Исторический смысл малороссийского казачества заключался в борьбе за народность и веру. Эта борьба с турками, татарами и поляками закалила народный характер, придала казакам Украины черты железной энергии, которая часто то задерживалась и скрывалась под личиной хитрости и простодушного лукавства, даже флегматичности и лени, то вдруг вырывалась на свободу и принимала широкие размеры стихийной силы, не знавшей удержу и пределов. Жизнь казаков была сложна: приходилось бороться и хитростью, и силой, приходилось быть и дипломатом, и солдатом. Именно так эту жизнь и описывает в «Тарасе Бульбе» Гоголь . Нужды времени требовали многих практических знаний: каждый казак должен был быть и землепашцем, и охотником, и скотоводом, и садовником, и врачом, и ремесленником. Это развивало разносторонность, находчивость, предприимчивость, но не привязывало человека к какому-нибудь одному определенному делу. Гоголь показывает, что постоянная готовность казака идти навстречу опасности, неуверенность в завтрашнем дне приучали равнодушно смотреть в глаза смерти, не дорожить своей головой, но не стесняться и чужой судьбой... (См. Образ Тараса Бульбы .)

Атака запорожцев в степи. Картина Ф. Рубо, 1881

Из описаний «Тараса Бульбы» видно, что семейная жизнь казачества шла беспутно и безалаберно. Семья и домашний очаг были казаку не нужны; эти привязанности заменялись у них духом «товарищества», связавшим их в вольную дружину удальцов-«лыцарей», собиравшихся в Запорожской Сечи . Гоголь показывает, что суровая жизнь, полная опасности, развивала в суровых сердцах казаков дух удальства и, в то же время, умение на все опасности глядеть с равнодушным спокойствием, даже с юмором.

Для людей вроде Тараса Бульбы «святым» в жизни было немногое, христианская вера, родина да чувство товарищества. Эти немногие и простые идеалы однако наполняли жизнь казаков смыслом, очищали облагораживали их существование, делали их «лыцарями», как они сами себя называли, оправдывали, в их собственных глазах, и разбойничьи набеги на берега Черного моря, и жестокие расправы с евреями и католиками .

Патриотизму казаки времён Тараса Бульбы служили беззаветно, он был главным идеалом их жизни идеалом суровым и жестоким, затемнявшим все другие привязанности и стремления (к семье, к женщине, к мирным занятиям). Многие из этих черт сохранились в душе малороссов и до времен Гоголя , и в своих «Вечерах », в «Вии » он собрал все эти измельчавшие остатки прежних чувств, скованных блестящим прошлым, но уже не находящих себе объяснения в настоящем... В «Тарасе Бульбе» Гоголь объяснил, откуда взялось у малороссов это ленивое равнодушие, эта флегматичность, этот юмор и упрямство, все те национальные черты, которые собраны и воплощены им в действующих лицах его героической повести. Что в современной жизни казалось смешным, даже карикатурным, то в историческом освещении героической повести о Тарасе приобрело серьезный и глубокий интерес. Вот почему и эта повесть Гоголя, и главный герой её имеют большое историческое значение.

Главная особенность художественного произведения на историческую тему - в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия - в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне - они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. и думы, посвященные рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь - ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев - засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями - опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его - это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака - боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» - с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.

Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь - так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба - лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.

Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку - даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.

2ВАРИАНТ
1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?
А) из Киева Б) из Москвы В) из Харькова
2. Какие поступки по законам Запорожской Сечи заслуживали наказания?
А) воровство Б) обман в картах В) пьянство
3. О чём идёт речь? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».
А) жизнь в Сечи Б) учёба в бурсе В) осада Дубны
4. Что взял с собой в Дубну Андрий?
А) оружие Б) пленных В) хлеб
5. О ком из персонажей повести идёт речь в данном отрывке?
А "он также кипел жаждою подвига,но вместе с нею душа его была доступна и другим... он был очень хорош собою"
Б« О! да этот будет со временем добрый полковник!...ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!»
6. Дополните фразу.
А «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»
" Бывали и в других землях..., но таких, как и в Русской земле,не было..."
7. Какова судьба Тараса Бульбы?
А) был казнён В) возглавил Запорожскую Сечь Б) ушёл за Днестр
8. Кому принадлежат следующие слова?
А) «Не смейся, не смейся, батьку! ..хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!... За обиду не посмотрю и не уважу никого».
Б) " Пусть же знают они все, что такое значит в Рсской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведется тк умирать..."

