Взаимодействие участников воспитательного процессаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Взаимодействие является универсальной формой развития,
обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе,
приводящее каждое звено в новое качественное состояние.
Социальное взаимодействие осуществляется в процессе
совместной деятельности и обучения.
В условиях школьного коллектива осуществляется
взаимодействие педагогов и учащихся в специально
организованном учебно-воспитательном процессе и
взаимодействие школьников между собой в совместной
деятельности.
Ведущими целями взаимодействия педагогов и школьников
являются:
развитие личности взаимодействующих сторон;
развитие коллектива;
реализация воспитательных задач

Классный руководитель и педагогический коллектив

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Классный руководитель реализует свои функции в тесном
сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в
первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками
данного класса. Взаимодействуя с учителями –предметниками, классный
руководитель выполняет роль организатора и координатора
педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит
учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный
коллектив, и учителей, работающих в классах, к обсуждению программы
педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с
учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих
успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке
и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о
динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об
изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у
ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь
учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает
педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их
с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в
развитии, со специальными способами педагогического влияния на
таких детей.

Функции классного руководителя

ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Педагог, выступающий в качестве руководителя
детского коллектива, реализует свои функции
относительно коллектива класса как в целом, так и к
отдельным учащимся. Он решает задачи в
соответствии со спецификой возраста детей и
сложившимися между ними взаимоотношениями.
Отношения с каждым учащимся строятся классным
руководителем с учетом его индивидуальных
особенностей. Главное в деятельности классного
руководителя - содействие саморазвитию личности,
реализации ее творческого потенциала, обеспечение
активной социальной защиты ребенка, создание
необходимых и достаточных условий для
активизации усилий детей по решению собственных
проблем.

Аналитическая функция.
1.Получение и обработка информации о каждом
ученике, его психофизическом
развитии, социальном окружении, семейных
обстоятельствах.
2.Изучение и анализ развития личности ребенка и
ученического коллектива,
3.Анализ и оценка уровня воспитанности личности
и коллектива.
4.Изучение и анализ воспитательных
возможностей педагогического коллектива.
5.Изучение и анализ воспитательных влияний
окружающей среды на учащихся класса.

Прогностическая функция.
1.Предвидение результатов воспитательного
воздействия.
2.Прогнозирование уровней индивидуального
развития учащихся.
3.Прогнозирование этапов становления и
формирования коллектива, его деятельности.
4.Построение модели воспитательной работы в
классе.
5.Планирование воспитательной работы в
классе.

Организационно-координирующая функция.
1.Помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой
деятельности детей.
2.Помощь детям в организации учебной деятельности.
3.Помощь и сотрудничество в деятельности органов детского самоуправления,
развитии классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации,
ответственности, готовности и умения принимать решения.
4.Содействие в получении детьми дополнительного образования через систему
кружков, секций, спецкурсов.
5.Создание условий для самовоспитания и саморазвития личности ребенка;
организация совместно со школьным психологом психологического просвещения
учащихся.
6.Организация взаимодействия с семьями учащихся.
7.Защита прав и свобод учащихся.
8.организация взаимодействия с учителями-предметниками, школьным психологом,
педагогом-организатором, библиотекарем, медицинским работником школы.
9.Организация партнёрских отношений с различными общественными организациями,
социальными учреждениями.
10.Стимулирование творческой, инновационной деятельности учащихся, педагогов,
родителей.
11.Участие в работе педсоветов, совещаний.
12.Содействие профессиональному самоопределению выпускника.
13.Ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных
мероприятий.
14.Организация питания, дежурства по классу и школе, летней трудовой практики.
15.Ведение документации (классный журнал, учёт посещаемости, личные дела
учащихся, план работы классного руководителя).

Коммуникативная функция.
1.Помощь в установлении и регулировании
межличностных отношений в детской и
подростковой среде.
2.Построение оптимальных взаимоотношений
«учитель – ученик», «учитель –
родители», «родители – ученик».
3.Помощь учащимся в установлении отношений
с окружающими людьми, социумом.
4.Корреция поведения учащихся.
5.Содействие установлению и поддержанию
благоприятного психологического
климата в коллективе.

Методика организации традиционных нетрадиционных форм воспитательных форм воспителтательной работы

МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ФОРМ ВОСПИТЕЛТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Следует отметить, что в высшей школе на протяжении веков традиционно доминировала
сначала лекционная, а затем лекционно-практическая методика обучения, характерными
элементами которой являются:
- лекция как основная форма передачи большого объема систематизированной
информации, которая должна быть ориентировочной основой для самостоятельной работы
студентов;
- семинарско-практические занятия - форма организации, углубление, расширение,
закрепления учебного материала, использование его на практике и для контроля знаний,
полученных на лекции и в процессе с самостоятельной работы
- основой обучения является самостоятельная учебно-познавательная деятельность
студента;
- учебная группа - форма организации студентов, постоянный состав которой сохраняется
на протяжении всего периода обучения в вузе;
- учебный год, обычно делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и
каникулы;
- завершается обучение в высшем учебном заведении государственными экзаменами, и
(или) защитой дипломной (выпускной) работы Традиционная система обучения более или
менее удовлетворяла общественные потребности, однако конец ХХ - начало XXI века
ознаменовались революционными социально-экономическими, информационными
изменениями, которые требовали кардинальных изменений в образовательном среды.

