В последние годы принято легко бросаться словами «талант» или «гений», оценивая чью-либо деятельность. А ведь талант и тем более гениальность – это дар свыше, который дается человеку крайне редко. Причем чести быть знакомым с гением удостаиваются совсем немногие. В чем же отличие таланта от гениальности? Попробуем разобраться.

Определение

Талант – очевидная способность человека к чему-либо, которую могут отточить время и опыт.

Гениальность – наибольшее проявление творческого потенциала личности относительно остальных людей, наивысшая степень одаренности в чем-либо.

Сравнение

В отличие от талантливого человека гений, как правило, создает нечто уникальное, то, чего до него не было в этом мире. Гений все время совершает открытия, позволяя обществу совершить качественный переход на следующую ступень развития. Интеллект и работоспособность гениев поистине поразительны. Поэтому гений затмевает собой талантливых личностей рядом. К примеру, во времена А.С. Пушкина было множество хороших поэтов и писателей, но о них мы знаем крайне мало или не знаем вообще, так как на фоне автора «Евгения Онегина» и многих других гениальных произведений они просто потерялись. Личности гения присущ космический масштаб. Обычно гений творит заметно продуктивнее и быстрее своих современников и ровесников, намного позже достигающих признания в той же сфере деятельности. Причем такая продуктивность в работе для гениев является врожденным качеством. Гений – исключительная по одаренности личность. Говорят, что гении рождаются тогда, когда Вселенная готова их принять.

Талантливый человек тоже способен творить, но он может лишь развивать то, что было открыто гением, детализируя и конкретизируя его изобретения. Еще одна особенность таланта – он способен подготовить почву, быть предвестником деятельности гения, наметив путь, которым затем уверенно пройдет гениальная личность. Талант к чему-либо есть практически у каждого человека, живущего на Земле, нужно просто его найти и развить. Талант можно отточить неустанным кропотливым трудом.

Выводы сайт

  1. Гениальный человек одарен от природы больше, чем талантливый. Гениальность – это гипертрофированный талант.
  2. Следствие гениальности – создание новейших, уникальных, небывалых, не виданных миром творений, способных изменить ход истории, повлиять на души и события. Творения гениев живут в веках. Талант не создает ничего революционного.
  3. Гениальности свойственна нестандартность мышления, особый мыслительный процесс, недоступный никому, даже выдающемуся таланту.
  4. Гениальность выходит за пределы обыденности, она непостижима. Талант «ближе к земле», его можно развить, отточить.
  5. Талант обычно развивается в благоприятном социальном окружении, гениальность нередко формируется в напряженных жизненных обстоятельствах.
  6. Гениальность человека часто признается уже после его смерти.

Очень часто люди даже не задумываются над употреблением этих слов. Порой фраза "Он очень талантлив!" и "Он гениален!" становятся в один ряд. Так что же такое "талант" и "гениальность"? Попробуем разобраться в этих понятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Талант или гениальность?

Талантливых людей довольно много. Если у человека что-то получается лучше, чем у большинства других людей, говорят. что у него к этому талант, особенно если это что-то касается творчества. А вот гениальных людей единицы. Это те люди, которые открывают в какой-то области что-то совершенно новое, которым потом все человечество пользуется. А сумасшедшим у нас часто называют просто человека с нестандартным мышлением. Потому и гении и талантливые люди вполне могут в эту категорию попадать.

На поставленный вопрос, наверное, предполагалось получить однозначный ответ. Но вопрос изначально поставлен так, что однозначного ответа не получится. Это простая психологическая закономерность.
К этому нужно добавить еще и сомнительность начальной посылки, из которой автор темы пытается строить размышления. Все логические рассуждения, исходящие из ложной или сомнительной посылки, являются ложными по законам логики. Поэтому в своих рассуждениях необходимо больше внимания уделять базовым, изначальным знаниям и овладению умением непрерывного последовательного мышления. Не говоря уже о других формах мышления более высокого порядка.

Как правило, большинство людей не уделяют должного внимания именно этим отправным точкам мышления, пытаясь строить философские стены на песке, а не на прочном фундаменте.

Наша речь связана с мышлением, мышление отражает состояние сознания.
Те люди, которые способны мыслить, опираясь на надежный фундамент мышления и обладающие способностями мыслить большими мерностями (большей скоростью и объемностью), и являются людьми гениальными, по нашему представлению. Поскольку их мыслительные способности кажутся обычным людям чем-то сверхобычным. Однако вполне можно считать обычным именно мышление гениев. Но тогда мышление обычных людей требует соответствующей оценки, что не очень приемлемо для этих обычных людей.

На мой взгляд талант от гениальности отличается также, как наличие способностей отличается от результата их применения. Также, как обладание хорошим инструментом отличается от умения создавать этим инструментом качественный и востребованный результат деятельности. Но здесь разговор идет о свойствах мышления, поэтому разбираться в тонкостях этих различий необходимо, разбираясь в тонкостях мышления.

Добавьте к этому и то, что ярлык "гениальности" часто присваивается личностям, которые ценны для Социальной Системы как пример для подражания, а вовсе не как пример истинной гениальности. Также как современная христианская церковь причисляет к лику святых всех, кого ни попадя, лишь бы был известный страдалец. Истинные качества личности при этом не учитываются и не играют никакой роли. Значок "гениальности" навешивается тем, чьи действия идут на пользу Системе, а не тем, кто помогает человечеству на пути самопознания и истинно духовного развития. Другими словами, неплохо отличать "системные заказы" от истинной гениальности. Потому что истинно гениальные люди чаще всего системе не нужны и признаются гениальными только после смерти, когда перестают быть источниками социальной нестабильности.

Действительно, вкладывать душу в свою работу, выполняя ее гораздо лучше, чем другие, одержимость любимым делом - это и есть проявления таланта. Т.е., кроме выполнения работы что-то еще, что-то, что говорит людям о таланте. Но начинается все именно с применения способностей, применения способностей в деле - кто узнает о том, как я таланлива, если я ничего не буду делать?

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью , а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом . О гениальности говорят, когда достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Таких людей за всю пятитысячную историю цивилизации было не более 400 человек. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода, но в уже определенной области знаний, за границу которой он не выходит.

Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта . Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
  2. Цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. Пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
  8. Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. Предпринимательский талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Например, ректор МГУ им М.В. Ломоносова Садовничий. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

Широко распространено мнение о гениальности Альберта Эйнштейна .

Гениальность (от лат. genius - дух) - практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых « шедеврами ». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Гениальность определяется как врождённые необычно высокие интеллектуальные способности к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения , побуждающего к новаторству в ремесле . С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал:

Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10000000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран. («Генетика гениальности», Владимир Эфроимсон научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.


Гениальность – это высочайший уровень уникальной реализации творческих, умственных, деятельных возможностей личности, которые выражаются в науке, творчестве, изобретениях. Это достижения, способные вывести какую-то из областей человеческого проявления на новый уровень развития. Гениальность человека сопряжена с понятиями вдохновения, новаторства, незаурядности, подразумевает высшую степень продуктивности и скорости реализации относительно среднестатистического представителя. Точки зрения касательно определения гениальности разноплановые, от искры божественной до обусловленности психическими отклонениями. рассматривает гениальность как плод интимности, как способность личности к .

Гениальность это в психологии уникальное отклонение от нормы большинства, которое встречается реже всех остальных отклонений, имеет сопутствующие иные отклонения, касающиеся организма.

Гениальность одно из самых неуловимых и самых захватывающих понятий в психологии. Что такое сверходаренность и точные параметры ее определения не установлены. Ученые, философы, психологи предпринимали в течение веков множественные попытки объяснения природы возникновения гениальности. Однако общим признается то, что гениальность предусматривает превышающие уровень среднестатистического человека творческие способности, которые касаются любой области, т.е. гениальный человек способен на достаточно высокие результаты и в тех областях, которые не являются смежными с основной его одаренностью. Оценка этих умений производится в контексте социальной культуры и времени, в котором живет человек, т.к. гениальность явление социальное и рассматриваться может только при сопоставлении социально-временных условий.

Гениальность человека определяется четырьмя типами теорий.

Патологическая теория находит связь гениальности с ; возникла из наблюдений за гениями, у которых часто наблюдались нервные расстройства, трансовые состояние, склонность к и прочее. Особенности, свойственные гениям также присущи помешанным (бессознательность творчества, повышенная чувствительность, резкая смена настроения и прочее), однако люди с психическими нарушениями не производят гениальных творений.

В психоаналитической теории гениальность объясняется не наличием у человека каких-либо сверх способностей, а тем, в какое русло они направлены, как применяются и развиваются под воздействием . Именно тут рождается идея о сублимации половой энергии в творческую активность, а также о компенсации своих недостатков через развитие иных качеств.

