В разделе на вопрос Как сделать морфологический разбор имени сущ. как часть речи? заданный автором Подголосок лучший ответ это Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число). Количество постоянных признаков имени существительного может быть увеличено за счёт включения таких признаков, как конкретные и отвлечённые, а также вещественные и собирательные существительные

I. Часть речи.
П. Морфологические признаки.
1. Начальная форма.
2. Постоянные признаки:
1) собственное - нарицатель­ное;

3) род;
4) склонение.
3. Непостоянные признаки:
1) падеж;
2) число.
III. Синтаксическая функция. Ночь была так черна, как бы­вают только черны жаркие безлунные ночи на юге России. (А. Куприн)

I. Ночь - имя существитель­ное, так как обозначает предмет.
П. Морфологические признаки.
1. Нач. форма - ночь.
2. Постоянные признаки:
1) нарицательное;
2) неодушевлённое;
3) женский род;
4) III склонение.
3. Непостоянные признаки:
1) именительный падеж;
2) единственное число.

Ответ от скоростной [новичек]
Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число) . Количество постоянных признаков имени существительного может быть увеличено за счёт включения таких признаков, как конкретные и отвлечённые, а также вещественные и собирательные существительные
Схема морфологического разбора имени существительного.
I. Часть речи.
П. Морфологические признаки.
1. Начальная форма.
2. Постоянные признаки:
1) собственное - нарицательное;
2) одушевлённое - неодушевлённое;
3) род;
4) склонение.
3. Непостоянные признаки:
1) падеж;
2) число.
III. Синтаксическая функция. Ночь была так черна, как бывают только черны жаркие безлунные ночи на юге России. (А. Куприн)
Образец морфологического разбора имени существительного.
I. Ночь - имя существительное, так как обозначает предмет.
П. Морфологические признаки.
1. Нач. форма - ночь.
2. Постоянные признаки:
1) нарицательное;
2) неодушевлённое;
3) женский род;
4) III склонение.
3. Непостоянные признаки:
1) именительный падеж;
2) единственное число.
III. Имя существительное «ночь» выполняет функцию подлежащего в двусоставном предложении

Порядок разбора слова как части речи

Разбор имени существительного

  1. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  2. Род. Склонение.
  3. Падеж. Число.
  4. Роль в предложении.

Устный разбор

Охотник увидел белку.

1. Белку - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма - белка . 3. Нарицательное, одушевленное. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (к о г о?) белку .

Образец записи

Белку - сущ., кого?, н. ф. - белка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.

Разбор имени прилагательного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
  4. Роль в предложении.

Устный разбор

Расцвела душистая черёмуха.

1. Душистая - имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма - душистый . 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая .

Образец записи

Душистая (черёмуха) - прил., какая?, н. ф. - душистый , ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.

Разбор глагола

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (неопределённая форма).
  3. Спряжение.
  4. Время. Лицо и число - для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении.

Устный разбор

Летят перелётные птицы.

1. Летят - глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма - лететь . 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят.

Образец записи

Летят - гл., что делают?, н. ф. - лететь, II спр., в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.

Разбор местоимения

  1. Часть речи. На что указывает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Лицо, число, падеж.
  4. Роль в предложении.

Устный разбор

Я рисую море.

1. Я - местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма - я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим.

Образец записи

Я - мест., н. ф. - я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.

Разбор предложения по частям речи

Образец письменного разбора:

Памятка 2

Звуко-буквенный разбор слова

  1. Произнеси слово.
  2. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.
  3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:
    • если гласный звук, то какой он - ударный или безударный;
    • если согласный звук, то какой он - глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  4. Назови, какой буквой обозначается каждый звук.
  5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

Устный разбор слова шляпа

В слове шляпа два слога: шля́ | па. Слог шля ударный.

Произношу каждый звук и называю его признаки:

[ш] - согласный звук, шипящий, глухой парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «ша»;

[л"] - согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эль»;

[а́] - гласный звук, ударный, стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой «я»;

[п] - согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «пэ»;

[а] - гласный звук, безударный, обозначается буквой «а».

В слове шляпа 5 звуков и 5 букв.

