преподаватель спец. дисциплин

ГБОУ СПО "Городецкий Губернский колледж"

Конспект открытого классного часа

для студентов педагогических колледжей

Тема: "Самая превосходная должность под солнцем"

«Учителю вручена превосходная должность,

выше которой ничего не может быть под солнцем»

Ян Амос Коменский

    Видео об учителях

    Стихотворение (читает Алексеева М.)

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

    Вступительное слово

Есть среди множества профессий одна особенная, трудная и очень ответственная – Учитель! Сколько б веков ни пролетало над Землей, сколько еще впереди, но всегда будут существовать Ученики и Учителя, ибо, только передавая опыт и знания новым поколениям, человек может достичь вершин цивилизации. И сегодня тысячи педагогов, отдающих сердце детям, прокладывают дорогу в будущее, потому как нам дано учить и воспитывать тех, кто будет жить после нас.

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

    Экскурс в историю

(Доклад с презентацией о Амонашвили Ш.А.) Комракова А.

Садовод оставляет после себя цветущие сады, ученый – свои открытия, композитор – музыку…. А учитель? Он навсегда остается в благодарной памяти своих учеников, которым отдает не только знания, но и душу и сердце.

    Эссе «МОЙ первый учитель»

(Студентам заранее даётся задание: написать эссе «Мой первый учитель»)

Учитель. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и далеко не всегда хотят этого. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

Мы провели заочное интервью с учителями начальных классов МБОУ СОШ №2. Послушайте, что они нам ответили.

    Видеоинтервью

Расскажите, пожалуйста, о вашей профессии и дайте совет нашим студентам.

А как же происходит выбор этой важно и сложной профессии?

Давайте посмотрим.

    Сценка

Действующие лица: папа, мама и дочка.

Сидит девочка, делает уроки, пап читает газету.

Дочка (рассуждает как бы про себя):

Нагружать всё больше нас

Стали почему-то.

В нашей школе 3-й класс

Вроде института.

Сочиненье написать дали нам заданье.

Кем хочу я в жизни стать?

Вот ведь наказанье!

Хорошо бы стать певицей

И с ……….. мне петь.

Нет, мне это не годится –

На ухо упал медведь

Или, может, стать врачом?

Вылечит всех важно,

Все болезни нипочём, только это страшно.

Может быть, мне выбрать то,

Без чего на свете

Не обходится никто –

Взрослые и дети?

Если так мне рассуждать, Вот что получается –

Жизнь у каждого из нас

В школе начинается.

Папа:

У тебя уж целый час

Чистая страница.

Может быть, тебе совет

Папин пригодится

И о чём же целый день

Размышляешь кроха?

Дочка:

Мама наша – педагог.

Это очень плохо?

Папа:

На вопрос даю ответ,

Дорогая кроха:

Мамы часто дома нет,

Это очень плохо.

Если ночи напролёт тетради проверяет,

И на лучший свой урок комиссий ожидает,

И над ухом ученик вдруг хлопушкой грохнул,

То не очень хорошо, да, пожалуй, полхо.

А ещё отвечу так,

Ты меня послушай:

Мама наша - педагог.

То особый случай.

Институт закончен был ей с дипломом красным –

Это очень хорошо, всем нам это ясно.

Детям знания даёт – Машам, Митям, Петям –

Это очень хорошо, лучшее на свете.

И куда б ни привели

В жизни все дороги,

Так скажу: важней всего,

Дочка, педагоги.

Пусть не спит она ночей, пусть трудна работа.

Даже дома в голове школьная забота.

Пожалеем мы её, приготовим ужин.

Помни! В школе педагог детям очень нужен.

Ими держится страна, подрастают дети,

И за каждого из них педагог в ответе.

Человечности, добру учат. Знаешь, кроха,

Это очень хорошо, ну никак не плохо.

Учит мама – педагог. Плохо?

Дочка:

Нет! Отлично!

Каждый год ученики

К ней идут с цветами.

Песни, нежные стихи

Дарят нашей маме.

Только прав ты – устаёт

Очень наша мама.

Папа:

Дел всегда невпроворот.

Здесь поможем сами

Всё в квартире уберём,

Вымоем – и точка.

Так же и тебе потом

Муж поможет с дочкой.

