Стихотворение называется «Родная земля» - это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!

Тут автор Анна (Ахматова) пишет, что не носят землю эту на груди. По-моему, зря, но это значит, что герои стихотворения – серьёзные, взрослые люди, которые в сказки не верят. Ещё герои с ней (Анна использует слово «мы») не сочиняют стихов о Родине «навзрыд», то есть стихов, от которых хотелось бы плакать. И родная земля даже им во сне не снится…

А сны у них тяжелые. В реальности их земля не кажется им раем. (Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали.) И тут хорошие слова о том, что, зато, землю свою они не продают и не покупают. Наверное, дом дедушки и бабушки (даже совсем старый) они б не обменяли на квартиру в многоэтажке в самом центре города.

Ещё герои болеют и, вообще, плохо живут на этой земле. Жалко их. Но это, конечно, не вина Родины. Они не вспоминает о ней специально. Для них она просто естественная часть жизни – основа.

Анна утверждает дальше (в начале каждой строчки «да»), что Родина для «нас» лишь пыли и грязь, на которую только и ругаешься. Но тут же называет её прахом. То есть это то, что осталось от былых времен, от пожаров, от всего… И что остаётся от всего. Их прах смешается с тем старым, поэтому у них есть право называть эту землю своей.

В стихотворении много устаревших слов, о смысле которых я только догадываюсь… Ещё есть красивый и странный эпиграф.

Мне понравилось стихотворение, хотя оно могло бы быть оптимистичней. Но я знаю, что поэзия, вообще, часто грустная. В грусти можно заметить такие тонкости, которые в веселье ускользают. Стих не очень большой, но ёмкий.

Вариант 2

Стихотворение "Родная земля" было написано Ахматовой, когда она находилась в одной из больниц Ленинграда.

Произведение относится к гражданско - патриотической лирике, наполнено чувством сострадания, душевности, таинственностью. Первые годы после войны были достаточно сложным этапом в жизни поэтессы. Трагедии в семье, отсутствие свободы слова и печати гонения и масса негативных эмоций. Проникнутое духом патриотизма стихотворение создавалось в тайне от широкого общественного круга. Родная земля для Ахматовой продолжала быть таковой. Многие поэты и писатели эмигрировали в то тяжёлое время из страны, но Ахматова не смотря ни на что продолжала верить в победу правды и здравого смысла.

"Родная земля" - стихотворение пропитано народным признанием. Чистая любовь и почитание своей страны, это те чувства, которыми пронизана каждая строчка стихотворения.

Произведение не большое по своему размеру и состоит всего лишь из 14 строк, первая половина написана в размере ямба, а заключительная часть анапестом. Перекрестная рифмовка: "груди - бередит, сочиняем - раем" даёт ощущение вольной композиции.

Важно отметить, что в образе земли представлена сразу вся Россия, которая славится своей плодородной почвой. Именно такую Россию (рыхлую, грязную, но зато своей) и наблюдает перед собой изо дня в день русский народ, для которого и пишет Ахматова.

Основной тематикой становится изображение дорогой и родной сердцу страны. Её образ предстает не величественным, а вполне бытовым. Родная земля в понимании русского народа - это место тяжелого труда.

Стихотворение наводит читателя на философские размышления. В конце автор высказывает свою личную позицию относительно понимания того, что есть родная земля. Такой она становится только для тех, кто живет на ней и уходит в неё. Тут же в сознании читателя возникает параллельный образ матери, которую никто не выбирает и не меняет в течении всей жизни. Ахматовой удалось на личном примере доказать всю преданность и верность родной стране, невзирая на трудности и притеснения со стороны властей.

Произведение "Родная земля" не пестрит художественными средствами выразительности, потому что у Ахматовой было желание преподнести все просто и свободно. Прием сравнения используемый в предложении: "землю мы не делаем в душе предметом купли - продажи", создает акцент на том, что Родина в душе патриота едина.

Анализ стихотворения Родная земля Ахматовой

Очень много поэтов после революции в нашей стране решили перебраться из голодной России в сытую и денежную Европу. Нужно отметить, что такая поэтесса, как Ахматова Анна так же имела довольно много возможностей сменить место жительства, но однако, не одной из них она не решила воспользоваться, искренне считая, что Россия это родина, и покинуть родину, значит предать её. Именно поэтому, когда Анна получала различные подобные предложения от родственников и знакомых, она испытывала сильнейшее чувство досады, искренне не понимая, как люди так просто могут взять и все бросить, отправившись за легкой жизнью.