10. Педагогическая рефлексия как необходимый компонент воспитательной работы классного руководителя

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Представляется важным отметить несколько моментов, которые акцентируют роль рефлексии
в профессиональной деятельности:
во-первых, рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности;
во-вторых, на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения; втретьих, рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной
деятельности; в-четвертых, она является одним из основных механизмов развития самой
деятельности.
А.А.Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен,
проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по
отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа,
осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.
Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий
свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, «вечный ученик своей профессии» с неутомимой
потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Отечественный исследователь С.С.Кашлев под рефлексией в педагогическом процессе или
педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами
(участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин
этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников
педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего
мира, состояния развития учащихся и наоборот

Основные характеристики деятельности классного руководителя

Основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. воспитательной работы в порученном ему классе.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение учащихся . Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание классного ученического коллектива - это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины . Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина - важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников в своём классе.
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления - идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей.

Задача классного руководителя - обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.

Следующий раздел деятельности классного руководителя - работа с родителями учащихся . Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования , выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

1. Вариативность классного руководителя.

2. Функции классного руководителя.

3. Классный руководитель и педагогический коллектив.

4. Планирование воспитательной работы.

5. Формы воспитательной работы.

Литература

1. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. – Ярославль, 1991.

2. Безрукова В.С. Воспитательный процесс и его организация в практике школы. – Казань, 1982.

3. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. – Ярославль, 1995.

4. Журналы «Классный руководитель» (примеры планирования).

Координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

В связи с разнообразием задач, решаемых Кл. руководителем, целесообразно рассмотрение вопроса о вариативности классного руководителя. Эта вариативность может быть представлена в разных аспектах:

· в организационном – варианты профессионального и должностного статуса;

· в психолого–педагогическом – выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, наблюдатель, рядовой участник, старший товарищ, куратор и т.д.).

Вариативность Кл. руководителя обусловлена следующими факторами:

· условиями работы воспитательного учреждения, особенностями воспитательной системы;

· экономическими возможностями школы и родителей;

· возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, состоянием здоровья;

· подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Вариативна позиция Кл. руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе кл. руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной деятельности педагогу важно занять позицию старшего товарища или рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности: от непосредственного организатора до консультанта.

Выделяют три уровня функций кл. руководства.

I уровень – педагогические и социально-гуманитарные функции.

Среди педагогических функций доминирует функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи. Среди социально-гуманитарных функций приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медицинско-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия развития детей.


II уровень – социально-психологические функции.

Реализация этих функций связана с решением частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления).

К числу этих функций относятся:

– диагностическая функция;

– функция целеполагания.

Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка. Кроме того, реализуя диагностическую функцию, кл. руководитель может преследовать двоякую цель: 1) прослеживать результативность своей деятельности; 2) диагностика из инструмента исследования и изучения личности ребенка в руках кл. руководителя может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.

Функция целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку кл. руков. целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности кл. коллектива доля участия кл. руководителя этом процессе будет меняться. Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности кл. рук.

III уровень представлен функциями контроля и коррекции в деятельности кл. руководителя.

Реализация функции контроля предполагает: 1) выявление положительных результатов; 2) негативных результатов и выявление причин имеющихся недостатков.

На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя как с классом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками.

Коррекция – это всегда ответственная деятельность классного руководителя и коллектива в целом и отдельных школьников.

III. Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса.

Он знакомит учителей – предметников с результатами изучения детей, организует совместный поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Кл. руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников является педагогический консилиум. Здесь формируется единый взгляд на ребенка. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем.

Еще одной формой взаимодействия с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые проводятся с целью предупредить возможные конфликты.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение всех возникающих проблем.

IV. Планирование в значительной мере предопределяет результативность воспитательной работы.

План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

– направляющую;

– прогнозирующую;

– координирующую;

– контрольную;

– воспроизводящую (по плану можно всегда восстановить, какая работа была выполнена);

Требования к плану:

1) целенаправленность плана;

2) ориентация плана на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие;

3) ориентация плана на совместную деятельность педагогов, детей, родителей;

4) связь плана с жизнью, практической деятельностью детей.

5) Предусматривает создание условий для выбора различных видов и форм деятельности;

6) Обеспечивает преемственность содержания и форм деятельности;

7) Обоснованность и целесообразность планируемой работы;

8) Реальность и разумная насыщенность плана.

