Православное духовное воспитание связано с деятельностью церкви. Возрождение России предполагает одновременно возрождение разных религий, деятельности духовенства, восстановление православных храмов, мечетей, синагог; открытие при них духовных школ. Становление религиозного воспитания происходит параллельно светскому воспитанию, в сотрудничестве с государственной системой светского образования.

В нашей светской литературе, особенно философской, предпринималось немало попыток исследовать причины устойчивого, многовекового состояния духа, который характеризует психологию верующего человека и является для него ведущим, направляющим в его поступках, поведении, деятельности вообще. Это положение в первую очередь относится к русскому народу, но оно в равной степени относится к людям других национальностей и религиозных верований .

Основу православной духовности для русских составляет учение Иисуса. Оно изложено в евангелиях и не утрачено за прошедшее тысячелетие, а со времени принятия христианства на Руси является для русского народа, а также для многих других народов, населяющих Россию, единственной признаваемой религией, которая с помощью церкви формирует психологию верующих.

Предваряя изложение некоторых положений этого учения, нужно заметить, что оно опирается на способность людей понимать божество и обретать его в своем сознании и сердце. «Кто не чтит в себе эту способность, тот не чтит и божество». В различных ситуациях Иисус излагал божественное понимание поведения людей. Ученые люди попытались соединить все сказанное Иисусом в «нравственный закон». Сам Иисус «твердо решил вечно хранить верность тому, что неугасимо было запечатлено в его сердце: чтить только вечный закон нравственности и того, чья святая воля не подвластна ничему иному, кроме этого закона».

1. Божество выделило человека из мира природы, вдохнуло в него душу отраженным сиянием своей сущности, дало ему разум, и только вера в разум позволяет человеку выполнить свое высокое предназначение.

2. Человек не только чувственное существо, его природа не ограничена одной жаждой наслаждения, в нем есть и дух; искра божественной сущности, данная всем разумным существам, дана и ему.

3. Разум (под разумом Гегель понимает само божество) не осуждает природные инстинкты, но направляет и облагораживает их. Лишь тот, кто не повинуется разуму, сам осуждает себя, ибо он не осознал его света, не хранил его в своей душе и таким образом своими делами засвидетельствовал, какой дух его породил.

4. Истинное благоговение должно быть основано на духе, в котором господствует лишь разум и его высшее проявление - нравственный закон.

5. Если в вас умрет сила добра, то ваши дела пропадут среди бессмысленных забот и дел людских. Помощь, которую вы оказали в беде, утешение, которое вы принесли в несчастье, - будет иметь благотворные последствия во веки веков.

6. Не судите строго других, ибо та мера, которую вы прилагаете к другим, будет применена и к вам, а это не всегда служит вам на пользу.

7. «Пусть властолюбие будет изгнано из вашей среды. Почитайте честью для себя оказывать взаимные услуги и служить друг другу подобно тому, как целью моей жизни никогда не было господство над людьми, но служение человечеству и готовность пожертвовать ради него даже жизнью» .

Это лишь некоторые положения. Православные христиане еще ссылаются на Нагорную проповедь Иисуса Христа, главная мысль которой состоит в том, чтобы люди делали «добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея. Гл. 5). Это дает представление о сущности православного нравственного воспитания.

Духовность православная состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь одна, а именно - идея бессмертия души человеческой, ибо все остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают» (Ф.М. Достоевский) .

Люди, исповедующие христианскую религию, в большинстве своем не требуют доказательств появления среди израильтян Иисуса, таинства его рождения от Духа Святого, вознесения на небо после казни. Они просто верят в это. Для психологии вообще и для познания психологии верующего человека это очень важная сторона дела. Бесспорно, вера придает жизненные силы человеку, она порождает его жизненные смыслы, она управляет поведением не только отдельного человека, но и большими группами людей: за веру велись войны, неверных сжигали на кострах.

Что же такое - вера? Многие ученые пытаются понять православное учение, осмыслить православную нравственность, вернуться от коммунистической морали к морали общечеловеческой, выйти на создание программы развития духовности у детей в школах. Для понимания сказанного полезна статья В.И. Троцкого «Национальные духовные традиции и будущее русского образования».

Традиции подлинного образования в России, - пишет В.И. Троцкий, - изначально связаны с духовностью, с православием. Современное обезбоженное сознание с трудом воспринимает эту мысль. Поэтому целесообразно подойти к ней умозрительно и прояснить вопрос о духовности в общем культурном смысле. Но прежде всего вопрос: как православие смотрит на человека?

Патриарх Алексий II, действительный член РАО, поясняет, что «христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий. Это образ, который есть в каждом. Во многом он замутнен и затемнен грехами. И задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставрации икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика .

Свою восстановительную работу в душах людей Церковь совершает человеческой проповедью и Божией благодатью, таинствами и беседами, явлением добрых дел и воспоминанием о светлых жизненных примерах подвижников духа».

Рассматривая жизнь с точки зрения духовности, продолжает В.И. Троцкий, мы можем повторить вслед за В.Г. Белинским: жизнь человека дана ему «на сближение с Богом», «его наслаждения должны состоять в истине, благе и красоте»… Следовательно, лишь высокие идеи, возвышающиеся над обыденностью и прагматическими взглядами на действительность, обращающие нас к высшим ценностям, могут называться духовными.

Духовное начало было краеугольным камнем русского народного образования, обращенного прежде всего на житейские задачи соборного народного бытия. В эпоху становления русского национального самосознания школа служила именно этому. «Главное внимание педагогии, - писал В.О. Ключевский, видимо, о начальном образовании, обращено было… на житейские правила , а не на научные знания. Кодекс чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о христианском жительстве, о том, как подобает жить христианам .

XIX в. русского просвещения прошел в борьбе с нигилизмом, т.е. растлением духа. Воспитание умственное, писал в это время А.С. Хомяков, имеет целью не только передачу частных позиций, но и общее развитие всей мыслящей способности. При этом надо исходить из исторического национального опыта, признававшего верным лишь путь через возбуждение духовных переживаний, через презрение к голому нигилизму. Духовность, по мнению А.С. Хомякова, неразрывно связана с первоначальными семейными впечатлениями и невозможна вне целостности образовательных задач, поставленных школой. Целостность, обретаемую через широту охвата мира, через общее просвещение, А.С. Хомяков считал непременным условием отечественного образования. Ибо только полнота представлений о мире, включающих божественную реальность, превращает образование в познание мира как сотворенного Богом.

Отечественная школа советского периода, пройдя через отделение от церкви, «классовый подход к образованию», всевозможные педагогические увлечения, заменила духовность идеологией. Кодекс строителей коммунизма, будучи до неузнаваемости искаженным вариантом христианских заповедей, ни в коей мере не мог заменить их духовную сущность .

Следование традициям русской школы означало необходимость воспитания детей и подростков в атмосфере постижения образа Иисуса Христа, его нравственного вероучения. Религиозно-нравственное становление личности в ту пору оставалось первостепенной образовательно-воспитательной задачей.

