Использование речевых игр с дошкольниками своими руками

Утюжникова Светлана Сергеевна,учитель-логопед,МАДОУ д/с"Буратино",районный центр Кыра

Слово есть первый признак сознательной,разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.(К.С.Аксаков)

Успешное речевое развитие зависит от восприятия детьми окружающего мира и от предметной деятельности.Предлагаю речевые упражнения,которые будут полезны педагогам,детям,весь иллюстративный материал рисовали сами,с помощью акварели сделали цветным.В игровой форме дошкольники познакомятся со словообразованием,научатся образовывать новые слова,понимать значение и происхождение сложных слов,выделять родственные слова.Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением.
Цель: развитие словарного запаса у детей;
Задачи:
-научить отличать "родственные" по смысловому значению слова;
-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;
-воспитать простейшие навыки словообразования;
Оборудование: предметные картинки своими руками;
Рассмотрим наиболее простые,доступные для детей способы образования новых слов.

Варианты игр с использованием картинок

Игра "Большой-маленький"
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
Ход игры:
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами.Подберите для каждого большого предмета такой же,но маленький.Назовите маленькие предметы ласково.
Например:
Вот это большой дом.А как сказать про маленький?(домик);

Дом-домик


На картинке большой шар.А как сказать про маленький?(шарик);

Шар-шарик


А про маленький гриб?(грибочек);

Гриб-грибочек

Игра"Найди родственников"
Цель игры: развитие у детей представлений о родственных связных слов,овладение навыком подбора родственных слов,уточнение и активизация словарного запаса;
Ход игры:
Разложите картинки.Предложите детям назвать картинки.Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку,которая называется родственным словом.Подберите пары слов по смыслу например:

Чай-чайник

Лист-листья

Хлеб-хлебница

Снег-снеговик

Море-моряк

Рыба-рыбак


Картинка поможет проверить выполнения задания.Для того чтобы установить родство слов,необходимо понимать их,уметь объяснять значения.Попросите детей составить предложения по картинкам.Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.

Игра "Словообразование"
Отгадай загадки.Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни,из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(самоЛЁТ)


Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора?(самоКАТ)


Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет.(самоВАР)


Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает...(пылеСОС)


Игра"Слова-братишки"
Рассмотри и назови картинки.
Где подберезовик?
Где подосиновик? Чем эти слова похожи друг на друга?

Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами-подосиновики,
Такие грибы красивые!


Березовые рощи нарядны и светлы,
Березки много света с собою принесли.
Березоньки красивы,растут в березняке,
А березняк тот светлый спускается к реке.


Таким образом,дети в игровой форме познакомились со словообразованием,развивали свой словарный запас,это было интересно,познавательно и увлекательно.

Занятие № 9.

Тема. Родственники слов.

Программное содержание:

    Познакомить с понятиями « родственные слова» .

    Закрепить умения слышать слоги в слове, делить на слоги двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами; произносить каждую часть слова.

    Развивать мелкие мускулы руки с помощью пальчиковой гинастики.

Оборудование: мяч, лист бумаги и простой карандаш на каждого ребёнка.

Ход занятия.

В. – Ребята, у вас есть родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (одные люди, родственники).

В. – В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка. Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трёх человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек. В русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки по смыслу и чем – то похожи друг на друга.

Рассмотрим семью слов: рыба, рыбак, рыбка, рыбалка, рыбный (суп)… (разбираем лексическое значение слов).

Вывод: « Слова близки по смыслу»

В. – А чем похожи эти слова друг на друга? (У всех слов повторяется общая часть – рыб ).

В. – Слова родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова? (Родственные слова близки по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть (одинаковая часть, звучат похоже)).

Садитесь по удобнее Сейчас я вам расскажу сказку про любопытную Ёлочку. Слушайте внимательно и подмечайте, какие родственные слова встречаются в этой сказке?

Сказка про любопытную Ёлочку.