1. Вступление.
а). О повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".
2. Основная часть.
а). Происхождения Тараса Бульбы.
б). Внешний облик героя.
в). Особенности характера.
г). Отношение к жене, сыновьям.
д). Взгляды на товарищество, любовь к Родине.
е). Поведение в бою.
ж). Смерть Тараса Бульбы.
3. Заключение.
а). Тарас Бульба- народный герой.

1)Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?

1)Из киевской бурсы;2)Из реального училища;3)Из гостей;4)Из военного похода
2)Какую интонацию выбирает автор в сцене встречи Тараса со своими сыновьями?
1)романтическую;2)лирическую,печальную;3)весёлую,ироническую;4)удалую,радостную
3)Какой фразой одобрил своего сына Тарас после их шуточного боя?
1)"Смотри какой ты пышный!"
2)"Да он славно бьётся!"
3)"Ах ты, такой-сякой сын!"
4)!Добре, сынку! Ей богу, добре!"
4)Куда хочет отправить Тарас Бульба своих сыновей для получения науки?
1)в киевскую бурсу;2)к родственникам;3)в военный поход;4)в Запорожскую Сечь
5)Кого велел созвать Тарас по случаю приезда в родной дом его сыновей?
1)всех сотников и весь полковой чин;2)близких и дальних родственников;3)богомольцев;4)казачьего атамана со своей свитой
6)Какие основные мотивы положены в основу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?
1) Мотивы любви и дружбы;2) Мотивы истинного патриотизма и предательства;3) Мотивы гордого одиночества;4) Мотивы свободолюбия
7)Каким событием заканчивается повесть?
1)смертью Андрия;2)смертью Остапа;3)смертью Тараса Бульбы;4)возвращением Тараса Бульбы домой.

Старый Тарас Бульба насмешками встретил двух своих сыновей, учившихся в Киевской бурсе и приехавших домой. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья. Их крепких здоровых лиц еще не касалась бритва. Дети были смущены таким приемом и стояли неподвижно. Наконец старший сказал, чтобы Тарас прекратил над ними смеяться, иначе он не посмотрит на то, что перед ним батька, и поколотит его. И отец с сыном стали всаживать друг другу тумаки. Лишь жена Бульбы глядела на все это и говорила, что старый, верно, одурел. Младший стоял в стороне. Мать его обнимала и на вопрос отца, почему и он не поколотит батьку, просила от сына отстать. Бульба велел не слушать мать, поскольку она - баба, и отказаться от всякой нежбы, потому что их нежба - чистое поле да добрый конь.

Через неделю отец пообещал отправить сыновей в Запорожье учить их настоящей жизни. Мать жалостно говорила, что детям и погулять не удастся и не узнать им родительского дома, всего-то неделю удастся ей их видеть. Бульба приказал старухе прекратить выть, потому что казак не для того, чтобы возиться с бабами, и повел Остапа с Андрием в светлицу за стол. По случаю приезда сыновей Бульба созвал сотников и весь полковой чин. Гости поздравили и Бульбу, и юношей и сказали, что нет для молодого человека лучшей науки, чем Запорожская Сечь. За обедом говорили об учебе, да о предстоящей поездке. В конце концов было решено, что на Сечь они поедут не через неделю, а завтра. Бедная старушка-мать не могла удержаться от слез и взглянула на своих детей, с которыми ей угрожала скорая разлука.

Бульба был страшно упрям. Это был один из тех характеров, которые могли появиться в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена набегами монгольских хищников. Тогда возникло и завелось казачество – широкая, разгульная замашка русской природы. Все поречья, перевозы усеялись казаками, которым и счету никто не ведал. Вместо прежних уделов и мелких городков возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников.

Короли польские, очутившиеся владетелями сих пространных земель, поняли значенье казаков и выгоды такой бранной сторожевой жизни. Под их отдаленной властью гетманы, избранные из казачьей среды, преобразовывали околицы и курени в полки и правильные округи. Это было не строевое собранное войско, его бы никто не увидал. Но в случае войны в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне во всем вооружении. Когда поход заканчивался - воин становился землепашцем, рыболовом, варил пиво и был вольный казак. Не было ремесла, которого он не знал. Русский характер получил в казачестве широкий размах, дюжую наружность.