Сегодня, когда поблекли или отвергаются национальные ценности, а новых пока не придумали, не следует ли нам, спрашивает автор статьи у читателя, с верой и любовью обратиться к народно-христианской традиции, связать, по мере возможного, духовное развитие детей с теми средствами воспитания, с которыми неизбежно столкнется русский человек на пороге третьего тысячелетия.

Пути возрождения современного православного воспитания и духовности изложил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на VI международных рождественских образовательных чтениях в 1998 г. Вот фрагменты его выступления.

Значительной проблемой остается духовная дезориентация общества. Многие люди утратили нравственный стержень жизни. Все дети независимо от типа школы нуждаются в православном воспитании. Наиболее острую тревогу вызывает современная государственная система образования. Преобразуя ее, надо прежде всего сохранить все лучшее в нашем образовании.

Средства массовой информации используются во зло, для разрушения нравственного уклада и порабощения ума и духа. Они используются для подавления созидающих внутренних сил души, чувств стыдливости и целомудрия, для пробуждения низменных инстинктов, распространения безнравственности и агрессии. Под угрозой оказалось само существование человеческой культуры.

Успешное развитие новых технологий - это еще не культурный прогресс. Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия человек все больше закабаляется и становится рабом вещей. По этой причине происходит возрождение архаичных культов, распространение тоталитарных сект. Магия, уничтожение детей в утробе матери, эксперименты с наследственностью и искусственное выведение живых особей, развращение малолетних, осквернение всего святого и чистого - вот последствия отрицания нравственных духовных начал, отрыв их от культурного фонда общения .

Православие может и должно помочь нашему народу вновь обрести дыхание жизни, возвратиться к истинной соборности, воскресить почти угасшее сегодня национальное бытие и достоинство.

В основе обучения должны лежать вечные ценности, воспринимаемые к преемству традиций. Не растекаться по древу должна мысль учеников, а учиться собираться, концентрироваться, быть целостной. Учить то, что не устарело и никогда не устареет. Все остальные знания должны быть сгруппированы вокруг этого ядра.

Прежде всего нужно «образование сердца» . «Зрение сердцем» предшествует умственному познанию. Сердце видит разом, нераздельно, мгновенно. Идея принадлежит сердцу, а не уму, внутреннему человеку, а не внешнему.

Школа изменяет свой тип и устроение. Но сегодня еще нельзя уяснить себе определенные черты новой школы. Какой бы она ни была, она должна унаследовать лучшие особенности отечественной школы и выполнять свое главное назначение - дать нравственные и ценностные ориентиры, научить детей самому необходимому и привить им способность научения новому и различения существенного от несущественного .

В современном информационном мире лоцманом для детей должен быть современный учитель. А компасом для него должна служить нравственная чистота и живая совесть и, конечно, прекрасное знание предмета. Без глубокой укорененности в родной отечественной традиции, выверенной опытом многих поколений людей, этого, конечно, не получится. Совесть - это глас Божий в душе человеческой, и она может не опираться на откровение Божие, данное людям на все времена.

Только развитие отношений между православной и государственными системами образования и нахождение точек взаимопонимания помогут им обогатить друг друга. Православная - развитием нравственного уклада жизни и гармонией личности, государственная - разработанными методами преподавания, школьными помещениями и др. Нравственное возрождение народа, укрепление начал семейной жизни, сохранение лучшего в российском образовании, взаимопомощь и взаимообогащение образования религиозного и светского, действенное противостояние силам разрушения и распада - вот реальная основа для конструктивного взаимодействия Русской православной церкви с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации .

Много удивительной красоты, чистоты и нетронутости, силы и свежести заложено в детские души, великие сокровища сокрыты в детских сердцах. Очень важно, чтобы меньше становилось детей, преждевременно одряхлевших душой, утративших всякий интерес к жизни, к высокому и благородному.

Важнейший вопрос педагогики - не столько напитать знаниями, сколько утолить жажду духовную. Официально православное воспитание осуществляется параллельно светскому. В сложившихся условиях автономия двух систем воспитания и образования не имеет четких границ. Священники работают не только со взрослыми, но и с детьми школьного возраста, религия приходит к детям и от взрослых членов семьи. Соединение двух направлений духовного воспитания возлагает на ребенка немалые трудности: ему самому приходится решать в своем сознании и душе проблему взаимосвязи науки и веры. Для определенной категории детей это непосильный душевный труд, поэтому помочь ребенку может только учитель .

Перечень вопросов, необходимых для изучения различных видов духовности представлен в приложении 2.

Выступление на научно-практической конференции.

Тема: "Размышления о духовно-нравственном воспитании детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция

«Воспитание духовности в современном мире»

Размышления

о духовно-нравственном воспитании детей.

Дубовец Светлана Николаевна,

старший воспитатель МДОУ

г. Иркутска детского сада №75

г. Иркутск, 2012

1. Введение

Актуальность

Проблемность

2. Основная часть

Духовные ценности

Средства духовного воспитания дошкольников

Определение нравственности и духовности

Воспитание духовности в детском саду и в семье

3. Заключение

4. Список используемой литературы.

Размышления о духовно-нравственном воспитании детей.

«Настоящий человек начинается там,

Где есть святыни души…”

(В.А.Сухомлинский)

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.

Мы часто не можем ответить на вопросы: почему дети растут бездушными, злыми? Почему детские сказки о Золушке и Иване - царевиче, почти не интересны нашим детям? Почему им нравятся Смешарики, Лунтики, Покимоны? Почему игры в Бэтмана, Человека-паука занимают главное место в жизни современных мальчиков, на второй план ушли игры в военных, космонавтов, моряков. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.

К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, бережного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?

Педагоги с горечью замечают, что воспитание малыша родители часто превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной профессиональной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Поскольку родители, в силу своей занятости, предпочитают общественное воспитание и с 1,6 лет отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Задача воспитателя – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако в новых комплексных программах проблема духовно-нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

К тому же не все педагоги знают, что такое духовно-нравственное воспитание. Некоторые путаются в понятиях «духовность» и «нравственность», и поэтому многие формы и методы не соответствуют принципам духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура. «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). Духовность – это посыл нравственности. Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание нравственности у детей.

Можно выделить следующие наиболее важные духовные ценности:

– осознанное познание себя и мира. К необходимости такого познания каждый должен прийти сам, осознанно делая свой выбор;

– стремление к изменению себя в соответствии с познанными законами. Человек духовный стремится к совершенствованию (Ю.М.Орлов определяет самосовершенствование как "правильное использование опыта жизни") себя через познание себя и окружающего мира. Можно прекрасно разбираться в искусстве, знать наизусть Библию, иметь несколько высших образований, но при этом оставаться человеком бездуховным. И напротив, духовным человеком может быть неграмотный крестьянин, поклоняющийся языческим божествам или духам Природы;

– не препятствие свободному выбору других людей. Духовность предполагает уважение свободного выбора другого человека.

