3.1. Распределение студентов по профилям бакалавриата и специализациям внутри направления подготовки (специальности) осуществляется в 4 семестре на основании заявления (Приложение 6).

3.2. Начало подготовки по профилю бакалавриата и специализации – 5 семестр, начало подготовки по магистерской программе – 1 семестр.

3.3. Поступившие в магистратуру распределяются по магистерским программам на основании заявления (Приложение 6) в соответствии с их научными интересами, при этом количество обучающихся на каждой магистерской программе одного направления должно быть не менее 8 человек. Распоряжение по институту о распределении студентов по магистерским программам издается до 1 сентября.

3.4. Для распределения студентов по профилям и специализациям в каждом институте распоряжением по институту создается комиссия во главе с директором института. В состав комиссии включаются: заместитель директора института по учебной работе, декан факультета (при наличии), заведующие выпускающими кафедрами, старосты академических групп, представители студенческого актива. В распоряжении указывается минимальное и максимальное число вакансий на каждый профиль или специализацию. Определение числа вакансий на каждый профиль (специализацию) производится с учетом общего количества студентов направления (специальности) на соответствующем курсе и предложений заведующих выпускающими кафедрами.

3.5. До начала работы комиссии:

Выпускающие кафедры на общих собраниях студентов данного направления (специальности), а также в процессе освоения вводных дисциплин проводят презентацию соответствующих профилей (специализаций);

Институты (деканаты) составляют и доводят до сведения студентов рейтинговые списки с указанием среднего балла каждого студента;

Каждый студент подает на имя директора института заявление, в котором указывает выбранный им профиль (специализацию) (Приложение 6).

3.6. Сроки подачи заявлений: для студентов, обучающихся на очной или очно-заочной формах – не позднее 1 мая текущего года; для студентов, обучающихся на заочной форме, – в течение первой недели второй (летней) сессии второго курса.



3.7. В случае, когда число заявлений на тот или иной профиль (специализацию) превышает максимально допустимое число вакансий, отбор студентов на данный профиль (специализацию) производится на конкурсной основе. При проведении конкурса учитывается средний балл студентов за предшествующие семестры обучения. В случае равенства среднего балла предпочтение отдается студентам, не имеющим взысканий, активно занимающимся научно-исследовательской, общественной работой, отличившимся в спортивной или культурно-массовой деятельности.

3.8. Студенты, не прошедшие по конкурсу на профиль, переписывают заявление на оставшиеся профили направления, и процедура повторяется.

3.9. При несогласии студента с результатами распределения по профилям подготовки (специализациям), он обращается с письменным заявлением на имя председателя комиссии в течение 3-х рабочих дней с момента ознакомления. При наличии заявлений комиссия проводит дополнительное заседание и выносит решение по существу поданных заявлений. Принятое на дополнительном заседании решение комиссии является окончательным.

3.10. Результаты работы комиссии оформляются протоколом. На основании протокола работы комиссии издается распоряжение директора института о закреплении студентов за профилем подготовки или специализацией. Срок издания распоряжения – до 1 июня текущего учебного года.

3.11. Смена профиля (специализации, магистерской программы) в течение дальнейшего обучения не допускается.

3.12. В случае необходимости после издания распоряжения о распределении студентов по профилям (специализациям) институты готовят приказы о переформировании академических групп.


Приложение 1

Ректору СКФУ

Левитской А.А.

директора института

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

Прошу Вас рассмотреть вопрос о начале подготовки в 20__ г. в университете специалистов по направлению (специальности) 000000.62 – Название по профилю (специализации, магистерской программе). Ученый совет института принял положительное решение (протокол № от ________ 20___ г.) по следующим причинам.

Актуальность открытия новой образовательной программы

Главная специфика новой образовательной программы

Потребность в подготовке специалистов

Обеспеченность программы квалифицированными кадрами

Руководитель магистерской программы

Направления научной деятельности выпускающей кафедры

Возможные места практик и трудоустройства выпускников

Для открытия новой образовательной программы необходимо приобрести новое оборудование на сумму примерно _______ тыс. рублей, учебно-методические материалы – на сумму примерно _______ тыс. рублей.

Директор института

Заведующий выпускающей кафедрой


Приложение 2

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Институт_________________

Профиль (специализация, магистерская программа)_______________________

N п/п Наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом Характеристика педагогических работников
фамилия, имя, отчество какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании ученая степень, ученое (почетное) звание, специальность, по которой получил ученую степень стаж педагогической (научно-педагогической) работы основное место работы, должность условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)
всего в т.ч. педагогической работы
всего в т.ч. по указанному предмету, дисциплине (модулю)

Директор института


Приложение 3

Институт_________________

Направление подготовки (специальность)_________________

Профиль (специализация, магистерская программа)_______________

Сведения о руководителе магистерской программы

Фамилия, имя, отчество:

Ученая степень:

Специальность, по которой получена ученая степень:

Ученое звание:

Общее количество публикаций:

Список основных научных трудов (не более 5)

Другое (почетные звания, награды, участие в советах и т.д.):

Директор института


Источник: Федеральный институт развития образования – ФИРО

Профессии НПО в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354, распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