Тарас был из числа коренных, старых полковников, созданных для брани и отличавшихся грубой прямотой своего нрава. В то время на русском дворянстве начинало сказываться влияние Польши. Многие перенимали польские обычаи, заводили дома роскошь, великолепную прислугу, соколов, ловчих, обеды, дворы. Бульбе все это было не по душе. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми товарищами, которые следовали этим обычаям, называя их холопьями польских панов.

Бульба считал себя защитником православия и законного порядка и взял себе за правило браться за саблю в трех случаях: когда польские сборщики податей не уважили в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда поглумились над православием и, наконец, когда враги были басурманы или турки. Сейчас Бульба тешил себя мыслью о том, как приведет на Сечь двух таких замечательных сыновей и представит их старым товарищам, закаленным в битвах. Жене он сказал не стелить постель, потому что будет с сыновьями спать во дворе. Бульба развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом и вскоре захрапел. Одна бедная мать, которая приникла к изголовью сыновей своих и не могла на них наглядеться, не спала. Она надеялась, что утром Тарас передумает и отложит отъезд.

На рассвете Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил, что приказывал вчера. Велел жене приготовить поесть, поскольку путь им предстоял неблизкий. Пока она слезами смачивала завтрак, Тарас отдавал приказания, возился на конюшне и сам выбирал убранства для своих сыновей. Переодевшись вместо бурсацкой одежды в одежду казачью, те преобразились и стали необыкновенно хороши. Бульба велел матери благословить детей, чтобы храбро воевали и соблюдали веру Христову, потому что молитва материнская на воде и на земле спасает. Мать, рыдая, надела сыновьям иконы на шею и далее вовсе не могла говорить.

У крыльца стояли оседланные лошади. Черт, конь Тараса, отшатнулся, почуяв на себе огромную тяжесть, ведь Бульба был необычайно тяжел и толст. Мать, увидев, что сыны уже сели на коней, кинулась к меньшому, в чертах которого было более нежности, и приникла к его стремени. Два дюжих казака взяли ее и бережно отнесли в хату. Молодые казаки ехали и удерживали слезы, боясь отца. Проехав, они оглянулись назад - хутор ушел как будто в землю, только видны были две трубы их скромного домика да вершины деревьев. Прощайте и детство, и игры, и все, и все! Все три всадника ехали молча. Старый Тарас думал о том, что ждет его на Сечи. Сыновья были заняты другими мыслями.

Оба они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что тогда все почетные сановники считали необходимым дать образование своим детям, хотя вскоре оно совершенно забывалось. Старший, Остап, начал учение с того, что в первый же год бежал. Его возвратили, высекли и засадили за книгу. Четыре раза он закапывал букварь в землю, и четыре раза ему покупали новый, перед этим нещадно выдрав. Без сомнения, Остап бежал бы и в пятый раз, если бы отец не поклялся, что не видать Остапу Запорожья, пока он не выучится в академии всем наукам. Остап после этого стал с необыкновенным старанием сидеть за скучной книгой и вскоре стал одним из лучших в академии. Старший сын Тараса Бульбы всегда считался хорошим товарищем. Он редко предводительствовал рискованными предприятиями, но всегда был одним из первых. Если бурсацкие шалости раскрывались, он никогда не выдавал своих товарищей.

Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и дружеской пирушки. С равными был прямодушен. Имел в сердце доброту и был тронут слезами бедной матери. Меньшой брат, Андрий, имел чувства более живые и развитые. Учился, он охотнее, без напряжения, и был изобретательнее Остапа. Как и Остап, кипел жаждой подвига, но "душа его была доступна и другим чувствам". В нем давно вспыхнула потребность любви. В последние годы учебы он редко был предводителем какой-нибудь бурсацкой ватаги, а часто бродил по уединенным улицам Киева. Однажды Андрий забрел на улицу, на которой жили местные аристократы. Он зазевался, и на него едва не наехала бричка. Молодой бурсак вскипел, схватился одной рукой за заднее колесо и остановил колымагу. Но тут лошади рванули, и Андрий повалился лицом в грязь. Над ним раздался смех. Подняв голову, он увидел у окна красавицу, какой не видел прежде. Юноша смотрел на нее рассеянно, отирая грязь, и думал: "Кто же она?"

