ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

В.В. ЕГОРОВ, Э.Г.СКИБИЦКИЙ, В.Г. ХРАПЧЕНКОВ

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебное пособие

Новосибирск

УДК 37.01 (075) ББК 74.00 С. 43

Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы:

Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.

Учебное пособие содержит описание основных категорий педагогики, структуры и компонентов педагогического процесса и управления им, методов, средств и организационных форм обучения. Кратко излагаются вопросы семьи как субъекта педагогического взаимодействия и аспекты управления образовательными системами.

Пособие адресовано студентам и преподавателям непрофильных профессиональных высших учебных заведений, аспирантам, соискателям и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, и всем тем, кто интересуется педагогикой.

Р е ц е н з е н т ы

В.А. Беловолов − доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии НГПУ

Н.В. Силкина − доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой СГУПС

УДК 37.01 (075) ББК 74.00

С Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИКИ Тема 1. Объект, предмет и задачи педагогики

1.1. Происхождение педагогики как науки

1.2. Основные категории педагогики

1.3. Отрасли педагогики и её связь с другими науками

1.4. Содержание и структура педагогического исследования

1.5. Методы педагогического исследования

1.6. История развития педагогической науки

Тема 2. Образование в современном мире

2.1. Образование в общеметодологическом и общекультурном мире

2.2. Образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда

2.3. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования

2.4. Система образования в России

2.5. Информационное образовательное пространство и дистанционное образование

2.6. Мировая тенденция развития образования

Вопросы для самоконтроля Литература

Раздел II. ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА Тема 3. Педагогический процесс как форма образования

3.1. Общая характеристика целостного педагогического процесса

3.2. Движущие силы и закономерности педагогического процесса

3.3. Воспитание в педагогическом процессе

3.4. Основные компоненты педагогического процесса

Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 4. Цели и принципы педагогического процесса

4.1. Понятие цели, общие цели воспитания и образования

4.2. Иерархия целей воспитания и образования

4.3. Таксономия целей обучения

4.4. Принципы педагогического процесса

4.5. Построение многоуровневой системы принципов педагогического процесса

Вопросы для самоконтроля Литература

5.1. Требования к формированию содержания образования

5.2. Конкретизация содержания образования в учебной литературе

5.3. Средства информатизации и содержание образования Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 6. Методы, средства и организационные формы педагогического процесса

6.1. Понятие и сущность методов педагогического процесса

6.2. Классификация методов обучения

6.3. Средства педагогического процесса, их классификация

6.4. Организационные формы педагогического процесса, их классификация

Вопросы для самоконтроля Литература

Раздел III. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Тема 7. Дидактика − единая теория преподавания-учения

7.1. Объект, предмет и задачи дидактики

7.2. Структура процесса обучения

7.3. Педагогические ситуации и педагогические задачи

7.4. Компоненты педагогической деятельности

7.5. Профессионализм деятельности и мастерство педагога

7.6. Педагогическая культура педагога

7.7. Инновационная деятельность педагога Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 8. Моделирование процесса обучения

8.1. Системное описание процесса обучения

8.2. Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся

8.3. Статическая и динамическая составляющая модели учения

8.4. Индивидуальный стиль учебной деятельности

8.5. Модель преподавания

8.6. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

8.7. Дистанционное обучение Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 9. Основы педагогического контроля

9.1. Контроль в обучении

9.2. Функции и виды педагогического контроля

9.3. Методы и формы контроля

9.5. Неуспеваемость обучающихся

9.6. Педагогические измерения

9.7. Моделирование педагогического теста Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 10. Организация самостоятельной работы обучающихся

10.1. Самостоятельная учебная деятельность, ее виды. Уровни самостоятельной работы

10.2. Функции самостоятельной учебной работы обучающихся

10.3. Условия успешности самостоятельной учебной работы

10.4. Индивидуализация и активизация самостоятельной учебной работы

10.5. Самообразование в процессе обучения Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 11. Организация научно-исследовательской и экспериментальной работы в образовательном учреждении

