Как там у Пушкина: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда….Какова должность своего диктатора?...Не настоящая ли каторга?»

Эта цитата приходит невольно на ум каждый раз, когда садишься за классный журнал. Какая это каторжная работа: ни одной помарки, ни одной нечаянно промазанной клеточки с оценкой в суете урока.…А если перепутано число или тема? А если ученик не согласен с оценкой? Просто так не исправишь, пиши сноски, ставь подписи, печати …. И непременно объяснения с администрацией. А лопнувший переплет, загнутые страницы? А иногда появившиеся пятна от чая, кофе или помады? Сколько же терпит классный руководитель за промахи коллег в его «святая святых»!

А желание родителей познакомиться с журналом, с домашними заданиями, с долгами детяти? Почему-то не дневник, а именно вожделенно-недоступный журнал-цель посещения родителями школы.

И вот свершилось

Пришел в школу вожделенный электронный журнал. Нет, безусловно, работы у учителя и классного руководителя не стало меньше, но эта работа совершенно другого качества.

Во-первых, родителям: все доступно – от темы урока до домашнего задания, оценок, пропусков. В течение дня всегда есть возможность узнать: было ли чадо сегодня в школе? Еще появилась возможность получать письма от классного руководителя, которые заменили вечерние телефонные переговоры.

Во-вторых, ученики: появилась возможность всегда узнать свои оценки за день, пересдать, улучшить свои результаты. Если болен или пропущены занятия, всегда можно узнать задания, заглянув на страничку любого предмета, задать вопрос педагогу и получить ответ.

В – третьих, педагогам: не страшны ни кофе, ни чай, ни помада и т.д. Существует возможность исправления результатов учеников. Всегда можно отправить необходимую информацию коллегам, ученикам, родителям. Таким же способом получить её. А классному руководителю стоит нажать на клавишу и перед тобой отчет по посещаемости и успеваемости своего класса.

В – четвертых, администрация школы: заглянув в электронный журнал, всегда видит, кто с ним «дружит» и где тот Ляпкин-Тяпкин, который ошибся или бездельничает, «подать его сюда». Всегда можно увидеть картину успеваемости и посещаемости по параллелям, по классам, по звеньям. Сообщить необходимую информацию педагогам, получать письма из отдела образования, других учебных заведений города. Часть работы по ВШК взял на себя электронный журнал. Да и «родной» отдел образования всегда видит картину работы в школе. Можно до бесконечности перечислять преимущества электронного журнала……….

Пришел в школу прогресс, успевай «мученик четырнадцатого класса» поворачиваться.

Дистанционное обучение – новый шаг в современном образовании

Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том числе и лицами с ограниченными возможностями здоровья, – это актуальная проблема, решить которую возможно при помощи технологий дистанционного образования.

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Виды дистанционных технологий

  1. Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.
  2. ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащихся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.
  3. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся. Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные.
Виды дистанционных уроков

Урок – это фундаментальная составляющая системы обучения. Основой для построения урока является совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам учащегося, быть ориентированным на их практическую деятельность (нынешнюю и будущую), развивать мышление и практические навыки учащегося.

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева).

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:

  • в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
  • в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышения качества образованности учащегося.

Дистанционные учебные занятия многообразны:

  1. Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимания учащегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
  2. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащегося. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.
  3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии i-chat.
  4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
  5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.
  6. Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.
  7. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.
  8. Вебинар. (происходит от двух слов: web - «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).
Всему этому нам предстоит научиться.

Тема: Дистанционное обучение.

Сейчас в век информационных технологий невозможно обойти своим вниманием и проблему внедрения этих самых технологий в процесс обучения, а какие технологии могут быть введены и будут иметь должный эффект. Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

Этот способ заключается в использование Интернета и в общении онлайн учеников с педагогом или присутствием тех кто не может прийти в образовательное учереждение самостоятельно для присутствия на занятии. Включение программы дистанционного образования в образовательный процесс школы имеет иные предпосылки, чем в системе образования взрослых. Как правило, учащиеся образовательного учреждения сконцентрированы в компактном районе проживания вблизи образовательного учреждения и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором,влияющим на эффективность образовательного процесса.

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевые технологий,телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи Дистанционного образования возможно решение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им так и другим ученикам что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться на равне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учереждения может решить и многие социальные, а так же этические проблемы.