– внутренняя религиозность. Под внешней религиозностью понимается посещение церкви и прочие действия атрибутивного характера. Внутренняя же религиозность – это отношение к Миру и Жизни как к божественным проявлениям, а значит, и стремление изменить себя в лучшую сторону.

Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:

Слово;

Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность или учение;

Природный и предметный мир;

Национальные обычаи, традиции, народные праздники;

Общественное мнение (родителей, сверстников);

Духовный и моральный климат семьи;

Фольклор, художественная литература.

На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.

Духовность, нравственность надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, ребенку с дошкольного детства необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия, стремления делать добро, творение красоты. «С.А. Рачинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, а в 50-е гг. ХХ века В.А. Сухомлинский на первое место в воспитании ставили задачу воспитания внутренней направленности человека, его глубинных способностей ощущения божественной красоты мироздания, которые рождают духовную любовь к окружающему миру и к другим людям»

В словаре Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков. Культура и традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.

Специалисты нашего ДОУ убеждены, что в содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. В детском саду воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Воспитатель нацелен на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала ребенка. Необходимо помнить, что усвоить ценности, значимые для всех людей на Земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви. Уже в младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, игрушке-забаве…). Малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками, которыми так богат русский язык; с декоративно-прикладным искусством: хохломской и городецкой росписью; дымковской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом. Дошкольники участвуют в фольклорных праздниках, организуют разнообразные выставки народного искусства, ярмарки детской игрушки, посещают в музее – краеведческие экспозиции. Через народное творчество ребенок может развиться как личность, может проявлять свои нравственные позиции, взаимодействовать со сверстниками в играх на основе общепринятых этических принципах. Для эффективного усвоения детьми духовных ценностей в детском саду проводятся специальные занятия по этике, регулярно устраиваются тематические утренники, периодически организовываются театральные представления с участием приглашенных артистов детских театров или посещение городских культурных мероприятий. Все это направлено на воспитание всесторонне развитой и духовно богатой личности. Опорой в нашей работе является работа по программе «Детство» (раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений»), программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой.

Традиционным в нашем детском саду стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых мы закладываем в сердцах детей умение сострадать и сопереживать, формируем в характере, уме и душе доброту, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы нами разрабатываются перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; великие люди России; знаменательные даты; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры. В планы музыкальных руководителей внесено участие детей в таких фольклорных и православных праздниках как Покров, Рождество, Масленица, Пасха. Запланированы консультации, лекции, позволяющее педагогам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»). Бала также продумана интеграция культурологического образования с разными видами детской деятельности. Это способствовало раскрытию творческого потенциала ребенка в музыкальной, коммуникативной, изобразительной, танцевальной областях на этническом содержании.

Педагоги вместе с родителями и детьми подбирают наглядный, дидактический материал по ознакомлению детей с историей и культурой родной страны, художественную и методическую литературу. В групповых помещениях созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства, подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида.

Участие дошкольников в фольклорных праздниках и развлечениях («Путешествие в музей», «Экспедиции в старину», «Часы увлекательного чтения «Хочу все знать», « Ярмарки родительских идей», «Парад семейных реликвий» позволяет приобщить их духу тех времен, почувствовать настроение, чувства людей, проявить свои творческие способности, что способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранению истории и определяет будущее нашего народа. Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Воспитание в музыке можно считать самым главным: благодаря ей «гармония глубоко внедряется в душу», овладевают ею, наполняют его красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Такой человек будет радостно воспринимать прекрасное, восхищаться и насыщаться им, согласовывая со всем этим свою жизнь.

Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, прежде всего, необходимо, чтобы сами педагоги и родители придерживались их. Если взрослые не придерживаются ценностей, которым учат детей, то чему они могут его научить? Росс Кэмпбелл пишет: «Чтобы ребенок воспринял то, что у нас есть, он должен отождествить себя со своими родителями настолько, чтобы их жизненные ценности стали его жизненными ценностями. Если он не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не принимают его в своем сердце таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками, ребенок испытывает серьезные затруднения, пытаясь отождествить себя с родителями и их ценностями».

Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь.

Поэтому необходимо отметить и важность в процессе воспитания связи таких явлений, как духовность и эмоциональность. Ребенок по сути своей склонен к эмоциональности. Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что он закрепится в сознании ребенка и духовность для него будет не только пустым словом. Росс Кэмпбелл отмечает: «...родители, желающие помочь ребенку в духовном плане, должны озаботиться его эмоциональным состоянием. Именно потому, что ребенок чувства запоминает легче, чем факты, у него в памяти должны накопиться приятные эмоциональные воспоминания, на которые уже можно нанизывать факты, особенно факты духовного содержания». Человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, и очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. В лице педагога, отца и матери он встречается с естественным авторитетом и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. Ребенок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.

Список литературы

1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.

2 Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-101.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.

4. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.

5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.- 736 с.


Воспитание в жизни общества

Постоянная убыль народа - это лишь внешнее проявление глубинных болезненных изменений, происходящих в сознании современных русских людей. Такое происходит, когда народ теряет волю к жизни, забывает о воспитании - о естественном для каждого здорового сообщества живых существ воспроизводстве и преумножении себя в череде поколений. В человеческих сообществах, отличающихся от просто животных особым качеством - духовностью, и воспитание должно быть прежде всего духовным. Даже телесное питание, особенности кухни разных народов обязательно основываются на каких-то мировоззренческих, как правило, вероучительных представлениях (на целом ряде духовно обоснованных правил воздержания, на пищевых запретах и т.п.). Точно так же телесные упражнения, игры и боевые искусства разных народов коренятся в их духовно-обрядовых преданиях (и если, к примеру, какие-то русские подростки углубленно изучают китайское боевое искусство ушу, то вместе с тем они духовно впитывают китайский пантеизм, воспитываются на нем и образуют из себя, сами того не понимая, некое подобие секты, отсеченной от живого целого собственного народа, и некую, пусть нелепую, прививку к китайскому народному древу).

К сожалению, лишь совсем недавно, на рубеже тысячелетий, губительность исчезновения воспитательного начала из образования и всей культуры осознали на самом высоком государственном уровне, после чего была написана и принята федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». На местах были созданы и выполнены свои подпрограммы данной направленности (например «Патриотическое воспитание населения Новгородской области на 2002-2005 годы»). Сейчас приняты и действуют программы на 2006-2010 годы.

Таким образом, хотя бы в последние годы деятельность Министерства образования определяется стремлением к срочному и всемерному восстановлению воспитательного начала в народном образовании на всех уровнях: от начального школьного до высшего. Правительством России утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Как отметил в 2002 году на Х Международных Рождественских образовательных чтениях В.М. Филиппов, в то время занимавший пост министра образования Российской Федерации, «этот документ подытожил многолетние дискуссии о путях развития обучения и воспитания подрастающих поколений. Образно говоря, он вернул государство в сферу образования, восстановил подвергавшийся непростым испытаниям союз государства и общества в деле просвещения молодежи. Это событие заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. И вот в чем он состоит. Первое. Воспитание рассматривается в Концепции “как первостепенный приоритет в образовании”. Цитирую конкретнее решение Правительства России: “Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - это формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности”».