Виды планов.

Планы классифицируются:

А) по охвату содержания:

– комплексный план (планируется деятельность во всех направлениях);

– тематический (одно направление деятельности);

– предметный (конкретный план), (одно мероприятие);

б) по длительности планируемого периода:

– долгосрочный (год и более);

– этапный (периодический) – планируется определенный этап;

– краткосрочный – план ближайшей перспективы (месяц, неделя);

– оперативный – планируются конкретные действия (день).

В) в зависимости от субъекта планирования:

– индивидуальный (один человек планирует);

– коллективный.

Г) по масштабу планирования:

– общешкольные планы;

– планы первичных коллективов.

В школе имеют место следующие планы:

1) общешкольные;

2) план работы кл. руководителя;

3) план ученического коллектива;

4) тематические.

Общешкольный план

План работы ученического коллектива

Тематический план

1) Цель мероприятия.

2) Задачи.

3) Оборудование.

4) Методика подготовки.

5) План мероприятия.

6) Ход мероприятия.

Этапы планирования

7) подготовительный (определение предмета и отрезка времени, структурирование мероприятий);

8) аналитический (анализ имеющихся результатов и опыта, диагностика, обобщение результатов);

9) моделирующий (целеполагание, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение средств и времени);

10) заключительный(оформительский этап).

V. Форма воспитательной работы есть устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач.

Функции воспитательных форм.

1) Организаторская.

Любая форма предполагает решение организаторской задачи. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействий участников. Существуют алгоритмы организации различных форм воспитательной работы.

Например, организация КТД предполагает несколько стадий: 1 стадия – предварительная работа (устанавливается место проведения КТД, формируется цель и задачи КТД, средства, участники).

2 стадия – условно ее называют сбором – стартом.

Разрабатывается сценарий, определяются участники, раздаются конкретные поручения.

3 стадия – коллективная подготовка дела.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия – подведение итогов КТД.

2) регулирующая функция.

Использование той или иной функции позволяет регулировать отношения, как между детьми, так и между педагогами и детьми.

3) индивидуальная функция.

Любое воспитательное мероприятие предполагает наличие определенной информации. Носителями этой информации может быть как учащиеся, так и педагоги.

Обычно выделяют 3 типа форм воспитательной работы. Классифицируются они по целевой направленности; по позиции участников воспитательного процесса; по объективным воспитательным возможностям.

К 1 типу относятся, как правило, мероприятия. Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников.

Цель мероприятий – непосредственное воспитательное воздействие на учащихся.

Ко 2 типу форм воспитательной работы относятся дела и игры. Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые самими учащимися.

3 тип форм определяется конкретными условиями воспитательного учреждения.

Кроме того, формы классифицируются по времени проведения и по количеству участников.

Ко времени проведения:

1) кратковременные;

2) продолжительные;

3) традиционные (постоянные);

По количеству участников:

1) индивидуальные;

2) групповые;

3) массовые.

Тема: Основы семейного воспитания

1. Семья как фактор воспитания.

2. Женское и мужское начало в семейном воспитании.

3. Развивающая деятельность семьи.

4. Стили семейного воспитания.

5. Условия успешного семейного воспитания.

Литература

1. Бим-Бад, Б.М., Днепров, Э.Д. Мудрость воспитания: хрестоматия для родителей. – М., 1988.

2. Делла Торре, А. Ошибки родителей. – М., 1993.

3. Тархова, Л. Мальчик, мужчина, отец. – М., 1992.

4. Хрипкова, А.Г., Колесов, Д.В. Девочка, подросток, девушка. – М., 1989.

5. Лешан, Э. Когда Ваш ребенок Вас сводит с ума. – М., 1990.

Семейное воспитание неразрывно связано с таким понятием как дом. Дом – это главное место и основное семейное пространство, где ребенок чувствует себя в безопасности, духовно и душевно раскрывает внутренний потенциал своей личности. Психологически дом – это то жизненное пространство, где вся семья собирается вместе, чтобы не только есть, спать, отдыхать, но и строить планы, обсуждать события, решать жизненные проблемы.

В восприятии современных подростков, как показывают статистические исследования, дом не всегда ассоциируется как позитивная картина. Вот некоторые высказывания учащихся подросткового возраста:

· дом – баррикады, место сражения за право жить так, как хочется;

· дом – временное пристанище, где воспитывают, не понимают, наказывают, часто ссорятся, конфликтуют;

· дом как убежище, монастырь, где родители пытаются удержать, скрыть детей от жизненных неприятностей и трудностей;

· дом – это общежитие, прибежище, вокзал, забегаловка, место, где все знают друг о друге, где ем, сплю, ночую.