Если в образовательные учереждения внедрить способ дистанционное обучение то появиться возможность Организации дистанционного контроля знаний учащихся. При организации дистанционного контроля знаний учащихся в рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний,а также делает контроль знаний массовым и постоянным,в отличии от классической системы,в которой контроль знаний является выборочным и фрагментарным. К Томы же такая проверка будет на столько эффективна на столько и объективна в сравнение с опросом, где на выставление оценки влияет мнение учителя и его отношение с учеником.

Становится возможным организация дополнительных элективных курсов.
При организации дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения. Существенным плюсом подобной системы является то,что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений и расширяется спектр предлагаемых курсов, а также у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

Появляются тенденции использования дистанционных технологий обучения для такой формы обучения как экстернат. Не секрет,что во многих, особенно удаленных учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, химия и пр.) Для получения полноценного аттестата о среднем образовании возникает необходимость сдачи этих предметов экстерном, однако при отсутствии системной подготовки у ученика по предмету, подобная форма для него не всегда приемлема. Технологии дистанционного обучения позволят восполнить этот пробел.
При внедрение дистанционного образования также становиться возможной организация профильного обучения для удаленных муниципальных образований, так как профильное обучение на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений развития образования. Однако проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Так внедрение дистанционного обучения позволит учащимся из отдаленных регионов реализовать свои права гражданина РФ и быть равным с теми кто имел счастье получить в своём образовательном учереждение профильное образование.

Дистанционные уроки могут стать спасением для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Дистанционное образование могло бы возместить этот пробел в системе образования и позволить ученикам не отрываться так сказать от производства, то беж от учебного процесса.

Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить,что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Оценивая выше сказанное можно сказать, что с внедрение дистанционного образование сразу решается множество проблем как социальных так и проблем собственно в образовании. То есть получается что дистанционное образование много функционально оно помогает как людям с ограниченными возможностями так и тем кто выбыл на не продолжительный срок из учебного процесса не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.

Дистанционное обучение свежо и современно поэтому даже разглагольствование по поводу возможной дороговизны нужно откинуть потому, как нельзя экономить на будущем то есть на детях. Возможно в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей сидя дома перед компьтером.

«Обучающие организации в современных условиях»

На примере программы Дистанционного Обучения

Работу выполнил:

Студент факультета ГМУ

Уч.группы У-2.1

Щербинин Денис.

Москва

1.Введение ………………………………………………………………………………3.

1.1.Актуальность ……………..3.

1.2. Цель 3.

1.3.Задачи ……………..3.

1.4.Объект 3.

1.5.Предмет 3.

2.Основная часть 4.

Заключение 12.

Список литературы: 13.

Введение.

Дистанционное обучение - это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная. Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях.

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное пла­нирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения.

ЕЭ кЗа! Дистационное обучение

^ и информационные

и информационные

технологии

д.м.н., академик МАИ, профессор кафедры информатики и управления в медицинских системах СПбМАПО

ЭССЕ □ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ, НАВЕЯННОЕ ТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАСЕДАНИЕМ УЧЕНОГО СОВЕТА

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Безмозглые живые существа не обучают членов своей популяции, в том числе прямых потомков, только потому, что не умеют этого делать. Они оставляют им лишь генетические программы самосохранения и продолжения рода (вида), причем первая фактически является лишь средством реализации второй. По окончании репродуктивного цикла Природа и Бог отворачиваются от индивида, в том числе и от человека. Существа, обладающие высшей формой развития локально остывающей материи, то есть головным мозгом (который, по мнению Р.Бэллмана, является не органом мышления, а органом выживания, таким же, как зубы, когти и ногти), вначале инстинктивно, а затем и сознательно, заботясь о наиболее эффективной реализации второй (целевой) генетической программы, обучают своих потомков методам оптимального поведения для выполнения первой программы в условиях жестокой борьбы за существование.

Так, например, волк обучает подрастающих волчат оптимальным способам перерезания горла своими зубами слабым антилопам, а лев -предварительным приемам перелома их позвоночника. Поднявшись по ступенькам эволюции немного выше, мы видим, что примерно тому же взрослые особи обучают подрастающее поколение (спецназ и не только). Правда, цели здесь несколько иные. В науке педагогике это называется обучением мануальным навыкам (неваж-

© Г.Хай, 2004 г.