В густом зелёном ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие она была очень любопытная часто задавала вопросы. – Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, -на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? -Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастёшь, и на твоих ветках появятся красивые, твёрдые шишки. – Почему, -спрашивала Ёлочка у бабушки старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки, прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов и клестов – это самая лакомая еда.

В.- Какие родственные слова вы заметили? (Ёлочка, мама – Ель, бабушка – Ель, ельник, еловые).

Правильно. Молодцы! А сейчас поиграем. Становитесь в круг. Игра « Разделим на части». (В середину круга встаёт сначала воспитатель).

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое – нибудь слово

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч! Начинаем!

(Мама, сады, домик, вода и т.д. (деля слова на части ребёнок подбрасывает мяч столько раз, сколько слогов в слове)).

В. – А сейчас будем делить слова и записывать их с помощью схемы. (Шишка, роза, дом). –Сколько частей в слове дом ? (одна) - Слова состоящие из одной части, называют короткими: мяч, рак, шар, сыр, лист и т. д. – Ма –ши –на. - Сколько частей в этом слове? (три). Слова состоящие из трех и более частей называют длинными. – Какая первая часть в слове машина? (вторая, третья).

В.- Поиграем с пальчиками. Дождик.

Меж еловых мягких лап (Поглаживают подушечками пальцев поверхность стола) Дождик: кап – кап – кап . (стучим пальцами по столу) Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох . (касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук) Где листок к листку прилип , Вырос гриб, гриб, гриб . (Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко). Кто нашёл его друзья? (указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки). – Это я, я, я! (Сжимаем все пальцы левой руки в кулак, кроме мизинца, показываем на него).

Игра « Попугайчики»

Мы не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе снами повторяй:

« Соне в оконце светит солнце».

В. – Произнесите скороговорку тихо, погромче, громко, потом медленно, быстро. – Дома расскажите мамами папам, что у слов есть тоже родственники. Слова похожие друг на друга и имеющие одинаковую часть называют родственниками.

КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Сурина Л.В.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры : воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал : картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры : в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры : воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) - мамин,
Шляпка (чья?) - бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить...).

Ход игры : в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

Я буду летчиком, летать на самолетах.

Я буду врачом, лечить детей.

Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель:

Материал:

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель:

Материал : мяч.

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

«Четвертый лишний (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два..стула вишня – две…вишни

стол - два…стола слива – две…сливы

кот - два …кота кошка – две…кошки чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора

кастрюля – две…кастрюли костюм – два…костюма майка – две…майки

Дид. игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход: Дети передают кубик, произнося считалку.

«Раз, два, три, четыре, пять

Будешь ты вращать».

Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком.

«Насос» - звук [с]

«Жук» - звук [ж]

«Комар» - звук [з]

«Машина» - звук мотора [р]

«Камыши» - звук ветра [ш]

«Коза» - звук [к]

Дид. игра «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Дид. игра «Зоопарк»

Дид. игра «Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Дид. игра «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко. »

В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Дид. игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)

Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.

Дид. игра «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Дид. игра «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к

мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Дид. игра «Назови слова со звуком [с"] и [с].»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с"] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с"] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с"], цвета.

Дид. игра «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.» А. Барто

Дид игра «Слова – загадки»

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое

Творческо-исследовательский

проект

« Слова-родственники»

Учитель-логопед:

Петрова Н.А.

Воспитатели:

Белькова Е.П.

Голованова Т.В.

г. Каменск-Уральский

Проект «Родственные слова» - проект, направленный на формирование у дошкольников словообразовательных навыков.

Тип проекта:

1. Информационно-ориентированный

2. Детско-родительский

3. Краткосрочный

Участники проекта:

    дети старшей группы,

    учитель-логопед

    воспитатели группы

    родители воспитанников

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида»

Вид проекта: групповой, семейный.

Срок реализации: краткосрочный (III - IV недели ноября).

Принципы, положенные в основу проекта:

    Принцип занимательности и игры необходим для вовлечения детей в целенаправленную речевую деятельность, сохранение интереса к родному языку.

    Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к речевой деятельности, максимально активизируя речевую активность

    Принцип комплексного подхода позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует формированию словообразовательных навыков и вовлечение его, в речевое общение.

    Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности и дальнейшему обучению в школе.

    Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательной, речевой обстановки как в детском саду, так и в домашних условиях, с родителями.

Актуальность реализации проекта:

Мной отмечено, что дети старшего возраста имеют недостаточный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

В развитии логического мышления и памяти ребенка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играет словообразование родственных слов.

Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников.
Работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.

Цель проекта:

Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников; повышать педагогический потенциал родителей.

Задачи :

1. Ознакомить детей с понятием «родственных слова»; систематизировать словарный запас по группам родственных слов.

2. Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.

3. Развивать память, мышление, внимание, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.

4. Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме.

5. Воспитывать инициативность, интерес к родному языку.

Предполагаемые результаты проекта : формирование у детей интереса к родному языку, обогащение словаря детей, вовлечение родителей в проектную деятельность детей, создание совместно с детьми и родителями «книжка-малышка родственных слов».

Этапы работы над проектом.

1 этап. Организационный

Исследование уровня речевых знаний по словообразованию.

Выявление проблемы.

Формулировка задач проекта.

Составление плана совместных мероприятий.

Подбор и изучение методической, художественной литературы.

Изготовление методических пособий, разработка дидактических игр и речевых упражнений, памяток.

2 этап. Практический

Организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателей, родителей.

Организация развивающей, познавательной, предметной среды.

3 этап. Заключительный

Проведение презентации книжек-малышек; памяток для родителей.

Презентация продукта проектной деятельности







Упражнения и игры

    Игра с мячом «Назови родственное слово»

Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному слову ребенок должен подобрать родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный материал по теме, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи.

    «Узнай слово по его описанию»

Педагог предлагает ребенку картинки с изображениями, например, сад, рассада, садовник, садовые инструменты и т. д. Задание: узнай слово по его описанию:

Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)

Человек, который ухаживает за садом. (Садовник)

Молодые растения, приготовленные для посадки в землю. (Рассада)

Инструменты, которыми работают в саду. (Садовые)…и т.д.

Игра позволяет расширить активный словарь новыми словами.

3. Детям предлагается закончить объяснение слова:

Строитель – тот, кто …

Рыбак – тот, кто …

Учитель – тот, кто …

Овощевод – тот, кто …

Садовник – тот, кто …

4. Назвать родственное слово по данному объяснению.

Посуда, которая нужна для селедки, – … (селедочница)

Посуда, где хранят хлеб, – … (хлебница)

Посуда, где хранят перец, – … (перечница)

Тот, кто очень добрый, – … (добряк)

Тот, кто очень сильный – … (силач)

Тот, кто очень храбрый – … (храбрец)

Тот, кто очень мудрый – … (мудрец)

Тот, кто варит – … (повар)

Тот, кто помогает – … (помощник)

Тот, кто пасет, – … (пастух)

5. Придумать слова-действия, родственные слову «летел» (ходил, ехал и др.)

Прилетел, улетел, облетел, залетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел, перелетел.

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему родственное. Таким образом, уделяется внимание осознанию детьми возможных родственных связей между словами.

6. Упражнение «Родственники» Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.

Главное слово ( сад )

Слово-действие ( сажать, посадить )

Слово-предмет, но не главное (саженец, рассада, посадки )

Слово-признак ( садовый )

Слово, которое говорят, когда предметов много (сады )

Слово, обозначающее «большой» (садище )

Слово, обозначающее уменьшенный предмет (садочек, садик )

Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом (садовод, садовник )

Сложное слово ( садоводство, садовод ).

7. «Четвертый лишний» Формирование умения сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Садик, садовод, салат, сад.

Грибок, погреб, грибник, грибной.

8. «Закончи предложение» Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом предложения. Развивать внимание, воображение.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь… (грибной).

И из дома в тот же миг в лес отправился… (грибник).

Чтобы принести улов, взял корзину для…(грибов).

Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал…(грибную).