Таким образом, восприятие дома как крепости, где тебя любят, ждут, понимают, прощают далеко не у всех подростков. Каковы же причины негативного восприятия своего дома и своей семьи? Во-первых, отсутствие дома как такового и отсутствие своего жизненного пространства, без которого ребенок не может гармонично развиваться. Во-вторых, отсутствие взаимопонимания и любви между родителями. В -третьих, педагогическая безграмотность родителей. В-четвертых, материальная и моральная неподготовленность быть родителями. В-пятых, нежелание понимать ответственность за результаты воспитания ребенка.

Главный принцип семейного воспитания – принцип единства. Он исходит из культурной установки и заботы родителей о целостном и органичном развитии физических и психических свойств ребенка, о гармоничном созидании его тела, души и ума, согласований мыслей, чувств и поведения. Проявляется в объединении ценностей и целей родителей в воспитании и развитии ребенка, в сочетании требований взрослых с детскими усилиями. Предполагает согласованное исполнение родительских ролей матери и отца, единство слова и дела в родительских действиях, объединение и координацию усилий семьи и школы в поддержке, своевременной помощи в становлении творческой индивидуальности, сознания, переживаний и волевых действий личности ребенка. Включает упорядоченный ритм физической, бытовой, практико-трудовой, нравственно-коммуникативной, познавательной, исполнительской и творческой деятельности ребенка в семье. Строится на сочетании прав и обязанностей, свободы и ответственности ребенка, поиске созвучия индивидуальных и коллективных ценностей, целей и реализации задач самой растущей личностью, как в семье, так и вне дома. Использование родителями способствует успешной интеграции самореализации в окружающем мире, развивает гуманистическую потребность личности жить для себя и одновременно жить рядом с другими.

Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим.
Демократ

Сочетание слов "классный руководитель" понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя. Сегодня существуют разные мнения по этому поводу. Многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально и ответственно. А как это сделать? Какие направления в работе с классом должны стать приоритетными для классного руководителя? Какие функции в каждом направлении являются главными? Какие диагностико-коррекционные методы помогут сделать это направление работы классного руководителя эффективным? В последнее время о проблеме классного руководителя говорится и пишется много.

Нужны ли школе классные руководители? (см. приложение 1)

Классный руководитель глазами детей и родителей.

Интересны, результаты социологических исследований по этой проблеме проводились мною лично. Они проводились среди детей и их родителей в обычной средней школе города.

Всего опрошено 1080 человек. 80% ответов говорят о том, что роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты содержанием материального положения семьи, попросту говоря, добыванием куска хлеба, общение с ребенком тратится минимум времени. Это подтверждают 60% опрошенных елей. Отвечая на вопрос: "Сколько времени вы уделяете общению с собственным ребёнком?", родители приводят следующие цифры: 2 часа в день - 10%; 1 час - 40%, иные 50% исчисляют время на общение с ребенком в минутах: 40-60 минут - 30%; минут в день - 20%. Последние 20% родителей объясняют и оправдывают себя профессиональной занятостью, увеличением количества рабочего времени.

В то же время 10% опрошенных родителей считают, что институт классных руководителей себя изжил. Но анализ опроса показал, что эти 10% - семьи, в которых либо не работают и сами занимаются воспитанием, либо ребенок имеет индивидуального воспитателя в лице гувернантки и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль классного руководителя, по мнению большинства родителей, является важной и необходимой.

Как оценивают роль классного руководителя сами дети? Мнение большинства (70%) десятиклассников, участвовавших в опросе, можно определить следующими вызываниями: "классный руководитель - это человек, который всегда помогает в трудные минуты твоей жизни", "классный руководитель знает вой сильные и слабые стороны и помогает их корректировать и совершенствовать", классный руководитель помогает вести диалог с родителями и учителями".

Таким образом, наши дети тоже считают, что классный руководитель в школе - необходимость.

В сегодняшней школе приоритет отдается образованию, а не воспитанию, практически перестали функционировать объединения классных руководителей, недостаточна организационно-методическая помощь классным руководителям.

Серьёзно затрудняют деятельность классного руководителя высокая наполняемость классов.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

  • духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
  • защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
  • организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
  • организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка,
  • осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
  • помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в
  • осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
  • координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных
  • институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;
  • создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Работа классного руководителя - целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа преды- дующей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Функции классного руководителя.

Перед классным руководителем стоит задача интегрировать усилия всех педагогов, направленные на реализацию этих функций. Для достижения данной цели необходимо решение ряда частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе, то есть с реализацией социально-психологических функций.

Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в самоорганизации. Классный руководитель организует познавательную, трудовую, эстетическую образную деятельность школьников, а также их свободное общение.

Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления.

Третья группа функций выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К ней относятся следующие функции: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного этического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса.

Организация системной работы с коллективом класса и каждым учеником.

