Лобжанидзе А.А.

к. г. н., МПГУ, Президент РАУГ

Современный этап развития
школьной географии в России

Современное развитие школьного географического образования в России затрагивает пять ключевых проблем.

Проблема первая место географии в учебном плане. В новом учебном плане, который был принят в 1998 году, изменилось место географии в образовательных областях. Школьная география входила в две образовательные области “физическая география” в естественные дисциплины, “экономическая география” в общественные дисциплины. Это не означает сокращения времени на изучение природы России и мира. Перенос географии в область общественных дисциплин усиливает внимание к изучению вопросов географии населения, географии хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия человека и окружающей среды.

Новый учебный план предусматривает обязательное изучение географии в VI X классах по 2 часа в неделю. В старшей школе, в X XI классах предусматривается выбор факультативных курсов: “Глобальная география”, “Геология”, “Картография”, “Медицинская география”, “Лес и человек”. Таким образом, новый учебный план обеспечивает необходимое для современной географии временное пространство и отвечает требованиям современной науки.

Однако позиции географии не так стабильны, как может показаться на первый взгляд. Переместившись из области “естественные науки” география освободила свое традиционное место для таких предметов как “естествознание” и “экология”. Основную роль в этих предметах играет биология, а географии принадлежат лишь сервисные функции. В области “общественные науки” позиции географии теснят такие предметы как “экономика” и “обществознание”. География как интегральная наука легко находит области взаимодействия, как с естественными, так и с общественными науками, но главная опасность для современной географии заключается в том, что она может потерять свой предмет изучения.

Проблема вторая внутренняя структура школьной географии. Географическое образование должно обеспечить познание Земли на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Соотношение масштабов изучения глобальных и региональных проблем в географии является весьма дискуссионным. Сегодня, географическая общественность в нашей стране обсуждает разнообразные концепции географического образования. Общепризнанно, что среди приоритетов современного географического образования комплексный подход в изучении территории, историко-культурный и эколого-экономический.

Наряду с устоявшимися компонентами содержания географического образования можно выделить некоторые новые тенденции:

    сближение природной и социально-экономической составляющей в изучении территории;

    увеличение времени на изучение этнографических особенностей народов Земли, усиление внимания к географии культуры;

    усиление внимания к географии человека и человеческой деятельности;

    увеличение времени на изучение географии ближайшего окружения (области, района, города или поселка);

Структура современной школьной географии в России включает четыре основных курса: VI класс “Земля как планета”, VII класс “Физическая география мира”, VIII и IX класс “География России: природа, население и хозяйство”, X класс “Экономическая и социальная география мира”. В настоящем виде структура школьной географии достаточно полно обеспечивает картину научного знания о Земле. Однако авторы ряда концепций справедливо указывают на необходимость реформы географического образования в российской школе. Вопрос лишь в том, насколько реформы должны быть радикальны и стремительны?

Опыт реформ в российской экономике показывает, что излишний радикализм и высокие темпы реформ не всегда имеют позитивный результат. Школа достаточно консервативный организм, поэтому реконструкция школьного географического образования должна идти постепенно. Тем более что на радикальные трансформации в нашей кризисной экономической ситуации просто нет средств!

Проблема третья стандарт географического образования. Стандарт в полном, окончательном виде в России не принят. Опубликован лишь необходимый минимум содержания. В таком виде он в основном требует умения отвечать на вопрос: “Что надо знать?” и в меньшей степени на вопрос: “Что нужно уметь?” . Оценка успеха российских школьников складывается в основном из воспроизведения знаний, хотя в большинстве европейских стандартов превалирует деятельностный аспект. “Географию в практическую деятельность!” вот девиз современного географического стандарта.

Особое внимание при формировании российского стандарта необходимо уделить соответственно его европейским требованиям, прежде всего в области деятельностного подхода и межпредметного взаимодействия. Приоритетными направлениями в деятельности должны стать: умение пользоваться различными географическими картами, умение анализировать и обобщать статистическую информацию, сформулировать тему географического исследования и подготовить презентацию его результатов.