Эти общие методологические установки, а также их испытание в ходе выполнения государственной и областных программ патриотического воспитания стали основой для намеченного на 2008 год системного преобразования всей воспитательной работы в сфере народного образования. Ожидаемое обновление существенно затронет содержание передаваемых от поколения к поколению знаний. В частности, с 2007 года обсуждается новая образовательная концепция, согласно которой предполагается введение с 2009 года в очередное поколение государственных стандартов общего образования целой образовательной области «Духовно-нравственная культура»: «Предлагаемые в Концепции решения позволят продвинуться от имеющейся в настоящее время относительной возможности (выделено авторами Концепции. - А.М.) систематического изучения духовно-нравственной культуры общества, в том числе религиозной, приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и традициям своей семьи, народа в общедоступной государственно-общественной (светской) школе - к гарантии такого образования как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса» . Очевидно, что уровнем только среднего образования предполагаемое обновление не ограничится и впоследствии затронет все другие уровни образовательной системы - от дошкольного до высшего профессионального.

Теперь мы заново осознаем простую и очевидную истину: отвлеченных и непременно общеполезных знаний попросту нет, всякое знание добывается благодаря определенному мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз этот заложенный в знании образ бытия способствует образованию человеческой личности, души. Знание является пищей духовной для человека, оно питает, воспитывает душу, усваиваясь ею, становясь своим для нее. В этом и заключается глубинная сущность воспитания как развивающего, образовывающего и образующего духовного питания.

Так что говорить о совершившейся в былые годы утрате воспитательного начала в образовании можно лишь в определенном смысле - в смысле отказа от государственного управления в этой области. На самом деле человек вместе со знаниями в любом случае все равно получает определенную пищу, вот только общество, народ порою не желает следить за этим сверхважным делом, пускает его на самотек, и тут-то воспитание, действительно, может пошатнуться и даже превратиться в нечто противоположное, поскольку вместе с доброй духовной пищей в потоке знаний, не подлежащих проверке опытных людей, может попасться и пища отравленная, злокачественная, то есть и не пища уже, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу (крайний пример такого «воспитания» - обучение детей в преступных сообществах, вследствие чего получаются «хорошие» преступники, но плохие люди).

К счастью, в действительности общественное воспитание народа не может идти совсем стихийно и неуправляемо. Даже в случаях крайнего небрежения оно все равно складывается из более-менее сознательных, хотя и разрозненных действий, предпринимаемых в отдельных семьях ради продолжения рода (а из растущих родов, говорящих на одном языке и верующих в одного Бога, образуется на-род ). Однако гораздо более действенным общественное воспитание оказывается при сознательном, целенаправленном и последовательном воздействии на все общество в целом, и в этом случае особенно важным оказывается подбор духовной пищи. Распознание духовных свойств знания на основе имеющегося у старших поколений опыта как раз и является одной из основных задач воспитания (наряду с добычей самих доброкачественных знаний).

Стремительный возврат в чиновно-государственный язык понятий «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовное воспитание», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание» таит в себе опасность омертвления глубинных корневых смыслов этих слов, то есть тех смыслов, которые развивались в течение многих веков нашей народной истории под солнцем Православия, но в XX веке значительно поблекли под воздействием бездуховной власти.

В частности, понятие духовное воспитание в своем полном, не усеченном объеме предполагает веру не только в духовность, бесплотность человеческой души или, если угодно, личности с ее сознанием и сверхсознанием (по словоупотреблению современной науки), но также обязательно и веру в бытие сверхчеловеческих духов, как добрых, так и злых, и, прежде всего, веру в бытие Божиего Духа. При этом надо помнить, что духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому все чаще теперь употребляемое и, казалось бы, громоздкое выражение «духовно-нравственное воспитание» не представляется излишним.

Нравственность

Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности - своеобразного умения и навыка выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится , но только то из понравившегося, что в свете имеющегося общественного опыта не губительно, не вредно для жизни и поэтому будет способствовать ее продлению, а значит, и сохранению самой возможности выбирать понравившееся в дальнейшем. Простой пример: если человеку по неведению понравится какой-то красивый, вкусный, но смертельно ядовитый плод и он его съест, то в будущем уже не сможет повторить подобный выбор. Подобно пище телесной, пища духовная несет в себе некий внутренний заряд воздействия на человека, в данном случае воздействия духовного, мировоззренческого, суть которого, в конечном счете, сводится либо к утверждению, либо к отрицанию жизни, то есть либо к нравственности, либо к безнравственности. Всякое мировоззрение, отрицающее вечность и непреходящую ценность частного, неповторимого человеческого существования (разные виды атеизма, пантеизма), по сути, является безнравственным, ибо так или иначе внушает идею конца, пресечения данной частной человеческой жизни. Такое мировоззрение может логически оправдать любой вид насилия над другими и над собой, любой вид самоуничтожения (например употребление наркотиков или прямое самоубийство в обстоятельствах кажущегося жизненного тупика).

Нравственность с ее тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием , ибо только на основе веры как совершенно особого вида познания можно объяснять целостность и неохватную бесконечность бытия. В жизни каждого народа вырабатывается свой нравственный (или относительно нравственный) взгляд на мироздание в целом. В частности, все основательные научные теории, включая самые современные (не говоря уже о больших древних мифологиях, предшествовавших науке) в той или иной степени опираются на веру в какой-то образ бесконечного бытия. А бесконечность бытия по самой своей сути откликается на любую веру, и вера начинает работать, по жизни доказывать свою истинность, верность (коренной смысл слова «вера» как раз и обозначает самое глубокое и непосредственное соприкосновение с истиной). Вера как таковая есть «осуществление ожидаемого» (Евр. 11: 1) Другое дело, насколько вера нравственна: именно настолько она и продлевается в своем существовании, и народ, исповедующий ее, не пропадает с лица Земли.

Здесь мы подошли к еще одной особенности воспитания: оно является не только нравственным, но нравственным в определенном вероисповедном смысле. И смысл этот различен у разных народов.

Вероисповедный нрав народа образуется, созревает веками, а в некоторых случаях и тысячелетиями. Если эта нравственность сильна, справедлива, истинна, то она способствует продлению народной жизни, а если ложна - пресечению (в данном случае следует говорить уже о впадении народа в губительную безнравственность). История свидетельствует: если какой-то народ попустительствует распространению в своей среде безнравственности (в любых известных и доказанных опытом проявлениях), он начинает слабеть и распадаться. То же самое совершается и в пределах частной жизни каждого человека. Не случайно безнравственность еще определяют как растленность.