11.1. Планирование и организация научно-исследовательской и

научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении

11.2. Научно-исследовательская работа педагога

11.3. Научно-исследовательская работа обучающихся Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 12. Семья как субъект педагогического взаимодействия

12.1. Функции и структура семьи. Совместимость семьи

12.2. Факторы, обусловливающие семейные нарушения

12.3. Тенденции современного семейного воспитания

12.4. Принципы и содержание семейного воспитания

12.5. Пути преодоления конфликта между родителями и детьми

12.6. Причины неправильного родительского воспитания Вопросы для самоконтроля Литература

Тема 13. Управление образовательными системами

13.1. Вопросы теории управления образовательными системами. Принципы управления

13.2. Демократизация управления образовательными учреждениями

13.3. Планирование работы образовательного учреждения

13.4. Организация деятельности педагогического коллектива

13.5. Управление процессом развития образовательного учреждения Вопросы для самоконтроля Литература

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ

ОП − образовательное пространство; НОб − непрерывное образование; Оуч − образовательное учреждение; ИП − информационное пространство;

ИТТС − информационные технологии и телекоммуникационные средства; ДОб − дистанционное образование; ДО − дистанционное обучение;

СГА − Современная гуманитарная академия; УМК − учебно-методический комплекс; ТСО − технические средства обучения; МДО − модель дистанционного обучения; ДиО − дидактическое обеспечение; УПП − учебно-практическое пособие; ОС − обратная связь; СКЗ − система качества знаний;

СУР − самостоятельная учебная работа; СУРС − самостоятельная учебная работа студентов; НИР − научно-исследовательская работа;

НИРС − научно-исследовательская работа студентов; НОО − научное общество обучающихся

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

При изучении данной дисциплины обучающиеся получают знания теоретических основ педагогики, необходимые для активной профессиональной деятельности специалиста, ознакомятся со структурой и параметрами функционирования системы непрерывного образования. Кроме того, у них будут сформированы элементы педагогической культуры организации и проведения процесса обучения.

Для расширения кругозора, изучающих данный курс, в пособии приведены различные взгляды на формулировки основных категорий науки педагогики, их классификацию, а также показаны разные подходы к рассмотрению процессов воспитания, образования и развития личности обучающегося.

Материал учебного пособия разбит на разделы, которые в свою очередь, разделены на темы и на учебные вопросы. Каждая тема содержит вопросы для самопроверки.

При формировании содержания учебного пособия авторы частично использовали со ссылками фрагменты работ других ученых − Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, И.В. Загвязинского, В.В. Краевского, В.С. Леднева, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, С.А. Смирнова, А.И. Субетто, Л.Д. Столяренко Н.Ф. Харламова, А.В. Хуторского, Н.И. Шевандрина, Е.И. Шиянова, и др.

Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов. Может быть рекомендовано для тех, кто интересуется вопросами воспитания, обучения и образования.

Пособие состоит из введения трех разделов, тринадцати тем, заключения, глоссария и тестовых заданий для проверки знаний.

Раздел I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Происхождение педагогики как науки

«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Русские книжники, знавшие греческий язык, внесли в обиход новые слова − «педагог» и «педагогика» . В результате в древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».

Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле − вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать.

В последние годы этим словом обозначают различные подходы к обучению, методы и организационные формы: педагогика сотрудничества, развития, музейная педагогика, рископедагогика и т.д. Кроме того, ее рассматривают как науку и практику воспитания и обучения человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, а также как учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам.

Потребность воспитывать, передавать опыт от поколения к поколению появилась на ранних этапах развития общества. Воспитание было таким же общественным явлением, как любой вид деятельности человека.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде педагогических заповедей, которые относились к правилам поведения, отношением между родителями и детьми, старшими и младшими.

На Руси, как и в других странах, создавалась самобытная преподавательская культура, был свой канонический жанр «учительской литературы» , включающий тексты наставительного характера. Примером являются «Поучения» детям Владимира Мономаха.