Наконец узнал, что это дочь приехавшего на время ковенского воеводы. Ночью он пролез через частокол в сад и проник в ней спальню. Прекрасная полячка не могла и слова вымолвить от испуга, но когда разглядела, что этот тот самый бурсак, который днем упал в грязь, ею снова овладел смех. Притом Андрий был очень хорош собой. Вдруг раздался стук в дверь. Полячка велела своей горничной, пленной татарке, вывести бурсака из дома. Его выход не был таким счастливым, как вход - хлопцу досталось и от сторожа, и от дворни, спасли его только быстрые ноги. Потом воевода уехал, а вместе с ним и красавица-дочь. Вот об этом и думал Андрий, покачиваясь в седле.

Через три дня пути Бульба с сыновьями были уже недалеко от места, бывшего предметом их поездки. Казаки сошли с коней, взобрались на паром и через три часа плавания были уже недалеко от острова Хортица, где была тогда Сечь. Наконец они въехали в предместье Сечи. Первый, кто попался им навстречу, был запорожец, спавший на середине дороги, раскинув руки и ноги. Бульба слез с коня, чтобы полюбоваться им.

После этого они стали пробираться по тесной улице, на которой жили и трудились подмастерья всех наций. Эти люди кормили, обували и одевали Сечь и снабжали ее оружием. Сама же Сечь ничего не производила, а умела только гулять и палить из ружей. Наконец Тарас и его сыновья миновали это предместье и увидели несколько куреней, крытых дерном или войлоком. Около строений не было ни охраны, ни дозора, только лежали на траве и покуривали трубки несколько запорожцев, равнодушно окинувшие взглядом приехавших казаков. По их смуглым лицам было видно, что люди эти закалены в битвах. Вот она, Сечь! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!

Путники выехали на площадь, где обыкновенно собиралась рада. Сейчас на ней была толпа музыкантов и отплясывал молодой запорожец. В гуще народа им стали встречаться и степенные, старые казаки, давние знакомые Тараса. Он стал расспрашивать их о своих боевых товарищах, но узнал, что многие из них погибли. Понурил голову старый Бульба подумал, что добрые были казаки.

Уже около недели Тарас с сыновьями жил на Сечи. Остап и Андрий мало занимались военными упражнениями, потому что считалось, что лучшая школа для молодого казака - это опыт самих битв, которые из-за этого были беспрерывны. Все прочее время отдавалось гульбе. Работу на Сечи могли найти в равной мере и охотники до военной жизни, и до золотых кубков, богатой парчи, дукатов и реалов. Одни только обожатели женщин не могли здесь найти ничего: даже в предместье Сечи не могла показаться ни одна женщина.

Братьям казалось странным, что на Сечь приходило много народа, но никто не спрашивал, кто они такие, как их зовут. Пришедший являлся к кошевому, который задавал ему только два вопроса: верует ли он во Христа и ходит ли в церковь, а затем заставлял перекреститься. Вся Сечь молилась в одной церкви и готова была ее защищать до последней капли крови, хотя ничего не хотела слышать о посте и воздержании. Состояла Сечь из шестидесяти с лишком куреней, каждый из которых походил на отдельную независимую республику. Все имущество было на руках у куренного атамана.

Братья кинулись со всей юношеской горячностью в это разгульное море и в момент забыли все, что прежде волновало душу. Скоро они оба стали на хорошем счету у других. Хоть и не было на Сечи науки, которой пробуется казак, но Остап и Андрий стали заметны своей удачливостью. Но старый Тарас готовил им другую деятельность, давно подумывая как бы подбить Сечь на такое отважное предприятие, где можно было бы молодому рыцарю попробовать свои силы. Он подошел к кошевому атаману и спросил, где бы разгуляться? Кошевой ответил, что разгуляться негде, потому что они обещали мир турецкому султану. Бульба в отместку напоил нескольких самых решительных куренных атаманов и поднял бунт, в результате которого был выбран новый кошевой, атаман Кирдяга. Толпа разбрелась немедля пить за здоровье нового кошевого. Наконец крики и шум стали стихать, хмель и утомленье стали одолевать крепкие головы. Казаки стали падать то тут, то там - и заснула вся Сечь.

