Часто ли мы, родители дошкольников, отводя ребенка в детский сад, задумываемся над тем, чем он занят в течение дня? Малыш находится под присмотром — для нас это главное. А ведь на самом-то деле жизнь в дошкольном учреждении буквально кипит. Каждый день ребенок учится здесь чему-то новому.
В этом могли убедиться родители, пришедшие на ставший традиционным День открытых дверей в детский сад «Колокольчик». В течение дня они присутствовали при проведении режимных моментов в группах, посетили немало интересных мероприятий.

Скажу честно, как у мамы с двадцатилетним стажем у меня тоже было несколько иное представление о том, как построен воспитательный процесс в детском садике. Да, я знала, что дети там лепят и рисуют, танцуют и поют — в общем, весело живут. Но то, насколько каждое из занятий продумано, взаимосвязано одно с другим, даже и предположить не могла.
Начнем с зарядки. Она открывает «рабочий» день всех ребят, начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной. Комплексы упражнений для любого возраста построены по принципу усложнения и меняются через каждые десять занятий. Чтобы детям не наскучило выполнение однообразных движений, практикуется также использование нетрадиционных форм — в виде флеш-моба, ритмических танцев. Кроме того, в еженедельном графике предусмотрено еще три занятия физкультуры.
Думаю, далеко не в каждой семье уделяется такое внимание сохранению и укреплению здоровья ребенка. Впрочем, то же самое можно сказать и об общем развитии малыша. В одной из калужских школ, в которой учится мой племянник, третьеклассникам задали писать сочинение «Кем я хочу стать?» Так вот один мальчик откровенно написал: «Я хочу стать телевизором. Тогда родители будут уделять мне столько же внимания, сколько и ему».
А теперь признайтесь сами себе: часто ли вы, прикрываясь домашними делами и усталостью, отказываетесь почитать своему малышу книжку или поиграть с ним в какую-либо интересную игру?.. А ведь воспитание ребенка заключается отнюдь не в жестких указаниях: «Не бери! Не лезь! И не делай!»
Меня удивила цифра: еженедельно, в зависимости от возраста, в каждой из групп детского сада проходит от десяти до семнадцати занятий, то есть по два-три в день. Непродолжительных, но очень насыщенных. В качестве примера приведу открытое занятие, проведенное в День открытых дверей в группе «Звонкие колокольчики». Тема — гжельская роспись. За полчаса дети узнали о том, где живут гжельские мастера, в чем заключается технология данной росписи, и попробовали сами расписать кувшин из бумаги. Как стало ясно из предварительной беседы, на одном из предыдущих уроков ребята говорили о другом виде художественной росписи — хохломской. То есть работа эта не эпизодична, а системна.
Предвижу вопрос: «А не устают ли в таком случае малыши?» Нет, не устают. Потому что обучаются в процессе игры, потому что все занятия построены на смене разных видов деятельности. На это, собственно говоря, и направлено введение федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Для большинства родителей аббревиатура ФГОС — словно неразгаданная головоломка. Постараюсь доступно ее расшифровать. И снова обращусь к своему родительскому опыту.
По каким параметрам мы раньше оценивали развитие своих детей в детском саду? По тому, умеют ли они на выходе из него считать, писать и читать. Если не умеют — значит, воспитатели недоработали. Такого мнения, к сожалению, придерживается и большинство нынешних мам и пап. С самыми благими намерениями в последний год до школы они отдают свое любимое чадо к репетиторам: мол, потом ему легче будет осваивать школьную программу.
Не побоюсь сравнить эту ситуацию с бомбой замедленного действия. Во многих случаях младший школьник — если не на первом, то на втором-третьем году обучения — теряет интерес к учебе и скатывается с так желанных для родителей пятерок на тройки.
Вызвать интерес к получению новых знаний, сделать так, чтобы ребенок хотел идти в школу — вот первоочередная задача, которая сегодня стоит перед педагогами дошкольного образования. И ее, признаются воспитатели, выполнить гораздо сложнее, чем вложить в дошкольника первоначальные азы грамотности.
Сегодня под готовностью к школе прежде всего подразумевается психологическая и эмоциональная готовность к процессу обучения. А для этого ребенка нужно научить быть внимательным, аккуратным, трудолюбивым, активным, уметь слушать и слышать взрослого, вычленять главное, понимать предложенную задачу, находить разные пути решения. И дошкольное учреждение призвано помочь маленькому человеку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.
Это в настоящее время должны понять не только родители детского сада «Колокольчик», ведь с 1 января 2015 года на федеральные государственные стандарты перешли все дошкольные учреждения района.
В течение последних месяцев я вынашивала идею отдать своего сына, которому в мае исполнится шесть лет, в школу. Советовалась с родственниками, мамами нынешних первоклассников, со знакомыми учителями. День открытых дверей в детском саду, общение с воспитателями положили конец моим мучительным сомнениям. Пусть ребенок еще год побудет ребенком, решила я, ведь неповторимое время детства никогда не вернется. А учеба, учеба подождет…

Елена Шкумат .