В последние годы главным требованием к классному руководителю и его важнейшей задачей является организация системной работы с коллективом класса и каждым учеником. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Эта работа энергоемка, энергозатратна, по признанию ведущих педагогов, наиболее сложна, требует постоянной самоотдачи и самосовершенствования. В современных условиях классному руководителю очень сложно бывает перейти от разнообразных необходимых форм и направлений воспитательной работы к системной, эффективной деятельности.

На собственном опыте, я попытаюсь описать деятельность классного руководителя.

В нашем коллективе решается задача по внедрению нравственно-эстетических технологий в учебно-воспитательный процесс, которые помогают сохранить физическое, духовное и психологическое здоровье классного руководителя и создать более комфортные условия для его деятельности.

Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности. Почему классный руководитель? Ведь во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер. В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно. Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и детского коллектива. Школьный психолог здесь будет выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию. Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие, становление как личностей, но и психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:

  • исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;
  • результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же
  • ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;
  • изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении
  • всех лет обучения в школе;
  • определяются перспективы развития ученика и коллектива;
  • исследования носят комплексный системный характер;
  • диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

В этой связи педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников образовательного процесса.

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:

С учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

С педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников. Помогает ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности.

С педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать всё многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

С педагогом-организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

С социальным педагогом, призван быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

После проведенной диагностики и определения цели и задач воспитания, классные руководители выбирают тему воспитательной работы, реализация которой становится первым кирпичиком для формирования системы воспитательной работы в классе и составления воспитательной программы.

В нашем коллективе практически каждый классный руководитель пытается составить Паспорт класса, в который вносятся:

  • тема воспитательной работы, над которой работает классный руководитель;
  • данные о классе; его особенности и традиции;
  • успехи и достижения класса;
  • работа с активом класса или по совершенствованию со-управления;
  • работа с родительским комитетом класса;
  • фиксируется анализ посещенных мероприятий данного класса и оказанная методическо-консультационная помощь.

Такой документ позволяет вести мониторинг успешности воспитательной работы в течение нескольких лет. Очень важным для работы классного руководителя в современных условиях является оперативная работа с информацией, ее систематизация и сохранение.

С этой целью в школе проводятся занятия по обучению классных руководителей основам с различными компьютерными программами. Это облегчает работу и сохраняет врем классного руководителя.

Новым начинанием в нашей школе в рамках проводимого интеллектуального марафона стало оформление порфолио учеников, которое содержит информацию о всех победах учащегося в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях в школе, городе и крае, как интеллектуального, так и творческого, спортивного характера. Эта работа очень важна для ученика сегодня в системе предпрофильной (профильной) подготовки; является стимулом для ученика для подготовки к будущей профессии.

Общешкольные традиционные мероприятия и новые творческие начинания также помогают координировать деятельность классных руководителей. А степень и качество участия класса во всех делах школы отражаются в специальной схеме-таблице, которая является своеобразным зеркалом и дает возможность каждому классному руководителю для самоанализа собственных удач и причин их отсутствия.

Эффективная работа классного руководителя немыслима без тесной связи с родителями. На уровне класса это подготовка родительских собраний, различных мероприятий, на уровне школы - проведение родительских лекториев, которые готовят классные руководители совместно с различными специалистами, в т.ч. школьным психологом, социальным педагогом, врачом,

администрацией школы. Материал таких лекториев очень полезен классным руководителям для аналитической деятельности, а родители, видя не только общетеоретическую, но и адресную подготовку, более живо и заинтересованно реагируют на решение проблем класса и школы.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.

Кроме того, классные руководители вовлекают родителей в проведение таких традиционных школьных мероприятий, как "Все профессии важны", "Фестиваль цветов", совместно с мамами и папами к Дню матери, творчества молодых талантов, Дни здоровья, театрализованные праздники.

В классе (школе) планируется начать Летопись ДОБРЫХ ДЕЛ, которые будут совершать не только учащиеся, но и их родители. "Школа - это семья, где все нужны друг другу, где нет деления на хороших и плохих". Да и вся работа, которую ведет классный руководитель (школа) с родителями, способствует формированию ответственного родительства не только за рождение, но и за воспитание детей. Классному руководителю очень трудно бывает "в теченье жизни повседневной вершить так много славных дел", поэтому при умелой организации ему на помощь приходят органы ученического самоуправления. Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения.

В нашей школе - это Совет старшеклассников, который во многом является координатором и организатором многих дел в 9-11-ых классах. Классный руководитель выступает как наставник и консультант, а при подготовке мероприятия сразу просматривается системность в работе классного руководителя или ее отсутствие. Интерес к проведению х мероприятий подогревается тем, что при их оценке действует рейтинговая система, что важно не только для учащихся, но и для классных руководителей. В 5-7-ых классах существует общественная организация "Наше время", которая также способствует вовлечению учащихся в самоуправление, а классных руководителей в организацию этой деятельности. Более действенной стала деятельность классных руководителей по работе с трудными подростками и неуспевающими детьми. В нашей школе существует практика помощи таковым ученикам (с помощью медико-психологической поддержки ребенка, работы с родителями, системы этапного контроля), что позволила резко сократить количество неуспевающих в течение года. Классные руководители продолжают работать и общаться с учениками и после окончания ими школы. В традициях нашего коллектива - участие выпускников во многих школьных делах.