Российской школьной географии необходимо усилить социальную и экологическую составляющую во взаимодействии с другими дисциплинами. В области межпредметного взаимодействия ключевыми темами для географии должны стать: “Человек”, “Окружающая среда”, “Природные ресурсы и хозяйственная деятельность”, “Глобальные проблемы человечества”. Школьная география в России как можно дальше должна отойти от идеологического пресса. Вместе с тем, не надо впадать в две крайности: ложного патриотизма или напротив космополитизма. Необходимо научить школьников видеть место своей страны в мире и роль мирового сообщества в развитии своей страны.

Проблема четвертая учебник по географии и географический атлас. Российские школьные учебники по географии традиционно хороши с точки зрения содержания, т.е. количества фундаментальных знаний, которые они хотят сообщить. Российские атласы также отличало глубокое содержание, но они грешили полиграфией и были плохо иллюстрированы. Сегодня удалось решить эту проблему, атласы стали богато иллюстрированы, повысился уровень их полиграфии.

В современной российской школе появились альтернативные учебники и атласы , разрушена монополия отдельных авторов и издательств. Так, например, уже сегодня в курсе VI класса 3 учебника и 3 атласа, VII класса 4 учебника и 3 атласа, в курсе географии России 6 учебников и 4 атласа.

В 1998 году, при поддержке международных финансовых структур объявлен конкурс на учебники , которые будут изданы в 2000 году. Для каждого курса географии представлено на конкурс 5-6 различных проектов. В написании учебников сложились определенные научные школы: географические факультеты Московского и Нижегородского Педагогических Университетов, Московского и Санкт-Петербургского Университетов. Представили свои работы и отдельные авторы.

Одной из ключевых проблем является сохранение высокого уровня географического образования при самом широком плюрализме подходов к написанию учебников. Необходимо сохранить “географический стержень” в учебнике географии, а не шарахаться от истории географических открытий к популярной экологии. География должна иметь свой предмет изучения!

Другой проблемой является правильно организованный методический аппарат учебника. Во многих новых учебниках авторы увлекаются содержанием, то есть превалирует желание “рассказать” как можно больше интересного. Но учебник не энциклопедия. Учебник это, прежде всего, грамотно организованная система заданий для самостоятельного изучения школьниками нового материала. В этой связи вновь возрастает роль иллюстраций, карт, схем и таблиц.

Третья проблема финансовая. Необходимо проводить жесткий отбор учебников, атласов и учебных пособий, которые действительно отвечали бы в полной мере содержанию географического образования, что способствовало бы рациональному использованию материальных средств на их публикацию. К сожалению, в условиях дикого российского рынка главную роль играет не преимущество содержания, а коммерческая выгода. Главным индикатором качества этой продукции должен стать учитель географии, что порождает пятую проблему.

Проблема пятая педагогическое мастерство учителя географии. Это наиважнейший элемент процесса географического образования. Можно создать блестящий стандарт и написать блестящий учебник, но главным транслятором этих идей для ученика остается учитель.

В условиях экономического кризиса учитель наименее социально-защищенная категория населения, что порождает ряд проблем.

Во-первых, в основной массе учителя люди среднего и пожилого возраста, что снижает уровень вводимых инноваций в образование. Во-вторых , в школу пришла большая армия людей, не имеющих не только географического, но и педагогического образования. Эта группа учителей незнакома в полной мере с основами методики географического образования. В-третьих , повышение квалификации учителей географии практически свернуто из-за отсутствия средств. Основная масса учителей не имеет возможности приобретать новые методические пособия.

Однако многие учителя проявляют творческий подход в изучении предмета. Результатом их работы стали победы учеников на Всероссийской олимпиаде по географии и третье место на всемирной олимпиаде в США. Думаю, что EVROGEO могло бы стать инициатором проведения европейской олимпиады по географии, что позволило бы выработать единство подходов к географическому образованию. Российские учителя широко открыты к участию в международных проектах, в рамках европейской программы TEMPUS.