Педагогика ведет свое начало от народной педагогики . Она воплощалась в пословицах и поговорках, т.е. имела иносказательную форму и устное бытование: «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи - век учись», «Корень учения горек, да плод сладок».

Наука педагогика родилась в конце XVII века, когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К ним следует отнести «Великую дидактику» (1654 г.) чешского мыслителя-гуманиста, педагога и общественного деятеля Яна Амоса Коменского (1592-1670), которая не потеряла своего значения до сих пор. Свою «Великую дидактику» он определяет, как универсальное искусство всех учить, всему учиться с верным успехом, быстро, основательно, приводя обучающихся к добрым правам и глубокому благочестию.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики в 18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом “Педагогика” сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

Педагогика гуманитарно-ориентированная наука. Она входит в общекультурный контекст современной жизни. Дефиниция «педагогика» в литературе трактуется как наука о: воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, которые направлены на развитие человека; том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью,

найти равновесие с природой и обществом; переводе опыта одного поколения в опыт другого; деятельности по приобщению человека к общественной жизни; наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающих поколений; закономерностях, принципах, содержании, методах, организационных формах образования, воспитания и обучения; воспитании, которое является сложным общественным явлением, вбирающим в себя многослойные и разнообразные отношения; об искусстве, и этим педагогика приравнивается к практике; упорядоченной совокупности знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями и др. Таким образом, дефиниция «педагогика » − наука, изучающая объективные законы развития конкретноисторического процесса воспитания, органически связанная с законами развития общественных отношений и становлений детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации целостного педагогического процесса.

К приоритетам педагогической науки относятся: мир, человек, экология и сотрудничество.

Наука педагогика имеет свой объект и предмет .Объектом педагогики являетсяобразование. Его изучают психология, социология, философия, эргономика, теория управления, история и другие науки.

В отношении формулировки предмета педагогики существуют различные подходы.

В литературе он трактуется как особая функция общества − воспитание (Ю.К. Бабанский); объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания (Б.Т.Лихачев); воспитание в его интегральном и дифференциальном понимании (П.И.Пидкасистый); система отношений, возникающих в деятельности, которая является объектом

педагогической науки (Н.Е. Ревская); педагогические системы; закономерности процесса формирования и становления личности в условиях её воспитания, образования и обучения и др. Мы будем здесь придерживаться определения предмета педагогики, приведенного в работе Б.Т. Лихачева. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.

Педагогика выполняет следующие функции: научно-теоретическую (познание сущности педагогических явлений и процессов, раскрытие закономерностей, структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов);конструктивнотехническую (планирование, методика, организации и реализации, совершенствование педагогического процесса);прогностическую (развитие педагогической теории, тенденции развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида).

Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения (табл. 1).

В структуру педагогической науки входят: педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.

Источниками педагогики являются теоретические разработки и результаты исследования ученых настоящего и будущего; педагогическая практика и опыт.

В жизни встречаются различные педагогические проблемы − это объективно возникающие в педагогической теории и практике вопросы, относительно процессов воспитания, образования и обучения человека. Они закономерно рождаются с изменением социально-экономической ситуации в государстве. Педагогическая наука и практика должны соответствовать новым требованиям общества, решая проблемы:

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности: их влияние на процесс воспитания и образования.

2. Определение целей воспитания и образования.

Таблица 1

Вопросы, решаемые наукой педагогикой

Аспект в педагогике

Для чего необходимы воспитание и

Цель воспитания и целеполагания в целостном

обучение, и какие цели и задачи

педагогическом процессе

Кто и ради кого осуществляет

Субъекты

педагогического процесса

(субъекты

воспитание и обучение?

воспитания:

личность, семья,

общество,

государство)

Чему учить и какие ценности

передать

целостном

общем виде выступает культура в самом широком

педагогическом процессе?

понимании)

Как учить?

Методы, средства, организационные формы

обучения и воспитания и общие принципиальные

подходы к их разработке

Где учить и воспитывать и какими

Система, виды и формы образования

существующие

педагогические

образовательные модели?

