Зачем проводится лыжная подготовка в школе? Рассказываем о требованиях к учебно-воспитательному процессу, типах уроков по лыжной подготовке и даем структуру лыжного занятия.

Почти на всей территории нашей страны зима ассоциируется с зимними видами спорта, такими как лыжи, санки, коньки. Лыжная подготовка в школе - обязательный элемент программы физического развития ребенка. Занятия укрепляют детский иммунитет, прокачивают все группы мышц. Лыжная подготовка проводится с 1 по 11 класс. Этому направлению по программе отводится 16 учебных часов.

Цели и задачи лыжной подготовки в школе

В настоящее время идет резкое снижение интереса к лыжной подготовке в школе. Одна из основных причин такого явления - монотонность занятий. Школьники в течение всего урочного времени наматывают несколько кругов подряд, затем бегут нормативы по этим же кругам, после уставшие и вспотевшие отправляются на другие занятия. Мало кому это понравится. К тому же экипировка довольно отягощенная: большое количество сменной одежды, лыжи, которые приходится таскать в школу и обратно плюс отсутствие душевой кабины. В итоге дети вырабатывают стойкую антипатию к лыжной подготовке в школе.

Человек любит то, что у него хорошо получается и в чем он хорошо разбирается. Детей надо обучать технике - правильному передвижению на лыжах и тогда они полюбят этот замечательный вид спорта. Стоит отметить, что техника таких движений сохраняется у человека на всю жизнь, а выносливость со временем (и довольно быстро) теряется. Это означает, что бессмысленно тратить уйму времени на развитие выносливости. Работа же над техникой в свою очередь повышает выносливость. Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: учащиеся должны овладеть разными способами передвижения на лыжах. Задача педагога - научить их этому.


Скачать бесплатно в.ppt


Скачать бесплатно в.docx

Задачи лыжной подготовки в школе:

  1. Обучить школьников основным приемам передвижения на лыжах: спуски, подъемы, лыжные ходы, повороты, торможение
  2. Привить детям здоровый образ жизни (оздоровление и закаливание, польза пребывания на свежем воздухе)
  3. Привить устойчивый интерес к систематическим лыжным занятиям (с помощью игр на лыжах)
  4. Развить выносливость, силу, ловкость - главные физические качества
  5. Воспитать в детях морально-волевые качества (неустрашимость, упорство, собранность, организованность)
  6. Воспитать у учащихся навыки и умения, необходимые для самостоятельных занятий.

Требования к учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе

Ко всему учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе и к каждому уроку в отдельности предъявляется целый ряд требований.

  1. На каждом занятии по решаются задачи: образовательные, воспитательные и задачи оздоровления. Образовательные задачи планируются обязательно и имеют точную формулировку на каждый урок. Задачи воспитания и оздоровления, как правило, на каждый урок не планируются. Они осуществляются всей системой занятий лыжной подготовки, применением упражнений, системой внеклассных мероприятий.
  2. Каждый урок неразделимо связан с уроком предыдущим и последующим. Возникает единая система уроков. В то же время каждый урок является вполне самостоятельной и целостной частью учебной работы.
  3. Ключевое требования к зимнему уроку физкультуры - руководящая роль педагога. Учитель, проводя урок физкультуры на лыжах, при подготовке к занятию должен иметь организаторские способности, должен руководить школьниками, направляя их и проявляя высокую требовательность. Его задача - активизировать учащихся на решение поставленных задач.
  4. Содержание, нагрузка, приемы обучения и развития физических качеств на уроке по должны неизменно соответствовать программному материалу, возрасту учащихся и их полу, поставленным задачам.
  5. Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать учащихся к активности, сознательному усвоению нового материала, техники безопасности. Для придания урокам физкультуры на лыжах большей эмоциональности рекомендуется включать в них элементы игр, соревнований, игровых заданий.
  6. На уроках по необходимо оптимально сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся. В начале, когда школьники изучают новый метод передвижения на лыжах, применяется коллективное обучение. Однако, ввиду того, что степень подготовленности учащихся различная (кто-то отстает, а кто-то наоборот, опережает своих одноклассников), применяется разделение их на подгруппы с учетом ступени подготовки. Таким образом, учащиеся могут осваивать технику, не мешая друг другу. Школьники, справляющиеся хуже, передвигаются по внутреннему лыжному кругу, поближе к учителю.
  7. Активная деятельность учащихся на зимнем уроке п упражнений. Применение различных упражнений (имитационных, подводящих, основных) в передвижении на лыжах в различных сочетаниях (чередование практики на учебном склоне и на учебной площадке, на лыжне) с различной степенью интенсивности позволяет не только переключать внимание учащихся, но и поддерживать их работоспособность на протяжении всего занятия.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд требований, предъявляемых к процессу лыжной подготовки в школе. Они зависят от возраста учащихся, их физической подготовленности и других факторов.

Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt

Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx

Типы уроков по лыжной подготовке в школе

В зависимости от поставленных задач можно определить следующие типы уроков по лыжной подготовке в школе:

  • вводные
  • учебные
  • тренировочные
  • смешанные
  • контрольные

Каждый из этих уроков имеет свои характерные черты, отличающиеся по структуре, приемам организации, активизации учащихся.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года во всех классах, без исключения. На них учитель знакомит учащихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготовки в школе, предусмотренными программой конкретно в этом классе. Также сообщает теоретические сведения о данном виде спорта, знакомит школьников с техникой безопасности и одновременно выявляет характерные особенности класса, физическую готовность школьников к усвоению нового для них материала.

Учебные уроки проводятся преимущественно в начальных классах. Цель таких уроков - изучение нового материала. Помимо новых знаний на таких уроках совершенствуются знания уже полученные. В программу уроков включаются упражнения на развитие физических качеств, совершенствуются способы передвижения на лыжах, изученные ранее.

Тренировочные уроки чаще всего проводятся в старших классах. В начальной школе такие уроки не проводятся вообще, в средних классах крайне редко. В программе для IX-XI классов в раздел лыжная подготовка в школе включено очень мало нового учебного материала. В связи с этим тренировочные уроки имеют главную цель - развитие физических качеств учащихся при помощи лыжного спорта. Тренировочные уроки широко используются во внеклассной работе по лыжному спорту, когда проводятся занятия в школьных секциях.

Смешанные уроки по лыжной подготовке в школе широко распространены во всех классах. На таких уроках решаются всевозможные задачи обучения. Школьники совершенствуются в техниках передвижения на лыжах, развивают выносливость, силу и ловкость. Осуществляется текущий контроль за освоением учащимися академического материала.

Контрольные уроки по лыжной подготовке в школе проводятся с целью подведения итогов и учета успеваемости учеников. В первую очередь на таких уроках школьники сдают нормативы по дистанциям. Выставляются оценки за технику выполнения конкретных способов передвижения на лыжах. Оценка может быть выставлена педагогом как на контрольном уроке, так и в ходе других занятий (текущий учет успеваемости). В конце каждой четверти после приема академических нормативов ставится итоговая оценка.

Структура урока по лыжной подготовке в школе

Структура урока лыжной подготовки в школе уже долгое время не меняется, соответствует общепринятой в отечественной системе физического воспитания. Урок физкультуры на лыжах в школе состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой:

  • вводно-подготовительной;
  • основной;
  • заключительной

Вводно-подготовительная часть урока решает вопросы начальной организации учащихся, ознакомления их с предстоящей работой, техникой безопасности передвижения на лыжах. Кроме этого, школьники психологически настраиваются на овладение техниками лыжного бега. На этом этапе проводится постепенная подготовка организма школьников к последующим нагрузкам в основной части урока. Продолжительность вводно-подготовительной части составляет в среднем 8-12 минут.

В основной части урока решается главная задача - образовательная. Школьники обучаются новым способам лыжного бега, развивая в процессе физические качества: силу, волю, выносливость. Основная часть урока по лыжной подготовке в школе строится по следующей схеме: вначале повторяется уже пройденный материал (3-5 минут), после чего учащиеся начинают осваивать новые способы передвижения на лыжах, предусмотренные планом урока и программным материалом для данного класса. На основную часть урока затрачивается 25-35 минут. Длительность зависит от многих факторов: содержания, задач, методов и т.д.

В заключительной части урока подводятся итоги, организм школьников приводится в оптимальное функциональное состояние для посещения остальных уроков. Заканчивая занятие по лыжной подготовке в школе, учитель может задать детям домашнее задание. Продолжительность этого отрезка урока - 4-5 минут.

Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt

Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx

Мастерство учителя заключается в умении сочетать в процессе обучения постоянное, неизменное с элементами новизны. Дети редко утомляются от нагрузок, однако их быстро утомляет монотонность, однообразие. Как сделать урок физической культуры интересным ?


Подготовительная часть урока


Разминка начинается с бега - самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить В стандартном школьном зале один круг в среднем составляет 50 м . Перед пробежкой необходимо четко объяснить классу как бежать, куда бежать. Например,8 кругов против часовой стрелки, 8 по часовой стрелки. После 2 кругов учащиеся по диагонали или боковой линии выполняют беговое упражнение. Более высокая степень организации класса – постановка усложненной задачи: 3 круга по часовой стрелки, 1 круг приставным шагом левым боком, 3 круга против часовой стрелки, 1 круг приставным шагом правым боком, 3 круга по восьмерке используя волейбольную площадку, 1 круг спиной вперед. Во время выполнения задания основная масса учеников думает, как правило, о правильности своих действий, подсказывает направляющему, т.е. активно участвует в разминке.