технический профиль – 100000 Сфера обслуживания (профессии: 100102.01 Киномеханик; 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик химической чистки ); 110000 Сельское и рыбное хозяйство (профессии: 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства; 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка ); 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000 Морская техника; 190000 Транспортные средства; 200000 Приборостроение и оптотехника; 210000 Электронная техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и управление; 230000 Информатика и вычислительная техника; 240000 Химическая и биотехнологии (за исключением профессий:240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01 лаборант-аналитик ); 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (за исключением профессий: 250101.01 Мастер по лесному хозяйству; 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства); 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (за исключением профессии 260807.01 Повар, кондитер ); 270000 Архитектура и строительство; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды, 070000 Культура и искусство;

естественнонаучный профиль – 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением профессий: 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства; 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка ); 240000 Химическая и биотехнологии (профессии: 240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01 лаборант-аналитик ); 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (профессии: 250101.01 Мастер по лесному хозяйству; 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства); 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (профессия 260807.01 Повар, кондитер );

социально-экономический профиль – 030000 Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 060000 Здравоохранение; 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания (за исключением профессий: 100102.01 Киномеханик; 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик химической чистки );

Специальности СПО , предусмотренные Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355, распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

технический – группы специальностей: 090000 Информационная безопасность; 110000 Сельское и рыбное хозяйство (110800 Агроинженерия ); 120000 Геодезия и землеустройство; 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000 Морская техника; 190000 Транспортные средства; 200000 Приборостроение и оптотехника; 210000 Электронная техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и управление; 230000 Информатика и вычислительная техника; 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов(за исключением 250100 Лесное и ландшафтное строительство) ; 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; 270000 Архитектура и строительство; 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям );

естественнонаучный – группы специальностей: 020000 Естественные науки; 060000 Здравоохранение; 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением110800 Агроинженерия ); 240000 Химическая и биотехнологии; 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (250100 Лесное и ландшафтное строительство) ; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды; 050000 Образование и педагогика (050141 Физическая культура, 050142 Адаптивная физическая культура, 051000 Профессиональное обучение (по отраслям );

социально-экономический – группы специальностей: 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания (100100 Сервис, 100400 Туризм, 100700 Торговое дело, 100800 Товароведение, 101100 Гостиничное дело ); 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям );

гуманитарный – группы специальностей: 030000 Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 050000 Образование и педагогика (за исключением специальностей 050141 Физическая культура, 050142 Адаптивная физическая культура, 051000 Профессиональное обучение (по отраслям); 070000 Культура и искусство.

УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ среднего профессионального образования

по программам подготовки специалистов среднего звена

ОАОУ СПО «Технологический колледж» 2013-2014 учебный год

Специальность

обучения

Кол-во в группе

Пожарная безопасность

3 года 10 мес.

Назарова Галина Васильевна

Пожарная безопасность

3 года 10 мес.

Кадникова Ксения Николаевна

Гостиничный сервис

3года 10 мес.

Спрингис Елена Валентиновна

Парикмахерское искусство

3года 10 мес.

Спрингис Елена Валентиновна

3года 10 мес.

Спрингис Елена Валентиновна

Пожарная безопасность

2 года 10 мес.

Крутикова Татьяна Валерьевна

Стилистика и искусство визажа

2 года 10 мес.

Рычкова Светлана Валерьевна

Парикмахерское искусство

1 год 10 мес.

На базе 9 классов

Стилистика и искусство визажа

3 года 10 мес.

Рычкова Светлана Валерьевна

Пожарная безопасность

3 года 10 мес.

Голубева Валентина Алексеевна

Парикмахерское искусство

3 года 10 мес.

Дятлова Марина Анатольевна

Гостиничный сервис

3года 10 мес.

Касьянова Людмила Владимировна

На базе 11 классов

Стилистика и искусство визажа

2 года 10 мес.

Пожарная безопасность

2 года 10 мес.

Крутикова Татьяна Валерьевна

На базе НПО

Парикмахерское искусство

1 год 10 мес.

Антонова Екатерина Анатольевна

На базе 9 кл.

Парикмахерское искусство

3 года 10 мес.

Бабушкина Анастасия Сергеевна

Стилистика и искусство визажа

О специальности СТИЛИСТИКА И ИСКУССТВО ВИЗАЖА

Специальность «визажист-стилист» (от французского visage – лицо): специалист по созданию художественного образа заказчика с использованием средств макияжа. Мода постоянно меняется, поэтому при наложении макияжа визажист обязан учитывать не только индивидуальность клиента, но и отражать направления моды, подчеркивая его общий стиль – манеру одеваться и держать себя в обществе. Работа над созданием образа требует соответствующей тщательной подготовки, поэтому специалисту необходимо знать основы косметологии, учитывать физиологические механизмы действия массажа и уметь проводить коррекцию имиджа клиента. Квалифицированный подход преподавателей позволяет за период обучения получить необходимые знания по теории, типам и психологии цвета (цветометрии), по подбору прически и видам макияжа с использованием изобразительных и технических средств.

Модная, престижная профессия стилиста ставит её обладателя в ряды работников искусства. Стилист - это прежде всего носитель знаний истории моды, знаток её канонов и тенденций развития. Работа стилиста в большинстве случаев разделена на отдельные области, представляя такие профессиональные разновидности как стилист-визажист, стилист-модельер, стилист-парикмахер, стилист-имиджмейкер и другие.