Кому и как управлять системой

Управление

педагогическими

системами

образования?

образовательными моделями, кадры для этих задач

3. Разработка содержания воспитания и образования.

4. Исследование и разработка методов воспитания и развития личности.

Наука педагогика изучает проблемы и более частного характера: а) как происходит развитие личности в условиях специально организованных и стихийно складывающихся воздействий; б) как организовать педагогический процесс, обеспечивающий развитие личности в желательном направлении.

В связи с вышесказанным педагогическое науковедение выделяет несколько задач по разным основаниям. Это, прежде всего классы постоянных и временных задач .

1. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно

2. В состав постоянных, то есть непереходящих задач педагогической науки, входят:

а) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на обучающихся является неотъемлемой чертой труда педагога-практика. Роль науки педагогики состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педагога-новатора, неповторимо, а что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние. Продуктивнее этот процесс идет у тех лиц, которые совмещают научную работу по педагогике с практическим преподавательским трудом в образовательном учреждении;

б) разработка инновационных методов, средств и организационных форм систем обучения, воспитания и управления образовательными учреждениями;

в) прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. В педагогическом прогнозировании реализуется

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «У чебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» .

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса .

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» .

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания».

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» .

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник – это:

Средство обучения;

Основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75% объема учебного материала, предусмотренного программой .

Учебное пособие , наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие ».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» .

2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» .

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» .

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» .

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» .

6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

- средство обучения;

Источник учебной информации;

- вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

Рис. 1. Общие и специфические признаки учебника и учебного пособия

Таким образом, при данном рассмотрении учебное пособие имеет ряд принципиальных различий с учебником: в отличие от учебника, который характеризуется систематическим фундаментальным изложением учебной дисциплины, учебное пособие предназначено для получения дополнительных знаний по представленным в учебнике темам с целью более глубокого самостоятельного изучения предмета конкретной учебной дисциплины. В учебном пособии содержится больший, по сравнению с учебником, объем учебного текста и учебных заданий, позволяющий глубже изучить и усвоить конкретную учебную тему.

  • Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
  • Организационно-правовые основы военного образования и технология профессионально-ориентированного обучения. В двух частях / Под ред. Б.Н. Друганова. – СПб.: Изд-во МВАА, 2005. – Ч. 2. – 278 с.
  • Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 608 с.
  • Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. – 2001. – № 10. – С. 16–26.
  • Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. – М.: «Просвещение», 1991. – С. 269–304.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Учебное пособие и учебник: различия и связи

    Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник - это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

    В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

    Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала - учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

    Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

    С чего начать

    Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

    • углубление теоретических знаний по предмету;
    • практическое изучение дисциплины;
    • самостоятельная работа студентов;
    • подготовка к экзамену;
    • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

    Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

    Структура учебного пособия

    Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

    В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

    Аннотация

    Аннотация - это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

    Введение

    Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

    Основная часть

    Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

    Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе - одну тему учебного плана.

    Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория - студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

    Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010)

    Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

    Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

    Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

    Все люди смертны.

    Кай - человек.

    ________________________________

    Следовательно, Кай смертен.

    Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

    При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

    Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

    В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

    Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

    Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

    Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

    • таблицы;
    • задания для самостоятельной работы;
    • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
    • упражнения;
    • тесты;
    • задачи;
    • списки дополнительной литературы по теме;
    • домашние контрольные работы и др.

    Оптимальный объем дидактического материала - около трети общего объема учебного пособия.

    Заключение

    В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

    Библиографический список

    Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

    Оформление учебного пособия

    Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

    Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

    • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
    • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

    Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

    Как напечатать учебное пособие

    Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) - специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, - работающие в других организациях (внешние рецензенты).

    Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

    Можете предварительно посчитать , сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

    Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство - и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

    Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

    Представляем отличную подборку методических пособий по системе КонсультантПлюс для студентов, изучающих в вузе систему КонсультантПлюс, а также для преподавателей ведущих занятия по «правовой информатике». Пособия можно скачать бесплатно.