Именно поэтому, после того как она пережила страшные и тяжелые годы в жизни нашей страны в 1961 году поэтесса пишет стихотворение "Родная земля". Главной целью своего произведения Анна считает возможность донести до большего количества людей главную мысль, родина - у каждого одна, и бросать свою родину, значит изменять самому себе.

Но, несмотря на это в данном произведение речь идет не о стране, а о её плодородной силе, о её земле. Земле, которая всех кормит и поит, давая не только пищу, но и кров, а также многое другое.

Однако стоит отметить, что в прошлые времена отношение к земле было совсем другим, поэтому поэтесса сочла нужным указать и этот факт тоже.

Дело в том, что к моменту того когда было написано данное стихотворение традиция поклонятся земле осталась в прошлом,и на смену этому пришло новое направление. Теперь к земле относятся, не более чем к природному ресурсу.
Но, стоит заметить, что Анна Ахматова относила себя к тем людям, которые все же понимали всю значимость земли для каждого человека.

Именно это она хотела выразить в своем стихотворении и ей это сполна удалось.

Что же касается различных эпитетов, то стихотворение наполнено ими сполна. Каждый используемый художественный элемент позволяет сделать данное стихотворение настолько ярким, красочным и запоминающимся.

В заключении хотелось бы сказать, что даже в современном мире, в эпоху развитого человечества не стоит забывать о том, какую пользу нам дает земля и сколько всего человек получает от неё, фактически завися от этого. Поэтому просто нельзя относиться к данному природному ресурсу похабно и неуважительно, считая его не чем большим, чем просто своей возможностью получить доход. Получая прибыль от земли, не забывайте возвращать ей замен. Относитесь с уважением к тому, что веками сохраняли для нас наши предки.

Анализ стихотворения Родная земля по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Какая грусть! Конец аллеи… Фета

    Как только появляется ранний цикл Фета под названием «Снег», то в его лирику плотно входят красивые картины пейзажа, которые можно увидеть только зимой. В сихотворении Какая грусть! Конец аллеи… автор многообразно описывает завывания

  • Анализ стихотворения Русь уходящая Есенина

    После гражданской войны и революции Россия стала стремительно меняться. Через какое-то время Есенин понимает, что нет ему места в этой стране. Делая попытки отойти от политических событий, и не петь дифирамбы

  • Анализ стихотворения Русь Блока

    Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

  • Анализ стихотворения Тоска по родине Цветаевой

    Марина Цветаева увлекает своей поэзией каждого читателя. У неё особенное мировосприятие. Слог Цветаевой узнаваем. Много внимания в творчестве уделяется отношениям с миром, людьми, родиной. Как и у большинства поэтов двадцатого века

  • Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

    Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.

«Родная земля» Анна Ахматова

И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.

Анализ стихотворения Ахматвой «Родная земля»

После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады. Она не могла понять, как можно жить в другой стране, где все кажется чужим и непонятным. Поэтому еще в далеком 1917 году она сделала свой выбор, заявив, что намерена разделить участь собственной родины.

Первые послереволюционные годы превратились для Ахматовой в настоящий кошмар. Пережив арест и расстрел своего бывшего супруга Николая Гумилева, а также потерю многих друзей, которые погибли в лагерях, Ахматова, тем не менее, отказалась покидать Россию. Здесь она пережила арест собственного сына, встретила своих последующих супругов и воочию убедилась, что внешний враг может сплотить русский народ, превратив в мужественных воинов даже женщин, детей и стариков.

Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны. В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе — плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем . Однако в советские времена отношение к земле было несколько иным, поэтому поэтесса пишет, что ее « в заветных ладанках не носим на груди, о ней стихи навзрыд не сочиняем».

Действительно, к 60-м годам прошлого века традиция поклоняться родной земле осталась в прошлом. Однако Ахматова была убеждена, что в душе каждого человека жива этническая память, которая аккумулировалась многими поколениями. Да, люди, привыкшие работать в поле, попросту не обращают внимание на землю, которая забирает у них так много сил. «Для нас это грязь на калоши», — убеждена поэтесса. Однако она также прекрасно осведомлена, что без этой самой «грязи» ни один русский человек не представляет своей жизни. Хотя бы потому, что после окончания жизненного пути именно земля принимает в себя тела людей, становясь для них вторым домом. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею», — отмечает Ахматова. И в этих простых строках заключен высший смысл, так как совсем не нужно петь дифирамбы родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она является частичкой всеобъемлющего понятия «родина».

