Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact" - "Inter" - "взаимный", "act" - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем: - пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; - совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

Согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; - совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Такое определение метода отражает существенные характеристики обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

В одной китайской притче говорится: "Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму". В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении. Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знаниеразличныхметодикгрупповоговзаимодействия.

Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

Пробуждают у обучающихся интерес;

Поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

Обращаются к чувствам каждого обучающегося;

Способствуют эффективному усвоению учебного материала;

Оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

Осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

Формируют у обучающихся мнения и отношения;

Формируют жизненные навыки;

Способствуют изменению поведения.

Заметим, что важнейшее условие для этого -- личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, "мозговом штурме" или дискуссии.

Основные правила организации интерактивного обучения. Правило первое . В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения. Правило второе . Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Правило третье . Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Правило четвертое . Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

Доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

Демократический стиль;

Сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

Опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

Включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Классификация интерактивных методов обучения

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное "правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

Не имеет однозначного и односложного ответа или решения

Является практическим и полезным для учащихся

Связано с жизнью учащихся

Вызывает интерес у учащихся

Максимально служит целям обучения

Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе -- неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать -- учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группедостаточновременинавыполнениезадания.

Ролевая игра - это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей.

Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.

Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме. Материал излагается на доступном для участников языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу "от общего к частному". Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты.

Важно ссылаться на авторитетные источники и подчеркивать, что все сказанное - не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области. По окончании выступления нужно обсудить все возникшие у участников вопросы, затем спросить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести. Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: перед объявлением какой-либо информации тренер спрашивает, что знают об этом участники; после предоставления какого-либо утверждения тренер предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу.

Например:

А вы как считаете?

Как вы предлагаете это делать?

Как вы думаете, к чему это может привести? Ит.д.

Разработка проекта - этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.

Например: составить проект по снижению риска стихийных бедствий в своемгороде.

Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.

Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой.

Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях по снижению риска стихийных бедствий можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.

Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.

Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводитьдискуссию.

В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.

Спомощью тестирования можно определить уровень информированности молодых людей или их отношение к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов должен быть корректным: они должны быть составлены грамотно, четко, на понятном языке и щадить чувстваучащихся.

Получив тест, учащиеся должны внимательно прочитать его и отметить свой вариант ответа в соответствующей графе: "верно" - "не верно", "не знаю".

Затем, если тест не анонимный, ответы обсуждаются в парах или малых группах. Итоги анонимного тестирования подводятся преподавателем (тренером). А итоги обычного тестирования - после совместного обсуждения ответов участниками и преподавателем (тренером).

Разминки с целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком подвижныеигры-разминки.

Обратная связь позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат. Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока, конкретного дня или всего тренинга. Важно акцентировать внимание на чувствах и переживаниях каждого из участников. Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны тренера, так и со стороны других участников. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также тренеру.

Системы дистанционного обучения. Синхронный интерактивный курс с инструктированием в реальном времени через Интернет; например, проведение синхронного курса с преподавателем с последующим асинхронным обсуждением или самостоятельное обучение с помощью CD или по Интернет.

"Мозговой штурм", "мозговая атака" (метод "дельфи") - это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. "Мозговой штурм" применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритмпроведения:

1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения. 2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.

3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).

4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников. 5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.

После завершения "мозговой атаки" (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. "Мозговая атака" является эффективным методом при необходимости:

Обсуждения спорных вопросов;

Стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;

Сбора большого количества идей в течение короткого периода времени; - выяснения информированности или подготовленности аудитории; - работа в малых группах.

Процесс профилактического обучения необходимо строить с ориентацией на обучающегося. Наиболее эффективной в данной ситуации является работа в группах. В этом случае учитель обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, осуществляет поддержку (дает советы, разъяснения), когда в наличии нет других ресурсов. Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу. Внедрение интерактивного режима к группе как субъекту образовательного процесса, это, прежде всего:

Развитие навыков общения и взаимодействия в группе;

Формирование ценностно-ориентационного единства группы;

Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

ПОПС-формула представляет собой российский вариант юридической технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Ученик высказывает: П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на уроке с речью: "Я считаю, что смертная казнь не нужна…"); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: "Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…"); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: "Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…"; С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: "В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…"). Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.), проективные техники, "Один -- вдвоем -- все вместе", "Смени позицию", "Карусель", "Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу", дебаты, симпозиум)

Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) - это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению тренинга:

Оптимальноеколичествоучастниковтренинга 20-25человек;

Соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по "тренинговому кругу", что способствует активному взаимодействию его участников;

Обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;

Проведение на первом занятии тренинга упражнения "знакомство" и принятие "соглашения" - правил работы группы;

Создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;

Вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всеготренинга;

Уважение чувств и мнений каждого участника;

Поощрение участников тренинга;

Подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;

Обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;

Обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

Обязательность подведения итогов тренинга по его окончании. Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь различную продолжительность - от одного часа до нескольких дней.