Входит мама.

Мама:

Дорогие вы мои,

Что вы тут шумите?

Поздно я опять пришла?

Я у вас – учитель.

На собрании была,

Класс в театр водила

Всё дела, дела, дела.

Хлеб купить забыла.

Дочка:

Ты присядь и отдохни.

Папа:

Мы готовим ужин.

Дочка:

С папою решили мы:

Труд твой очень нужен.

Я решила, что когда

Вырасту немного,

Не модель, не врачом,

Буду педагогом.

Так и появляются династии педагогов.

    Мифы о педагогах

Эта профессия существует в мире уже не первое тысячелетие, и мифы о ней формировались в зависимости от эпохи. Общим в этой мифологии было то, что до недавнего времени учитель считался чуть ли не «первым после Бога» и аккумулировал все знания, науку и мудрость мира. Сегодня ситуация несколько изменилась. Попробуем развенчать некоторые самые «устоявшиеся» современные мифы об учительской профессии.

Миф 1. Учитель – женская профессия

Миф верен отчасти. Да, действительно, большинство педагогических коллективов в учебных заведениях преимущественно женские. Но преподаватель-мужчина не такая уж редкость, хотя, конечно, хотелось, чтобы их было больше. В профессионально-технических училищах, например, где изучаются преимущественно мужские профессии (автослесарь, строитель и т.д.), педагогов и мастеров производственного обучения, принадлежащих к сильному полу, достаточно. То же самое можно сказать и о высших учебных заведениях. В средних школах ситуация диаметрально противоположная.

Почему же наши мужчины не желают учительствовать, хотя, если вспомнить историю, то вплоть до конца XIX века, когда начало активно развиваться феминистическое движение, преподавателями были, в основном, мужчины? Да и в советское время представители сильного пола не гнушались этой профессии. Ответ следует искать в плоскости материальной: нынче на учительскую зарплату весьма сложно прокормиться самому, не говоря уже о семье. Нормальный мужчина будет чувствовать себя весьма неуютно, зная, что не в состоянии обеспечить чад и домочадцев.

Миф 2. Все учителя диктаторы

Привыкнув командовать в школе, переносят манеру общения в семью и на окружающих.

На самом деле, не стоит обобщать. Хотя, в общем и целом, можно согласиться, что некоторый «профессиональный» отпечаток работа учителя накладывает, впрочем, как и любая другая. Многие учителя привыкли, чтобы их слушали не перебивая, высказывать свое мнение окружающим (даже если это вполне взрослые люди) строгим, безапелляционным тоном, они всегда все знают и готовы отстаивать свое мнение до последнего.

Однако это не обязательно свидетельствует о каких-то диктаторских замашках данного конкретного индивида. Вы никогда не пробовали выйти перед классом, где сидят тридцать шустрых подростков, чтобы рассказать, например, о творчестве Пушкина. Более того, поведать об этом так, чтобы хоть половина чад (это в лучшем случае) восприняла информацию и захотела почитать произведения великого поэта. А ведь нужно еще успеть детей опросить, поставить оценки.

Но для начала класс нужно усадить и настроить на работу. Все это, во-первых, отнимает уйму эмоциональных ресурсов, во-вторых, требует определенной силы характера и умения влиять на людей. Хороший учитель не только тот, кто любит детей, отлично знает свой предмет, он должен уметь управлять этой «пестрой» и разнохарактерной массой. Конечно, ежедневная необходимость кого-то организовывать, поучать, воспитывать, иногда наказывать оставляет свой отпечаток на характере учителя.

Миф 3. Учитель прежде всего должен досконально знать свой предмет и уметь интересно преподнести его

Ведь основная его обязанность – преподавание, все остальные функции вторичны.

На самом деле

Было бы, в принципе, не так уж трудно работать учителем, если бы в его обязанности входила только преподавание предмета. Пришел, отчитал положенные часы и со спокойной душой ушел домой готовиться к следующим урокам.

Все не так просто, поскольку учитель в школе – это еще и воспитатель, классный руководитель. Он отвечает за посещаемость учениками занятий, уровень успеваемости, проводит воспитательные часы, организовывает посещения театров, кино, выставок, музеев и т.д. А также, при необходимости, проводит «разъяснительную» работу с родителями.