Г.Ю. Сиднев, И.Н. Лебедева

Тема Родины - сквозная в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Это многолетний внутренний спор поэта - и с идейными оппонентами, и с собственными сомнениями. В этом диалоге можно отметить три заметные вехи - «Мне голос был...» (1917), откуда прослеживается весь дальнейший творческий путь Ахматовой: «Не с теми я, кто бросил землю...» (1922) как продолжение и развитие гражданской линии; «Родная земля» (1961), где подводится итог длительному философскому спору о том, что есть Родина, о сложной сути эмоциональных и нравственных взаимоотношений с ней.

Предметом рассмотрения предлагаемой статьи является стихотворение «Родная земля»; совершенство его формы и естественность звучания достигаются большой, не видимой читателю работой. Представить себе процесс и объем этой работы не только интересно, но и необходимо для постижения всего богатства содержания и мастерства большого поэта.

Родная земля
И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
1922

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим

Но ложимся в нее и становимся ею,

(«Бег времени»)

Избрав традиционную форму сонета, А.А. Ахматова обогащает ее смелыми новаторскими находками. Философская заданность, ямбическое начало напоминают о сонетах Шекспира. Сохраняется соотношение строф, подчеркивающее художественную логику развития мысли: первый катрен - тезис (завязка); второй катрен-развитие тезиса; третий катрен - антитезис (кульминация); заключительное двустишие-синтез (развязка). Однако ритмическое разнообразие, интонационное богатство и образное содержание стихотворения свидетельствуют о том, что это сонет нового типа, уникальное творение яркого и самобытного поэта. Вот почему особенно интересным представляется то, как Ахматова, доводя до гармонического совершенства форму, строит ритмику и работает над словом.

Прежде всего необходимо напомнить, что размер и ритм не одно и то же. Размер - это форма, объединяющая множество силлабо-тонических стихов с однотипно упорядоченными ударными и безударными слогами, и в каждом конкретном случае он несет в себе строго индивидуальный ритм, который является смыслообразующим элементом стиха. Семантика того или иного стихотворного размера зависит от смысла и ритма фраз, составляющих размер. Но часто бывает, что один ритм способствует развитию доминирующего настроения в стихах, другой нет. У Ахматовой сложный интонационный орнамент подчеркивает, усиливает смысловую ассоциативность. Все стихотворение представляет собой ритмический монолит с очень подвижными ритмикосмысловыми и ассоциативными соединениями, образующими опорные ритмические параллели.

Подлинное мастерство автор сонета обнаруживает в том, что ритм стихотворения существует не сам по себе, он обеспечивает исключительный простор для развития лирического сюжета. Строгий ямб первых двух катренов свидетельствует об экспрессии, усиленной подчеркнутым лаконизмом.

Каждый катрен традиционного сонета графически отделяется от остальных. Ахматовский сонет в этом не нуждается.

В идейном раскрытии темы можно отметить и следующую ритмосмысловую связь: количеством слогов и расположением последних ударений строки последнего двустишия ритмически перекликаются с шестистопными ямбическими строками, что подчеркивает следующий ход мысли: «В заветных ладанках не носим на груди» - «Но ложимся в нее и становимся ею». Отрицание переходит в утверждение качественно новой мысли.

Взаимосвязь всех структурных элементов сонета явственно вводит его в тематическую общность со всем патриотическим творчеством Анны Ахматовой. Начиная с эпиграфа, ритмически как бы продолженного в стихотворении, смысловая связь постоянно поддерживается грамматическими параллелями: нет людей бесслезней - стихи навзрыд не сочиняем; надменнее и проще нас - оттого и зовем так свободно... Наконец читатель, знакомый с поэзией Ахматовой, легко обнаружит структурную (а следовательно, и художественную) связь концовки сонета с вариантом концовки стихотворения, вынесенного автором в эпиграф: «Но ложимся в нее и становимся ею...» - «и в мире нет людей бесслезней...». Возникший в самом начале «поэтический резонанс» достигает наивысшей точки, что и позволяет в заключительных строках, внешне лишенных экспрессии, произвести подлинный эмоциональный взрыв. Этот художественный эффект - результат неуклонного следования поэта двум важнейшим стилевым принципам. Первый из них - лаконизм. Ахматова была твердо убеждена, что каждое, даже небольшое стихотворение, должно нести огромную эмоциональную, нагрузку - образную, смысловую, интонационную. Второй - ориентация на живой разговорный язык, обусловливающая ту естественность поэтической речи, которая в русской поэзии в первую очередь связана с именем Пушкина. Создается ощущение, что автор без видимых усилий использует и сталкивает различные речевые стили: традиционной возвышенно-поэтической лексике противопоставлены слова с нарочито сниженной специфической эмоциональной окраской. Торжественность же размышлений с последующим значительным выводом зачастую создается как бы вопреки употребленной сниженной лексике. Ахматова не боится рифмовать (а рифмы у большого поэта всегда являются смысловыми центрами) калошах и крошим. Напротив, эта рифма необходима ей - для того, чтобы взорвать ее патетически-возвышенным: на зубах - прах. Отметим, что данная рифма увенчивает третий, кульминационный, катрен, подготавливающий развязку-синтез.