Еще один способ сделать интереснее однообразное упражнение. Класс рассчитывается на первый-второй и бежит в колонну по одному дистанция друг от друга 1 – 1,5 м. По свистку вторые номера делают ускорение и с левой стороны обгоняют свой первый номер, встают перед ним и продолжают движение. По второму свистку то же делают вторые номера.

При деление класса на группы во время бега последний учащийся делает ускорение вдоль колонны и становится первым. Бег заканчивается, когда направляющий становится первым. Постановка усложненной задачи: последний бежит змейкой, класс работает при строгой соблюдение дистанции, чтобы не было столкновений.

После объяснения задач урока класс перестраиваться в две колонны по физической подготовке. Первая колонна физически подготовленных учащихся бежит по часовой стрелке, вторая колонна – против часовой стрелке. Разделение на группы позволяет первой колонне пробежать в более высоком темпе, второй колонне выбрать оптимальный темп и не отставать в строю выполняя задания. Учащиеся подготовительной группы выполняют половину от заданной нагрузки, переходить на внутренний круг продолжают движение шагом.

Учащиеся строятся отдельно мальчики, девочки, построение начинается с учеников подготовительной группы и заканчивается самым физически подготовленным учеником (по результатам бега на 500м или 1000м). Каждый учащийся, пробегая 2 круга, продолжает движение шагом.

Вариантов много, главное – поменьше муштры и побольше осмысленности в действиях.

Разминка

Скоротечная (5-7 минутная), эмоциональная и неожиданная по содержанию разминка с упражнениями, требующими напряжения всех сил, быстро приводит ученика в рабочие состояние. В организационном плане очень важен переход от беговой части к разминке. Более высокая организация детей на уроке – самостоятельное перестроение. После разминки если не запланированы эстафеты, то после получения спортивного инвентаря детей занимают свободное место, встав лицом к учителю. Обычно дети сразу выполняют задание правильно.

Сложнее с общеразвивающими упражнениями без предметов, так как они менее интересны. Однако, постоянно меняя форму выполнения упражнений, можно активизировать действия учащихся. Например, класс делится на девочек и мальчиков строится на лицевой линии волейбольной площадки, после выполнения двух упражнений группы поворачиваются направо и меняются местами. Затем каждый ученик занимает свое место и выполняет еще два упражнения, потом снова пробежка. В конце разминки – отжимания: 5 отжиманий и пробежка, затем 4 отжимания и т.д. Обязательное условие – класс пробегает строго в колонне по одному и в полном составе. Количество упражнений варьируется учителем в зависимости от подготовленности класса.

Очень интересно проходят разминки в парах. Например, стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Пружинящие наклоны вперед. Стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Одновременный мах правой (левой) ногой назад. Стоя спиной друг к другу, руки вверх. Повернуться лицом друг другу. Стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Одновременные приседания на одной ноге «пистолетом». Сидя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены. По команде быстро встать. Сидя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены вверху. Наклоны вперед назад. Лежа на спине головой друг другу, взяться за руки. Поднять ноги «поздороваться» ногами. Стоя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены. По команде перемещение приставным шагом вправо (влево). Прыжки.

Чтобы исключить механическое выполнения упражнений и постоянно поддерживать внимание учащихся, в разминку можно включать задания, требующие не только физического, но и умственного напряжения. Например, упражнения объясняют один раз без показа: 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – ноги врозь, 4 – ноги вместе, 5 – ноги врозь, 6 – ноги вместе, 7– упор присев, 8 – встать. Приседание: 1 – приседание руки вперед, 2 – исходное положение, 3 – приседание руки к плечам, 4 – исходное положение, 5 – приседание руки вверх, 6 – исходное положение. 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – упор присев, 4 – упор стоя, 5 – упор присев, 6 – выпрямится.

Оживление в разминку вносят упражнения – «ловушки», заставляющие учащихся быстро реагировать на ситуацию, например, из исходного положения – упор присев, быстро, не отрывая рук и ног от пола, выпрямить ноги. Правильное положение – упор стоя, согнувшись.

Главное в разминке – исключить лишнее перестроения, длинные объяснения, длительное выполнения упражнений и большие паузы между ними.

После разминки необходимо уделить 5 минут на развитие физических качеств (силовая подготовка). Девочки и мальчики занимаются в разных местах зала, чтобы избежать насмешки. Например, девочки выполнив упражнения на мышцы спины, затем в колонну по одному приняв упор лежа преодолевают длину зала. В это время мальчики на гимнастической стенки выполняют упражнения на мышцы пресса, затем в колонну по одному выполняют прыжки через скамейку 3 подхода. На следующем уроки группы меняются местами.

