Открытое обращение к министру образования Васильевой от российского учителя. Госпожа Васильева. К Вам обращается Редикульцев Антон Валерьевич, учитель средней общеобразовательной школы села Калги Забайкальского края. После многих дней тягостных раздумий я решил высказать своё мнение по поводу происходящего. Не буду примерять на себя личины излишней обходительности и не стану затруднять себя поиском изящных словес. Выскажу всё то, что давно накипело на душе. И, думаю, не только у меня. Надеюсь, педагогическое сообщество в основной своей массе поддержит моё обращение, пусть и тихо, пусть и про себя. Тут уж диктуют время и обстоятельства. В последнее время я, как и многие мои коллеги, были свидетелями множества заявлений по поводу растущего благосостояния российских педагогов. Да, я буду говорить об этом. Понимая, что замызганный и несколько потерявший свой лоск в наше нелёгкое капиталистическое время лозунг о благородстве и самоотречённости нашей профессии активно педалируется в нужное время и в нужном месте, я попробую отойти от этой лицемерной демагогии и показать на своём примере, что для меня есть правда, а что вымысел. Не смею Вам указывать или давать советы. Но приподнять немного зашоренные веки нашего чиновничества - считаю своим гражданским долгом. С завидной регулярностью в последнее время в СМИ проходит информация о том, что заработная плата российского учителя покоряет всё новые и новые вершины. Вот и Вы совсем недавно озвучили сумму в 33,2 тысячи рублей, обозначив её как среднюю. Сколько работаю в школе (а я работаю без малого 22-й год), моего высшего гуманитарного образования, видимо, не хватает для того, чтобы осознать всю глубину и многогранность этого мистического понятия - "средняя зарплата". Почему мистического? Потому, что эта сумма для подавляющего большинства моих коллег недоступна, и в расчётках каким-то непостижимым образом отображаются совсем иные числа. А если кто и является счастливым обладателем выигрышного билета, то по уровню нагрузки, степени загруженности и объёму выполняемой работы он вряд ли будет отвечать критериям того самого "среднего" значения. Потому как, если я правильно понимаю, средняя заработная плата должна хоть как-то коррелировать с соответствующей рабочей нагрузкой, такой же средней. Но, как показывает личный опыт работы и общения с коллегами, никакого соответствия в данном случае не наблюдается. Взять хотя бы наш коллектив. Обозначенная сумма, конечно же, присутствует в расчётках у моих коллег. Есть и те, кто может похвастаться и суммой под четыре десятка. Но, повторюсь, это никоим образом не отвечает той самой пресловутой "средней" рабочей нагрузке. Они практически живут в школе. Не буду далеко ходить за примерами. Скажу о себе. Стаж 22 года. Образование высшее. Преподаю в школе три замечательных предмета. Нагрузка по урокам 23 часа. Дополнительно к этому веду спортивную секцию, шесть часов в неделю. Плюс проверка тетрадей. Плюс работа с коррекционщиками. Плюс заведование кабинетом. Мало того, значительную (в процентном отношении, конечно же) прибавку к нашим нищенским окладам составляют сельские выплаты и северный коэффициент. Итак, после перечисления всех этих бюджетных регалий что же я имею на выходе? А имею скромные 24 тысячи на руки. Это при моей далеко не средней рабочей нагрузке и сельских. Представляете, что бы я имел, работая в городской школе? Не более 18, а то и 16 тысяч. Поэтому, госпожа Васильева, вы уж простите, но слушать ваши придыхания по поводу растущего благосостояния российского учителя становится с каждым разом всё сложнее и сложнее. Я не беру во внимание, что сам факт такой зарплаты, не дотягивающей даже до уровня 600 долларов, позорен и уныл. Воздержусь и от сравнения в стиле "а вот у Них Там", чтобы не прослыть русофобом у лёгкой на выводы публики. Конечно, вашу риторику понять несложно. Мне, простому смертному, на ум приходит два варианта такого расхождения ваших чиновничьих фантазий с суровой действительностью, в которую нас с завидным постоянством окунает это государство. Первый вариант - вы просто не в курсе происходящего в стране. Тогда напрашивается очень неприятный вывод либо о вашей некомпетентности, либо о саботаже со стороны тех, кто вас снабжает такой дезинформацией. Второй вариант - вы просто-напросто играете роль, не выходя за рамки своего амплуа, создавая фальшивую картинку общего благополучия для стороннего наблюдателя, рассуждая о средних зарплатах, но скромно умалчивая о медианных, озвучивая суммы, но так же скромно умалчивая о соответствующей этой сумме рабочей нагрузке, говоря об увеличении номинальных сумм в расчётках учителей, не