В XXI веке талант к рисованию может проявляться не только на холсте. Такая профессия, как визажист – художник на лице и теле – дает неординарную возможность выразить талант к искусству. В переводе с французского «визажист» – это «человек, работающий с лицом», «эстетист» – специалист по уходу за кожей лица и нанесению макияжа. Лицо человека как открытая книга – все переживания, жизненные трудности, хлопоты и заботы предательски оставляют свой отпечаток на нем. И косметолог-визажист – это человек, который может «прочесть» страницы этой книги и правильно подобрать средства по уходу за кожей. Можно сказать, что косметолог-визажист «стирает» следы прошлого с лица.

Стилист-визажист может осуществлять следующие виды производственной деятельности:

выполнение гигиенического маникюра, педикюра, массажа кистей рук и покрытия ногтей кистей рук и стоп ног лаком;

оказание услуг в области эстетической косметологии по выполнению гигиенической чистки лица, классического лечебного и пластического массажа лица и шеи, косметического (лимфодренажного, антицеллюлитного) массажа тела и депиляции тела «теплым» воском, нанесению кремообразных косметических масок на кожу лица и шеи;

оказание услуг по оформлению и окрашиванию бровей, окрашиванию ресниц, выполнения дневного, делового, свадебного, вечернего, возрастного, мужского и экспресс-макияжа.

Работа визажистов востребована в разнообразных сферах деятельности. Наши современники, люди столь разных профессий: от кинозвезд и политиков до сотрудников различных компаний – прибегают к услугам профессиональных стилистов-визажистов для создания наиболее привлекательного имиджа.

Чтобы стать профессиональным стилистом, потребуются знания истории становления моды, основы парикмахерского мастерства и визажа, навыки искусства создания имиджа. Естественно, что это работа для творческих людей. Такие профессионалы необходимы для работы в салонах красоты, парикмахерских и различных SPA-клубах. Стилисты участвуют в проведении фотосессий для печатных средств массовой информации, в показах моды и разнообразных проектах и телешоу.

Профессиональные требования

Профессиональные требования к специалисту определены исходя из основных видов деятельности стилиста-визажиста. Стилист-визажист должен знать:

Состав и свойства профессиональных препаратов, используемых во всех технологических процессах эстетического, профилактического ухода за внешностью;

Способы диагностики состояния внешности клиента;

Традиционно-классические и современные технологии ухода за внешностью;

Основные положения действующей нормативной документации;

Основы сервисной деятельности и правила обслуживания населения;

Правила и нормы делового общения; основы экономики отрасли;

Санитарно-эпидемиологические требования и нормы производственной среды;

Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

Стилист-визажист должен уметь:

Проводить диагностику состояния внешности различных возрастных групп потребителя и применять профессиональные технологии, профессиональные системы средств по уходу за внешностью потребителя, по коррекции его внешности;

Подбирать и применять профессиональные методы и способы проведения технологических процессов по уходу за внешностью;

Пропагандировать здоровый образ жизни;

Выполнять коррекцию и эстетизацию внешности средствами декоративного ухода;

Разрабатывать и выполнять художественные образы в творческом процессе создания стилизованных коллекций театрально-зрелищного значения;

Соблюдать нормы и правила профессиональной этики и психологии делового общения;

Обеспечивать безопасность эстетической среды и выполнение санитарно-эпидемиологических норм при обслуживании потребителей;

Пользоваться нормативной и справочной литературой;

Осуществлять контроль качества услуг;

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Работа над созданием образа – это всегда творчество. Поэтому будущему стилисту необходимы креативность, эстетический вкус, художественное воображение и гибкость мышления. Этот специалист работает с людьми. Здесь не обойтись без коммуникабельности, ответственности и организаторских способностей. Обладая этими качествами, молодой стилист непременно добьётся профессионального успеха:

эстетический вкус;

творческое воображение;

точность и скорость движений;

тонкая зрительно-моторная координация;

аккуратность и терпеливость;

концентрированное внимание;

хорошо развитые коммуникативные способности;

доброжелательность;

готовность к постоянному профессиональному росту;

стремление к самосовершенствованию и творческой реализации.

Медицинские противопоказания:

кожные и аллергические заболевания;

отрицательная реакция на химические препараты;

нарушения координации движений кистей рук;

выраженные заболевания зрения;

нервно-психические заболевания.

Срок обучения в колледже

Очная форма обучения, повышенный уровень:

На базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев;

На базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев.

Квалификация по диплому

Стилист-визажист с освоением рабочих профессий:

Косметик

М
аникюрша

Педикюрша

Перечень изучаемых дисциплин

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:

Основы философии

История

Социология

Правоведение

Психология сервисной деятельности

Психология общения

Русский язык и культура речи

Иностранный язык (деловой)

Физическая культура

Математические и общие естественнонаучные дисциплины:

Информатика и ИКТ

Информационные системы и сети

Концепция современного естествознания

Общие профессиональные дисциплины:

Сервисная деятельность

Основы маркетинга и менеджмента

Профессиональная этика и этикет

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Современные материалы и дизайн

Пластическая анатомия человека

Рисунок и живопись

Цветоведение и колористика

Основы композиции

Эстетика

История костюма

История изобразительного искусства

Сервисология

Культурология

Основы анатомии и физиологии кожи

Материаловедение

Анатомия, физиология и гигиена стоп и рук

Безопасность жизнедеятельности

Профессиональные модули

Коррекция и окрашивание бровей, окрашивание ресниц

Выполнение салонного и специфического макияжа

Выполнение фейс-арта, боди-арта

Создание индивидуального стиля заказчика в соответствии с запросами, историческими стилями и тенденциями моды

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Маникюрша

Педикюрша

Косметик

Вариативная часть циклов ОПОП

- Технологии парикмахерских работ

Стрижки и укладки волос

Искусство причёски

Окрашивание волос

Химическая завивка волос

Актуальные тенденции и современные технологии парикмахерского искусства

Учебная и производственная практика

При освоении программы производственной (профессиональной) практики студенты закрепляют и углубляют знания, полученные при изучении теоретических дисциплин, приобретают умения по всем видам профессиональной деятельности. За время обучения студенты отрабатывают три вида практики:

Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная);

Практика по профилю специальности (в том числе пленер, музейная практика);

Практика квалификационная (преддипломная).

Примечание: студенты, поступившие на I курс на базе основного общего образования (9 классов) в течение первого года изучают

общеобразовательные дисциплины школьной программы

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

Обществознание

Естествознание

География

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

профильные учебные предметы

Информатика и ИКТ

Математика

Экономика

Сфера деятельности выпускника

Парикмахерские, салоны и студии красоты города и области. Оказание услуг в области ногтевого сервиса, эстетической косметологии и визажного искусства.

Места работы:

Парикмахерские;

Салоны красоты;

Имидж-агенства;

Кино- и фотостудии;

Средства массовой информации (направление - мода, красота, стиль);

Частная практика

В основном стилисты требуются салонам красоты, парикмахерским, фотостудиям, имидж-агентствам, SPA-клубам. Часто они требуются и на разнообразные проекты, шоу, выставки с участием моделей.

Где можно продолжить образование?

Выпускники Технологического колледжа, успешно окончившие обучение по специальности «Стилистика и искусство визажа», могут продолжить свое обучение и получить высшее профессиональное образование в сокращенные сроки в Новгородский филиале Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики , с которым у нашего колледжа заключен договор на подготовку специалистов.

За время обучения в колледже наши студенты могут также получить дополнительные профессиональные навыки на платных курсах по различным направлениям сфер деятельности. Студентам Технологического колледжа предоставляются скидки при обучении на курсах и оплата в рассрочку.

6. Формирование контингента учащихся и преподавателей.

// ДИНАМИКА ПОЗИЦИЙ УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛНЫХ УСЛУГ В 2006–2007 ГГ. Информационный бюллетень. М., 2008




7. Структура обучения.

Усинский политехнический техникум

СТРУКТУРА ТЕХНИКУМА

Структурно-функциональная модель техникума создана с учетом типа техникума, его специфики и задач, стоящих перед образовательным учреждением с целью эффективного и результативного выполнения государственного и социального заказа. Сложившаяся модель соответствует функциональным задачам техникума с начальным и средним профессиональным образованием.

Основные задачи, определенные техникумом, реализуются коллективом под руководством следующих сотрудников:

    учебная работа – Воронина Ольга Евгеньевна;

    учебно-методическая работа – Рубан Олег Васильевич;

    учебно-производственная работа – Шарапов Владимир Николаевич;

    учебно-воспитательная работа – Севанян Альбина Георгиевна;

    административно-хозяйственная деятельность – Седов Олег Александрович;

    методическая работа – Валишина Ирина Николаевна.

Управление техникумом осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении на принципах открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогический совет техникума определяет основные направления, задачи, содержание и формы педагогической, методической и воспитательной деятельности учреждения и координирует ее. В состав педагогического совета входят все педагогические работники учреждения. Деятельность и порядок работы педагогического совета регламентируется локальным актом – Положением о педагогическом совете в Усинском политехническом техникуме, а председателем педагогического совета является директор техникума.

Непосредственное текущее руководство учреждением осуществляет наблюдательный совет и директор техникума. Руководство учреждением, его подразделениями и структурами директор осуществляет как непосредственно, так и через администрацию и педагогических работников учреждения, а в его отсутствие обязанности директора возлагаются на одного из заместителей. Структурные подразделения созданы в соответствии с Уставом техникума и работают по плану. Текущие вопросы деятельности техникума еженедельно рассматриваются на административных совещаниях при директоре. Участниками совещания являются: директор, заместители директора, руководители структурных подразделений. Директор несет персональную ответственность за результаты деятельности техникума.

ГОУ СПО «Новокузнецкий экономико-отраслевой колледж»

В колледже согласно уставу установлена шестидневная рабочая неделя. Учебные занятия проводятся в виде уроков, лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных и контрольных работ, самостоятельной работы, консультаций, практики, курсового проектирования (курсовой работы), выполнения выпускной квалификационной работы, а так же проводятся другие виды учебных занятий.

Для всех видов аудиторных занятий установлена продолжительность – 1 час 30 минут, перерыв между занятиями – не менее 10 минут. В расписании предусмотрен перерыв на обед продолжительностью 45 минут (см. табл. «Организация урочной деятельности»).

Организация урочной деятельности

Организация урочной деятельности

Продолжительность учебной недели (дней)

Продолжительность уроков теоретического обучения (мин.)

Продолжительность уроков производственного обучения (мин.)

Продолжительность перерывов

Периодичность проведения промежуточной

аттестации обучающихся

2 раза в год по семестрам

Теоретические занятия очной формы обучения ведутся в одну смену. Расписание рассчитано на обучение по очной и вечерней формам обучения. Обучение по очной форме начинается в 9.00, по вечерней в 18.00.