Изменения в законодательстве об образовании коснулись целого ряда направлений деятельности ДОО, а также её документального обеспечения. С начала 2014 года образование детей в дошкольных учреждениях должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. Такое соответствие должно отражаться и в образовательной программе ДОО.

1. Образовательная программа не может быть полностью заранее спланирована. Она должна состоять из обязательной части, которая изначально прописывается, и части, которая формируется в процессе обучения. Вторая часть образовательной программы должна формироваться с учетом индивидуальных особенностей детей, их потребностей на каждый конкретный момент времени.

2. Когда обязательная часть образовательной программы подготовлена на основе примерной образовательной программы, включенной в реестр, то она может быть оформлена в виде ссылки на данную программу. А часть, которая формируется самими участниками образовательных отношений, можно оформить в виде ссылки на методическую литературу, представляющую парциальные программы, методические разработки, которые используются в образовательном процессе данной группой.

3. Образовательная программа должна включать в себя задачи по развитию детей во всех направлениях:

  • социальная коммуникация;
  • познание;
  • развитие речи;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

При этом конкретное содержание данных направлений развития детей будет зависеть от их возраста и индивидуальных особенностей.

4. При составлении образовательной программы необходимо учесть соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений: 60% к 40%, соответственно. Стоит учесть, что это правило носит лишь рекомендательный характер , так как дошкольное образование у нас необязательно.

5. Обязательная часть программы направлена на отражение комплексного подхода к развитию и обучению детей во всех направлениях, которые были указаны выше. Часть программы, которая формируется в процессе обучения, должна быть представлена парциальными образовательными программами, методиками, формами образовательной программы, которые выбираются или разрабатываются самостоятельно участниками образовательных отношений.

6. Образовательная программа должна включать и раздел с краткой презентацией, которая разрабатывается для родителей обучающихся. В ней необходимо указать:

Требования Минобрнауки

Закон об образовании и Минобрнауки в своих письмах предъявляют ряд требований к образовательной программе:

  1. Соответствие ФГОС . Согласно закону об образовании, структура (обязательная часть и составляющая, которая формируется участниками образовательных отношений) и объем образовательной программы должны соответствовать требованиям ФГОС, которые установлены Приказом Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013.
  2. В ДОО могут быть утверждены несколько образовательных программ для работы в группах различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной) или в зависимости от возраста детей.
  3. При разработке образовательной программы необходимо определить количество времени , которые дети будут проводить в ДОО. Образовательные программы с учетом этих данных могут быть различными для групп, где отличается время пребывание детей (кратковременные, полный и продленный день, круглосуточное пребывание). Обратите внимание, что для групп, где дети проводят полные сутки, программа может реализовываться не более 14 часов в день.

Сроки разработки и утверждения

ДОО самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу. При этом должны быть учтены ФГОС и примерные образовательные программы дошкольного образования. Последние, в свою очередь, должны пройти экспертизу и быть включены в реестр примерных образовательных программ. На сегодняшний день ещё нет ни одной включенной в реестр примерной образовательной программы. Хотя их проектов подготовлено уже достаточно много. Ознакомиться с ними можно .

Обратите внимание! Можно и не торопиться с подготовкой новой образовательной программы. Рособрнадзор указал в своем письме, что ДОО имеют право закончить подготовку данного документа до 01.01.2016, то есть до окончания переходного периода. Вполне целесообразно дождаться, когда будет сформирован реестр примерных образовательных программ, прошедших экспертизу.

Парциальная программа - это программа, реализуемая в рамках основной образовательной деятельности, которая направлена на реализацию одного или нескольких направлений вразвитии ребенка.