Письменный разбор слова «ёлка»

В слове ёлка 5 звуков, 4 буквы. Буква ё в начале слова обозначает слияние звуков [й"о́].

Памятка 3

Как подготовиться к изложению

  1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
  2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
  3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
  4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
  5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
  6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
  7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.

После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

Памятка 4

Как подготовиться к составлению повествовательного текста

  1. Определите тему текста: то, о чём вы будете рассказывать. Определите основную мысль будущего текста.
  2. Подберите к тексту название: в названии может быть отражена или только тема, или только основная мысль, или тема и основная мысль.
  3. Подумайте, с чего вы начнёте рассказ (о чём будете говорить во вводной части).
  4. О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)?
  5. Как закончите рассказ (о чём скажете в заключительной части)?
  6. Постарайтесь удержать в памяти содержание составленного текста (составьте план, подберите опорные слова, словосочетания).
  7. Напишите текст на черновике, отредактируйте, прочитайте написанное сочинение слушателям (друзьям, родным).

Памятка 5

Как подготовиться к составлению описательного текста

  1. Определите предмет и его признаки, которые нужно описать.
  2. Подумайте, какие слова надо употребить, чтобы описание было точным и выразительным, какие сравнения использовать.
  3. Определите своё отношение к предмету либо его признакам, которые будете описывать.
  4. Продумайте содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

Памятка 6

Как подготовиться к составлению текста-рассуждения

  1. Определите тему высказывания. Сформулируйте главную мысль рассуждения.
  2. Подумайте, какие факты вы будете приводить для подтверждения главной мысли.
  3. Подведите итог рассуждению.

Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.

Что такое морфологический разбор имени существительного?

Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

Как разобрать существительное как часть речи?

Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

  • 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
  • 2. Начальная форма , морфологические признаки:
    • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
    • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

Примеры морфологического разбора существительных

Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».

Андрей

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Андрей – существительное (кто?).
  • 2. Начальная форма – Андрей;
    • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
  • 3. Подлежащее.

Кофе

  • 1. Кофе – существительное (что?).
  • 2. Начальная форма – кофе;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
    • 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
  • 3. Дополнение.

Из чашки

  • 1. Чашки – существительное (из чего?).
  • 2. Начальная форма – чашка;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
  • 3. Обстоятельство.

Морфологический разбор существительного, пример которого мы рассмотрим в данной статье, - очень популярный вид работы на уроках русского языка. Дело в том, что таким образом можно без труда понять, насколько хорошо учащиеся ориентируются в теме относительно данной части речи.

Что же охватывает слова (существительного)? Примеры предоставлены вашему вниманию.

Имя существительное как часть речи

Имя существительное весьма распространено в русском языке. Оно призвано называть предметы и явления, которые окружают человека. А их очень много. Четверть всех слов, которые мы употреблям, приходятся именно на существительные.

Отвечает эта часть речи на вопросы: "кто?" или "что?". Все зависит от того, одушевленный предмет или нет. Кроме того, не нужно забывать и о падежных вопросах.

Проводя морфологический разбор существительного (пример его мы продемонстрируем немного позже), следует учесть, что могут выделяться несколько значений этой части речи:

  1. Конкретные. Они обозначают осязаемые предметы, например: книга, журнал, стол, человек, птица.
  2. Вещественные. Обозначают какое-либо вещество - кофе, сахар, вода, шелк.
  3. Отвлеченные. Обозначают явления, которые невозможно осязать: мысль, любовь, учение, плач.
  4. Собирательные. Означают множество как целоеи - студенчество, детвора, мошкара, листва.

Постоянные и непостоянные признаки: в чем разница

Любой морфологический разбор слова, с примерами или без, включает в себя перечисление признаков. У любой изменяемой части речи они будут подразделяться на постоянные и непостоянные.

Дело в том, что практически любая часть речи (кроме деепричастия и наречия) может менять свою форму. Имя существительное также подвержено изменению. В зависимости от грамматического строя предложения, мы употребляем различные окончания - это называется формообразованием. Подобные признаки и будут непостоянными. Для имени существительного это числа и падежи.

Непостоянные являются неизменными вне зависимости от грамматики. Существительное всегда будет определенного рода (мужского, среднего либо женского) или склонения (первого, второго или третьего). Кроме того, однозначно можно говорить о его одушевленности или неодушевленности, а также о том, собственное оно или нарицательное.