Необходимые условия для успешного обучения:

Готовность обучаемого учиться;

Применение различных форм и методов обучения;

Использование повторения для закрепления знаний;

Соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;

Своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем-тренером. Непосредственно обучение включает в себя 2 этапа:

информационный блок или предоставление теоретических знаний;

выработка практических навыков.

Информационный блок - этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной материал может быть преподнесен в виде лекции, мультимедийной презентации. Затем на выбор преподавателя (тренера) могут быть использованы различные методы интерактивного обучения: ролевые игры, дискуссии, приглашение визитера, работа в малых группах и т.д.

Выработка практических навыков , учитывая, что любые знания информационного, теоретического плана должны обязательно сочетаться с практическими умениями и навыками, необходимо вырабатывать эти навыки. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического опыта по защите своей жизни и здоровья, а также окружающих. С этой целью можно использовать ролевые игры, инсценировки, дискуссии, "мозговую атаку" и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.

Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения "листов откровения", опросников, анкет. Тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, таким образом, закрепляя пройденный материал. Хорошо, если тренер постоянно поощряет участников тренинга различными доступными ему способами: выражает устную или письменную благодарность, вручает какие-то брошюры, буклеты, сувениры и т.п. Либо доверяет отличившимся наиболее ответственные задания.

Укажем важнейшие подходы к данной проблеме и предложенные в соответствии с ними классификации. Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы, дал Е.Я. Голант. Позже по вопросам классификации методов в структуре общих работ по дидактике выступили М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Б.П. Есипов, М.А. Данилов и др. Обстоятельный обзор всех классификаций методов провел Ю.К. Бабанский, предложивший и свою классификацию методов.

Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод).

Обеспечение наглядности учебного материала значительно способствовало эффективности процесса обучения, однако не настолько, чтобы снять все проблемы. Вопрос поиска путей повышения эффективности обучения оставался открытым. Основным направлением поисков в решении этой проблемы для дидактов стало усиление мотивации учащихся к учению. И на рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения.

И.П.Подласый указывает на существование традиционной классификации методов обучения, берущей начало в древних философских и педагогических системах и уточненной для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).

Дальнейший поиск в области методики обучения привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения. На этот очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям, возлагались большие надежды. И, несмотря на то, что этот метод требует слишком много труда и времени для получения хороших результатов, его популярность и в наши дни остается довольно высокой.

Развитие гуманитарных наук, и в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.

Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить еще одну неиспользованную область возможностей. Опора на слово, попытки формирования мотивации, идея развития ребенка - все это значительные вехи в истории развития науки о процессе обучения - педагогики.

Повышенный интерес педагогов к применению интерактивных методов в учебном процессе напрямую связан с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

На уроках учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне "присутствовать на занятиях", а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться без "мысли в голове".

Использование интерактивных методов не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Отстаивая необходимость наглядности в обучении, Песталоцци считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов интерактивных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т.п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды интерактивных средств, при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т.д.

Очень важно использовать интерактивные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством интерактивных пособий, т.к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

По мнению И.П. Подласого, цель использования интерактивных методов обучения - "обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного".

Интерактивные методы делятся на метод иллюстрации, метод демонстрации и видеометод.

Метод демонстрации служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются. Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают взаимосвязи. Осуществляется активные познавательный процесс - осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе активной демонстрации - проблемной или исследовательской - внимание учеников концентрируется на существенных, а не случайных свойствах. В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются. При демонстрации слово учителя не играет главной роли, но оно постоянно сопутствует наблюдению. Чтобы повысить самостоятельность, очень важно привлекать школьников к объяснению увиденного. Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание детей на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов. Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.