В силовую подготовку можно включать множество упражнений, но главное оставить неизменным порядок проведения силовой подготовки: занятия по группам в разных концах зала. В игровых видах удобно проводить силовую группу по следующей схеме:

1. Мальчики играют, девочки тренируются, и наоборот.

2. Две команды играют, остальные тренируются.

Главным условием успешного проведения силовой тренировки является систематичность, т.е. проведение на каждом уроке. Тем самым учитель практически показывает важность физической подготовки, постепенно увлекая их постоянным ростом результатов.

Основная часть урока

Ребенку для развития постоянно требуется не только интеллектуальная информация, но и двигательная. И чем больше двигательных навыков осваивает ученик, тем он быстрее развивается физически и умственно. Обучение двигательному навыку проходит по известной схеме: показ и краткое объяснение основ техники движения – первые пробные попытки – исправление ошибок – повторение и совершенствование. Обучать навыку желательном в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы ученик смог схватить движение сразу, постепенно отбрасывая лишнее, неправильное. Для обучения используются разнообразные методы: поточный, фронтальный, групповой, но наиболее эффективный самостоятельный. После показа ребята тренируются самостоятельно, а преподаватель поправляет, подсказывает ученикам. После 5 минут самостоятельных занятий просит некоторых учеников показать изучаемое движение. Вызывать надо как тех, у кого получается, так и тех у кого дела идут не важно. Учитель указывает на ошибки, отмечает отличившихся, подбадривает неудачников. После 2 – 3 уроков тренировки сдается зачет по техники движения.

Главный принцип обучения: не умел – научился – применил. Для учителя очень важно замечать каждого ученика на уроке, особенно в момент совершенствования техники движения, подсказывать, поправлять, отметить малейшие сдвиги в сторону улучшения. Ученики должны чувствовать заинтересованность учителя в результатах своего труда, тогда отдача на уроке не замедлить сказаться. Чтобы процесс обучения состоялся, необходимы два условия: 1) чтобы ученик хотел, 2) чтобы учитель умел. В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если класс достаточно подготовлен, подвижная игра в младшем школьном возрасте. На уроках гимнастики это может быть показ упражнений, соревнования между отделениями. Урок без игры превращается в нудную работу, которую ученики не могут выполнять долго.

Обучая детей, учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее, делая урок динамичным, интересным.

Заключительная часть урока

Заканчивается урок должен организованно. Построив детей, учитель подводит итоги, хвалит класс или отдельных учеников, обозначает резервы совершенствования. Если коллективная работа строится на началах принудительного среднего учащихся существует темпа, то для компенсации пробелов знаний у сильных и слабых самостоятельная работа по индивидуальным планам.

Литература:

Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5 – 9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гу манит. Изд. ВЛАДОС, 2003. – 144 с.: ил.

Уроки физкультуры в начальной школе являются обязательными составляющими любого процесс обучения. Поэтому их ежегодно усовершенствуют и дополняют полезными упражнениями, по словам Министерства образования.

Вообще четкое распределение упражнений, а также разбиение урока по частям является самым правильным. Необходимо как методическая поддержка, так и верное выполнение многих элементов. Вообще по современной методике, урок должен быть разбит на несколько основных частей. Так, сначала идет вводная часть. Здесь решаются все необходимые организационные вопросы. Именно эта часть является одной из самых важнейших. В особенности это касается начальной школы. Учитель должен сам заводить детей в спортивный зал, помочь подготовится к уроку, а также приучить к командам. В данном случае имеется в виду построение. Дети должны понимать, что их основной задачей является стать четко по росту, от самого высокого к низкому. Такое постановление получило название «лесенка». Поэтому построению уделяется особое внимание! Как же правильно построить деток? Для старшеклассников такая процедура известна и понятна в целом. Что же касается малышей, то они не совсем понимают суть дела. Строить деток нужно таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу. Кроме того у них должен быть хороший круг обзора, видеть учителя это основная цель. Ну и наконец при выполнении различных заданий педагогу нужно достаточно место для того чтобы в любом случае он мог оказать поддержку. Поэтому построение настолько важно. Также ставить деток рекомендуется по росту или же по уровню их физического развития. В основном всем этим процессом руководит именно учитель по физкультуре, на нем лежит вся ответственность.