Для России государствообразующим народом стали русские, а народообразующей верой - Православие. Что бы ни говорили современные неоязычники, дохристианское язычество славян не породило единого мощного государства (тем более столь обширного, как позднейшая православная держава), как не породило оно и единого мощного народа, скрепленного, связанного в одно целое общей верой в определенное мироустройство. Вера запечатлевается в языке, в словесных понятиях, и единый общепонятный язык становится основою, духовным корнем народа. Язычество не может породить такого единого мощного народа по самой своей сути: оно создает бесконечное множество «богов» - чуть ли не для каждого куста и каждой кочки - и способствует не столько объединению народа, сколько раздроблению на отдельные соперничающие роды и семьи, на обособленные, частные, пораженные тягой к бесконечному раздроблению языки (в этом смысл понятия «язычество»).

Упадок, казалось бы, православнейшей России к 1917 году свидетельствует лишь об одном - об утрате внутренней силы народной веры, о вероотступничестве, которое неуклонно возрастало в течение второй половины XIX века, а постепенное усиление страны после 1917 года свидетельствует о подспудном восстановлении православной веры в народе. И все-таки навязываемая сверху ложная материалистическая вера (глубоко безнравственная и самоубийственная в самой основе своей) не могла питать здоровой народной жизни и создать прочное государство. Чтобы существовать долго, само государство должно поддерживать определенную и притом правильную (верную) веру. Болезненный кризис конца XX века - окончательное доказательство слабости и разрушительности избранного после 1917 года безбожия и в то же время свидетельство прорыва наружу, из-под спуда, глубинной православности, которая, как свидетельствует наша более чем тысячелетняя история, способна при соблюдении своей чистоты возродить и народ, и государство.

Общей закономерностью исторической жизни народов является воздаяние через поколение. Недаром библейский Моисей водил свой народ по пустыне сорок лет: за такой срок можно постом, молитвою и покаянием заслужить землю обетованную, а можно и наоборот - безнравственными поступками обречь дотоле благополучную страну на какие-нибудь казни египетские.

Население, граждане и патриоты

В последнее время заговорили о патриотическом воспитании граждан , а также населения. В связи с этим надо прояснить коренной смысл названных понятий и определить их подлинное соотношение.

Патриотическое воспитание является высоким проявлением доброкачественного общественного воспитания. Как никакой другой вид воспитания оно нацелено на сохранение, воспроизводство и преумножение народа. Эта коренная особенность патриотического воспитания отражается в самом наименовании. Слово « патриотизм» , подобно большинству выражений на «-изм», применяемых для обозначения отвлеченных понятий, является у нас сравнительно новым. Раньше него, со времени Петра I, в русском языке укоренилось слово « патриот», которое является передачей древнегреческого «патриотис» («соотечественник», а оно вместе с «патриос» - «отчий, отечественный, прадедовский», в свою очередь восходит к «патир» - «отец, родитель»). Таким образом, в истоке понятия «патриотизм» содержится представление о самых близких и теплых, воистину семейных отношениях в обществе. Еще до Петра I, в древнерусском языке, возникает свое слово для выражения данного понятия - отчизнолюбие . В первой половине XIX века утверждается близкое, но более широкое по смыслу понятие народности . Само слово «народность», возможно, изобрел кн. П.А. Вяземский в 1819 году в качестве снимка с французского nationalité, во всяком случае, он сам так считал: «Слово, если нужно, оно укоренится… Окончание “ость” - славный сводник» .

Патриот ощущает себя соотечественником, сродником всему народу как большой семье. На этом уровне человеческих отношений стремление к личным выгодам сменяется жертвенностью во имя сохранения и продолжения жизни целого - большой народной семьи, в которой достижения каждого становятся общим достоянием, а общее достояние служит каждому соотечественнику. Как высшее выражение человеческого достоинства патриотизм представляет собой явление исключительно духовного порядка, не имеющее ничего общего с родо-кровными, по сути животными, связями, на основании которых возникают расизм, национализм (с такими частными проявлениями как шовинизм, фашизм, иначе говоря - нацизм). В западноевропейской культуре латинское по происхождению понятие «нации» (nātio - «рождение, род, народ») развивалось в двух противоположных направлениях, стремясь достичь и там и там крайности: с одной стороны, усиливая родо-кровные, языческие корни понятия и переходя, таким образом, в нацизм, с другой - усиливая в нациях общечеловеческие черты, стирая частное своеобразие и переходя через интернациональность к наднациональной безлико-серой «всечеловечности».

Славяно-русский, православный по духовному основанию патриотизм (также как и греко-православный, византийский) нацелен на многоцветное, многонародное развитие рода человеческого в целом. Это исключительно созидательное состояние народного духа, чуждое любому подавлению любого другого народа. В то же время патриотическое настроение духа естественным образом проникает и в родо-кровные отношения соотечественников внутри одного народа, одухотворяя эти отношения. Здесь прямо сказывается не забытое Православием евангельское откровение о предустановленной свыше таинственной духовно-языковой сохранности каждого из возникших в истории народов («языков», по-старославянски) вплоть до конца света и Страшного суда над всеми этими народами (более того, в Евангелии утверждается дальнейшая вечная жизнь этих народов как неких соборных личностей): «Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей… тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы; и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ; и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю… И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 25: 31-33, 46).

Патриотическое чувство неразрывно с желанием рождать и воспитывать детей, пестовать внуков и правнуков не просто на родной земле, но в среде своего народа, своего родного языка и передаваемого этим языком миропонимания, которое в основе своей объединяет соотечественников, не позволяет им ослабляться во внутренних раздорах, помогает ставить и достигать общие жизненные цели. Патриотом нельзя стать без глубокого постижения своего народного языка и без осознания его как именно родного. На таком уровне язык начинает усваиваться вместе с молоком матери, и поэтому подлинному патриоту дóлжно родиться в данном отечестве и получать в нем изначальное воспитание.

Население в широком смысле - это все, кто проживает на данной земле, населяет ее, включая и патриотов. Однако вместе с патриотами проживают и явные не-патриоты. Они обозначаются понятием населения в узком смысле, являясь противоположностью патриотов-соотечественников. Лишенные патриотического сознания насельники, сожители одного места объединяются преимущественно хозяйственной, деловой привязкой к данному месту, причем привязкой не обязательно постоянной. Понятое таким образом население обладает сознанием временщиков, кочевников, наемных работников, подселенцев, которые живут по закону: «Моя хата с краю, я ничего (и никого) не знаю». Мощную прослойку в населении составляют убежденные, сознательные преступники разного рода, образующие безродные или же родо-кровные тайные сообщества. У населения нет сознания своей принадлежности к местному государствообразующему народу, отечеству, родине, нет и любви к этим жизненным данностям. Подселенцы часто осознают себя принадлежащими к какому-то другому, не коренному для данного места народу и сознательно не желают изучать язык коренного народа, тем более признавать его родным и воспитывать на этом языке собственных детей. Такие внутренне замкнутые сообщества поселенцев (включая и прямо преступные сообщества) образуют своеобразные государства в государстве, обычно становясь передовыми, наступающими отрядами других народов, патриотами которых они себя в некоторых случаях осознают.

