Здравствуйте друзья! Реально ли заработать на партнерских программах в 2017 году? Сегодня мы постараемся разобраться в данном вопросе. На моем блоге всегда говорилось, что партнерский маркетинг это самый простой способ для заработка через Интернет для новичков, оно так и было. Что случилось с этим видом заработка в 2016 году, и какие есть перспективы для заработка на партнерских программах в 2017, узнаем из представленной статьи.

Партнерский бизнес в Интернете , что случилось с ним в 2016

Не секрет, что партнерский бизнес в Интернете сегодня ведут тысячи людей, это и блоггеры и инфобизнесмены, обычные посетители Интернет и читатели блогов. , можете прочитать на блоге. Кстати, этот вид рекламы работает эффективно до сих пор, но это отдельный разговор.

Так что же случилось в прошедшем году, почему реклама партнерских ссылок стала работать не эффективно, почему партнерский бизнес в интернете стал хуже работать? Попробую в этой статье изложить свою точку зрения, основанную на моём опыте и знаниях в области заработка в партнерском маркетинге. Попробуем разобраться, реально ли заработать на партнерских программах сейчас в новом году, можно ли заработать на партнерках без сайта и без вложений.

Статья получилась достаточно длинной. Для тех, кто не хочет читать эту длинную статью, могу предложить посмотреть короткое видео, где Вы сможете узнать мнение эксперта в области заработка на партнерских программах Владислава Челпаченко. А далее решите, читать Вам эту статью или нет. Данное видео будет представлено и в конце статьи:


Надо сказать, что многие инфобизнесмены, которые раньше зарабатывали на партнерских программах, бросили это занятие и перешли в другие ниши заработка через Интернет. Многие собираются это сделать, например, Дмитрий Зверев объявил, что закрывает свою партнерскую программу с 11 февраля 2017 года.

Жаль, что многие партнерские программы прекратили свою работу. Еще летом 2016 мной был создан каталог инфопродуктов, в котором представлено более 300-т инфопродуктов. Самыми популярными нишами являлись инфопродукты на тему заработка на партнерских программах, заработок через Интернет, и так далее. Представленные продукты в каталоге являлись партнерскими, сейчас 30% из них не работает.

Есть партнерские продукты, которые автор убрал совсем, при заходе по ссылке Вы попадаете на 404 страницу. Есть продукты, которые работают, то есть читатель может скачать или купить такой продукт, но я, как партнер не получаю ни копейки с такой продажи. Получается, что такому партнеру привожу подписчиков просто так, даже не за спасибо. Ведь во многих статьях есть партнерские ссылки.

Многие партнеры перестали платить нормальные комиссионные, как это было раньше – 500 – 1500 рублей за продажу. Сейчас у многих партнеров комиссионные составляют 49 рублей, 50, иногда 100 рублей. Стоит ли продвигать такие партнерки? Больше убытков и потраченного впустую времени. Выходит, что партнерский бизнес в Интернете умер?

Вместе с тем, сегодня есть достаточно много партнерских продуктов, которые работают и продолжают приносить доход. Например, в январе у одного партнера буквально за полторы недели мной была сделана 21 продажа, были сделаны единичные продажи других продуктов. Комиссионные единичных продаж вполне приличные — 4500 рублей за одну продажу.

Значит можно проводить рекламу партнерских ссылок и зарабатывать, можно также заработать на партнерках без сайта, как показывает опыт. Реально ли заработать на партнерских программах сейчас, мы рассмотрим в последней части статьи, а сейчас хочу перечислить основные причины партнерского кризиса.

Причины, мешающие зарабатывать на партнерках

Итак, давайте рассмотрим причины, мешающие зарабатывать на партнерках в Интернете. Нам всегда говорили, что в Интернете не нужно бояться конкуренции, её там нет. Оно так и было до определенного момента. Но в последние пару лет ситуация изменилась. Появилось слишком много авторов, появилось много различных инфопродуктов.

Естественно, появилось и много партнеров, которые хотели продвигать огромное количество продуктов. Многие хотели заработать на партнерках без сайта, используя различные рекламные каналы. Получилось так, что возникла серьёзная конкуренция и это мешает зарабатывать на партнерках. Сложно стало продавать и авторам продуктов по этой причине.

Следующей причиной, которая мешает зарабатывать на партнерках, является обилие спама в Интернете. Реклама партнерских ссылок, многими партнерами, делалась любыми путями, лишь бы заработать. В результате спамовой рекламы партнерских ссылок, партнерские ссылки банились, что снижало эффективность партнерских продаж.

По этой причине стала плохо работать Email рассылка. Сервисы почтовых рассылок стали жестко подходить к спаму. Сейчас письма стало отправлять намного труднее, большой процент писем улетает в спам.

Многие сервисы за отправку писем со спам словами просто банят пользователя, например, сервисы Автовебофис, . Причем сегодня к спам словам относятся такие слова, как заработок, деньги, бизнес, вложения и так далее. Кстати, советую Вам пользоваться при создании писем для рассылки, сервисом (смотрите статью на блоге). Сервис Вам покажет, какие слова нужно заменить.

Согласитесь, тяжело составить письмо без спам слов, если Вы рекламируете курс о заработке. Кстати, по этой причине ушел с рынка огромный , об этом писалось в моей статье на блоге. Если доставляемость и открываемость писем стала хуже, то чтобы зарабатывать на партнерках те же деньги, нужно увеличивать в разы свою подписную базу.

А это в свою очередь опять ведет к удорожанию рассылки писем, к затратам на привлечение подписчиков. И снова рост конкуренции на партнерском рынке ведет к росту стоимости одного подписчика. Сегодня стоимость одного подписчика может составлять 50-70 рублей и это еще хорошо. Покрыть расходы можно только поднятием цены на продукты, но тогда их мало будут покупать – круг замкнулся.

Партнерский бизнес в Интернете не может работать без рекламы, особенно, если Вы хотите заработать на партнерках без сайта. Но ведь рекламные возможности остались почти теми же, а число желающих дать рекламу выросло не в десятки, а в сотни, а то, и тысячи раз. Вывод – стоимость рекламы сильно выросла. Реклама партнерских ссылок стала в разы дороже. Естественно стоимость трафика стала выше.

Несмотря на пессимистическую картину продвижения партнерских ссылок, можно смело сказать, что те, кто зарабатывал, тот и продолжает зарабатывает на партнерских программах десятки и сотни тысяч рублей в месяц. В чём секрет успешного партнерского бизнеса в Интернете, реально ли заработать на партнерских программах? Об этом мы поговорим в следующей части статьи.

Если другие зарабатывают, так реально ли заработать на партнерских программах и Вам? Вполне реально! Для этого нужно устранить те проблемы, которые мешают ведению партнерского бизнеса. Первым делом нужно найти свою нишу, где низкая конкуренция и там Вам будет комфортно продвигать партнерские ссылки. Использовать стратегию голубого океана.

Если хотите, можете на блоге (на странице «Библиотека») скачать книгу « ». О стратегии голубого океана говорил и . При желании, можете посмотреть (прочитать) записанное наше с Женей интервью в статье на блоге.

Партнерки, заработок через сайт

Поскольку с Email рассылкой сейчас работать не так просто, то здесь есть несколько путей решения. Хорошим помощником Вам может стать Ваш сайт, для этого его нужно продвигать, получать высокую посещаемость и осуществлять рекламу партнерских программ через него. Реклама партнерских программ будет бесплатной, а конверсия высокой, ведь читатели будут доверять автору блога.

Конечно, если Вы новичок, то продвинуть сайт быстро не получится, нужно время. В этом случае нужно искать возможности заработать на партнерках без сайта и это вполне реально. Опять же есть несколько стратегий, можно выбрать одну, можно использовать обе параллельно.

Push уведомления и Email рассылка

Во-первых, если у Вас есть база подписчиков, нужно её наращивать. Тогда количеством подписчиков Вы компенсируете низкую открываемость писем, низкую конверсию и Ваши продажи будут все равно оставаться высокими. Перед отправкой писем через Email рассылку, обязательно используйте .

Во-вторых, нужно переходить на , данный способ рассылки молодой и хорошо работает. Сервисы декларируют открываемость писем на уровне 50%, у меня реально получается около 40%, это очень хороший результат. Переход по ссылкам тоже имеет хорошие результаты.

Нужно решить вопрос быстрого набора базы Push подписчиков. У меня пока нет опыта по набору такой базы, есть только идея – испытаю, проверю, получу результат, а затем подготовлю отчет на блоге.

Если Вы хотите зарабатывать на партнерках без сайта и без своей базы подписчиков, то Вам нужно подобрать для рассылки чужие базы и делать платные email рассылки. Но Вы должны понимать, что сначала нужно подобрать такие базы подписчиков, которые максимально Вам подойдут, протестировать их. Разместить свои рассылки Вы можете, например, на бирже BazaarEmail . При правильном подборе, Вы быстро окупите затраты на рекламу и получите прибыль.

О том, как правильно работать на бирже BazaarEmail, показано в статье на блоге « ». В статье есть и видео инструкция по работе с данной биржей. Для новичков биржа BazaarEmail будет палочкой выручалочкой, пока они не создадут собственные ресурсы.

Партнерки через YouTube

Нельзя забывать и о возможностях своего YouTube канала. Если у Вас есть на канале видео, которые хорошо просматривают, Вам нужно установить рекламу прямо в него. Для этого нужно сначала привязать домен своего блога к Вашему каналу (привязать сайт), а затем использовать прятатель ссылок.

В этом случае Вы сможете рекламировать любую партнерскую ссылку в своём видео. Без привязки сайта, рекламировать партнерские ссылки не получится. Думаю, Вам будет полезна статья « ». При желании, Вы можете найти каналы с большим числом просмотров и подписчиков и купить там рекламу.

Таргетированная реклама и партнерский маркетинг

Вы сможете постепенно собрать в базу тех людей, которые посещали Ваш сайт и у которых есть аккаунт в соцсети Вконтакте. Это будут Ваши целевые посетители, которые смогут покупать Ваши партнерские продукты, эти люди Вас уже будут знать. Еще один источник для заработка на партнерках с нуля.

По сбору пикселей на Facebook у меня статьи нет, но принцип работы тот же. Вы легко сможете сделать эту работу и осуществлять там рекламу партнерских программ. Не буду в статье говорить о рекламе на Яндексе и Гугле, это и так понятно. Тем более эта тема достаточно большая. Если Вы только пытаетесь работать с рекламой в Яндекс Директе, обязательно проверьте свои объявления через тестер . Вы будете точно знать, эффективное Вы создали объявление или нет.

Стратегия параллельного заработка на партнерках

Напоследок еще один совет. Более эффективно заработать на партнерских программах можно по стратегии параллельного заработка на партнерках. Что это означает? Вам нужно создавать свои инфопродукты, продвигать их и зарабатывать на них. Кроме того, за счет своих инфопродуктов Вы быстро наберете большие базы подписчиков, как Email, так и Push. Это позволит Вам иметь свой инфобизнес, а заработок на партнерках будет сопутствующим. Вы точно всегда будете иметь гарантированный доход, а его величина будет исчисляться десятками и сотнями тысяч рублей в месяц.

Сложно всё рассказать в одной статье, но думаю, главные моменты удалось обозначить. И еще один важный момент. Если два, три года назад можно было заработать на партнерских программах достаточно просто и быстро, не имея специальных знаний, то сегодня заработать на партнерках без знаний крайне сложно. Лучше обучиться, тогда начать зарабатывать можно будет быстрее, формы обучения разные есть.

Академия заработка, кому за 50

Если вдруг Вы захотите обучаться и Вам уже более 50 лет, то приглашаю Вас в Академию заработка, кому за 50 . Поскольку мне самому уже далеко за 50, я прошел путь от новичка до человека с опытом, думаю, сумею и Вам помочь. Академия представлена коллективом преподавателей и службы поддержки. Обучение годовое, но можно оплачивать ежемесячно и если не понравится, можно оставить Академию в любое время.

Видео от эксперта в области заработка в партнерском маркетинге

В статье представлена проблема партнерского маркетинга в Интернете, исходя из моих знаний и опыта. Вы можете посмотреть так же видео и услышать мнение эксперта в области Партнерского маркетинга Владислава Челпаченко. В видео он отвечает на прямой вопрос, реально ли заработать на партнерских программах в 2017 году.


Заключение

Статья получилась достаточно большой, и это хорошо. Для тех, кто хочет узнать, как заработать на партнерских программах в 2017 году, это будет настоящим настольным пособием. Статья представляет собой алгоритм действий. Думаю, такую информацию в свободном доступе вряд ли найдете в интернете, скорее всего подобную информацию дадут на платных вебинарах.

Вы узнали ответ на вопрос, реально ли заработать на партнерских программах в этом году. Как видно со статьи, что да – реально, но нужно будет поработать. Надеюсь, Вы сможете выбрать для себя стратегию, а затем будете воплощать её в жизнь, шаг за шагом, и у Вас, всё получится! Удачи Вам!

Получайте новые статьи блога прямо себе на почту. Заполните форму, нажмите кнопку "Подписаться"

Я давно собирался написать статью на тему заработка на партнерках. И вот спустя несколько месяцев экспериментов и несколько тысяч потраченных рублей статья готова.

О чем вы узнаете из этой статьи:

  1. Бизнес-модель и немного теории
  2. Рабочий (на данный момент) кейс по заработку на партнерках
  3. Вся правда об этом виде заработка или о чем молчат блоггеры
  4. Мои полезные советы

Бизнес-модель

Несколько слов о том как это все работает.

Вы покупаете в рекламной сети трафик и перенаправляете его через свою партнерскую ссылку на партнерский сайт. Если на сайте кто-то из ваших посетителей совершит покупку или нужное действие (оставит свой емайл, зарегистрируется на сайте, скачает игру), то вы получите вознаграждение. Такую бизнес модель еще называют CPA (оплата за действие).

Людей, которые зарабатывают таким способом, называют арбитражники. По сути, они покупают трафик дешево в одном месте и продают дорого в другом.

Что такое трафик?

Трафик это поток посетителей идущих на партнерский сайт из разных источников. Например, с рекламных баннеров или тизеров.

Где можно купить трафик?

Что такое партнерская программа?

Где найти партнерские программы?

Партнерские программы соответственно собираются у агрегаторов партнерок или в партнерских сетях. Партнерские сети объединяют рекламодателей (владельцев бизнеса, которые предлагают CPA офферы) и людей желающих на этом заработать (владельцев сайтов или вас как арбитражников трафика)

Теперь, когда мы разобрались с теорией можно приступать к практике. Я подготовил для вас полностью рабочее руководство, которое поможет вам начать зарабатывать на арбитраже трафика и понять как это все устроено. Просто выполняйте все как написано в инструкции.

Рабочий кейс по работе с партнеркой

Для работы нам понадобятся партнерская сеть Admitad и рекламная сеть Popunder.

1 На главной странице справа вверху нажимаем на крестик и добавляем площадку. Площадка это ваша рекламная сеть, где вы будете покупать трафик.

2 Заполняете поля как на картинке (нижний текст можете изменить):
  • Заходим в меню Программы > Каталог программ.
  • Фильтруем по категории Браузерные игры
  • Находим партнерку Battlestar Galactica RU и нажимаем кнопку Подробнее.

Как видите партнерка готова заплатить нам 0.65 евро за регистрацию нового игрока в их игре.

4 На следующей странице жмем кнопку подать заявку.

  • Вверху выбираем нашу рекламную площадку Pop-under.
  • Соглашаемся с правилами.
  • Пишите, какой вы опытный арбитражник и какой у вас качественный трафик.
  • И жмем кнопку подключиться.
  • Повторяем тоже самое, только для площадки ВКонтакте.

Зачем подключать две площадки к одной партнерки?

Большинство партнерок хорошо относятся к трафику с соц.сетей (если конечно данный тип трафика у них не запрещен) и сразу допускают вас к работе. А к не раскрученным рекламным сетям относятся с подозрением и могут не подключить вас.

По этому, на случай отказа в подключении Pop-under у нас будет ВКонтакте, через который мы будем лить трафик с Pop-under. Я проверил, никто не проверяет, откуда идет трафик на партнерку (по крайней мере, эта партнерка точно не проверяет).

Мы подали заявки на подключение, теперь можно расслабится и ждать несколько дней пока партнерка вас подключит.

Итак, нас подключили к офферу и теперь у нас есть доступ к рекламным материалам и партнерским ссылкам.

5 Я выбрал уже самые подходящие баннеры вам остается только следовать инструкции:

  • Фильтруем их по размеру и типу
  • Нажимаем на баннер и жмем кнопку скачать

Как я уже говорил, для этого мы будем использовать рекламную сеть PopUnder.

  • Добавляем название компании
  • Рекламную ссылку с Admitad
  • Тип рекламы выбираем Слайдер
  • Оплата будет за переходы
  • И добавляем наши рекламные баннеры партнерской программы

В пункте География выбираем все страны, которые разрешены партнерской программой. Их можно посмотреть в Admitad в условиях партнерской программы.

В пункте браузеры выбираем – Базовые браузеры. Игра для компьютеров и мобильные браузеры нам не нужны.

В пункте Расписание ставите с 0 часов до 12-00. Почему до 12, расскажу ниже.

Цену устанавливаете минимальную – 1000 руб. за 1000 переходов. То есть 1 руб. за переход.

Как все заполните, жмите кнопку – Добавить и запустить.

Компания отправится на модерацию. Обычно она занимает несколько минут.

Как только компания пройдет модерацию, можно пополнять баланс. Лучше всего пополнять баланс через WebMoney, у них самая маленькая комиссия 0.8 %.

Я обычно пополняю на 300 рублей. Этого хватает, чтобы проверить оффер на конверсию.

Как счет будет пополнен, сразу пойдут показы ваших объявлений и клики на рекламу. Можете откинуться в кресле и наблюдать, как на глазах тают ваши денежки (шутка). Эта схема мною проверена и в минус вы не уйдете.

Теперь я покажу вам финансовые результаты по этому офферу.

Как видите eCPC (заработок с одного клика) 1.61 руб. – это значит, что я зарабатываю 61 копейку с каждого перехода по моей рекламе. И по идеи с 1000 рублей вложенных в рекламу я должен зарабатывать 610 рублей (но не все так просто:))

Подтвержденных 433.13 руб – это проверенные оффером регистрации и эти деньги я уже могу выводить. К стати, PopUnder площадку мне еще не подключили и эти деньги я заработал через площадку ВКонтакте (хотя лил трафик с PopUnder). Как видите все успешно подтверждено и было мною выведено на PayPal. У меня оставалось около 7 евро от других экспериментов, в итоге я вывел 11.94 себе на PayPal.

Открытые 1461.83 – это еще будут проверять, но думаю, никаких проблем не будет.

Итого заработано: 1895 руб.

Теперь посмотрим, сколько было потрачено на рекламу в PopUnder:

Итого: Заработано 1895 – Потрачено 1569 = Чистая прибыль 326 руб.

Должно же быть больше скажете вы! И вы совершенно правы.

Но есть одно но. Давайте посмотрим, сколько переходов я оплатил в рекламной сети 1676, а сколько переходов засчитал Admitad – 1183. Итого 493 перехода просто не засчитано.

Из-за чего это произошло.

Первое. Рекламные сети нацелены засчитывать как можно больше переходов и как можно больше с вас зарабатывать, а партнерские сети нацелены на то, чтобы как можно меньше засчитать посетителей и меньше платить вам вознаграждение.

Представим, что кто-то кликнул по вашему рекламному баннеру, рекламная сеть списала с вас 1 руб., но у пользователя отключился интернет или сайт долго загружался и он не дошел до сайта игры, всё, вы потеряли 1 руб.

Другой вариант. IP пользователя в рекламной сети определился как РФ и ему показали вашу рекламу и он на нее кликнул, а в партнерской сети определили IP пользователя как из другой страны (запрещенной данным оффером) и вы опять потеряли деньги.

В общем, процентов 10-15 трафика вы будете терять в любом случае.

Вторая причина.

Нужно быть всегда очень внимательным. Всегда проверяйте рекламные ссылки на работоспособность и внимательно читайте условия работы по офферу.

В правилах данной партнерской программы было указано «В партнёрской программе ограниченный суточный бюджет!». Это значит, что если оффер исчерпал свой бюджет (например, 100 регистраций в день), то партнерские ссылки больше не работают и весь ваш трафик уходит в пустоту.

Как видите с виду все просто, там купил, здесь продал и заработал. Но не спешите радоваться, ниже я расскажу о том, о чем молчат продавцы различных инфокурсов и блоггеры зарабатывающие на рефералах.

Вся правда о заработке на партнерках

Начну, пожалуй, вот с этой картинки:

Это моя реферальная статистика на Admitad. У меня 411 реферал, из которых только 2 активных, но и они ничего не зарабатывают.

Зарабатывать на арбитраже очень сложно. Почти все сливают свои бюджеты на рекламу и забрасывают это дело.

Вы никогда не задумывались, почему партнерки сами себя напрямую не рекламируют? Зачем придумали эти CPA и партнерские сети.

Все просто, для того чтобы лить трафик в плюс нужно хорошо разбираться в различных типах рекламного траффика и иметь большой опыт работы с рекламными сетями. Интернет магазин или создатели игры в этом не разбираются, поэтому они готовы платить профессионалам по схеме CPA.

Арбитраж это всегда тестирование, оптимизация и поиск дешевого и качественного трафика.

Посмотрите сколько я слил денег, чтобы найти хоть один оффер с доходом.

  1. Покупал трафик на Teasermedia, сливал на Elonleads.

Крем для роста бороды. Слито 300 руб. заработано 0 руб.

Браузерная игра «Путь Лордов». Слито 500 руб. – 1 регистрация, заработано 0.45$

Получается что я отправил им 381 человека, а они мне засчитали 205 из которых 5 раз, наверное, я сам заходил, чтобы проверить работоспособность ссылки. Потратил 396 руб., заработал 48 руб.

Это примеры что я вспомнил. Были еще опыты с мобильными партнерками и прочее.

Не потратив несколько тысяч, вы не начнете зарабатывать. Откуда вам знать, если вы новичок, где какой трафик, на что его лучше лить, где самые дорогие офферы и где честные партнерские сети?

Это все приходит с опытом, а за этот опыт вам придется заплатить.

Покупать инфокурсы бессмысленно. Ни один арбитражник не спалит рабочую тему, он будет ее использовать до последнего и будет на ней зарабатывать.

Я рассказал о работающей схеме, только потому, что у нее ограниченный бюджет.

Но если вы новичок, это отличный способ понять, как все работает и не слить свой бюджет в ноль.

В партнерских сетях существует такое понятие как холд. Холд это заморозка ваших заработанных денег от нескольких дней, до месяца. Он нужен для того чтобы проверить качество вашего трафика, вдруг вы привели кучу школьников с буксов и они наделали кучу фейковых регистраций. Если это так, то деньги вы свои не увидите, и возможно вам заблокируют аккаунт.

Еще один момент. Обычно в партнерских сетях существую уровни доступа к офферам. Чем больше платит оффер за лид или продажу, тем сложнее новичку к нему подключится. При подключении вас попросят рассказать о своем опыте и показать скриншоты откуда вы льете трафик. Как вы понимаете, для новичков все самые лучшие офферы будут не доступны.

Даже если вы нашли отличный оффер и льете на него трафик с хорошим конвертом, это еще не значит что можно расслабится и ничего не делать. Очень часто партнерки меняют условия работы, останавливают оффер, меняют геотаргетинг и тп. За всем этим нужно постоянно следить.

Как видите, все уже не выглядит так просто как в начале. Если у вас все еще осталось желание работать в этом направление, хочу вам дать несколько советов, основываясь на своем небольшом опыте.

  1. Выделите для себя сумму на эксперименты. Рекомендую начинать с 3000 руб.
  2. Не берите дорогие офферы где нужно что-то продать или заполнить анкету для банка. В этой области работают только профи, вам пока трудно будет с ними бороться.
  3. Рекомендую сначала выбирать офферы с самими простыми действиями. Оставить емайл, зарегистрироваться в браузерной игре и т. п.
  4. Тизеры – самый дешёвый, но и самый некачественный трафик, его трудно конвертировать.
  5. Не заводите деньги в рекламную сеть, пока полностью не разобрались с ее функционалом. Могут возникать проблемы с партнерскими ссылками, форматами рекламы и т.п. Когда все проверили, пополняйте баланс на небольшую сумму.
  6. Ваши деньги постоянно будут находиться или в рекламной сети или на холде в партнерской сети. Выбирайте надежные сайты.
  7. Это не пассивный заработок, придется все время работать и мониторить ситуацию

Составил для вас список проверенных партнерских и рекламных сетей:

Тизерные сети. Самый дешевый трафик.

Баннеры, всплывающие окна и другие форматы. Трафик получше и подороже.

Моя мать учила меня не давать лишних советов и не пытаться кому-либо помочь, пока человек сам об этом не попросит. Мне всегда казалось, что это она из вредности. Но, повзрослев, я осознала, что мама всё же была права. И да, она один из самых добрых и сердечных людей, которых я только знала.

Общество говорит, что нужно помогать людям. Я с этим согласна. Считается, будто мы должны безоговорочно стремиться помочь окружающим, причём даже тогда, когда они этого не ожидают. Нет, тут всё правильно, внезапные проявления доброты могут порой изменить жизнь. Тем не менее у монеты две стороны. И вы должны знать, чем может обернуться подобное человеколюбие.

Конечно, не всё так печально, но и далеко не так радужно. И в плохом есть хорошее, и в хорошем - плохое. Хотя помогать людям - не худшая идея, она всё же и не лучшая. Есть три случая, когда лично я склонна отказать в помощи и настоятельно рекомендую вам сделать то же самое.

Не помогайте людям, которые не заслуживают вашей помощи

Не так-то это просто. Нас всю жизнь учили, что надо помогать другим, но теперь забудьте об этом.

Когда вы повзрослеете, то поймёте, что у вас всего две руки: одна - для помощи себе, другая - для помощи другим.

Сэм Левенсон

Начинающие стартаперы часто просят у меня совета. Я прекрасно знаю, как сложно запустить стартап, сама через это проходила. И всё же я перестала делиться своим опытом и знаниями за просто так. Когда-то меня частенько звали на чашку кофе, чтобы просто «задать пару вопросов». Если у вас на банковском счёте несколько миллионов долларов от инвесторов, даже не пытайтесь клевать мне мозг без должного за это вознаграждения. Особенно если вы не удосужились хотя бы заплатить за мой чай.

Эти ребята не понимают, что у меня есть семья, которую нужно кормить, счета, которые нужно оплачивать, срочные дела, с которыми нужно вовремя разобраться. Они не осознают, что потраченное на беседу с ними время мне придётся как-то компенсировать, просиживая за работой до поздней ночи. Раз они не ценят моё время, то и я не собираюсь его на них тратить.

Если людям на вас наплевать, вы не обязаны помогать им. Они этого просто не заслуживают.

Сейчас я просто говорю, сколько стоит час моего времени. Сурово, да, но жизнь стала проще, а я - счастливее. Люди воспринимают меня куда серьёзнее. Если кому-то мои услуги кажутся слишком дорогими, я предлагаю другие способы компенсации потраченного времени.

Правило 1. Никогда не предлагайте ничего безвозмездно.

Правило 2. Никогда не забывайте правило 1.


В следующий раз, когда кто-то попросит вас, допустим, бесплатно выступить на конференции, не соглашайтесь, пока не добьётесь максимально выгодных условий. Если нет шансов получить нормальный гонорар, просите бесплатный стенд и время для рассказа о вашем бизнесе или хотя бы бесплатные билеты на конференцию. Всё это покажет серьёзность намерений организаторов и то, насколько ваше присутствие им необходимо.

Люди всегда будут пытаться вас эксплуатировать, если вы им это позволите. Времени на то, чтобы помочь всем, у вас нет. Поддерживайте лишь тех, кто действительно этого заслуживает.


Помните, первый человек, которому вы обязаны помочь, - это вы сами. Всё просто: если помощь окружающим не приносит вам радости, перестаньте это делать. Иногда вам придётся быть эгоистом и ставить себя на первое место. Мнение общества по этому поводу можете смело проигнорировать.

Не помогайте людям, которые не способны оценить вашу помощь

Самая большая моя слабость - мне действительно нравится помогать. Я поддерживаю людей вне зависимости от того, просили они об этом или нет. Такой подход порой может аукнуться самым неожиданным образом.

У одного моего клиента дела шли из рук вон плохо. Мы с командой убили несколько дней на то, чтобы изучить данные с трендами и понять, в чём вообще проблема. Это не было частью нашего задания, поэтому и в счёт не вошло, просто мы искренне переживали за успех клиента. Моя команда обнаружила несколько серьёзных проблем в его бизнес-модели и стратегии. Рассказали ему об этом, а он нас уволил.

Мы сделали работу, выходящую за рамки обязанностей, просто из чувства сопереживания. Мы сказали клиенту вещи, которые он от нас слышать не хотел. Мы потеряли клиента, потому что пытались помочь. Наконец, теперь он нас ненавидит просто из-за того, что мы озвучили своё профессиональное мнение.

Верный способ превратить друга в лютого врага - сказать ему то, чего он не хочет слышать.


Когда я предлагаю свою помощь, я искренне хочу помочь. Но часто люди попросту не готовы принять мою поддержку. Это нормально. Перемены требуют времени, а многие не желают ничего менять. Не давайте советов тем, кто не готов к ним прислушаться. Рано или поздно эти ребята выскажут всё, что думают по поводу ваших «несработавших» советов.

Я перестала помогать людям, которые этого не хотят. Минимум драм, максимум времени для себя.

Не помогайте, если не можете сделать это хорошо

Вот это самое важное. Предлагать поддержку, когда вы реально не готовы её оказать, - сразу нет. НЕТ. Я делала так несколько раз, жалею до сих пор.

Однажды мои отец и мать уезжали за границу и попросили меня присматривать за их домом. Я понятия не имела, как поливать цветы. Некоторые я залила, а некоторые пересушила. Когда через месяц родители вернулись, все их растения уже погибли. Не предложи я свою помощь, нашёлся бы кто-нибудь сведущий в этом, а драгоценные цветочки моего папы были бы живы и по сей день. Родители, кстати, запретили мне впредь даже пальцем прикасаться к растениям.

Если хотите помочь, не имея навыков или времени, толку от вашей помощи будет ноль.


Это всё равно что учиться рисовать у слепого. Вы лишаете людей возможности найти кого-то, кто справится с задачей лучше. Как видите, и доброта может причинить вред. Простейший способ разрушить отношения - предложить поддержку, которую вы не в силах обеспечить.

Наконец, всё может быть хорошо или плохо. Нам важно найти баланс между этими крайностями. Тщательно всё оценивайте перед тем, как протянуть руку помощи. Не сделаете этого - зря потратите время и деньги, да ещё поставите под удар важные отношения, личные или профессиональные.

Случайный акт доброты может изменить чью-то жизнь, а может её сломать. Будете помогать не тем - упустите шанс поддержать людей, которые этого действительно заслуживают. Прежде чем помочь, думайте.

Анна Смирнова

– Откуда это желание давать советы?

Нам важнее реально делиться опытом или именно чувствовать: я эксперт, я компетентен, я важен?

– И то, и другое. У меня есть опыт, я уже важен. А какая-нибудь бабушка, может быть, десять передач по радио прослушала и статью в журнале «6 соток» прочитала. И она – гуру, чувствует себя экспертом, собрала много информации, а рассказать некому.

– Оно происходит из плохого представления о том, где вообще начинается и заканчивается ответственность человека. В свое время лично меня очень выбивали из колеи все девушки, курящие рядом с коляской. Вот прям это точно входило в зону моей ответственности, всё во мне переворачивалось, я точно должна была им что-то сказать.

– Но всё-таки удерживались?

– Да, мне тогда не хватало уверенности. Нужно было набраться возрастной мудрости, чтобы понять, что рожают женщины разные, что разные всё равно имеют право рожать. Ну, не всегда мы всё делаем исключительно полезное для ребенка. Где-то мы будем делать и вредное, потому что мы живые.

Сейчас у меня, конечно, есть понимание, что я за чужую женщину не отвечаю. Но я психолог, прохожу личную психотерапию и работаю над темой, за что я отвечаю, а за что – нет.

– Может быть, советы раздаются так легко именно потому, что за их исполнение советчик не несет никакой ответственности?

– Возможно. Когда советуешь как специалист, прежде чем что-то сказать – десять раз думаешь и стараешься учесть все нюансы. Но главная проблема в том, что с позиции внешнего наблюдателя мы видим лишь некоторый срез проблемы, и нам кажется: стоит лишь только предпринять пару шагов – и ее нет. Но когда человек находится внутри ситуации, у него намного больше переменных факторов, которые ему необходимо учитывать.

Мы удивляемся ребенку: почему учебники нельзя положить в портфель ровно, почему после школы у тебя там всё перемешано с огрызками, с печеньем и всё смято? Нам со своей взрослой колокольни кажется, что это несложно.

А у ребенка своя ситуация. У него в классе двадцать пять человек, которые все отнимают его внимание: кто-то говорит, кто-то делает самолетик, началась перемена, кто-то побежал куда-то, учитель дает задание, я должна записать, мне надо контролировать свою ручку, еще я хочу поболтать с Машей, успеть поиграть в маленького пони… В общем, есть много своей жизни, которую родитель, сидя дома и глядя в этот ужасный портфель, оценить не может.

Еще есть миллион всего, что происходит у ребенка в голове, как раз в то время, когда он должен убрать все эти учебники и тетрадки: «Хорошо, что я их положил в портфель. А куда же деть мое родное яблоко, если я его не догрыз? А печеньку я тоже не хочу выбрасывать, ее можно догрызть потом». Или: «У меня начался урок, меня учительница до мусорки не пустит, она будет ругаться. Или, может, не будет, но я боюсь, что будет. Или будут смеяться ребята».

– Многие сталкиваются с ситуацией, когда приходишь к человеку, жалуешься, а вместо сочувствия получаешь советы.

– И здесь опять непонимание, что мое, а что не мое, где мои границы начинаются, а где заканчиваются. И еще нет понимания, чего же именно от меня хочет собеседник.

Мы и правда плохо понимаем, как поддерживать другого. В близких отношениях мы сразу начинаем тревожиться и решать проблему.

Вы наверняка замечали: когда вам рассказали о проблеме, вылили ее на вас – вы ходите и думаете, как ее решить. Как от нее отбрыкаться, чтобы она перестала крутиться в голове. Есть ряд ситуаций, особенно с близкими людьми, когда мы зацикливаемся, и нам сложно от этого отказаться.

И есть еще один важный момент – отказ другому в том, что он справится сам. Мы как будто чувствуем, что должны обязательно внедриться. Если мы говорим о близких, то советчиками обычно движет несколько факторов – тут и тревога, и желание помочь. Чем ближе отношения, тем больше будет срабатывать тревога.

Послушав какую-то ситуацию, мы включаем свой опыт и начинаем думать, что бы сделать. Конечно, как правило, мы некомпетентны в вопросах другого, нам часто не хватает веры в то, что тот, другой, совершенно спокойно справится. На самом деле делать ничего не нужно – в этот момент нужно просто побыть рядом. Людям важно побыть друг с другом.

– Почему непрошеные советы так выбивают из колеи?

– Это послание про то, что «ты не знаешь “как”, а я как гуру тебе сейчас расскажу». Оно ставит под сомнение мою взрослую позицию, то, что у меня есть ресурсы самому решить эту задачу.

Самая большая сложность в том, что мы попадаем в ощущение маленького ребенка, которому указывают на его неуспешность, на незнание, как реагировать в той или иной ситуации, на некомпетентность в вопросе.

И здесь важно учиться встречаться со своей ценностью, опираться на себя, на свое мнение, на свой опыт – какой бы он ни был небольшой, он всё равно есть. И опираться на чужой опыт, когда ты его хочешь, запрашиваешь и способен его профильтровать. У нас есть важная функция анализа информации, опоры на свой опыт, которая в этот момент как будто бы теряется, ставится под сомнение. От этого надо уходить, возвращаться и говорить: «Нет-нет, я стою на ногах, я голову не потеряла».

– А если советует кто-то особенный – например, родственники мужа?

– А какая разница? Просто здесь интервенция сильнее, потому что в глазах родственников мужа мне особенно важно выглядеть хорошо. Не дай Бог, его мама будет считать меня плохой невесткой – это очень важная оценка для нас.

Наши мамы любят нас и принимают, хотя и мама может по-разному что-то сказать. Но с ними мы чувствуем что-то более безопасное, привычное, а свекровь и родственники мужа – это важные оценщики того, подхожу ли я их сыну. Мы здесь очень уязвимы, поэтому и реакция острая – попадаешь в свою уязвимость.

– Возможна ли ситуация: «Я понимаю, что я права, но сделаю так, как советуют, потому что мне важнее сохранить нормальные отношения»?

– Есть вопросы, в которых нет смысла отстаивать свою позицию. Вы пришли на кухню заварить чай и вдруг начали спорить, как готовить кабачки. Это то, чем вы хотели заниматься?

Этих вопросов бывает много. Просто по молодости, когда у нас еще нет внутренней уверенности, опоры на себя, мы уязвимы. Поэтому молодая невестка будет реагировать на замечания свекрови болезненнее. Реальность в том, что ей сложно эти замечания выносить. Лучше бы промолчала – отношения бы сохранила, но ведь у свекрови тоже есть задача – сохранять отношения, а не показывать каждый раз, как заваривать чай, как варить макароны…

– А бывает, что в этой ситуации люди спорят про макароны, а имеют в виду нечто совершенно другое – «ты меня не ценишь» или «я в доме хозяйка»?

– Да, конечно, за этим может стоять какая-то своя уязвленность. Для свекрови это ведь тоже определенный вызов: пришла молодая невестка, всё делает по-своему; это вызов ее компетентности.

Вообще, если говорить о вопросах общего житья, возникает много подробностей. Можно прийти в кабинет психолога и годами разбирать, почему я со свекровью ругаюсь, выходить на детские травмы. А можно просто задуматься, отчего я застрял на этой теме, пытаясь оспорить какую-то совершенно не принципиальную вещь.

Анна Смирнова – выпускница факультета психологии МГУ. Специалист по возрастной психологии, детский психолог, психотерапевт, игротерапевт.

Беседовала Дарья Менделеева

У нас страна непрошеных советов - наверняка, вы и сами часто в этом убеждались. Советуют близкие и родные, знакомые и чужие люди, чаще всего по неуместным поводам. Дома, на работе, в магазине, в интернете - они везде. Иногда кажется, что советы - национальное бедствие психологического масштаба. Мне многие клиенты, знакомые и даже коллеги жалуются на навязчивых советчиков. Многие не могут пресечь советы, боясь обидеть советчика. Я хочу сделать свой посильный вклад в антисоветскую деятельность. Хочу рассмотреть ситуацию дачи советов изнутри - как она устроена. И предложить модель взаимодействия с советчиками - как вести себя так, чтобы и от непрошеных советов избавиться, и с советчиком отношения сохранить.

Всегда найдутся эскимосы, которые вырабатывают для жителей Конго указания, как вести себя при самой страшной жаре.(Е.Лец)

Решить за другого. Каждый совет содержит в себе инструкцию - конкретный и поэтому узкий сценарий действия. Получается, что советчик за вас сводит все возможные варианты поведения к одному, и за вас делает выбор. Отмахнуться от совета бывает не так то просто - высказанное словом может перебить еще дословесную мысль, которая у нас неуловимо в голове крутится. И вместо своего внутреннего решения, мы можем воспользоваться клишированным чужим. Получается, непрошеные советы - разновидность информационного шума, который отдаляет нас от самих себя.

Причинить добро. Советы очень близки к приказам по своему устройству. Схема та же самая - "делай так". Это директивное, по сути, взаимодействие, лишь прикрытое внешней необязательностью. Оценить степень обязательности совета можно по тому, насколько настойчиво его дают. А главное, по реакции советчика на отказ следовать совету. Если человек негативно реагирует, то хотел приказать, скорее всего. Конечно, большинство советчиков часто сами не понимают, что творят. Тем больше обиды бывает у них на неблагодарных отказавшихся - человек действительно считает, что добра хотел, а его в этом обломали.

Особый тип отношений. С каким бы намерением человек не давал советы, он создает особый тип отношении - ассиметричный. Их суть - быть не на равных. Давая совет, человек выступает в роли наставника или эксперта. А вы попадаете в роль ученика или консультируемого. Он знает, вы не знаете. Если вы действительно нуждаетесь в наставнике или эксперте, то это гармоничная ситуация - есть спрос, есть предложение. Но если не нуждаетесь в наставнике вообще или в данной ситуации, то скорее всего испытаете негативные эмоции. Ведь вам навязали роль, которую вы не планировали играть - роль нуждающегося.

Как выйти? Выйти из ситуации непрошеных советов можно, создав отношения на равных. Проблема в том, что многие люди начинают бороться с советчиками. Они пытаются изменить роль собеседника - запретить ему советовать. Увы, это уже психологическое насилие. Само собой, советчик начинает сопротивляться такому насилию. Более эффективно - изменить свою роль, а вслед за ней и собеседник изменит свою, потому что изменится объективная ситуация. Можно это сделать достаточно грубо - сказать, что не нуждаетесь в советах, послать. Этот вариант опасен обидами и конфликтами. Часто советчиками бывают важные для нас люди - близкие, друзья. Как можно выйти из ситуации дипломатично? Дать человеку то, в чем он нуждается, но в приемлемой для вас форме.

В чем нуждается советчик? Когда человек дает непрошеные советы, то скорее всего в чем-то нуждается он, а не вы. И хотя он вам предлагает помощь в форме советов, помощь нужна ему. Хочу предложить вам несколько вариантов мотивации - зачем люди дают советы? Если что-то упустил - добавьте.

1) Потребность в признании . Советчик этого типа хочет, чтобы другой человек увидел и признал его ценность. Критериями ценности могут быть и богатый жизненный опыт, и сметливый ум, и понимание ваших проблем. Потребность в признании - одна из базисных для любого человека. Если человек пытается получить признание своей ценности непрошеными советами, то его потребность сильно не удовлетворена, скорее всего. А может быть, он просто не научился удовлетворять её по другому. Вы можете помочь этому человеку получить желаемое, а заодно и избавиться от советов - признать его ценность.
Особый случай потребности в признании - люди зрелого возраста. Особенно, родители взрослых детей. Это отдельная тема - может, как-нибудь напишу об этом подробно.

2) Потребность в превосходств е. Советчик этого типа стремится доминировать - быть главным. Если непризнанный советчик хочет, чтобы вы признали его просто опытным и знающим, то доминирующий хочет, чтобы вы признали его БОЛЕЕ опытным и знающим. Важно это различать, потому что нам часто кажется, что советчик пытается доминировать, а ему всего лишь доброе слово нужно. С доминирующим добрыми словами не обойдешься - у него цель более претенциозная. Великий психоаналитик Альфред Адлер объяснял потребность в превосходстве необходимостью компенсировать комплекс неполноценности. Более современное объяснение - доминирующий озабочен своим социальным статусом. Он оценивает каждую ситуацию общения как конкурентную, а значит опасную для своего статуса. И начинает воевать. Давать советы для таких людей - способ отстаивать и повышать свой статус. Вопрос в том, так ли уж грозит повседневное общение статусу человека, и целесообразно ли воевать каждый раз? Можно помочь советчику этого типа, и дачу советов приостановить, если дать ему понять, что вы на его статус не претендуете.

3) Потребность в контроле -1 (тревожная) . Советчик этого типа стремится проконтролировать реальность, чтобы ему было спокойно. За этой потребностью стоит глубокая тревога, что случится что-то страшное и непоправимое, если он не вмешается. Случится с вами, а значит и с ним. Советовать для такого человека - значит оберегать и предотвращать. По сути, такие советы - признание вашей сверхценности для советчика. Мамы, бабушки, опекающие супруги дают советы чаще всего по этой причине. Можно помочь такому советчику, если обсуждать его тревоги и страхи. И показать при помощи конкретных примеров из жизни, что негативные сценарии преувеличены и вполне преодолимы. Ведь проблема этих людей - в негативном прогнозировании и очень богатой фантазии.

4) Потребность в контроле-2 (управленческая) . Советчик этого типа жаждет контролировать именно вас, а не реальность. Он мнит, что вы - его неотъемлемая часть. По сути, он общается не с вами как с отдельной личностью, а занимается самоуправлением, как если бы вы были его рукой. Таким людям реально больно, когда их советов не придерживаются - представьте, что собственная рука не подчиняется сознанию. Могу представить, что даже читать об этом для некоторых из нас - возмутительно. Но для таких советчиков неразделенность с вами - не вина, а беда. Так уж случилось, что некоторые люди и в почтенном возрасте сохраняют детское качество мышления - эгоцентризм. В норме, ребенок с возрастом учится разделять себя и других людей, начинает понимать, что другие люди отдельны, что у них есть СВОЁ - воля, интересы, разум. Как можно помочь такому человеку? Можно каждый раз акцентировать вашу раздельность - ты хочешь этого, а я хочу другого. Ты - это ты, а я - это я, мы - разные люди. Но все таки, мы вместе)

5) Потребность выразить эмоции . Советчики этого типа дают советы, потому что не умеют выразить свои чувства. Человеку кажется, что вам плохо. В ответ ему самому становится плохо. Он начинает придумывать варианты выхода из этой ситуации. За вас, правда. Он переживает за вас, чувствует тревогу, обеспокоенность, и испытывает желание как-то поддержать и посочувствовать. Но чувства выражать не так то просто, и многим людям сложно это делать - давать советы проще, потому что это более привычный способ общения. Такому человеку можно помочь выразить эмоции - просто спросить о них.

6) Потребность действовать. У советчиков этого типа предприимчивый характер - они прагматики. Всё происходящее они воспринимают как задачу, которую нужно решить. В том числе, и за вас. Такие люди дают действительно ценные советы, как правило, потому что у них богатый опыт решения проблем. Если вам это в тягость, то можно просто дать понять человеку, что главное сейчас для вас - не практическое решение, а ваше эмоциональное состояние, и вы хотите в нем побыть.

7) Потребность защититься . Советчику этого типа сложности других людей бывают в тягость. Он не настроен сочувствовать и вникать в эмоции других людей - они для него чем-то опасны. И право на это имеет, по моему мнению. Сложность в том, что советчик этого типа не дает себе такого права. И вместо того, чтобы промолчать, дает советы. Ведь в нашей культуре не особо престижно демонстрировать безразличие - можно прослыть асоциальным. Помочь такому человеку достаточно просто - поблагодарить за совет и оставить его в покое.

Как отличить один тип советчика от другого? Это вопрос я хочу задать вам, дорогие мои, чтобы не ограничивать тему только своим опытом. Чем поведение одного типа советчиков отличается от другого - каким стилем общения, какими эмоциями, какими конкретными фразами? Уверен, что у вас богатый опыт на эту тему, поделитесь, пожалуйста. А потом можно будет обобщить и резюмировать наш опыт.

А в следующем посте я хочу предложить вам модель выхода из ситуации непрошеных советов, без конфликтов и даже с возможностью улучшить отношения - продолжение следует.
сихолог Данила Гуляев"