Общеграмматическое значение

Доказать, что перед нами конкретная часть речи нужно обязательно, с этого начинается морфологический разбор существительного. Пример:

Мы летели самолетом до места отдыха.

Самолетом (чем?) - имя существительное, потому что обозначает предмет.

Кроме того, необходимо указать начальную ставится в именительнцй падеж единственного числа). В данном случае начальной формой будет самолет .

Приведем еще пример, где общеграмматическое значение будет отвлеченным понятием:

Всевозможные мысли посещали Наталью перед сном.

Мысли (что?) - существительное, т.к. обозначает отвлеченное понятие. Начальная форма - мысль .

Постоянные признаки

В разборе части речи также необходимо указать и постоянные Остановимся на них подробнее. Во-первых, определяем, перед нами собственное или нарицательное существительное.

Большинство слов данной части речи в русском языке нарицательные, т.е. они называют однородные предметы и явления. Их отличительная черта - они пишутся с маленькой буквы, если стоят не в начале предложения: машина, стол, книга, человек, дерево . Собственные существительные обозначают уникальные предметы и явления - это всевозможные топонимы, имена и фамилии.

Во-вторых, определяем одушевленность. Если существительное относится к живой природе - оно будет одушевленным, в противном случае - нет.

Род имени существительного также относится к постоянным признакам, он неизменен у данной части речи.

Непостоянные признаки

Во время анализа части речи, обязательно указываются формообразующие или непостоянные признаки. Без них невозможен морфологический разбор имени существительного. Примеры:

Туристы неторопливо подошли к озеру.

К озеру - употреблено в дательном падеже, единственном числе.

Девушка стояла за дверью кабинета и не решалась войти.

За дверью - употреблено в творительном падеже, множественном числе.

Таким образом, к непостоянным морфологическим признакам существительного мы относим падеж и число.

Синтаксическая роль

Синтаксическая роль в предложении завершает морфологический разбор существительного. Пример:

Из-за туч появилось ласковое весеннее солнышко .

Появилось (откуда?) из-за туч . Существительное туч является обстоятельством с предлогом. При письменном разборе его можно просто соответствующим образом подчеркнуть.

Есть в предложении еще одно существительное - солнышко .

Появилось (что?) солнышко . В предложении оно является подлежащим.

Пример разбора

Как же полностью выглядит морфологический разбор имен существительных? План и образец письменного разбора следующие:

  1. Общеграмматическое значение. Указываем, на какой вопрос отвечает слово. Что оно называет - предмет, отвлеченное понятие, вещество или же имеет собирательное значение.
  2. Начальная форма. Необходимо поставить слово в именительный падеж единственного числа.
  3. Постоянные морфологические признаки. Нарицательное или собственное, категория одушевленности, склонение, род.
  4. Признаки непостоянные. Уточняем в какой форме употреблено существительное в данном предложении, учитывая число и падеж.
  5. Синтаксическая роль. Обязательно указываем в словосочетании с вопросом. Нельзя забывать про предлог, относящийся к данному члену предложения.

В качестве примера разберем все существительные из предложения:

Вся ребятня выбежала на поле порадоваться теплому летнему дождику.

  1. Ребятня (кто?) - существительное, называет собирательный образ.
  2. Начальная форма - ребятня .
  3. Постоянные характеристики: нарицательное, одушевленное, 1-е склонение, женский род.
  4. Непостоянные характеристики: употреблено в форме единственного числа (оно имеет только эту форму, т.к. является собирательным) именительного падежа.
  5. Выбежала (кто?) ребятня - в предложении является подлежащим.

На поле (на что?) - существительное, т.к. называет предмет.

  1. Начальная форма - поле.
  2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, средний род.
  3. Непостоянные характеристики: употреблено в единственном числе.
  4. Выбежала (куда?) на поле - в предложении является обстоятельством с предлогом.

Дождику (чему?) - существительное, т.к. называет явление природы.

  1. Начальная форма - дождик
  2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, мужской род.
  3. Непостоянные характеристики: употреблено в дательном падеже единственном числе.
  4. Порадоваться (чему?) дождику - в предложении является дополнением.