Интересно употребление в этом стихотворении тропов - слов с переносным значением. Метафора вообще редко присутствует в стихах Ахматовой. Одним из главных элементов образности для нее является эпитет, обновление которого идет в ее поэзии издавна. Вспомним хотя бы такие строки из стихотворения «Слушая пение»:

Здесь при помощи эпитетов переданы новые, неожиданные свойства слышимой музыки, выражено неземное ощущение реальности. И естественно было бы ожидать аналогичный художественный прием в «Родной земле». Однако вместо этого обнаруживаем вполне традиционные, ставшие поэтическим штампом «заветные ладанки», «обетованный рай» - да еще соседствующие с выражениями: «грязь на калошах», «мелем, и месим, и крошим». Сочетание в одном стихотворении таких противоречащих друг другу образов - это не внешний прием смешения высокого стиля с низким, не просто противопоставление разных начал, противоположных мироотношений, а новая гармония, позволяющая органически связать традиционно-поэтическое с обыденным, неброским, но истинным в своей глубине чувством.

Стремясь к предельному лаконизму выражения этого чувства, Ахматова прибегает к «смысловому наложению», отчего слово обретает особую емкость и многозначность. Так, сразу в нескольких значениях выступает ключевое слово земля, причем его семантическая доминанта от строки к строке постоянно движется, изменяется и усложняется, поскольку семантическое поле этого слова не поддается четкому разграничению на основную и периферийную части. Это и символический атрибут (ладанка) принадлежности человека к тому краю, где он родился, и обобщенное его значение - Родина, страна, государство, и почва, поверхность нашей планеты. Наложению смысла способствует то, что само слово земля упоминается только в заглавии стихотворения. В дальнейшем это слово заменяется на местоимения она или это. Ассоциативные связи обеспечиваются подбором слов-сигналов, образующих необходимый контекст: рай, грязь, хруст, прах. Кроме того, ключевое слово, в связи с той или иной его семантической доминантой, объединяет различные по отношению к нему действия: не носим, не вспоминаем, мелем, и месим, и крошим. И в заключительной части стихотворения все значения объединяются на качественно новом смысловом уровне:

Но ложимся в нее и становимся ее,
Оттого и зовем так свободно - своею.

Наш горький сон она не бередит...

Обращают на себя внимание следующие словосочетания: горький сон и не бередит сон. Горькими могут быть слезы, обиды, воспоминания или доля; бередить можно раны, в том числе душевные. Слово сон, следовательно, выступает в необычных для него сочетаниях. Но психология художественного восприятия исключает лингвистические недоумения. Прозрачность отмеченного художественного образа позволяет избегнуть его перетолкования.

Аналогичной контаминации смыслов подвергается слово в строке: о ней стихи навзрыд не сочиняем... Здесь объединяются словосочетания: плакать навзрыд и сочинять стихи - создавать поэтические обращения к Родине, проникнутые слезной сентиментальностью.

В еще более сложные ассоциативные связи вступают слова в следующих строках стихотворения:

И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.

"Родная земля" Ахматовой

Стихотворение А.Ахматовой "Родная земля" отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие, а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.

Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово "родная". "Ложимся в нее и становимся ею"- пишет автор. "Становимся"- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу. И Ахматова не судит человека за это. Она пишет "мы", она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему "В заветных ладанках не носим на груди", т.е. не принимается земля как святое, ценное?

С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: "для нас это грязь на калошах". Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля - нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!