивать выступление? Это -вопрос, который не дает покоя многим людям готовящимся к публичному выступлению, поскольку концовка речи является ее самым стратегически важным элементом. Еще до выступления она должна быть тщательно обдумана, неоднократно отрепетирована. Никогда нельзя заканчивать выступление словами типа:«Вот все, что я хотел сказать по этому поводу». Заканчивать речь надо, не говоря о том, что она заканчивается.

Целесообразно использовать, например, такие варианты концовок: призвать аудиторию к действию; сделать слушателям подходящий комплимент; вызвать оживление или даже смех удачной шуткой; использовать подходящую цитату; создать кульминацию.

Очень хорошо, если конец выступления будет увязан с началом.

И всегда нужно заканчивать свое выступление до того, как этого пожелают слушатели.

Вариант 5

1. Развитие памяти как условие успешного публичного выступление 3

2. Межкультурные различия невербального общения 7

3. Понятие «эффективного» руководителя 13

4. Ситуация: Вам предстоят переговоры с Вашим руководителем о повышении Вам заработной платы 15

Список использованной литературы 16

1. Развитие памяти как условие успешного публичного выступление

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память. Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью – это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг. Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое.

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила