Сегодня множество дискуссий посвящено роли директора школы. Но очень редко возникает разговор о том, кто входит в команду директора, в частности, о его заместителях. Мы решили такой разговор начать.

Руководить – это значит не мешать хорошим людям работать.
Петр Капица

Миф 1. Школе нужна большая управленческая команда, состоящая из значительного числа заместителей директора, тогда в школе будет порядок.

Контроль – это не управление.

Дуглас Коупленд, «Поколение Х»

Три-четыре года назад в большом количестве маленьких школ работало много заместителей директора: по учебной, воспитательной, научно-методической работе, безопасности, начальной школе, информационным технологиям, хозяйственной деятельности, диспетчеры расписания. Доходило до того, что на 30–40 учителей приходилось 6–7 заместителей директора.
Очевидно, что чем больше в школе завучей, тем меньше у учителей заработная плата и при этом еще больше бесполезной работы за меньшие деньги! Естественно, что такая модель управления не оправдала себя ни в содержательном, ни в экономическом плане.
И если раньше в образовательной организации был 1 завуч на 7 учителей, то сегодня – 1 завуч на 200 учителей. Когда мы спросили педагогов больших школ, мешает ли им работать отсутствие чрезмерного числа завучей, они ответили, что появилась надежда на уменьшение количества бесполезных бумаг. Хорошо, что эти надежды оправдались для значительной части учителей, работающих в школах с высокими образовательными результатами. И их сегодня в Москве немало.
В крупной образовательной организации одна из ключевых проблем – переход к комплексному управлению, решение государственных задач в области образования и удовлетворение запросов учащихся и родителей. В такой школе заместитель директора просто обязан быть профессионалом, который организует работу всего педагогического коллектива, а не руководствуется своими собственными стереотипами об управлении школой. Он должен быть настоящим управленцем, готовым к развитию профессиональных навыков учителей, разработке современных эффективных образовательных программ, принятию своевременных решений.
В настоящий момент можно с сожалением отметить, что завучи в школе нужны для того, чтобы на них работали учителя.

Миф 2 . Чтобы дети учились лучше, учителю обязательно нужен заместитель директора.

Как она ни пыталась, она не могла найти тут ни тени смысла, хотя все слова были ей совершенно понятны.
Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

Согласно Единому квалификационному справочнику (ЕКС) обязанность заместителя директора – обеспечение «объективности оценки результатов образовательной деятельности» . Но на практике система внутришкольного мониторинга для большинства учителей означает сбор излишних документов, а для учащихся – дополнительную нагрузку в виде контрольных работ и тестов, о проведении которых ребята не всегда знают заранее.

Реальную картину помогают увидеть высказывания московских педагогов на форуме Городского методического центра, посвященном развитию электронного журнала. Обсуждая проблему оценивания работ учащихся, один из пользователей отмечает: «Я лично считаю, что средний балл нужен ОДИН, без учета всякого веса оценки. И должна остаться прерогатива у учителя увеличивать или уменьшать итоговую оценку по предмету. Учитель всегда знает, как в течение учебного периода работал ученик, какую оценку он заработал». Очень объективно, особенно для анализа результатов учеников и работы учителя! Жаль, что в части школ отметку за четверть выставляют на основе среднего арифметического значения от всех отметок и не учитывают разный уровень оценок, выставленных за практические и контрольные работы, или же просто ставят на основании субъективного мнения учителя.
И родители выражают несогласие с такой системой оценки. В одном из писем читаем: «…система средневзвешенных оценок <…> представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности учеников и учитывается при выставлении итоговой оценки. Каждая работа оценивается в соответствии с уровнем сложности. Безусловно, данная система имеет огромное количество плюсов в сравнении с выставлением оценок с помощью среднего арифметического (общепринятой в большинстве школ Москвы). Она позволяет более объективно оценивать знания учеников и повышает качество обучения. Данная система является более сложной для школьников и требует дополнительных усилий, но при этом является справедливой <…> прошу рассмотреть мою просьбу о признании системы средневзвешенных оценок обязательной во всех школах Москвы. В таком случае аттестат, наконец, начнет соответствовать интеллектуальным способностям учеников и будет рассматриваться вузами как весомый критерий для принятия абитуриентов» (пунктуация и стиль авторов сохранены).

Мы видим позицию учителя и позицию родителя. А какова позиция завуча в этом вопросе? Судя по свободным высказываниям учителя, такой позиции просто нет.
Каждое полугодие (а в некоторых школах и каждую четверть) заместители директора требуют от учителей отчеты о работе с неуспевающими детьми. Да, в этих отчетах содержатся краткое описание принятых мер, график сдачи изученных тем и таблица, фиксирующая динамику оценок, но отсутствует сравнение подлинного уровня освоения учащимся содержания образования с уровнем в тот период, когда были выявлены трудности! То есть на вопрос, какой именно материал не усвоили ученики, ответа нет. Формальные отчеты не позволяют заместителям директора принять своевременные решения, их печальный итог – напрасно потраченное рабочее время учителей и учебное время детей.
Последствия замены профилактической работы педагогического коллектива на заполнение отчетных документов мы видим в результатах выполнения метапредметных мониторингов и городских диагностических работ. Это происходит, когда заместитель директора не обеспечивает объективность оценивания результатов образовательной деятельности и заставляет учителей тратить время дополнительных занятий и индивидуальных консультаций на составление лишних и бесполезных отчетов.

Миф 3. Качество образования сильно улучшится, если учитель будет представлять отчеты.

Потом она попросила меня объяснить, что значит управлять. Я сказал – уметь командовать. А она говорит, что как раз здесь большой пробел в моем образовании.
Фрэнк Херберт, «Дюна»

В работе педагогов с ЭЖ заместители директора также пытаются сохранить придуманные ими и привычные для них правила. Например, ради высоких показателей в годовом отчете всегда требуют ставить только удовлетворительные отметки за четверть и за полугодие, и не важно, объективны они или нет. Это требование, по сути, превращает и без того ограниченную пятибалльную систему оценивания в трехбалльную, исключает отрицательные результаты, понятие «академическая задолженность» и в итоге дискредитирует систему промежуточной аттестации. А любые неудачи ребят на независимых диагностиках вызывают искреннее недоумение заместителя директора.
Есть и еще одно требование: если в журнале стоит «2», то в следующей графе обязательно должна стоять удовлетворительная оценка. Заместители директора называют это «закрытие двойки». Но ведь каждая неудовлетворительная оценка – это результат, над которым надо работать и учителю, и ученику. Неужели на это требуется всего 1–-2 дня?
Согласно требованиям ФГОС система оценки достижения образовательных результатов – элемент основной образовательной программы, но говорить об эффективной системе аттестации в школах не приходится до сих пор.

Иногда заместители директора требуют от учителей в середине года перенести контрольную работу, так как в этот день запланирована еще одна контрольная. Хотя на самом деле планирование работ должны проводить до начала учебного года и контролировать сами заместители директора. Так, может, стоит лучше планировать?
Еще одно требование, связанное с «накопляемостью отметок», влечет за собой увеличение количества контрольных работ, никак не связанных с тематическим планированием и завершением освоения учебного модуля.

Вместо организации планомерной работы с учащимися, имеющими трудности в обучении, и разработки вместе с учителем необходимых учебно-методических материалов заместители директора заставляют педагогов звонить родителям и сообщать им об успехах и неудачах детей по телефону. Можно себе представить, сколько времени родители и учителя тратят на эти переговоры, если в конце четверти семье звонят 5–8 преподавателей! Правда, на результаты учащихся это вряд ли сильно повлияет, особенно в конце четверти или триместра.

Одним из параметров оценки заместителями директора работы учителей остается обученность класса, которую измеряют в процентах и вычисляют как отношение количества учащихся, получивших за текущий учебный период отметки «4» и «5», к общему количеству детей в классе. Результативной работой считается постоянный рост обученности, хотя в действительности этот показатель может снижаться в зависимости от сложности содержания учебного модуля или перехода к изучению новых дисциплин. Но вопросы интенсивности и качества освоения учебного материала надо планировать…

Миф 4. Хорошо работает тот, кто много отчитывается.

Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!
И.Ильф и Е.Петров, «Двенадцать стульев»

Один из педагогов оставил на форуме полный возмущения комментарий с вопросом: «Когда же наконец начнут работать отчетные формы, ведь 25 декабря их необходимо сдавать?!» На вопрос же, кому и какие отчеты он планирует сдавать, участник форума ответил, что намерен сдать обычные отчеты к окончанию учебного периода: «Отчет учителя-предметника (качество и успеваемость в каждом классе, наличие двоек, фамилии двоечников). Отчет классного руководителя (количество отличников, хорошистов, двоечников, детей с одной «3», с одной «4», их фамилии). И это минимум, который с нас требуют» (пунктуация и стиль автора сохранены).
Другой пользователь пишет, что стандартные отчеты в школах уже лет 10 не меняют: «Есть еще изысканные отчеты: «количество пропусков на каждого ребенка в классе, сколько из них пропущено по уважительной причине», «отчеты классного руководителя», «табель ученика» (только триместры), «выписка» (все из журнала по всем предметам с датами для одного ученика за указываемый отрезок времени), отчет о «долгах» (списком должны быть перечислены темы), «поурочные анализы ведения предмета», «динамика ученика, учителя», отчет о результатах «класса в сравнении с параллелью» (пунктуация и стиль автора сохранены).

Крайне интересно, как же используется такая информация, представляемая учителями в виде отчетов? В среднем педагог ведет занятия в 5–13 классах. Соответственно, для каждого класса он должен заполнить отчеты, которые занимают в среднем не менее 10 страниц. Получается, что если в школе работают 400 учителей, то заместитель директора в конце учебного года, а иногда и каждой четверти, получает отчеты в объеме более 52 000 страниц (!), что соответствует объему 52 экземпляров романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Трудно представить, что один человек может успеть за 5 дней прочесть текст такого объема. Совершенно неясно, зачем аналогичные отчеты сдает классный руководитель, если их уже сдали по каждому классу учителя-предметники. Кому нужны такие отчеты? Кто с ними работает? И какие управленческие решения принимаются по итогам их анализа?
И еще один вопрос: кому в результате заместитель директора эти отчеты сдает?..

В соответствии с ЕКС заместитель руководителя образовательной организации «координирует работу <…> педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения», «осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса».
Именно эти должностные обязанности делегируют руководители своим заместителям! Но в действительности происходит подмена необходимого для деятельности образовательной организации минимума документации избыточными отчетами. Это мешает учителям обеспечивать высокие результаты и крайне вредит качеству образовательного процесса, отнимая полезное время.

Чем больше времени заместители директора требуют тратить на отчеты, тем меньше его остается на уроки, тем ниже образовательные результаты и тем больше отчетов требуют от учителей заместители, пытаясь оправдать свое бездействие. Замкнутый круг.

В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников руководитель может проводить аттестацию сотрудника на соответствие занимаемой должности «по выполнению трудовых обязанностей», которые утверждены в трудовом договоре с учетом ЕКС. Как аттестуется заместитель директора? «Отчитывается отчетами», сданными учителями? Не вызывает сомнений тот факт, что, работая подобным образом, заместители директора едва ли смогут пройти аттестацию! И еще одно: может быть, эти отчеты после заместителя перечитывает директор школы?

Миф 5. Заместитель директора имеет законное право требовать отчеты.

Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать.
М.Е.Салтыков-Щедрин, «Благонамеренные речи»

Ни в Законе «Об образовании в Российской Федерации», ни в стандартах нет требований к сбору отчетов.
В связи с большим числом вопросов, связанных с нормативными основаниями ведения рабочих документов учителей и предоставления отчетов в образовательных организациях, в 2014 году было решено провести анализ тех бумажных документов, которые готовят педагоги в московских школах. В опросе приняли участие 352 учителя и классных руководителя из 58 московских школ.

На вопрос, какие документы требует вести заместитель директора вашей школы, один из столичных педагогов ответил, что каждый год сдает тематическое и поурочное планирование, хотя информация уже внесена в ЭЖ. А в конце четверти руководитель методического объединения вновь собирает с учителей отчеты о результатах контрольных работ и сопровождении отстающих детей, хотя это никак не повлияет на результаты учащихся.

Здесь необходимо отметить также, что довольно часто проблемы с освоением одного учебного предмета у ребенка связаны с трудностями изучения других предметов. Например, для успешного обучения физике и химии обязательно потребуется хорошее знание математики, а на освоение алгебры и геометрии влияют результаты изучения русского языка. Ведь для решения текстовой задачи требуется не только внимательно прочитать ее условие, но и понять, какая информация ключевая, в чем заключается вопрос, требующий ответа. Так, может быть, заместителям директора стоит задуматься о создании межпредметных объединений педагогов для эффективного решения подобных задач?

