У каждого школьника есть свой дневник, который еженедельно проверяют родители и активно «посещают» учителя. Как известно, оценки в дневнике выставляются плохие и хорошие, максимально точно и правдоподобно отражая успеваемость того или иного ученика.

Оценки в обычном школьном дневнике

Многие школьники в экстренных ситуациях задаются главным вопросом, как исправить оценки, чтобы родители меньше расстраивались и ругались. Уже несколько десятилетий из уст в уста передаются реальные способы, которые действительно помогают видоизменить неудовлетворительную оценку и сохранить безоблачное настроение строгих родителей.

Например, низкую отметку можно вывести белизной либо хлоркой, но также не исключено использование белил и вовсе удаление нерадостной страницы. А что все равно в дневнике много страниц остается, мама ничего и не заметит. Такие методы работают уже много лет, однако научно-технический процесс все равно не стоит на месте. Сегодня существуют прогрессивные способы, как контролировать реальную успеваемость школьника.

Сегодня, как и несколько лет назад, у каждого ученика может быть два дневника. Вот только в данном случае присутствует принципиальная разница. Если раньше ученик один дневник подносил для выставления положительных отметок, а другой — для двоек и замечаний; то сегодня наравне с печатной продукцией активно используется и электронный дневник.

Наверное, многие мамы о таком и не слышали, а некоторые и вовсе отказываются верить в такой скачок науки. На самом деле это не миф, а реальность, причем электронный дневник гарантирует правдивые сведения, невозможность подделки фактов даже учителями.

Оценки в электронном дневнике

Понятие «Электронный дневник» появилось относительно недавно, а описывает не печатное издание, а специальную программу в электронном варианте, которая надежно хранится на просторах всемирной паутины. Доступ к сайту имеют и родители, и ученики, и учителя, а система оценивания знаний предельно прозрачная, гласная.

Итак, если родитель хочет поинтересоваться успеваемостью своего ребенка, необходим компьютер и подключение к виртуальной сети. После введения электронного адреса открывается специальный сайт с данными по тому или иному классу любой школы.

Чтобы получить доступ к просмотру, рекомендуется зарегистрироваться на портале, запомнить пароль. Эти данные позволят посещать электронный дневник неограниченное количество раз на свое усмотрение. Ничего сложное, но главное — вполне реально и осуществимо для родителей, у которых отсутствует навык работы с персональным компьютером.

Многие родители, не понимая своего счастья, всерьез озадачены вопросом, для чего именно необходим электронный дневник? Вариантов несколько, но задумка всегда одна. Разработчики этой уникальной программы обеспечили максимально прозрачную систему образования. Получается, что ни родители, ни школьники, ни учителя не могут исправить выставленную оценку. Соответственно по итогам четверти каждый получит по заслугам.

Основные преимущества электронного дневника

Сегодня многие школы и классы завели электронные дневники для отчетности перед дирекцией и настойчивыми родителями. Это очень удобно, хотя забот у классного руководителя заметно прибавилось. Теперь после каждого урока он в электронном варианте выставляет оценки, после чего нажимает кнопку на экране «Закончить урок». Больше доступа к этой информации некто не имеет, так что исправить отметку просто невозможно.

Вот и первое преимущество, и таких предостаточно, не зря же электронные дневники пользуются сегодня такой большой популярностью. Также следует выделить следующие моменты:

— удобство заполнения электронного дневника;

— открытый доступ для родителей и учеников;

— невозможность подделать оценку;

— прозрачная система оценивания;

— жесткий родительский контроль;

— быстрый доступ к программе.

Так что такой прогрессивный метод реально работает и считается полезной разработкой в Министерстве Образования. Не все школы прибегают к такой услуге, но те, кто все же подписались, несколько не сожалеют о своем выборе.

Электронный дневник: можно ли исправить оценку?

Многие хакеры стремятся взломать эту прогрессивную систему, чтобы школьники могли повысить свою успеваемость таким нечестным путем. Однако на сегодняшний день все попытки безуспешны, поскольку электронный дневник продолжает свое существование, показывает родителям реальный результат обучения своего чада.

