Подготовьтесь к публичному выступлению.согласны ли вы с тезисом,который высказал В.Кожинов (упр. 385), или вы придерживаетесь иной точки зрения? К кому бы

вы обратились с этим публичным выступлением (к одноклассникам, младшим или старшим школьникам, к тем, кто любит или не любит песню, музыку)? Используйте самые различные доказательства (факты, примеры, ссылки на авторитет), но при этом не будьте категоричны(используйте вводные и вставные конструкции).каким призывом можно закончить ваше выступление?
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РУССКИЙ ЯЗЫК:(

помогите годовая по русскому желательно все решить просто очень надо!

А1. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.
1) служащие Родине;
2) разведанная геологами;
3) освещённая луной;
4) растаявшие льдины;

А2. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
1) Рассеявший все сомнения и подозрения товарищ быстро удалился.
2) Убежавший от лисы заяц был счастлив.
3) Архитектор создавший необычный дом гордился своей работой.
4) Хорошо вымытые стекла пропускали много света.
А3. В суффиксе какого страдательного причастия пишется Е?
1) невид_мый;
2) исправля_мый;
3) неслыш_мый;
4) движ_мый.
А4. Укажите причастие, которое пишется с не слитно.
1) картина (не)окончена;
2) еще (не)окрепший после болезни;
3) (не)крашеный забор;
4) письмо (не)отправлено.
А5. В суффиксе какого слова пишется одна буква Н?
1) вяза(н,нн)ые варежки;
2) подреза(н,нн)ые деревья;
3) завоева(н,нн)ые призы;
4) получе(н,нн)ое задание.
А6. Найдите словосочетание с деепричастием.
1) выкрашенный краской;
2) выкрасив краской;
3) выкрасить краской;
4) закрытый дома.
А7. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2) Не замечая меня, лебеди спокойно плавали в озере.
3) Когда начал дуть сильный ветер, тайга ожила.
4) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
А8. Найдите словосочетание, в котором не с деепричастием пишется слитно.
1) (не)подготовив доклада;
2) (не)продумав маршрута;
3) (не)отрывая глаз;
4) (не)навидя ложь.
А9. Найдите словосочетание, в котором не с наречием пишется раздельно.
1) забрести (не)чаянно;
2) (не)подвижно сидеть;
3) вовсе (не)интересно;
4) приехать (не)ожиданно.
А10. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву а.
1) обидеть сгоряч_;
2) посмотреть влев_;
3) убежать направ_;
4) прятать испуганн_.
А11. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву о.
1) рассказать сбивчив_;
2) начать сначал_;
3) узнать издалек_;
4) замерзнуть досин_.
А12. Найдите слово, которое пишется через дефис.
1) шли (по)зимнему лесу;
2) (по)новому методу;
3) (по)русскому обычаю;
4) встретили (по)русски.
А13. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис.
1) точь-в-точь;
2) как-нибудь;
3) давным-давно;
4) как-будто.
А14. Найдите наречие, которое пишется без Ь.
1) наотмаш_;
2) проч_;
3) невтерпеж_;
4) навзнич_.
А15. Найдите предложение с сочинительным союзом.
1) Нам необходимо было лететь самолетом до места назначения.
2) Очень приятно беседовать с интересным человеком.
3) Если Сашка волнуется, его тяжело успокоить.
4) Мне нравится получать хорошие оценки, но не очень нравится много заниматься.
А16. Найдите предложение с подчинительным союзом.
1) Все народы мира хотят, чтобы жизнь была счастливая и достойная.
2) Лето – любимое всеми школьниками время года.
3) Пусть никогда не закончится этот вечер!
4) Надо же было так влипнуть!
А17. Найдите производный предлог.
1) около дома;
2) вместо товарища;
3) на том берегу;
4) из-за болезни.
А18. Найдите производный предлог, пишущийся слитно.
1) (в)виду дождя;
2) (в)продолжение года;
3) (на)встречу с другом;
4) идти след (в)след.
А19. Найдите предложение, в котором есть частица.
1) Задремал и услышал тихий голос.
2) Смотрит – никого.
3) И надобно ж беде случиться!
4) Он глядит и видит русалочку на ветвях.
А20. В каком случае пишется частица НЕ?
1) н_ жив н_мертв;
2) н_ свет н_ заря;
3) отнюдь н_ хорошо;
4) н_ пуха н_ пера.
А21. Укажите слово, которое пишется раздельно.
1) разговаривать(то) умеешь;
2) как(будто) слышал;
3) откуда(либо) узнает;
4) пойди(ка) за соком.

1. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц».1. Укажите частицу. 1) на2) за 3) ни 4) над2. Укажите слово, которое может быть не только частицей, но

и другой частью речи.1) давай2) вон3) почти4) вряд ли 3. Укажите формообразующую частицу.1) неужели2) пусть3) уж 4) же 4. В каком предложении выделенное слово является формообразующей частицей? 1) Траншея обрывалась у САМОГО склона оврага. (Ананьев А.) 2) Нина Семёновна опустилась на стул у САМОЙ двери. (Тендряков В.) 3) Это был огромный корабль, САМЫЙ мощный броненосец Черноморского флота. (Рыбаков А.) 4) Шубин ворвался в САМУЮ гущу боя. (Платов Л.) 5. Укажите смысловую (модальную) частицу, выражающую усиление.1) что за 2) ли 3) именно4) даже6. Укажите модальную частицу, выражающую сомнение.1) как 2) только 3) вряд ли 4) ведь 7. Укажите модальную частицу, выражающую ограничение.1) всё 2) лишь 3) вон 4) -ка 8. Укажите модальную частицу, выражающую уточнение.1) едва ли 2) как раз 3) только 4) разве 9. В каком предложении слово ЭТО является указательной частицей?1) Царёв чувствовал, что запаздывает, и ЭТО тоже раздражало его. (Ананьев А.)2) ЭТО означало, что бомбы рвутся очень близко.(Платов Л.) 3) ЭТО матросы осматривали свой отсек. (Платов Л.) 4) Доктор пояснил, что ЭТО всплытие вынужденное. (Платов Л.)
10. В каком предложении нет частицы? 1) Неужели и от "Летучего Голландца" осталась только бесформенная груда железа? (Платов Л.)2) Но Шура, как настоящий артист, даже виду не подал, что ему больно. (Рыбаков А.)3) В Испанию Шубина всё-таки не послали, к его величайшему негодованию.(Платов Л.) 4) Виктория очень медленно шла по городу, опустив голову. (Платов Л.)
2. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц». 1. Укажите частицу. 1) тоже2) ни 3) когда 4) несмотря на 2. Укажите формообразующую частицу.1) не2) пусть3) ведь4) только3. Укажите модальную частицу. 1) бы 2) давай 3) ни 4) лишь 4. Укажите отрицательную частицу. 1) именно 2) -ка 3) не 4) да 5. Укажите ряд, в котором все слова являются модальными частицами.1) ли, неужели, бы2) же, исключительно, и3) не, разве, вон4) почти, б, даже6. Укажите ряд, в котором все слова являются усилительными частицами. 1) -таки, ни, что за2) даже, едва ли, отнюдь не3) же, ведь, уж4) как, и, только7. Укажите ряд, в котором все слова являются указательными частицами.1) вот, вон, это2) что за, ну и, как3) неужели, разве, ли (ль)4) именно, как раз, прямо8. Укажите ряд, в котором все слова являются вопросительными частицами. 1) почти, единственно, -то 2) прямо, точно, точь-в-точь 3) неужели, разве, ли (ль) 4) только, лишь, едва ли 9. Укажите ряд, в котором все слова являются восклицательными частицами. 1) уж, всё-таки, ну 2) что за, ну и, как 3) почти, единственно, -то 4) же, ни, ведь 10. Укажите ряд слов, в котором все частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола. 1) да, пускай, давай 2) –ка, бы, пусть 3) не, бывало, мол 4) дескать, неужели, давайте

подготовьтесь к публичному выступлению согласны ли вы с тезисом который высказал кожинов или вы придерживаетесь иной точки зрения?к кому бы вы

обратились с этим публичным выступлением?используйте самые различные доказательства,но при этом будьте категоричны.каким призывом можно закончить ваше выступление?(песня-это именно абсолютно необходимое явление духовного бытия России)

ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ПО РУССКОМУ 8 КЛАСС! очень надо,буду благодарна;3 1. Укажите неверные утверждения.

А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.
Б. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.
В. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.
Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.
Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.
В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.
Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
Д. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.
Е. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

3. В каком примере нужно обособить одиночное определение?
А. Власть над землей вам молодым дана.
Б. Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
В. Испытанная мною тревога разогнала мой сон.
Г. Изумленный прохожий о чем-то спросил.

4. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

5. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.
А. Геолог он исколесил всю северную часть Камчатки.
Б. Писала мать учительница из небольшого волжского городка и сестра из Москвы.
В. В квартире машиниста Гладышева было людно и шумно.
Г. И он несравненный художник был против искусства как господской эгоистической забавы.
Д. В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный наш поэт Заболоцкий.
Е. Наш повар Климов заболел.

6. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
А. Он медлит с ответом мечтатель-хохол.
Б. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
В. Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже.
Г. Старший из них, Миша, учился с нами в одном классе.
Д. Смышленые звери, бобры зимуют разумно.
Е. Мой друг лучший ученик по русскому языку примет участие в городской олимпиаде.

7. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?
А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
Б. Брат похож на отца как две капли воды.
В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
Г. Куда ты бежишь как на пожар?
Д. Как сейчас помню это было в самом начале июня 1999 года.
Е. Это звучит совсем как правда.

8. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки.
А. Лето я как обычно я провожу на даче
Б. После такой стирки кофточка была мягкой, как пух.
В. Дожди начнутся в сентябре как обычно.
Г. Все знают Петрова как хорошего слесаря.

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №11

Шабалина Наталия Николаевна

Вступление

Игра — высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн

Русский язык является необходимым предметам для любого ученика. Но, к тому же, этот предмет можно назвать сложными для восприятия. На уроках русского языка приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также усиленно вкладывать свои знания и умения.

С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя - сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок русского языка интересным,занимательным и любимым предметом для ребёнка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост - это игра!

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Цель игровых технологий - приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Игровые технологии на уроках русского языка» . К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к учебной деятельности. Современных детей больше интересуют компьютеры, а значит, что рассуждать и производить мозговые операции для них уже не совсем актуально. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на уроке.

Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Игровые технологии я использую как в 5-6ых классах. Мне как учителю русского языка приходится почти каждый день решать задачу: как заинтересовать ребят? Как сделать так, чтобы уроки не проходили однообразно и скучно? Программа предусматривает 6 часов (5 класс) и 5 часов (7 класс) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну «великого и могучего» русского языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).

Использовать игровые технологии можно не только в среднем звене, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.

По определению, игра - это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Толковый словарь С.И. Ожегова).

По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой педагогическая игра обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

Ø активизация познавательного интереса;

Ø развитие коммуникабельности;

Ø создание условий для творческого самовыражения;

Ø развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

Ø конструктивное общение в составе социальной группы;

Ø создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов лингвистики.

Игровые технологии - самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Ø в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Ø в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

Ø как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

Ø в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Ø как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

По виду деятельности : физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

По характеру педагогического процесса:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

По характеру игровой методики : предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные, комнатные и др.

Игры можно классифицировать по-разному. Но на уроках я в основном использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций игр и их классификации. В первую очередь их следует разделять по задачам урока.

Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если обучающиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная лингвистическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Сейчас в эпоху «интернета» есть возможность обмена опытом с педагогами страны посредством различных педагогических сообществ. В таких сообществах учителя освещают свой опыт в различных направлениях и темах, предоставляют разработки уроков, мероприятий и много другого.

Так как данная тема мною ведется относительно недавно, в своей работе я использую материалы коллег с указанием авторства.

Хотелось бы и с вами поделится разработками, найденными в сети «Интернет» по данной тематике.

....

Вывод

Применение игровых технологий позволяет повысить у обучающихся интерес к предметам, как русский язык, развить в каждом такие личностные качества, как:

ü целеустремлённость,

ü сотрудничество,

ü умение приходить на помощь товарищу,

ü активность.

Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

На уроках русского языка можно создать условия для формирования познавательных действий учащихся. Например, используя приём составления ребусов или кроссвордов. Обучающиеся с большим интересом самостоятельно работают на уроке, демонстрируя затем свой предложенный вариант.

Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные самими обучающимися, помогут мне сделать урок русского языка интересным, а в преподавании этого непростого предмета внести разнообразие.

И закончить свою речь, хотелось бы словами Буслаева Ф.И. - «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания».

Цели урока:

  • Создать условия для развития положительной мотивации к учению.
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися особенностей одного из жанров публицистического стиля – публичного выступления.
  • Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал по теме.

