Вынашиваю мысли для очередной работы по курсу Evolution of Russian Poetic Form. На этот раз писать велено о сонете. Так что сегоднящний вечер был посвящен выбору того одного, который следует разобрать на пяти страницах. К концу дня сама собою организовалась интересная подборка "сонетов с Пушкиным" (есть сонеты с кодой, а у меня - с Пушкиным. Звучит странно: как будто Пушкин не великий поэт, а аппендикс какой). Первый сонет довольно серьезный, но его исключить не могу, поскольку написан он Вячеславом Ивановым, с которым жизнь моя связана если не навсегда, то надолго. Второй сонет - открытие дня: нашла случайно, листая сборник "Русский сонет". Третий взят из "Двадцати сонетов к Марии Стюарт", а четвертый говорит сам за себя. Итак, прошу любить и жаловать...

Вячеслав Иванов

День пурпур царственный дает вершине снежной
На миг: да возвестит божественный восход!
На миг сзывает он из синевы безбрежной
Златистых облаков вечерний хоровод

На миг растит зима цветок снежинки нежной,
И зиждет радуга кристально-яркий свод,
И метеор браздит полнощный небосвод,
И молний пламенник взгорается, мятежный...

И ты, поэт, на миг земле печальной дан!
Но миру дольнему тобою мир явленный
Мы зрели, вечностью мгновенной осиян,-

О, Пушкин! чистый ключ, огнем запечатленный
Мечей, ревнующих к сынам юдольных стран!-
И плачем вечно мы в тоске неутоленной...

Леонид Гроссман

Был полдень жизни. Тени залегли
На обликах Петра и Дон-Жуана,
Напев Бахчисарайского фонтана
И чумный пир, смолкая, отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли
Ушел Вильгельм из невского тумана,
И страсть кавалергардского шуана
Уже смутила сердце Натали.

Но он, еще не чувствуя обиды,
Устав на буйных празднествах Киприды,
Был тих и прост. В покое зрелых сил,

Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня,
Он терпкое вино сомненья пил
Из синих книжек мудрого Монтеня.

Иосиф Бродский

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими - но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит - по Пармениду - дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться - «бюст» зачеркиваю - уст!

PS: Сам Пушкин сонетов написал всего три, т.е. меньше, чем в настоящей подборке.

Леонид Петрович Гроссман – литературовед, писатель и критик.

Родился 24 января 1888 года в Одессе в семье врача. Окончив Ришельевскую гимназию, он в 1906-1907 годах слушал лекции на факультете права в Сорбонне (Парижском университете), а затем – в Новороссийском университете по юридическому факультету, который он окончил в 1911 г.; при этом же университете Гроссман состоял профессорским стипендиатом по кафедре философии права. Одновременно началась его деятельность как поэта и литературного критика; он выступал с критическими статьями и работами на историко-литературные темы в “Вестнике Европы”, “Русской мысли” и других журналах и газетах. С 1920 г. Гроссман был преподавателем литературы в одесском Гуманитарно-общественном институте, а в 1921 г. переехал в Москву, где жил (с небольшими перерывами) до конца своей жизни, ведя лекционную деятельность в высших учебных заведениях (в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, в Московском городском педагогическом институте, профессором которого он состоял между 1940-1959 гг., в Свердловском университете, где он работал во время Великой Отечественной войны, и др.), и всецело отдаваясь научно-литературной работе.

Многочисленные работы Леонида Петровича посвящены разнообразным вопросам теории литературы, поэтики, стилистики, стиховедения, а также творчеству всех крупнейших русских писателей XIX в. Изучению Пушкина он всегда уделял особое внимание. Его книги и статьи о жизни и творчестве Пушкина по своей численности и научному значению уступают только его работам, посвященным Ф.М. Достоевскому, которые сам Гроссман считал важнейшими из им напечатанных. В 1936 г. Леонид Петрович был избран членом Пушкинской комиссии и принимал большое участие в ее работах.

К творчеству Пушкина Леонид Петрович подошел первоначально не как исследователь, а как поэт и писатель, однако еще до начала своей научно-педагогической деятельности он мог считаться превосходным знатоком Пушкина и посвященной ему литературы. Еще в 1919 г. Гроссман снабдил большой вступительной статьей однотомник Пушкина, изданный в Одессе. О широте и глубине познаний Леонида Петровича в области пушкиноведения в те годы, о тонкости понимания и артистичности интерпретации им пушкинских текстов в особенности свидетельствует его собственное поэтическое творчество. Так, отдельной небольшой книгой Леонид Петрович выпустил в свет сборник своих стихотворений “Плеяда. Цикл сонетов” (Одесса, изд. “Фьяметта”, 1919), в значительной мере посвященных Пушкину. В настоящее время эта маленькая книга составляет большую библиографическую редкость, как и ее второе издание в 1922 году. Следует очень пожалеть, что, за исключением четырех сонетов под общим заглавием “На полях Пушкина” (в альманахе “Лирический круг. Страницы поэзии и критики”. М., 1922, стр. 10-12), эти тончайшие артистические отражения пушкинской поэзии у нас не переиздавались и ныне мало известны; в русской поэзии XX в. не так уж много столь же совершенных по своей форме лирических произведений, вдохновленных чтением великого русского поэта.

Эти и прочие сонеты Леонида Петровича, выросшие из его раздумий над текстами Пушкина, с похвалой встречены были русскими поэтами – В. Брюсовым, М. Волошиным и другими. В статьях Гроссмана начала 20-х годов, многие страницы которых имеют в настоящее время значение ценных мемуарных свидетельств, сохранено немало интересных данных.