Материальная база большинства школ не отвечает требованиям стандарта. Что еще раз свидетельствует об ограничении резкого введения инноваций в школьную географию. Положительным является развитие систем компьютерных центров, разработка мультимедийных образовательных программ, использование компьютерной сети “Internet”, прежде всего в крупных городах России. Важно повернуть сознание большинства учительства к необходимости использовать эти передовые технологии.

Российская Ассоциация Учителей Географии ставит своей задачей участие в разрешении этих ключевых проблем современной школьной географии.

Маркова А.С.

ИПКРО г. Челябинск

Некоторые проблемы географического образования.

В настоящее время Россия находится в переходном периоде, без которого невозможен перевод страны с одной модели развития (в основу которой был положен закон опережающего роста производства средств производства) на другую модель устойчивого социально-экономического и экологического развития. Естественна для этого периода и неустойчивость, и нестабильность, непредсказуемость, и незрелость большинства социальных процессов, а также разрушение системы ценностей, что является процессом закономерным и неизбежным. Назрела необходимость и уже происходит смена парадигм, в том числе и парадигмы образования. Осознание этого происходило одновременно с осознанием необходимости изменения характера общества. Общество переходного периода пока не в состоянии четко сформулировать свой заказ, но указать направление в образовании, в том числе и географии оно смогло (процесс стандартизации). Наша задача - конкретизировать его, но, помня, что это будет временная парадигма, предложенная только на переходный период, ограниченная рамками этого переходного этапа и пониманием необходимости ее немедленной смены при переходе на модель устойчивого развития.

Исходя из всего изложенного, следует выделить ряд проблем школьного географического образования.

    определение места географии в школьном учебном плане, если эта проблема и не решена в Федеральном базисном учебном плане, то обозначена. География - основной школьный предмет федерального компонента и ее нельзя исключать из учебного плана.

    определение структуры и содержания школьной географии. Эта проблема наиболее сложна и существенна. Образовательная область "Земля" - определяет лишь структуру базового содержания всей географии и требования к подготовке учащихся. Необходима также стандартизация учебных курсов географии и учебных программ.

    экологического образования - одна из важнейших задач школы. В настоящее время, в связи с резким ухудшением экологической ситуации, необходимо дать ученикам глубокие экологические знания, а также сформировать ответственное отношение к природе, привить навыки осознанной экологической культуры. В значимости всего этого никого уже убеждать не надо. Одно из средств решения экологических проблем страны - это экологическое образование всего населения, в том числе и школьников. К сожалению, в педвузах подготовке будущего учителя в этом плане уделяется, с нашей точки зрения, недостаточное внимание. А с введением новых планов эта проблема еще более обострится, хотя только тот может хорошо научить, кто сам владеет предметом.

Элементы экологических знаний в школьном курсе географии необходимо включать, используя принципы доступности и научности, с шестого класса. Опыт работы показывает, что этот материал должен быть очень продуман и тщательно взвешен. На каждый негативный пример должен быть приведен положительный. Более широко и непосредственно с неблагополучной экологической обстановкой России и своей территории учитель знакомит учеников в девятом классе.

Для усиления экологического образования ученика следует с нашей точки зрения в преподавании курсов географии в 8-9 классах особо выделить тему "Экологические проблемы России", отдав на изучение ее не менее 5 учебных часов. Основные вопросы содержания темы:

Знакомство с источниками эколого-географической информации. Географическая среда - сфера взаимодействия природы и общества. Зависимость здоровья человека от окружающей среды. Основные направления рекреационной географии. Возрастание использования природных ресурсов на современном этапе (этапе экономических реформ и кризиса). Виды воздействия на ландшафт. Понятие "загрязнение", классификация видов загрязнения по характеру загрязнителей (механическое, физическое, химическое, биологическое). Антропогенные ландшафты, их классификация по происхождению. Экологические проблемы как результат нерационального природопользования, пренебрежение эколого-географическим прогнозом. Кроме рационального и нерационального природопользования необходимо введение и такого понятия как "охрана и оптимизация природной среды". Природоохранное законодательство РФ. Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки), охраняемые природные объекты, памятники природы на территории РФ и Челябинской области.

Правила личного природоохранного поведения в повседневной деятельности и быту. Роль биосферы в жизни природы и человека. Виды антропогенного воздействия на биосферу. Охрана биосферы. Зональные экосистемы. Выявление причинно-следственных связей и факторов формирования экосистем. Характеристика их. Знакомство с проблемами освоения Севера и поиск путей их решения. Причины возникновения, сущность и возможные пути решения экологических проблем. Например: Невской губы, Байкала, зоны БАМа, Челябинской области.

Роль конструктивной географии в предотвращении нежелательных последствий вмешательства человека в природу. Знакомство с понятием "Антропоэкосистемы". Выделение антропоэкосистем в пределах, например, Челябинской области, моделирование различных путей их развития.

Паневина Г.Н.,

Методист Хабаровского краевого ИППК

Место географии и естественно-научных курсов
в начальной школе будущего

Современная начальная школа все активнее наступает на основную, включая школьные дисциплины: география, история, естествознание, пробуя раннее изучение физики, химии. Начальная школа поспевает маленькими шагами за семимильным развитием современного ребенка. Нынешний дошкольник и младший школьник уже не тот «почемучка», который был 15-20 лет назад. На него обрушивается большой, разнообразный поток информации, который подается не только словом, но и наглядными образами, причем в занимательной форме телеигры. Наверное, поэтому школьные пропедевтические курсы постепенно утратили свое назначение и значение.

Но является ли целесообразным введение отдельных предметов естественно-научного содержания в начальную школу? Ведь младший школьник еще не имеет целостной картины окружающего мира для того, чтобы изучать его отдельные составляющие. Думается, в будущей начальной школе должен существовать интегрированный курс, формирующий естественнонаучную картину мира. Он должен поддержать потребность ребенка в познании окружающего мира, сформировать устойчивый интерес к будущему изучению различных наук, подготовить к работе с учебной книгой. Не все современные курсы в начальной школе отражают своим названием заложенное содержание. Например, география Казакова – это историческая география; география Свириденко – астрономия и биогеография; естествознание – рассказы о природе и т.д. Выделенные в отдельные предметы начальной школы курсы предлагают мозаичные картинки. При этом создается иллюзия легкости изучения, или наоборот, непонимания содержания предмета. Происходит формирование ощущения либо полного знания предмета, либо недоступности его для школьника, что одинаково негативно отразится на изучении предмета в среднем звене.

В сложившейся ситуации, было бы целесообразно предложить младшим школьникам не набор картинок окружающего мира, а начальные курсы этих предметов: начальный курс географии, начальный курс биологии, астрономии и т.д. Но необходимо помнить, что одночасовые курсы не дают желаемого результата, т.к. школьники забывают изученный материал через 2-3 дня, если его не повторяют. Увеличить начальные курсы до2-х часов нет ни финансовой, ни физической возможности. Более реальна перспектива создания интегрированного курса. Один из вариантов был разработан автором в 1993г. и получил название «Моя Земля», хотя бы мог называться и землеведением. Рассчитан он на 4-5 лет обучения с 1-го класса по 2-3 часа в неделю. С 1994г. идет его апробация и совершенствование, как по содержанию, так и по учебно-методическому обеспечению. Безусловно, и сегодня он еще далек от конечного продукта, но по оценкам учителей, учеников, родителей, мы на правильном пути. Данный курс позволяет развивать ребенка, учит видеть мир единым и относиться к нему не как к среде обитания человека, а как к общему дому, в котором уютно, тепло, красиво, комфортно всем населяющим планету существам.

В ходе апробации программы формируется УМК. Созданы рабочие тетради для учащихся, тематическое, поурочное планирование, отобран материал для учебного пособия. Безусловно, начальной школе необходима учебная книга, т.к. младшие школьники работают в основном с художественными текстами, дополненными иногда научно-популярными отрывками. Но если ученик не обучен работать с учебным текстом, то в среднем звене мы наблюдаем резкое снижение успеваемости детей. В средней школе ему приходится работать с 3-4 учебниками, обобщать, систематизировать, анализировать содержание, работать с определениями понятий, отделять основной материал от пояснительного и дополнительного, самостоятельно находить примеры, подтверждающие главную мысль,

И второе, при подведении итогов года обычно анализируются количественные результаты. Именно интегрированный курс, с географическим ядром, позволяет работать над развитием младшего школьника и дает возможности отслеживать его через определенные задания и упражнения, используя «критерии оценки развития младших школьников».

Будет ли называться интегрированный курс «Моя Земля», естествознание, землеведение или как-то еще, главное, чтобы по своей значимости, он не уступал ни математике, ни русскому языку.

Петрова Н.Н.

зав. лабораторией географического

образования ИОСО РАО, к.п.н.

О новых подходах к содержанию школьной географии

I. Цели и задачи . В основу разработки новых подходов к содержанию школьной географии были положены:

а) требования к общеобразовательной подготовке школьников;

б) познавательные интересы учащихся;

в) стремление создать целостную географическую картину мира.

Основная цель географического образования в основной школе (VI-IX классы) определяется формированием правильных пространственных представлений учащихся о природных, социальных и экономических системах Земли от планетарных до локальных. При этом каждая ступень обучения имеет свои задачи.

II. Характеристика содержания . Содержание строится с позиций единства географии в логике взаимодействия и взаимообусловленности небесного, земного и человеческого начал нашей планеты. Такой подход позволяет интегрировать содержание курсов физической, экономической и социальной географии на уровне создания комплексных курсов. Методологической основой конструирования таких курсов являются традиционные понятия, законы и методы географической науки.

Такие понятия, как географическая оболочка, географическая среда, географическая зона, географический комплекс являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов на определенной территории.

Законы географической зональности и целостности, а также идея комплексного географического страноведения и районирования также позволяют осуществлять комплексный подход к изучению территорий разного ранга.

Картографический метод-второй язык географии. Умение свободно пользоваться планом, картосхемой, картой необходимы каждому образованному человеку, и должны формироваться во всех курсах географии индуктивно.

В основу отбора содержания положены следующие принципы и подходы: исторический, антропоцентризма, краеведческий, практический.

Исторический подход позволяет раскрыть:

а) исторические этапы развития географической науки;

б) деятельность выдающихся ученых и путешественников;

в) историю развития природы Земли.

Принцип антропоцентризма отражает общую тенденцию гуманизации образования, повышения приоритета общечеловеческих ценностей. Такой подход позволяет сделать содержание предмета социально значимым, полезным для учащихся. Особое внимание обращается на изучение бытовых и культурных особенностей населения, ремесла, костюмы, жилище, письменность, религиозные особенности. По-новому рассматриваются вопросы адаптации человека и его хозяйственной деятельности к природным условиям разных географических зон Земли, экологические проблемы. Постоянно подчеркивается неразрывная связь и взаимообусловленность материальной и духовной культуры народов.

Краеведческий подход. Региональный компонент содержания географического образования дает большие возможности для изучения своего края. В результате этого разработаны и вышли в свет разнообразные региональные программы, учебники, атласы и другие методические пособия, которые часто по объему перекрывают федеральные курсы. В этой связи разработана оптимальная структура краеведческого материала, а главное - подчеркивается комплексная основа его содержания.