но, что у четвероногих нет рук). Методом обучения служит наглядная демонстрация - «делай, как я». Обучение может быть индивидуальным и групповым, но в немногочисленных группах. Индивидуальное обучение, учитывая различия в восприятии обучаемых, безусловно, эффективнее. Обученной считается особь, у которой эти навыки удается довести до условно рефлекторного (по И.Н.Павлову) автоматизма. Качество приобретенных знаний проверяется на практике. Так же, как и на дорогах, после тестового экзамена будущих водителей в ГАИ (ГИБДД).

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Некие любознательные английские естествоиспытатели скармливали необученным червям кусочки обучаемых. Обнаружено, что после этого ранее не обученные черви повысили на 20% свои знания, которые в данной области приобрели и располагали ими только черви, впоследствии расчлененные и съеденные. Таким методом в данном эксперименте была почти решена сложнейшая биологическая (и социальная) проблема, связанная с ненаследуемостью приобретенных знаний, что и является главной предпосылкой необходимости образовательных технологий. Можно надеяться, что скармливание обучаемым обучающих может существенно (на 20%!) повысить эффективность педагогического процесса. Правда, это не относится к дистанционному обучению, что при широком развитии последнего поможет более надежно сохранить педагогические кадры.

Очевидно представители племен, поедающие некоторые органы убитых ими врагов в расчете на приобретение новых полезных свойств, которыми обладали съедаемые, а также некоторые народности, лакомящиеся мозгом живых обезьян, давно владеют теми секретами, которые только начали раскрывать упомянутые выше отдельные английские ученые.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОПУЛЯЦИИ HOMO SAPIENS

Во-первых, если проследить этапы развития образовательных технологий от пещерного периода до периода, ознаменованного созданием Министерства образования РФ, то приходится констатировать их прямую зависимость от совершенствования информационных технологий, во-вторых - общественных потребностей (а может быть и наоборот, поскольку развитие самих информационных технологий обусловлено общественными потребностями).

Рассмотрим особенности информационных технологий человека - их качественные отличия от информационных технологий высших животных. При непредвзятом анализе выясняется, что в сфере информационных технологий имеется одно и только одно принципиальное отличие.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Физические основания абстрактного мышления сформировались в первые мгновения образования Вселенной после Большого Взрыва. Как только какая-то квантовая частица типа a объединилась не с конкретной, а с первой попавшейся частицей типа b, и образовался новый системный объект типа C, возникла процедура классификации объектов, послужившая прообразом интеллектуальной процедуры абстрагирования конкретных мысленных представлений (от частного - к обобщенному, от узнавания - к распознаванию).

Информационные технологии человека отличаются только тем, что он научился отчуждать от себя ненаследуемые приобретенные знания и записывать (представлять) их на внешних носителях в символической (абстрагированной) форме для передачи другим людям (пользователям) и другим поколениям. Этапы прогресса в данной сфере общеизвестны. Наскальные рисунки (то, что сохранилось, - рисовали и прутиком на песке), глиняные книги, папирус, пергамент, шелк, береста, бумага, магнитные и лазерные носители информации, тактильные, зрительные, звуковые, электронные и иные способы ее передачи.

Если старые носители претерпели лишь несущественные изменения (например, каменные и глиняные скульптуры), но появились новые их виды, то формы представления самой информации практически сохранились. Они предназначены для сенсорного восприятия органами зрения, слуха и осязания.

В то же время, наблюдается неуклонная тенденция к их унификации и стандартизации (пиктограммы, иероглифы, алфавит и грамматика, лингвистические и математические тексты, нотные записи).

Совершенствование информационных технологий обусловлено общественными потребностями. Необходимость в обученной рабочей силе при переходе от ручного труда к использованию механизмов породила книгопечатание, как способ быстрого, дешевого и широкого тиражирования знаний. Критические ситуации, связанные с бумажной технологией, породили компьютерную и т.д.

Все человеческие информационные технологии легли в основу дистанционного обучения, которое до этого момента могло быть только очным.

Очное обучение, как это следует из самого определения, предполагает наличие непосредственного межличностного общения обучающего и обучаемого. В основе лежат зрительное и слуховое восприятие передаваемых знаний.

и информационные

технологии

ОБСУЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Все формы очного обучения включают в себя суггестивное воздействие обучающего (родителя, знакомого, педагога, учителя) на обучаемого, что намного повышает эффективность восприятия.

Суггестивное воздействие может усилиться путем возложения руки обучающего на голову или плечо обучаемого.