К началу 20-х годов относится целая серия исследовательских работ Леонида Петровича о Пушкине, занявших заметное место в пушкиноведении. Таковы, например, законченная уже в 1922 г. статья “Онегинская строфа” (опубликована в кн.: Пушкин. Сборник первый. Пушкинская комиссия Общ. любителей российской словесности. Ред. Н.К. Пиксанов. М., 1924, стр. 115-162): это – тонкое и написанное с большим вкусом исследование пушкинской строфики. Отдельной книгой изданы были его “Этюды о Пушкине”. Книгу эту составляют три этюда, написанные с большим мастерством: “Пушкин и дендизм”, “Искусство анекдота у Пушкина” и “Устная новелла Пушкина”.

Со второй половины 20-х годов Гроссман с увлечением погружается в изучение биографии Пушкина, собирает старые документальные источники для жизнеописания поэта, открывает и публикует новые; его интересуют отдельные эпизоды биографии Пушкина, судьбы людей, с которыми поэту довелось встретиться. Так возникла, например, книга, собранная и отредактированная Леонидом Петровичем, “Письма женщин к Пушкину”.

Параллельно с этими разысканиями Леонид Петрович вел работу над страницами своей художественной прозы, пытаясь осветить гибель великого поэта в форме документального исторического романа. В книге, изданной первоначально в Харькове, в 1930 г., “Записки Д’Аршиака. Петербургская хроника 1836 г.”, повествование ведется от имени друга и родственника Дантеса, виконта Д’Аршиака, атташе французского посольства в Петербурге, которого Дантес избрал своим секундантом. Это дало возможность Гроссману изобразить события и нравы 1836 г. с точки зрения стороннего французского наблюдателя.

Перечисленные работы, относившиеся к разысканиям Гроссмана в области биографии Пушкина, служили подготовкой к его большому обобщающему труду. В 1939 году в серии “Жизнь замечательных людей” он выпустил первое издание написанной им полной биографии поэта (“Пушкин”, М., 1939, 648 стр.). Эта прекрасная книга написана мастером биографического жанра и подкупает как достоверностью изложенных в ней фактов, так и привлекательной легкостью и живостью своего изложения.

Л.П. Гроссман.
Шарж работы Линского из альбома "Вся Одесса в шаржах"

Работы Леонида Петровича над творчеством Пушкина не прекращались до конца его жизни. Отметим чрезвычайно ценные, полные новых фактов, мыслей, сближений статьи его “Степан Разин в творчестве Пушкина”, “Стиль и жанр поэмы «Руслан и Людмила»”. В 1960 г. в III томе сборника ИРЛИ “Пушкин. Исследования и материалы” Леонид Петрович опубликовал фундаментальное исследование “У истоков «Бахчисарайского фонтана»”, являющееся одной из лучших монографий о “крымской” поэме Пушкина.

Вклад Гроссмана в советское пушкиноведение велик и разнообразен. Однако он не ограничивается только печатными работами. Нельзя не вспомнить здесь о его увлекательных лекциях, докладах, выступлениях о Пушкине. Леонид Петрович был мастером устного слова, и его лекции, читанные во многих городах – Одессе, Москве, Ленинграде, Свердловске, Тбилиси и др., сыграли немалую роль в популяризации русского поэта.

Михаил Алексеев, литературовед

-- [ Страница 3 ] --

9 класс Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: песенник Ундины, офорт, капуцины, гомункулы, сын турчанки, арабески, Рустем, Дамаянти.

Светит месяц, дол сребрится, Мертвый с девицею мчится...

В дворцовой келье песенник Ундины Вычерчивал таинственный офорт, Где ужас лунным призраком простёрт Над башнями готической руины.

Он видел мир, где бродят капуцины, Гомункулы родятся из реторт, И вьётся ураган бесовских орд У виселиц заклятой котловины.



Но сын турчанки полюбил Восток, Реченья мудрых в арабесках строк, Слова любви в персидском фолианте И вкрадчивые шелесты поэм, Где брачной лаской тешится Рустем И в пламени блуждает Дамаянти.

10 класс Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: на обликах Петра и Дон-Жуана, напев Бахчисарайского фонтана и чумный пир, Дельвиг, пропасти земли, Вильгельм, страсть кавалергардского шуана, Киприда, Монтень.

–  –  –

четыре синих книги на длинных моих полках.

Н.Н. Пушкиной, 1835.

Был полдень жизни. Тени залегли На обликах Петра и Дон-Жуана.

Напев Бахчисарайского фонтана И чумный пир, смолкая, отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли Ушёл Вильгельм из невского тумана, И страсть кавалергардского шуана Уже смутила сердце Натали.

Но он, ещё не чувствуя обиды, Устав на буйных празднествах Киприды, Был тих и прост. В покое зрелых сил, Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня, Он терпкое вино сомненья пил Из синих книжек мудрого Монтеня.

11 класс Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу. Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: Чингисхан, пуншевые стаканы, чесменские ветераны, вожатый партизанов, доломан, легкоконных, герой Бриенский, парадной кистью написал Кипренский.

Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю.

В хмельной толпе отчаянных рубак, Под звонкий говор пуншевых стаканов, Ты зажигал чесменских ветеранов Своим стихом, курчавый весельчак!

Поэт, стратег, сатирик и казак, По льду болот вожатый партизанов, Ты целым вихрем пестрых доломанов Бросал свои полки в огонь атак.

По лагерям, в манежах эскадронных, Средь топота дивизий легкоконных, Кидаясь в бой, стреляя и рубя, Везде носился ты, герой Бриенский, Победным витязем! Таким тебя Парадной кистью написал Кипренский.