На бумаге перечисленное не кажется таким уж сложным. Однако поверьте: далеко не просто заглянуть в душу каждому ребенку, понять, что им движет, почему он, например, при хороших способностях плохо учится, почему Дима все время ходит подавленный, а Марина, наоборот, неестественно весела. Более того, иногда самый элементарный «светский» выход в театр может стать испытанием для нервов учителя, поскольку дети, при всем желании, не в состоянии долго сидеть на месте.

Учитель не только преподает предмет, он целиком и полностью отвечает за жизнь и здоровье детей на уроке и внеклассных мероприятиях. А еще учитель должен развивать детей морально и духовно, это, поверьте, намного сложнее.

Миф 4. Учитель из года в год преподает одно и то же

Ведь учебные программы меняются несущественно.

На самом деле

Программы, конечно, претерпевают кое-какие изменения, но даже если бы из года в год приходилось читать одно и то же, буква в букву, неинтересным учебный процесс стать не может. Ведь дети-то всегда разные. Иногда ученики задают такие вопросы, что, даже зная материал урока на зубок, начитавшись дополнительной литературы и думая, что о предмете невозможно знать больше, что диву даешься и не сразу находишься, что ответить. Работать в школе всегда трудно, но, поверьте, никогда не скучно.

Миф 5. Сегодня профессия учителя мало оплачиваемая и не престижная

Высокий статус работника просвещения утерян. Профессия вообще не имеет выгод и бонусов.

На самом деле

Действительно, если смотреть объективно, то профессия сегодня несколько потеряла в «весе». Оплата труда учителя, увы, не соответствует современным реалиям, поэтому молодежь не желает учительствовать. Естественно, это существенно влияет на престижность профессии.

Но! Степень уважения того или иного преподавателя в первую очередь зависит от него самого. Что касается выгод и бонусов, то они есть. Например, отпуск 56 дней (такой предоставляется разве что работающим в чрезвычайных условиях), дополнительный выходной (методический) день.

    Составление жизненного и профессионального кодекса педагога

Согласные и гласные буквы русского алфавита (кроме Е, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ делятся между студентами. Задача - сформировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. После завершения работы предлагается зачитать в алфавитном порядке жизненный и профессиональный кодекс педагога.

«Б» - быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей.

Многие думают, что главное для учителя – любовь к детям. Отчасти с этим можно согласиться. Но можно бесконечно любить детей и не уметь с ними работать, формировать их внутренний мир, воспитывать. Учитель должен не только любить детей, отлично знать свой предмет, быть хорошим воспитателем, он еще должен обладать тонкой, психологической интуицией, наблюдательностью. Это приобретается только в процессе работы, с опытом. А порой это закладывается с молоком матери.

    Стихотворение ( читает Корытова Анна)

Ведь, знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля,

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь Учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни подстать,

Учителем надо сначала родиться

И только после этого – стать!

В нём будет мудрость талантливо – дерзкая

Он будет солнце нести на крыле

Учитель – профессия дальнего действия,

Пожалуй, - главная на Земле!

Я думаю, что сегодня мы смогли доказать, что не смотря на трудности работы учителя «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем».

Талант есть у всех людей, только не всегда человек знает какой именно. Классный час для старшеклассников помогает расширить представления учащихся о своих способностях, талантах с опорой на личный опыт, осознание перспектив их развития.
Многолетние экспериментальные исследования в педагогике выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней.
Чтобы найти свою формулу успеха, нужно учиться, искать себя в разных сферах деятельности.

Целевая аудитория: для 11 класса

В рамках празднования 80-летия со дня рождения русского писателя В.Г. Распутина в марте, в школах города Иркутска проводился Всероссийский урок, посвященный литературному наследию российского драматурга, публициста и общественного деятеля Валентина Григорьевича Распутина.

Данную презентацию я приготовила к классному мероприятию для учащихся 6 класса, посвященную жизни и творчеству писателя.

Валентин Григорьевич один из немногих русских писателей, для которых Россия - не просто географическое место, а Родина в самом высоком смысле этого слова. Произведения Валентина Распутина нужно читать и смотреть подрастающему поколению т.к. они учат людей ценить родину, заботиться о старших, сохранять природу, семейные традиции и обычаи.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни сверстников в годы войны.
Задачи:
. Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
. Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Классный час предназначен для учащихся 3-4 классов. Разработка содержит сценарий и презентацию, посвященного знакомству с многообразием профессий.