замечая затянувшегося падения реальных доходов населения. Тогда вас вполне закономерно можно заподозрить в элементарном лицемерии. Но, думаю, вас это мало пугает, потому как наше к вам отношение вряд ли будет донесено до вас во всей своей богатой палитре по причине неработающей обратной связи. Честно говоря, напрашивается ещё одно предположение медицинского характера - хроническое головокружение от успехов. Но я не медик. И не политик. Поэтому не настаиваю. Вернусь к цифрам и фактам. Вы, наверное, слышали легенду под названием "Майские указы"? Среди бюджетной челяди ходят упорные слухи, что в соответствии с ними заработные платы учителей должны быть сейчас на порядок выше. Кроме этого, статья 134 ТК РФ прямо указывает на своевременное обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Так что, учитывая всё вышесказанное, при повышении зарплаты должен получиться синергичный эффект. И если взять во внимание тот постыдный для Великой, Необъятной и Встающей с колен факт, что основная часть заработка нищего российского учителя уходит на погашение тарифных платежей и покупку продуктов (не менее 80%), то, начиная с 2014 года, в наших распечатках по заработной сдаче (простите, плате, конечно же) должны отображаться числа, как минимум на 60-80% превышающие ту унизительную сумму, которую мы имеем сейчас. Конечно, я, как сознательный и ответственный современный гражданин своей страны, должен понимать, что вашим светлым и принципиальным порывам повысить благополучие и престиж педагогической профессии противостоит весь мир - от Госдепа до Пятой колонны и от Барака Обамы до Ангелы Меркель - но, если учесть некоторые факты из реальной жизни, у меня всё чаще и чаще закрадываются смутные сомнения, что не всё так однозначно. Уж простите мне мою въедливость и, быть может, некоторую подозрительность, но я позволю себе окунуться в нафталин своих бюджетных воспоминаний, чтобы познакомить вас и ваших коллег с терниями, через которые пришлось продираться тому финансовому благополучию российского учителя, в котором вы нас время от времени пытаетесь убедить. Итак, 5-летняя история моего существования в цифрах и фактах. 2014 год. Работаю в школе менее 20 лет. Нагрузка в школе 26 часов. Дополнительно имею нагрузку в спортивной школе в качестве тренера-преподавателя 15 часов. Заработная плата по школе 24 тысячи. В качестве тренера получаю на руки 8500. Итого 32500 - мой заработок на конец тех самых пресловутых жирных лет, обеспеченных, по моему скромному мнению, всё же внешней конъюнктурой, то бишь высокими ценами на нефть. Но политическая турбулентность вокруг нашей страны, созданная известными событиями, оценку которым здесь я давать не буду, чтобы хоть как-то доработать до такой же нищенской пенсии по выработке, уже тогда начала наводить на неутешительные мысли. Не нужно было быть Нострадамусом, чтобы понять, что в России всё будет так, как сказано в одной народной мудрости: "Бей своих, чтобы чужие боялись". Последствия не заставили себя долго ждать. 2015 год. Переход на новую систему оплаты труда. Не знаю, чем вызваны все эти пертурбации вокруг системы оплаты труда педагогов, но на выходе получилось так, как это кратко и ёмко описано ещё в одной фразе: "Хотели лучше, а получилось как всегда". Впрочем, хотели ли лучше - вопрос открытый. В итоге с января 2015 года мы дружно, под молчаливое и терпеливое "одобрям-с", которому, наверное, позавидовали бы братья наши меньшие, обычно перемещающиеся стадами и покрытые тёплой кучерявой шерстью, подписались под новыми условиями трудового договора. Как следствие - я потерял в заработной плате порядка 4 тысяч рублей. Некоторым "повезло" ещё больше. Кто-то потерял по 6-8 тысяч. И с сентября 2015 года мой достаток, уже на фоне беззастенчиво сдвинувшихся цен и тарифов в сторону повышения, неуклонно стал ползти в противоположную сторону, так же беззастенчиво и цинично конфликтуя с хронически позитивной российской статистикой и истеричными восторгами по поводу наших грандиозных успехов на внешних и внутренних геополитических и экономических аренах. В ДЮСШ, в которой я продолжал исправно выполнять свои тренерские и педагогические обязанности, тоже наметился определённый сдвиг. В какую сторону, думаю, несложно догадаться. Нагрузку в плане экономии средств сократили до 12 часов. В итоге, к концу 2015 года моё месячное вознаграждение составляло порядка 26-27 тысяч рублей. Кто же знал, что эта тенденция будет только усиливаться. Можно, конечно, взять во внимание тот факт, что моя рабочая нагрузка тоже уменьшалась. Но речь идёт о реальном содержании заработной платы, о том, сколько стоит час, отработанный в школе, и что я, как законопослушный гражданин и специалист с высшим образованием, могу себе позволить на заработанные за этот час деньги. Майские указы гордо прошествовали мимо нас с невозмутимым видом. К сожалению, рост цен на товары и услуги, в отличие от указов, мимо нас не прошёл. 