–  –  –

Верное определение поэта – героя стихотворения – 2 балла.

Аргументированное объяснение своего выбора с опорой на текст стихотворения – 3 2.

Полнота и фактическая точность комментариев – 20 баллов.

Точность жанрово-стилевого оформления комментариев, грамотность речевого 4.

оформления работы – 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов

Примечание: Задание нацелено на проверку как литературной и историкокультурной эрудиции участников олимпиады, так и умения создавать фактически и стилистически точный научный комментарий к тексту. В том случае, если участник олимпиады неверно определил поэта, но правильно прокомментировал исторические события или мифологические аллюзии, работа проверяется по критериям 3 и 4.

8. Порядок подачи и рассмотрения апелляций

1. Для рассмотрения заявлений участников олимпиады создается апелляционная комиссия.

2. Право подачи апелляции имеют все участники олимпиады.

3. Апелляцией является аргументированное письменное заявление о несогласии с результатами оценки.

Апелляция подаётся в предметный оргкомитет школьного и 4.

муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе после официального объявления итогов проверки олимпиадных работ и проведения показа работ. Часть вопросов может быть снята во время показа, который организуется до проведения апелляции.

5. Показ работ и рассмотрение апелляции проводится в доброжелательной обстановке. Участнику олимпиады должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями.

6. По результатам рассмотрения апелляции комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении иных баллов. Не рекомендуется во время апелляции снижать баллы и основанием для этого снижения объявлять недочёты, найденные во время апелляции. Такие недочёты свидетельствуют только о недостаточном качестве первоначальной проверки. В любом случае апелляция не должна становиться поводом для «наказания» участника олимпиады.

7. Изготовление копий работ для участников не допускается.

8. Информация об итогах апелляции передаётся комиссией в предметный Оргкомитет с целью пересчёта баллов и внесения соответствующих изменений в итоговую таблицу результатов участников школьного этапа олимпиады. Изменённые данные в итоговых таблицах являются основанием для пересмотра списка победителей и призёров завершённого этапа олимпиады.

9. Подведение итогов школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе Участники школьного и муниципального этапов олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями соответствующего этапа олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

В случае если победители не определены, на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяются только призёры.

Количество призёров олимпиады определяется исходя из квоты, которую устанавливает организатор этапа более высокого уровня.

Призёрами этапа олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники этапа олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае если у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призёра, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом:

– все участники признаются призёрами, если набранные ими баллы составляют больше половины максимально возможных;

– все участники не признаются призёрами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

После проверки работ проводится их разбор. Жюри отмечает лучшие ответы, интересные подходы, оригинальное оформление, частотные ошибки.

В заключение подводятся итоги этапа олимпиады по литературе, проходит оглашение имён победителей и награждение их в торжественной обстановке. Список победителей и призеров этапа олимпиады утверждается организатором этапа олимпиады. Победители и призёры награждаются дипломами.

Победители и призёры школьного этапа допускаются к очередному муниципальному этапу олимпиады, победители и призёры муниципального – к региональному.

В городах федерального значения – Москва и Санкт-Петербург – муниципальный этап Олимпиады по литературе проводится в соответствии с их административно-территориальным делением.

Жюри и оргкомитет обобщают опыт проведения этапа олимпиады, представляют муниципальным и региональным органам отчёт об итогах, составляют рейтинг работ.

10. Список литературы и Интернет-ресурсов для использования при подготовке к олимпиаде и составлении заданий Нормативные документы Проведение олимпиады регулируется «Порядком проведения Всероссийской олимпиады школьников», утверждённым приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2013 г.№1252. Организаторам олимпиады любого уровня нужно ориентироваться на положения «Порядка».

Кроме того, при разработке заданий олимпиады можно ориентироваться на Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089) и на стандарты нового поколения, вводимые в школу. При этом стоит помнить, что тексты для олимпиадных заданий могут выходить за рамки школьной программы (в этом, в частности, её отличие от ЕГЭ).

Список литературы для школьников и педагогов

1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.

2. Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2007.

4. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000.

5. Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа.

http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm

6. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

7. Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.

8. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост.

В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. М., 2001.

9. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

10. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/0398_Vnutrennij_mir_1968.pdf

11. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г. М. Фридлендер. Л., 1973.

12. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.

13. Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923) // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М., 2007. С. 21 – 40.

14. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.

Интернет-ресурсы

1. http: // lit. rusolymp.ru. - Информационный портал Всероссийской олимпиады.

2. http://lit.1september.ru. - Журнал «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

3. http://www.feb-web.ru.- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и на другие полезные сетевые ресурсы).

Похожие работы:

«Утверждаю Председатель Высшего экспертного совета В.Д. Шадриков «»2014 г. ОТ Ч Ё Т о результатах независимой оценки программы профессиональной переподготовки Юриспруденция ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»Эксперты: _ / А.А. Мамедов / / М.Ю. Зверев / / В.А. Комаров / Менеджер: /Г.В. Калабухова/ Москва – 2014 Оглавление I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ II. ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1 Текущее состояние и...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 20.06.2015 Рег. номер: 3275-1 (20.06.2015) Дисциплина: Физическая и синоптическая метеорология Учебный план: 05.03.04 Гидрометеорология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Иванова Тамара Николаевна Автор: Иванова Тамара Николаевна Кафедра: Кафедра геоэкологии УМК: Институт наук о Земле Дата заседания 19.05.2015 УМК: Протокол заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования Зав. кафедрой Ларин Сергей...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) «Организация государственных учреждений в России» (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 460302/03470062 Документоведение и архивоведение (шифр,...»

«Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет»УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Программы и методические указания по организации и проведению учебной и производственной практик для студентов направления 080400 – «Управление персоналом» всех форм обучения Под редакцией Т. А. Ветошкиной Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ 1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ 2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.8 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...»

«СЕКЦИЯ 2. НЕФТЕГАЗОНОСНОСТЬ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ ЗЕМЛИ 227 нефтегазоносносными породами являются докембрийские породы 1) фундамента – граниты, генерирующими – глинисто-аргиллитовые породы палеогеннеогенового возраста; площадь распространения коллекторов углеводородов в фундаменте 2) ограничена и приурочена к разломам и зонам разуплотнения; глубина залегания углеводородов варьируется в интервале 1500-2200 м. 3) Таким образом, на всех месторождениях УВ в кристаллических образованиях Индии фундамент...»

«СОДЕРЖАНИЕ Общие положения 1. Характеристика направления подготовки 2. Характеристики профессиональной деятельности выпускников 3. Область профессиональной деятельности выпускника ОП ВО Объекты профессиональной деятельности выпускника ОП ВО Виды профессиональной деятельности выпускника ОП ВПО 3.4. Обобщенные трудовые функции выпускников в соответствии с профессиональными стандартами 4. Результаты освоения образовательной программы 5. Структура образовательной программы Рабочий учебный план...»

«ТВЕРЖДАЮ це-президент ОАО «РЖД» Д.С.Шаханов «5 »сентября 2014 r.J^_^7 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации подготовки вОАО «РЖД» персонала к работе взимних условиях 1. Общие положения Настоящие Методические указания по организации подготовки в ОАО «РЖД» персонала к работе в зимних условиях (далее Указания), разработанные в соответствии с Инструкцией по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а...»

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Леонид ГРОССМАН Плеяда Цикл сонетов Из одесской "Плеяды" Когда вспоминают имена поэтов плеяды одесского "Юго-Запада", пожалуй, реже всех называют имя Леонида Петровича Гроссмана. Вернее, помнят о нем как о высокообразованном литературоведе, тончайшем психологе, чьи романы переиздаются и сегодня ("Записки д"аршиака", "Бархатный диктатор", "Рулетенбург" "Исповедь одного еврея"), и практически не вспоминают чеканные строфы последователя пушкинского классицизма. Л.П. Гроссман родился 120 лет назад в Одессе, 24 января 1888 года, в семье врача. Окончил юридический и филологический факультеты Новороссийского университета. В 1921 году переехал в Москву, где преподавал в Литературном институте. Но в Одессе он написал и опубликовал за свой счет цикл сонетов "Плеяда" в несуществующем издательстве "Фиаметта" в 1919 году. Более того, переиздал в 1922 году в издательстве "Костры", где публиковалась Марина Цветаева. Думаю, нашим читателям будет небезынтересно познакомиться со стихами Леонида Гроссмана, посвященными поэтам пушкинской плеяды. Евгений ГОЛУБОВСКИЙ 260

2 Русский сонет Суровый Дант не презирал сонетов. Пушкин Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета, Чей трудный шифр был Тредьяковским дан, И принял Пушкин кованый чекан Для строгих дум о подвигах поэта. С тех пор игра кватранта и терцета Манит певцов гиперборейских стран, И стих Ронсара вьется, как аркан, У Каролины Павловой и Фета. Его размерам царственность придав, Венок сплетает пышный Вячеслав Строфой, чей лад торжественно-роскошен. Бальмонт и Брюсов чтут канон его, И хищный облик тезки своего* Обводит им Максимильян Волошин. Веневитинов Без мысли гений не творит. В тиши архивов, в говоре кружков, За колоннадой мраморной гостиной, Где восхищались Северной Коринной Князь Вяземский и юный Хомяков, Один поэт, не ведавший венков, Но в тишине любимый Мнемозиной, Питал свой стих премудростью змеиной, Кормя мечту добычею веков. * Робеспьера. 261

3 Быть может, первый пламенник Софии, Он в срубленных часовенках России От эллинских лампад затеплить мог. Но рано он сошел в ладью Харона, Успев сплести в цветущий диалог Бред Шеллинга с виденьями Платона. Гнедич О, песнь волшебная Омира! Торжественный, как некий иерей, Циклоп в жабо среди актрис и фатов, В пыли кулис и в залах меценатов, Скандировал классический хорей. А ночью гнев героев и царей Тревожил сонный мир его пенатов, Вздымая гул воинственных раскатов Над пеной фиолетовых морей. Суда неслись в пучинах глубодонных, И тучей щитоносцев меднобронных Срывался в дол Скамандра ратный шквал. А он, внимая бранноносным строям, Железные гекзаметры ковал, Как латы шлемоблещущим героям. Языков И мы кистями винограда Разукрашаем жизни крест Как виночерпий льет бурлящей влаги По звонким чашам пенистый поток, 262

4 Так он кропил ковер узорных строк Рубиновыми брызгами малаги. Но в час молитв виденья древней саги Вели его на дремлющий Восток, Где сквозь миражи, пальмы и песок Влачились пастухи, жрецы и маги. Тяжелым вретищем библейской тьмы Трагическая муза затянула Блудящие огни в чаду корчмы И в буйный звон застольного разгула Вдохнула громозвучные псалмы Сампсонов гнев и скорбь царя Саула. Козлов И ночь моя полна Сияной Гвардейский щеголь, ветреник салонов, Танцор и сноб, средь бальной суеты Он обновил проклятьем слепоты Тернистый путь Гомеров и Мильтонов. Когда веленьем жертвенных законов Пред ним померкли книжные листы, В безмолвную пустыню темноты Повеял легкий лет вечерних звонов. Под тяжким покрывалом черных дней Изведал он, что в скорби жизнь звучней, И загорелся поздними строками, Всем зовам близкий, всем лучам чужой, Ночной балладник с мертвыми зрачками, Ослепший бард с прозревшею душой. 263