А для обеспечения системности анализа, принятия грамотных решений и постановки новых воспитательных задач в каждом коллективе должна быть создана система мониторинга эффективности воспитательной работы на уровне класса и школы.

Это мое предложение, так как убеждена, что позволит классному руководителю ставить новые цели и снова идти вперед, ошибаться и испытывать радость побед.

Заключение.

Дифференцированный подход, интеграция и координация педагогического труда, в частности классного руководителя, определяется спецификой общеобразовательного учреждения и его воспитательной системы, уровнем воспитанности учащихся, их возрастными особенностями, сформированностью классного коллектива, качеством предшествующей воспитательной деятельности.

Классный руководитель после каждой проведенной работы должен анализировать собственные удач или причины их отсутствия. Определив проблемы, классный руководитель может построить воспитательную работу с классом по предупреждению и профилактике этих явлений (причин). Обратившись к трудам психологов-гуманистов, можно выделить основные направления гуманистического воспитания. Кратко их можно сформулировать так:

  • Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.
  • Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности.
  • Система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.
  • Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
  • Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребенка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.

Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха - она приносит хорошие результаты. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будет потрачено напрасно. Главное - найти, какое - либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе - интересно с ними. Родитель ребёнка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети - родители - учитель - семья. Главное - не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований. Дети в классе - это твоё отражение: старайся постоянно работать над собой. Главное - сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Такое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

Опытно экспериментальная работа доказывает, что система деятельности классного руководителя в современной школе зависит от:

  • активного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • дифференциации, интеграции и координации педагогического труда в целом;
  • диагностической деятельности;
  • традициях класса.

В ходе опытно экспериментальной работы и анализа психо - педагогической литературы, мы выявили, что система деятельности классного руководителя целиком и полностью зависит от активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Эта проблема требует дальнейшего исследования.

Классное руководство - это не работа, это образ жизни.

Какими дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти.
Плутарх.

Деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.

Классное руководство - это радость общения, это круг своих детей.

Классное руководство - это реализация педагогического сотрудничества.

Классное руководство - это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

В центре внимания воспитателя, в данном случае классного руководителя, находится личность, индивидуальность каждого вос­питанника, его защита и развитие.

Именно поэтому учитель, берущий на себя обязанности педаго­гического руководства классом, должен иметь перед собой ориен­тир, он имеет дело не с абстрактным коллективом, который ему ну­жен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нрав­ственность отдельных учеников, а с общностью, в которой есть от­дельные дети, самобытные личности с индивидуальным характером, неповторимым жизненным опытом.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организу­ет, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятель­ность учащихся своего класса. При этом важно учесть:

Что ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;

В жизнедеятельности любого коллектива должны учитывать­ся кон­кретные условия и события района, города, школы;

Нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребно­стям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебны­ми, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимы­ми, самодеятельно - творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, дейст­венно-практическую направленность;

Каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощу­тить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;

При отборе содержания, форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе.

Исходя из выше сказанного, я определила цель воспитательной деятельности:

Формирование гармоничной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образованности и культуры, инициативой, трудолюбием, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.

Данная цель достигается через следующие воспитательные задачи:

    Сплочение классного коллектива как основного «инструмента» психологической защиты и условия свободного развития его членов.

    Развитие познавательного интереса, поддержание интереса к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний.

    Совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.

    Формирование постоянных потребностей в здоровом образе жизни, развитие физических способностей.

    Воспитание гражданственности и приобщение к духовным ценностям своего Отечества.

Это предполагает воспитание:

- свободной личности , обладающей высоким уровнем граждан­ского самосознания, чувством собственного достоинства, само­стоятельностью и ответственностью в принятии решений, незави­симостью суждений, способностью к свободному выбору сфер сво­ей жизнедеятельности, образа жизни;

- гуманной личности , понимающей высокую ценность челове­ческой жизни, обращенной к людям. Доброй, способной к состра­данию, сопереживанию, милосердию, способной бескорыстно ока­зывать помощь конкретным людям, стремящейся к миру, добросо­седству, взаимопониманию;

- духовной личности , имеющей развитые потребности в позна­нии и самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, идеала, в общении с искусством, автономии внутреннего мира, в приобще­нии к ценностям мировой цивилизации и национальной культуры;

- творческой личности , обладающей развитым интеллектом и творческими способностями, имеющей потребность в преобра­зующей деятельности, чувство нового, способной к жизнетворчеству;

- практичной личности , владеющей практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение язы­ками мира, физическая закалка, хорошие манеры и др.);

- устойчивой личности , имеющей осознанные и развивающие­ся мировоззренческие позиции в отношениях к людям, к себе и к предметам внешнего мира, определяющей систему жизненных смыслов.