Таким образом, методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Методы обучения включают в себя деятельность учителя и учащихся, т.е. деятельность преподавания и учения. Хотя функции учителя и учащихся в процессе обучения обозначены отдельно, но протекают эти деятельности во взаимосвязи, в тесном единстве, т.к. преподавание не может осуществляться без учения, а учение не обходится без преподавания. Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, т.е. систему методов.

Материал можно использовать в 3 - 11 классах, всё зависит от выбранной темы предложенных игр..

ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники мероприятия. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие задействовать всех участников в процесс обсуждения.

2. Необходимо позаботится о психологической подготовке участников. Не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В это связи полезны разминки, постоянные поощрения учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

3. Обучающихся в технологии интерактивна не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут быть в прямой зависимости. Важно. Чтобы каждый ребенок был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

4. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы, с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

5. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.

6. Отнеситесь со вниманием к делению участников мероприятия на отдельные группы. Можно на основе добровольности или случайного выбора.

7. Придерживаться принципа конфиденциальности.

8. Уважать мнение каждого, быть вежливым.

9. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим (не критиковать).

ИГРА «ЮРИДИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ». Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной теме и готовя пять-восемь заданий. Группа распределяется на 2 команды. В них распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно. Их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно. Вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа. Команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы. Набранные во время игры.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ . Метод стимулирования идей всех участников относительно определенной темы на протяжении ограниченного периода времени. После презентации темы, понятия, проблемы участникам предлагается выразить свои идеи, ассоциации, комментарии, фразы, связанные с темой.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ . Обсуждение конкретного вопроса, в котором принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки определенных решений, рекомендаций, советов. Такая форма дает возможность всем участникам принимать активное участие в обсуждении, а также ближе пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками мероприятия.

ТРЕНИНГ . Форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то,

Чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Для проведения тренинга необходимо подготовить помещение: расставить стулья по кругу, подготовить достаточное количество бумаги, маркеры, скотч. После каждого упражнения необходимо вывешивать итоговые данные, чтобы участники видели итоговые данные, чтобы участники видели результаты совместной работы. Тренинг лучше всего начинать со знакомства. Следующий этап-ознакомление с темой, планом, целями и заданиями тренинга. Очень важным элементом тренинга является установление правил, благодаря которым работа в команде будет эффективнее, поможет наладить дисциплину. По окончании тренинга необходимо подвести итоги, обобщить полученную информацию.

АУКЦИОН ЗНАНИЙ . Это активная форма проверки знаний. Предлагается вопрос « на продажу», команды называют балы за это вопрос. Если предложений больше от команд не поступает руководитель говорит: «Продано». Зачитывается вопрос, команда «купившая» отвечает, если ответ правильный к начальному капиталу прибавляется то количество балов, которое назвала команда. Если ответ не правильный, от начального капитала отнимается это количество балов и право ответа переходит к другой команде.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Учебная игра в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании игры и каждому - сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА . Учебная игра, в ходе которой участники создают определенные модели, алгоритмы действий. В отличие от предыдущего вида, данная игра не требует от участников входа в роль, она требует анализа конкретных жизненных ситуаций или проблемы и определения шагов на пути к их решению.

ОБУЧАЯ - УЧУСЬ . Метод, сущность которого заключается в том, что объект процесса обучения превращается в субъект, выполняя временно его функции и обязанности. Этот метод направлен на получение информации и на ее распространение среди других участников группы. Полученная информация не считывается. А пересказывается. Иногда по несколько раз. Таким образом обеспечивается ее лучшее запоминание.

ПИРАМИДА. Учитель предлагает группе построить пирамиду из знаний по разным темам и положительных впечатлений.

МИКРОФОН . Используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило - не прекращать речь пока не кончится одна минута.

МОЗАИКА . Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия, разрывные части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки и ответить, например, к какому законодательному акту принадлежит данный текст.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Участники делятся на 4 группы. Каждой группе дается ситуация, за ограниченный промежуток времени команды должны проанализировать ситуации и ответь на вопросы, какие права были нарушены или законодательства и др.

ЧЕМОДАН . На плакате перед участниками мероприятия нарисован чемодан, каждая группа по очереди должны рассказать какие знание по рассматриваемой теме они возьму в дорогу или даже ощущения от мероприятия или общения.

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

· пробуждение у обучающихся интереса;

· эффективное усвоение учебного материала;

· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

· установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

· формирование у обучающихся мнения и отношения;

· формирование жизненных и профессиональных навыков;

· выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.


Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дискуссия, дебаты)

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

· Деловые и ролевые игры

· Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

· Мастер класс

В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие - не лекция, а общая работа.

· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

· все сказанное на занятии - не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

· возраст участников, их интересы, будущая специальность.

· временные рамки проведения занятия.

· проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

· заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

· должна быть четко определена цель занятия.

· подготовлены раздаточные материалы.

· обеспечено техническое оборудование.

· обозначены участники.

· определены основные вопросы, их последовательность.

· подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

· уточнение проблем, которые предстоит решить.

· обозначение перспективы реализации полученных знаний.

· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

· программа занятия.

· раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

· материал должен быть структурирован.

· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия .

Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

При необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

· быть активным.

· уважать мнение участников.

· быть доброжелательным.

· быть пунктуальным, ответственным.

· не перебивать.

· быть открытым для взаимодействия.

· быть заинтересованным.

· стремится найти истину.

· придерживаться регламента.

· креативность.

· уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем - организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования :

1) выяснение набора позиций аудитории,

2) осмысление общего для этих позиций содержания,

3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,

4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия - оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

· что произвело на вас наибольшее впечатление?

· что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

· есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

· чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

· как вы оцениваете свои действия и действия группы?

· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.

и их преимущества

Интерактивные методы обучения

и их преимущества

Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения.

Методика – это не то, какими книжками или кассетами вы пользуетесь, а то, как организовано ваше обучение. Иными словами методика обучения – это форма взаимодействия учащих-ся и учителя в процессе обучения. Поясним последнее наше определение наглядными примерами. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок), целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Если брать обобщенно, то с первых дней существования обу-чения, как такового, и до сегодняшнего дня сложились, утверди-лись и получили широкое распространение всего три формы взаимодействия учителей и учащихся, которые приближенно можно представить следующими схемами (стрелки на схемах обозначают направления деятельности).

Из приведенных выше схем видно, что все методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:

1. Пассивные методы;
2. Активные методы;
3. Интерактивные методы.

Каждый из приведенных методических подходов имеет свои особенности. Ниже мы рассмотрим каждый из методических подходов, но особо остановимся на интерактивных.

Пассивный методический подход, как видно из схемы 1 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы – это относительно нетрудоемкая подготовка урока и возможность преподнести сравнительно большое количество учебного матери-ала в ограниченных временных рамках. Учитывая эти плюсы, многие учителя предпочитают его остальным методам. И действи-тельно, в некоторых случаях этот подход успешно работает в ру-ках умелого и опытного учителя, особенно если учащиеся уже имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самой распространенной формой пассивного урока является лекция. Этот вид урока широко распространен в 10-11 классах, так как старшеклассников можно рассматривать как вполне сформировавшихся людей, имеющих четкие цели глубоко изучать предмет, хотя активные методы дали бы еще более эффективные результаты.

Активный методический подход, как видно из схемы 2 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные уроки предполаг-али авторитарный стиль обучения, то активные предполагают демократический стиль. Активный и интерактивный методиче-ские подходы имеют много общего. В общем, интерактивный ме-тод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интер-активные ориентированы на более широкое взаимодействие уче-ников не только с учителем, но и друг с другом и на доминиро-вание активности учащихся в процессе обучения (смотрите схему 3). Ниже мы подробнее рассмотрим именно интерактивные уроки.

Интерактивный методический подход.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действо-вать) – означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуни-кативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются во-влеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направле-нию деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интер-активных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интер-активных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.

Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов , среди которых можно выделить следующие:

1. Творческие задания;

2. Работа в малых группах;

3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представ-ления, песни и сказки);

6. Разминки;

7. Изучение и закрепление нового материала (интер-активная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное "правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

    не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

    является практическим и полезным для учащихся;
    связано с жизнью учащихся;

    вызывает интерес у учащихся;

    максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах - это одна из самых популяр-ных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоя-тельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод "один - вдвоем - все вместе" для быстрого взаимодействия.

Начинать групповую работу следует, не торопясь. Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.

Как только вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам

Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам. Возможно заранее составить список групп и вывесить его, указав место сбора каждой группы. В этом случае вы контролируете состав группы.

Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить учащихся рассчитаться "на первый-второй..." по числу групп. После расчета первые номера образуют первую группу, вторые - вторую и так далее. Вместо номеров можно использовать цвета, времена года, страны и т.д.