Цель классного часа: расширять представление детей о многообразии мира профессий.

Целевая аудитория: для 4 класса

Материал рассказывает об истории Масленицы и версиях происхождения блинов, о масленичных забавах и традициях.

В Масленую неделю не скупились на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной» и «разорительницей».

На Масленой неделе по православному обычаю мясного уже не едят, а молочные продукты должны подкрепить народ перед долгим постом — вот и пекут блины масленые.

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация разработана для внеклассной работы. В ней кратко представлены основные вехи биографии Г.К.Жукова. Материал оформлен в доступной форме. Данная презентация может быть использована на часах общения с 1 по 11 класс. Переход от слайда к слайду по щелчку.

Цель классного часа.
Формировать представления о героических страницах нашей Родины.
Воспитывать уважение Вооруженным Силам Российской Федерации, народу, России, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа.
Презентация состоит из 22 слайдов. Слайды меняются по времени. Презентацию сопровождает марш Преображенского лейб-гвардии полка.

Целевая аудитория: для 8 класса

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается классный час, который направлен на ознакомление с азами предпринимательской деятельности.

Цель - стимулирование интереса учащихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса. Данный ресурс содержит презентации, необходимые для проведения классного часа, сценарий, раздаточный материал.

В классный час включена игра "Открываем свою фирму", тестирование "Способен ли ты стать предпринимателем?", экономические загадки-добавлялки, что способствует повышению интереса к данной профессии.

Данный ресурс можно использовать в рамках Недели Предпринимательства, которую Минобрнауки рекомендует провести в 2016-2017 уч. году

Целевая аудитория: для классного руководителя

Игра-викторина "Легенды о цветах" предназначена для воспитателей летнего пришкольного лагеря, группы продленного дня и родителей, а также может быть использована во внеклассной работе при проведении тематических классных часов и мероприятий «Цветы - живая красота земли».

Ресурс представляет собой презентацию, созданную с использованием технологического приема "Пазлы" в программе Microsoft Office 2007.