Вместе с тем среди новых поселенцев всегда находятся люди, искренне желающие включиться в семейное целое коренного народа, остаться на данной земле, в данной стране и воспитывать своих детей, а тем более внуков, на данном коренном языке как уже родном для них. Каждое здоровое государство, каждый полноценный народ приветствует такое пожелание своих гостей и, установив испытательный срок в несколько лет (в каждом государстве свой), награждает поселенцев достоинством граждан как переходной ступени на пути вхождения в состав государствообразующего народа.

Гражданство является знаком включенности в государство, осуществляющее признанную народом власть. Граждане, по коренному смыслу этого понятия, отличаются оборонным сознанием жителей «града», объединенных принадлежностью не просто к определенному месту жительства, но месту своему, дорогому для себя и потому огражденному, огороженному, защищенному. Данное слово образовано от старославянского «град» - огражденное место (по-русски - «город», огороженное место). Понятие восходит к древним городам-государствам (в частности, греческим полисам). В настоящее время понятие «граждане» обозначает признанных, узаконенных обитателей всех населенных мест в составе определенного государства, ограждающего их своею властной и законодательной защитой от внешних враждебных воздействий. Граждане собственно и являются основной силой государства, они объединены стремлением к совместной самозащите от любых внешних угроз, а также желанием внутреннего благополучного развития своего целостного сообщества. Отсюда устойчивое понятие «гражданская оборона» и противоположное понятие «гражданская война» (первое соотносится со здоровым состоянием гражданского сознания, второе - с его болезнью и распадом). Граждане признают свои определенные обязанности перед данным замкнутым сообществом людей, а сообщество в виде государства наделяет граждан определенными правами, преимуществами, которых лишены не-граждане. Граждане должны на определенном, достаточном для общения уровне овладеть коренным государствообразующим языком, хотя и не обязаны признавать его родным. Образованию собственно гражданского сознания способствует гражданское воспитание . Гражданское сознание поддается более точному юридическому описанию по сравнению с сознанием патриотическим, основанным на высших духовных качествах человека: любви, совести, вере, верности.

Патриотическое воспитание может относиться к населению в целом, а может - и к более сплоченным, упорядоченным слоям населения - гражданам и патриотам. В ныне действующей государственной программе патриотического воспитания речь идет о гражданах, а не о всем населении России, хотя и население, еще не получившее гражданство, в целом неизбежно охватывается данным воспитательным воздействием, благодаря этому постепенно преобразуясь в граждан и патриотов.

Наше государственное мышление в его новейшем состоянии близко к тому, чтобы признать, если можно так выразиться, неслиянность, но и нераздельность российского государства и Православной Церкви. В области государственного управления народным просвещением об этом впервые возвестило письмо Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”». В приложении к письму, между прочим, говорится о «выдающемся значении православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, месте православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии». Именно веющий от этого письма сокровенный дух будущего государственного развития, а не рассудочно-логическое содержание, ничего нового в уже наличное состояние народного образования не привносящее, так встревожил современную либеральную общественность. Понятие гражданственности сближается с державностью, патриотизм - с народностью и православностью, и все это предсказывает возможное восстановление триединства «Православия - самодержавия - народности». Во всяком случае, государство на наших глазах движется навстречу Церкви, словно бы вспоминая о достоинствах и возможностях древней византийской и русской симфонии властей.

Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)

Письмо П.А. Вяземского в А.И. Тургеневу от ноября 1819 года // Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. М., 1959. C. 385.

Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же пошлой известности.

Как мы уже знаем из статьи кто такой духовный человек это не тот, кто ходит по церквям, бьётся об пол лбом в притвором раскаянии, нарочито молится или подаёт милостыню. Ещё сам Иисус дал определения духовного человека:

«Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»

потому и выдумывать здесь больше нечего.

Воспитание духовности надо начинать с малых лет, что бы в ребёнке росла нормальная реакция хорошего человечка - желание помочь. Ибо если трактовать слова Христа, то человек, соблюдающий в жизни Волю Всевышнего, и есть тот богочеловек, которому претит зло, ложь, лицемерие и агрессивность. Но почему родители возложили эту важнейшую роль на государство и церковь? Отчасти оттого, что большую часть времени они вынуждены зарабатывать хлеб насущный, но больше всего оттого, что сами они не знают и не понимают разницу между добром и злом. Иначе как объяснить, что в нашем мире всё же большее количество людей злые, завистливые и агрессивные? И если кто-то захочет возразить, то тогда как же объяснить тот факт, что сегодня в мире всё так плохо? Я не буду перечислять тут все отклонения от нравственности, ибо трезвый ум и рассудок это видит и так хорошо. И с каждым годом, дети рождаются и рождаются, но, судя по тому, что состояние планеты не улучшается, можно предположить, что и воспитание особенно духовное также снижается в своём качестве. Да, возможно само образование и где-то выходит на должные уровни, в чём так же приходиться сомневаться, но постарайтесь всё же не путать умного с мудрым, и образованного с духовно развитым. Надеюсь, разница для большинства понятна.
Что же получается, чем мы дальше от начала школы, тем мы хуже стали учиться? Вроде бы как-то не логично. Прийти к окончанию школы с меньшими знаниями и опытом чем мы пришли в первый класс.

Так почему же так получилось, что за 2000 лет, от появления на Земле величайшего из Учителей человечества, давшего не такие уж и сложные законы, мы так и не смогли научиться? Есть хоть какое-то разумное объяснение? Что нам мешало? Технический прогресс? Вроде бы как бы не должен. Он освободил человека от тяжкого ручного труда. Теперь не надо тратить по пол дня, чтобы натаскать вёдрами воды, дабы устроить постирушку и помыть посуду. Закинул себе в стиралку, а сам свободен. Тоже и с посудой, для того и придумали посудомоечные агрегаты. Казалось бы, вся эта механизация, автоматизация должна была послужить на пользу человечеству, ан нет. Куда стал девать высвобожденное время человек? Он стал больше читать? Так почему закрывают библиотеки? Ааа, вы скажете, мол, всё стало теперь доступно в сети Интернет, а что от этого читателей прибавилось? А может быть человек стал больше молиться? Медитировать? Ааа! Я понял!! Он кинулся наверно помогать нуждающимся. Я понимаю, сарказм видимо тут не уместен. Но кто ж ответит, на что человек потратил своё высвобождённое время? Правильно!! Совершенно верно, он его тратит ещё на большее праздное его препровождение. Стал больше посещать кабаки, рестораны, гольф клубы, боулинг, концерты сомнительных «звёзд» больше стал пить, употреблять наркотиков, заниматься сексом (а не учится любить) ну и, конечно же, ещё больше ему на всё это нужно денег. Всё тот же замкнутый треугольник . И пока родители так живут, социум и религия лепит из наших чад зомбомашины выполняющие их задачи, но не ваши, и не свои собственные. Социуму нужно пушечное мясо, дабы завоёвывать другие территории, религиям нужны овцы, чтобы их постоянно стричь, государство как бы их не финансирует, вот и живут за счёт прихожан. Все имеют выгоду, акромя собственных родителей, которые зачастую и сами, втянувшись в эту вакханалию, позабыли, что есть бог и любовь.
Вот и имеем, то, что имеем. Поголовно все безработные с высшим образованием, уровень знаний упал ниже плинтуса, многие уже даже не знают что такое нравственность и целомудрие.