В теории гениальности качественного превосходства мысль о наличии недостатков у гениев не допускается, они признаются как более высокоразвитый, выделяющийся среди остальных, вид людей, обладающий более развитыми способностями.

Теория количественного превосходства определяет сверталантливость не через особые способности, а как благоприятное стечение социальных и экономических факторов для развития способностей, которые в одинаковой мере заложены в человеческом существе.

Изучается гениальность при помощи биографического анализа, статистического исследования, исследование , лонгитюдное исследование, и различные иные комбинации этих и других методов.

Одним из методов описания является теория множественных интеллектов. Она выделяет лингвистический (писатели и поэты), математически-логический (ученые, финансисты), пространственно-визуальный (художники, фотографы), музыкальный (композиторы, музыканты), кинестетический (спортсмены), межличностный (юристы, политики), внутриличностный (философы, психологи, священники), натуралистический (фермеры, ботаники) интеллекты. Эти типы имеют примерно одинаковое распределение по популяции и обуславливают преобладание способностей в соответствующих сферах. Человек, обладающий гениальностью, имеет хорошо развитые интеллекты нескольких типов.

Признаки гениальности

Кратким описанием гениального можно считать наличие у человека высокого интеллекта, высокой и сопровождение этих характеристик высокой активностью психики. Что такое гениальность помогают разобраться не только сухие научные определения, но также признаки гениальности:

— нестандартное мышление, которое уникально в своем проявлении и стремится к самовыражению, как к первостепенной задаче);

— возраст проявления ( проявляет себя с раннего детства);

— высокая степень чувствительности (гении уделяют много внимания деталям, мимо которых проходят остальные люди, тонко воспринимают происходящее вокруг, более ранимы – все это дает способность к более глубокому анализу происходящего);

— любознательность (постоянное стремление к получению новых знаний, стремление к путешествиям, экспериментам, задаванию вопросов).

При всем разнообразии признаков гениального человека, высокий уровень интеллекта не является основополагающим с точки зрения некоторых авторов, а большую значимость имеет способность взглянуть под другим углом, заметить то, что никто не видел, дивергентность мышления, открытость новому опыту и признание своих ошибок.

Помимо признаков гениальности, стоит выделить признаки гениальности творческого или научного произведения. Это его оригинальность, совершенство выполнения, новизна, опережение своего времени, общественная значимость.

Гениальность имеет общественную направленность и всегда ориентирована на изменение исторических, технических, человеческих характеристик.

Талант и гениальность

Разделение понятий гениальность, талант, одаренность, способности произошло относительно недавно, даже после того, как психология оформилась как отдельная научная область.

Гениальность и талант, что это такое? Талант отражает высокую степень развития способностей, обычно представленной в одной сфере. Не стоит исключать выдающихся способностей в смежных сферах (например, поэт будет иметь склонность к рисованию, а физик к математике), однако ведущая способность будет ярко видна среди остальных. Результаты деятельности человека, наделенного талантом, будут отличаться высоким качеством, новизной, оригинальностью.

Гениальность это в психологии наивысшая степень развития таланта, при чем, сразу в нескольких сферах, нередко противоположных. Имеет своей целью изменение прежнего взгляда на мироустройство, не предсказуемая, часто воспринимается негативно современниками гения, так как он своими открытиями ломает прежние устои.

Талант и гениальность являются врожденными, но не генетически передаваемые качества. У пары талантливых людей может родиться абсолютно обычный ребенок, точно также в семье, не обладающей выраженными способностями, может появиться гений.

Гениальность и талант различны в способе своего выражения. Так, для проявления таланта необходимо время и усилия, его можно понять и развить. Высокая одаренность начинает проявляться с раннего детства, самостоятельно без особых усилий, и логически она непостижима.

Гениальность бессознательна, талант рационален. Гений создает быстрее своих современников, его творения открывают новый уровень развития для всего общества. Талант говорит об искусном выполнении, но не создании чего-то революционного, развивается, как правило, в благоприятных условиях; гениальная одаренность существует в мировых масштабах создаваемого, способна влиять на ход развития истории и человека и способна формироваться в самых тяжелых обстоятельствах.