Цели и задачи: знакомство с преданиями и легендами; формирование интереса к традициям и обычаям, историческому прошлому родного края; развитие наблюдательности, внимания; воспитание любви к природе.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Отчизны верные сыны... Классный час, посвященный Дню защитника Отечества.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...» Классный час направлен на формирование знаний правовой культуры у учащихся, коррекцию нравственного поведения.
Символы Российского государства.
Сбережем наш общий дом! Классный час способствует формированию экологической культуры учащихся.
«Спасибо нашим матерям...» Классный час, посвященный Дню матери.
«Знаем, помним, верим...» Праздничный классный час, посвященный Дню Победы.
«Светлый праздник величаем...» Классный час, знакомящий учащихся с традицией празднования Пасхи на Руси.
«Мои года — мое богатство...» Праздничный классный час, посвященный Дню пожилого человека.
«Отцы и дети».
Новый год.
Опасности, подстерегающие современную молодежь.
«Компьютерные игры — уход от реальности»,
«Аборты и предохранение»,
«Терроризм в нашей жизни».
Воспитание межнациональной толерантности
Традиции толерантности в культуре народов Северного Кавказа
Что такое толерантность?
Проблемы террористической активности на северном Кавказе и пути нормализации ситуации в регионе
«Башни мира» на Кавказе
Дети Северного Кавказа учатся миру и толерантности
Нравственно-эстетическое воспитание
Как противостоять агрессии и разрешить конфликт?
Прощение или месть? Классный час, посвященный нравственным проблемам человеческого выбора.
Депрессия и способы борьбы с ней. Учитесь властвовать собой (о необходимости самовоспитания).
Человек и его манеры (о культуре поведения).
О половом воспитании (беседы, встреча с врачом-гинекологом,
врачом-урологом).
Мир моих увлечений (о культуре досуга).
Поговорим о чувстве такта.
Настроение и его власть над человеком (о самовоспитании)
Человек - часть природы.
Экология и здоровье будущей России.
На чашку чая (студент расскажи о себе).
Воспитание здорового образа жизни
Курение сокращает жизнь.
Пьянство и алкоголизм.
Правда о наркотиках.
Скажем курению «Нет!»
Спорт - залог здоровья.
Молодежь против наркотиков.
Алкоголь и потомство (о профилактике алкоголизма).
СПИД - страшная болезнь века.
Скажите наркотикам нет!
Здоровье и долголетие.
Воспитание милосердия и любви к будущей профессии
О, медицина! О тебе пою!
Талант и труд (встреча с выпускниками колледжа, работниками ЛПУ).
Почему я выбрал профессию медика.
Души прекрасные порывы мы медицине посвятим.
Хорошо учиться - значит трудиться.
Мы - будущие специалисты, мы - будущее России.
Милосердие - главная заповедь медработника.
Калейдоскоп добрых дел (помощь ветеранам, ЛПУ, участие в акциях «Щедрая осень», «Солдатский конверт», «Спешите делать добро»).
Гражданско-патриотическое воспитание
Права и обязанности студента Пятигорского медицинского училища.
Человек и закон.
Мой колледж - моя судьба.
Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?
Страна, в которой мне хотелось бы жить.
«Я имею право на...» - разговор на заданную тему.
А если не получилось?... Что дальше? - диспут.
Я среди людей, люди вокруг меня.
Какие воспитания оставлю я о себе в учебном заведении.
Мой профессиональный выбор. Прав я или нет?
Как ладить с людьми (любить, строить взаимоотношения, находить понимание со взрослыми, дружить с товарищами).
Самовоспитание. Цели самосовершенствования.
Жестокость, равнодушие и сочувствие.
Умение общаться - путь к успеху.
Как научиться управлять собой.
Тренировка памяти - залог будущего успеха.
Человек и творчество. Великие творения человечества.
Как научиться властвовать собой?
Пока я мыслю, я живу.
Юмор в жизни человека.
Зачем мы учимся?
Экология. Загрязнение среды и наука.
Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии.)
Самовоспитание как «расширение» сознания.
Десять заповедей творческой личности.
Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути продолжения образования (многоступенчатость образования, подготовительные курсы.)
А гражданином быть обязан...
Мораль и закон.
Административная и уголовная ответственность.
Армия и военный призыв.
Семья в жизни человека.
Правонарушения и преступления.
Ответственность несовершеннолетних.
Конституционные права и обязанности граждан.
Правовая культура человека.
Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?
Скажем «НЕТ» наркотикам.
О вреде курения.
О вреде алкогольной зависимости.
Стресс - неизбежная часть жизни.
СПИД и венерические болезни.
Взаимоотношения с полицией.
Здоровье. Как его сохранить?
Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости.
Поведение в экстремальной ситуации.

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным классного часа относится:

Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

Обогащение их знаний об окружающем мире;

Формирование эмоционально-чувственной сферы;

Формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Конкурса;

Викторины;

Встречи;

Экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Дискуссия;

Сюжетно-ролевая игра;

Устный журнал;

Социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

Газетные сообщения;

Пересказ события с помощью цитат;

Работа со словарем;

Работа с политической картой;

Комментирование информации;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость - что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час - это одна из важнейших форм организации воспитательного процесса. Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему «От сессии до сессии…»
Разработала Лупоносова Наталья Васильевна, преподаватель техникума технологий и дизайна.
Тема: "От сессии до сессии…"
Цель:

1. Познакомить студентов с историей возникновения студенчества
2. Сплочение коллектива.
3. Выработать умение общаться в малых группах, отстаивать свою точку зрения.
4. Развить способности к творчеству, импровизации, организаторским и коммуникативным качествам.