Миф 6. Все бумаги надо хранить, изменив дату, вы можете отчитаться ими еще раз.

– Хорошо же вы отчет переписываете! – начал Пересолин. – Теперь понятно, почему вы так любите с отчетом возиться… Что вы сейчас делали?
А.П.Чехов, «Винт»

Другая обязанность заместителя директора – обеспечение «уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ФГОС» .
А что на практике? Каждый учитель сталкивается с необходимостью написания программы учебного предмета, ее согласования с заместителем директора и утверждения в начале каждого учебного года. Это требование заставляет учителей из года в год копировать одни и те же тексты программ, заново утверждать их и хранить в шкафах. Но ведь такие программы – не документ, помогающий учителям! Конечно, трудно представить, что содержание программы меняется ежегодно, но подтверждение программ учебных предметов из года в год, к сожалению, стало привычкой во многих наших школах.
В законе не утверждена обязанность учителей каждый год разрабатывать новую программу учебного предмета, которая лишь часть основной образовательной программы и разрабатывается на уровень образования.

В ЕКС также указано, что заместитель директора должен вносить «предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением» . Конечно же, посещение уроков, апробацию новых образовательных технологий, внедрение новых учебно-методических пособий никогда не заменят листы взаимного посещения и годовой отчет о проведенной работе!

Самое большое количество документов по требованию заместителя директора приходится заполнять классным руководителям. В одной из школ классный руководитель сообщил, что заполняет 13 видов рабочих документов:
«1. Папка классного руководителя (характеристика класса, социальный состав класса, карта здоровья, учет посещения кружков, курсов, секций, сведения о родителях).
2. План воспитательной работы по триместрам (сдается завучу для отдельного согласования).
3. Анализ пропусков занятий для всего класса (сводная ведомость): по болезни, по заявлению родителей.
4. Анализ проведенной работы с учащимися, имеющими пропуски без уважительной причины, и их родителями.
5. Анализ успеваемости учащихся (по триместрам).
6. Сведения об учащихся с распределением их по уровням обученности.
7. Сведения об учащихся, необходимые для регистрации участников олимпиад.
8. Информация о достижениях учеников за прошедший учебный год (участие в конкурсах, олимпиадах, призовые места как в школе, так и в других организациях).
9. Протоколы родительских собраний.
10. Протоколы бесед с родителями.
11. Документы для выезда на экскурсию по Москве и за ее пределами.
12. Документы для проведения военных сборов с подписью представителя военкомата.
13. Отчет по питанию».

Хочу обратить ваше внимание, что в настоящее время нет ни одного (!) действующего нормативного акта, требующего от классного руководителя заполнения этих документов ! В соответствии с действующими нормативными документами рабочая документация учителя и классного руководителя – это:

Документация учителя-предметника:
1. Электронный журнал / дневник (ежедневно).
2. Документы в рамках основной образовательной программы (1 раз на уровень образования с промежуточной коррекцией):
- рабочая программа учебного предмета;
- количество часов для освоения учебного предмета, курса;
- график промежуточной аттестации;
- план внеурочной деятельности;
- программа коррекционной работы.
3. Специализированные инструкции по работе в кабинетах повышенной опасности в соответствии с профилем и в случае заведования данным кабинетом (1 раз в 5 лет).
Документация классного руководителя:
1. Личные дела учащихся (1 раз в год).
2. План работы классного руководителя, включая план проведения родительских собраний (1 раз в год).

Миф 7. Лучше отчитываешься – больше получаешь.