Талант – это способность увидеть, какими способностями от природы наделен человек, сопоставить это с социальными, эмоциональными и прочими условиями, чтобы максимально полно реализовать потенциал. Развитию и выявлению таланта может помочь окружающее индивида общество. Показателями таланта могут служить характеристики усвоения и способности преобразования уже накопленного опыта (скорости обучения, качества воспроизведения, оригинальности преобразования), но все достижения остаются в рамках достигнутого.

Гениальность же превышает человеческие нормы, идет в разрез с любыми условиями и проявляется независимо от общества, его благосклонности или негативизма. Гений прокладывает принципиально новые пути.

Гениев часто не понимали, считали сумасшедшими и признавали их открытия и достижения лишь после смерти. Это поистине уникальные люди, оказавшие неоспоримое влияние на целые поколения и столетия человеческой истории. Но как жилось им с этим даром, простым обывателям, да и талантливым людям не понять. Не зря многие считают одаренность проклятием, ведь чем больше человек отклоняется от нормы большинства, тем более он изгой в обществе.

Введение

Тема одаренности и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

    вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

    цифровой (характерен для математиков, программистов);

    слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

    пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

    физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

    личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

    межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

    талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). 2

О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче» .

Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

«В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие».

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.

Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры.

Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности гения.

По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной из важнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именно поэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать из этих мелочей величайшее открытие . Многие гениальные ученые падали в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля. одаренность способности гениальность маттоид

Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен.

Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.

Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей.

Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, не видев ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении .

Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера.

Резюмируя эти положения, можно прийти к следующим выводам: в физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим - помешанного существует немало точек соприкосновения. Среди гениальных людей встречаются помешанные и среди сумасшедших - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности .

Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

Талант и гений различаются , прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Заключение

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, - это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

Список использованных источников

    Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.

    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999. – 215 с.

    Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. – 496с.

    Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 98- 107.

    Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

    Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.

    Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. – 1989 - №6. – С. 29-33.

    Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: «Академия», 2006. – 608с.

    Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

    Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. – 592с.

    Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс – минус». - 2000. - № 3. – С. 58-65.

    Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. – М.: Учпедгиз, 1988. – 614с.

    Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 134-139.

    Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. – С. 41-55.

    Слуцкий В.М. Одаренные дети: www.friendship.com.ru

    http://psylist.net/difpsi/genials.htm

1 Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.

2 Гарднер Г. Рамки ума. – М.: Наука, 1980. – 250 с.

3 Psylist . net [Электронный ресурс] – режим доступа к ст.: http://psylist.net/difpsi/genials.htm

Что есть гениальность? Многие приравнивают ее к таланту и путают с одаренностью. Кем можно стать, а кто родился с врожденными качествами и способностями?

Гениальные и талантливые люди

Что такое гениальность?

Гениальность — высшая степень интеллектуального или творческого развития человека, относительно принятым нормам общества, проявляющиеся в науке, технологиях, изобретениях, искусстве, культуре и в социальной сфере, где достигнута новая веха.
Гениальные люди дают совершенно новое веяние, создают уникальные технологии, которых не было ранее, а научные открытия меняют мышление и так в любой сфере.

Талантливого человека, могут приравнивать к гениальному. Насколько это правильно?

Что такое талант?

Талант — это развивающаяся с течением времени способность человека, сопутствующая накоплению опыту и знаний, способствующая превосходить в какой-либо области или сфере над другими.

Различия между гениальностью и талантом.


Человек может обладать талантом во многих сферах, но с определенно развитым опытом в одном направлении. Гениальный человек может проявлять себя с наивысшей степенью развитых способностей в разных сферах и в разных направлениях.

Например, Леонардо Да Винчи — гениальный человек, так как с наивысшей степенью интеллектуальных и творческих способностей, относительно общей массы людей, изобрел уникальные предметы, написал картины, музыку, а так же проявил себя в качестве: ученного, архитектора, скульптора. Талант можно развивать и совершенствовать на основании знаний и опыта, в то время, как гениальность проявляется в раннем возрасте с наивысшим качеством результата.


Например, у человека есть тяга к искусству рисовать и через годы обучения он получит превосходный результат, а через десятки лет может добиться выдающихся результатов, благодаря которым в обществе начнутся обсуждения и будет признан талантливым человеком. Гениальный человек, как правило выдаст сразу результат, который взбудоражит общественность.

Можно сказать, что гениальность и есть талант, только с наивысшей степенью развитостью в различных областях и сферах деятельности с максимальным качеством выполнения, которая может идти в разрез с принятыми нормами общественности и приносит новое веяние.

