Калка

Художник с мировым именем, пишущий на религиозные и исторические темы, Павел РЫЖЕНКО, приглашает всех на свою выставку, которая в Музее Советской Армии открыта с 10-00 до 17-30 ежедневно, кроме понедельника и вторника. Вход платный, цена билета - 150 рублей.

Проезд до Музея Советский Армии (выставки): на метро - до недавно открытой станции "Достоевская" или на автомобиле - до улицы Селезневской.

ТВОРЧЕСТВО ПАВЛА РЫЖЕНКО

в залах Центрального Музея Вооруженных Сил открылась персональная выставка исторической живописи одного из самых интересных и талантливых молодых русских художников Павла Рыженко (1970 г.р.).

Главная внутренняя христианская составляющая его творчества – исповедь Художника. Исповедь на холсте. Если у тебя на душе черная пустота, то это "Черный квадрат". Если открыт Художнику Божественный мір ангелов, то тогда появляется "Троица" Рублева. Мір Рыженко – мір страдания за судьбу исторической России, и в то же время светлой надежды и веры в ее возрождение.

Павел Рыженко – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле "классического русского реализма". Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее». О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия» .

Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».

В сентябре 2004 года в Центральном доме художника состоялась первая персональная выставка Павла Рыженко, после которой о живописце широко заговорили как о несомненном таланте, замечательном мастере кисти, работы которого наполнены щемящей сердце любовью к России. Центральное место в экспозиции заняли девять монументальных полотен, объединенных единой идеей «исторических аналогий современности»: "Калка", "Смутное время", триптих "Царская Голгофа", "Царево молчание", "Выбор веры", "Тишайший", "Молитва".

На нынешней выставке представлено более 50 картин. Главное место среди них занимают 12 новых полотен. Это картины о Куликовской битве ("Поединок Пересвета с Челубеем", "Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву", "Ослябя", "Утро перед битвой. Пересвет"), "Братия", "Тайна Царёва. Федор Иоаннович", также "Малюта Скуратов. Царский указ", "Ветеран", "Семнадцатый год", "Веночек", "Удар колокола", "Муравейник". Новые картины обозначают главную тему в творчестве художника: духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события – от татаро-монгольского ига и смутного времени до гражданской братоубийственной войны. «Моя роль , – говорит Рыженко, - раскрыть духовный подвиг русского народа, поднять эту тему на щит, чтобы русские люди воспрянули, чтобы избавить нынешних сынов Отечества от уныния» .

Отрадно, что на выставки мастера приходит, даже к его удивлению, много молодежи. У его картин проводятся уроки русской истории как у наглядных пособий. «Я себя отождествляю не с культурой европейской общечеловеческой, но с культурой, нить которой тянется от веков апостольских, через Византию к Руси », – говорит мастер.

Сразу после марша нашистов поехал на выставку удивительного и талантливого художника Павла Рыженко.Давно собирался,да всё время некогда было.Художник выставлялся в нескольких местах,но информации о нём в прессе и на телевидении нет.Поговаривают,что это было сделано по настойчивой просьбе самого академика Ильи Глазунова.Увидел в нём своего конкурента.Причём удачного.Не буду судить.Всё-таки слухи есть слухи.

Если коротко,его биография выглядит так: Рыженко родился в 1970-м году в Калуге. В двенадцать лет он поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, а по окончании её в 1990-м году - в Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества. Молодому живописцу посчастливилось учиться под началом академика Ильи Глазунова. По началу Рыженко был одним из любимых учеников мастера, чью линию в искусстве он продолжает. В настоящее время художник проводит собственные выставки и преподаёт на кафедре Композиции в стенах родной Академии.На этот раз выставка проходила в стенах Музея Вооружённых Сил(это фото я делал в прошлом году:

И первый же зал поразил меня огромными размерами картин. Из них чуть ли не диорамы можно делать.

А некоторые картины совсем маленькие. Можно сказать камерные.Такие хорошо бы гляделись в квартирах:

Ну ладно.Начнём рассматривать картины. Заранее говорю,что все тексты к картинам написал сам Мастер."КАЛКА"(1996г):

Это моя первая "дипломная" работа в академии. «Калка», посвящённая одному из самых трагических моментов отечественной истории. В 1223-м году на реке Калке произошла первая битва русских войск с моноголо-татарскими, в которой последние одержали оглушительную победу. Произошло это оттого, что русские князья, разъедаемые междоусобной враждой, не смогли объединиться перед лицом врага, и оттого сплочённый и сильный враг одолел их. Многие наши войны были убиты, другие - взяты в полон.На картине-окончание этого побоища. Вот, поле усеянное стрелами. Посреди него на ковре возлежит один их татарских ханов. Победитель! Он торжествует! И смеётся в лицо взятому в полон русскому князю, которого скручивают ханские приспешники, наглые и самодовольные, предвкушающие большую поживу. А лицо связанного князя выражает боль, но он не сломлен. И голова его поднята высоко, и взор его, гневный и мужественный, устремлён прямо на победившего врага. Силён дух князя. Столь же сильны были и братья его, сложившие свои головы в этом бою. И лишь единства не было промеж ними… И оттого пришла беда на землю русскую. И на горизонте возвышаются горы тел, наших поверженных воинов. А синее русское небо застилает уже чёрный дым. Русь горит!

Один из коньков художника в его пристрастии писать не одиночные картины,а триптихи.Картины связаны одной какой-то теме.Вот перед нами триптих "СОЛНЦЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"("Поле Куликово"-"Сартак"-"После битвы"):

Все знают,что была Куликовская битва. А тех,кто не знает или не верит,и убеждать не стоит.Все,или почти все,знают,что решил исход сечи удар Засадного полка,возглавляли который Владимир Серпуховской и воевода Бобрюк Волынский.Но все ли знают,что победа на любом поле брани-это принесение в жертву самого дорогого-даже не собственной жизни.В картине на переднем плане я поставляю отца и умирающего у него на руках сына-богатыря,в расцвете сил отходящего к Богу,с радостью исполненного долга.Что же делать на земле старику,который в последний раз нянчит своего кровинушку?Вот тут и начинается для отца Поле Куликово длиною во всю оставшуюся жизнь.Битва за бессмертную душу сына и за душу свою собственную.

А вот одна из самых знаменитых картин."ПОБЕДА ПЕРЕСВЕТА"

Пересвет победил Челубея.Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии,которому как святому молятся на Тибете? На этот вопрос можно дать множество ответов,но самый правильный,по-моему,таков.Он,Пересвет,схимонах Александр,вживе ещё в Лавре отпетый преподобным Сергием,ехал на поле Куликово мёртвым для всего,кроме любви.Он любил,этот гигант-младенец.Он был послушен авве Сергию,который едва достигал плеча своего чада.Он не замечал трудностей месячного похода-он ждал.Ждал своего мига и дождалсяУвидеть бы хоть издали этот миг торжества.Нет,не тот,что изображён на картине,а реальный. Духовный. Кстати,обратите внимание на рамы многих картин.Они очень необычны.Совсем не те,которые вы видите постоянно на картинах старых мастеров,в багетных мастерских.Вот,например,картина "Победа Пересвета" сделана из старинных настоящих копий:

"БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ СЕРГИЯ":

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя!Мне показалось,что преподобный просто собрал этих суровых обветренных людей,идущих на смерть,и обнял их сердцем своим.И так это было тепло и тихо,словно победа уже свершилась и все вернулись живыми....И тихо шепчет Сергий Дмитрию,пока ещё не Донскому:"Ты победишь!" "ОСЛЯБЯ"

Тихое утро,пронизанное лучами тёплого солнца,цветущие яблони,за спиной виднеются ульи.Но главное в этой картине то,что монаха зовут Ослябя.И готовится этот монах не белить стволы,а отдать свою жизнь-за Христа и за всех людей русских.Он-воин Христов-всё же побелит свои яблони,а потом,взяв меч,устремится в самый ад Куликовской битвы,чтобы бить врагов.А потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом. "МОЛИТВА ПЕРЕСВЕТА"

Другое название этой картины-"Молитва перед боем".Здесь самое главное-глаза Пересвета,его взгляд.Ради этого я и писал картину.Писал,как чувствовал,-что получилось,решать не мне.Главное,чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой. Рама этой картины по моему вообще уникальна.Она из мрамора.Наверное поэтому она не весит,а стоит на двух больших брусках:

В тиши и прохладе храма молятся двое.Отец и сын.Отец-Дмитрий Донской.Сын-Василий Дмитриевич.Отец плачет,глядя сквозь стены в полумраке алтаря.Рядом лежит меч.Вот о нём-то и думает князь.О его Крёстной тяжести....А сын ничего ещё не знает об этом.Он смотрит на бабочку,которая,словно осенний листочек,запорхнула в храм. "ВЕСНА НА ОКЕ"

Молчит и молится Великий Государь всея Руси Иван Васильевич Грозный.Молчит и как христианин не защищается,не оправдывается,а в спокойном величии исполненного долга,со смирением и силой,мысленно подводит итог своей жизни.Тихо,без суеты.В глубине своей душевной кельи."МАЛЮТА"

А, вот, другой видный деятель того времени, царский сатрап, палач Малюта Скуратов. Это, пожалуй, одна из самых одиозных и кровавых фигур нашей истории. Своё дело Малюта знал отлично: на его совести не одна сотня замученных людей, в том числе, недавних своих друзей. Именно Скуратов по указанию Грозного удавил в последствие прославленного в лике святых Митрополита Филиппа, обличавшего злодеяния Царя.Один вид этого человека многих повергал в трепет. Куда идёт он теперь, зажав в руке свитки приказов? Чьи ещё судьбы должны разрушить они? А какая рама шикарная!

