В 2019 году аттестация педагогических работников проводится в двух вариантах - на подтверждение профпригодности и на категорию. Подробности и образец приказа вы найдете в статье.

Из этой статьи вы узнаете

Педагог - профессия, требующая регулярного подтверждения квалификации. Чтобы работать в образовательном учреждении, педагогическим работникам приходится проходить аттестацию на профпригодность в соответствии с и в порядке, утвержденном

О чем еще следует помнить кадровику, работающему в сфере образования?


  • Чем поможет: оформить трудовые отношения с учетом ограничений на занятия педагогической деятельностью и медицинских противопоказаний.

    Задайте свой вопрос экспертам

    По результатам процедуры работник получает первую или высшую категорию на следующие пять лет без возможности продления срока. А это значит, что подтвердить категорию можно только по результатам переаттестации. Для добровольного участия педагог с помощью обычной или подает заявление в комиссию ведомства, которому подчиняется образовательное учреждение. В заявлении указывается категория и , соответствие которой планируется подтвердить. Комиссия обязана рассмотреть запрос в течение 30 календарных дней с момента получения, а затем письменно уведомить заявителя о дате и месте проведения процедуры.

    Благодаря частым аттестациям стимулируется профессиональный рост педагогов и повышается общее качество образования, регулируется деятельность образовательных учреждений в целом, денежные средства на оплату труда педсостава распределяются в соответствии с квалификацией сотрудников.

    О других нюансах трудовых отношений с работниками образовательной сферы


    • Чем поможет: грамотно составить трудовой договор с педагогом, избранным по конкурсу, и рассчитать норму рабочего времени, в том числе - совместителю.

      Другой важный документ, без которого не обойтись в процессе подготовки - приказ об аттестации педагогических работников с конкретными датами, условиями, фамилиями ответственных лиц. руководитель организации назначает членов, секретаря и председателя комиссии, которые, в свою очередь, разрабатывают план-график проведения аттестационных мероприятий.



      Обязательно ознакомьте с приказом под роспись всех отмеченных в нем работников, а также педагогов, которые будут проходить аттестацию. Сделать это нужно не позже чем за 30 календарных дней до намеченной даты (). Но на этом бумажная работа не заканчивается. Непосредственный руководитель педагога должен внести на него письменное представление в аттестационную комиссию, указав в документе ряд сведений о сотруднике:

      Срок ознакомления с представлением - все тот же, минимум за 30 календарных дней до процедуры. Если работник отказывается расписываться в или на копии документа, составьте об этом акт. Расскажите о праве представить комиссии любые дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности, разъясните, что отсутствие на заседании комиссии без уважительных причин не считается поводом для переноса аттестации на другую дату. Перенести ее можно .

      Порядок аттестации педагогических работников

      Общая продолжительность процедуры не должна превышать 60 дней. Комиссия рассматривает все имеющиеся в распоряжении материалы - эссе, рекомендации, результаты тестов, видеозаписи уроков - и выносит решение, положительное или отрицательное. Положительным решением педагогическому работнику первая либо высшая квалификационная категория. В случае отрицательного решения работник не переходит на новый уровень. Решение принимается открытым голосованием и оформляется протоколом, на его основании издается соответствующий распорядительный акт.

      Присвоенная категория сохраняется до окончания срока ее действия, даже если педагог меняет место работы или переезжает в другой регион. хранятся в образовательном учреждении вместе с представлением на работника, который, в свою очередь, получает на руки выписку из протокола. Отразите в ней ключевые сведения о процедуре: персональные данные и должность работника, дату заседания, результаты голосования и итоговое решение комиссии. Заверьте выписку , ознакомьте с ней сотрудника в течение трех рабочих дней с момента составления и подшейте в личное дело или . Если результат его не устраивает, решение комиссии можно обжаловать, но только в судебном порядке (глава 25 ГК РФ).

      Совет от редакции. Если сотрудник по результатам аттестации был направлен на дополнительное обучение и успешно его прошел, не забудьте отразить этот момент в личной карточке (раздел V). Как это сделать, читайте в статье «» в журнале «Кадровое дело».

      Отказ от обязательной аттестации считается нарушением трудовой дисциплины и дает руководителю право применить к работнику дисциплинарное взыскание. В то же время повышать квалификацию не обязательно, но педагог, не подтвердивший свой квалификационный уровень вовремя, теряет его, что моментально сказывается на зарплате. Поэтому не забывайте вовремя готовить документы на всех сотрудников, нуждающихся в первичной или повторной аттестации. Поручите составление представлений и непосредственным руководителям педсостава, а если в образовательном учреждении все еще нет - разработайте и утвердите документ, взяв за основу требования Порядка №276.