Оборудование: теоретический отпечатанный материал, таблица для “теоретического лото”.

Ход урока

Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же.

I. Повторение “Теоретическая разминка”.

– Назовите характерные особенности публицистического стиля.
– Каковы общие черты публицистического, официально-делового и научного стилей?
– Что такое публицистичность?
– Каковы требования к публичному выступлению?

II. Слово учителя (сообщение темы).

– На четвертый вопрос вы, ребята, затрудняетесь ответить, так как о публичном выступлении мы еще не говорили, это тема сегодняшнего урока. Итак, мы продолжаем изучать тему “Публицистический стиль”. Давайте изобразим схематически, какие жанры нам известны.

Публицистический стиль

Каждый жанр имеет свои цели, особенности.

  • Ребята, вы обладаете достаточным запасом знаний, чтобы охарактеризовать каждый жанр?
  • Давайте определим задачи урока:
  1. познакомиться с определением “публичное выступление”;
  2. узнать требования к устному выступлению;
  3. определить особенности текста – публичного выступления.

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного древнегреческого ученого Софокла.

  • Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?
  • Верно, эти слова напрямую связаны с наукой, основ которой мы сегодня коснёмся. Эта наука – риторика.

III. Сообщение подготовленного ученика.

Термин “Риторика” ввел Аристотель. Он сказал: “Риторика – это наука изобретать мысли”, т.е. это придумывание мысли – гармоничное воплощение её в слове с целью эффективного речевого воздействия.

Горгий (около 480-380 вв. до н.э.) – создатель риторики. Уроженец города Леонтины (на о. Сицилия), которому угрожали могущественные Сиракузы. Произнеся в 427 году перед народным собранием Афин речь об опасности, нависшей над его родиной, Горгий потряс искушенных в искусстве слова афинян.

Речи Горгия стали образцами для подражания, их переписывали, выучивали, создавали подобные. Его знаменитая речь, посвященная подвигам греков, отстоявших свою родину от нашествия персов, многие годы звала на новые свершения воинов Эллады.

IV. Беседа.

– Имена каких знаменитых ораторов вам известны?

– Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним?

Их имена известны нам, потому что они несли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня.

– Итак, что же такое риторика?

– Какова связь между риторикой и публичным выступлением?

V. Подготовка к самостоятельному изучению теоретического материала.

– Прежде чем начать изучение данной темы, вспомним, что мы знаем о публичном выступлении. Работаем в группах. У вас на партах лежат листы бумаги. Напишите всё, что вы знаете о публичном выступлении или свои ассоциации с этим словосочетанием. Работаем самостоятельно каждый. А затем обсудите в группе.

– Теперь составим таблицу, состоящую из трёх колонок.

Заполняем первую колонку. Каждая группа зачитывает свои записи по данной схеме, остальные дописывают то, что не было названо.

VI. Самостоятельная работа.

– На партах у вас лежит теоретический материал по теме “Публичное выступление” (приложение ). Ваша задача:

1. Изучить его, поработав самостоятельно с карандашом в руках. Внимательно читая предложенный текст, делайте пометки:

“V” – знаю;
“+” – это является для меня новым;
“-” – думал иначе;
“?” – не понял, хочу знать.

2. Обсудите в группе свои пометки, заполните пустые колонки таблицы.

3. Прочитайте, что вы узнали нового (представитель одной группы зачитывает, все остальные группы внимательно слушают, затем добавляют, не повторяя, что-то из своих записей).

4. А теперь зачитайте, что вы поместили в третью колонку “Хочу знать”.

– Все интересующие вас сведения мы узнаем на сегодняшнем и следующем уроке, который будет посвящен теме “Овладение культурой публичной речи”.

VII. Первичная проверка знаний, отработка умений и навыков.

– Выделяют несколько видов речей: информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая и развлекательная.

Каждая речь имеет свою цель. Ваша задача, работая в группе, определить цель каждой речи.

1. Игра “Теоретическое лото” (таблица из двух колонок, вторая – пустая, её необходимо заполнить разрезанными карточками).

Карточки:

1) пробудить интерес к какой-либо проблеме, дать новое представление о предмете;
2) поднять настроение, вызвать эмоциональный отклик;
3) убедить в своей правоте;
4) побудить начать или прекратить какие-либо действия;
5) развлечь слушателей, вызвать положительные эмоции (обычно строится с опорой на смешные случаи из жизни).