Александра Минина
Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ

Введение

2. Основные задачи

3. Виды дошкольных организаций

Заключение

Литература

Введение

В чём заключается актуальность темы? В 20 век была сформирована самая положительная для ребенка форма дошкольного образования , которая давала многостороннее полное воспитание и развитие детей. Социально-экономические изменения в России, повлияли на масштабные изменения в образовании в общем и так же в дошкольном . Новый этап в системе образования , который как нам только кажется новый. Возвращение в новом облике и модернизированной системе подачи дошкольного образования . В модернизации образования создаётся механизм устойчивого развития системы образования , в соответствии с вызовом 21 века, социальной и экономической потребностью развития страны, запросам личности, общества, государства. Это изменение коснулось и организации , и содержания образования . Теперь система представляет собой как многофункциональную, ориентированная к потребностям общества и представляет разнообразный вид услуг образования , учитывая и возраст и индивидуальную особенность развития. Содержательная часть дошкольного образования терпит изменения выражающиеся в отмене учебно-дисциплинарного воспитания и ориентирована на гуманность в общении педагога и личностно-ориентированного общения по отношению к ребёнку. Дошкольное образование по ФГОС включает в себя сочетание регламентации и вариативности, требований и разрешений, классики и творчества. Именно в это время развития ребёнка закладывается самое важное и необходимое для его будущего в жизни. Поэтому очень важно не упустить этот момент и дать базовый комплекс образовательных ресурсов в необходимом количестве и качестве. Потому что от того как они проведут первые семь лет жизни до порога школы, зависит их способность в будущем быть успешными и перспективными, эмоционально устойчивыми к изенениям жизненых условий и в наших нынешних социально-экономических условиях. Период становления личности, и дошкольное образование рассматривается важнейшей частью в образовании и должно быть направлено на обогощение развития, а не на быстроту познания в большом количестве. Дети ещё успею всё узнать, и в этом и состоит главная задача образовательной программы ФГОС , дать детям детство и сохранить радость детства. Но образование никуда не уйдёт , будет в естественной и не принуждённой форме, и это интересно как педагогам, так и детям. В искусственном и весьма однообразном образовании , нет возможности сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, не обеспечивая нормально-гормоничного развития.

Цель работы состоит в том чтобы понять и узнать в чем заключается система дошкольной образовательной организации в образовании РФ , какие основные задачи, цели и виды огранизаций деятельности входят в дошкольное образование , и что из себя представляет организационная деятельность .

1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ

Образование - это :

1) Современное понимание образования предполагает овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру;

2) непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов;

3) процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систе - матизированных знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый, степени развитости способностей личности и само- стоятельного принятия решения в разных сферах жизни на основе использования полученых знаний.

Первый уровень, первая ступень образования - это дошкольное образование . Под ним понимается образование , получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения.

Ребёнок развивается полноценно при условии наличия двух компонентов его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья даёт ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирует чувство защиты, доверия и раскрепощенности обществу и миру в целом. Но и семья нуждается в поддержке, которую должен обеспечивать детский сад - родители работают и учиться, при этом не испытывают вину, что ребенок брошен, так как они понимают, что ребенок в это время в комфортных условиях, всегда накормлен, и с ним занимаются педагоги.

Что же детский сад даёт ребенку? Самое главное в детском саду - наличие детского сообщества, благодаря этому ребёнок получает социальный опыт. Именно в этих условиях ребенок познает себя и других в сравнении друг с другом, прикрепляет к себе варианты общения и взаимодействия, подходящие разным ситуациям. Дети в дошкольном возрасте находятся в стадии развития физических и психических функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект, творческое начало, широкая гамма интересов и др., и не правильно выделять ту или иную приоритетную линию развития, так как нарушает право ребенка на развитие разносторонности и целостности.

2. Основные задачи организации дошкольного образования .

Новая концепция дошкольного воспитания определила следующие ключевые цели и задачи :

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси­хического) . Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми . Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.

4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН) . Задачей дошкольного образования является , прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о , принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач :

· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;

· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;

· приобщать к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

Комплекс соответствующих задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения .

3. Виды дошкольных организаций .

Дошкольное воспитание - ступень образования , на которой закладывается основа социальной личности, и за последнии годы прошла сложный путь в новое преобразование всей системы . Современное образование РФ предоставляет следующии виды дошкольных учреждений :

1. Детский сад;

2. Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. п.) ;

3. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

4. Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день, сокращенного дня (8 - 10 часов в день, полного дня (12 часов в день, продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.

В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм , форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений , на объектах дошкольных образовательных организаций , учреждений дополнительного образования и иных помещений , отвечающих требованию санитарных правил.

Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон :

До 3 - 4 часов без организации питания и сна ;

До 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;

Более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3 - 4 часа в зависимости от возраста детей. Интервал между приемом пищи для детей до 1 года должен составлять не более 3 часов, от 1 года и старше - не более 4 часов.

Группы кратковременного пребывания могут быть :

По подготовке детей 5-7 лет к школе;

Присмотра и ухода за детьми с 1,5 до 5 лет;

Инклюзивного воспитания (организация работы с детьми особой заботы) ;

По оказанию услуг психолого-педагогической помощи и поддержки;

По оказанию коррекционно-логопедических, дидактических услуг и т. д.

В группах кратковременного пребывания, семейных дошкольных группах могут быть оказаны услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществление образовательной деятельности .

Наполняемость групп зависит от возраста детей и их состояния здоровья, которая не должна превышать установленную санитарными правилами.

4. Организация деятельности дошкольного образования .

Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем , что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника . Ведущими видами детской деятельности станут : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации . Это :

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми :

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность ;

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области ) :

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

В раннем возрасте (1год – 3 года) предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми :

с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от :

возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию; сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста ; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей .

Таким образом , «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым» .

Образовательная деятельность детей в режиме дня.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня :

В утренние и вечерние часы

На прогулке

При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня :

Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) ;

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений;

Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня :

Подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства , мастерские детского творчества и др.

Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности , личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы) .

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов , оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать :

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) ;двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации , в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) .

4) Вариативность среды предполагает : наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов , игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность ;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Заключение

Что мы имеем, дошкольное образование которое преобразовывается в сторону напрвленную прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам . То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования , и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Новая концепция, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования , призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования .

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г., которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений . В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения : охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Вопрос: Здравствуйте! Можете прояснить пункт в разделе «Обязанности родителей»: «Родитель обязуется взаимодействовать с Учреждением по всем направлениям развития, воспитания, обучения ребенка»? Далее есть стандартная формулировка про неисполнение обязательств и отчисление. Что за этим кроится?

Дело в том, что с заведующей мы вышли на тропу войны. Был конфликт ее денежных интересов в связи с тем, что ее логопункту я предпочла коррекционные занятия в другом центре. Эта госуслуга (занятия с логопедом и психологом) оплачивается единожды, поэтому я отказалась от логопеда в садике.

Может ли заведующая на основании этого пункта отчислить моего ребенка? Насколько правомерен этот пункт? Ведь его можно использовать в любой ситуации «несогласия на взаимодействие». Я, например, прививки ребенку не делаю и не оплачиваю платные развлекательные мероприятия в садике, не хожу на собрания. Психолог меня замучил своими «поговорим», которые сводятся к агиткам от заведующей.

Проясните мне, пожалуйста, ситуацию. Рискую ли я по этому пункту получить отчисление из сада моего ребенка? И еще, подписан, но на нем нет даты подписания руководителем, нет даты в графе «Действителен до…». Стоит лишь дата подписания мной, и вообще это не договор, а его копия. Это имеет значение? Ольга Полетаева

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день! Без ознакомления с содержанием Вашего договора трудно судить в полной мере о правонарушениях, поскольку в ст. 54 и 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закона) и примерной форме договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8, не отражена «стандартная формулировка про неисполнение обязательств и отчисление».

При этом, согласно ч. 2 ст. 61 Закона договор с ДОО (образовательные отношения) может быть прекращен досрочно только в трех случаях:

1) по инициативе родителей (законных представителей) в случае перевода обучающегося в другую ДОО;

2) по инициативе ДОО в случае установления нарушения порядка приема в ДОО, повлекшего незаконное зачисление в ДОО;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон в случае ликвидации ДОО.

Говоря о негативном исходе, важно знать, что согласно ч. 4 ст. 61 Закона основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт ДОО об отчислении обучающегося из этой организации, который Вам обязаны выдать согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, который можно смело обжаловать со взысканием с ДОО всех соответствующих убытков.

Если у Вас есть основания полагать, что права Вашего ребенка и Вас, как его родителя, нарушаются (например, не представлен оригинал договора с ДОО или договор неправильно оформлен, в договоре имеются условия, которые ограничивают права обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании и пр.), то рекомендую обратиться за поддержкой в защите прав своего ребенка в прокуратуру , сотрудники которой согласно ч. 1 и 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ» обязаны принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений детских прав, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, а также предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах ребенка.