Со второго класса, как правило, дети делают все самостоятельно. Стоит только лишь педагогу произнести определенную команду, как все становятся на свои места. На самом занятии учитель может идти рядом с учениками или же впереди, тем самым указывая им путь. Когда он обращается к деткам, то его должны видеть абсолютно все. Поэтому здесь важно не только правильно построить детей, но и выбрать хорошее место для учителя. Большинство педагогов стараются выстраивать ребят вокруг себя, так намного удобнее. При желании можно становиться как угодно, главное чтобы дети это хорошо запомнили. Теперь стоит оговорить длительность вводной части. Для малышей она составляет примерно 10 минут. Дело в том, что детки довольно медленно переодеваются и, попадая в огромный зал, сразу же начинают теряться. Поэтому собрать их и построить сложно. В более «старших» класс начальной школы, а именно в 3-4, все проходит несколько быстрее. Вполне хватит и 5 минут. После вводной части следует подготовительная, она также как и предыдущая решает ряд основных задач. Вообще физкультура для младших школьников должна приносить только лишь положительные эмоции. Поэтому здесь деткам дается время для подготовки к будущим нагрузкам. В этот момент, как правило, проходит разминка, состоящая из определенных упражнений. Они несут обще развивающий характер. В основном это несложные движения, направленные на регулировку координации движений. Начиная с 3го класса, упражнения принимают более сложный характер. Сюда относят различные элементы с палками, мячами, обручами и флажками. При этом выполняется все с элементами движения, приседаний, прыжков и многого другого.

Вообще подготовительные упражнения оказывают хорошее коррекционное воздействие. Именно поэтому в начальных классах подготовительная часть и состоит из обще развивающих элементов. Кроме того, учитель должен самостоятельно подобрать два-три упражнения, которые напрямую будут направлены на двигательные навыки и умения. Разрешается использовать только лишь их, как средство для развития определенных качеств у детей. В подготовительную часть следует включить упражнения, которые предотвращают сопутствующие дефекты двигательного аппарата. Так постепенно длительность подготовительной части увеличивается до 15 минут, и в ее состав входит порядка 10 упражнений.

Нагрузка на уроке физкультуры для школьников должна быть умеренной. Далее наступает время основной части, она, как правило, занимает оставшуюся часть времени. В ней необходимо активизировать все силы на основные упражнения. Это могут быть как действия с элементами гимнастики, легкой атлетики, так и игры различного характера. Рекомендуется проводить эстафеты и соревнования. Так у детей пробуждается чувство командного духа, что весьма полезно. Подбирая упражнения, учитель должен понимать, что их основной целью является соблюдение всех вышеперечисленных качество. Проще говоря, все элементы просто обязаны к чему-то приводить. Министерство образования рекомендует проводить новые упражнения в начале урока, а те, которые направлены на развитие одного из качеств, в основной части. Что касается игр, то они должны быть достаточно подвижными. Желательно отдать предпочтение бегу, прыжкам, эстафетам с мячом и т. д. Вообще многие стараются включать как можно больше гимнастических элементов. Естественно, это хорошо, но нужно все, же активизировать все силы на строевых упражнениях. Ведь в младшем возрасте у многих деток наблюдается состояния потерянности, они просто на просто не могут ориентироваться в пространстве.

Основная часть урока должны быть самой полезной и длится минут 25. Все же рекомендуется отводить немного времени в конце урока для подведения итогов. В этот момент можно выставить оценки, отметить самых активных учеников и поговорить о приобретенных навыках. Ведь только лишь посредствам наблюдения, можно понять какие упражнения для детей были действительно интересными. В целом же структура урока может быть несколько изменена. Все что описано выше скорее относится к основным рекомендациям. Такой является современная программа дисциплины физкультуры. Соблюдать ее или нет, каждое учебное заведение решает само для себя. Вообще учитель должен понимать, что обучать деток физкультуре просто обязано нести в некоторой мере индивидуальный характер. Поэтому присматриваться к поведению детей и учитывать их пожелания тоже необходимо. Рекомендуется на практике поделить все уроки физической культуры на несколько типов. Это могут быть как вводные занятия, когда дети знакомятся с новым материалом и упражнениями, а также комбинированные и контрольно-зачетные. Физкультура для первого класса не должна быть слишком сложной. Поэтому были введены некоторые корректировки в процесс обучения.

На данный момент существует новая нормативно-правовая база физической культуры. Основным лозунгом, которой является «Не навреди! ». Данный принцип на заметку взяли все работники, относящиеся к сфере образования. С первого сентября нынешнего года для всех учеников начальной школы были введены специальные нормы нагрузок. Отныне деток делят на несколько групп, в соответствии с их физиологическими возможностями. На сегодняшний день на школьников дурное влияние оказывают множество негативных факторов. Именно поэтому кто-то является более сильным в плане выносливости, для кого-то же это непостижимая грань. Поэтому те нормативы, которые были ранее просто на просто ушли в никуда. Ведь для большинства детей такая нагрузка является просто непостижимой. Кроме того были полностью убраны те дисциплины, которые дети заранее никак не могут сделать. Проще говоря, ранее существовали такие упражнения, правильное выполнение которых несло вред здоровью ребенка. Поэтому сейчас все изучается крайне тщательно еще до того, как дети начнут заниматься физической культурой. Тяжело в данном случае только лишь учителю. Ведь понять и определить уровень ребенка не всегда так просто. Особенно если речь идет о молодом педагоге. Поэтому здесь необходимо следить за всем более тщательно, дабы никому не навредить. Все упражнения должны нести исключительно пользу и никак не обременять ребенка. Необходимо одновременно обеспечить простоту и соответствующую нагрузку.