2. Упражнение 438 (учебник Власенкова, Рыбченковой, 10-11 класс).

– Продолжаем работать в группах (каждая группа получит своё задание).

а) Найдите примеры и докажите, что речь Плевако соответствует правилам публичного выступления. Дайте оценку речи адвоката.

б) К какому виду речей вы отнесете эту речь? Почему? Докажите это.

в) Какой приём лежит в основе убеждения защитника Плевако? Подтвердите текстом свой ответ.

VIII. Творческая пятиминутка.

– Вы сейчас познакомились с образцом убеждающей речи. А теперь попробуем сами составить подобную речь.

Любая речь – это текст.

– Из каких частей состоит текст?

Задание: создать текст устного выступления на тему: “Нужно ли совершенствовать свою речь?”. (Задание одно для всех групп – время работы три минуты).

IX. Отчет групп.

У каждой группы на столе лежит карточка взаимооценки.

Одна группа выступает, а две другие внимательно слушают и затем скажут: соответствует ли выступление группы правилам публичной речи.

X. Итог урока (рефлексия).

– Сегодня мы говорили о публичном выступлении, узнали что-то новое. Продолжите предложение “Сегодня на уроке...” или напишите фразу-отзыв о сегодняшнем уроке.

XI. Оценивание работы групп.

XII. Домашнее задание (задание на выбор)

Выберете себе задание по силам:

  1. 1.Подготовить устную речь на один из видов, с которыми мы сегодня познакомились.
  2. 2.Составить речевой портрет литературного героя (из любого произведения XX века).
  3. 3.Выполнить упражнение 439 по заданию.

Интервью

Литература

Русский язык

Лучшие выступления Всероссийского педагогического форума «Русский язык и литература: новые подходы в развитии системы филологического образования в России»

Форум собрал лучших специалистов по русскому языку и литературе страны. В течение двух дней они обсуждали актуальные вопросы, стоящие перед современным образовательным сообществом. Как привить любовь к чтению, зачем нужен метапредметный подход в образовательном процессе, как научиться писать сочинение...

И. А. Фоменко, к.п.н., доцент, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений Центра качества образования ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», Почётный работник общего образования РФ.

Тема выступления: «Формирование читательской компетенции и работа с информацией в школьной программе»

«Введение стандартов предполагает и интеграцию всех образовательных структур, потому что достижение личностных, предметных и метапредметных результатов невозможно на базе только одного образовательного учреждения. Должна быть образовательная инфраструктура для обеспечения достижения стандарта. Сегодня результат образования - это не только успешная сдача ЕГЭ. Результат находится на пересечении трех окружностей - это сочетание личностных, предметных и метапредметных результатов, которые задают основу конкурентоспособности нашей страны. Выпускник должен обладать умением учиться, должен уметь организовывать свою деятельность, должен быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, он должен быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, уметь обосновывать свою позицию, высказывать мнение. Мы в Московской области взяли метапредметные результаты как приоритетное направление оценки качества образования на уровне региона. Совместно с РАО мы составляем и реализуем комплексную работу с текстом, которая позволяет определять грамотность чтения. Основные трудности, зафиксированные у учеников в 4, 5 и 6 классах в прошлом учебном году при выполнении диагностических работ: дети не умеют сопоставлять имеющиеся у них знания с прочитанным текстом, определять совпадение и несовпадение с текстом, использовать текст и свои знания для ответов на вопросы».

Предложения:

  • Включение в учебники по русскому языку текстов из других предметных областей
  • Терминологические диктанты. Грамотность не сформируется, если она будет востребована только на уроках русского языка
  • Внутришкольная система оценки качества образования должна включать оценку терминологической грамотности
  • Рекомендую вам на примере показать вашим коллегам, из чего состоят коммуникативные умения, как их можно раскрыть на других предметах.
  • Как определять динамику формирования УУД? Приведу снова в пример программу Разумовской, где показано приращение этих коммуникативных умений.
  • Уделите больше внимания внеурочной деятельности. Возьмите дополнительные часы, работайте с разными текстами на них





Л. В. Дудова, к.ф.н., проф., зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ВО МИОО, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»

Тема выступления: «Преподавание школьного курса литературы в современных социокультурных условиях»