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький…(грибочек)

И обрадовался вмиг наш удачливый…(грибник).

Как ему не веселиться, если здесь, в земле…(грибница).

Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…(грибы).

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он все дорогу, как он сварит суп…(грибной).

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и…(грибище).

9. Подбор родственных слов к заданному главному слову:

Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.

Рыба - рыбка, рыбёшка, рыбища, рыбный, рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболовная (сеть).

Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).

Мороз – морозить, морозилка, морозильная (камера), заморозить, морозец (лёгкий мороз), мороженное, заморозки, обмороженный (повреждение тела от сильного мороза).

Конь - коньки, конёк, конюшня, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина, конокрад, конюх.

10. Подбор главного слова в предложенном списке родственных слов (на слух):

Птичка, птичий, птица , птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост , хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц , зайчатина.

11. Выбор главного слова к названным родственным словам (можно использовать мяч):

Волчонок, волчище, волчишка, волчий – волк.

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать.

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка – зубы.

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный – добро.

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары – спорт.

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать – стук.

12. Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам:

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.

Карта, карточка, куртка , картишки, картина.

Ледокол, лед, ледышка, ладошка , ледянка, ледяной.

13. Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам (каждому ребёнку предлагается по одному слову):

«Круг» и «Кружево»: круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.

«Нога» и «нож»: ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножище, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машинка)

14. Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки.

15. Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову:

Только жив ли петушок,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке, под осиной.

Что ты Петя , не встаёшь?

Что ты песен не поёшь?

Петушатина – хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошёлся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушился,

Из кустов ползёт лисица. (С. Маршак)

16. Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:

У щуки щучья чешуя, и щучьи плавники.

Плывёт щурёнок , как и я, вдоль берега реки.

В день ветреный , всегда бывает ветер .

Ветровку я себе давно приметил.

Когда же дует лёгкий ветерок , то

Можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде,

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки ,

Чтоб рыбной покушать ухи!

17. Составление предложения с одним из слов-родственников.

18. Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:

По наводящим вопросам;

Самостоятельно.

1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову «ель» и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам.

Где росла ель? (в лесу)

Зачем её срубили? (скоро новый год)

Куда привезли ёлку? (в детский сад)

Чем украсили ёлку? (ёлочными игрушками)

Что делали дети на празднике вокруг ёлки? (пели, танцевали, водили хоровод)

Примерный рассказ:

Стояла в лесу ель. Её срубили пред новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили ёлку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у ёлочки вместе с дедом Морозом и Снегурочкой.

2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову: петух.

С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.

У кого жил петух?; – Как он (она) к нему относилась (относился)?

Как ласково называла?; - С кем петух мог драться - петушится?

Примерный рассказ:

У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила его крупой, червячками и хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться-петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.

Результат: Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слов.

Памятка для родителей: «Раз словечко, два словечко…»

Уважаемые родители!

В процессе подготовки к школьному обучению дошкольник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребёнка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.

Выполнение заданий данной памятки.

1. Прочитайте ребёнку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовалось остальные.

2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова-родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому – какая голова (рыбья), или суп из рыбы – какой? (рыбный)

Задание № 1. Назови главное слово или придумай слова – родственники к названному слову.

Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка.

Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовой.

Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить.

Звездопад, звездолёт, звёздное, созвездие, звезда, звёздочка.

Ломик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка.

Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее.

Зверюшка, зверьё, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверёк, зверёныш, зверолов, звероферма.

Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек.

Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье.

Задание № 2. Какое слово не является родственным?

Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.

Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.

Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.

Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.

Овощ, осень, овощной, овощерезка.

Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак.

Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.

Гора, горный горка, горе, пригорок.

Боль, большой, больница, больной, болеть.

Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка.

Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок.

Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник.

Задание № 3. Для какого слова названное слово является родственным?

Гусь и гусли: гусак, гусыня, гусёнок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.

Купать и купить: купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица.

Рано и рана: ранище, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.

Носить и нос: носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, приносить, носочки.