Воспитание этих качеств осущест­вляется через комплексные целевые направления, реализуемые совместно педагогами, родите­лями и учащимися.

«Личность – это тот, кто приближается к разгадке своего бытия», -

Р. Эмерсон.

Создание условий для личностного развития воспитанников осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, труде.

Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:

    принцип открытости : учащиеся участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;

    принцип деятельности : учащимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;

    принцип свободы выбора : учащимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;

    принцип обратной связи : необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;

    принцип сотворчества : учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;

    принцип успешности : каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Условия успешности в воспитании, на мой взгляд, заключаются в следующем:

    принятие ребенка как личности;

    признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять себя и с уважением относиться к этим проявлениям;

    ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь и поддержать его.

    взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими;

    оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

    вырабатывать силу воли;

    учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;

    удовлетворять свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти над собой, любви, безопасности;

    учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.

Именно эти ориентиры стали опорами при разработке и апробации системы воспитательной работы «Каждый из нас – ЛИЧНОСТЬ».

Для того чтобы каждый маленький человек в будущем состоялся и был на своем месте, классный руководитель должен хорошо знать и умело развивать возрастные особенности учащихся. Вся воспита­тельная работа в классе должна создавать условия для самосовер­шенствования и саморазвития, самоактуализации ребенка. Это способствует созданию особого микроклимата, теплой атмосферы в классе, такого состояния души каждого ученика и педагога где обязательно способствует крошечная, но значительная приставка «СО»:

Со - бытия,

Со - творчество,

Со – переживание,

Со - участие взрослых и детей.

Это наши СО-ТЫ потому, что мы

трудолюбивые,

творческие,

инициативные,

активные,

любознательные

ЛИЧНОСТИ.

Пчелиный рой – символ дружбы и согласованности.

Пчелиные соты – символ безграничного совершенства.

Пчела – символ трудолюбия.

СО- БЫТИЯ


СО - ТРУДНИЧЕСТВО


СО - ТВОРЧЕСТВО


СО - ТЫ


СО - ПЕРЕЖИВАНИЕ


СО - УЧАСТИЕ


Воспитание всех качеств осуществляется через комплексные целевые направления, реализуемые совместно педагогами, родителями и учащимися.

Совместная деятельность в воспитании личности

В классе работает хорошо уже слаженная структура взаимодействия между учащимися. И каждый может выбрать себе дело по душе. По необходимости и по желанию ребенок может поменять вид деятельности.

Структура классного коллектива

Классный коллектив живет по своим принципам и правилам, которые выработали совместно. По необходимости они дополняются и усовершенствуются.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

    Познай себя – это интересно!

    Сотвори себя – это необходимо!

    Утверди себя – это возможно!

    Прояви себя – это реально!

Правила жизни в классном коллективе:

    Настойчивость в учёбе, труде, спорте.

    Относиться к окружающим, помня золотое правило: «Не делай людям того, чего не желаешь себе».

    Относиться к людским недостаткам толерантно.

    Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.

    Добросовестно относиться к учёбе.

    Добросовестно относиться к своим поручениям.

    Не отказывать в помощи одноклассникам.

    Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.

    Дорожить дружбой, помнить - мы коллектив!

«Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое» А.Шопенгауэр.

Свою систему воспитательной работы я вижу в форме пчелиных сот.

Структура воспитательной работы в классе.

    Психолого-педагогическая диагностика личности.

Человек как предмет воспитания.

Ушинский КД

Направления работы:

Изучение личностных качеств учащихся класса

Изучение общих и специальных способностей класса.

Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.

Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел.

Выявление уровня знаний.

Самооценка уровня познавательных интересов.

Выявление мотивов учения и уровня ответственности к учению.

Самооценка отношений в семье.

Характер.

Самооценка конфликтности.

Формы работы:

Анкетирование.

Диагностические методики изучения классного коллектива.

Определение психологического климата в классе. Тест.

Ролевые игры на психологическую поддержку.

Внешнегрупповая референтометрия. Тест.

Диагностика изучения личности.

Сочинение, эссе.

Ступени развития классного коллектива от «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу» (методика АН Лутошкина)

Тест для измерения выраженности силы нервной системы.

Изучение межличностных отношений (составитель Дж. Морено).

Вопросник.

    1. Становление мировоззрения и системы ценностных ориентаций ученика.

Два мира есть у человека:

Один – который нас творил,

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Направления работы:

Формирование знаний и ответственности за поступки, нарушающие законы общества и государства.

Формирование умений оценивать свои конституционные и моральные полномочия, критичности, самокритичности, политической зрелости.

Формирование политической грамотности, умение анализировать и прогнозировать государственное устройство с точки зрения правового и социального строения государства.