Еще один способ - по позиции (или желанию) учащихся.
Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно до-лгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.

Распределяйте роли внутри групп. При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

    фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

    регистратор (записывает результаты работы);

    докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

    журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);

    активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

    наблюдатель (наблюдатель анализирует эффективность ра-боты группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

    хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты: убедитесь, что учащиеся обладают знани-ями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.

Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

Групповая работа должна стать правилом, а не радикаль-ным, единичным отступлением от традиционной практики при-менения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.

Подумайте о том, как ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.

Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управ-ления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.

Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характер-ному для методов совместного обучения.

В процессе формирования групп остерегайтесь "навешива-ния ярлыков" на учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные группы.

При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы.

1. Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.

2. Обсудите с учениками, понятно ли им задание.

3. Выработайте (или напомните) правила работы в группах.
Выше Вы ознакомились с характеристикой таких широко распространенных интерактивных подходов, как творческие задания и работа в малых группах. Названия остальных подходов говорят сами за себя.

Ниже примерно приведена одна из самых распростра-ненных структур интерактивного урока , названная схемой Колба:

1. Мотивация и объявление новой темы - 10% времени от общей длительности урока;

2. Закрепление (повторение) пройденного - 20% времени от общей длительности урока;

3. Изучение нового материала - 50% времени от общей длительности урока;

4. Оценивание - 10% времени от общей длительности урока;

5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) - 10% времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.
Поясним каждый качественный этап урока более развернуто:

Мотивация - начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Закрепление - важный этап урока, не только повышаю-щий эффективность усвоение материала в целом, заинтересо-ванность учащихся, но и формирующий в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений.

Изучение основного материала - главный целевой этап урока, на котором учащиеся непосредственно получают новые знания. На этом этапе, как уже было сказано выше, учителем должны быть подобраны задания, при выполнении которых учащиеся получают необходимые знания, навыки и умения. При подборке заданий учителю желательно также помнить китайскую поговорку: "Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю".

Оценивание - важный стимулирующий компонент уро-ка. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае - оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересо-ванности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, приме-нять методы коллективного оценивания, самооценивания, коман-дного оценивания и т. д. Наиболее распространенный способ оценивания на интерактивных уроках - набор баллов и коман-дное оценивание.

Дебрифинг - подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что - нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

С увеличением объема получаемых знаний и ростом требований к качеству образования классическая классно-урочная система постепенно вытесняется интерактивными методами обучения. Как следует из самого термина, такой способ ведения урока предусматривает интенсивное внутригрупповое взаимодействие. Новые знания приобретаются и проверяются в непрерывном контакте одного ученика с другими и учителем.

Требования к проведению интерактивных занятий

Использование интерактивных методов обучения предполагает, что учитель или преподаватель обладают достаточной квалификацией. Именно от руководителя зависит, насколько хорошо члены коллектива будут взаимодействовать друг с другом.

Между групповыми формами активности и индивидуальным подходом должен существовать баланс. Коллектив имеет свойство "растворять" в себе отдельного человека, в то время как основа интерактивных методов обучения - формирование личности.

Занятие должно быть выстроено таким образом, чтобы учащиеся проявляли активность и заинтересованность на всех его этапах. Для этого необходимо иметь дидактическую базу и достаточное количество наглядного материала, а также учитывать накопленный ранее опыт.

И, наконец, урок должен соответствовать возрасту и принимать во внимание психологические особенности учащихся. Интерактивные в начальной школе значительно отличаются по своим целям и содержанию от аналогичных занятий в дошкольной или студенческой группе.

Принципы и правила

Интерактивные формы и методы обучения предполагают свободу выбора, то есть учащийся должен иметь возможность изложить свою точку зрения на предлагаемую проблему в наиболее оптимальной для него форме выражения. При этом преподаватель не должен ограничивать свою аудиторию только рамками изучаемого вопроса.

Другой принцип интерактивных методов обучения состоит в обязательном обмене опытом как учителя c учениками, так и между учащимися внутри группы. Полученное в ходе занятия знание должно проверяться на практике, для чего необходимо создавать надлежащие условия.

Третье правило состоит в постоянной наличии обратной связи, которая может выражаться в закреплении пройденного материала, его обобщении и оценке. Действенным методом является обсуждение самого образовательного процесса.