Форма проведения: игра «Пойми меня»

Оснащение классного часа:
Телефоны, наушники, карточки-задания, эмблемы команд, плакаты болельщиков, украшения для аудитории
Место проведения: аудитория № 16 А
Участники мероприятия: студенты группы КЦ-10, СДКХ-10
Ход классного часа:
1. Вступительное слово преподавателя
2. Оглашение правил игры
3. Игра
4. Подведение итогов
5. Заключительное слово преподавателя
Вступительное слово классного руководителя об истории возникновения студенчества

До ХVII века в России существовали школы при монастырях и архиерейских дворах. В 1632 году при Киево-Печерском монастыре была основана Киево-Печерская монастырская академия, а в 1687 году Славяно-греко-латинская Академия в Москве. На длительное время они стали центрами по подготовке высококвалифицированных кадров для нужд Русской православной церкви. Со временем при них открылись и первые светские школы.
Но настало время Петра I и его нововведений, появилась острейшая в специалистах технических и естественных направлений. За высшим светским образованием Петр посылает за границу, а школы, готовящие студентов, открываются в России.
В школах, а затем в Академии преподавали в основном иностранцы. В гимназии обучались дети солдат, мещан, ремесленников, детей дворян не привлекал тяжелый путь в науку. Преподавание предметов шло на немецком языке, жаловаться было некому.
За несколько десятилетий существования Петербургская гимназия при Академии наук не подготовила ни одного студента для ее университета, создав впечатление о полнейшей неспособности русских к наукам. Только после возвращения в Россию М.В. Ломоносова дело начало медленно сдвигаться с мертвой точки.
Ломоносов разрабатывает проект Московского университета. В нем предлагает открыть три факультета: философский, медицинский и юридический.
Свой проект ученый предложил осуществить Ивану Ивановичу Шувалову - фавориту императрицы Елизаветы.
В 1754 году сенат одобрил этот проект. Указ об основании Императорского Московского Университета Шувалов подал на подпись Императрице Елизавете Петровне 12 (25) января 1755 года. Это было не случайно. Иван Иванович хотел сделать подарок не только родной Москве, но и родной матушке Татьяне Петровне Шуваловой в день ее именин.

Строки средневекового мыслителя, поэта и ученого востока Омара Хайяма:

От неверия до веры расставанья -
Вдох один
От сомненья и исканья до познанья -
Вдох один.
Проведи в веселье это драгоценное
Мгновенье,
Ибо наш расцвет и наше увяданье -
День один.

«ПОЙМИ МЕНЯ»
Основные правила игры

1) В игре принимают участие 2 команды по 5 игроков

2) Игра проходит в три тура

3) В начале 1 тура проводится жеребьевка

4) Команда, набравшая большее количество очков в 1 туре, начинает 2-ой тур

5) 3 тур начинает команда, набравшая большее количество очков по итогам 1 и 2 туров

6) Во время игры участники могут использовать слова, мимику, жесты. Но при этом нельзя произносить однокоренные слова

Этапы проведения игры:

1 тур:
Первый игрок команды получает задание: Объясняет значение слова, не называя его, и не произнося однокоренных слов. Все остальные участники слушают музыку.
Объяснение происходит по очереди, но от первого до последнего игрока. За правильно угаданное слово командой игрок получает 1 бал. Затем происходит перестановка игроков и аналогично разгадывается новое слово. В конце 1 тура обе команды подсчитывают получение баллы.

2 тур:
Проходит перестановка игроков. Этот тур осуществляется аналогично 1 туру. Но задание усложняется.
Игрок, выслушав объяснение слова, не называет его, а записывает молча на листе бумаги. За каждое правильно угаданное слово - 1 балл.
В конце 2 тура подсчитывают баллы.

3 тур:
Осуществляется перестановка игроков.
1 игрок получает задание:
Высказать все свои ассоциации с полученным словосочетание. Остальные игроки при этом слушают музыку.
Затем поочередно каждый последующий игрок называет свои ассоциации с полученным словосочетанием.
Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше совпадений.
За ходом игры наблюдают эксперты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 ТУР
СЕССИЯ
ПЕРЕМЕНА
ЭКЗАМЕН
ШПОРГАЛКА

2 ТУР
КУРС
ЗАЧЕТКА
СЕМЕСТР
ЛЕКЦИЯ

3 ТУР
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛЕНИЕМ

Литература
1. Торгашов В.Н. В эфире новости (Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры). Педагогическое общество России. М. 2000
2. Женский сайт http://www.magiclady.net
3. По материалам книги Праздник круглый год
Гиляровский В.А. «Москва и москвичи»:
Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему «От сессии до сессии…»
Разработала Лупоносова Наталья Васильевна, преподаватель техникума технологий и дизайна.