2016 год. Из поля зрения навсегда исчезают стимулирующие выплаты. Они, скажем так, и в пору своего присутствия не особо-то стимулировали, но всё же получить кусочек пирога при позорной делёжке стимулирующих баллов - был определённый шанс. Теперь лишают и этого. Плюс, думаю, тут всё же есть. Коллектив снова стал более сплочённым. Но в денежном эквиваленте я и мои коллеги потеряли от 2 до 6 тысяч рублей. Режут льготы. В частности, сокращают сумму возврата за ЖКУ. А на горизонте всё явственнее маячит очередное детище нашего заботливого правительства - оптимизация всего и вся. Нас это счастье тоже не обошло стороной. И вот в сентябре 2016 года наша детско-юношеская спортивная школа попала под каток оптимизации и была ликвидирована как отдельная образовательная организация. Теперь она переведена под начало нашей средней общеобразовательной школы и сейчас мы гордо именуемся педагогами дополнительного образования. Требования к уровню спортивной подготовки, несложно догадаться, снизились, нам явно дали понять, чтобы мы поумерили свои амбиции. Ставки были жестоко порезаны, нагрузки сокращены в два-два с половиной раза. Теперь я, выполняя всё те же свои обязанности, в уже бывшей спортивной школе, именуемой сейчас гордо "Зал №2", получаю на руки 4300 рублей. Знаете, что в этой ситуации особенно возмущает? На фоне залихватских заявлений про важность профессионального роста специалиста и про необходимость личной инициативы на рабочем месте проявляется полное и абсолютное безразличие системы, циничное игнорирование успехов на местах. Как это бьёт по рукам и профессиональному самолюбию, думаю, объяснять не нужно. И, поверьте, этап обиды уже пройден и такое отношение уже начинает вызывать гневное возмущение. Приведу свой пример. За последние 4 года благодаря тому, что я, как та самая лягушка в молоке, пытаюсь брыкать ногами, на местном уровне продолжают-таки происходить положительные изменения в плане спорта: расширяю зал, ищу спонсоров для приобретения оборудования, ежегодно выполняю за свой счёт ремонт и за свой счёт же провожу соревнования на местном уровне, ежегодно привожу призёров и победителей соревнований краевого уровня, выпустил уже не один десяток разрядников, есть и КМС, сам выступаю на соревнованиях и в декабре 2017 года выполнил норматив Мастера спорта по пауэрлифтингу, облагораживаю свой зал, делаю оформление (рисую арты на стене), держу свой канал в ЮТьюбе, создал сайт спортивный. И вот за это всё я получаю как тренер в 4 раза меньше, чем техничка в школе. Ни в коем случае не принижаю работу тех, кто следит за чистотой в помещениях, но, простите, адекватным такое положение дел назвать сложно. Возможно, чиновники, сидящие в высоких кабинетах, были обуреваемы благими помыслами, запуская в стране этот каток оптимизации. Возможно, здесь уместно вспомнить присказку про доброго царя и злых бояр, которые на местах делают всё не так, как было задумано изначально. Возможно. Но упорно приходит на ум мысль, что рыба, всё же, гниёт с головы. Подведу итог. К осени 2016 года моя заработная плата составила 22 тысячи рублей. К этому времени цены на продукты поднялись не менее чем на 40-50%, если сравнивать с 2014 годом, рост тарифов тоже не заставил себя долго ждать. Призрак майских указов продолжал настойчиво бродить где-то вдалеке, не желая приближаться. В местных СМИ всё настойчивее слышны намёки на отмену районных коэффициентов. Ходить в магазин брать продукты в долг становится чем-то обыденным. Местные коммерсанты, видимо, оказались больше осведомлены об истинном положении дел у населения, в отличие от Вас и ваших коллег по тёплым и просторным кабинетам, госпожа Васильева. 2017 год. Можно подводить определённые плачевные итоги. Итак, в номинальном выражении моё ежемесячное денежное вознаграждение снизилось за три с половиной года на 10 тысяч рублей. В процентном выражении - минус 30 процентов. Добавим сюда, конечно же, падение реального содержания заработной платы на фоне скакнувших цен и тарифов. Напомню ненавязчиво, что, даже если взять во внимание озвученную Вами среднюю зарплату российского учителя, основная доля этой самой зарплаты уходит именно на то, что в последнее время очень ощутимо поднялось в рублёвом эквиваленте: на продукты и тарифы. Как вывод - к потере в номинальном выражении следует добавить потери в реальном содержании. Что имеем на выходе? А на выходе имеем, что я, выполняя все те же самые профессиональные обязанности, приобретая определённый опыт и трудовой стаж, совершенствуясь в своей профессии, передавая свой опыт, достигая каких-то промежуточных целей, год от года становлюсь беднее и беднее. Опираясь на цифры, приведённые выше, я могу с полной уверенностью заявить, что за последние 3-4 года я стал беднее как минимум на 40%. И поверьте, это не исключение из правил. Это и есть правило. 