Спортивно-ориентированное образование в школе «Премьер»

Когда речь идет об укреплении здоровья школьников, то мы сразу вспоминаем об уроках физкультуры. Как же проходят эти уроки в нашей школе и с какими проблемами сталкиваются учителя физкультуры? Остановимся на двух из них.

Посещаемость

Физкультура, пожалуй, единственный предмет из школьной программы, от которого ученик может получить освобождение. Освободить от урока могут врачи, а могут об этом попросить и родители. Кроме того, к занятиям по предмету ученик может быть попросту не готов (например, забыв форму для занятий). Следовательно, появляется проблема посещаемости уроков физкультуры. Я в последнее время работаю с учащимися 5–11-х классов, поэтому анализировать буду эти возрастные группы.

Динамика посещаемости уроков физкультуры от класса к классу имеет тенденцию к уменьшению. Если в 5-м классе на уроках физкультуры присутствует практически 100% учеников, то к выпускному классу – чуть более 60%. Интересна нам будет подобная динамика по отдельности среди мальчиков и девочек. У мальчиков посещаемость уроков физкультуры практически стабильна на протяжении всего обучения. И даже в выпускном классе уроки физкультуры посещают 85–90% ребят. Освобождение старшеклассников от уроков связано в основном с увеличением числа заболеваний от младших классов к старшим. А у девочек картина более страшная. Начиная с 7-го класса (начало пубертатного периода) наблюдается снижение посещаемости уроков, которое год от года только увеличивается, и к 11-му классу на уроках физкультуры присутствует около половины девушек класса, а то и меньше.

Уровень физической подготовленности детей

Опираясь на данные тестов по физической подготовке, можно наблюдать следующую динамику. Учитывая рост детского организма, укрепление физического здоровья средствами физической культуры, мы должны видеть улучшение уровня физической подготовленности детей от года к году. Что же происходит на самом деле?

Если взять результаты мальчиков, то их улучшение наблюдается с каждым годом, и к 11-му классу (окончанию пубертатного периода) наблюдается некоторая стабилизация. У девочек же положительная динамика наблюдается лишь до 8-го класса. Дальше результаты девочек практически не растут. Более того, иногда даже отмечается отрицательная динамика уровня физической подготовленности.

То, что посещаемость уроков и физическая подготовленность детей неразрывно связаны между собой, – неоспоримо.

С другой стороны, среди посетителей современных фитнес-клубов, оздоровительных центров можно увидеть все больше и больше старшеклассников, особенно девушек. Кстати, многие из них как раз те, которые пропускают уроки физкультуры, а необходимую молодому организму физическую нагрузку получают в фитнес-клубах. Что же заставляет детей менять школьную физкультуру на платные занятия?

Причин много. Это и современный уровень оснащения, и индивидуальный подход, а самое главное, совершенно новые формы оздоровительных систем и упражнений. Все это, безусловно, интересно молодому поколению, и этого, к сожалению, нет в школе.

Судите сами. Даже школьная программа по физическому воспитанию в старших классах не особенно отличается от 9-го класса к 11-му. Арсенал базовых видов спорта, на которые опирается учитель физкультуры, сравнительно невелик и к старшим классам детям становится совершенно неинтересным. Поэтому у них появляется стремление реализовать себя еще где-нибудь.

Можно ли как-то изменить ситуацию в школе? Можно. Мы в своей школе пошли по другому пути.

До 8-го класса (когда проблема посещаемости и увлеченности физическими упражнениями еще не стоит так остро) дети занимаются на уроках физкультуры по традиционной системе (два урока в неделю по базовой программе). Начиная с 9-го класса учащиеся переходят на спортивно-ориентированное образование, т. е. получают возможность выбора, какому виду спорта отдать предпочтение: наша материальная база позволяет это сделать. Занятия в объединенной параллели классов проводятся одновременно по:

– общей физической подготовке;
– плаванию;
– атлетической гимнастике;
– аэробике;
– лечебной физкультуре (где, кстати, решается вопрос с освобожденными от большой физической нагрузки детьми).

Ученик может поменять выбранный вид спорта и перейти в другую группу по окончании учебного периода (четверти или полугодия).

Конечно, для такой организации работы необходимо иметь хорошую базу и достаточное количество учителей, которые выступают уже в качестве тренеров.

Мы проработали в этой системе один год, и определенные выводы уже можно сделать.

Во-первых, интерес старшеклассников к урокам не уменьшился, а, наоборот, вырос.