Формирование активной жизненной позиции в достижении успехов в учебе, общественной жизни, будущей профессиональной деятельности в соответствии с политическими, правовыми и нравственными основами жизни.

Формы работы:

Выставка творческих работ учащихся.

Практикум.

Информативная беседа.

Обзорный информационный час.

Цикл бесед: твои права.

Ролевая игра.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Аукцион надежд.

Литературный салон.

Защита исследовательских проектов.

Встречи с работниками правоохранительных органов.

Цикл информационных бесед: закон и порядок .

Философские дебаты.

Час информационной культуры.

Дискуссии.

Круглый стол.

Практикум.

    1. Воспитание культуры общения в семье, быту, обществе в целом.

Цель этики - не знания, а поступки

Аристотель.

Направления работы:

Расширение познаний учащихся от конкретного (этикет нормы культуры поведения) к абстрактному, общему (мировоззренческие проблемы духовного самоопределения личности).

Обучение приемам самооценки, критического отношения к своим поступкам, словам, умение сдерживать свои негативные эмоции, агрессивность; поведению в конфликтных ситуациях.

Формирование потребностей совершенствовать свои лучшие личностные качества, стремление развивать в себе сочувствие к окружающим людям, искренность, доброжелательность, милосердие, добродетель, терпимость, относится к людям так, как бы хотелось, чтобы относились к тебе, постоянно учиться искусству общения.

Формирование понимания, что брак и семья – это основа жизни нескольких поколений; что любовь мужчины и женщины, любовь к детям, родителям, родственникам – это одна из высших жизненных ценностей человека.

Учить делать морально- нравственный выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.

Формирование понимания, что принадлежность человека к той или иной нации, этнической группе это состояние души. Признание и уважение традиций народов России – это один из главных признаков общей культуры человека, его воспитанности.

Формы работы:

Час истины.

Уроки этики поведения.

Психологические тренинги.

Урок - мужества.

Путешествие по станциям.

Практикум хороших манер.

Уроки сердечной тактики (советы).

Час этической культуры.

Психологический тренинг.

Праздник семейных династий.

Психологическая галерея.

Круглый стол.

Обмен мнением.

Тренинги общения.

    Формирование здорового образа жизни и экологической культуры.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.

Направления работы:

Формирование убеждений, что при здоровом образе жизни у че­ловека развивается не только кра­сота тела, гармония движений, работоспособность, но и форми­руется характер, закаляется сила воли.

Учить использовать опыт и зна­ния, полученные на занятиях фи­зической культуры и в спортив­ных секциях в своей жизни и профессиональной деятельности.

Формы работы:

Лекторий.

Путешествие по станциям здоровья.

Встреча-вечер.

Участие в школьных и районных соревнованиях по волейболу и баскетболу, в городской Спартакиаде.

Игровая мастерская.

Экскурсия в лес.

Спортивный праздник.

Исследование на экологическую тему.

Конференция.

    Развитие творческой деятельности учащихся.

Ребята многое умеют сами,

если им немного помочь

и дать возможность

действовать самостоятельно.

Направления работы:

Формирование навыков коллек­тивной и личной состязательно­сти, развитие инициативы, твор­чества, индивидуальности, эсте­тического совершенства своего мастерства в процессе подготовки и проведения мероприятий по расширению и углублению зна­ний базовых предметов, умений и практических навыков, получен­ных в школе.

Формы работы:

Концертная программа.

Наши таланты.

Участие в школьном НОУ «Навигатор».

Школьные предметные декады.

Участия в школьных и районных олимпиадах

Исследовательские работы.

Клуб кругозор.

Участия во Всероссийских Интернет – олимпиадах, викторинах.

Участие в районной и областной научно – практической конференции памяти Чижевского.

Участия в историко-краеведческих чтениях памяти Юдина.

Участия в районном конкурсе «Школьная весна»,

Творческие работы.

Лекторий.

Литературно-музыкальная гостиная.

Литературно – музыкальная композиция

Конференция.

    Развитие отношений сотрудничества учащихся.

Великое вблизи не рассмотреть:

Встань там, откуда тебя хорошо видно.

Направления работы:

Формирование умений и навыков коллективного процесса обсужде­ния проблем деятельности класса, принятия решений и соучастие в управлении учебным процессом и во внеурочной деятельности.

Обучение ведению общих собра­ний, оформлению документации класса, планированию работы в учебной и во внеклассной деятельности. Привитие навыков организатор­ской работы, развитие организа­торских способностей в управле­нии и организации деятельности коллектива класса.

Формы работы:

Час творчества.

КТД с элементами игры.

Азбука лидера.

Школа актива.

Экзамен на зрелость: деловая игра.

Советы организаторам огонька.

Первые дебаты.

Учеба в районной школе актива.

«Наука побеждать!» - как отстаивать свою точку зрения,