2018 год. В текущем году наш наивный, никак не желающий учиться на собственных ошибках вечно наступающий на грабли Ваших обещаний педагогический электорат слегка взбодрился слухами о повышении зарплаты на 4%. Но, как часто бывает, только мы захотели в очередной раз зажить счастливо и безбедно, как нас огорошили очередной новостью. Оказывается, обряду повышения будут подвергнуты те, кто не попадает под другой обряд - Майские указы. Но вся горькая комичность ситуации заключается в том, что Ваше Правительство настолько ловко научилось лавировать и маневрировать в бушующем море экономического кризиса, управляя государственной галерой, что подавляющая часть бюджетников счастливо избежала столкновения с этими признаками никак не могущего начаться благополучия. Вот и в этот раз реакцией на новость стал лишь неуверенный шелест голосов да тихие смешки моих коллег. Ни возмущения, ни гневных восклицаний, ни кулаком по столу. Ну не французские педагоги мы, не мексиканские и уж далеко не норвежские времён Второй Мировой. Галера плывёт себе дальше и ничто не может и не хочет её раскачивать. Ну как тут не восхититься нами, госпожа Васильева, не правда ли? Вот так живёт, а точнее выживает обычный российский учитель. Учитель, забывший либо молчащий о профессиональном самолюбии, о гражданском самосознании, о своих конституционных правах. Учитель, который вместо того, чтобы быть флагманом в воспитании подрастающего поколения, образцом свободного мышления, примером гражданина, могущего и умеющего защищать свои права, превратился в безвольное существо, в молчаливую жертву Вашего государственного фарисейства. Кого воспитает нищий и униженный учитель? Дайте ответ. Но принцип понижательной адаптации населения никто не отменял. Поэтому кто-то довольствуется существующим положением дел и боится потерять то, что имеет. Кто-то адаптировался и смирился. Кто-то вполне удобно устроился за своим более денежным супругом-супругой. Кто-то удовлетворён государственной подачкой в виде ещё более нищенской пенсии. Кто-то держится за своё подсобное хозяйство и огородчик. А кто-то просто индифферентен, потому как "себе дороже". Мёртвые профсоюзы дополняют эту безрадостную картину, написанную серыми безликими тонами гражданской апатии и иррационального страха, навязанного нам оголтелыми пропагандистами с федеральных каналов - этакими медийными подонками с менталитетом Табаки в лице киселёвых-соловьёвых и им подобных. Я отвечаю за каждое слово, сказанное в этом обращении, госпожа Васильева. Не буду лукавить, но что-то мне подсказывает, что если уж перед выборами Президента страны государство не способно залатать свои дыры и прикрыть свой срам, то после марта 2018 года, когда отшумит предвыборная буффонада и секрет Полишинеля (кто же встанет у руля?) будет раскрыт, на латание дыр материала не хватит вовсе. Вот и напрашиваются два извечных сакраментальных русских вопроса: кто виноват и что делать? Сдаётся мне, что Вы не способны дать нам ответ на эти вопросы. Ведь для этого нужно хотя бы чуть-чуть отвлечься от чувства собственного превосходства и исключительности, спуститься со своего государственного Олимпа и услышать людей. И не раз-два в год на каком-нибудь форуме. А слышать постоянно. Но для этого нужна ещё пара качеств - смелость и честь. Но я, как гражданин своей страны, как неоднократно униженный вами представитель системы образования, простой учитель, видящий ситуацию изнутри, беру на себя смелость отказать Вам и вашей чиновничьей братии в этих основополагающих человеческих качествах. Потому как что бы вы ни говорили, как бы вы ни скрывались за своими прелестными речами, какую бы бурную деятельность ни имитировали, вывод напрашивается один. Если бюджетники в целом и учителя в частности год от года становятся нищее, если год от года граждане страны чувствуют себя всё более бесправными и ущемлёнными, то это означает только одно - такова "линия партии", такова суть государственной политики. И никак иначе. Высказывать предположения о Вашем полном непрофессионализме очень не хочется. Иначе становится страшно. За систему образования. За страну. За будущее. Хотя уже страшно. Редикульцев А. В., учитель Калганской СОШ.