В пяти залах,экспонирующих картины Рыженко выставлены также настоящие экспонаты:старинные пушки,ядра.Обратите внимание на ноу-хау Смутного времени:пищаль на повозке. Быть может это является прообразом тачанки в Гражданскую?

"ТАЙНА ЦАРЁВА.ФЁДОР ИОАНОВИЧ"

В самом названии картины я заложил ответ."Кругом трусость,измена и обман"-так сказал о своём времени Николай II.Есть от чего прийти в уныние.Думается,что те же мысли посещали русских людей и во времена польского наществия.Рыдали дети-сироты,грех и его следствие-мор,голод и войны-обескровили тогда Родину...

Следующая картина по размерам считается одной из самых больших.В высоту она достигает почти трёх метров.Рама весит более 500 килограмм."ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ТИШАЙШИЙ"

Царь Алексей Михайлович-отец Петра I.Принято считать это время тёмным,невежественным,а государей-почти сказочными старичками-бородачами.Но не таковыми были они в действительности.Не суетливость,выдаваемая за избыточную деловитость,а молитвенный покой и сила были присущи этим великанам духа.Недаром Алексей Михайлович был назван Тишайшим.В этом наименовании чувствуется и сыновняя любовь,и признание могучести служения царского,которое,как и всякая истинная сила,всегда тиха как океан. В четвёртом зале висят картины,рассказывающие о трагическом начале ХХ века.

И открывает зал диптихом "ВЕТЕРАН"-"ДВОРНИК".Эти две работы практически об одном и том же-великом,проявленном в малом:

Ветеран Первой мировой,или как тогда говорили,Великой войны,всё ещё не снял погон со своей шинели.Он спокоен как атлант,взирает на море безумств вокруг себя и молится,не теряя царственного достоинства.....Тихо падают осенние листья.Дворник метёт землю.Стол с самоваром: хозяева только что попили чай и незаметно ушли.А за решёткой осеннего сада притаилось "чудовище"-бесноватые с красными бантами и винтовками.Смерть уже стоит за спиной... Обратите внимание на интересное завершение рамы к картине "Дворник":

Под потолком висят настоящие знамёна Первой мировой:

Следующие картины образуют триптих "ЦАРСКАЯ ГОЛГОФА"("Николай II на смотре"-"В Гатчине после отречения"-"В ипатьевском доме")1."НИКОЛАЙ II НА СМОТРЕ"

2."В ГАТЧИНЕ ПОСЛЕ ОТРЕЧЕНИЯ"

3.В ИПАТЬЕВСКОМ ДОМЕ СРАЗУ ПОСЛЕ РАССТРЕЛА"

Может ли человек,в ослеплении злобой убивший своего отца,быть счастлив,пребывая в мире и благоденствии? Весь народ наш,к которому я и себя причисляю,до сих пор в огромной массе своей причастен к греху отцеубийства.Но убит был не только отец народа-царь,убиты были и его невинные дети и жена.Сейчас,когда открыта и доступна правда об истоках нашей сегодняшней беды-цареубийстве,нельзя отделаться неведением.Мы страдаем,но почему же не идём к покаянию,не просим прощения? Ведь за прощением следует исправление нашей жизни.... Позвольте на этом прервать рассказ о выставке. Там впереди ещё почти 30 картин. Но этот пост и так получился огромным,и мои читатели быть может устали уже "ходить" по выставке.Если кто желает продолжения,так и скажите. Я могу продолжить дальше.

До 23.03.2017 в Московском академическом художественном лицее.

«Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе , поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства…

Это время многие называют «эпохой застоя». Для меня же семидесятые - это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору….

Тогда всё было другим, а главное - другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну ). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ.

Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама - Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно.

Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена , на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч…

Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта - родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие - нет.

После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос.

Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета…

Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой - это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца.

Девяностые - это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы , это встречи с совершенно новыми для меня людьми - священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать».

Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с учителем, художником, воином - Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера…

Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории , величие могущественных империй - Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых.

Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету - Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо.

И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.

Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?

Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников , гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом».

Павел Рыженко

(1970 – 2014)

Информация (на 01.03.2017):

Московский академический художественный лицей Российской академии художеств

Адрес: улица Крымский Вал, дом 8 корпус 2.

Ближайшая станция метро «Октябрьская».

Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, в понедельник с 10.00 до 18.00.

Калка

Художник с мировым именем, пишущий на религиозные и исторические темы, Павел РЫЖЕНКО, приглашает всех на свою выставку, которая в Музее Советской Армии открыта с 10-00 до 17-30 ежедневно, кроме понедельника и вторника. Вход платный, цена билета - 150 рублей.

Проезд до Музея Советский Армии (выставки): на метро - до недавно открытой станции "Достоевская" или на автомобиле - до улицы Селезневской.

ТВОРЧЕСТВО ПАВЛА РЫЖЕНКО

в залах Центрального Музея Вооруженных Сил открылась персональная выставка исторической живописи одного из самых интересных и талантливых молодых русских художников Павла Рыженко (1970 г.р.).

Главная внутренняя христианская составляющая его творчества – исповедь Художника. Исповедь на холсте. Если у тебя на душе черная пустота, то это "Черный квадрат". Если открыт Художнику Божественный мір ангелов, то тогда появляется "Троица" Рублева. Мір Рыженко – мір страдания за судьбу исторической России, и в то же время светлой надежды и веры в ее возрождение.

Павел Рыженко – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле "классического русского реализма". Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее». О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия» .

Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».

В сентябре 2004 года в Центральном доме художника состоялась первая персональная выставка Павла Рыженко, после которой о живописце широко заговорили как о несомненном таланте, замечательном мастере кисти, работы которого наполнены щемящей сердце любовью к России. Центральное место в экспозиции заняли девять монументальных полотен, объединенных единой идеей «исторических аналогий современности»: "Калка", "Смутное время", триптих "Царская Голгофа", "Царево молчание", "Выбор веры", "Тишайший", "Молитва".

На нынешней выставке представлено более 50 картин. Главное место среди них занимают 12 новых полотен. Это картины о Куликовской битве ("Поединок Пересвета с Челубеем", "Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву", "Ослябя", "Утро перед битвой. Пересвет"), "Братия", "Тайна Царёва. Федор Иоаннович", также "Малюта Скуратов. Царский указ", "Ветеран", "Семнадцатый год", "Веночек", "Удар колокола", "Муравейник". Новые картины обозначают главную тему в творчестве художника: духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события – от татаро-монгольского ига и смутного времени до гражданской братоубийственной войны. «Моя роль , – говорит Рыженко, - раскрыть духовный подвиг русского народа, поднять эту тему на щит, чтобы русские люди воспрянули, чтобы избавить нынешних сынов Отечества от уныния» .

Отрадно, что на выставки мастера приходит, даже к его удивлению, много молодежи. У его картин проводятся уроки русской истории как у наглядных пособий. «Я себя отождествляю не с культурой европейской общечеловеческой, но с культурой, нить которой тянется от веков апостольских, через Византию к Руси », – говорит мастер.

Сегодня пришли две новости. Одна очень хорошая, другая - очень плохая.

Хорошая звучит так: в Москве открылась и проходит выставка картин прекрасного русского художника Павла Рыженко. Выставка проходит ежедневно, кроме понедельника и вторника , с 10 до 17.30. в музее Российской Армии (людям старшего поколения более известном, как музей Советской Армии). Проезд: метро до недавно открытой станции "Достоевская" (идти ровно 15 метров), на авто - до ул. Селезневской. Цена билета - 150 рублей.

Теперь - очень плохая новость. Узнал я об этой выставке только из интернета, где художник попросил как можно шире распространить информацию, поскольку, цитирую «с недавнего времени он попал под бойкот печатных и телевизионных СМИ».

Не так давно, на проводившихся нами , кто-то говорил, что « » - только часть общего наката на русскую историю и культуру. И вот еще одно тому подтверждение - наличие бойкота в СМИ на работы лучшего художника современной России, не побоюсь резкости оценок - одного из немногих классиков во всей современной мировой живописи, - это национальный позор.


Да, Павел Рыженко, наряду со своим учителем Ильёй Глазуновым, это, безусловно, лучший современный русский живописец, который, как и Глазунов, уже стал живым классиком и вошёл в золотой фонд русской культуры. Именно по полотнам Глазунова и Рыженко потомки будут судить о современной русской живописи, и о мировой современной живописи вообще.

Кстати, Павел Рыженко открыл свой блог в Живом журнале (ЖЖ) -