Обучающиеся имеют возможность непрерывного образования и могут, получив диплом базового уровня, продолжить обучение на повышенном уровне. Кроме того, в колледже ведется обучение по ускоренной программе на основе начального профессионального образования. С целью углубления профессионализма, обеспечения социальной и профессиональной мобильности выпускника, его конкурентоспособности на рынке труда, в колледже осуществляется по профилю специальности подготовка и по рабочим профессиям повар, кондитер; секретарь; парикмахер с присвоением квалификации в виде разрядов. С этой же целью осуществляется дополнительное обучение на основе предоставления платных образовательных услуг: 1С: Предприятие, 1С: Бухгалтерия, бизнес-курс, основы рисунка и композиции, автоматизация деятельности предприятий на основе программного обеспечения. Колледж имеет лицензии по следующим образовательным программам: Повар, Официант, Секретарь руководителя, Помощник машиниста электровоза, Парикмахер, по которым осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.

Профессиональное образование в колледже развивается как единая система с полным спектром разноуровневых образовательных программ . Обучаясь по программам СПО, студент одновременно овладевает рабочей профессией. Это повышает компетентность выпускника, как специалиста, так как он имеет достаточно полное представление о теоретических аспектах профессии (как выпускник ВУЗа и СПО) и практические навыки (как выпускник НПО).

Практические занятия по формированию профессиональных умений и навыков в колледже проводятся следующих учебных лабораториях и мастерских:

учебный цех / технология приготовления пищи,

лаборатория технических средств управления, электронного документооборота и документоведения,

учебная фирма бухгалтерии и делопроизводства,

лаборатория моделирования и художественного оформления прически,

лаборатория химии и химического анализа,

медико-биологическая лаборатория, санитария и гигиена,

студия красоты / салон-парикмахерская,

слесарно-монтажная мастерская.

Современная учебно-материальная база лабораторий и мастерских позволяет выполнять все виды работ, предусмотренных рабочими учебными программами производственного обучения и производственной (профессиональной) практики, и обеспечивает присвоение квалификационных разрядов.

Кроме того, в период производственной (профессиональной) практики обучающиеся имеют возможность работать на выпуске готовой продукции в учебном цехе технологии приготовления пищи и в салоне-парикмахерской, что способствует приобретению первоначального профессионального опыта.

Профессиональная практика по профилю специальности проводится на рабочих местах социальных партнеров колледжа на основе заключенных договоров.

Психолого-педагогическое сопровождение

Деятельность по охране и укреплению здоровья, психологическому сопровождению обучающихся ведется как в рамках учебных программ, так и во внеурочной деятельности.

    Охрана и укрепление здоровья в рамках учебных программ ведется через

    реализацию воспитательных целей и задач в рамках учебных дисциплин;

    рассмотрение вопросов по формированию здравоведческой культуры личности на конференциях, семинарах, соревнованиях.

    Охрана и укрепление здоровья в рамках внеурочной деятельности обеспечивается

    работой оздоровительных секций;

    проведением декад пропаганды здорового образа жизни, часов общения и классных часов в группах;

    проведением общеколледжных дней здоровья.

В колледже осуществляется работа по психолого-педагогическому сопровождению студентов. Цель Психологической службы–оказание психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательной среды, содействие оптимизации психического и личностного развития студентов и формирование готовности их к жизненному и профессиональному самоопределению.

Направления деятельности психологической службы.

    Психологическая диагностика.

    Развивающая и коррекционная работа.

    Консультативная деятельность.

    Психологическая профилактика.

    Психологическое просвещение.

Эффективная практическая деятельность педагога-психолога обеспечивается включением его в общую программу воспитания, позволяющая наладить прямой контакт психолога с учащимися, в процессе которого возможно оказание различных видов психологической помощи. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору образовательного учреждения, обеспечивая защиту интересов обучающихся в целом, а также интересов каждой личности. Помимо этого педагог-психолог тесно взаимодействует с медицинским работником и руководителем физического воспитания, так как не менее важной задачей психологического сопровождения является формирование здорового образа жизни как обучающихся, так и педагогического коллектива.

Контингент студентов имеет свою специфику: все обучаются на базе среднего (полного) общего образования. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений ведется, но не является такой важной, как это имеет место в образовательных учреждениях НПО.За последние годы в колледже не отмечено ни одного случая правонарушений, употребления наркотиков, токсикомании. С профилактической целью проводятся месячники-декады по правовому воспитанию и антиалкогольной, антитабачной пропаганде, а также мероприятия по профилактике наркомании: классные часы, выступления врачей-наркологов, конкурсы плакатов, беседы, просмотры видеофильмов, выставки и подбор материалов в методкабинете, в библиотеке, классные часы.

ФГОС нового поколения в системе СПО

Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

Таким образом, в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Оценка сформированности этих качеств нашла отражение в показателях оценки и, соответственно, в разработанных на основе этих показателей заданиях. При разработке заданий был применен продуктный подход, когда результатом выполненного задания является готовая продукция или услуга. Задания составлены так, что оценка сформированности компетенций производится поэтапно в соответствии с логикой выполняемых профессиональных задач и в соответствии с разработанными критериями оценки, нашедшими отражение в оценочных листах.