5 Денис Давыдов Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю. В хмельной толпе отчаянных рубак, Под звонкий говор пуншевых стаканов, Ты зажигал чесменских ветеранов Своим стихом, курчавый весельчак! Поэт, стратег, сатирик и казак, По льду болот вожатый партизанов, Ты целым вихрем пестрых доломанов Бросал свои полки в огонь атак. По лагерям, в манежах эскадронных, Средь топота дивизий легкоконных, Кидаясь в бой, стреляя и рубя, Везде носился ты, герой Бриенский, Победным витязем! Таким тебя Парадной кистью написал Кипренский. Василий Пушкин Мои мебели и драгоценная моя библиотека все сгорело. Письмо Вяземскому, 14 дек Когда он с мерным пафосом играл Альцеста, Дон-Жуана иль Панкраса, На комика московского Парнаса Партер друзей насмешливо взирал. Но он не падал духом. Театрал, Библиофил и модник Арзамаса, Он томы Плавта, Бомарше и Тасса По-прежнему прилежно собирал. 264

6 Король куплета, мастер эпиграммы, Он испытал ожог военной драмы В морозные и пламенные дни, Когда средь буйных искр и дымных взлетов Пожар лизал сафьяны переплетов На томиках Мольера и Парни. Жуковский Светит месяц, дол сребрится, Мертвый с девицею мчится... В дворцовой келье песенник Ундины Вычерчивал таинственный офорт, Где ужас лунным призраком простерт Над башнями готической руины. Он видел мир, где бродят капуцины, Гомункулы родятся из реторт, И вьется ураган бесовских орд У виселиц заклятой котловины. Но сын турчанки полюбил Восток, Реченья мудрых в арабесках строк, Слова любви в персидском фолианте И вкрадчивые шелесты поэм, Где брачной лаской тешится Рустем И в пламени блуждает Дамаянти. Боратынский Болящий дух врачует песнопенье... Остановись, прохожий! Здесь лежит Один из тех, кто рано жизнь оплакав, Брел вдоль цветущих кущ и зрелых злаков, Унынием, как трауром, повит. 265

7 Он в этот мир вступил, как в темный скит. В своих угрюмых вкусах одинаков, Любил он черепа масонских знаков И бледных ангелов надгробных плит. Но благосклонной Музой одаренный, Он горечь дум струил в свой стих граненый, Как едкий пепел в стройный мавзолей. О путник, загорись молитвой жаркой, Чтоб он обласкан был печальной Паркой Средь асфоделей Орковых полей. Зенеида Волконская Волшебница! Коль сладко пела ты Про дивную страну очарованья, Про жаркую отчизну красоты... Веневитинов. Кн. Волконской Она вошла в московские салоны, Чтоб в городе шатровых куполов Пропеть под мерный гул колоколов Палящие Петрарковы канцоны. И полюбила темные иконы, Кирилицу, славянский часослов, Чтоб вспоминать о них среди балов В толпе конгрессов Вены и Вероны. Но снова Древний Рим пред ней возник, И позабыла в дыме базилик О бедных храмах с нищими в приделах, Когда горящий пурпуром прелат Пред нею пел в торжественных капеллах Терцины католических кантат. 266

8 Батюшков О розы юные, слезами омоченны Его строфа, певуче равномерна, Струясь вином, звенела, как фиал, Когда нубийский раб в хрусталь вливал Из полных урн душистый ток фалерна. Но грусть певца, темна и суеверна, В сетях Эрота чуяла провал, Пока он пел харит без покрывал И в роще нимфу, легкую, как серна. И вот сбылось! Унылый сибарит, Смирительной рубашкою повит, Прорезал воплем звоны тамбурина И смолк, изнемогая в жгучих снах, Безумный, как поющая в волнах Офелия в венке из розмарина. Вяземский К ней как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел. "Евгений Онегин" В ограде Александровых колонн, Блистающих на лаковых паркетах, Проходит скептик в кружевных манжетах, В уме слагая колкий фельетон. Он беззаботно мечет фараон Острот в стихах и дерзостей в газетах И жалит в эпиграммах и памфлетах Язвительней, чем едкий Кребильон. 267

9 Фехтуя раз "Московским телеграфом", Он кинул стих, блеснувший эпиграфом Над первою онегинской главой, И сам шутя приблизился к роману, Когда развлек грустящую Татьяну Своей беседы пестрою канвой. Кюхельбекер Один из вещих гулов я Рыданий плача мирового... Осмеянный шумливою гурьбою Веселых школяров, ты как в бреду Скитался в императорском саду, Мечтатель с героическою судьбою! Тебе Париж раскрыл в хмельном чаду Виденья толп, расплавленных борьбою, И призрак плахи встал перед тобою В один декабрьский день на невском льду. За то в глухих песчаниках Сибири Ты угашал молитвами псалтири Отвагу неумелого борца. И оживая в звонах эолийских, Ты чуял огнезарный лик Творца В лучистой клинописи звезд азийских. Дельвиг В смиренную хижину любят слетаться Камены Баронский герб в наследственном кольце Не пробудил воинственных усилий В потомке праздном рыцарских фамилий, Ленивом и задумчивом певце. 268