Информация о деятельности министра образования Ольги Васильевой

КТО ЗАЩИТИТ УЧИТЕЛЯ?

КТО ЗАЩИТИТ УЧИТЕЛЯ?

Текст с сайта «ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Дополнение от 19.11.2018. Что же было из математики в этом тесте по математике?

Об эксперименте по оценке учителей тестами ЕФОМ сказано много (см. https://vk.com/wall-62604527_20697), но широкое распространение скандальной «сенсации» новостными агентствами и «патриотическими аналитиками» заставляет вновь вернуться к этой теме.

«Инициаторов отмены пятибалльной системы оценок надо судить за развал российского образования»

«Инициаторов отмены пятибалльной системы оценок надо судить за развал российского образования»

Демонтаж традиционного российского образования происходит с калейдоскопической скоростью. Министерство просвещения фактически превратилось в придаток Высшей школы экономики, «эксперты-модернизаторы» которой, не боясь ни Бога, ни народных протестов, внедряют толпо-элитарную кастовую систему обучения в российских школах.

Разделение Минобрнауки требует «упразднения» ЕГЭ: Госдуме предложили изменить закон об образовании


Разделение Минобрнауки требует «упразднения» ЕГЭ: Госдуме предложили изменить закон об образовании

Просвещение отдельно, наука отдельно. Зачем разделили Минобрнауки?


Просвещение отдельно, наука отдельно. Зачем разделили Минобрнауки?

Министерства образования и науки больше нет. Владимир Путин по рекомендации Дмитрия Медведева разделил главное образовательное ведомство страны на две части: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования . Первое будет отвечать за школы и среднее образование, второе – за развитие науки, инноваций и деятельность вузов. Этим же указом президента упраздняется Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) , его функции перейдут Министерству науки, а Агентство по надзору за образованием станет подведомственным Правительству. Кому понадобилось деление Минобрнауки и принесет ли оно пользу – читайте в материале Накануне.RU .

Что не поделили ректор Кузьминов и министр Ольга Васильева?


Что не поделили ректор Кузьминов и министр Ольга Васильева?

Монополизация в образовании проводится под брендом «вариативности» и влиянием одной лоббистской группы

Недавно увидел свет доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования». Документ вышел в свет на фоне беспрецедентной информационной кампании против нынешнего министра образования Ольги Васильевой. Её «вина», с точки зрения противников, состоит в том, что министр посягнула на устои образовательной реформы, вот уже 20 лет продвигающей «вариативность», «компетенции», образовательный бизнес-заказ и движение к платности «образовательных услуг». Между тем, как результат такого реформирования – катастрофическое падение уровня знаний и даже элементарной грамотности граждан, проходивших обучение за последние 20 лет.

Педагоги бьются за русскую классическую литературу Учителя выступили против Гильдии словесников, критиковавшей новые федеральные госстандарты


Педагоги бьются за русскую классическую литературу Учителя выступили против Гильдии словесников, критиковавшей новые федеральные госстандарты

Продолжается история с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС). В ответ на демарш учителей литературы (Гильдия словесников), восставших против новых ФГОС по своему предмету, педагоги средней и высшей школы начали сбор подписей в поддержку документа. Собрано уже более 13 тыс. подписей.

«На Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией»

«На Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией»

Союз писателей России направил обращение Владимиру Путину в защиту министра образования …

Традиционное ежегодное Всероссийское педагогическое совещание. На этот раз оно отличалось от обычной рутины двумя важнейшими моментами - представлением нового министра образования Ольги Васильевой и выступлением премьер-министра страны Дмитрия Медведева по актуальным темам, волнующим учителей.

Одним из важнейших для педагогов, как несложно предположить, является вопрос оплаты труда. Именно эта тема стала одной центральных в субботу, широко освещённых в российских средствах массовой информации.

“Мы готовы сделать так, как вам удобно, как удобно педагогам. Давайте это все обсудим и примем решение. Можем вернуться к некоторым прежним принципам исчисления заработной платы, имею ввиду базовую часть, оклад, надбавки и так далее. Можем сохранить те принципы, которые существуют сегодня, когда основной набор решений принимается на уровне школы”, - заявил глава российского правительства.

Медведев Дмитрий Анатольевич

Разумеется, и другие моменты, поднятые премьером, например, насчёт необходимости строительства новых школ на 6,5 млн мест до 2025 года, а также закупки 1800 школьных автобусов в нынешнем году, также актуальны. Действительно, если детям не будет где учиться и на чём добираться до школы, о чём тогда можно вообще говорить?