Но вопрос о подделке школьных отметок по-прежнему стоит особенно остро. Неужели нет никаких вариантов? Некоторые школьники пытаются разгадать логин и пароль учителя, чтобы получить доступ к его странице и исправить собственные отметки. Такие старания опять же напрасные, поскольку после выставления оценок учитель нажимает кнопку «Урок проведен». После такой манипуляции ни о каких исправлениях речи быть не может — нет возможности и активных окон. Так что и педагогу в данном вопросе желательно проявить особую внимательность.

Если исправить отметки в электронном дневнике своего ученика старается сам педагог, то и у него ничего не получится. Доступа к странице все равно нет, вернее, ее можно только распечатать для большей наглядности. Так что и хитрый учитель при желании не сможет пойти на такое злодеяние, ведь для него также имеется контроль.

Соответственно, можно сделать вывод, что это очень надежная виртуальная система, обхитрить которую уж точно не удастся. Как показывает практика попытки были многочисленные, но в итоге оценки сохранялись в первоначальном виде.

Различия оценок в реальном и виртуальном дневниках

Многие школьники, особенно среднего и старшего звена, самостоятельно контролируют свою успеваемость по электронному дневники. Такая заинтересованность понятна, поскольку дает представление о слабых предметах, успеваемость по которым так хочется подтянуть. Также такой контроль очень важен для предстоящего ЕГЭ, который в России считается самой настоящей «путевкой в жизнь».

Иногда так случается, что оценки различаются, и тут школьника охватывает паника, особенно, если занижен балл. Неужели такое возможно? На самом деле здесь требуется учитывать такое понятие, как «человеческий фактор», которое следует отнести к учителю по тому или иному предмету. Не исключено, что оценка была выставлена ошибочно по невнимательности и рассеянности педагога, но после завершения урока исправить ее нет возможности.

Именно поэтому не стоит отказываться от обычных дневников, которые верой и правдой служат школьникам уже нескольких поколений. Не стоит лениться и подойти после урока к учителю за оценкой знаний, особенно за положительной. Если этого не сделать, то доказательств ошибки учителя в электронном варианте не будет. Получится, что ученик зря старался на уроке и так усердно отвечал домашнее задание.

Конечно на защиту может встать весь класс, но такую солидарность строгий преподаватель обязательно поставит под сомнение (а вдруг это просто заговор). Остается только рассчитывать на память учителя, но и в ней могут оказаться крайне неуместные пробелы. Столько учеников на потоке, разве можно запомнить успеваемость всех?

Именно поэтому важно понимать, насколько важен бумажный дневник, который обязательно найдется в каждом рюкзаке и портфеле. Отметка с личной подписью учителя — это и есть подтверждение того, что в электронном варианте была допущена грубейшая ошибка. К тому же лишним подтверждением становится дата выставления вполне заслуженного балла.

Если бумажный дневник случайно утерян в течение года, необходимо купить новый — обязательно пригодится и не раз выручит в трудную минуту.

На заметку родителям

Чтобы не ругать свое чадо за потерянный дневник, необходимо поинтересоваться у классного руководителя, а нет ли электронного варианта оценки знаний. Как показывает практика: если в классе появился виртуальный дневник, реальный все реже и реже теряется.

Если после изучения электронного дневника и сопоставления оценок с печатной продукцией найдены отличия, самое время вызвать свое чадо на серьезный разговор и в обязательном порядке разобрать возникшую ситуацию.

Не стоит сомневаться в подлинности оценок, которые предлагает сайт интернета. Это и есть реальная успеваемость школьника, подделать которую не способны даже профессиональные хакеры.

С каждым годом все больше и больше школ с удовольствием переходят на ведение электронных дневников для большей прозрачности системы образования. Многие учителя и родители на личном примере убедились, насколько доступный и полезный такой сервис. Как выяснилось, электронный дневник заметно облегчает проведение занятий и оценивание школьников, исключает развитие коррупции в Министерстве Образования. Поэтому не стоит игнорировать этот вариант, самое время предложить его классному руководителю своего ребенка.