    Чтобы разобраться в разных вариантах учебных и методических материалов КонсультантПлюс, предлагаем вам воспользоваться нашей

    В настоящее время студенты и преподаватели могут воспользоваться следующими учебными и методическими материалами КонсультантПлюс:

    КонсультантПлюс: учимся на примерах. Юриспруденция

    Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению юриспруденция.

    КонсультантПлюс: учимся на примерах. Экономика

    Учебно-методическое пособие "КонсультантПлюс: учимся на примерах" адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению экономика.

    Пособие состоит из отдельных занятий (тем). В начале каждой темы имеется основной блок, в котором на основе подробно разобранных примеров представлены возможности системы КонсультантПлюс. Далее размещен блок примеров для самостоятельной работы. В пособиях Вы найдете также блок заданий для проведения зачетной работы (6 вариантов по 4 задания).

    Обращаем внимание, что некоторые задания в пособии рассчитаны на использование документов судебной практики и авторских материалов. Такие документы в полном объеме доступны в системах, установленных в учебных классах вузов в рамках Программы информационной поддержки российской науки и образования, но могут отсутствовать в некоторых некоммерческих версиях системы КонсультантПлюс.

    Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами юридических специальностей.

    Данное методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, которые проводят занятия по изучению компьютерных справочных правовых систем (СПС) на примере системы КонсультантПлюс со студентами экономических специальностей.

    Учебник "Введение в правовую информатику"

    В учебнике на примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем и преимущества их использования.

    В учебнике рассмотрены все источники правовой информации и особое внимание уделяется роли и перспективам развития справочных правовых систем. Специальная глава посвящена общим сведениям из области права, знание которых необходимо для полноценной работы с правовой информацией. На примере системы КонсультантПлюс подробно освещены основные параметры и возможности справочных правовых систем, преимущества их использования. Учебник рекомендован Учебно-методическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений для студентов вузов, обучающихся по направлению юриспруденция.

    Руководство пользователя "КонсультантПлюс: Шаг за шагом"

    Это практическое руководство, в котором подробно (на примерах, с рисунками и комментариями) рассмотрены возможности системы КонсультантПлюс.

    Практическое руководство пользователя КонсультантПлюс состоит из шести тем. В каждой теме разбираются ситуации, с которыми сталкиваются пользователи системы КонсультантПлюс в процессе работы.

    Тренинго-тестирующая система (ТТС)

    Это электронный учебно-методический материал для обучения, закрепления и контроля знаний по основам правовой информатики.

    ТТС представляет собой сборник тестовых заданий по учебному курсу "Введение в правовую информатику. Справочная правовая система КонсультантПлюс". В системе предусмотрен специальный режим "Преподаватель" для тестирования с помощью ТТС. Этот режим позволяет создавать собственные банки тестовых заданий, индивидуально отбирая задания из общего банка ТТС, и проводить тестирование с их помощью. Также в ТТС можно работать со стандартными настройками (полным банком заданий, в режимах "Самоподготовка" и "Тестирование"). Система оснащена подробным руководством по работе.

    Электронный сборник примеров по работе с системой КонсультантПлюс

    Любой из нас учится или учился в университете, причем имеет колоссальный багаж знаний, а вот на вопросе, что такое учебно-методическое пособие, «сдувается» каждый второй. Нет, конечно, все мы понимаем, что речь идет об учебнике, справочнике, литературе, которая помогает учиться; но вот что это такое конкретно, знают лишь единицы. Что же, попробуем разобраться вместе.

    Что такое учебно-методическое пособие и его особенности

    Итак, учебно-методическое пособие — это официальное печатное издание, содержание которого полностью соответствует учебной программе по той или иной специальности в вузе.

    Если говорить простым и доступным языком, то это самая обыкновенная методичка , которая из курса в курс передается студентам во временное пользование.

    Это небольшой справочник, подсказка или даже конспект, который чаще всего затрагивает лишь одну тему, но зато в подробностях.