Так как оценка должна носить комплексный, интегративный характер, в колледже была разработана методика определения показателей оценки, позволяющая подразделить их по различным формам контроля: текущего, промежуточного и итогового. Это было сделано с целью избежать дублирования как в формах, так и в методах оценки для различных этапов контроля. Были выявлены наиболее актуальные в модульно-компетентностном обучении формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: экзамен (устный, письменный, практический и т.д.), защита портфолио, аттестация, защита проекта (индивидуального, группового), выпускная квалификационная работа (ВКР), деловая игра. А в соответствии с отобранными формами были определены методы, наиболее отвечающие задачам комплексной оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: это экспертное наблюдение, экспертная оценка, собеседование (интервьюирование), анкетирование, тестирование, презентация.

В технологическом колледже № 14 г. Москвы в 2010-2011 учебном году в ходе эксперимента по реализации программ профессиональных модулей на базе факультета «Ресторанный бизнес» были разработаны подходы к оценке сформированности профессиональных и общих компетенций. Эксперимент показал, что оценку следует производить поэтапно.

Очень важное значение, на наш взгляд, имеет первый этап – сопровождающее оценивание. Он обеспечивает мониторинг поэтапного формирования профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций в процессе теоретического обучения, учебной и производственной практики и проводится как наставником (тьютором), так и самим обучающимся (самооценка).

Для этого этапа разрабатывается фонд оценочных средств текущего контроля освоения знаний, умений, практического опыта, входящих в ПК осваиваемого ВПД. Виды заданий для текущего контроля составляются таким образом, чтобы они отвечали не только задачам формирования профессиональных компетенций с учетом принципа индивидуализации обучения (различной степени сложности), но были направлены и на постепенное развитие личностно значимых качеств.

На этом же этапе большое значение отводится формированию умений производить самооценку и оценку выполненных работ коллегами по учебным парам, малым группам.

Большое значение придается ведению дневника достижений, который обучающийся получает в начале обучения. В нем зафиксированы все группы умений, которые должны быть освоены. Поэтому с первого дня обучения студенты, видя весь объем требуемых умений, могут самостоятельно или с помощью мастеров-наставников и преподавателей выстроить оптимальную для себя последовательность их освоения. Кроме того, дневник позволяет осуществлять мониторинг сформированности компетенций в течение всего периода обучения и выявлять затруднения на ранних стадиях, когда обучающемуся легко осуществить процесс коррекции.

Второй этап – промежуточная оценка сформированности профессиональных и общих компетенций – проходит в виде экзамена или зачета по завершении освоения программы каждого МДК. Этот вид оценки проводится, в нашем случае, в два этапа: тестирование позволяет быстро и точно оценить усвоение всей суммы знаний, входящих в ПК данного междисциплинарного курса, второй этап – моделирование профессиональной деятельности – позволяет оценить степень сформированности практических умений. Этот вид контроля осуществляется до выхода на производственную практику, а задания носят практикоориентированный характер и показывают степень готовности обучающегося к выполнению заданий на производстве, непосредственно на рабочем месте.

На третьем этапе осуществляется итоговая оценка сформированности ПК и ОК в ходе экзамена квалификационного (ЭК), который носит комплексный характер, включающий одновременную оценку как профессиональных, так и общих компетенций. Это меняет структуру традиционного экзамена, подходы к его методическому обеспечению, разработке оценочных средств и процедуры экзамена (см. рис. 1). В нашем случае мы выбрали сочетание двух форм: практического экзамена – комплексной демонстрации практических умений на рабочем месте (или в среде, имитирующей рабочее место) и защиты портфолио достижений.

Рисунок 1. Структура квалификационного экзамена .

В настоящий момент уже сложился комплекс требований как к процедуре оценки сформированности профессиональных и общих компетенций, так и к самим оценочным средствам:

    валидность оценочных материалов;

    соответствие содержания материалов требованиям к уровню знаний, умений, практическому опыту ПК, входящих в профессиональный модуль;

    четкая формулировка критериев (показателей) оценки;

    максимальная объективность форм и методов оценки;

    прозрачность процедуры оценки;

    участие высококвалифицированных специалистов и работодателей в процедуре оценки;

    однозначное заключение по результатам оценки (ВПД освоен/не освоен).

На рисунке 2 показана логика и последовательность отбора форм и методов оценки сформированности ПК и ОК. Вначале нами был проанализирован комплекс требований к уровню знаний, умений, практического опыта по всем ПК, входящим в оцениваемый ВПД, с учетом требований ФГОС, требований, вошедших в программу ПМ за счет часов вариативной части по рекомендациям социальных партнеров колледжа, а также требований профессионального стандарта (для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»).

Затем были разработаны показатели оценки, соответствующие пункту 5 программы ПМ для каждой ПК и ОК. А уже на основании их разработаны комплексные показатели оценки, позволившие сформировать фонд оценочных средств, наиболее полно отражающий весь комплекс как профессиональных, так и общих компетенций.

Рисунок 2. Логика разработки форм и методов оценки сформированности ПК и ОК.

Методическое обеспечение экзамена квалификационного (ЭК). Для обеспечения прозрачности процедуры экзамена (учитывая отсутствие в настоящий момент конкретных методических рекомендаций), в колледже было разработано положение о квалификационном экзамене. В соответствии с ним программа экзамена разрабатывается непосредственно по каждому профессиональному модулю. Также был разработан пакет документов по процедуре квалификационного экзамена: протокол заседания экзаменационной квалификационной комиссии, оценочные листы по ПК, входящим в освоенный профессиональный модуль, образец сертификата, выдаваемый студентам по результатам экзамена. Оценочные средства, помимо экзаменационных билетов, включают карточки-задания с пошаговыми рекомендациями, что позволяет провести поэтапную оценку всех практических умений в соответствии с разработанными показателями и внести их в оценочный лист.