И опять можно до утра перечислять все недостатки «цивилизованного» мира.
Вот смотрите, как время изменяет сознание и восприятие людей. Прошу прощения, не время, а то, что происходит в это время. То есть, те манипуляции человеком, которые изменяют его восприятие окружающего мира. Ещё бы лет 30-40 назад эта картинка вызвала бы даже не смех у детей, а, скорее всего негодование, возмущение, осуждение и непонимание, как так можно?!

А сегодня этим никого не удивишь. Ну, вот и накиньте ещё 30-40 лет, куда может завести полное невежество всё человечество, если с таким ужасающим прогрессом мы катимся в обратную сторону от дня исчисления нашего времени? Потому на следующем фото события не менее реальны, могут быть, чем на первом:

Маленькому Алёшеньке нужна срочно дорогая операция в Германии

И как человеку теперь помочь, если за зовом о помощи может быть вот такая вот безмозглая мамаша?
Сегодня просто модным стало высмеивание пионеров, комсомольцев, все стараются подражать бойскаутам. А чем эти самые бойскауты отличаются от пионеров? Всё то же самое и даже хуже. Если пресловутые бойскауты учатся спасть только свои собственные задницы, в смысле выживать, то наши пионеры учились помигать нуждающимся, вспомните хотя бы Тимура и его команду. Это что, достойно насмешек? Сегодня высмеивают всё, что связно со старым Советским Союзом. Собрания, например, на которых осуждали лентяев, прогульщиков, пьяниц. Им выносили осуждающие приговоры, били так сказать по карману. Ну и скажите мне на милость, чем сегодняшний суд присяжных отличается от товарищеского суда? Только лишь названием и тем, что это изобретение «развитой» Америки? А те же самые характеристики. Без которых сегодня на Западе ты не устроишься ни на одну работу. Только сегодня они называются рекомендации, а тогда это была простая характеристика то ли со школы, то ли с предприятия, на котором ты работал. В общем, за эти 30-40 лет, произошла всего лишь небольшая подмена ценностей. И если присмотреться, то подменено уже довольно много, осталось ещё совсем чуть-чуть. И человек в конец оскотенеет, превратиться в животное со своими основными инстинктами: пожрать, поспать и погадить. Ибо даже размножаться ему уже сегодня тоже внушают не делать.
Вывод прост. Как можно скорее родителям надо восстановить связь со своим внутренним человеком , со своим высшим «Я». Как можно скорее выбраться из оков Майи сразиться со своими бесами невежества и тогда они смогут удержать детей от разложения социума. Если помните величайшую мудрость:

«Праведный муж спасает неправедную жену. Праведная жена спасает неправедного мужа»

Но когда у них обеих рыльце в пушку, то, что говорить об их детях?

Ради интереса, найдите, пожалуйста, в современных детских песнях, если вообще таковые имеются, хоть чуточку полезной информации. И для сравнения приведу тебе, дорогой мой читатель, в пример старую советскую песенку, с небольшим комментарием.

Прекрасное далёко

Прекрасное далёко
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь.
От чистого истока
В прекрасное далёко,
В прекрасное далёко
Я начинаю путь.

Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос – и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.

Не песня, а просто кладезь мудрости и совершенства. Ну, во-первых, голос из прекрасного далёка, это голос прошлых жизней, воплощений, голос прошлого опыта, голос совести, в конце концов. Который и зовёт в манящую даль, то есть следовать и дальше по пути вечного совершенства, именно поэтому далёко прекрасно! Далее идёт просьба-молитва. Не будь ко мне жестоко, убереги от всяческих невзгод, предостереги от совершения ошибок. А тут даже и комментировать вроде бы нечего: От чистого истока в прекрасное далёко, я начинаю путь. Создатель чистый исток, от которого мы все произошли, и в момент нашего пробуждения в этой иллюзии мы все начинаем свой Путь в то самое далеко которое так прекрасно! Но и это ещё не всё, голос из далека, всё тот же голос интуиции, зовущий в перёд, тот же голос совести строго спрашивает: А сегодня что для завтра сделал я? Ибо Закон гласит: сегодня ты получаешь, только то, что ты вчера сам себе и приготовил. И вот скажите мне на милость, как человек сегодня ждёт благодати или ещё чего нибудь хорошего, если он вчера палец об палец не ударил чтобы сделать хорошее миру окружающему? Далее идёт клятва. И если вспомнить слова Учителя:

«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным»

То получается вроде бы как идёт нарушение заповеди. Но это не так, если посмотреть немного с другого ракурса. Всё дело в том, что в этом мире действительно от человека зависит все, ибо он и есть бог в воплощении. Но человек отрёкся от своего истока, и стал болтать своим языком что помелом. А клятва это своего рода подписанное соглашение, которое ты или должен будешь исполнить или же отречься. Другими словами клятва сама по себе это настолько мощный инструмент, как и проклятие, или же благословение. Если же человек чем нибудь поклялся, он просто обязан это выполнить, или он сам себя унизит. Но поскольку человеку не ведомы обстоятельства, которые могу с ним случиться, то Иисус, и рекомендует лишний раз не рисковать, клянясь тем или иным. Поэтому, клятва в песне, это настолько серьёзный, ответственный шаг, что или это сделается или лучше смерть, а не позор. Но посмотрите о чём клятва? Стать чище и добрее!! Ни много, ни мало. А теперь вспомните, как в каждом голливудском фильме, будь он хорош или плох, от начала и до финальных титров главные герои клянутся, то матерью, то самим богом. раздают клятвы на лево и на право, что полностью их обесценивает, и приводит человека под монастырь.
Ну и на конец, дорога на которой нет следа… пусть ваше воображение, фантазия, сердце или интуиция сама подскажет, что это такое.

Иногда действовать проще, чем говорить. А ведь, казалось бы, все должно быть наоборот

Для Неба значимы не успехи, которых вы достигаете, а усилия, которые вы прикладываете, ибо только усилия поддерживают вас на правильном пути, тогда как успехи часто ослабляют вашу бдительность. Даже если вам не удалось, даже если вы не получили никакого результата, это не имеет значения: вы, по крайней мере, работали.

Итак, не просите успехов, Небо даст их вам, когда сочтет нужным. А вам надо совершать усилия, потому что Небо не может делать их за вас. Так же как никто не может поесть за вас, так и Небо не может «поесть» за вас, то есть совершать усилия за вас; вы сами должны их делать. А успехи… Небо их дает, когда захочет и как захочет, в зависимости от того, что оно считает предпочтительным для вашей эволюции. Сколько святых, пророков, Посвященных покинули землю, не добившись успеха! Несмотря на их свет, их неподкупность, их чистоту, им не удалось утвердить среди людей торжество своего идеала; это доказывает, что успех не зависел от них.

Часто некоторые из вас мучаются: «Я молюсь, я медитирую, и несмотря на это, ничто не изменяется. Почему?». На самом деле происходят большие преобразования, но они настолько тонки, что вы не можете их увидеть. Итак, воспряньте духом. В Священном писании сказано, что Бог является истинным и справедливым. Все усилия, которые вы прилагаете, работая над своей внутренней материей, укрощая и одухотворяя ее, чтобы становиться все более и более благотворным для всего мира, все эти усилия регистрируются, и однажды вы увидите результаты. Когда? Это как раз то, что трудно узнать. Но пусть вас это не беспокоит. Вам надо только работать, оставляя Небу определять, когда, где и каким образом ваши усилия будут вознаграждены.

Впрочем, сами усилия уже несут в себе вознаграждение После каждого усилия, после каждого упражнения мысли жизнь приобретает другой цвет и другой вкус. И если Посвященные испытывают столько радости и счастья по малейшему поводу, то именно благодаря той духовной работе, которую они предварительно проделали. Если бы они не проделали эту работу, по воспитанию духовности, они были бы как те пресыщенные люди, у которых больше нет вкуса ни к чему. У этих людей есть все, они не испытывают ни в чем недостатка, но они утратили вкус жизни, потому что внутри у них нет никакой интенсивной деятельности.

Даже если нет никаких непосредственно видимых результатов, надо знать, что нет ничего более эффективного, чем духовная работа, чем воспитание духовности в себе. Если результаты заставляют себя ждать, это потому, что духовный, божественный мир менее доступен, чем мир материальный, но не надо бросать эту работу. Если вы бросаете эту работу, значит, у вас нет ни знаний, ни здравого суждения. Сколько нужно времени, чтобы вырастить салат?.. А чтобы вырастить дуб?.. Сколько времени существует салат? И сколько времени может жить дуб? Во внутренней жизни обнаруживаются точно такие же законы: если вам нужен салат, символически говоря, вы его быстро получите, но также быстро он и завянет. Тогда как если вы хотите вырастить дуб, вам нужно долго ждать, но он будет жить века.

Итак, работайте — и все! Никогда не назначайте дату осуществления ваших духовных устремлений. Если вы назначаете дату получения какого-либо внутреннего результата, победы над каким-то из ваших недостатков, вы будете только надрываться, и ваше развитие не будет гармоничным. Итак, вам надо работать над вашим совершенствованием, не назначая определенных дат, думая что перед вами вечность, и что рано или поздно вы добьётесь совершенства, которого вы желаете. вы должны думать только о красоте предпринятой вами работы и говорить себе: «Поскольку это так красиво, меня не заботит, сколько веков или тысячелетий мне понадобится, чтобы завершить эту работу».

Многие люди думают, что когда они приняли то или иное решение, то все будет происходить точно так, как они этого хотят, что все инстинкты покорно склонятся перед этими решениями, а мудрость и разум восторжествуют. Они и не подозревают, что могут проснуться другие силы и воспрепятствовать осуществлению их проектов. И когда они видят, что у них не получается то, что они надеялись получить, и в те сроки, на которые они, надеялись, они становятся язвительными и злыми, и изводят других своими несостоявшимися амбициями. Не надо устремляться в духовное воспитание, духовную жизнь, не зная ее законов, иначе результаты могут оказаться ещё хуже, чем, если бы оставались в заурядных заботах.

Впрочем, никогда не надо углубляться в духовную активность, будучи слишком уверенным в себе, так как этой уверенностью провоцируются другие силы, противостоящие реализации. Вы должны были это заметить. Вы решаете что-то сделать в какой-то определенный день; и вот этот день наступил, но у вас нет никакого желания это делать. Однако когда вы принимали решение, вы были искренни, вы были тверды в намерении исполнить задуманное. Следовательно, впредь не обещайте слишком твёрдо, не объявляйте о ваших планах всем, сохраняйте ваши желания в себе, тогда у вас будет меньше препятствий мешающих их осуществлению. Вот правило, которое очень важно знать.

Человек не должен углубляться в воспитание духовности, не обладая предварительно некоторыми понятиями, иначе он рискует столкнуться с очень неприятными сюрпризами. Человеческое существо можно сравнить с деревом. Да, как и у дерева, у него есть корни, ствол, ветви, на которых растут листья, цветы и плоды. Чем больше дерево растет, тем больше корни углубляются в землю; то есть, чем больше человеческое существо развивается, тем больше готовы проснуться в нем инстинктивные силы: чувственность, гнев, гордость…

Нужно знать человеческую природу и понимать, что механизм, включенный в одной части его существа, вызывает включение другого механизма в другой его части. Вы скажете: «Но тогда, если что-то может возбуждать и усиливать наши инстинктивные силы, не надо посвящать себя духовному воспитанию?» На самом деле есть способы управлять этими инстинктивными силами и достигать благодаря им наибольших внутренних результатов. Это и называют духовной алхимией. Да, как много надо знать, чтобы не сбиться с пути.

Даже когда вы одерживаете победу, не засыпайте, будьте еще более бдительными, потому что противоположная сторонатемные силы — может атаковать вас, и если вы допустите, чтобы она вами завладела, то вы можете потерять все преимущества, которые ранее приобрели. Это закон: поскольку все связано, то движение, возникшее в одной области, вызывает движение в противостоящей области. Вот почему когда Посвящённый занимается очень светлой работой для всего человечества, он, сам того не желая, пробуждает другую сторону — тьму. Но так как он знает это, он предпринимает меры предосторожности. Не надо отказываться от работы ради Света только из-за того, что одновременно пробуждаются враждебные, темные силы. Однако надо знать, как им не поддаться и продолжать духовную работу, воспитание своей духовности, вплоть до победы, и в то же время научиться использовать трудности как стимуляторы.

Но особенно никогда не забывайте, что в духовном воспитании себя не вам назначать сроки реализации. Иначе, когда человек видит, что его лучшие устремления не осуществляются, он думает, что потерпел поражение, озлобляется и от всего отказывается. Жаль, когда отказываются только из-за того, что успехи не пришли в назначенный срок. Надо продолжать работу в полноте, великолепии и в спокойствии, только так вы придете однажды к совершенству. Только так вы сможете себя воспитать духовно.

Воспитание духовности важнейшая проблема всего человечества сегодня. Воспитание духовности становиться посмешищем, вместо того чтобы стать аксиомой. Воспитание духовности человеку так же необходимо как воздух и вода. Без воспитания духовности человек превращается в животное, происходит процесс инволюции. Уроки по воспитанию духовности необходимо внедрять в учебные заведения. Каждая семья должна сама воспитать в себе духовность не ожидая пока её заставит сама жизнь.