Во-вторых, подобная система позволяет использовать время уроков для подготовки детей к различным соревнованиям, а их у старшеклассников достаточно много. Если вы посмотрите любой календарь школьных соревнований, то обнаружите, что в большей своей массе это соревнования для старшеклассников. В подростковом возрасте это необходимо.

В-третьих, каждый ученик имеет право выбора и, как правило, находит то, что ему больше по душе.

В-четвертых, новизна предлагаемой системы также дает свой результат. То, что у нас уроки физкультуры проходят не так, как у других, в глазах подростков нашло понимание и одобрение.

Улучшилась ли физическая подготовленность детей с введением спортивно-ориентированного образования, мы сможем узнать через некоторое время, но даже положительные моменты, заметные уже сейчас, позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее. Главное, чего удалось нам добиться, – дети по-прежнему любят уроки физкультуры. Неважно, в какой форме они проходят и каким видам спорта их обучает учитель. Главное – это та радость движения, которую дают нам физические упражнения.

Алексей МАШКОВЦЕВ

Давно доказано, что физкультура в школах имеет огромную и решающую роль в формировании и воспитании полноценной личности ребенка. Этот предмет решает задачи не только укрепления и сохранения в дальнейшем здоровья школьников, но и социальной адаптации, активности и общительности.

Где проходят школьные уроки физкультуры

Уроки физкультуры в школах могут проводиться в спортивных залах, имеющихся почти в каждой школе, на специально оборудованной для занятий площадке или на улице. В спортивном зале и на площадке должны быть созданы условия для занятий согласно установленным нормам. Они определяют, какое количество школьников может заниматься одновременно на отведенной площади, какая должна быть высота потолков в помещении, также нормативы устанавливают обязательное наличие вентиляции и обогрева, необходимого освещения, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых кабин и спортивных снарядов. На площадках проводятся спортивные игры: футбол, баскетбол и волейбол. Для них нормативы устанавливают расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольных сеток.

Из чего состоит урок физкультуры

Уроки физкультуры в школе, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть, или разминка, помогает подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке. В основной части дети разучивают новые физические упражнения, бегают, прыгают, метают, лазают по канату, играют в подвижные игры, проводят эстафеты. И в заключительной части школьникам предлагается отдохнуть, чтобы сердцебиение и пульс пришли в норму, а организм успел отдохнуть.

Подмечено, что уроки физкультуры в школах обычно утомительны для детей в том случае, если они построены строго по программе. Поэтому во время таких уроков детям часто предлагается самостоятельная двигательная активность. Учитель осуществляет проведение таких уроков либо в спортзале, либо на улице, со спортивным инвентарем или без него. Также очень полезно проводить под музыку определенную систему упражнений, это снимает напряжение школьников, помогает развивать в них чувство ритма, координацию и внимание.

Физкультминутки

В понятие «физкультура в школах» также входят разминки или физкультминутки, которые могут проводиться и на других уроках. Если преподаватель видит, что дети устали и плохо усваивают материал, можно в течение пары минут дать им возможность выполнить несложные упражнения, приседания и наклоны, это способствует снятию умственного напряжения. В последние годы физкультминутки проводятся в основном в начальных и реже средних классах, а про старшеклассников, к сожалению, вообще забыли. А зря. Потратив несколько минут на разминку, учителя могли бы получить более высокие результаты своей работы, а также хорошую успеваемость.

Важность медицинских осмотров

Во всех школах проводятся в обязательном порядке плановые медицинские осмотры школьников, целью которых является оценить состояние здоровья каждого ученика, уровень его физической подготовки. На основе данных медицинских осмотров врач рекомендует оптимальные виды физических упражнений и величину нагрузок. В ходе медицинских осмотров выявляются учащиеся, которым в силу их физических и психических отклонений показана лечебная физкультура, такие дети освобождаются от занятий физической культуры в школах. Но это неправильно, так как именно эти дети больше всего нуждаются в благотворном влиянии физических упражнений на их ослабленный организм. В зависимости от состояния здоровья школьников делят на 3 группы по занятию физкультурой: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия для каждой группы устанавливает школа.

Физкультура: программа в начальной школе

Урок в начальной школе направлен в первую очередь на общее оздоровление и физическое развитие учащихся, а также развитие самостоятельного и творческого мышления школьников младших классов. Физкультура в 1-3-х классах необходима детям, так как она помогает воспитывать выносливость, помогает развивать ловкость, гибкость, координацию движений, начальные навыки в командных играх.

Урок физкультуры в начальной школе очень важен. Задача преподавателя физической культуры в младших классах - донести до младших школьников доступные для их возраста физкультурные знания, двигательные навыки и умения, а также способность применять полученные знания в обычной жизни.