Помимо этого, были разработаны рекомендации по разработке и методам презентации портфолио достижений. Портфолио включает три части: портфолио учебно-профессиональных достижений, портфолио творческих достижений и портфолио социальных достижений. Это позволяет экспертной комиссии оценить сформированность всего комплекса общих компетенций.

Портфолио учебно-профессиональных достижений включает свидетельства освоения ПК и ОК (фото, видеоматериалы, экзаменационные ведомости, оценочные листы по лабораторно-практическим работам, дневник достижений с оценкой наставника/тьютора).

Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, свидетельствующих о наличии устойчивого интереса к избранной профессии, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.

Портфолио социальных достижений содержит свидетельства коммуникативной активности (характеристики с производства), свидетельства участия в студенческом самоуправлении, активной социальной позиции.

Провести квалификационный экзамен без использования налаженного механизма взаимовыгодного партнерства колледжа с ведущими предприятиями региона просто невозможно. Работодатель участвует как в разработке программы квалификационного экзамена на стадии согласования процедуры экзамена и собственно оценочных материалов, так и в самой процедуре оценки. Особенно велика роль работодателя при оценке сформированности профессиональных компетенций, когда дается оценка навыкам и умениям, необходимым для быстрой адаптации к условиям реального производства.

Наш опыт работы по реализации программ профессиональных модулей, проведению квалификационного экзамена, результаты анкетирования студентов, оценка социальных партнеров, показали, что технология модульно-компетентностного обучения принимается положительно как самими обучающимися, так и работодателями. Но реализация ФГОС на модульно-компетентностной основе требует от педагогического коллектива профессиональных колледжей больших усилий по разработке комплексного методического обеспечения программ профессиональных модулей, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию практикоориентированной образовательной среды.

8. Среднеспециальное образование, его особенности.

В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, в медицинском училище).

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах. В Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) различия в терминах были определены следующим образом:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям - за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

С точки зрения организационно-правовых форм в сфере среднего профессионального образования действуют:

    государственные образовательные организации среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе автономные;

    негосударственные образовательные организации среднего профессионального образования (НОУ СПО)

    автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

Учреждения НПО (начального профессионального образования) в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вошли в состав образовательных организаций СПО. Поэтому в организациях СПО реализуются образовательные программы как начального, так и среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.Среднее профессиональное образование может быть получено не только в образовательных организациях среднего профессионального образования, но и на первой ступени образовательных организаций высшего профессионального образования.

*Образовательные учреждения НПО и СПО вправе уточнить распределение профессий или специальностей по профилям получаемого профессионального образования с учетом специфики основной профессиональной образовательной программы НПО/ СПО.

Утвержден решением Ученого совета юридического факультета МГУ


1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок предназначен для обеспечения формирования индивидуальной образовательной программы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» на юридическом факультете МГУ, с учетом разработанных профилей подготовки.

1.2. Профили подготовки формируются в рамках вариативной части основной образовательной программы и включают в себя:

1.2.1. Наименование профиля подготовки. Наименования профилей подготовки бакалавров приводятся в приложении к настоящему Порядку. Наименованиями профилей подготовки магистров являются названия программ подготовки магистров.

1.2.2. Набор специализированных компетенций. Набор специализированных компетенций профиля подготовки бакалавров указывается в Приложении к настоящему Порядку. Набор специализированных компетенций программ подготовки магистров определяется для каждой программы решением Ученого совета факультета по представлению руководителя программы подготовки магистров.

1.2.3. Устанавливаемый в структуре основной образовательной программы (в рамках ее вариативной части) перечень специализированных дисциплин, составляющих обязательную часть профиля подготовки, обеспечивающих приобретение обучающимися необходимых специализированных компетенций.

1.2.4. Перечень дисциплин профиля, изучаемых по выбору студента.

1.3. Трудоемкость дисциплин профиля и последовательность их изучения определяется соответствующим образовательным стандартом и учебным планом.

1.4. Профили подготовки утверждаются Ученым советом МГУ и вводятся в действие приказом ректора.

1.5. Кафедры, обеспечивающие преподавание дисциплин того или иного профиля, приводятся в Приложении к настоящему Порядку.


2. Общий порядок профильной подготовки студентов

2.1. Профильная подготовка студентов включает в себя:

2.1.1. Профориентацию студентов;

2.1.2. Освоение в рамках избранного профиля подготовки обязательных дисциплин и дисциплин по выбору;

2.1.3. Выполнение курсовых работ на 2-3 курсах и выпускной квалификационной работы бакалавра и (или) магистерской диссертации по теме, соответствующей избранному профилю подготовки;

2.1.4. прохождение практик в учреждениях, сфера работы которых соответствует избранному профилю подготовки;

2.1.5. сдачу итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Юриспруденция» с учетом освоенного профиля подготовки.

2.2. Профориентация студентов обеспечивается путем:

2.2.1. информирования академическими консультантами (кураторами академических групп) о существующих профилях подготовки, перечне дисциплин (модулей, курсов) и порядке их выбора;

2.2.2. изучения учебной дисциплины «Введение в специальность», программа которой должна предусматривать ознакомление студентов с существующими профилями подготовки и их возможным влиянием на последующее трудоустройство;

2.2.3. участия в работе кружков, студенческих научных обществ и конференций;

2.2.4. участия в мероприятиях воспитательной направленности (встречах с выпускниками факультета, мастер-классах, профессионально-ориентированных курсах и т.п.);

2.2.5. введения в учебный план дисциплин по выбору, рабочие программы которых включают обзор достоинств и достижений определенной программы подготовки магистров.

2.3. Освоение в рамках избранного профиля подготовки обязательных дисциплин и дисциплин по выбору.

2.3.1. Перечень дисциплин по выбору формируется по заявкам кафедр соответствующего профиля, согласовывается с методической комиссией, и утверждается Ученым советом факультета.

Дисциплины по выбору, предложенные кафедрой иностранных языков, а также лабораториями и научными центрами факультета, решением Ученого совета факультета могут быть отнесены к соответствующему им профилю подготовки по согласованию с заведующим кафедрой (заведующими кафедрами) данного профиля, если предложенная дисциплина затрагивает проблематику этой кафедры (этих кафедр).

2.3.2. По каждой дисциплине по выбору на сайте факультета размещается аннотация (в общем доступе), рабочая программа и иные необходимые материалы (в ограниченном доступе).

2.3.3. Студент вправе выбрать любую дисциплину из утвержденного для конкретного семестра перечня независимо от того, какая кафедра обеспечивает преподавание данной дисциплины.

2.3.4. Выбранная студентом дисциплина становится для него обязательной, и непрохождение по ней промежуточной аттестации рассматривается как академическая задолженность.


3. Порядок распределения по профилям студентов бакалавриата

3.1. Студенты бакалавриата распределяются по профилям подготовки в в сроки, определенные учебным планом и установленные учебным отделом.

3.2. Распределение по профилям подготовки бакалавров осуществляется по заявлению студента, поданному с помощью портала учебного отдела в сети интернет.

3.3. Предельное количество студентов бакалавриата очной формы обучения на одном профиле подготовки - 210 человек. При возникновении конкурса преимущество имеют студенты с более высоким академическим рейтингом (рейтингом успеваемости). При равенстве академических рейтингов преимущество имеет студент с меньшим количеством удовлетворительных оценок.

При возникновении конкурса устанавливается квота в размере 20% от предельного количества студентов бакалавриата очной формы обучения на одном профиле подготовки для внеконкурсного приема на профиль кафедры студентов, которые по заключению кафедры проявили склонность к научной работе в рамках данного профиля, активно и успешно участвуют в научной жизни кафедры (кружках, конференциях, иных формах научных исследований и обмена их результатами), а также в течение двух лет выполняют под руководством преподавателей кафедры курсовые работы.

3.4. Для студентов спецотделения (второе высшее образование) учебным отделом по согласованию с планово-финансовым отделом может быть установлена минимальная численность студентов профиля, при достижении которой занятия проводятся в вечернее время.

3.5. В случае, если студент в установленные учебным отделом сроки не воспользовался правом выбора профиля, учебный отдел вправе осуществить распределение самостоятельно, закрепив такого студента за профилем с наименьшей численностью.

3.6. Распределение студентов по профилям утверждается приказом по факультету.

3.7. Распределение студентов по профилям не является основанием для переформирования учебных групп и перехода студента из одной группы в другую.

3.8. Смена профиля подготовки студентом бакалавриата очной формы обучения допускается не позднее начала 4 курса при соблюдении следующих условий:

Наличие на профиле вакантных мест;

Хорошая и отличная успеваемость в течение 2 семестров, предшествующих подаче заявления о переводе;

Положительное заключение одной из профильных кафедр об успехах студента в научной работе (участии в работе научного кружка, конференциях и т.п.).


4. Порядок распределения по профилям студентов магистратуры

4.1. Перечень программ подготовки магистров, на которые осуществляется набор, ежегодно определяется Ученым советом факультета.

4.2. Для абитуриентов магистратуры, ранее обучавшихся на юридическом факультете по образовательному стандарту МГУ, распределение по программам, на которые открыт набор, производится с учетом профиля подготовки бакалавриата.


5. Порядок записи на дисциплины по выбору

5.1. Сроки записи студентов на дисциплины по выбору устанавливаются учебным отделом.

5.2. Запись на дисциплину по выбору осуществляется по заявлению студента, поданному с помощью портала учебного отдела в сети интернет.

5.3. Предельное количество студентов, записавшихся на одну дисциплину, - 100 человек. По решению кафедры для авторских дисциплин по выбору с учетом специфики их рабочих программ может быть установлена меньшее предельное количество, а также определено минимальное количество студентов для открытия дисциплины по выбору.

При возникновении конкурса преимущество имеют студенты с более высоким академическим рейтингом (рейтингом успеваемости).

5.4. Для студентов спецотделения (второе высшее образование) учебным отделом по согласованию с планово-финансовым отделом для записи на курс по выбору может быть установлена минимальная численность студентов, при достижении которой занятия проводятся в вечернее время.

5.5. В случае если студент в установленные учебным отделом сроки не воспользовался правом выбора дисциплины, учебный отдел вправе закрепить такого студента за дисциплиной с недостаточной численностью.

5.6. Распределение студентов по дисциплинам утверждается приказом по факультету.

5.7. Распределение студентов по дисциплинам не является основанием для переформирования учебных групп и перехода студента из одной группы в другую.