На другой день Бульба уже стал совещаться с новым кошевым, как поднять запорожцев на какое-нибудь дело. Кирдяга, человек умный и хитрый, сказал, что клятву преступить не можно, а вот кое-что придумать можно. После долгих речей кошевой предложил дать возможность потешиться молодым запорожцам, которые ни разу еще не были в настоящем бою, у берегов Анатолии. Когда вся Сечь стала кричать о том, что не только молодым надо выступить в поход, хитрый атаман и тут нашел выход, заявив, что нет у них ни челнов в нужном количестве, ни столько пороху, сколько нужно. Немного пошумев, запорожцы решили послушаться благоразумного совета атамана.

В то время, когда молодежь стала готовиться к походу, к берегу причалил паром, с которого сошли оборванные казаки. Их вид показывал, что они либо избежали какой-то беды, либо пропили все до последнего гроша. Люди эти рассказали о тех безобразиях, которые творятся на Украине: о том, что православные церкви в аренде у жидов, что польские ксендзы ездят на таратайках, а запрягают в них православных христиан. Рассказали также о гибели гетмана и полковников. Толпа сначала молчала, потом всколыхнулась и разом заговорила, возмущенная услышанным. Запорожцы кинулись на торговавших тут же жидов, чтобы перевешать их проклятое племя или перетопить в Днепре. Спасся один Янкель, который ухватил за ногу Бульбу и сказал, что когда-то помог выкупиться из плена покойному брату Бульбы, Дорошу.

Вся Сечь стала готовиться к походу, все запорожцы стояли, почтительно опустив головы, выслушивая приказания кошевого атамана. Сейчас это был неограниченный повелитель, деспот, негромким голосом отдававший приказания, казак, глубоко опытный в делах. Было решено идти походом на Польшу, чтобы отомстить за посрамление казацкой славы.

Скоро весь польский юго-запад сделался добычей страха. Всюду пронеслись слухи о приближении запорожцев, и все, что могло спасаться, поднималось и разбегалось. Страшная жестокость запорожцев заставляла трепетать всех от мала до велика. Они никого не щадили: ни младенцев, ни женщин, ни монахов, ни стариков. Пожары, разбои, грабежи, убийства были их спутниками на всем пути.

Старому Тарасу любо было видеть, как оба сына вскоре стали одними из первых на поле брани. За месяц они словно переродились и стали мужами. Черты лица стали грозны и сильны. Остап ни разу не растерялся, не смутился в бою. В свои двадцать два года он был поразительно хладнокровен и всегда трезво мог оценить опасность, чтобы уклониться от нее. Но уклониться для него не значило "избежать", а значило только найти средство для того, чтобы эту опасность потом верней преодолеть. Крепостью дышало тело молодого казака, а рыцарские качества приобрели силу льва. Андрий видел в битве бешеную негу и упоение свистом пуль, сабельным блеском, и не раз молодой казак своим бешеным натиском производил такие чудеса, на которые не решился бы опытный расчетливый вояка.

Войско решило идти на город Дубно, где, по слухам, было много казны и богатых обывателей. Путь был преодолен за полтора дня. Но жители были готовы к осаде, гарнизон был силен, мещане, среди которых были и жен-щины кидали на головы запорожцам камни, бочки, горячий вар и мешки песку. Тогда запорожцы окружили город, чтобы жители умерли от голода, а сами стали опустошать и выжигать поля с неубранным хлебом. Но вскоре осада стала надоедать. Кошевой велел удвоить порцию вина, как часто бывало в таких случаях, но казаки все равно скучали от бездействия.

В один из вечеров Остап отошел к своему куреню, а Андрия одолевала какая-то духота на сердце, поэтому он не мог заснуть и долго глядел на небо. В это время над ним наклонилось чье-то изможденное, высохшее лицо. Вначале Андрий принял это за проделки нечистого духа, но вскоре, присмотревшись, стал узнавать в этом изможденном лице знакомые черты. Потом окончательно узнал татарку, служанку паночки, воеводиной дочки. От женщины он узнал, что паночка здесь, в городе, и голодает, как и все защитники осажденной крепости. Девушка увидела Андрия с крепостной стены и послала служанку попросить у него хлеба для умирающей матери.