Гениальные люди совершают новые открытия, создавая новую эпоху в деятельности человека, талантливые успешно их дорабатывают и привносят изменения, создавая уникальные творения.

Гениальный человек в современном мире.

В нашем современном обществе принято считать человека гениальным если он создает максимально качественное, новое творение, благодаря врожденным высокоразвитым способностям и превосходит над другими в одной области или сфере деятельности и универсален в ней.

Как стать гениальным?

Гениальность и талант врожденные качества человека. Гениальность и талант, могут проявляться, как в маленьком, так и в зрелом возрасте на основании врожденного (биологического фактора), который созревает в процессе развития человека.

Если на протяжении большого количества времени заниматься одной деятельностью, быть более квалифицированным специалистом, разбираться, знать, изучать или применять на практике что-то лучше других, то Вас могут приравнять к талантливому человеку, но по определению — это будет одаренность.

Например, любой человек может овладеть навыком рисовать, только одаренные люди рисуют хорошо, талантливые еще лучше, а гениальные рисуют так, что возникает новое творение, новый жанр, новое представление или видение.

Что такое одаренность?

Одаренность — это возможность успешного осуществления деятельности человека, при накоплении знаний, опыта и умений. Одаренный человек предпринимает попытки для достижения успеха на основании приобретенного опыта, пройденного периода обучения, за счет накопленных знаний и умений делать.

Признаки гениальности.


Странность гениального человека
  1. Проявляется в раннем периоде возраста. Если человек гениален, то он будет самовыражаться и проявлять свои способности с детства.
  2. Креативное, нестандартное мышление. Большинство людей будут смотреть на вещь однообразно, подразумевая, что-то понятное, которое расположено к рациональному умозаключению, а гениальный человек предложит инновационный, не стандартный подход.
  3. Высокий показатель быстродействия. Способны быстро и результативно выполнять творческую или умственную работу.
  4. Наивысший показатель результата.
  5. Саморазвитие. Гениальные люди получают, обрабатывают и усваивают информацию быстрее других, беспрепятственно применяя ее на практике.
  6. Упорство и настойчивость . Общество не признало бы гениальных людей, если те не доводили свою работу до конца. Упорство позволяет добиться не большой поставленной цели на коротком промежутке времени, как настойчивость подразумевает годы кропотливого труда.
  7. Склонность к заболеваниям. Шизофрения или эмоциональному расстройство личности, присущи великим людям.
  8. Сами себе на уме. Такие люди знают, чего хотят получить, добиться, совершить и в-первую очередь будут слушать свое подсознательное, чем мнение других людей.
  9. Индивидуальность. В области деятельности, умений, культуры, разработки, творчества способны своеобразно выполнять работу, а так же в повседневной жизни могут обладать странностями, выраженные в повседневной жизни, в процессе работы. Может быть присуща болезнь, вызывающая нервоз, который придаст индивидуальности к образу человека, но не к сущности.

Тест на гениальность.

  • Гениальные люди не сомневаются в том, кто они есть, так как знают чего достичь, что создать, привнести или как изменить мир с помощью своей деятельности.
  • Сколько Вам лет? Гениальность присуще с детства.
  • Пройти тест на IQ — показатель уровня интеллекта человека. Более 90% массы людей имеют значение не более 110 по соотношению к своему возрасту. Ученые разработали тесты, которые показывают более достоверные результаты, основываюсь на соотношении возраста и сложности выполнения задач. Таким образом IQ ребенка может быть равен взрослому, но не будет означать, что ребенок умнее или равен по своему развитию взрослому. Выбирайте тест под свой возраст.
  • Можете ли Вы проявлять свои способности так же хорошо в других направлениях деятельности?
  • Попробуйте понаблюдать за собой в изучении информации и обратить внимание на время ее усвоения. Например, изучении иностранных языков не должно вызывать сложностей, как правило они легко усваиваются у гениального человека.
  • У Вас получится написать текст двумя руками одновременно?
  • Обратите внимание на Ваше существование, достижения, способности, новшества в культуре, изобретениях, технологиях, творчестве, искусстве, музыки, открытиях в науке. Гениальный человек привносит в мир новшества с наивысшим результатом деятельности.
  • Обратите внимание на Вашу узнаваемость или популярность.
  • Индивидуальность. Гениальные люди — индивидуальные личности, которым завидуют, поклоняются, восхваляют, говорят, пишут, подражают, пытаются повторить их достижения, копируют творения, и усовершенствуют, дорабатывают произведенное.
  • Есть ли у Вас недуги, психические заболевания, например: эмоциональное расстройство личности?