Физкультура в начальной школе помогает детям поддерживать тело в хорошей физической форме с ранних лет, формирует уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывает в будущих гражданах коллективизм, готовность прийти на помощь, смелость, отзывчивость, исполнительность.

Чем же занимаются конкретно дети младших классов на уроках физкультуры? Уроки физической культуры в младших классах посвящены в основном спортивным играм, различным эстафетам и состязаниям. Теоретические занятия занимают обычно 3-5 минут в начале урока - учитель рассказывает ребятам тематику текущего занятия. Кроме игр и эстафет большое внимание уделяется строевым упражнениям, бегу, ходьбе, прыжкам, лазанию и метанию, акробатическим движениям. В северных широтах уроки физкультуры включают также лыжный спорт. Все это направлено на развитие движения и координации.

В настоящее время урок физкультуры в младших классах проводится 3 часа в неделю. Программой допускается замена одного урока в неделю занятием ритмикой или хореографией.

Урок физкультуры в средних классах

Занятие физкультурой в школе, в средних классах, помогает обучать детей следующим навыкам:

  • Чередование ходьбы и бега.
  • Бег с препятствиями.
  • Правильное дыхание во время движений.
  • Прыжки в длину с разбега.
  • Прыжки в высоту с разбега.
  • Метание мяча в цель с различных расстояний.
  • Ловля мяча как одной, так и обеими руками.
  • Упражнения на гимнастической стенке.
  • Плавание и лыжи.

Кроме вышеперечисленных навыков занятия физкультурой в средних классах обучают ребят проведению закаливания, массажа, психической регуляции и самоконтроля - все это входит в процесс воспитания.

Уроки физкультуры в старших классах

Физическая культура в старших классах служит в формировании привычки подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом по окончании школы, она должна ориентировать молодежь к ведению здорового образа жизни, настраивать на самостоятельные занятия спортом в дальнейшем, учит пониманию огромной ценности поддержания правильного образа жизни и отказа от вредных привычек.

Травматизм детей на уроках физкультуры в школе

Наиболее всего согласно статистике подвержены различным травмам на школьных уроках физкультуры дети в возрасте 12-14 лет. Печальные цифры говорят о том, что среди учителей, тренеров, преподавателей, медицинских работников и родителей должна вестись работа по профилактике травматизма учеников на уроках физкультуры. Все эти категории должны знать о степени травмоопасности каждого вида спорта, входящего в школьную программу по физкультуре, а также держать под постоянным контролем причины, которые могут привести к плачевным последствиям.

Среди всех многочисленных причин, приводящих к травматизму на уроках физкультуры, самыми главными являются:

  • Недостаточный контроль со стороны медицинских работников за состоянием здоровья учеников.
  • Нарушение дисциплины во время уроков.
  • Неисправное оборудование или его несоответствие антропометрическим данным.
  • Отсутствие спортивной одежды и обуви учеников.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Низкая квалификация учителя или тренера.

Статистика показывает, что наибольшее число травм, получаемых детьми на занятиях физкультурой в школе, приходится на спортивную гимнастику.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Формы организации процесса физкультуры в школе (ФГОС) - это непосредственно уроки физкультуры, спортивные соревнования и праздники, оздоровительные разминки в течение дня, участие в спортивных кружках и секциях, занятия физкультурой и спортом дома вне школы. В свою очередь, все уроки по физической культуре разделяются на 3 вида:

  1. Образовательно-обучающая направленность. На уроках учеников знакомят с практическим материалом и учебными знаниями предмета (название и описание упражнений, методика и техника выполнения и т. д.). На таких уроках обучение проходит с поэтапным формированием двигательной активности детей - начальное изучение, углубленное обучение, закрепление материала и совершенствование полученных навыков.
  2. Образовательно-познавательная направленность. На уроках дети знакомятся с основами самостоятельной организации занятий физической культурой, учатся непосредственно планировать и проводить мероприятия по общему физическому оздоровлению. В процессе обучения они активно используют учебники и методические пособия.
  3. Образовательно-тренировочная направленность. Осуществляется непосредственно на уроках физкультуры для развития физических данных ребят и их активности.

Педагогическая практика

Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:

  1. Ознакомление с инструкцией студента-практиканта и программой. Необходимые сведения представлены в дневнике практиканта. В программу входит посещение школы в оговоренное время для знакомства, проведения уроков физкультуры в младших, средних или старших классах. Каждый студент-практикант должен провести 6 уроков самостоятельно и 6 уроков в качестве помощника учителя. Общая нагрузка прохождения практики составляет двенадцать часов в неделю.
  2. Посетить 3 урока физкультуры у сокурсника. Цель таких посещений - проведение полного педагогического анализа уроков.
  3. Разработать самостоятельный план по обучению какому-нибудь двигательному действию на период практики.
  4. Написать сценарий праздника для учеников, разработать его и провести мероприятие.