С каждым годом усложняется учебная программа, причем, не только школьная, но и дошкольная, это требует повышения квалификации преподавателей. Чтобы оценить, насколько их подготовка соответствует времени, во всех учебных учреждениях проводится аттестация педагогических работников в 2017 году, проходит она раз в 5 лет, касается практически всех сотрудников образовательных и воспитательных учреждений. В 2016-2017 произошли некоторые изменения, касающиеся процедуры проведения проверки, рассмотрим, в чем они выражаются.

Аттестация учителей в 2017 году

Чтобы в средних учебных заведениях процесс образования совершенствовался, педагоги должны постоянно обучаться, это касается компьютерных технологий и других инноваций. Минобрнауки, в лице зам министра Н.Третьяк, даже обратилось в правительство России с предложением об изменении подхода к аттестации педагогических работников, а именно: ввести модуль на знание IT-технологий и коммуникации, то есть умения разрешения конфликтных ситуаций с учащимися и их родителями. Это унифицирует критерии соответствия педагогов современным требованиям, позволит выявить общие пробелы и затруднения, и ввести их в программу институтов повышения квалификации. Пока это только предложение, но есть и утвержденные изменения по проведению аттестации педагогов 2016-2017. С этого года все преподаватели должны будут раз в 5 лет подтверждать свою квалификацию. Аттестация будет двух видов – обязательная и добровольная, первая касается всех работающих педагогов за исключением:

  • новичков, стаж которых 2 и менее лет;
  • беременных;
  • находящихся в декретном отпуске, они будут проходить данную процедуру через 2 года после возвращения на работу;
  • работников, отсутствующих более 4-х месяцев по каким-либо причинам, для них аттестация пройдет через 1 год после восстановления.

Однако все вышеперечисленные педагоги по желанию смогут пройти комиссию вместе со всеми. Новая аттестация педагогический работников, пожелавших добровольно пройти проверку с целью повышения категории, будет проходить в два этапа. На первом потребуется подтвердить существующую квалификацию, на втором – доказать свое соответствие более высокому разряду.

При обязательной аттестации педагогу, не сумевшему подтвердить свою квалификацию, разряд аннулируется. Уточним, чем характеризуется квалификация — это уровень знаний предмета, навыки, способность передачи материала, применение современных методик, все стандарты устанавливаются по квалификационным справочникам.

Цели проведения аттестаций

Подобные проверки стимулируют педагогов к совершенствованию и повышению своих знаний, выработке и применению новых методик, основанных на прогрессивных технологиях. Аттестации не дают возможности кое-как, по-старинке вести занятия, требуют всплеска инициативы и активности, ведь никому не хочется лишиться авторитета, имеющегося ранга, и, в конце концов, – части зарплаты. Новая аттестация педагогов не признает оправданий возрастом, не соответствующие нормам учителя могут быть даже уволены, это предусмотрено законом. В конечном итоге, проведение должностных проверок подталкивает педагогов к личностному росту, что в конечном итоге ведет к общему подъему образовательного уровня отдельной школы и в общем по стране.

Процедура проведения аттестации

Претенденты на аттестацию должны за 60 дней до начала работы комиссии подать документы в Управление образования согласно графику аттестации, который известен заранее. С 2016 года изменился перечень документов, теперь он состоит из:

  • личного заявления;
  • диплома об образовании;
  • копия документа о смене фамилии (если таковое происходило);
  • копии заключения прошлой аттестации;
  • характеристики с места работы, отражающей компетентность, профессионализм, личные качества претендента.

Приблизительно через месяц заявителю придет ответ о дате и месте, где будет проходить аттестация учителя. Процедура состоит из двух этапов – подтверждение имеющейся квалификации и получение следующей – более высокой. На первом этапе оцениваются знание предмета, навыки преподавания, методики, по которым проводятся уроки. При наличии дополнительных материалов, характеризующих деятельность педагога, комиссия знакомится и с ними. Новое в аттестации учителей в 2017 году состоит в том, что теперь проводится компьютерное тестирование в специально оборудованном центре. Тесты для аттестации состоят из 100 вопросов, на которые он обязан ответить в течение 2,5 часов, вопросы включают следующие темы:

  • законодательство;
  • основы педагогики и психологии;
  • знание предмета;
  • методику преподавания.

На каждый вопрос предлагается 6 вариантов ответов, надо выбрать 1 правильный, прошедшими испытание считаются соискатели, набравшие не менее 60%, таким образом, они подтверждают существующую квалификацию.