Личность учителя (Моисей, Платон, Иисус Христос, Мохаммед, Ландау, безымянные гуру, ребе, сенсей и другие), играет решающую (положительную или отрицательную) роль в таком воздействии. Как правило, они (учителя) выходят за рамки стандартной, в том числе и утвержденной, учебной программы. Все формы очного обучения реализуют процессы управления состоянием психо-эмоци-ональной сферы обучаемого (являются кибернетическими). Обратная связь в образовательных кибернетических системах управления при очном обучении может иногда выражаться в том, что некоторые обучающие (не все!) постепенно начинают сами частично понимать смысл и значение преподаваемого ими предмета. Указанное обстоятельство может привести к тому, что часть из них решительно меняет сферу своей деятельности (к так называемым «харизматическим» (в просторечии «одержимым») личностям, особенно к Учителям, это не относится). Таким образом, выраженная обратная связь при очном обучении влечет за собой постепенно нарастающую нехватку педагогических кадров, понимающих смысл преподаваемого предмета, что в свою очередь создает дополнительные предпосылки для организации заочного, в том числе - дистанционного обучения.

Все формы очного обучения дают возможность использования политики «кнута и пряника» для повышения его эффективности. В качестве «пряника» используются материальные, моральные и социальные стимулы, часто взаимосвязанные. Перечислять их здесь нет необходимости - они общеизвестны. В качестве «кнута» те же методы, но

отрицательного воздействия, к которому добавляется прямое физическое наказание, ныне осуждаемое в цивилизованных обществах, но нередко используемое в той или иной форме, - как в семье, так и по отношению к беззащитным детям.

Социологи считают, что «пряник» в 10 раз эффективнее «кнута», но кто же об этом не знает и кто же всерьез воспринимает социологов?

Поэтому главным рычагом управления очным образовательным процессом остается - УГРОЗА. Отчисление, лишение стипендии, призыв в армию, невозможность поступить на хорошую работу, сделать карьеру, лишение лицензии или сертификата и многое другое.

Повышение качества преподавания, стимулирующее живой любознательный интерес к предмету у отдельных обучаемых, является действенным методом по отношению только к тем из них, кто обладает способностью (или не утратил ее) интересоваться чем бы то ни было, кроме прямого удовлетворения своих биологических потребностей. Отсюда следует, что повышение качества очного обучения целесообразно только при тщательном и добросовестном (профессиональном, а не административном) отборе контингента обучаемых. Остальных же - «учи, не учи...».

ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛЮБОГО ВИДА ОБУЧЕНИЯ

Проблема сводится к выяснению:

а) прироста объема и качества знаний обучаемого, происходящего в процессе обучения;

б) возможности (и дозволенности) последующего использования приобретенных знаний (в повседневной жизни, профессиональной деятельности, для обучения еще не обученных и т.п.).

Данная проблема сложна, противоречива и полностью не решаема по ряду причин, часть из которых бессистемно приведена ниже. Выяснить то, что располагается в головном мозге человека (в том числе и в своем), принципиально невозможно.

www.idmz.ru кЛ

Обучение - это не только восприятие, но и запоминание.

а) можно понять и запомнить;

б) можно понять, но не запомнить;

в) можно не понять, но запомнить;

г) можно не понять и не запомнить.

Если понимание зависит как от обучаемого, так и от обучающего, то функция запоминания только от обучаемого. Как известно, память у всех имеет разные возможности и виды: зрительную, слуховую, обонятельную (см. «Парфюмер» Зюс-кинда). Память избирательна, кратковременно или долговечна, и это отдельная тема. Будем просто считать, что обучаемый либо запомнил, чему его обучали, либо не запомнил.

Контроль качества обучения фактически сводится к оценке меры и формы публичной воспроизводимости обучаемым материала, излагавшегося обучающим в рамках программы обучения (а иногда и за ее нижними или, реже, верхними пределами). Поскольку контроль, как правило, производится обучающими, либо их коллегами, то возникает сакраментальный вопрос: « А судьи кто?».

Воспроизводимость упомянутого материала зависит только от выполнения, также упомянутых выше пп. «а» и «в» в равной мере. Отсюда следует, что его понимание не является обязательным условием, по крайней мере, при выполнении письменных работ и так называемом тестовом контроле знаний, фактически являющимися заочными формами (работу можно и списать, о номера правильных ответов на тесты запомнить).