Тем не менее, доселе подавляющее большинство российских ребятишек положенное образование получают. А дают им его именно учителя. Что, увы, обеспечить с каждым годом становится всё сложнее. Главная причина чего - непрестижность учительского труда. Да и как иначе, если при регулярно фигурирующих в отчётах высоких правительственных чиновников "средних зарплатах в отрасли" на уровне 35 тысяч рублей в месяц, многие педагоги получают на руки реально тысяч 10-20 тысяч, причем, не только в регионах, но нередко и в богатой во всех отношениях Москве. Да и то, чтобы получить эти деньги, им нужно буквально "пахать" на две, а то и больше ставок.

Желающих идти работать в школы с каждым годом становится всё меньше. Причем, среди них, грубо говоря, в основном либо настоящие фанаты своего дела, искренне любящие детей, либо неудачники, которые после окончания педагогических вузов не смогли найти себе более высокооплачиваемой работы где-нибудь в бизнесе или даже в госадминистрациях, где "педагоги по диплому" тоже могут иметь немалый карьерный рост.

Соответственно, если уделять максимальное внимание лишь "зданиям и оборудованию", растет вероятность повторения ситуации в российской медицине. Когда во многих больницах дорогостоящее оборудование элементарно простаивает, поскольку желающих работать на нём докторов просто нет. В первую очередь потому, что "врачи-инструменталисты", как правило, получают "голый оклад", в отличии от своих коллег-клиницистов, обычно имеющих и неплохие "презенты" от благодарных пациентов.

Но ведь учителя, в отличии от большинства докторов, возможности получения таких "презентов" лишены в принципе! Разве что классному руководителю после выпускного бала раз в 7 лет подарят что-то памятное. А в остальные дни, месяцы и годы российские "макаренки" и "сухомлинские" могут рассчитывать только на зарплату от школьной бухгалтерии.

После реформы оплаты педагогического труда, введённой в бытность Дмитрия Медведева президентом, расчёты прозрачностью и предсказуемостью не отличаются. Что там говорить, если на том же упомянутом в начале этой статьи совещании он признал, что базисный оклад учителя составляет не больше 10% от его реального дохода, всё остальное - надбавки.


Фото: reuters

Но вся беда в том, что их назначение находится исключительно в руках администрации школы, на которую могут "давить" региональные чиновники, с целью добиться экономии бюджетных расходов. Вот и получается, что многим учителям приходится работать на две с лишним ставки, чтобы получить хотя бы 20 с хвостиком тысяч рублей.

Можно заметить, что данную систему оплаты труда учительское сообщество критикует практически с момента ее введения. Да только до недавнего времени чиновники на это недовольство почти не обращали внимания. Даже тот же премьер еще 3 августа, выступая перед педагогами на форуме “Территория смыслов”, отвечая на вопрос преподавателя из Дагестана, почему в правоохранительной сфере сотрудники получают 50 тысяч, а молодые учителя - всего 15, посоветовал тем, кто хочет иметь высокие зарплаты " идти в бизнес ". Заодно напомнив, что, дескать, правоохранители рискуют жизнью, борясь с преступниками, а потому закономерно имеют большие оклады.

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю, ну вот», — заявил премьер.

Медведев Дмитрий Анатольевич

На самом деле, вклад педагогов и в борьбу с преступностью, и в общую обороноспособность государства, ничуть не меньше, чем у людей в форме. Бисмарку не зря приписывают фразу: "Битву при Садовой (где прусская армия разбила армию Австро-Венгерской империи) выиграл прусский учитель". Воспитание - огромная сила. Над сталинским выражением "учителя - это инженеры человеческих душ " ныне принято иронизировать, но, тем не менее, воспитанные в советских школах люди в тяжелейших условиях победили в Великой Отечественной войне , а потом за считанные годы отстроили мощнейшую экономику.

Обратный пример - успешное проведение украинским Минобразованием националистических идей в местных школах позволило антироссийским элитам за четверть века вырастить поколение "онижедетей", готовых бросать в тех же правоохранителей "коктейли Молотова" на Майдане , а потом идти в каратели, убивать мирных жителей на Донбассе . Правда, настоящих патриотов на шкурном эгоизме и желании "халявы в Евросоюзе" воспитать невозможно. Оттого число беглецов от призыва в "вийско" уже заставило Киев перейти к комплектованию войск "контрактниками".

Тем не менее, такой "разрушительный успех" прозападных властителей Украины стал возможен именно потому, что учителя сразу после обретения "незалежности" стали откровенно "привилегированной кастой". Их оклады были самыми высокими среди "бюджетников". Превышая таковые в здравоохранении в полтора-два раза - и будучи вполне сравнимыми с теми, что получали рядовые милиционеры. Кстати говоря, разница между зарплатой начинающего учителя на "голой ставке" и доходами его опытного коллеги, с массой надбавок, могла отличаться на 50-80%, но отнюдь не в разы, как после реформы 2008 года в России.