Не всякий умеет танцевать под музыку будущего.
Станислав Ежи Лец

Заместители директора практически всегда требуют от учителей вести листы взаимного посещения уроков, однако сами, приходя на урок начинающего специалиста, часто ограничиваются устными замечаниями. Для молодых педагогов применение интерактивной доски, электронных образовательных ресурсов, дистанционных технологий уже давно стало элементом ежедневной работы, а для некоторых заместителей директора главным основанием анализа урока до сих пор остается личное представление о «классическом уроке». Из-за этого учителя до сих пор должны составлять и хранить конспекты (или сценарии) уроков, указывая этапы «постановки проблемы», «сообщения темы урока», «рефлексии».
У заместителя директора есть все инструменты для наблюдения за образовательными результатами; конспект урока – это рабочий инструмент учителя, и он не обязан предъявлять его по первому требованию завуча.
Мало того, некоторые заместители директора пытаются выполнять функции, которые им не может делегировать даже директор! Например, требуют обязательного проведения не менее 2–3 школьных мероприятий в течение каникул, заполнения дополнительного графика занятости педагога на каникулах. Учителя уже привыкли к таким графикам и в качестве основного вида деятельности указывают «методическую работу в кабинете», результат которой не измеряется ничем, кроме часов, потраченных на составление отчетов. Какова их роль? Они служат рычагами управления или воздействия на педагогический коллектив?

Наконец, еще одна функция, которую выполняют заместители директора за рамками своих компетенций, – это ведение учета результатов учителей для расчета стимулирующей части труда . Для этого они требуют от педагогов вести таблицы с расчетом 20–25 параметров: количество участников олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов. Часть этих параметров вообще не относится к результативности труда педагогов: участие педагога в педагогических конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации, дежурство, отсутствие двоек, количество участников школьных мероприятий и экскурсий, участников проектной деятельности, количество проведенных открытых уроков. Если стимулирующую часть выплачивают ежемесячно, то учителям приходится бесцельно тратить время на заполнение таких таблиц постоянно.

Будущая реальность

С появлением электронного журнала именно его администратор с помощью IT-систем управляет образовательным процессом. Но заместители руководителя почему-то считают, что он тоже должен сдавать им отчеты (распечатывать из журнала). Но кому завуч их сдает? Никому!

Ни одна городская структура никаких отчетов со школ не собирает : ни управления образования, ни сетевые учреждения Департамента образования, ни сам департамент. Более того, создавая сложнейший рейтинг московских школ, показавших высокие образовательные результаты, организуя конкурсы на получение грантов мэра Москвы в сфере образования за достижение высоких результатов в образовательной деятельности и за достижения в создании развивающей среды, департамент никаких отчетов ни от кого не требовал. Все необходимые данные службы Департамента образования получают только из открытых источников .

Подводя итог сказанному, отмечу: именно знание направлений развития системы образования, нормативных документов и своих полномочий, способность преодолевать стереотипы и принимать ответственные решения в интересах учащихся являются определяющими чертами заместителя директора – настоящего профессионала, осуществляющего процесс управления в современной школе .
Хорошо, что такие заместители директора есть в наших московских школах. Они не собирают бумажных отчетов, имеют высокий уровень IT-компетентности, умеют анализировать образовательные результаты и помогают учителям в работе. Мы видим это в показателях независимой диагностики и публичных докладах руководителей на официальных сайтах образовательных организаций.

Или заместители руководителя начнут пользоваться IT-системами для управления школой и получать информацию из открытых источников, научатся планировать деятельность учителей, работать с педагогическим коллективом, или завучи, которые набивают шкафы бумажными отчетами, станут не нужны.

Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Городского методического центра

Нормативное и организационно-методическое обеспечение развития высшего образования.

Формирование конкурентоспособной на национальном и мировом уровнях сети образовательных организаций высшего образования.

Разработка и актуализация ФГОС и примерных образовательных программ высшего образования.

Реализации мероприятий по обеспечению доступности высшего образования для инвалидов.

Нормативное правовое обеспечение лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, а также формирование и ведение реестра организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию.

Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования.

Формирование объемов и структуры контрольных цифр приема граждан в соответствии с отраслевой и региональной потребностью в кадрах, установление квот целевого приема граждан на обучение в интересах предприятий.

Обеспечение подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса.

Обеспечение приема на обучение иностранных граждан за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Распределение между федеральными органами государственной власти и образовательными организациями высшего образования квот на стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Назначение стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, именных стипендий студентам и аспирантам.

Проведение мониторинга трудоустройства выпускников вузов.

Реализация приоритетных проектов «Вузы как центры создания пространства инноваций», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Вузы как центры пространства создания инноваций

Реализация приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» для поддержки ведущих российских университетов и опорных вузов – центров инновационного, технологического и социального развития регионов страны.

Современная цифровая образовательная среда

Реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». Проект направлен на повышение качества и доступности образования в Российской Федерации за счет использования онлайн-курсов на всех уровнях образования.

Опорные университеты

Создание опорных университетов как центров интеллектуального притяжения в субъектах Российской Федерации, обеспечивающих сохранение и развитие их интеллектуального потенциала.

Мониторинг деятельности вузов

Подготовка мониторинга деятельности вузов и их филиалов для отражения объективной картины работы вузов, позволяющего принимать решения о стратегии развития конкретных вузов и сети образовательных организаций в целом.

Проект 5-100

Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. К 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировым рейтингам.

Глобальное образование

Реализация программы «Глобальное образование» с целью поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные вузы, и создание условий для их возвращения в Россию по окончании обучения.

Ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов

Создание ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе вузов и содействие их трудоустройству.

Модернизация педагогического образования

Реализация проекта по модернизации педагогического образования, направленного на повышение качества подготовки педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования с учетом региональной потребности в педагогических кадрах, а также на получение практико-ориентированной подготовки специалистов и сетевое взаимодействие образовательных организаций.

Высококвалифицированные кадры для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации

Реализация ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах»,направленной на у глубленную подготовку студентов-целевиков под потребности конкретных предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Мониторинг трудоустройства выпускников вузов

Проведение мониторинга трудоустройства выпускников вузов, позволяющего внести коррективы в распределение бюджетных мест приема в вузы с учетом запросов реального сектора экономики и определения наиболее востребованных специальностей и направлений подготовки.

Олег Горюнов, "Новые Известия"

Владимир Ковшов, бывший директор школы № 1133 обвинил заместителя директора Департамента образования Игоря Павлова в попытке «скрыть от общественности и правоохранительных органов нецелевое использование государственной субсидии, возможно, служащей незаконному присвоению денежных средств группой лиц с просматриваемой коррупционной составляющей».

Пикантность ситуации в том, что еще недавно обвинитель Павлова - Ковшов еще был подчиненным Игоря Сергеевича. В 2016 года в адрес тогда еще директора школы № 1133 Ковшова от родителей и преподавательского состава посыпались обвинения в задержке зарплаты, нарушении привычного образовательного процесса и прочее...

«Новые Известия» тогда посвятили школе № 1133 целых четыре публикации («В школу - за скандалом», «Сядьте, пока не уволили!», «Школа раздора под номером 1133», «После протестов родителей в московской школе 1133 сменили директора»).

Спустя некоторое время в официальных ответах Департамента образования Москвы появились сразу … три даты и причины увольнения Владимира Ковшова.

Разгадка тайны увольнения открылась только сейчас – после судебного разбирательства, которое проходило накануне в Хорошевском суде города Москвы.Владимир Ковшов впервые согласился на интервью «НИ», и выслал нам свое исковое заявление.

Ответчиком в данном судебном процессе является столичный Департамент образования. Претензия бывшего директора типична для современной России – работодатель при увольнении выплатил не все деньги.

Но интересно не это, хотя сумма в данном случае немалая – 447 тысяч рублей – это три зарплаты директора школы.

Бывший ярый противник Ковшова – преподаватель обществознания в школе № 1133 Олег Норинский, побывавший на вчерашнем судебном заседании, теперь поддерживает своего «заклятого друга».

«Он этот суд выиграет, и я буду за него рад. Это подтвердит, что Департамент образования Москвы безобразно работает. Департамент тихонечко увольняет, в надежде, что Ковшов будет молчать, как мышка, и за это получит следующую работу, а он молчать не стал», - говорит Норинский.

Оказывается, Владимир Ковшов, проработавший в школе № 1133 всего два месяца, установил, что за последние 1,5 года до его прихода на эту работу, «общий дефицит бюджета школы №1133 на 1.01.2017г. ориентировочно составляет 33 млн рублей» (это цитата из его искового заявления).

При этом...«Позиция ДОгМ (Департамент образования – прим. редактора) в лице Павлова И.С. , очевидно, не ставила себе задачи разобраться в причинах и следствиях правонарушений, а являлась стремлением закрыть тему, уволить директора и скрыть от общественности, Правительства Москвы и правоохранительных органов нецелевое использование государственной субсидии, возможно, служащей незаконному присвоению денежных средств группой лиц с просматриваемой коррупционной составляющей».

Почему же Ковшов заговорил обо всем этом только после увольнения? Почему он сразу же не обратился в правоохранительные органы? Оказывается, в трудовом договоре, который директора школ заключают с Департаментом образования, есть прелюбопытнейший «пунктик».

«У нас есть определенная норма трудового договора – это обязательство не выступать перед правоохранительными органами с самостоятельной инициативой, у каждого директора эта норма в трудовом договоре есть. Ты должен сначала обратиться к своему руководству, я и обратился. Все бумаги на имя Павлова у меня есть в архиве», - утверждает Ковшов.

«Предыдущим руководством была завышена государственная субсидия. Завышена на 10 млн рублей! То есть государство дало больше, чем было положено. Но это не является преступлением, - это является финансовым нарушением. Если деньги лишние выделяются, ты возвращаешь все в бюджет. Но это плохо – это говорит о том, что, когда Учредитель принимал это госзадание, он тоже должен проверить был должным образом», - говорит Ковшов.

Его бывший коллега Олег Норинский о таком «недогляде» Департамента образования Москвы отзывается более конкретно:

«Если ты не доглядел – ты либо дурак, либо – подлец. Стало быть, Департамент образования – либо не знает, что происходит в подведомственном ему учреждении, либо скрывает».

Ковшов тоже удивляется тому, как в общей сложности более 30 млн рублей были растрачены в школе № 1133, и никто этого не заметил.

«Эта сумма иска моего не идет в сравнение с той суммой, которая в течение многих лет просто без всяких оснований списывались, без всяких локальных актов, уходили непонятно куда. Эти средства конкретно уходили на счета физических лиц без оснований», - заявил Владимир Львович.- «Фактически в течение полутора лет бухгалтерия работала, как ей хотелось, пользуясь электронной подписью предыдущих руководителей, списывались вот эти суммы, причем по 300, 600 тысяч. Им (сотрудницам бухгалтерии – прим. редактора) по 60 лет уже было, так сказать, пенсионного возраста, тем не менее они неоднократно декретные выписывали на себя же, без всяких приказов и так далее».

Ну, согласитесь – декретный отпуск в 60 лет – это редкость! Вот интересно, а СФК (служба финансового контроля) при Департаменте образования так не считает?

Теперь, после увольнения, когда у Ковшова «руки развязаны», он обратился с заявлением о финансовых нарушениях в правоохранительные органы. Логика в его действиях простая – не хотели вопросами растрат заниматься в Департаменте образования, пусть теперь этим занимаются следователи.

Все, кажется, правильно, но вот интересная деталь – вчера было третье заседание суда. То есть обвинения в адрес Департамента образования и лично в адрес заместителя руководителя Калины И.И. – Павлова Игоря Сергеевича прозвучали давно. Но … об ответном иске о ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ни со стороны Павлова, ни Департамента образования ничего не слышно. Почему?

Мы обратились в пресс-службу этого ведомства с предложением прокомментировать скандальную ситуацию, автор этой статьи даже звонил самому Павлову. Сотрудники пресс-службы обещают дать официальный ответ в ближайшие дни.

«Им бы – руководителям Департамента образования, людям, которые знают реальную ситуацию, нужно не думать о том, как сэкономить на выплате компенсации Ковшову, руководителю, которого они уволили в рамках ими же заключенного договора, то есть поступить по праву и по закону, им нужно думать о том, как вернуть эти списанные деньги, которые исчисляются десятками миллионов рублей. Это реальный государственный ущерб», - говорит Ковшов.

С этим трудно не согласиться. Кстати, Олег Норинский тоже теперь «ничего не понимает» в действиях солидного ведомства.

«Департамент совсем некрасиво, неточно работает. Департамент новую позицию занял – не уменьшить сумму выплаты, а вообще ничего не выплачивать, обвинив Ковшова в каких-то нарушениях. Но почему об этих нарушениях ничего не говорится в приказе о его увольнении? Нарушения должны быть зафиксированы – выговор или еще что, но никаких взысканий пока нет. Хотели уволить, но кто мешал за день до увольнения объявить выговор? Вынести взыскание любое, любое? Оно автоматически лишает права уволенного на компенсацию в размере трехмесячного оклада. Это понятно – не хочется сор из избы выносить», - считает Норинский.

20 марта должно состоятся очередное судебное разбирательство. Скандал в системе столичного образования набирает обороты.