    По методичкам не только выполняют практические и лабораторные работы в аудитории, но и правильно оформляют отчеты, согласно всем предъявляемым Министерством Образования требованиям.

    Так что можно смело сказать, что учебно-методическое пособие – это незаменимый помощник на лекционных и практических занятиях в университете.

    Раз уж я так сильно восторгаюсь этим печатным изданием, самое время поговорить о его весомых преимуществах, на фоне остальной литературы, которая в открытом доступе имеется в каждой студенческой библиотеке или читательском зале.

    Преимущества учебно-методического пособия

    1. Данное издание предлагает краткую тезисную информацию по заданной теме, которая гораздо проще переваривается сознанием и запоминается.

    2. Методичка – это своего рода инструкция или шпаргалка, как выполнять задания на практике, и на какие аспекты своей работы обязательно обращать внимание.

    3. Методичка помогает с оформлением и презентацией работы, а, как известно, за это также добавляется дополнительный балл к итоговой оценке.

    4. Количество страниц методички не превышает 30 – 50, а это означает, что носить такую книжку в рюкзаке или сумке совсем нетяжело.

    5. Методичкой при желании и навыках можно воспользоваться на экзамене в качестве реальной подсказки по теме. Когда своих шпаргалок нет, а в голове сквозняк – это идеальное решение, так что лучше методичку не забывать на ответственный экзамен.

    Однако данное учебно-методическое пособие имеет свои существенные недостатки, о которых также требуется знать заблаговременно, чтобы не остаться «с носом»:

    1. Методички пользуются повышенным спросом у студентов , поэтому выбить в библиотеке на абонемент лишний экземпляр порой просто не предоставляется возможности. Приходится просить у соседа по парте, либо копировать на ксероксе за своей счет, естественно.

    2. Методички имеют невидимые «ноги» . Да-да, это то печатное издание, которое может посредине пары исчезнуть в неизвестном направлении и уже не вернуться.

    Опять-таки повышенный спрос сказывается, так что лучше всего держать ухо востро, а собственную методичку в поле зрения, иначе проблем со строгим библиотекарем в будущем просто не избежать.

    3. Методички имеют субъективное мнение на ту или иную тему , а объясняется это просто – они создаются под редакцией одного из педагогов кафедры.

    Личная неприязнь и извечная конкуренция преподавателей, и твой ответ по методичке является не просто ошибочным, а «самым настоящим издевательством» над наукой (по себе помню).

    Но в целом, не стоит обращать внимание на такие мелочи, ведь учебно-методическое пособие, как не крути, несет просвещенность в массы, а это для узкомыслящих студентов грандиозное преимущество.

    Так что запасайтесь методичками и в бой за новыми знаниями. Главное, чтобы от вашей рассеянности, гвардия не разбежалась.

    Потеря методички

    Никого не хочу пугать, но предупредить просто обязана, что потеря методички – это не просто неприятность, это трагедия вселенского масштаба для библиотекарей.

    Сначала они начинают вздыхать и охать от услышанного признания, потом передают эту информацию из смены в смену, затем придумывают наказание студенту рассеянному и, наконец, запоминают его фамилию и ставят «на карандаш».

    Поверьте, в момент, когда вы потеряли учебно-методическое пособие, нажили врагов в лице всего обслуживающего персонала библиотеки, включая уборщицу. Выхода из ситуации два:

    1. Отксерить такую же методичку и предоставить в библиотеку;

    2. Купить новую книгу в библиотеку по своему принудительному желанию.

    После этого конфликт исчерпан, но библиотекарь еще долго будет вас подкалывать при каждом посещении библиотеки и, тем более, взятии книжки на руки.

    Откуда берутся методички?

    Вопрос, конечно, глуповат, но в данной теме весьма актуален. Итак, кто издает такие инструкции?

    Ответ очевиден: открой первую страницу и прочитай имя автора. Как правило, авторами являются преподаватели своей же кафедры, которые и рекомендуют приобретение конкретной методички. Ну, от скромности наши педагоги никогда не умрут, зато методичек настрочили порядком.