Активный групповой метод

Хотя в центре методики интерактивного обучения стоит отдельный учащийся, его способности и личностные качества, сам процесс является коллективным, поэтому первостепенное значение имеют групповые методы. Роль учителя сводится к тому, чтобы направить деятельность класса на коммуникацию в рамках какой-либо цели: учебно-познавательной, творческой, коррекционной. Такой подход к обучению называется активным групповым методом. В нем выделяется три основных блока:

  1. Дискуссия (обсуждение какой-либо темы, разбор полученного на практике знания).
  2. Игра (деловая, ролевая, творческая).
  3. Сенситивный тренинг, то есть тренировка межличностной чувствительности.

Наиболее важную роль в организации учебного процесса с применением технологии интерактивных методов обучения играет активность обучаемых. При этом необходимо понимать, что цель коммуникации состоит не только в накоплении и сравнении опыта, но и в достижении рефлексии, учащийся должен выяснить, как он воспринимается другими людьми.

Интерактивные занятия с детьми дошкольного возраста

Личность человека начинает формироваться в раннем детстве. Интерактивные методы обучения позволяют ребенку с помощью контакта со сверстниками и воспитателем научиться не только высказывать собственное мнение, но и научиться принимать во внимание чужое.

Активность дошкольника может проявляться в различных формах. Во-первых, получение новых знаний можно облечь в игровую форму. Это позволяет ребенку реализовать его творческие способности, а также способствует развитию воображения. реализуется как в виде выполнения логических упражнений, так и в имитации реальных ситуаций.

Во-вторых, важную роль играет проведение экспериментов. Они могут быть как умственными (например, определение количества возможных способов решения одной и той же задачи), так и предметными: изучение свойств какого-либо предмета, наблюдение за животными и растениями.

При проведении интерактивного занятия в младшей возрастной группе следует понимать, что для поддержания интереса к обучению, нужно поощрять попытки ребенка разобраться в проблеме самостоятельно, пусть даже его решение оказалось неправильным. Главное - дать дошкольнику наработать свой собственный опыт, в число которого входят в том числе и ошибки.

в начальной школе

Поступление в школу - всегда тяжелый период для ребенка, поскольку с этого момента ему нужно привыкнуть к новому режиму, осознать, что время расписано по часам, а вместо привычных игр придется слушать не всегда понятные объяснения учителя и выполнять на первый взгляд бесполезные задания. В силу этого применение на уроках интерактивных методов обучения становится настоятельной необходимостью: именно они наиболее эффективно позволяют ребенку включиться в учебный процесс.

На первом плане состоит создание такой обстановки, где познавательная активность ребенка постоянно бы мотивировалась. Это способствует и глубокому усвоению материала, и внутреннему стремлению к получению новых знаний. Для этого применяется ряд методов: поощрение стараний ребенка, создание ситуаций, в которых он чувствует себя успешным, стимулирование поиска нестандартных и альтернативных решений.

Ситуация в классе должна ориентировать ребенка на сопереживание, оказание взаимопомощи. Благодаря этому школьник начинает ощущать себя полезным, стремится вносить вклад в общее дело и быть заинтересованным в результатах коллективной работы.

Препятствуют восприятию занятий в школе как скучной необходимости. Благодаря им подача материала осуществляется в яркой и образной форме, благодаря чему познавательная активность ребенка всегда находится на высоком уровне, и параллельно формируются навыки межличностного общения и совместной работы.

Стратегия "Зигзаг"

Одна из важнейших задач обучения состоит в формировании у детей навыков критического мышления. Этот процесс тоже может быть осуществлен в игровой форме, например, с применением стратегии "Зигзаг".

Этот прием предполагает разделение класса на небольшие группы (4-6 человек в каждой), перед которой ставится определенный вопрос. Цель рабочей группы состоит в разборе задачи, определении возможных методов ее решения и наметить план достижения цели. После этого учителем формируются экспертные группы, в которые должен войти как минимум один человек из рабочей группы. Им предлагается изучить определенный элемент из поставленной задачи. Когда это осуществлено, воссоздаются изначальные группы, в которых теперь есть эксперт в своей сфере. Взаимодействуя, дети передают друг другу полученные знания, делятся опытом и на основании этого решают поставленную перед ними задачу.

Применение интерактивной доски

Использование современного оборудования позволяет повысить наглядность изучаемого вопроса, а также способствовать увеличению заинтересованности класса в теме. Интерактивная доска синхронизируется с компьютером, но не привязывается жестко к нему: основные действия выполняются непосредственно с доски при помощи электронного маркера.

Формы применения такого оборудования могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, наличие интерактивной доски избавляет учителя от необходимости контролировать наличие наглядного материала и следить за его сохранностью. Например, на уроках математики интерактивное обучение с применением доски позволяет делать чертежи к задачам, соотносить задания с их ответами, измерять площади, периметры и углы фигур.

Расширение области применения интерактивной доски зависит только от фантазии и заинтересованности учителя в работе класса.

Особенности применения интерактивных методов в средней и старшей школе

На поздних этапах обучения формы проведения интерактивного занятия усложняются. Ролевые игры имеют целью не столько имитировать какую-либо ситуацию, а создавать ее. Так, в старших классах можно провести игру "Аквариум", несколько напоминающую реалити-шоу. Ее суть состоит в том, что несколько учеников разыгрывают какую-либо сцену по заданной проблеме, в то время как остальные члены класса наблюдают и комментируют развитие действия. В конечном итоге необходимо добиться всестороннего рассмотрения проблемы и найти оптимальный алгоритм ее решения.

Кроме того, учащиеся могут выполнять проектные задания. Одному человеку или нескольким учителем дается задание, которое выполняется самостоятельно. Результаты своей работы такая группа представляет на занятии, что позволяет классу сформулировать свое мнение по проекту и оценить качество его выполнения. Форма реализации проектов может быть разной: от коротких выступлений на уроке до проектной недели, причем в последнем случае к обсуждению результатов могут быть привлечены и другие классы.

Цель этой методики состоит в быстром разрешении поставленной задачи в результате индивидуального или коллективного поиска. В первом случае один учащийся записывает возникающие у него в ходе размышлений идеи, которые затем обсуждаются всем классом.

Однако большее предпочтение отдается коллективному мозговому штурму. После объявления проблемы члены коллектива начинают высказывать все приходящие в голову идеи, которые затем анализируются. На первом этапе важно набрать как можно большее количество вариантов. В ходе обсуждения постепенно устраняются наименее эффективные или неправильные. Позитивный эффект от метода проявляется в том, что невозможность обсуждения идей на первом этапе устраняет страх ученика, что его мысль будет осмеяна, что позволяет свободно высказывать свои мысли.

Интерактивные методы в высшей школе

В вузе позволяют студентам контактировать друг с другом и с преподавателем при обсуждении заданной проблемы. Однако, применение интерактивных методов обучения позволят значительно увеличить варианты чтения лекций. В этом случае уравниваются все, а студенты получают возможность открыто высказывать свое мнение по изучаемой дисциплине. Сама лекция из материала для зубрежки превращается в информацию для размышления.

Применение методов интерактивного обучения в вузе позволяет по-разному представлять лекционный материал. Он может быть роздан студентам в электронном виде, его можно вывести на экран и усовершенствовать в процессе коллективного обсуждения, или он может стать основой презентации, где на слайдах будут выделены ключевые положения темы.

Использование видеоконференций

Развитие информационных технологий позволяет использовать опыт других вузов при проведении занятия. В последнее время становятся популярными вебинары: специалист в своей области в режиме реального времени объясняет проблему, делится опытом и отвечает на возникающие у аудитории вопросы, находясь в другом городе. Кроме того, видеоконференции делают возможным прослушивание лекций известных преподавателей и взаимодействие с ними. Современное оборудование позволяет не только студентам видеть лектора, но и осуществлять обратную связь.

Электронные образовательные ресурсы

Современный студент сталкивается с обилием информации по практически любой теме, и в этом потоке порой бывает сложно подобрать необходимый материал. Во избежание этого ведущие вузы создают электронные порталы, где необходимая информация структурирована по проблематике, а доступ к ней свободен благодаря наличию электронных каталогов.

Помимо этого, на порталах размещается организационная информация: расписание занятий, образцы курсовых и дипломных работ и требования к ним, "электронный деканат".

Значение интерактивных методов

Опыт интерактивных методов обучения показывает, что только прямое и открытие взаимодействие учащихся и преподавателя позволят сформировать заинтересованность в получении новых знаний, мотивировать на расширение уже имеющихся, а также заложить основы межличностной коммуникации. Новая информация постоянно проверяется и подтверждается опытом, что облегчает ее запоминание и последующее использование на практике.