« объединенной издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ» имеет несколько характерных черт: во-первых, хорошо выверенная методическая основа, во-вторых, авторы - хорошо известные ученые-филологи, литературоведы, лингвисты, в-третьих, эти учебники уже имеют огромный многолетний опыт практического использования. Новое - это хорошо проверенная в учительской среде практика, я не верю в неапробированные учебники. Подписанная концепция преподавания русского языка и литературы в РФ до сих пор вызывает споры. Эти споры хорошо отразили изменения, которые происходят в нашем социокультурном пространстве и влияют на предметы, которые занимают больше всего места в нашем учебном плане. Задача русского языка и литературы – научить детей работать с информацией разного вида и разных способов предъявления. Художественный текст - наивысшая и самая сложная форма текста. Ребенку с «клиповым мышлением» воспринимать большой текст сложно, но это не значит, что от таких текстов надо отказываться. С другой стороны, учителям литературы свойственен некий профессиональный снобизм, который мешает им обратить внимание на произведения современной литературы, написанные, с их точки зрения, по недостаточно высоким эстетическим меркам. Но дети же на эти тексты внимание как раз обращают! При этом, в отличие от учителя, не видят скрытых цитат и не знают произведений реализма, на которых построены произведения постмодернизма. Это еще один социокультурный аспект, конфликт обучающего и обучающегося...Мы анализируем художественные тексты разной родовидовой природы, это некая модель ценностей, которая мотивирует на выбор ориентиров. Каждый художник слова – это уникальный мир со своими особенностями ценностей. Здесь достаточно сложно. Накладывается конфликт поколений, так как основная часть преподавателей – это еще люди, выросшие в условиях прежнего государства. А учатся сейчас выросшие в новом государстве, поэтому, читая текст Льва Толстого, мы воспринимаем его по-разному. У учителя, помимо всех его обычных функций, очень сильно возрастает функция проводника-сталкера, который погружает в мир этих ценностей и объясняет их вечность, потому это и классические произведения. Школа, которая закладывает фундамент, должна ориентироваться на нечто устойчивое. Если фундамент заложен с дефектом, сложно рассчитывать на то, что здание будет построено основательно.
Если мы обратим внимание на соотношение классики и современности, то увидим, что хорошее, по-настоящему принимаемое новое опирается на фундамент классики. Я очень советую прочитать статью Дубинина, известного социолога культуры, как раз посвященную вопросу, что такое классика. Вопрос заключается в том, как при изучении классического произведения литературы сделать так, чтобы учитель смог ребятам этот фундамент заложить. Это безумно трудная задача».





Р. А. Дощинский, к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО

Тема выступления: Об изменениях в ОГЭ и ЕГЭ

  • Больше времени тратить на чтение текстов
  • Совершенствовать умение комментировать поставленную в тексте проблему
  • Научить школьников аргументированно выражать свою позицию
  • Совершенствовать навыки выполнения смыслового анализа прозаического и стихотворного текста
  • Сделать акцент на владение языковыми литературными нормами



Т. Ю. Смирнова, заслуженный учитель РФ, директор негосударственного образовательного учреждения «Образ»

Тема выступления: «Новые подходы в методике преподавания литературы: теория литературы и система письменных работ»

«Представляем новый учебник, написанный совместно с А. Н. Архангельским. Два аспекта для учебника особо важны: изучение теории литературы и система письменных работ. Все классы состоят из двух частей. Теория литературы и письменные работы. Разрабатывая систему письменных работ и изучения литературоведческих терминов, мы не отрывались от общепринятого подхода изучения литературных произведений. Теория литературы - очень важный и интересный инструмент, без которого невозможно ни читать, ни писать. При правильном отношении к нему он не усложняет учебник, а наполняет его новой жизнью. В этом УМК учтены все требования ФГОС. Новый УМК - соединение традиций, подходов развивающего обучения, требований ФГОС и современных форм и технологий. Мы постарались соединить научную глубину осмысления с простотой и доходчивостью изложения. Начнем с того, что у ребенка изначально есть потребность и читать, и писать. Желание писать школа упорно отбивает, формируя страх получить плохую оценку. Нужно создавать мотивацию. Мы предлагаем в среднем звене отказаться от оценки содержания, не связывать грамотность и качество изложения. Должны быть интересные темы, которые детей захватят.

В 5 классе вводится этюдная деятельность - короткие работы, в которых не требуется законченность, основной упор делается на самовыражение ребенка. Это согласовывается с изучением малых фольклорных жанров, темой детства, связанной с учебником. В 6 классе этюды посвящены темы героя и героизма. К 8 классу вводятся литературоведческие этюды, жанровые работы, к этому времени у детей преодолевается страх перед написанием текста. Тогда и можно давать самые разные алгоритмы. Дети знакомятся с составлением сложного плана, схемой анализа стихотворения, пьесы, эпических жанров. Мы не даем сочинения по итогам изучения произведения, а если даем - то на тему, которая не рассматривалась на уроках. Учебники наполнены проблемными и поисковыми заданиями на знание и понимание текста, заданиями с использованием информационных ресурсов ».



Е. Л. Ерохина, д.пед.н., заместитель директора Института филологии МПГУ

Тема выступления: «Современные формы итоговой аттестации по литературе. Проблемы и пути их решения»

«Сначала выделим специфику литературы как учебного предмета. Его цель - формирование читательской культуры. Ученик со сформированной культурой читателя и является главным желаемым результатом работы на уроках. Предмет и средство обучения - текст. Коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика и учителя, ученика и ученика и т.д. Литература осваивается в ходе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их неразрывной взаимосвязи. Выводы. Существует преемственность между формами итоговой аттестации по литературе, в них присутствуют общие проверяемые элементы, что объясняется спецификой литературы как учебного предмета. Тенденция современного преподавания литературы - переход от знания как самоцели к самостоятельному поиску и присвоению знания».






А. Н. Архангельский, к.ф.н., литературовед, писатель, телеведущий

Тема выступления: «Влияние социума на формирование читательских вкусов современного школьника»

«О вызовах современной культуры. Это визуализация, мультимедийность, конвергентность. Визуализация уже победила. Мультимедиа тоже входит во все сферы жизни, и она тоже стала нестрашной. Конвергентность - приведу в примеры лонгриды New York Times (о глубинной России) и «Коммерсанта» (о 22 июня 1941 года). Детям это понятно, они строят истории не так, как мы привыкли. Это придется учитывать. Впереди нас ждет трансмедийность - это не просто сочетание текста, звука, изображения, это рассказ одной истории на разных платформах: по одному сюжету снимается фильм, пишется книга, создается компьютерная игра, радиопостановка. Надо донести до ребенка, что книга и экранизация – это два разных произведения, с этим мы уже знакомы, а в трансмедийности одна история предстает в нескольких вариантах, включает элементы интерактивности с голосованием за путь дальнейшего развития сюжета. Надо ли отказываться от литературного образования, раз наступила эпоха трансмедийности? Конечно нет, трансмедийность как пришла, так и уйдет, ее место займет что-то другое. Но надо учиться разговаривать с детьми на понятном им языке. Если мы не хотим отдать их крысолову, нужно учиться самим играть на современной дудочке. Главное, не забывать о цели - куда именно мы их ведем. Мы идем не от текста к трансмедийной, культуре, а через трансмедийность - к тексту и другим основам нашей культуры» .




Е.Ю. Шмакова, заместитель директора Центра филологического образования Объединённой издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Тема выступления:

«Перспективы интегрированных курсов русского языка и курса словесности

»

«Подходов к разбору текста мы видим два - со стороны литературы и со стороны русского языка. Наша издательская группа предлагает два таких курса - это и интегрированный курс литературы с подзаголовком «Русский язык и литература» для 10-11 классов А. К. Михальской и О. Н. Зайцевой. В 10-11 классе мы предлагаем курс литературы А. К. Михальской, Зайцевой. Впервые курс литературы представлен в столь широком контексте истории и мировой культуры. Впервые главной целью обучения поставлено приобщение учащихся к национальному фонду русской классики посредством формирования навыков чтения и анализа художественного текста. Уникальной особенностью является то, что курс русского языка соотнесен с изучаемым литературным материалом. Пособия направлены на формирование грамотности, ценностно-смысловой сферы, в метапредметной сфере - формирование умения учиться и применять полученные знания в дальнейшей жизни. Основную содержательную часть составляют произведения русских классиков. После каждого раздела дается контрольная работа с несколькими вариантами ее выполнения. Интегрированный курс позволяет научиться проводить комплексный анализ текста. Литература представлена как национальное достояние, формирует общий взгляд на предметы».




Т. М. Пахнова, к.пед.н., проф. МПГУ, член редколлегии журнала «Русский язык в школе», автор Тема выступления: «Работа с текстом (словесной тканью) как инструмент формирования личности »

«Подготовка учащихся к выполнению заданий творческого характера происходит постепенно, на основе методики медленного чтения и выстраивания так называемого «диалога с текстом». Научить медленному чтению – значит найти путь, который приведет к воспитанию школьника как талантливого читателя. Человек и текст ведут диалог, и в ходе этого процесса человек учится самому важному и трудному - вести диалог с самим собой. Так процесс чтения становится процессом внутренней жизни человека, что является основой самопознания, самосовершенствования. В ходе такой работы с текстом учителя отмечают, что интерес детей к текстам художественных произведений заметно возрастает. В основе учебников лежит текстоцентрический подход. Текст - опорное, ключевое понятие курса русского языка. Текст - категория, которая показывает «язык в действии». Текст - основа создания развивающей речевой среды. Эта среда становится средством формирования личности, а также средством приобретения фоновых знаний, необходимых для написания сочинений, для подготовки исследовательских проектов. Работа с текстом может быть организована так, чтобы это стало событием на уроке русского языка, причем событием внутренней жизни каждого ученика».




Л.Д. Беднарская, д.ф.н., профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ФГБОУ ВПО ОГУ, соавтор
Тема выступления: «От сочинения по русскому языку к сочинению по литературе»

«Обратите внимание, что творческие задания по всем гуманитарным предметам в КИМах структурированы одинаково. Обязательно присутствует текст образца. Потом требование составить рассуждение на основе текста образца и выдержек из него. Информационный анализ текста таким образом находится в самом метапредметном ядре. Задача учителя - вместе с детьми сформулировать оригинальный тезис, с которого начнется сочинение, придумать идею, которая потом может быть помещена в вывод. Не надо бояться задавить инициативу школьников. Чтобы творческое начало проявилось, детям надо сначала показать, объяснить, научить. Составление такого наброска, протоконспекта сочинения - это не набор пазлов, а своеобразная ариаднова нить, которая поможет детям выстроить текст. Дальше дети в зависимости от уровня подготовки могут или только подобрать цитаты, или пойти от опорного конспекта в своем уникальном направлении».


В.В.Львов, к.п.н., лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор Тема выступления: «Современный учебник русского языка и его роль в реализации требований ФГОС»

«По мнению Разумовской, формализм губит орфографию, если основываться только на зубрежке, ничего не получится. К орфографии надо подходить на семантической основе. Пример - упражнение ЗСП (значение, строение, правописание). Знаешь значение слова - напишешь правильно, например, компания или кампания. Эти упражнения сейчас несколько упрощены, раньше некоторые слова дети даже не могли списать правильно, но это вопрос к начальной школе. В учебниках усилены все виды речевой деятельности во взаимосвязи: чтение, говорение, письмо и слушание в центре внимания. Тем более, что впереди устный экзамен, который давно назрел. Наш учебник нацелен не просто на подготовку к экзамену, а на формирование любви к родному языку. В учебниках усилено и систематическое повторение. С помощью дополнительных заданий при изучении речевого курса повторяется грамматика, на уроках языка еще больше звучит речь в широком понимании этого слова».




Е.В. Цымбал, кинорежиссёр и сценарист, обладатель Национальной кинематографической премии « Ника » (2002, 2006 и 2015), премии Британской Академии Кино и Телевидения (BAFTA)

Тема дискуссии: «Литература и кино: формировании универсальных учебных действий учащихся в процессе взаимодействия искусств»

«Во времена Шексира забыли выпустить единый учебник, потому и было столько вариантов постановок. Сотни спектаклей не похожи друг на друга. Помимо разных прочтений, причина разнообразия в том, что в каждом тексте есть избыточность, огромное количество деталей, нюансов и подробностей. В каждой стране, где происходит постановка, есть свой историко-художественный фон, то, что впитывается ребенком бессознательно, и это сильно отличается от среды для ребенка в других странах. Это в большой степени влияет и на восприятие, и на понимание. Чем отличатся литературная основа фильма от кино? Чем проще текст, тем лучше экранизация. При переносе сложного текста теряется очень многое. Кино - другое искусство, другое восприятие. 87% воспринимаются через зрение, и все больше информация переходит в визуальные формы».