10 С улыбкой на рассеянном лице Он брел тропой, где шествовал Виргилий, И розы Феокритовых идиллий Выращивал в Лицейском Мудреце. Пусть позабыты строфы антологий, И бледный очерк их и стих нестрогий, Но память нам преданье донесла Об этой жизни краткой и безбурной, О первых музах Царского Села И плаче Пушкина над ранней урной. Пушкин Пришли мне Essais de Montagne четыре синих книги на длинных моих полках. Н.Н. Пушкиной, 1835 Был полдень жизни. Тени залегли На обликах Петра и Дон-Жуана. Напев Бахчисарайского фонтана И чумный пир, смолкая, отошли. Скончался Дельвиг. В пропасти земли Ушел Вильгельм из невского тумана, И страсть кавалергардского шуана Уже смутила сердце Натали. Но он, еще не чувствуя обиды, Устав на буйных празднествах Киприды, Был тих и прост. В покое зрелых сил, Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня, Он терпкое вино сомненья пил Из синих книжек мудрого Монтеня. 269

11 Плеяда Проходят мерной поступью поэты: Вот Батюшков, певец ахейских жен, Василий Пушкин, книжник-селадон, И Кюхельбекер, выходец из Леты. Языков мечет строфы, как ракеты, Давыдов их стремит, как эскадрон, Медлительно роняет их барон И Вяземский их точит, как стилеты. Жуковский, Веневитинов, Козлов Несут Волконской дань цветущих слов И дышит Гнедич древним дифирамбом. Ждет Боратынский смертного костра, И всех животворит гремучим ямбом Ваятель Командора и Петра. 270


Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Aleksander Olszewski I rok II stopnia Filologia rosyjska UW kwiecień 2013 Другу Знал бы ты, Друг, как сегодня мне хочется плакать! И мужики тоже плачут, чего тут скрывать! Серые дни, ненавистная мерзкая

ГУК «Областная библиотека для слепых им. Н. Островского», 1995. Анна Дмитриевна Абрамова родилась 28 января 1945 года в деревне Вечна Перемышльского района Калужской области в крестьянской семье. Инвалид

Контрольная работа к зачёту 1 Литература первой половины ХIХ века Задание А 1 Вариант 2 Часть 1 Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3)

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Приближается празднование Дня Победы! В ДОУ будет проходить фестиваль песен военных лет «Споемте друзья» Повторите вместе с детьми слова песен. «Катюша» Расцветали яблони и груши, Поплыли

МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ 16+ Новокузнецк Издательство «Союз писателей» 2017 Издательство «Союз писателей», 2017 МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ Новокузнецк Издательство «Союз писателей»

Как горят рукописи Знаешь, как горят рукописи? Это очень красивое зрелище. Пламя тихо листает страницы И навсегда отправляет в убежище забытья. Смотри. Сначала немеют краски. Мгновение белым по черному.

УДК 821.161.1-1 ББК 84(2Рос=Рус)6-5 Д30 Оформление Владимира Щербакова Макет вкладки Елены Ененко В книге использованы фотографии: Наталья Логинова / Russian Look; Владимир Вяткин, Маршани / РИА Новости

ДИКИЕ ЯГОДЫ (первая книга) Стихи Евгении Худяковой пронизаны духовностью и таинственностью. Они многогранны, лиричны и светлы. Характер автора, душевное её состояние, весь её внутренний мир, ощутимы в

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» (тема поэта и поэзии в творчестве М. И. Цветаевой) Поэтов путь: жжя а не согревая, Рвя, а не взращивая взрыв и взлом, Твоя стезя, гривастая кривая, Не

Вита Пунская Мистерия духа Мистерия духа Песнь Господня Ты это снег, целующий прохожих, Ты это дождь, танцующий в полях, Ты это сон, на волшебство похожий, Ты это крыльев лебединых взмах. Ты это искра

Лучшие переводы стихотворений Роберта Бёрнса учащихся 8-х классов Жуков Павел, 8а класс В горах моё сердце, не здесь и не тут В Горной стране, оленя преследуя, В погоне за диким оленем, косулей Моё сердце

В центре лирики Лермонтова - романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути

«Поэтам больней, чем прохожим» Галина ЛАРСКАЯ - 06 мая 2017 Body Ранние стихи И тише, тише, ниже, ниже Плакучих вод, дремучих трав Сойду к земле печальный нищий, К обрыву, где витает прах. Перед последним

// Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю,

Иутинская Галина Ивановна преподаватель русского языка и литературы Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской колледж бытового сервиса» г. Кострома КОНСПЕКТ

ХАРКІВСЬКИЙ ПРИВАТНИЙ ЛІЦЕЙ «ПРОФЕСІОНАЛ» ХАРКІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ ПОЭЗИЯ - МУЗЫКА СЛОВ (Праздник поэзии для учащихся старших классов) Учитель Чебослаева В.Ф. 2. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ Вступительное слово учителя:

12 1913г. СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. 1115-1117 Есть цветок, божественный цветок верьте!... На востоке безграничного океана, далеко от суши и всего, что живет на суше, из-под воды выглядывает старый камень.