    Самое смешное, что каждый автор хвалит только собственное творение, а на методички своих условных конкурентов и вовсе не советует обращать внимание. Но, хочешь – не хочешь, а мы все учились по методичкам и продолжаем это делать в современном студенчестве.

    Вот тут мы подобрались ко второму главному вопросу, который стоит на повестке дня и особенно волнует многих аспирантов и преподавателей, которые еще не имели дела с написанием таких печатных изданий.

    Как правильно написать и составить методичку?

    Чтобы не писать ничего лишнего, перейдем сразу к теме, а процесс написания методички также распишем по плану, для большего удобства, так сказать.

    1. Необходимо определиться с темой, которой будет посвящено запланированное печатное издание. Начинать можно с легкой информации, ну а в последующих методичках затрагивать уже более глобальные научные вопросы.

    2. Изучать информацию по теме желательно не из интернета, который многие считают «помойной ямой». Не стоит рисковать, ведь в сети можно взять за основу недостоверный источник, причем по большой случайности. Обращать внимание лучше на проверенных авторов, реальные книги и фактически первоисточники, которых в библиотеке предостаточно.

    3. Чтобы выученная теория не казалась бессмысленной, нужно мысленно перевести ее на свои практические знания, чтобы в итоге иметь четкое представление, о чем в дальнейшем будете писать учебно-методическое пособие.

    4. Начинать свою работу желательно с предварительного плана, который может состоять из коротких предложений или емких тезисов. Это очень важно, иначе можно упустить какую-то важную информацию изучаемой темы.

    5. Методичка – это шпаргалка, поэтому она должна подробно отвечать на перечень главных вопросов. Именно поэтому желательно заранее продумать их содержание, и ни один не упустить из виду.

    6. Методичка по своему содержанию не должна быть сложной, а весь представленный материал должен быть описан емко, но простым и легко читаемым языком, чтобы студент не потерял интерес и не забросил ее уже после скучного прочтения первого абзаца.

    7. Вся используемая литература должна быть засвидетельствована после содержания, а ее оформление также соответствует определенным нормам и правилам, которые важно соблюдать.

    8. Изучить все правила оформления работы и преступить к дальнейшему написанию своего первого учебно-методического пособия.

    9. Готовую работу проверить, воспользовавшись услугами корректора (если вы, конечно, не филолог).

    10. Сдать на проверку, а потом в публикацию.

    Если вы решили написать свое учебно-методическое пособие, то обязательно должны помнить элементарные правила, которые поднимут рейтинг вашего труда, а не оставят его долгие годы пылиться на полке в библиотеке без надобности.

    Правило первое . Очень важно изучить учебную программу, чтобы методичка соответствовала теме, а не оказалась бесполезной либо неактуальной.

    Правило второе . Структура должна не только соответствовать одной тематике и не вилять, но и содержать актуальную информацию, последние сведения и новые открытия, познания. В общем, учебно-методическое пособие не должно попадать в категорию «морально-устаревшая литература».

    Правило третье . Подобранный для написания материал обязательно должен быть структурированный, доступный, логичный, закономерный и понятный для студентов. Желательно использовать короткие фразы и небольшие абзацы, нумерованные и маркированные списки, тезисы, различные графические выделения, а по необходимости таблицы и графики.

    Правило четвертое . Список литературы должен быть ёмким и подробным, а составлен в соответствии требованиям.

    Правило пятое . Сложная терминология не приветствуется, а, если без ее участия не обойтись, то желательно объяснить подробно значение того или иного слова, фразы, выражения.

    В противном случае ваше учебно-методическое пособие вряд ли окажет содействие в учебе доброй половине студентов.

    Вывод : Вам нужна методичка? Выбирайте самую потрепанную – она явно популярная и востребованная в массах! Вы решили написать свое учебно-методическое пособие, тогда излагайте свои мысли просто, доступно, лаконично.

    Только тогда такое увлекательное издание студенты обязательно возьмут на заметку.

    Теперь ты знаешь о том, что такое учебно-методическое пособие .