Если учителя рекомендуют контролировать знания своего ребенка с помощью виртуального дневника, не стоит игнорировать такие полезные советы. Дело в том, что таким прогрессивным методом можно и за учебой следить, и контролировать свое чадо на предмет честности и открытости со своими родителями. Так что самое время освоить азы персонального компьютера, наконец-то разобраться в правилах работы всемирной паутины.

Считанные дни остаются до школьных каникул. В школах подводят итоги второй четверти, и многие родители, мягко говоря, в недоумении. Итоговые оценки их детей не сходятся с данными электронных дневников. Некоторые отличники превращаются в хорошистов, а двоечники — наоборот — радуются результатам. Как так вышло?

- Я в принципе не понимаю, как выставляются оценки в электронном дневнике, потому что тут есть вот эти промежуточные баллы.

Разобраться в электронном дневнике своей дочери у Олеси Старцевой получается с трудом. Ей не понятно, почему при большинстве пятерок по алгебре итоговая оценка — "твердая" четверка.

- Если ребенок учится хорошо — вот, допустим, 4,60, — то учитель не поставит 5, поставит 4, потому что ребенок до 5 не дотягивает. То есть, двоечников мы вытягиваем, а хорошистов? Я не понимаю!

А вот Оксане Кучеровой — маме сразу троих школьников — подсчет среднего балла кажется задачей несложной

- Наверно, всем понятно, что это складывается и делится на количество выставленных оценок.

Но все не так просто — ведь от итоговой оценки за четверть этот средний балл тоже может отличаться. Вот пример. Оценки за первый триместр — семь пятерок и четыре четверки. Средний балл — 4,64, но итоговая оценка — 4. Почему? Оказывается, оценка оценке рознь.

"Все понимают, что значимость контрольной работы все-таки неизмеримо выше, нежели даже блестящий, но устный ответ у доски", — объясняет директор школы № 1995 Елена Норенко.

Оценки за контрольные работы в электронном дневнике выделены жирным шрифтом.

Сколько "весит" оценка, решают сами учителя.

"Конечно, в первую очередь руководствуемся локальным нормативным актом о выставлении оценок. Мы обращаем внимание на те работы, которые показывают умение ребенка применять знания, полученные на практике, то, насколько он овладел программным материалом", — говорит учитель русского языка и литературы школы № 109 Лариса Евстратова.

"У меня был такой случай, что у меня было на грани тройки или четверки, и учитель поставил мне 4, потому что контрольную я писала на хорошую оценку", — рассказывает одна из учениц.

Получается, средний балл итоговой оценкой автоматически не становится. Более того — администрация учебного заведения не вправе устанавливать некий коэффициент, при котором оценка округляется в одну или другую сторону. Это когда в одних школах, чтобы получить 5 по предмету, достаточно набрать 4,5 средних балла, а в других — 4,7. Решение по-прежнему остается за учителем, который знает возможности каждого ребенка.

"Какой может быть коэффициент, когда у нас только одно — ребенок знает, а если нет, то что еще нужно сделать для того, чтобы он это освоил?" — говорит Елена Норенко.

При этом оценить эти знания по пятибалльной шкале сложно. Чтобы сделать это объективно, по мнению многих педагогов, правильнее применять, к примеру, 100-балльную шкалу. Такая система оценки знаний в качестве эксперимента уже работает в некоторых московских школах.

Для проверки электронного дневника ребенка:

  • войдите в школьника. Для этого необходимо авторизоваться на портале сайт;
  • выберите раздел «Дневник» в верхнем горизонтальном меню, далее - вкладку «Дневник»;
  • на открывшейся странице вы увидите расписание уроков, домашние задания, оценки и комментарии учителей к ним.

Чтобы сообщить классному руководителю, что вы проверили дневник, нажмите кнопку «Я ознакомлен(а) с дневником» в правом верхнем углу. В дневнике появится отметка с датой проверки. Проверить дневник можно только за уже закончившуюся неделю. На текущую неделю кнопка становится активной в пятницу. Чтобы проверить дневник за предыдущие недели, необходимо перейти в календаре на нужную неделю и нажать кнопку «Я ознакомлен(а) с дневником».

2. Как узнать, за что и когда выставлена оценка?

  • чтобы посмотреть, за какой предмет и когда выставлена оценка, выберите раздел «Дневник» в верхнем горизонтальном меню, далее - вкладку «Дневник». Наведите курсор на оценку, чтобы увидеть всплывающее окно, где указано, когда и за какую форму контроля (контрольная, самостоятельная работа и тому подобное) поставлена оценка;
  • чтобы посмотреть, как менялся средневзвешенный балл по каждому из предметов по неделям, выберите раздел «Анализ» в верхнем горизонтальном меню, далее - вкладку . Если навести курсор на средний балл, появится список оценок, из которых он был рассчитан. Средневзвешенный балл можно посмотреть по всем оценкам или отдельно для контрольных и текущих оценок. Для этого выберите соответствующий фильтр в правом меню;
  • чтобы построить график успеваемости по каждому предмету, отметьте его во вкладке «Динамика успеваемости» - график построится автоматически.

3. Что означают символы в электронном дневнике?

  • точка - учитель ждет ответа от ученика, если он не подготовился к уроку или не сдал для проверки работу или проект. Наведите курсор на точку, чтобы увидеть, за какую работу она выставлена. Учитель определяет, когда точка должна стать оценкой или быть удалена. Точка может стать оценкой раньше, если текущий аттестационный период истечет до момента, как закончится срок действия точки;
  • цифра рядом с оценкой - вес оценки. Как правило, эти оценки получены за контрольные и самостоятельные работы. Чем больше вес оценки, тем больше она влияет на средневзвешенный балл и оценку за промежуточную аттестацию (четверть, модуль или другие аттестационные периоды, определенные в школе). Например, если выставлена оценка «5 2 » - это оценка «5» (отлично) с весом 2, то есть две оценки «5» (5 + 5).

4. Как выставляется оценка за промежуточную аттестацию?

Если школа использует систему оценок с весом, то обычно при выставлении оценок за промежуточную аттестацию самый большой вес имеют оценки, полученные за проверочные или контрольные работы. Меньший вес имеют оценки за работу в классе и ответы у доски. Наименьший вес имеют отметки за домашние работы, так как при их выполнении ребенок не был ограничен во времени и мог пользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью.

Посмотреть оценки за промежуточную аттестацию можно в разделе «Анализ», во вкладке : во втором и последующих столбцах указаны оценки за аттестационные периоды, в последнем - годовая оценка.

Электронный дневник все более прочно входит в повседневную жизнь российского школьника и его родителей. В некоторых учебных заведениях он вытеснил привычные всем бумажные дневники.

Электронный дневник представляет собой систему для взаимодействия школьников, их родителей, учителей и администрации школы и города, посредством интернета. С помощью электронных дневников родители смогут следить за успеваемостью ребенка : за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, узнать вовремя о предстоящем родительском собрании (например, подписавшись на услугу sms-дневник), а также общаться онлайн с учителями и администрацией школы.

Школьникам система напоминает расписание и домашнее задание. А также дает возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам или годам.

Учителя получают удобный и быстрый способ общения с родителями , кроме того, электронный журнал поможет в подготовке отчетов по успеваемости, а также позволит проводить электронные тесты для учеников, даже в их отсутствие в школе.

Помимо вышеперечисленного, электронный дневник дает также возможность отслеживать общий рейтинг успеваемости ребенка в классе, который формируется из среднего балла всех рейтингов по предметам за четверть (триместр или семестр). Чем выше рейтинги по отдельным предметам, тем выше общий рейтинг ученика. Число мест в рейтинге равно числу учеников, получивших оценку. Если два ученика получили одинаковую оценку, они имеют одинаковый рейтинг (то есть занимают одно место в рейтинге, а остальные ученики, соответственно, сдвигаются ниже в рейтинге).

Однако несмотря на растущую популярность электронных дневников, у многих родителей остается масса вопросов по работе системы. Ответить на некоторые из них мы попросили директора единой образовательной сети «Дневник.ру» в Приволжском федеральном округе Виктора Королева .

Вопрос: По какой формуле считается четвертная оценка? Может ли учитель повлиять на оценку, которая выставляется за четверть или Дневник.ру считает все сам?