Сценарий тематического мероприятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста Цель: - Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине; - Знакомить детей с образцами

МКДОУ детский сад «Аленький цветочек» п. Полотняный Завод «День народного единства» Досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) 4 НОЯБРЯ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА 1 Подготовили

Мотивы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» в поэзии Серебряного века Выполнила: Родионова Анна, гимназия 184 Научный руководитель: Алешина Г.Н. Что такое мотив? Совокупность представлений и идей Может

Ссылка на материал: https://ficbook.net/readfic/6537333 Alia geminos Направленность: Джен Автор: Septi Riddl (https://ficbook.net/authors/1575660) Фэндом: Пушкин Александр «Евгений Онегин», Лермонтов Михаил

1 Пусть солнце, мир, любовь и дети Вам будут радостью большой! Живите в мире и согласьи До вашей свадьбы золотой! Пусть солнце светит только вам, Для вас растут цветы, Весь мир и солнце вам к ногам - Семьею

// Мотивы лирики М.Цветаевой Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Предложения односоставные и двусоставные Урок в 8 классе на методическую неделю составила учитель русского языка и литературы

1 Желтеет за окном. Скользят лучи косые. Хочу тебе сказать я тихие стихи. Мать воду родника нам в ведрах приносила. Мои стихи теперь, как та вода, тихи. Пусть так теперь звучат стихов моих признанья, Как

УДК 821.222.1-1 ББК 84(0)3-5 О-57 О-57 Омар Хайям. Мой закон: быть веселым и вечно хмельным / Омар Хайям. Москва: Издательство «Э», 2016. 320 с. (Народная поэзия). ISBN 978-5-699-68336-9 Четверостишия

Оксана Лысак Родилась 28 марта 1990 года в г. Шебекино. Затем семья переехала в с. Красная Поляна Шебекинского района. В 2005 году Оксана, окончив с отличием 9 класс общеобразовательной школы, поступила

ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО Название Издательство «Центро-Букс» Челябинск, 2015 УДК 82-1 ББК 84(2Рос-Рус)1 Л 49 НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА Фамилия Имя Отчество. Название. Челябинск: Издательство "Центро-Букс", 2015. 200

История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Поэт и его герой Рисунки Пушкина Пушкин писал роман более семи лет (1823-1830) и публиковал его отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной

Эпитафии маме -601- Ты нас покинула, родная, Настал разлуки скорбный час, Но всё по-прежнему живая, Ты в нашем сердце среди нас -602- Вы, листочки, не шумите, нашу маму не будите. -603- Безвременно ушла

Evžen Oněgin (Евгений Онегин) Александр Сергеевич Пушкин Пушкин работал над Евгением Онегиным более семи лет с 1823 по 1831 год. Сам Пушкин определил жанр как роман в стихах. Важнейшее отличие романа в

Стихи о любви СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК ЛИРИКА Издательство АСТ Москва УДК 821.161.1-1 ББК 84(2Рос=Рус)6-5 С 32 С32 Серебряный век. Лирика / Москва: Издательство АСТ, 2017. 256 с.: ил. (Стихи о любви). ISBN 978-5-17-105273-7

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 37 города Смоленска Моя семья в годы Великой Отечественной войны В память о моём деде Герое Советского Союза 2014 год

Ольга Сергеевна Галюк Автобиография Я родилась в городе Якутске, а детство и юность прошли в Нижнеколымском районе села Колымское. Навсегда в памяти остались широкие просторы Колымы, весенние миражи, ночное

Стихи о борьбе с огнем Пожарник вот профессия, Достойная наград, Вы люди с большим сердцем, Вам каждый будет рад. Работа у вас сложная, Но все же, тем не менее, Вы герои настоящие, И это наше мнение! На

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия

Фамилия Имя Отчество Название Типография «Ультрадрук» Киев, 2016 УДК 82-1 ББК 84(2Рос-Рус)1 Л 49 Название раздела Фамилия Имя Отчество. Название. Киев: типография «Ультрадрук», 2016. 200 с. Ваша аннотация

Анна КОРЖАВИНА ИДУ В ВОЛШЕБСТВО Стихи Ночь. Скрип пера. Все слова твои святы! Утром игра, Утром расплата. Там, где мечты, Там же и бездны Все, что не ты, Неинтересно. Нам удалось Не разминуться Медленно

«Прохожий, остановись» Вводный урок по знакомству с жизнью и творчеством Марины Цветаевой в форме веб-квеста Предмет: литература Класс: 11А Провела: Яурова А.Ф., учитель первой квалификационной категории

Сценарий торжественной линейки, посвящѐнной памяти героя- афганца П.Свищѐва Автор заместитель директора по ВР Алфимова И.В. (Во время построения классов звучит аудиозапись группы «Голубые береты») 1Ведущий:

«Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин C.О.Борисова 8-й класс 1 Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837 величайший национальный русский поэт, драматург и прозаик. 2 «И даль свободного романа Я сквозь

Ночная встреча Явление первое Какая ночь! Какая тишина!.. В горах как будто только мы да звёзды. Усталые стада легли на отдых. День для труда, а ночь для сна дана. Спят овцы. Спит усталый Вифлеем. Мы -

«О, я хочу безумно жить!» (по лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее увековечить, Безличное очеловечить, Несбывшееся воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА II ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО» Школьный тур, 31 октября 14 г. Дата проведения октября 14г. ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 9 класс, I вариант Полное

Не гаснет памяти свеча 5 мая 2017 года в актовом зале АРИПК состоялась встреча в литературно-музыкальной гостиной «Не гаснет памяти свеча». Участниками встречи были сотрудники АРИПК. Погружение в тему

Www.a4format.ru Блок А.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 3. М. Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. А.А. Блок Кармен (1914) Л. А. Д. Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной

ПЛАТЬЕ Младшая сестра: - Проснись, проснись моя сестра, Уж солнце над домами встало. И, расскажи о чём во сне С улыбкой радостной шептала. О, снилось мне: я - на балу! О нём давно уже мечтала. Была я в

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2015-2016 учебный год МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ ОТБОРОЧНОГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ, ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПЕРВЫЙ (ОТБОРОЧНЫЙ) ЭТАП

Наша жизнь* 9 июня 2017 года (отрывок из повести) Валентин Серов. "Пушкин в парке". 1899 г. Тишина в осеннем парке. Минуты сосредоточения. Вот-вот творческое напряжение разрядится и стихи свободно потекут!...