Практическая направленность обучения . В содержании школьной географии практический компонент должен занимать не менее 20% содержания. Особое внимание обращается на краеведческий практикум, включающий практические работы на местности, а также экскурсии и походы.

Сохранение позиций географии в учебном плане при интенсивном наступлении на нее естествознания снизу, экологии и экономики сверху возможно на основе укрепления позиций единства географии в ее структуре и содержании, а также принципов и подходов: исторического, антропоцентризма, краеведческого, практического.

Мир после кризиса основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека, общества и цивилизации Для обсужденияДокумент

Введение. Всеобщая востребованность новой глобальной концепции развития XXI века, ориентированной на правду, справедливость, доверие и ответственность

  • Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ

    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.

  • Политико-правовой процесс в отечественном образовании 1801-1917 гг

    Автореферат диссертации

    Защита состоится 25 марта 2010 г. в 11 часов на заседании Диссертационного Совета Д 008.013.01 по присуждению ученой степени доктора наук в Учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» по адресу: 129626, г.

  • В связи с существенными преобразованиями в общественной жизни происходят большие изменения в системе школьного образования. Обучение детей в настоящее время осуществляется в различных видах школ: общеобразовательных, гимназиях и лицеях. Сохранились учреждения начального и среднего профессионального образования. Происходят важные процессы, связанные с разработкой стандартов образования. Методистами и учеными-географами разрабатываются новые концепции школьного географического образования, а также примерные программы базового географического образования и профильные программы для профильного обучения. Такая работа активно проводится на географических факультетах Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Нижегородского государственного педагогического университета им. М. Горького, в институте общего образования РАО и других организациях.

    В число проблем, решение которых должно привести к повышению эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, следует отнести следующие:

    1. Проблема разработки структуры и содержания школьного географического образования в связи с необходимостью его стандартизации.

    2. Повышение роли географии в трудовом воспитании и формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся школ.

    3. Разработка и внедрение новых технологий обучения географии.

    4. Разработка проблем формирования у школьников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

    5. Проблема модернизации классно-урочной системы и форм организации обучения на уроках географии.

    Остановимся более подробно на наиболее важных из названных проблем.

    Проблема первая - разработка структуры и содержания стандарта школьного географического образования. В 1993 г. группой авторов был разработан Временный образовательный стандарт «Земля». В 2003 г. был принят проект стандарта основного общего образования по географии.

    • освоение системы географических знаний;
    • ознакомление с методами познания географической среды;
    • овладение умениями применять географические знания в практической деятельности.

    При определении структуры и содержания школьного географического образования необходимо приведение его в соответствие с современным уровнем географической науки. До недавнего времени география преимущественно имела описательный и объяснительный характер. В настоящее время интенсивно развиваются новые направления, основанные на системном подходе. И частности, в физической географии изучаются природные комплексы в виде систем и не только объясняются, но и прогнозируются географические процессы, решается важная задача современности - воспроизводство природных ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Вопросы охраны и воспроизводства природных ресурсов становятся частью народного хозяйственного плана наравне со всеми другими средствами производства. Эта огромная народнохозяйственная задача получила отражение в школьном курсе географии.

    Применение теории вероятности и моделирования позволяет учитывать многообразие взаимосвязей, возникающих во взаимодействии природы и человеческого общества. Прогнозирование дальнейших изменений природной среды и ее воспроизводства осуществляется путем построения моделей прогнозируемых систем. При определении структуры и содержания школьного географического образования необходимо приведение его в соответствие с современным уровнем географической науки. Без этого невозможно управление природно-техническими комплексами, создаваемыми в результате деятельности человека.

    Проблема вторая - повышение роли школьной географии в трудовом воспитании и в формировании диалектико-материалистического мировоззрения. Время беспрецедентного экономического роста и впечатляющих технических новаций, стремительной урбанизации, ненасытного потребления природных ресурсов требует глубокого понимания экологических и социальных систем, участвующих в этих процессах. Людям, принимающим решения в области финансовой политики страны, необходимы знания о состоянии ее экономической системы.

    География

    Основное общее образование

    Среднее общее образование

    Современное географическое образование в школе: вопросы и ответы

    Издательский дом «Первое сентября» провел вебинар, посвященный будущему географического образования в России. Его участниками стали Виктор Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии корпорации «Российский учебник», научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадима Барабанова и заведующего кафедрой «Экономическая и социальная география имени академика РАО В.П. Максаковского» МПГУ Александра Лобжанидзе.

    В этом году в ходе выступления на заседании попечительского совета Русского географического общества президент Владимир Путин призвал вернуть уроки географии во все классы средней и старшей школы, впервые была проведена Всероссийская Проверочная работа по географии среди учащихся 10 или 11 классов. В экспертных кругах все чаще стали обсуждать вопросы географического образования школьников

    Пути повышения качества географического образования

    Сегодня в числе актуальных решений - увеличить количество часов по предмету в 5-6 классах. Виктор Павлович Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», которая входит в корпорацию «Российский учебник» , отмечает: увеличения часов по географии ждать не следует, в том числе, потому что эти часы неоткуда брать. Содержание предмета сложно ужать в формальные и временные рамки. Решением проблемы можно считать дополнительные формы получения знаний, а именно - выход в так называемую «зеленую школу».

    «Существует система, к которой сейчас идет весь мир: на уроках дается только самое главное, а остальные знания подаются с помощью множества других видов деятельности в различных форматах. Количество часов в этом случае всегда жестко ограничено», - рассказывает Виктор Дронов.

    Реализация системно-деятельностного подхода

    Важно, чтобы ученик был успешен в деятельности и увлечен предметом. Отмечается, что сегодня средства обучения приобрели достаточно большое значение. Однако в современной географии необходимо использовать и геоинформационную систему (ГИС), без которой само существование географии на данном этапе невозможно. Не стоит забывать, что одна из главных функций географии - применять полученные навыки в жизни.

    Роль электронных форм учебников в географическом образовании

    Педагоги и эксперты в области географического образования сходятся во мнении: у электронных форм учебников достаточно большой потенциал. Однако данный формат материала должен быть методически отобран. Эксперты отмечают, что применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках и обучение полезным технологиям поможет педагогам сделать урок более деятельностным, эффективным и интересным.

    Экология как самостоятельный предмет

    По мнению педагогов, в мировой практике экологическое образование реализуется как метапредметное, поскольку его сложно отделить от биологии, географии, химии и ОБЖ. Основное назначение географии - учить взаимоотношению человека и окружающей среды. Специалисты отмечают, что экология возможна только как составная часть общей географической культуры - ученики узнают на уроках о взаимодействии общества и природы, о возможных подходах улучшения экологического состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

    Суть концепции географического образования

    Сейчас мы находимся на стадии, когда формируются пути развития школьной географии, уже разработана и находится на утверждении Концепция географического образования. Первые попытки определить стратегию развития географического образования были 17-18 лет назад, когда была разработана Концепция школьного образования, рассчитанная на 12 лет. Поскольку многое изменилось, формы подачи учебного материала требуют переосмысления. Концепция посвящена тому, как будет развиваться география в новых условиях.

    Проблемы и перспективы развития школьного географического образования при переходе

    на ФГОС ООО и принятие мер по их решению

    Омельченко Т.А., учитель географии МБОУ «Ровеньская основная общеобразовательная школа»

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён приказом МО РФ

    Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагалось с 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс придут первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09. 2011г .

    Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.

    Положительно в ФГОС следующее:

    1) ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.

    2) Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

    3) Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.

    ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня:

    1) формирование научной картины мира;

    2) приобретение школьниками знаний и умений;

    3) воспитание и всестороннее развитие личности.

    Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек.

    География будет относится к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний – те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности).

    Место учебного предмета «География» в учебном плане:

    «География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7,8,9 классах. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени, а на долю вариативной части отводится 25% времени, содержание которой формируется авторами рабочих программ.

    Инвариантная часть любого авторского курса географии для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на основание которой отводится 204 ч. Оставшиеся 68 ч авторы рабочих программ могут использовать или для введения дополнительного содержания обучения, или для увеличения времени изучения тех тем, на которые разделена примерная программа, если она используется в качестве рабочей.

    Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

    Перестройка профессиональной деятельности учителей географии должна осуществляться по следующим направлениям:

      Обновление структуры и содержания географического образования.

      Освоение систем развивающего обучения школьников.

      Формирование духовно-нравственного развития и воспитания в пространстве урока и дополнительного географического образования.

      Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами предметной области знаний.

      Управление качеством географического образования с ориентацией формирования метапредметного, предметного и личностного результата.

      Создание условий для организации индивидуализации, дифференциации обучения, формирования индивидуальных программ, маршрутов (траекторий) обучения школьников.

      Усиление практико-ориентированной направленности обучения географии.

    Общая характеристика учебного предмета

    В соответствии с новым учебным планом изучение географии начинается с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-педагогическими условиями, являются учет преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», учет возрастного уровня и уровня развития учащихся, при отборе содержания и методов обучения .

    Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» (5-7 классы) и «География России» (8-9 классы), в каждом из которых выделяются тематические разделы.

    В блоке «География Земли» у учащихся 5-7 классов формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей.

    По своей сути содержание учебного материала 5-6 классов – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира.

    Внимание учащихся в 5-ом классе обращается , прежде всего, на такие вопросы, как «Что ЭТО на нашей планете?», «Из чего ЭТО состоит и какими свойствами обладает?» и «Где ЭТО есть на Земле?».

    В 6-ом классе – «Почему ЭТО именно такое и обладает таким строением и свойствами?», «Почему ЭТО именно здесь, на Земле находится?», «Какое ЭТО имеет значение для природы и хозяйственной деятельности?», «Зачем об ЭТОМ надо знать?», т.е. более значительный акцент делается на географические системыгеографические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, на неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов и процессов.

    Блок «География России» (8-9 классы) - центральный в системе рос­сийского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения географии

    Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

    Новизна стандарта касается не столько содержания предмета, сколько подходов к организации учебно-образовательного процесса в целом в урочное и внеурочное время, изменения роли ученика и учителя в этом процессе, качества используемых учебно-методических комплексов.

    Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приемов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. ФГОС – это, безусловно, шаг в сторону дальнейшего развития образования. Но при этом много вопросов вызывает готовность школы к переходу на новые стандарты. Наибольшие проблемы, на мой взгляд, заключается и в создании необходимых финансовых, материально-технических условий.

    Материально-техническое оснащение наших школ - оставляет желать лучшего. Не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий. В помощь педагогу здесь необходимы и новый проект базисного образовательного плана, и проекты примерных учебных программ по всем предмету, и конечно новые УМК, их адаптация к новым условия их реализации.

    Переход на новые образовательные стандарты вызывает проблемы и в работе с родителями. Нам, учителям, здесь отведена серьезная миссия. Ведь придётся перестраивать понимание родителями учебного процесса, а это иногда очень трудно, поскольку в наше время человеческие ценности не совсем те, которые должны быть.

    Требует больших усилий и материальных вложений система подготовки педагогических кадров , способных создать необходимую информационно-образовательную среду и эффективно работать в этой среде по подготовке современных школьников, способных к творческому труду и постоянному самообразованию.

    Современному учителю в течение жизни приходится неоднократно повышать свою профессиональную деятельность и осваивать новое. Лозунгом для современного учителя должно стать "Образование на протяжении всей жизни".

    Я солидарна с Ш. Амонашвилли "Учитель - художник, а урок - свет, который он несут детям, чтобы судьба каждого состоялась".