Ответ: Выставление итоговых оценок на сайте «Дневник.ру» не автоматизировано, и решение о выставлении итоговых оценок принималось и принимается исключительно преподавателем. Средний балл - лишь ориентир для педагога, который округляет оценку, предложенную автоматической системой подсчета, по своему усмотрению: до более высокой или более низкой. Важно помнить, что любую оценку преподаватель выставляет, принимая во внимание всю проделанную учеником работу, его активность на уроке, качество выполнения контрольных и самостоятельных работ.

Вопрос: Все оценки в течение четверти равнозначные? Оценки за контрольные имеют тот же вес, что и рядовые оценки? В дневнике они как-то различаются?

Ответ: Итоговые оценки в четверти – равнозначные. В системе «Дневник.ру» есть возможность настроить вес оценки за определенный вид работы. Средневзвешенный балл – автоматически подсчитываемый в системе аналитический показатель успеваемости учащегося, учитывающий вес каждого вида работы, за которые выставлены оценки, в общем их числе. Если в школе все веса типовых работ равны 1, то колонка «средневзвешенный балл» в журналах отображаться не будет.

Методические рекомендации на основании документов МинОбра.

Промежуточная аттестация является удобным способом контроля успеваемости учащихся. При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка. Таким образом можно получить объективную оценку его знаний. Хотя по ряду предметов, таких как физическая культура, музыка и ИЗО рекомендуется введение безотметочной системы.

В Вашей школе должно быть разработано Положение об оценивании достижений учащихся по предметам, учитывающее также спорные моменты. Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения должны быть указаны в Уставе учреждения (ст.13 закона РФ «Об образовании»). Заметим, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора методов оценки знаний обучающихся (ст. 55 закона РФ «Об образовании»).

  1. При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое.
    Далее оценка округлялась до целых чисел в большую сторону если первая цифра после запятой равна или больше 5, и в меньшую сторону если эта цифра меньше 5.
    Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.
    Именно поэтому сейчас этот способ не рекомендован к применению МинОбром.
  2. Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу.
    Оценки за классную работу и ответы у доски рассматриваются как менее значимые.
    Результаты домашних работ и вовсе имеют небольшой вес, так как при их выполнении ребенок имеет возможность воспользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью, он не ограничен во времени, а потому оценка домашней работы является довольно субъективной и учитывается при выставлении оценок лишь в спорных случаях, как показатель старательности учащегося.
  3. Если в четверти ребенок имел хотя бы одну неудовлетворительную оценку по предмету, то при аттестации ему не может быть выставлен высший балл.
    Но и из этого правила могут быть исключения.
    Если в итоговой контрольной работе были задания на тему, по которой у ребенка ранее был неудовлетворительный результат, но сама работа выполнена на высший балл, то на усмотрение учителя четвертная оценка также может быть отличной.
  4. Суммируйте все оценки, полученные за домашние задания, и вычислите общий результат.
    Таким же образом посчитайте средний балл за классные работы.
    Если результаты классных и домашних работ совпадают, можно считать, что это объективная оценка знаний учащегося.
    Если балл за классные работы выше или ниже, чем за домашние, следует считать именно его приоритетным.
  5. Посчитайте и оцените общий результат контрольных работ.
    Если он совпадает с оценкой за домашние и/или классные работы, следует считать его четвертным итогом.
    Если баллы за контрольные работы выше или ниже, приоритет отдается баллам за контрольные работы.
  6. В спорных случаях следует проанализировать результаты и попытаться понять причину низких оценок.
    Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.
  7. Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок.
    Если вам известно, что устные ответы школьника всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним.
    Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. Это поможет более объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания, учитывая уровень его коммуникативных способностей.
  1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации»;
  2. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений»;
  3. Письмо Минобразования России от 19.11.1998г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе";
  4. Письмо Минобразования России от 20.02.1999г. № 220/11-12, п. 12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»;
  5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64);
  6. Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;
  7. Письмо Минобразования РФ от 16.05.2002 N 14-55-353ин/15 "О Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов";
  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации № 13-51-237/13 от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».