Аттестация учителей на высшую категорию происходит на следующем этапе, но только лишь для участников, которые правильно ответили минимум на 85 вопросов и имеют 1 квалификационный разряд. На этапе проверки они должны будут:

  • предоставить отчет о самообследовании, характеризующий претендента с точки зрения профессионализма со ссылками на веб-сайты, публикации;
  • доказать владение в совершенстве и использование IT технологий,
  • предоставить свои методические наработки, желательно опубликованные и уже применяемые на практике другими педагогами;
  • доказать высокий уровень подготовки учащихся, предоставив списки ребят – участников и победителей олимпиад, конкурсов, соревнований;
  • личные достижения – грамоты, награды, благодарственные письма.

Общий уровень претендента должен быть выше среднего.

Новое в аттестации педагогов, претендующих на первую категорию, гораздо скромнее. В этом случае достаточно иметь вторую категорию, пройти подтверждающий этап и доказать: владение современными методами, использование новых методик на практике, хорошую подготовку воспитанников – участие их в олимпиадах, конкурсах и т.д. Не лишними будут в обоих случаях предоставление портфолио и демонстрация видеоматериалов. Аттестация педагогических работников для получения категории проходит перед комиссией, состоящей из председателя, секретаря, нескольких членов.

Результаты аттестации, как они влияют на профессиональный рост

На заседании квалификационной комиссии, по новым правилам, может присутствовать и соискатель, но права голоса у него нет. В этом случае он сразу узнает о положительном вердикте или отказе в присвоении новой категории. Новая форма аттестации предусматривает составление протокола, который подписывают председатель и все члены комиссии, впоследствии этот документ является частью послужного списка педагога, предъявляется на следующих аттестациях или при смене места работы. С письменным заключением преподаватели могут обращаться к директору учебного заведения, вправе рассчитывая на повышение заработной платы.

Если соискатель не присутствовал на заседании, протокол с заключением комиссии приходит на имя работодателя, который знакомит с ним педагога.

При несогласии аттестуемого с выводами комиссии, он имеет право обратиться в суд или департамент аттестации научно-педагогических работников.

Новшества, ожидающие педагогических работников

Изменения аттестации педагогов не заканчиваются вышеперечисленными требованиями, с 1 января 2017 года готовится введение профстандарта для учителей, который также коснется всех образовательных учреждений. В документе будут перечислены требования, которым должен соответствовать преподаватель, это касается профессиональных и личных качеств. По мнению Минобрнауки РФ, аттестация педагогов должна включать обучение, воспитание и развитие. Первые два понятия не требуют пояснения, а вот развитие подразумевает включение в их деятельность знание специальных навыков психолога, логопеда и прочих специфических способностей. Далеко не всех преподавателей радует такая перспектива, правда, о ее внедрении пока говорить рано, сначала должна быть проведена апробация. Такая новая форма аттестации учителей, намечаемая с 1 января 2017, пожалуй, заставит задуматься многих из них о продолжении дальнейшей профессиональной деятельности. Аттестация педагогических работников, новые правила ее проведения в совокупности со школьными уроками создают непосильную нагрузку, не станет ли введение профстандартов каплей, которая переполнит чашу терпения? Многие учителя, перед началом учебного года лелеяли надежду – не отменят ли аттестацию в 2016-2017 году, но, похоже, что этого не произойдет, все состоится, графики проведения уже составлены. Пожелаем всем им терпения и удачи, ведь от труда этих людей зависит будущее страны.

Последние изменения в Федеральном законе 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа. На первом этапе педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью. Следующий - второй - этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории. Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно, при этом определяя его умение общаться с детьми и обращаться с ними как следует - как подобает учителю.

Общие положения касательно аттестации педработников в России

Новая аттестация педагогических работников в 2017 году распространяется на всех без исключения работников сферы образования. Напомним, что на данный момент времени в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, подходит ли стране такой человек или нет, то есть соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место.

В то же время добровольная аттестации будет интересна в первую очередь тем педработникам, которые преследуют цель повышения своего настоящего квалификационного уровня.

Обязательная аттестация: важные сведения об этом виде оценки состоятельности учителя

Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины.

Следует отметить, что аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет.

Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация: кому интересен этот вид подтверждения учительской состоятельности

Наверное, каждый человек (не только учитель - любой другой специалист) хочет повысить свой квалификационный уровень на более высокий, преследуя цель продвигаться по карьерной лестнице и совершенствоваться. Таким людям, кто желает улучшать себя, будет интересна добровольная аттестация. Новая форма аттестации учителей в 2017 году, в целом, во многом схожа с уже знакомым порядком дел.

Если мы говорим о сфере образования, то конкретно учитель, намереваясь повысить свою квалификацию, для начала должен обратиться за помощью в решении данного вопроса непосредственно к своему начальству, после чего написать соответствующие заявление. В документе следует в обязательном порядке уточнить, что добровольная аттестация будет проведена с целью установления новой квалификационной категории.

Добровольная аттестация будет интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти.

Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который не только решительно настроен, а также уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет.

В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.

Как происходит аттестация

Обязательная аттестация учителей в 2017 году в России проводится под контролем специальной аттестационной комиссии. Ее состав формируется из представителей образовательной организации. Руководителем, который подтвердил приказ о назначении комиссии, утверждается состав: председатель, заместитель, секретарь и остальные члены комиссии. В назначенный день проводится заседание комиссии.

Добровольная аттестация подразумевает предварительную подачу заявления от самого работника. В нем указывается его должность и текущая категория. Комиссия будет проверять знания педагога в назначенный день.

Проверка заявления может занимать до 30 дней, после чего выдается заключение комиссии. Продолжительность проведения аттестации, включая выдачу заключительного решения комиссии, составляет не более 60 дней.

Результаты проведенной аттестации

Если педагогический работник частично или полностью не согласен с решением комиссии, у него есть возможность оспорить полученное заключение в суде. Другой вариант - создать специальную комиссию по трудовым спорам. На оспаривание результатов у учителя остается 90 дней с момента выдачи заключения.

С другой стороны, если результаты аттестации во многом удовлетворяют работника учебного заведения, сам он в таком случае, вернувшись на рабочее место и предъявив заключение комиссии начальнику, может потребовать прибавку.

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.

Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:

  1. Проверка уровня знаний по предмету.
  2. Проверка психологических характеристик.
  3. Проверка педагогических навыков.

Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.

Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году

Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще – каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.

Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:

  1. Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
  2. Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
  3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.

Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?

Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Во-первых, это хорошая возможность показать комиссии запасы своих знаний и доказать свой профессионализм. В связи с этим мнение о педагоге меняется среди коллег и в обществе в целом. Во-вторых, после очередной аттестации, в случае положительных результатов, педагогу поднимают заработную плату. Из этого можно сделать вывод, что аттестация педагогических работников направлена на их же благо. Все поправки и изменения в действующее законодательство внесены главным образом с целью повышения эффективности современного учебного и воспитательного процесса.

В прошедшем году были введены некоторые изменения, связанные с аттестацией педагогов. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Основные изменения Федерального закона 273

В 2016 году все педагоги будут проходить аттестацию по двум основным параметрам. Первый этап включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности. Комиссия будет проверять знания и навыки педагога, а также его умение обращаться с детьми. На этом этапе выясняется профпригодность работника и соответствие должности.

На втором этапе встает вопрос о присвоении педагогу той или иной категории квалификации. В настоящем году педработник может претендовать на первую или высшую категорию. Первая присваивается педагогам, которые:

  • не имеют категории, аттестованы на соответствие должности;
  • уже имеют первую категорию, но сроки аттестации подошли к концу (т. е. прошло 5 лет с момента последней аттестации).
    • получили первую категорию более двух лет;
    • уже имеют высшую, но после предыдущей аттестации прошло 5 лет.

    Практически в каждом законе есть исключения. То же относится и к Федеральному закону об аттестации педагогических работников. Существуют категории лиц, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации. К ним относятся:

    • педагоги, имеющие общий трудовой стаж менее двух лет;
    • беременные педагоги;
    • женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком.

    Однако законодательством не запрещено проходить аттестацию вышеперечисленным лицам, если они сами изъявили на то желание.

    Перечень документов, необходимых для прохождения аттестации в 2016-2017 году

    Еще одним нововведением в 2016 году является подача заявления на прохождение аттестации. Ранее педагоги, желающие присвоить себе категорию или повысить уровень квалификации, подавали заявления в своем районе. Теперь же вся ответственность за проведение аттестации возложена на вышестоящие общеобразовательные организации на уровне субъектов РФ.

    Итак, какие бумаги необходимо приготовить для прохождения аттестации:

    • заявление с личными подписями;
    • копия листа прошлой аттестации (если таковой имеется);
    • копия документа, подтверждающая высшее или среднее педагогическое образование (диплом);
    • копия листа о наличии высшей или первой ступени аттестации (если он был получен ранее);
    • личное профессиональное портфолио;
    • в случае изменения фамилии или других личных данных необходима копия документа, подтверждающая правдивость и соответствие данных.
    • желательно иметь на руках характеристику с места работы или сопроводительное письмо, в котором будет описана характеристика вашей личности со стороны профессиональной пригодности.

    Спустя месяц заявителю по месту проживания должно поступить уведомление, в котором указано время и дата проведения аттестационной процедуры.