Гениальный человек — это редкость, как правило общественность узнает о нем, потому что желание самореализации в деятельности, благодаря развитым с наивысшей степенью способностям, превыше мирских благ. Новые открытия или творения — удивляют общественность, меняют сознания, создается направления развития, вектор движения, как следствие люди начинают обсуждать и говорить, что человек гениален.

Низкий эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект — это способность к пониманию чувствам, эмоциям другого человека. Данное понятие появилось в ходе исследования успешности человека.

Великие, гениальные люди могут не понимать Вашего желания, намерения, мотивацию, так же могут не распознать эмоцию и показать свою. Например успешному продавцу необходимо понимать желания и потребности своего клиента и благодаря своей коммуникабельности осуществить продажу.

Наши эмоциональные эмоции разнообразны: можем обижаться, сердиться, радоваться, грустить и т.д. Гениальный человек может не проявлять свои эмоции и может интуитивно не распознать их.

Шизофрения.

Шизофрения — это психическое расстройство, связанные с мышлением и эмоциями человека, приводящие к слуховым галлюцинациям, нарушению работоспособности, помешательству, бреду.

У больных шизофренией наблюдается болезни: депрессия, нервозность, дрожь, мышечное напряжение, потливость, сердцебиение, головокружение, дискомфорт, депрессия, расщеплении рассудка, диабет, сердечные и лёгочные заболевания, инфекционные заболевания, остеопороз, гиперлипидемия и гипогонадизм.

Джон Форбс Нэш-младший — талантливый математик, создавший основу научного метода о теориях игр, а именно изучений стратегий в играх с научной точки зрения. Получил высшую награду “Абелевскую премию” за проделанные работы в теории нелинейных дифференциальных уравнений. В возрасте 30 лет появилась шизофрения.

Статистика шизофреников:

  • Болеет 5 человек на 1000 (от 0,4 до 0,6% от количества человек.)
  • Подвержены алкоголю и наркотикам на 40%
  • Продолжительность жизни, в среднем, на 10 лет меньше, чем у здорового человека.
  • Подверженность к суициду.
  • Социальные проблемы, такие как: безработица, бедность, бездомность.
  • Болезнь приравнивается к инвалидности.

Биполярное аффективное расстройство (БАР, МДП).

Биполярное аффективное расстройство — психическое расстройство, совокупность синдромов, сопровождающиеся депрессий. Например, люди которые болеют БАР, подвержены испытывать взбудораженность и грусть, радость и страх, душевный подъем и тревогу и т.д.

Примеры гениальных людей.

  • Винсент Ван Гог — нидерландский художник, написавший более 2100 произведений из которых 860 написанные маслом. Ван Гог создал новый живописный язык, открыл искусство, как модерн. Страдал от биполярного расстройства и покончил жизнь самоубийством.
  • Архимед — древнегреческий математик, физик и инженер, открывший миру метод вычислений площадей и объемов, которые легли в основу интегрального исчисления, создал определение объема поверхности и шара, дал свое определение числу Пи “\pi “, создал винт, облегчающий подъем грузов, построил планетарий, где видно движения 5 планет. Открытия и новшества Архимеда обширны, в астрономии и физике, доказал множество теорем, а со слов древнегреческого философа и писателя “Плутарха” — Архимед страдал одержимостью к математики, жил не обращая внимания на свой внешний вид и толком не заботился о себе.
  • Ньютон Исаак — английский математик, физик, изобретатель. Создал закон о всемирном тяготении и три закона механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления и много других открытий и теорий. Хорошо умел рисовать. Ньютон всегда был грустный и никогда не смеялся, никто не замечал, чтобы он раздражался и нервничал. Безразлично относился к развлечениям и все время находился в сосредоточенном состоянии.
  • Галилео Галилей — итальянский физик, писатель, математик, астроном, механик, изобретатель. Внес существенный вклад в науку, первым воспользовался телескопом для наблюдения и изучения небесных тел, что послужило к открытиям в астрономии. Галилео — первопроходец в экспериментальной физике. В ранние годы, будучи студентом спорил с преподавателями, считая, что его мнение должно учитываться.