Риторический вопрос - что более предпочтительно (да и просто дешевле) для российского общества: не допустить появления в "час Х", назначенный в далеком Вашингтоне, на гипотетическом московском Майдане толп доморощенных "онижедетей", или решать уже возникшую проблему с помощью Росгвардии и других силовых подразделений? Ответ, думается, очевиден…

Так что намерение главы российского правительства обсудить изменения вызывающую очень большие нарекания систему оплаты учительского труда заслуживает лишь одобрения. Правда, при этом вызывает некоторое беспокойство нечёткость со стороны премьера на этот счет.

“Что бы мы ни делали — и система оплаты труда педагогов, и с профессиональными стандартами, вот эти любые новеллы не должны приводить к ухудшению экономического положения учителя, это абсолютно недопустимо, давайте из этого будем исходить”, - заявил он.

Ну так ведь просто "не понижать" уже мало, их повышать надо, и так, чтобы самый низкооплачиваемый педагог задумывался не о куске хлеба насущного, а о лучшем обучении и воспитании своих питомцев!

И самое главное - не заглохнет ли эта более, чем своевременная инициатива после завершения думских выборов? Хочется надеяться, что со знаковым назначением нового министра образования, патриотки и государственницы Ольги Васильевой , процесс радикального улучшения условий труда российских "сеятелей разумного, доброго, вечного" однозначно сдвинется с мертвой точки.

Эту тему наш телеканал обсуждал месяц назад в рубрике "Реальные цифры". Информацию о своих зарплатах присылали вы сами - наши телезрители. Несколько сообщений пришло и из Ивановской области о том, что там педагоги зарабатывают нет, все же не 7, но 11-12 тысяч в месяц. Сразу в нескольких регионах, например, на Алтае, в Бурятии и Липецкой области, учителям платят еще меньше - в пределах 10 тысяч рублей.

А ведь даже эти деньги достаются нелегко. В ход идет все: берут по две ставки, а то и больше. Плюс классное руководство. Плюс кружки.

И даже так, зарплата до суммы в министерском отчете у многих никак не дотягивает.

Пятнадцать тысяч и даже больше действительно получают многие учителя в Иваново. Правда, чтобы заработать эти, в общем, небольшие деньги, педагогам часто приходится работать на износ: больше, чем на 2 ставки. Одна без дополнительных надбавок до суммы из отчета министра не дотягивает.

На улице уже стемнело, а стопка непроверенных тетрадей пока лишь сравнялась с той, в которой листы пестрят красными отметками. У учительницы математики одной из школ города Иваново рабочий день продолжается, несмотря на то, что уроки давно закончились. После них час уже своего личного времени педагог тратит на занятия с отстающими учениками - бесплатно помогает им наверстывать программу. Между уроками в школе и работой на дому идут платные занятия. Без репетиторства прожить на обычную учительскую зарплату непросто

Как учитель математики я получаю за январь 2017 года 12 тысяч 788 рублей. Это у меня 20 часов недельных нагрузки, классное руководство в одном классе и руководство методическим объединением в эту сумму входит. Есть зарплата - у кого по 12 тысяч рублей, есть 13, 14, 15 вот такой разброс где-то до 15 тысяч. Чтобы получить условно 16-17 тысяч, нужно работать больше, чем на 2 ставки.

Две ставки - это 36 часов в неделю. По 7 уроков при работе в пятидневку. Плюс нужно найти время на подготовку к занятиям, составление планов, классную работу. Чтобы в придачу к окладу получать стимулирующие выплаты - выступать на педсоветах, участвовать в семинарах и конкурсах. То есть, буквально, жить на работе за деньги, которые на нормальную жизнь все равно не хватит.

Больше половины своей зарплаты наша героиня тратит на оплату квитанций за квартиру.

Очень многие учителя, которые получают до 15 тысяч около 15 тысяч, которые съедает коммуналка, продуктовая корзина, конечно, в таких условиях, когда постоянно нет денег, когда ты думаешь, где их взять. Как можно идти к ученику и ему улыбаться, и его учить, не раздражаться, и по крайней мере, то есть, не думать о том, как выжить.

Мы не называем имени героини и номер школы, где она работает, по ее просьбе. Ее коллеги из Иваново на камеру общаться отказались, но за кадром рассказали свои истории. Учитель русского и литературы получает 11 тысяч, физик 12,5. 12 - учитель информатики, молодой педагог одна воспитывает ребенка и живет в съемной квартире. Все боятся потерять и место и деньги, ведь фиксированный оклад далеко не всегда большая часть зарплаты.

Леонид Перлов, учитель высшей категории, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель": "Многократно говорилось о том, что базовая часть, гарантированная учителю, должна быть не меньше, по-моему, 60 процентов. По факту она иной раз и до 50 не дотягивает. А вот стимулирующая. За что, критерии назначения этой стимулирующей - это, в общем, в компетенции директора. Захотел, он эти стимулирующие начислил. Не захотел - не начислил".

Концы с концами сводят не только учителя в Иваново. Чтобы обеспечить семью с ребенком преподаватель истории из Махачкалы работает в двух местах: в школе и в центре подготовки к ЕГЭ - в сумме выходит все равно немного: 21 тысяча.

Мурад Абдурахманов, преподаватель истории: " Сначала это квартплата, ЖКХ, питание. Старшие, родители помогают, чем могут, без этого никак".

У Мурада Абдурахманова еще не истек трехлетний срок с окончания университета, поэтому он получает надбавку как молодой специалист. Когда ее отменят, его оклад в школе снизится до 8-9 тысяч. Сообщения о зарплатах меньше 10 тысяч в нашу редакцию приходили и из других регионов.

Моя ставка 18 часов, получаю 7 654 р. Поселок городского типа, Пермский край

При расчете зарплаты учителей берется средняя зарплата по школе! 60 тысяч - директор, по 10-12 у учителей! Вот тебе и хороший показатель!

Бурятия. За 23 часа - 7500 рублей на руки. Стыдно.

После этого сообщения впору затевать новую проверку - уже в Бурятии. Впрочем, и от нее ждать каких-то перемен не приходится. Официальной статистике верят больше, чем людям. По свежим данным Росстата, средняя зарплата педагогов в Ивановской области 21 тысяча рублей. В Бурятии - почти 30.

Средняя заработная плата омского учителя составляет пятнадцать тысяч рублей и никак не двадцать пять. Статистика, приведённая в некоторых крупных СМИ, неверна! Вывод напрашивается сам собой, а прогрессировать нужно дальше.

Некогда стенать и жаловаться, нет времени обсуждать и сердиться – планы необходимо писать и к урокам готовиться. Другого учителям не остаётся. А между тем, зарплаты учителям не хватает, чтобы вставить зубы…

– Повысим зарплату за счёт оптимизации труда, – упоминает министр Ольга Васильева.

Оптимизация труда – также сокращение старых кадров, перераспределение средств, не увеличение их числа.

– Я попрошу духов, Виктор, чтобы министр Васильева повысила зарплату учителям! – обещает Иван Таран, поэт и чудак. Он берёт листок с пиктограммой, нитку и камешек, закрывается в своей комнате.

Дорогая Ольга Васильева – человек образования и наверняка знает о том, почему молодёжь не стремится работать в школах. Требуют с учителей немало, а выполнять заставляют в несколько раз больше. Мало того, после работы приходится готовить реквизит, печатать тесты, так ещё тратить время в «Дневнике.ру», который редко-редко посещают родители. Это отметка для Департамента Образования Омской Области, якобы КПД, хотя средства, затраченные на дизайн сайта и функциональность – желают лучшего. Сайты у некоторых школ сделаны намного интереснее департаментского «Дневника.ру», на деньги родителей их модернизируют регулярно. Писать много и конкретно мне, наверное, не стоит, не то лишнее сболтну, а работаю я в школе, сами понимаете, профессию свою люблю и за неё держусь. Детей не брошу и журнал из рук не выпущу. Привычка и ответственность – сильные вещи!

– Представляю, Виктор, что напишут в СМИ, если я снова возьму твои книги, это «Красный лотос», «Последний рассвет» или путевые заметки в США «По ту сторону неба», и сообщу о том, что направляюсь в Москву к Ольге Васильевой, в министерство, – говорит Борис Штуров, известный омский ниндзя, путешествовавший на Донбасс вместе с ребятами из клуба «Сёдзи». – Просить повышения зарплаты своему коллеге по творческому цеху, что будет?..

– Ага, Борь, представляю, – смеюсь. – Письма поклонников, рост просмотров, новые подписчики!

Отработать в школе нужно двадцать пять лет. Можно больше, а меньше – выслугу не оформят. Пенсия плюс зарплата – уже что-то, но только через два десятка с половиной, когда годы позади. Жить хочется сейчас и по полной. Помогите, дорогая Ольга Васильева, почувствовать себя и свою профессию в мере и лучшим образом. Вы имеете отношение к образованию непосредственно. Ждём. Ваши учителя!