Задания 1 тур 10 класс Задание 1. Многие образы, созданные русскими писателями, получали прямо противоположные оценки в критике. Знаете ли вы, кому принадлежат эти суждения? Как объяснить разницу в трактовках

МКДОУ «Пролетарский детский сад» 2014 г. Под звуки марша «День победы» Д. Тухманова в зал входят дети, садятся на места. Вед. Сегодня, ребята, вся наша страна отмечает самый славный праздник День победы.

Под музыку «Девчата» выходим в зал Сценарий (визитка) Взгляни, полна народу зала, Музыка уж греметь устала, Толпа волненьем занята, Кругом и шум, и теснота Друзья Бальмонта и Гайдара Явились мы сюда недаром!

Одна из вечных тем в литературе тема любви проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце

Сценарий торжественного открытия Дня науки Звучат фанфары - Опять апрель на белом свете, На школьной радостной планете. Природа снова оживает: Звенит, поет, благоухает. - И снова чудо в нашем зале: Каких

Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали, И бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой.

Анализ стихотворения к елене бальмонт >>> Анализ стихотворения к елене бальмонт Анализ стихотворения к елене бальмонт Музыка нашей поэзии в ноты свои любовно занесет его звучное имя. Но и то, что он умеет,

Образно-поэтический язык запаха в лирике К.Бальмонта Выполнила: ученица 10 класса Боровинская Юлия Руководитель: учитель русского языка и литературы Минаева Галина Викторовна Актуальность данной работы

ГБОУ Школа 1125 имени Я.Н. Федоренко Сценарий музыкально-литературной композиции «Ратные поля России» Разработали сценарий и оформление: Грошева Т.Н., Козлова Т.Ф., Полякова И.В., Семенова Н.П. Москва

В колыбели ноября уснула осень, Невзначай укрывшись пледом снежным Ничего не скажешь и не спросишь, У меня отняв тепла надежду. Обними, укутай замерзаю Завари мне чай, только покрепче. Что там дальше будет,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 14 «Березка» Сценарий праздника «Мамочке любимой» Волжск 2013 Выполнила: музыкальный руководитель Отмахова О.Л. Ведущая:

2014/2015 Санкт-Петербургская олимпиада по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья 11-12 классы Фамилия, имя Школа Класс Учитель Задание 1. Определите и запишите номера

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Эй, славяне!"

Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Эй, славяне!" Цели и задачи праздника 1. Создание благоприятных условий для творческого развития детей в

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: песенник Ундины, офорт, капуцины, гомункулы, сын турчанки, арабески, Рустем, Дамаянти.

Светит месяц, дол сребрится,

Мертвый с девицею мчится...

В дворцовой келье песенник Ундины

Вычерчивал таинственный офорт,

Где ужас лунным призраком простёрт

Над башнями готической руины.

Он видел мир, где бродят капуцины,

Гомункулы родятся из реторт,

И вьётся ураган бесовских орд

У виселиц заклятой котловины.

Но сын турчанки полюбил Восток,

Реченья мудрых в арабесках строк,

Слова любви в персидском фолианте

И вкрадчивые шелесты поэм,

Где брачной лаской тешится Рустем

И в пламени блуждает Дамаянти.

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: на обликах Петра и Дон-Жуана, напев Бахчисарайского фонтана и чумный пир, Дельвиг, пропасти земли, Вильгельм, страсть кавалергардского шуана, Киприда, Монтень.

Пришли мне Essais de Montaigne -

четыре синих книги на длинных моих полках.

Н.Н. Пушкиной, 1835.

Был полдень жизни. Тени залегли

На обликах Петра и Дон-Жуана.

Напев Бахчисарайского фонтана

И чумный пир, смолкая, отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли

Ушёл Вильгельм из невского тумана,

И страсть кавалергардского шуана

Уже смутила сердце Натали.

Но он, ещё не чувствуя обиды,

Устав на буйных празднествах Киприды,

Был тих и прост. В покое зрелых сил,

Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня,

Он терпкое вино сомненья пил

Из синих книжек мудрого Монтеня.

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу. Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: Чингисхан, пуншевые стаканы, чесменские ветераны, вожатый партизанов, доломан, легкоконных, герой Бриенский, парадной кистью написал Кипренский.

Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю.

В хмельной толпе отчаянных рубак,

Под звонкий говор пуншевых стаканов,

Ты зажигал чесменских ветеранов

Своим стихом, курчавый весельчак!

Поэт, стратег, сатирик и казак,

По льду болот вожатый партизанов,

Ты целым вихрем пестрых доломанов

Бросал свои полки в огонь атак.

По лагерям, в манежах эскадронных,

Средь топота дивизий легкоконных,

Кидаясь в бой, стреляя и рубя,

Везде носился ты, герой Бриенский,

Победным витязем! Таким тебя

Парадной кистью написал Кипренский.

Критерии оценки творческого задания

1. Верное определение поэта – героя стихотворения – 2 балла.

2. Аргументированное объяснение своего выбора с опорой на текст стихотворения – 3

3. Полнота и фактическая точность комментариев – 20 баллов.

4. Точность жанрово-стилевого оформления комментариев, грамотность речевого

оформления работы – 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов