Калка

3 февраля в залах Центрального Музея Вооруженных Сил открылась персональная выставка исторической живописи одного из самых интересных и талантливых молодых русских художников Павла Рыженко (1970 г.р.). Главная внутренняя христианская составляющая его творчества – исповедь Художника. Исповедь на холсте. Если у тебя на душе черная пустота, то это "Черный квадрат". Если открыт Художнику Божественный мір ангелов, то тогда появляется "Троица" Рублева. Мір Рыженко – мір страдания за судьбу исторической России, и в то же время светлой надежды и веры в ее возрождение.

Павел Рыженко – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле "классического русского реализма". Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный вработе талантливый художник, у него большое будущее». О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия» .

Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».

В сентябре 2004 года в Центральном доме художника состоялась перваяперсональная выставка Павла Рыженко, после которой о живописце широко заговорили как о несомненном таланте, замечательном мастере кисти, работы которого наполнены щемящей сердце любовью к России. Центральное место в экспозиции заняли девять монументальных полотен, объединенных единой идеей «исторических аналогий современности»: "Калка", "Смутное время", триптих "Царская Голгофа", "Царево молчание", "Выбор веры", "Тишайший", "Молитва".

На нынешней выставке представлено более 50 картин. Главное место занимают 12 новых полотен. Это картины о Куликовской битве ("Поединок Пересвета с Челубеем", "Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву", "Ослябя", "Утро перед битвой. Пересвет"), а также "Братия", "Тайна Царёва. Федор Иоаннович", "Малюта Скуратов. Царский указ", "Ветеран", "Семнадцатый год", "Веночек", "Муравейник", "Удар колокола". Новые картины обозначают главную тему в творчестве художника: духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события – от татаро-монгольского ига, смутного времени до гражданской братоубийственной войны. «Моя роль , – говорит Рыженко, - раскрыть духовный подвиг русского народа, поднять эту тему на щит, чтобы русские люди воспрянули, чтобы избавить нынешних сынов Отечества от уныния» .

Отрадно, что на выставки мастера приходит, даже к его удивлению, много молодежи. У его картин проводятся уроки русской истории как у наглядных пособий. «Я себя отождествляю не с культурой европейской общечеловеческой, но с культурой, нить которой тянется от веков апостольских, через Византию к Руси », – говорит мастер. Мы помещаем это сообщение в календарь "Святая Русь" пока без привязки к определенной дате, точное место определится позже. Но место этому русскому таланту в издании с таким названием совершенно точно гарантировано.

Обращаем внимание на сайт Павла Рыженко. Там представлены многие из его работ с комментариями автора, Вы можете оставить свои сообщение в гостевой книге: www.pavel-ryzhenko.ru

Галерея некоторых картин Павла Рыженко: www.new-manege.ru/galerei

Б.К. и М.Н.

Мiр Павла Рыженко

Сегодня порой кажется, что настоящая культура, искусство уже вовсе исчезло в нашей стране. Старательно закатанная в бетон за семьдесят лет советской власти, и всё же, питаясь глубинными соками, пробивающаяся наружу робкой порослью, она в наши дни словно выкошена безжалостно бездуховностью и пошлостью, вытравлена и заменена ничтожным суррогатом, авангардными поделками, не имеющими ничего общего с истинным искусством. Но это лишь видимость! Русская культура живуча и неистребима. Когда-то гонимые раскольники уходили в леса, на острова и, скрывшись там, сохраняли особый свой мiр, свою душу. Так праведники уходили в пустыни и скиты и творили там великое дело своё, невидимое постороннему глазу. Вот, и наша культура оказалась сегодня в каком-то смысле на островах, оторванных от мiра, но свято охраняющих красоту подлинной русской души, оберегающих заветы пращуров. Этих островов множество! И в чёрном океане бездарности, пошлости и мерзости они образуют своеобразный архипелаг – Архипелаг Русской Духовности. И этому-то архипелагу суждено стать фундаментом для здания новой России, России, верной своим традициям, своему историческому пути, той великой духовности, которая ей была присуща всегда!

«Прежде чем Вашему вниманию будут представлены написанные мною работы, позвольте пояснить их смысл. Чтобы не пересказывать обширную и доступную историографию всей массы событий, изображенных на холстах, хотелось бы вскрыть главный вопрос - зачем такие отдаленные во времени и пространстве события были соединены воедино на экспозиции? Для чего соседствуют III и XX век? Почему цари русские, древние мученики и князья вновь напоминают нам о своем жизненном подвиге? Как ответить на эти вопросы одной фразой? Едва ли это возможно, если не задаться вопросом о смысле жизни человека, современного и древнего. Итак, я пытаюсь ставить самому себе и невольно Вам, зритель, эти серьезные вопросы и искать на холсте и в себе ответы на них. Современность в лице средств массовой информации и популярной, мишурной антикультуры добивается от нас забвения главных вопросов бытия человека. Посредством различных пестрых и действующих на самые низменные инстинкты и наклонности шоу «мiр» принуждает нас забыть о том, кто мы… Вспомним же вместе, дорогой зритель, о нашем древнем прошлом, о нашем убиенном отце - государе, сравним нашу теперешнюю жизнь с деятельной, созерцательно - величественной жизнью Государей наших, воинственных предков, простых детей и жен тех времен, о которых «мiр» вспоминать не велит нам. Вспомним о них, подумаем о великой цене, которую заплатили они за нас и устыженные, но обнадеженные, взглянем на себя, на свою жизнь поглубже, построже. Вспомним о том, что мы - Великий христианский народ, а не стадо, массы, электорат…» - эти слова принадлежат молодому художнику Павлу Рыженко, чьё искусство есть один из упомянутых выше островов.

Павел Рыженко родился в 1970-м году в Калуге. В двенадцать лет он поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, а по окончании её в 1990-м году – в Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества. Молодому живописцу посчастливилось учиться под началом великого русского художника Ильи Сергеевича Глазунова. В скором времени Рыженко стал одним из любимых учеников мастера, чью линию в искусстве он продолжает. В настоящее время художник проводит собственные выставки и преподаёт на кафедре Композиции в стенах родной Академии.

В своих картинах Павел Рыженко воскрешает перед нами события нашей истории, забытой и оболганной за долгие годы, восстанавливая ту порванную нить, которая связывает день сегодняшний с минувшим, без которого завтрашнего нам не видать. Своей кистью художник возвращает нам тот прекрасный и героический мiр, который потеряли мы в годы лихолетья, нашу Великую Родину. В ней черпает он вдохновение и через свои работы передаёт его нам. Видимо, в этом и состоит главное призвание Павла Рыженко – собирать камни, склеивать осколки разбитого прошлого и являть его нашим глазам уже целым, не изуродованным, но таким, каким оно было.

Дипломной работой Павла Рыженко стала картина «Калка», посвящённая одному из самых трагических моментов отечественной истории. В 1223-м году на реке Калке произошла первая битва русских войск с моноголо-татарскими, в которой последние одержали оглушительную победу. Произошло это оттого, что русские князья, разъедаемые междоусобной враждой, не смогли объединиться перед лицом врага, и оттого сплочённый и сильный враг одолел их. Многие наши войны были убиты, другие – взяты в полон. Окончание этого побоище и запечатлел на своей картине Павел Рыженко. Вот, поле усеянное стрелами. Посреди него на ковре возлежит один их татарских ханов. Победитель! Он торжествует! И смеётся в лицо взятому в полон русскому князю, которого скручивают ханские приспешники, наглые и самодовольные, предвкушающие большую поживу. А лицо связанного князя выражает боль, но он не сломлен. И голова его поднята высоко, и взор его, гневный и мужественный, устремлён прямо на победившего врага. Силён дух князя. Столь же сильны были и братья его, сложившие свои головы в этом бою. И лишь единства не было промеж ними… И оттого пришла беда на землю русскую. И на горизонте возвышаются горы тел, наших поверженных воинов. А синее русское небо застилает уже чёрный дым. Русь горит! Эта картина чрезвычайно актуальна сегодня. Ибо и сейчас все здоровые силы в обществе разобщены и борются друг с другом, и среди этой вековечной распри теряют самое главное – Родину. И приходит новая орда и подчиняет себе всё и вся, и сеет смуту, и безчинствуют, а мы всё продолжаем сгорать в междоусобной бойне: «Друг друга жрём и сыты тем бываем!», как писал В. Пикуль. Это-то и есть Калка, вечная Калка, которую переживаем мы время от времени. Пережили в Смуту, в 17-м году, переживаем сейчас… И пора, давно пора нам учиться у истории нашей. Но мы, словно одурманенные, вновь наступаем на одни и те же грабли…

Кисти Павла Рыженко принадлежит также цикл картин, посвящённый Куликовской Битве. Здесь находим мы удивительный образ Преподобного Сергия Радонежского, благословляющего русское воинство во главе князем Дмитрием Донским с на бой с мамаевым полчищем. Святой старец положил руку на плечо склонившегося перед ним князя, за которым топится многочисленная его дружина. Другой рукой, сухою и жилистой, Преподобный опёрся на меч. Светлый лик его, обрамлённый снежно-белою бородой, обращён к нам, а взор выцветших старческих глаз устремлён куда-то ввысь, быть может, в те горние пространства, невидимые глазу простого смертного, откуда сам Господь благословляет русское воинство на святое дело… И, внимая гласу Духа Святого, напутствует святой Сергий князя Дмитрия…

В помощь русскому воинству отправляются из Лавры два монаха-богатыря Пересвет и Ослябя. Образ Пересвета художник запечатлел на двух своих картинах. На первой суровый и могучий монах ещё только сбирается на рать. Среди леса он словно замер на мгновение. Возле белой, такой родной берёзы привязал он своего коня, а сам, поставив котомку на золотистый ковёр – дар поздней осени, приклонил колена. Держа копьё наперевес Пересвет погрузился в себя. Может быть, монах молится перед битвой и просит у Бога помощи и благословения. А, может, вслушивается в последний раз в тишину леса и любуется стройной зелёной елочкой, едва-едва поднявшейся из-под земли… Прощается с нею. На другой картине богатырь Пересвет на могучем, жаром пашущем коне, мчится в бой. Лицо Пересвета сосредоточено. Богатырский конь летит по высокой траве, разрезая грудью волны её. Вот-вот сойдётся смиренный инок, ставший воином, чтобы отстоять Родину, с пришедшим на землю его врагом, сшибутся они грудь с грудью, и начнётся великая битва. Битва между светом и тьмой. Между Добром и Злом. Битва за Россию! Великая и святая. И будет повержен богатырь Пересвет, но и враг его будет сражён и не станет более ругаться на Землёю Русской. Именно такие герои и молитвенники, воины и праведники, как Святой Сергий, Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя созидали нашу Русь! И об этом надлежит помнить нам. И к этому призывают нас картины Павла Рыженко.

Среди работ художника есть много портретов исторических деятелей, на некоторых из которых мы остановимся подробнее.

Весьма любопытен, например портрет Иоанна Грозного. Жестокий Царь предстаёт перед нами совсем не таким, как мы привыкли представлять его. Он скорее похож на смиренного инока: таково его облачение, которое дополняет большая икона на груди, длинная белоснежная борода, зажатая в левой руке ветвь. И одно только отличает его: тяжёлый посох, с которым Царь не расставался никогда, которым убьёт в припадке гнева своего сына… Впрочем, известно, что Иоанн Васильевич, находясь в Александровской Слободе, именовал себя Игуменом, а опричников – братией. И весь уклад жизни его в тот период времени напоминал монастырский. Ночами грозный Царь каялся в своих кровавых преступлениях, а ранним утром служил с «братией» заутреню. Может быть, после одной из таких безсонных, полных ужаса и раскаяния ночей изображён Иоанн на картине Рыженко. Лицо Царя сумрачно, а взгляд устремлён вперёд, в одну точку. В какие мрачные мысли погружён Грозный? О своих ли грехах помышляет он? А, быть может, с мукой вспоминает все те многочисленные предательства, которые были в его жизни? Самое обидное и неожиданное – измена друга и сподвижника Курбского? И мысленно вновь и вновь отвечает Иоанн на те обвинения, которыми осыпал его беглый князь в своих письмах… Тонкий солнечный луч проник в растворённую дверь, лёг у ног самодержца, но не осветил его мрачной, слегка согбенной фигуры. На каменном полу у ног его копошатся залетевшие птицы: синицы, голуби… Что-то щебечут они весёлое и светлое. Долетает ли звонкие песни их до слуха тирана? Будят ли в нём какие-либо чувства нежные их трели? Там, за стенами этого мрачного помещения благоухает весна, и деревья уже окутаны лёгкой зелёной дымкой. Жизнь идёт по своим законам, жизнь яркая и прекрасная! Но не видит её царственный ипохондрик. И лучи солнца не заглядывают в его истерзанную душу, страшась черноты её…

А, вот, и портрет изменника князя Андрея Курбского, первого «политического эмигранта» в истории России. Боярин, друг Царя, член Избранный Рады, участник Казанского похода, герой, один из лучших умов своего времени… Этот человек бежал из России, опасаясь опалы. На растерзание Царю бросил он своё семейство: мать, жену, детей. И без зазрения совести поступил на службу враждебной России Литве. Как и многие будущие «эмигранты», князь утверждал, что России он не изменял, что он патриот её и служит иной стране лишь для блага родины, ибо только находясь на расстоянии от «московского тирана» можно трудиться для освобождения отечества от «варвара». А для этой благой цели можно воспользоваться и услугами врагов! И привести их на Русь! И пусть сожгут они Псков и истребят тысячи русских людей, но зато освободят Россию от «кровожадного деспота»! Для такой благой цели все средства хороши! И со всеми в союз вступить можно. Классическое оправдание изменника! Не раз на придётся слышать его в нашей истории. Мы патриоты, но свет лучше будем нести из-за рубежа. Так безопаснее. Но всё это только для пользы любимой Отчизны. И идёт русский князь, герой Казанского похода с литовским войском на Русь, и штурмует древний Псков, не заботясь о святынях его… Вот, взирает он на нас с портрета: старое, искажённое какою-то затаённой мукой лицо, опущённые уголки губ, взгляд, потухший, немного опущённый… Чувствует князь, что не так идёт жизнь его, как следовало бы. Мечтал он вернуться в Россию на белом коне, когда «тиран» будет повержен. А он правит и по сей день. А князь Андрей уже изнемог в борьбе. Ничего не осталось у него: ни родины, ни семьи, ни веры… Осталась только ненависть, великая злоба, которую изливает он в письмах бывшему своему другу, а ныне первому врагу Царь Иоанну. Пишет Курбский безсонными ночами, ибо сон давно уже потерял он. Пишет, обвиняя во всём Грозного, чтобы только не винить себя, чтобы самого себя убедить в своей правоте, отогнать напоминающую о себе время от времени совесть… И понимает князь, что, идя с супостатами на Псков, совершает огромную подлость он уже не против Царя, но против России. Но поздно изменить что-то! И с войной идёт князь на родную землю, против неё сражается, русскую кровь проливает…

А, вот, другой видный деятель того времени, царский сатрап, палач Малюта Скуратов. Это, пожалуй, одна из самых одиозных и кровавых фигур нашей истории. Своё дело Малюта знал отлично: на его совести не одна сотня замученных людей, в том числе, недавних своих друзей. Именно Скуратов по указанию Грозного удавил в последствие прославленного в лике святых Митрополита Филиппа, обличавшего злодеяния Царя.

С картины взирает на нас суровый и мрачный человек с каменным, безстрастным лицом. Над грозными, глубоко посаженными глазами нависают хмурые, густые брови. Лицо настоящего палача! Один вид этого человека многих повергал в трепет. Куда идёт он теперь, зажав в руке свитки приказов? Чьи ещё судьбы должны разрушить они? По чью душу идёт любимец Царя? О чём думает этот жестокий сатрап? Изобретает ли в своём дьявольском мозгу очередную пытку, ещё страшнее всех предыдущих? Предвкушает ли, как будет выбивать нужные признания от невинных жертв? А царёва благодарность за это будет велика! Царь Малюту ценит. И Скуратов верен ему, как пёс. Парадокс истории: блестящий воин, герой, князь Курбский сбежал в Литву и воевал против России. И жизнь свою окончил он безславно, проклинаемый в родной стране, которой изменил. А жестокий палач Малюта Скуратов, наводивший ужас на множество людей, сложит голову в бою, в Ливонии. Погибнет смертью храбрых… За Царя и Русскую Землю.

Смута. Сюжет, к сожалению, также очень актуальный сегодня. Пришёл враг на Русскую Землю, захватил само сердце её – Москву и бесчинствует в святынях её. Перед нами разгромленный поляками храм. Судя по всему, враги только-только ушли отсюда. На полу лежит пронзённый стрелами русский воин, последний защитник святыни… Рука его ещё сжимает лук. Видно: он сражался до последнего вздоха. И даже сейчас, поверженный, он не побеждён. Рядом старик-священник, бледный и измождённый, сжимающий в руке крест. К нему жмётся рыдающий от страха мальчик. Ласково обнимает старец ребёнка, гладит его худой рукой по плечу, шепчет что-то успокаивающее. Нельзя сдаваться! Господь не оставит Русь на поругание! Молись, и придёт спасение! – так, быть может, говорит священник мальчику, среди разорённого храма… А рядом ещё горит ясным пламенем лампада, как символ непобеждённости и силы русского духа, и огонь её вселяет уверенность, что минует лихолетье, и восстанет Русь в прежней славе своей!

А, вот, портрет Царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Государь запечатлён художником в минуту тягостных раздумий. Голова его несколько опущена, а взгляд устремлён перед собой. На столе перед Государем раскрытая Библия. Может быть, в ней искал он ответа на мучающие его вопросы. Расколота Русь надвое. Разрублена твёрдой рукою «собиного друга». И рана эта кровоточит! Русские люди томятся по острогам, погибают на ледяных просторах севера, куда гонят их за верность старой вере. Выслана боярыня Морозова. Неистовствует Аввакум, самого Государя хулит и ругает Антихристом. Бояре перессорились. Ушёл с престола Никон и заключён по настоянию царских друзей и родичей в монастырь под охрану. И сотворилось над ним судилище неправедное, для чего в Москву пригласили двух Патриархов… А «собиный друг» не сломался… Гордо выдержал он суд над собою. Эх, можно ли было так с ним? Ведь он был Главой Церкви Русской! Вымолить бы прощение и себе, и семье. Да ведь не даст! Гордый! И терзается сердце царёво, и не может изыскать он верного пути…

А, вот, вторая жена Алексея Михайловича Наталья Нарышкина у колыбели сына своего, маленького Царевича Петра… Окружённый иконами, в тусклом свете лампады дремлет русоволосый отрок Петруша, убаюканный матерью. И, глядя на эту картину, трудно представить, что в скором времени мирно спящий ребёнок этот превратиться во всесильного Императора Петра Первого, который полностью изменит лик Святой Руси, обратив его в суровое лицо гигантской Империи, уничтожит тот многовековой уклад, к которому прикипели душой русские люди, в котором воспитывался он сам, искорёжит его до неузнаваемости и оденет древнюю Русь в немецкое платье… Кто бы мог подумать, какие инстинкты спят в душе этого очаровательного отрока! Кто бы мог подумать, какой великий переворот суждено совершить ему! Но до того момента есть ещё время. И пока юный Пётр мирно дремлет в своей колыбели, подрастает на радость отцу с матерью, Россия доживает последние относительно спокойные годы в привычном, веками выработанном укладе своём…

Одно из самых известных произведений Павла Рыженко – триптих, посвящённый трагической судьбе Императора Николая Второго и его семьи, в который входят картины «Прощание Государя с войсками», «Заточение в Царском селе» и «Ипатьевский дом после убийства царской семьи». В «Прощании Государя…» художнику с удивительным психологизмом удалось передать всю трагичность момента. Ставка в Могилёве. Здесь ещё несколько дней назад Николай Романов был самодержцем всероссийским, правителем великой Империи. И, вот, он вернулся сюда, отрёкшись от престола, вернулся не Императором уже, а полковником Романовым, вернулся, чтобы проститься с дорогими своему сердцу войсками. Согбенный, идёт он вдоль их молчаливого ряда, заглядывая в глаза каждому, ища в них не то поддержки, не то прощения… А они в последний раз отдают честь своему Царю, которого не суждено им больше увидеть. На Россию движется страшная, непоправимая уже беда. Катит по ней, по определению Солженицына, роковое красное колесо… Молох запущен, и его не остановить уже. Россия шагнул в бездну, и скоро она поглотит и её, и Государя, и верные ему войска… И эту атмосферу надвигающейся, набирающей обороты катастрофы передаёт февральская вьюга, изображённая на картине. Словно дымом, укутано мглою небо, ветер гнёт деревья, полощет знамёна, поднимает хлопья снега и швыряет их в лица русских воинов и русского Царя, заметает их, слепит глаза… Своим отречением Государь окончательно раскрыл двери Империи для февральских оголтелых ветров, разгулявшихся теперь на её просторах. И ветра эти сдуют скоро с лица земли Великую Россию…

Приблизительно к тем же роковым для Русской земли годам относится картина Павла Рыженко «Веночек», поразительная по глубинной, неизбывной печали своей, проникающая в самую душу и вызывающую в ней странную, необъяснимую тоску и горечь утраты… На картине ранняя весна. Снег едва стаял, и оттого вся земля напоминает собою болото. Деревья окутаны лёгкой зеленоватой дымкой. За их ветвями маячит серое, дождливое небо, унылое и скорбное. Кажется, что вся природа плачет в этот миг, сочувствуя пришедшему с фронта солдату. Выжил он в страшной войне, дошёл, раненый, до дома, а здесь уж и нет никого. Никто героя не ждёт… И пришёл солдат на погост, поклонился родной могилке, уронил скупую слезу… Вспомнил он былые мирные годы, вспомнил, как уходил отсюда защищать родную землю, как прощался с тою, что покоится теперь на этом заболоченном кладбище. Многое вспомнил солдат. Думал он сказать «здравствуй» дорогому себе человеку, а приходится снова прощаться, теперь уже навеки… Кто покоится под этим серым деревянным крестом с веночком из жёлтых цветов? Мать ли солдата? Или жена? Нам этого не узнать… Мы можем лишь видеть безконечную скорбь пришедшего с войны героя, и скорбеть вместе с ним…

А, вот, картина, относящаяся к 18-му году – «Дворник 1918», поражающая диковинным для той оголтелой поры спокойствием. Поздняя осень. Парк дворянской, по-видимому, усадьбы. Большинство деревьев стоят уже обнажёнными, и лишь с края выглядывает золотой шлем молодой берёзки. Тиха аллея, укрытая покровом сброшенных листьев. Стынет в лужах вода. У беседки столик с фруктами, самоваром, цветами… На стуле лежит цветастая шаль. Мёрзнет рядом маленькая собачонка. Всё дышит мирным, неколебимым ничем укладом. Только не видать нигде хозяев усадьбы, словно вынуждены были бежать они куда-то внезапно, побросав всё впопыхах и не допив даже разлитый уже чай. И только дворник, крепкий, невозмутимого вида мужик продолжает свою привычную работу. Медленно идёт он по пустой аллее, метёт листву. Где-то там, за пределами этого нетронутого островка мирной жизни гремит революция, гибнут люди в междоусобных бранях, льются реки крови по русской равнине, а дворник всё метёт, метёт, погружённый в мысли свои. И, кажется, что он соборует сад этот, приготовляет к ожидающей его погибели…

Кажущаяся безмятежность и умиротворённость свойственна многим картинам Павла Рыженко. Например, «Муравейник». Перед нами старый еловый лес, во все стороны простёрший свои сучья. Земля, словно ковром, покрыта папоротником и мхом. Откуда-то издали в чащу проникают ясные солнечные лучи. Посреди картины на пне сидит седовласый старец-инок. Пробродив с раннего утра по лесу, поставил он на землю свой туесок и погрузился в созерцание большого муравейника, возвышающегося неподалёку. Быть может, этот муравейник чем-то напомнил ему родной монастырь: также целыми днями трудятся монахи, не зная отдыха, и всё сообща… Эх, кабы и все люди могли так! Но нет в них сплочённости. Да и трудолюбия такого не вот встретишь… Восхищает колорит этой картины, удивительная точность воспроизведения природы елового бора, её гармонии и красоты.

Аналогична предыдущей – картина «Послушник». Здесь наблюдаем мы весну во всей её красоте и благоухании. Перед нами цветущий яблоневый сад. Весь он словно пронизан тонкими нитями солнечных лучей, придающих ему вид поистине сказочный. Сад изображён так ярко и точно, что у зрителя складывается ощущения присутствия там. Тонкий аромат бледно-розовых яблоневых соцветий ощущаем почти физически. В саду кипит работа: стволы яблонь, свежевыбеленные, как будто облиты патокой, сухие сучья срублены и брошены в весёлое пламя костра. Молодой послушник, оперевшись рукою на толстую ветку яблони, заворожено, словно отрешившись от всего окружающего мiра, глядит на резвый огонь. Лицо его кажется утомлённо-счастливым. Лёгки порывы ветра играют светлыми клубами дыма… Свет – вот, пожалуй, главное составляющее этой замечательной картины. Она как будто соткана из неземного света, и оттого так удивительна хороша.

Пейзажи Павла Рыженко – это ещё одна грань его замечательного таланта, заслуживающая отдельного исследования. Мы остановимся лишь на нескольких из них. Перед нами картина поздней осени. Это самое печальное время года, особенно в России. Время увядания и хандры. Однако оно же удивительно поэтично. Не зря именно осень столь часто воспевал в своих стихах А.С.

Пушкин. «Унылая пора – очей очарованье!» - писал великий поэт. Эту-то унылую пору запечатлел художник на представленной вниманию зрителей картине. Основные тона картины: бледно-жёлтый, серый, болотный, бурый… На горизонте возвышается печальный в своей наготе лес с вкраплениями чёрных, суровых елей. Через поле с пожелтевшей травой шла, по-видимому, дорога. Но глубокие колеи её залили дожди, и посреди поля образовалось болото. Эта часть пейзажа словно перекликается с описанной выше картиной «Веночек»… Есть ли что печальнее русской осени? Даже изображённая на картине пробуждает она в душе тихую грусть, грусть поэтическую и светлую.

На другом осеннем пейзаже Павла Рыженко изображён каменный утёс, возвышающийся над широкой темно-синей лентой реки. За ней видны оголённые берёзовые рощи, окутанные туманной дымкой. Очертания их смутны из-за идущего дождя, лишь в серо-бурой мгле девственно белеют тонкие берёзовые стволы. Ветер волнует тёмную гладь реки, расцвечивая её разнообразными оттенками. У подножия утёса растут величавые, огромные сосны. Стройные их вершины возвышаются над ним, огораживают живою стеной, словно великаны-сторожа. А на самом краю утёса, над пропастью стоит одинокий деревянный крест. Кто обрёл себе последнее пристанище в этом глухом месте, между небом и землёй? Неизвестно. И только небо рыдает по нём, и длинные дождевые капли разбиваются о каменную поверхность утёса и омывают одинокий крест…

А это уже лето. Сельская Русь… Скромная, но берущая за душу красота. Её и не приметишь иной раз сразу. А приглядишься и ахнешь: до чего же прекрасна земля наша! И разглядишь неброскую, но чистую красу её! Прав был Тютчев, когда писал, что эту землю сам Спаситель исходил вдоль и поперёк, сгинаясь под тяжестью креста. Оттого-то и судьба у нашей земли такая – крёстная. Но благодатная тишь её природы создана для того, чтобы исцелять усталые души. Вот, он необъятный простор, невидимый в городах! Поле зелёное с вкраплениями белых, жёлтых розовых цветов… На горизонте – лес. Как стена возвышается он, отгораживая землю от небес! А в небесах чувствуется что-то предгрозовое. Гонит ветер отары косматых туч своих, заслоняя ими чистое лазоревое небо. А тучи переливаются разнообразием цветов: серые, синие, оранжевые, сиреневые, лиловые, а в глубине - белоснежные вкрапления нежных, как взбитые сливки, облаков! А через всё поле, к лесу, а оттуда, быть может, к самим небесам тянется дорога, разбитая, но дорогая тем, что, идя по ней, чувствуешь под ногами живую, родную, дышащую землю, а не мёртвый асфальт, к которому привыкли наши ноги. Куда ведёт эта дорога? Где кончается она? Нет ответа… О, безконечные русские дороги! Где конец вам и где начало? Взять бы и пойти хотя бы по одной, той, что на этой картине, и идти, не сворачивая, не боясь дождей и ветров, до конца, чтобы узнать чем оканчивается она! Кто знает: быть может, в конце пути ждёт нас счастье наше. Надо только дойти до него и взять, чтобы достало сил и воли на этот неровный, в колеях и колдобинах, путь…

И вновь дороги. На это раз несколько, расходящихся в разные стороны от деревянной колокольни, с высоты которой художник позволяет нам их увидеть. В этот час колокол молчит, но в скором времени, повинуясь рукам звонаря, зальётся он малиновым звоном, как повелось исстари, и наполнит своей дивной песней всю округу! Колокольня окружена густым лесом. Тянут к ней свои мохнатые лапы древние ели. Мимо неё, вниз, направо спускается узкая тропка. Должно быть, она идёт в ту даль, где за узкой полосой перелеска маячит город, а ещё дальше – небо, синее-синее, с сиреневатыми облаками и одним – розовым, озарённым изнутри солнечным лучом. Далеко видать с колокольни! Весь необъятный простор наш, словно на ладони, кажется!

Сегодня за искусство могут выдать всё, что угодно: любой мусор, разрубленную икону, изуродованную новыми «художниками» скульптуру великого мастера. В одном из своих интервью Павел Рыженко сказал: «Малевич выразил свой внутренний мiр – чёрный квадрат. И люди, у которых в душах такие же квадраты, получают удовольствие от созерцания этого произведения. Тем же, у кого в душе есть нечто большее, и картины нужны иные». После знакомства с галереей этого художника хочется воскликнуть: «Нет! Не скудеет талантами Русская Земля!» А, значит, рано ставить крест на нас…

Обсуждение: 43 комментария

    Сегодня побывала на вашей выставке. прекрасно!давно ничего затрагивающего душу не видела. спасибо.Но хотелось бы, чтобы подписи под картинами были более четкими, понятными, стоял бы год написания,а лучше и краткая аннотация картины.

    от Бога дано много. как распорядиться, это сложно решить. удивляешься его работоспособности и энергии. когда его слушаешь, удивляет зрелый взгляд на самое сложное в жизни. недавно болел так тяжело, что лишь милостью Божией поднялся... чтобы продолжать начатое - живопись в в жанре русского исторического реализма? тогда почему была болезнь? думаю, что он сможет понять, что от него ждёт Господь. тогда мы можем увидеть полюбившегося нам хужожника в новом свете. дай Бог. задумалась об этом по одной причине: его как бы учитель глазунов не может дать плодов истинных. это и смущало. прямо сказать, то нет полного доверия у меня и к рыженко. постоянно в голове, что яблоко - от яблони... жаль!

    Замечательный православный художник,художник от Бога! Побольше бы таких! Пройдет смутное время и забудут о "черных квадратах" и место им будет на свалке Истории.Приглашаю на сайт Стихи.ру почитать мое стихотворение "Монах и воин Пересвет".

    Монах и воин Пересвет.

    Монах и воин Пересвет,
    Ему сам Сергий дал совет,-
    Идти на битву и в бою
    Прославить Родину свою.

    Был крепок телом Пересвет,
    Приняв монашеский обет,
    Он долго, долго, много лет
    Молитвы Богу воздавал
    И Святый Дух в себе стяжал.

    На Куликовом поле в ряд
    Стоит могучий наш отряд.
    Напротив, войско из татар,-
    Набег они хотят чинить
    И русских начисто разбить.

    На битву вышел Пересвет
    И Челубею равных нет.
    Он был могуч, как Голиаф,
    И видом, всем внушал он страх.

    Вот Пересвет и Челубей
    Залезли на своих коней,
    И взявши в руки по копью,
    Навстречу двинулись в бою.

    Удар настолько был могуч,
    Что Челубей с коня слетел,
    Татар в смятение привел,
    Великий страх их одолел.

    Смертельно ранен Пересвет,
    В очах его уж света нет,
    Но конь его к своим донес
    И Дух Победы им принес!

    И битва сразу началась,
    И кровь рекою полилась!
    Был сломлен натиск у татар
    И был разбит Мамаев стан!

    И одержав Победу ту,-
    Князь Дмитрий,
    Зваться стал Донским
    И иго кончилось под ним.

    А Пересвет на нас глядит,
    Пред Богом с Сергием стоит!

    15.02.08. Москва
    Стихи.ру

    Очень нравится живопись Павла Рыженко. Потрясающее отношение к русской истории. Особенно интересны картины посвящённые Святой Царской Семье.

    На картину Павла Рыженко Муравейник===
    Сидит монах в лесу дремучем,
    На муравьину смотрит кучу,
    В ней жизнь размеренно идет,
    Пример нам, людям, подает.===
    Глядит монах на жизнь и снова,
    Он произносит Божье Слово,
    Молитву Богу воздает,
    Чтоб не закончился наш род.===
    А дни идут, летят года,
    Нам не вернуть их никогда.
    Глядит монах, глядит смиренно,
    Вся наша жизнь,без Слова бренна!===
    Москва 28.06.09.Стихи.ру

    На картину П.Рыженко Прощание Государя с войсками
    ===
    Стоит последний Император,
    Пред войском преданным стоит,
    В боях бывавшие булаты,
    Бойцы склонили перед Ним.===
    Метет пурга и воет вьюга,
    И воронье кружит кругом,
    Уже предчувствуя разруху,
    И трупы, смерть со всех сторон.===
    Слез не скрывают боевые,
    И закаленные в боях,
    И многие уже седые,
    Друзья, спасавшие не раз.===
    Все понимают, время близко,
    И Крест Голгофы возведен,
    Душой предчувствуя и мыслью,
    Что пред Престолом станет Он!===
    Москва 12.07.09.Стихи.ру

    На картину П.Рыженко Веночек===
    Когда из дальнего пути,
    Придя к разбитому порогу,
    Душа заплачет во груди,
    И ты найдешь дорогу к Богу.===
    Но как ты долго шел, солдат,
    И крови пролил ты немало,
    И уж от прежнего пути,
    Лишь боль греха в душе осталась.===
    Горит негаснущий огонь,
    И жизнь, сгорает словно свечка,
    А на душе солдата боль,
    За то, что жил он так беспечно.===
    Но я уверен, он найдет,
    Душе своей в груди дорогу,
    И та дорога поведет,
    Его прямой тропою к Богу!===
    Москва 28.10.09. Стихи.ру

    На картину П.Рыженко Послушник===
    О,сколько кротости небесной,
    Несет в себе чернец монах,
    В душе поет он Божью песню,
    Но все ж тоской наполнен взгляд.===
    Он вспоминает жизнь шальную,
    Бесцельно прожитые дни,
    Но вот найдя дорогу к Богу,
    Мгновенно кончились они.===
    Зима прошла, и лето близко,
    И вот уж яблони в цвету,
    А жизнь монаха, словно искра,
    Застыла на холсте, в саду!===
    Москва 19.10.09.Стихи.ру

    Был вчера на Вашей выставке,случайно! Извините - это откровенная халтура,вам должно быть стыдно за такую работу!

    храни вас Господь и еще долгих и плодотворных лет

    Спасибо Вам! Низкий поклон и новых творческих удач!
    И.. храни Вас Бог!

    Уважаемый Павел! К сожалению не могла попасть на Ваш сайт, поэтому пишу здесь: авось перешлют. Ваше искусство прекрасно, потому что это - настоящее искусство. Когда-нибудь Вы войдёте в историю искусств как лучший русский художник 2000х годов (это я Вам говорю как художник). А как зритель я восхищаюсь Вашим творчеством. Оно высокодуховно и полно любви к нашей милой России. Пожалуйста, не обращайте внимания на ругательные отзывы и не опускайте руки, пишите и думайте, помните, что все русские люди с Вами и любят Ваше творчество. Храни Вас Бог.

    Как историк, не могу согласиться со всеми историческими фактами на картинах Павла Рыженко, но восхищаюсь его принципиальным патриотизмом и талантом.
    Слава России!

    Для немосквичей можно бы было разместить несколько работ, чтобы иметь представление, а не только описание картин.

    Согласен с Алексеем. К сожалению, в последние годы появилось много недобросовестных публикаций на историческую тему. Идёт попытка отбеливания тёмных пятен русской истории. К сожалению, Павел Рыженко попал под влияние таких недобросовестных сочинителей. Приклоняюсь перед талантом художника, но... Ведь и в советский период были замечательные художники и Ленина они изображали очень талантливо, причём, они искренне верили в благородство его деяний. А у художника Рыженко на портрете мясник - Малюта Скуратов, тоже внешне благородного вида. Это напоминание нам: как внешность бывает обманчива.

    Можно было бы разместить. Но мы предпочли направить интересующихся посетить галерею художника по указанной ссылке. К сожалению, она, кажется, перестала работать?

    Сегодня была на выставке Павла Рыженко. Удивление и восхищение - вот что чувствуешь, когда знакомишься с его работами. Он - наша надежда! Надежда, что русский народ оторвется от телевизоров и вспомнит, что у него есть Родина. А Родина имеет глубокие исторические корни. Меня, например, эта выставка встряхнула, и я поняла, что пока есть такие художники Земли Русской Русь жива! Спасибо, Павел!

    конъюктурные работы, а так,ничего особенного,среднего уровня живопись.

    Недавно был в монастыре и увидел репродукцию картины Павла Рыженко "Пересвет"... я просто не мог оторвать взгляд от неё. Внутри всё всколыхнулось. Эта картина как-будто перенесла меня в то время и я словно услышал голоса предков.
    Спасибо Павлу за его творчество.

    вот про лже-православных художников таких как павел рыженко василий нестеренко филипп москвитин иером.Рафаил кирилл киселев и прочих глазуновых хорошая статья называется "лакированное православие"
    http://nsad.ru/index.php?issue=21§ion=9999&article=412

    Михаил, посмотрел по ссылке статью "разоблачающую" "православных художников". В итоге, полотно «Победа Пересвета» мне меньше нравиться не стало. Дело лишь в том, что до меня смогла донести картина, взяла ли она за живое.
    У каждого своя голова на плечах и статьи подобные http://nsad.ru/index.php?issue=21§ion=9999&article=412 смогут повлиять лишь на людей без внутренних ориентиров, а таким всё равно, что читать, смотреть, кого слушать и что делать.

    Вот настоящее Искусство, а не какая-то мазня типа ван гога.Хотя есть вопрос к художнику: а разве не Николай 2 со своей [...] и не восприятием критики виноват во всём, что произошло в России в 17г?
    [От адм. Оскорбления Царя Мученика удалены, историческая неграмотность оставлена.]

    К сожалению, сайт художника не работает. Там размещается на данный момент разная ересь... домен видимо продается. Уважаемые, не успел попасть на выставку этого замечательного художника. Может кто знает, есть ли у него постоянно действующая экспозиция в Москве?
    Заранее благодарен.
    Жду информацию на адрес [email protected]
    Заходите к нам на сайт, он в процессе заполнения.
    http://www.zov-predkov.ru

    Никогда не интересовалась живописью,но фильм Е.Козенковой "Выбор веры" открыл для меня удивительный мир Павла Рыженко. Храни Вас Бог. Низкий Вам поклон и пожелание творческих успехов во славу Божью.

    Андрею Архарову и псевдо-историку Алексею:Не вам,уважаемые,давать оценки "тёмным пятнам" и "недобросовестным публикациям" и кто был "мясником" а кто нет.Побольше читайте на эту тему.И вы поймёте что ваше стереотипное мышление завело вас в информационый тупик.Не всё так однозначно как вам кажется.Начните хотяб с книги "Самодержавие Духа"митрополита Снычева.А Павлу Рыженко всех благ и новых работ.Спаси Господи нас грешных!Царь грядет!

    Уважаемый Павел Викторович! На ВАшей картине Пересвет возвращается после боя, но ведь как известно Пересвет был в бою смертельно ранен и не мог самостоятельно покинуть поле боя. Поясните.

    Картины Павла Рыженко-плоды истинного творчества. Того, которое, как и должно любому виду искусства, науки и любой иной деятельности, основано на незыблемом фундаменте православного мировоззрения, говорит о главных вещах и смыслах, заставляет думать и меняться. Низкий Вам поклон и да хранит вас ангел Господень!

    Владимир Болтунов! Спасибо за Ваши великолепные стихи в комментариях!! Они достойны быть написанными под дивными картинами Павла Рыженко! СпасиБО!

    Желаю вам побольше написать картин 5 на 7 метров меньше не надо вам ведь очень нужна собственная галерея как у вашего
    учителя зашедшего в тупик, которого вы уже начали покусывать, скоро вы тоже станете великим, смиренным, гением, как он, уже тут одни диферамбы опубликованы, писать про царей и святых сейчас важнее чем про доярок слесарей и прочее быдло из которого вы сами вышли.

    Ваня, галерея нужна не ему, а нам. Сказать-то, что хотел?

    Художник и Россия

    Пройдут года, десятки лет, столетья.
    Как Верещагина, Рыженко будут знать!
    Нам в красках обнажил он лихолетья
    России душу, смог кистями написать.
    В картинах Павла видна правда жизни
    В них судьбы, кровь и боль переплелись.
    С полотен рвутся страсти, души, мысли
    Кричат они с холстов - смотри и поклонись.
    Свечу в алтарь поставь, защитникам России
    И тем, кто для нее готовил эшафот.
    Художник просит нас - картинами своими,
    Раздоры позабыть, ведь мы один народ.

    Выдающийся русский живописец Павел Рыженко скоропостижно скончался 16 июля 2014 года на 44-м году жизни. Но даже за этот короткий срок он много послужил Русскому народу, исторической России и Богу. Царство ему Небесное.

    Я.следил за работой и выставками Павла Рыженко,его комментарии и галереи и вот уже сорок дней с того дня как он ушел.Как жаль что он ушел так рано всего то 44 года.Упокой душу Господи великого человека. Аминь

    Замечательный художник. Бесконечно жаль, что он умер такм молодым. Сколько еще бы смог написать картин для России. Не все картины мне одинаково понравились, но есть просто прекрасные, достойные моего любимого художника Верещагина. Эти картины честно рассказывают о нашей истории, русских людях и учат любить Родину! Особенно мне понравились портреты. Есть у меня любимый художник Зарянко - портрет Толстого (музей Oрсе, Парж) так вот портреты Рыженко очень схожи по письму. Советую всем любящим живопись познакомиться с этим художником.

Художник Павел Рыженко


Обращение сына художника, Тихона Рыженко, ко всем неравнодушным. Оригинал .

С момента ухода папы я знал, что когда-то наступит этот печальный день… День, когда вслед за ним незримо «уйдут» и те, о ком он писал… Русские святые, великие князья и государи, монахи и воины - достойно и жертвенно прошедшие путь своего земного служения и вернувшиеся ныне в своё несчастное Отечество через творчество талантливого русского художника…

Полотна, посвящённые русской национальной истории, глубоко выстраданные его душой по экономичес-ким законам нынешнего мира, нацеленного на всё рациональное и практическое - не в состоянии «окупить» себя… Окупить своё «присутствие» в выставочных залах и на складе, где они хранятся, упакованные в плотный полиэтилен. На этом складе, где находится и наша уникальная мастерская по производству репродукций сильно возросла стоимость аренды - она стала почти неподъёмной…

Картинам не нашлось места в городской галерее, где они могли бы ожидать встречи со зрителями, чтобы вновь и вновь раскрывать перед ними страницы русской истории. Не нашлось государственных средств даже просто для их хранения. Вынужденные постоянно скитаться как изгнанники по родному Отечеству, скорбели наши святые Цари, князья и воины Императорской Гвардии…

Увы, почему-то всегда находятся средства на всевозможные ток-шоу и пустые развлечения, разлагающие и убивающие дух нации, в страшном упадке ныне национальная культура, обесценены её высокие нравственные идеалы… Но нет средств на то, что формирует национальное сознание, на то, что возвращает русским людям чувство достоинства…

Лишь в выставочных залах картины на какое-то время обретали «право голоса», возвращался смысл их главного предназначения. Именно там, на выставках, они «встречались» со зрителями - с той частью русского народа, которая ждала встречи со своей историей и которая, невзирая на безумное беснование современной вседозволенности, была верна русской национальной традиции - понимая, принимая и разделяя её. И ещё герои этих картин знали, что у написавшего их художника есть силы, чтобы сберечь их как маленькое военное подразделение, готовое в любой момент выступить в бой за русского человека…

Но вот художник умер, средств на содержание картин хватило ненадолго, учитывая количество проведённых выставок, дорогостоящую перевозку и монтировку полотен в выставочных залах. И всё же, невзирая на эти технические сложности, они каким-то чудом продержали свой «фронт» и выстояли в течении трёх этих лет, сформировав одиннадцать тематических выставок. Всё это время они оставались с нами ещё и потому, что искренняя любовь и вера жены художника, раскрывающей перед зрителями правду оболганных страниц русской истории - не позволили им оставить свой «боевой пост»… И ещё, они видели слёзы людей, которые вновь и вновь приходили в залы, отказываясь расставаться с героическими, жертвенными судьбами всех тех достойных и великих, кто был запечатлён мастером…

Однако, увы, пришло это скорбное время и, возможно, в одну ночь соберут свои дружины Димитрий Донской и Александр Невский, построится перед последним маршем Царская Гвардия и они начнут свой незримый путь туда, откуда пришли, вызванные рукой Павла Викторовича ‒ они уйдут в Вечность…

Будет доснят и показан нашему несчастному народу фильм «Матильда», поднимутся к небесам новые стеклянные бизнес-центры, а они - хранители и создатели Русского христианского мира, запечатлённые на холстах, в последний раз окинув взглядом свою святую вотчину, в которой им, увы, не нашлось места ‒ уйдут… Уйдут, потому что русским людям не хватило сил и средств удержать их рядом с собой… Мы же с мамой от лица всех русских Государей, святых и князей, и воинов первый раз просим Вас - не попустите им уйти! Русские люди, любящие творчество папы на протяжении долгих лет - спасите умирающую русскую культуру!

Если у нашей власти, обитающей на Рублёвке, нет средств на поддержание папиных картин, то, возможно, эти средства найдутся у Вас - русских патриотов с искренними, живыми и любящими сердцами, русских людей, которые, быть может, помогут нам в течении этих кризисных месяцев, а потом Вы увидите эти исторические картины в залах на нашей новой выставке - «Благословенная эпоха». Вы увидите, спасённых Вами Государей, которые незримо благословят Вас, своих верноподданных, спасших их от гибели, позора и забвения…

Дорогие друзья, мы с мамой отдали всё, что имели, чтобы спасти папину коллекцию. Мы просим не для себя. Помогите нам - спасите папино наследие! Всё это создавалось для Вас…

Желающие пожертвовать средства на сохранение картин Павла Рыженко, могут это сделать лично встретившись со мной или переведя деньги на карту Сбербанка № 4274 2700 1219 9196 (Екатерина Юрьевна Исакова). Это карта моей сестры Екатерины - верного моего помощника и сотрудника Фонда сохранения наследия П. Рыженко. Имена жертвователей будут включены в список благотворителей и отмечены наградами Фонда.

Тихон Рыженко

PS. А чтобы всем стало ясно, о ком идёт речь и что Россия может потерять - прилагаю ряд репродукций с картин Павла Рыженко.


Калка


Невская битва


Благословение преподобного Сергия


Победа Пересвета


Поле Куликово


Сартак.
(Сартак был ханом Золотой Орды, по имеющимся сведениям исповедовал Христианство - М.М.)


Смутное время

Ну и, конечно, главная тема в творчестве Рыженко - это Николай Второй и судьба последней Царской Семьи.


Царская семья на Бородинских торжествах


Император Николай Второй в госпитале с ранеными


Стоход


Отречение
(На картине мы видим гвардейского офицера, спарывающего ножницами вензеля Николая Второго с погон.
Эта тема ещё получит своё продолжение - М.М.)


Прощание с Конвоем


Заточение в Царском Селе

От темы Николая Второго логично и плавно переходим к теме революции и Гражданской войны, получившей в творчестве Рыженко, я бы сказал, очень православное воплощение. Главные темы для художника здесь - верность и покаяние



Зонтик.
(На картине мы видим растерзанные тела жертв революционного террора.
И маленькую девочку, обречённо, но твёрдо держащую зонтик над телом убитой мамы -
как символ неотрёкшейся России - М.М.)

Царские погоны.
(На картине - офицер Корниловской ударной дивизии. Он отправляется
на Гражданскую войну и прощается с царскими погонами. Я обещал вернуться к теме
споротых вензелей. Этот офицер - хранит верность присяге. И готов погибнуть за неё.
Поэтому царские вензеля на его погонах сохранены. Как и платок с инициалами
императрицы Александры Фёдоровны - самого оболганного члена Царской Семьи - М.М.)


Удар колокола.


Венчик
(На картине мы видим того же красноармейца, что и на предыдущей, склонившимся в покаянном жесте
перед намогильным крестом. Возможно, на могиле матери. Возможно, эта материнская могила символизирует собой
могилу расстрелянной большевиками Родины, которую запоздало пришёл оплакивать этот человек. - М.М.)

Ну и, конечно, тема Великой Отечественной войны, священная для каждого настоящего русского. Вот только две картины Рыженко, посвященные этой теме.



Минский котёл


Конец блокады

Сегодня пришли две новости. Одна очень хорошая, другая - очень плохая.

Хорошая звучит так: в Москве открылась и проходит выставка картин прекрасного русского художника Павла Рыженко. Выставка проходит ежедневно, кроме понедельника и вторника , с 10 до 17.30. в музее Российской Армии (людям старшего поколения более известном, как музей Советской Армии). Проезд: метро до недавно открытой станции "Достоевская" (идти ровно 15 метров), на авто - до ул. Селезневской. Цена билета - 150 рублей.

Теперь - очень плохая новость. Узнал я об этой выставке только из интернета, где художник попросил как можно шире распространить информацию, поскольку, цитирую «с недавнего времени он попал под бойкот печатных и телевизионных СМИ».

Не так давно, на проводившихся нами , кто-то говорил, что « » - только часть общего наката на русскую историю и культуру. И вот еще одно тому подтверждение - наличие бойкота в СМИ на работы лучшего художника современной России, не побоюсь резкости оценок - одного из немногих классиков во всей современной мировой живописи, - это национальный позор.


Да, Павел Рыженко, наряду со своим учителем Ильёй Глазуновым, это, безусловно, лучший современный русский живописец, который, как и Глазунов, уже стал живым классиком и вошёл в золотой фонд русской культуры. Именно по полотнам Глазунова и Рыженко потомки будут судить о современной русской живописи, и о мировой современной живописи вообще.

Кстати, Павел Рыженко открыл свой блог в Живом журнале (ЖЖ) -

Калка

Художник с мировым именем, пишущий на религиозные и исторические темы, Павел РЫЖЕНКО, приглашает всех на свою выставку, которая в Музее Советской Армии открыта с 10-00 до 17-30 ежедневно, кроме понедельника и вторника. Вход платный, цена билета - 150 рублей.

Проезд до Музея Советский Армии (выставки): на метро - до недавно открытой станции "Достоевская" или на автомобиле - до улицы Селезневской.

ТВОРЧЕСТВО ПАВЛА РЫЖЕНКО

в залах Центрального Музея Вооруженных Сил открылась персональная выставка исторической живописи одного из самых интересных и талантливых молодых русских художников Павла Рыженко (1970 г.р.).

Главная внутренняя христианская составляющая его творчества – исповедь Художника. Исповедь на холсте. Если у тебя на душе черная пустота, то это "Черный квадрат". Если открыт Художнику Божественный мір ангелов, то тогда появляется "Троица" Рублева. Мір Рыженко – мір страдания за судьбу исторической России, и в то же время светлой надежды и веры в ее возрождение.

Павел Рыженко – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле "классического русского реализма". Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее». О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия» .

Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».

В сентябре 2004 года в Центральном доме художника состоялась первая персональная выставка Павла Рыженко, после которой о живописце широко заговорили как о несомненном таланте, замечательном мастере кисти, работы которого наполнены щемящей сердце любовью к России. Центральное место в экспозиции заняли девять монументальных полотен, объединенных единой идеей «исторических аналогий современности»: "Калка", "Смутное время", триптих "Царская Голгофа", "Царево молчание", "Выбор веры", "Тишайший", "Молитва".

На нынешней выставке представлено более 50 картин. Главное место среди них занимают 12 новых полотен. Это картины о Куликовской битве ("Поединок Пересвета с Челубеем", "Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву", "Ослябя", "Утро перед битвой. Пересвет"), "Братия", "Тайна Царёва. Федор Иоаннович", также "Малюта Скуратов. Царский указ", "Ветеран", "Семнадцатый год", "Веночек", "Удар колокола", "Муравейник". Новые картины обозначают главную тему в творчестве художника: духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события – от татаро-монгольского ига и смутного времени до гражданской братоубийственной войны. «Моя роль , – говорит Рыженко, - раскрыть духовный подвиг русского народа, поднять эту тему на щит, чтобы русские люди воспрянули, чтобы избавить нынешних сынов Отечества от уныния» .

Отрадно, что на выставки мастера приходит, даже к его удивлению, много молодежи. У его картин проводятся уроки русской истории как у наглядных пособий. «Я себя отождествляю не с культурой европейской общечеловеческой, но с культурой, нить которой тянется от веков апостольских, через Византию к Руси », – говорит мастер.

До 23.03.2017 в Московском академическом художественном лицее.

«Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе , поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства…

Это время многие называют «эпохой застоя». Для меня же семидесятые - это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору….

Тогда всё было другим, а главное - другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну ). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ.

Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама - Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно.

Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена , на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч…

Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта - родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие - нет.

После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос.

Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета…

Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой - это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца.

Девяностые - это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы , это встречи с совершенно новыми для меня людьми - священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать».

Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с учителем, художником, воином - Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера…

Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории , величие могущественных империй - Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых.

Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету - Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо.

И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.

Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?

Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников , гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом».

Павел Рыженко

(1970 – 2014)

Информация (на 01.03.2017):

Московский академический художественный лицей Российской академии художеств

Адрес: улица Крымский Вал, дом 8 корпус 2.

Ближайшая станция метро «Октябрьская».

Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, в понедельник с 10.00 до 18.00.