Тесты для контроля знаний, при всей изощренности в их разработке, обычно содержат в себе элементы подсказки. Статистическая оценка числа правильных ответов на множество тестовых заданий также характеризует не столько понимание предмета, сколько запоминание того или иного объема изучаемого материала. В этом смысле такое бесспорное преимущество тестового контроля, как его «обезличенность», едва ли пе-

Форма публичной воспроизводимости приобретаемых знаний не играет такой роли как количественная их мера.

В качестве примера приведу старый и широко известный вариант тестирования знаний, основанный на методе «независимых ассоциаций». Испытуемому предлагают быстро, не задумываясь, назвать первое, что ему приходит в голову, когда он услышит какое-либо одно слово, произнесенное ведущим. Это традиционный набор из трех слов: «часть лица», «фрукт» и «поэт». По многолетнему опыту более 95% испытуемых тут же отвечают: «нос», «яблоко», «Пушкин». Все три иных ответа практически не дает никто. Результаты такого теста-эксперимента свидетельствуют о безусловной достаточности унифицированной программы массового школьного образования.

Доказать, что оцениваемые знания приобретены обучаемым в результате усилий обучающего, невозможно. Даже при предварительном (базовом) их контроле они могут быть по тем или иным причинам успешно скрыты от контролирующего (одним из таких мотивов может быть желание не огорчать впоследствии обучающего). Это группа так называемых «продвинутых» обучаемых. Кроме того, существует возможность одновременного заочного обучения (книги, Интернет и т.п.) и даже параллельного очного - у других обучающих. Качество обучения в таких случаях необъяснимо возрастает. Однако все это наблюдается, скорее, как исключение, а не, как правило.

Выяснить результат обучения, представленный в варианте п. «б», можно только при очном контроле знаний, проводимом заинтересованным и доброжелательным контролером.

Все, запомненное в период обучения, можно забыть (то очень важно, чтобы не «замусоривать» память ненужной информацией). Не все забытое можно вспомнить. К сожалению (?). Это важнейшее обстоятельство, наряду с появлением новых

и информационные

технологии

общественных знаний, определяет необходимость периодического восстановления утраченных до минимально приемлемого уровня (во исполнение известного тезиса В.И.Ленина: «учиться, учиться и учиться»). Отсюда следует, что функция забывания является одним из гарантов устойчивости системы непрерывного образования.

Оценка качества приобретаемых мануальных навыков в условиях очного их контроля иногда может оказаться ошибочной из-за психо-эмоцио-нальных нагрузок на контролируемого, пока у него не сформировались условные рефлексы. Последнее обстоятельство может потребовать увеличения продолжительности обучения и изменения его формы. Общеизвестно, что критерием истины является практика (там, где возможно практически проверить справедливость гипотез). Критерием качества обучения является не только профессиональная деятельность, но и вся жизнь. Итоги подводятся посмертно. Оказывается, что приобретенные знания с практических позиций следует классифицировать как: полезные, бесполезные и вредные. От того, кем, как и когда будет производиться такая классификация (если, вообще будет), зависит совершенствование (?) системы непрерывного образования.

ЗАОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Любая форма заочного обучения, по сути дела, является дистанционной, поскольку обучающий находится вне непосредственного поля зрения обучаемого. Любые попытки, преодолеть этот барьер, безуспешны, несмотря на современные каналы связи, аудио- и видеотехнику, анимацию изображений и т.п. Главная причина заключается в отсутствии при заочном и даже современном дистанционном обучении главного достоинства очного - суггестивного воздействия на обучаемого личности обучающего. Хорошо это или плохо - другой вопрос, но такое воздействие неизбежно присутствует. И не надо ссылаться на возможность проведения сеанса гипноза с помощью

магнитофонного воспроизведения текста, а также на эффективность телевизионных выступлений Кашпировского. Далеко не все обучаемые настолько внушаемы, чтобы таких фокусов оказалось достаточно для воспроизведения комплексного эффекта очного обучения.

В связи с выше изложенным, я хочу сформулировать только личную позицию по отношению к обсуждаемому предмету.

С моей (и не только моей) точки зрения, наилучшим вариантом сегодня остается индивидуальное очное обучение. Его качество и специфика зависят от личности педагога, особенно, учителя.

Любой вид группового очного обучения ведет к «усреднению» методики преподавания, что снижает его качество по отношению к обучаемым, находящимся на более или менее высоком уровнях (по базовым знаниям и интеллекту) по отношению к среднему.

Любой вид заочного или дистанционного обучения при отсутствии прямого личностного воздействия обучающего на обучаемых резко повышает требования к качеству учебных материалов, предоставляемых в любой форме. С этой точки зрения видеозаписи лекций, если это не единственный способ обучения, являются чрезвычайно полезными (если, конечно, это хороший лектор). Качество любого обучения во многом зависит от научно-педагогической школы обучающих.

Недостатки любого вида обучения могут быть компенсированы наиболее любознательными обучаемыми путем самообучения, в том числе по обнаруживаемым ими лично источникам. Иногда полезность такой компенсации превышает полезность основного процесса.

Полное самообучение, в качестве индивидуального акта, является правомерным методом приобретения новых знаний. Сдача экзаменов (в том числе путем выполнения тестовых заданий) экстерном не представляет непреодолимых трудностей для отдельных упорных обучаемых, но создает трудности для добросовестных экзаменаторов.

www.idmz.ru кЛ

Тем не менее, ни полное самообучение, ни только дистанционное или заочное обучение пока не могут конкурировать с преимуществами индивидуального очного обучения. Даже если когда-нибудь будут созданы доступные по цене тиражируемые устройства, полностью имитирующие личность учителя, то и тогда их эксплуатация приведет к фактическому переводу дистанционного обучения в форму индивидуального очного («куда ни кинь...»).

Растущая социальная потребность в обученных работниках вынужденно порождает потребность в массовом дистанционном получении необходимого образования. Иным путем общество с этой проблемой справиться не сможет. Единственным способом качественного ее решения становится совершенствование всех видов носителей отчуждаемой информации, включая печатные материалы, содержательной информации, представляемой на носителях, систем связи и способов проверки результатов обучения. Просто, другого выхода сегодня не существует.

В одной из научно-фантастических книг высказывалась мысль, что дальнейшая эволюция человека приведет к способности передавать по наследству приобретенные знания, без чего необходимый период обучения станет занимать по продолжительности всю жизнь (к чему мы постепенно уже приближаемся).

Остается только решить вопрос о сортировке наследуемых знаний, там ведь столько интеллектуального мусора. А так - идея заманчивая, не «скармливать» же на самом деле учителей ученикам, как осторожно заикнулись некоторые англичане. Есть и другие идеи, которые пытались реализовать, основываясь на возможности внушить кому-либо, что-то хорошее (получается не всегда, но все же.).

Речь идет о гипнопедии - обучении во сне, в том числе массовом обучении. Заснул невеждой - проснулся эрудитом (спать только долго придется). Но идея тоже заманчивая. Может еще что-то кому-то придет в голову?

ДОПОЛНЕНИЕ

Поскольку указанные выше особенности заочного и дистанционного обучения известны не только мне, то озабоченные этой проблемой обучающие нашли ряд способов, оптимизирующих данные формы обучения, настолько, что они приобрели вполне пристойный вид:

♦ смешанные формы предполагают проведение очных и индивидуальных дистанционных консультаций (в частности, через Интернет), а также очный контроль знаний на специальных экзаменационных сессиях;

♦ обучаемые выполняют письменные задания и высылают их обучающим (вариант, когда эти задания выполняют родственники или друзья обучаемых, или еще кто-то, рассматривать не будем).

При дистанционном обучении возможно почти бесконечное пролонгирование его сроков, (оно может закончиться вследствие естественной смерти обучаемого). Однако если не ориентироваться на подобные эксквизитные ситуации, то для многих обучаемых это является бесспорным благом. Кстати, эти сроки могут быть, и сокращены при достаточном рвении обучаемых. Если дистанционно обучаемый недоволен дистанционно обучающим, то он имеет право и возможность (не опасаясь неудовлетворительной оценки, как это было бы при очном обучении) дистанционно же от него (ничего не подозревающего) отказаться и заменить другим (но каждый последующий может оказаться «котом в мешке»). Во всяком случае, это обстоятельство переводит общественное образование в заочно-дистанционной его форме из системы коллективной безответственности в систему индивидуальной ответственности пока еще также ничего не подозревающих обучающих (многие ли из них сумеют достойно справиться с этими новыми для них требованиями, - покажет неумолимое время).

Отсюда следует, что роль обучающего при такой форме дистанционного обучения может существенно активизироваться. Поэтому, прежде чем браться за это заманчивое (?) дело, следует хорошо подумать. Всем и каждому, в том числе.