Андрий, обуреваемый нахлынувшими чувствами, схватил мешок с хлебом, хотел еще взять каши, но выяснилось, что ее всю съели запорожцы. Потом через подземный ход пошел за татаркой в город. Андрий со своей проводницей миновали подземный ход. По дороге татарка съела небольшой кусочек хлеба, и от этого почувствовала сильную боль в желудке, отвыкшем от пищи. Женщина часто останавливалась. Наконец они уперлись в железную дверь. У татарки не было сил даже постучать в нее, Андрий сделал это вместо женщины. Дверь открыл монах, отступивший в испуге при виде запорожского казака. Татарка сказала ему что-то, и монах успокоился. Они прошли сквозь католический костел, и Андрий с полуоткрытым ртом застыл в восхищении, слушая орган.

Татарка дернула его за полу кафтана, они миновали церковь и вышли на улицу. Везде Андрий видел трупы умерших от голода людей. Он спросил, неужели совсем нечего есть? Оказалось, что съели все, что можно было есть, даже собак и мышей. По дороге им встретился человек, умирающий от голода. Андрий отдал ему краюху хлеба, но несчастный, съев ее, тут же умер в мучениях. Вскоре они подошли к дому. Татарка провела его прямо к дверям комнаты своей госпожи. Войдя в комнату, Андрий увидел, что девушка, за то время, которое они не виделись, стала вдвое прекраснее. Он стоял неподвижен, ощущая в душе благоговейную боязнь. Она тоже была поражена видом молодого казака, представшего во всей красе и силе юношеского мужества.

Красавица не знала, как благодарить Андрия. В это время в комнату вошла татарка с нарезанными ломтями хлеба на блюде. Девушка принялась есть. Андрий с наслаждением глядел на нее, но вдруг вспомнил о бесновавшемся от голода, который умер на его глазах, съев кусок хлеба. Он закричал, чтобы она больше не ела, иначе может умереть. Девушка тут же послушалась его и взглядом поблагодарила за заботу.

Повинуясь порыву, Андрий признался ей в своих чувствах, обещая отдать ей все, что имеет, исполнить любое ее желание. Девушка грустно возразила, что он не может любить ее, потому что его долг быть с отцом и товарищами, воевать за отчизну. Тогда Андрий сказал, что не нужны ему ни отец, ни товарищи, она - его отчизна. Вбежала служанка и сообщила, что они спасены, поскольку в город пришла помощь. Но Андрий уже ничего не слышал, прильнув к устам молодой полячки. И погиб казак! Погиб для всего казацкого рыцарства. Вырвет старый Тарас клок седых волос и проклянет тот час, когда породил себе на позор такого сына.

В запорожском таборе сначала никто не мог понять, как польские войска смогли пройти в город. Оказалось, что Переяславский курень, расположившийся перед городскими воротами, был пьян мертвецки. Половина казаков из куреня была перебита поляками, другая половина взята в плен. Жид Янкель сообщил Тарасу, что пробрался в осажденный город и встретил там Андрия. Андрий перешел на сторону поляков и велел Янкелю передать отцу, что тот ему больше не отец, брату - что он не брат ему больше, а товарищи – не товарищи. Со всеми он теперь будет биться и освободит город от запорожцев. Бульба разгневался и не поверил жиду, но Янкель объяснил, что все это из-за красавицы, дочки воеводы. Призадумался старый Тарас и вспомнил, какую власть имели женщины над его младшим сыном. Ведь, как сказал Янкель, если человек влюбится, то он все равно, что подошва, размоченная в воде: попробуй согнуть – согнется.

В жестоком бою под стенами осажденного города Андрия не было. Бульба снова задумался, почему и возненавидел прекрасную полячку, очаровавшую его сына. Еще не взошло солнце, как запорожцы собрались на совет. Пришла весть, что во время отлучки запорожцев на Сечь налетели татары, ограбили, забрали весь скарб, избили и забрали в плен всех, кто остался. В подобных случаях у запорожцев в обычае было гнаться за похитителями, потому что неизвестно, на каком базаре могли в качестве рабов продаваться пленные запорожцы. Но Тараса такое развитие событий не устраивало. Он напомнил, что в городе остались пленные запорожцы, которых также надо было спасать.

После долгих размышлений и препирательств решено было разделиться на два войска. Часть запорожцев, ведомая кошевым, направлялась домой для наведения порядка, а вторая часть под начальством полковника Бульбы оставалась под осадным городом. Решение было поддержано, но грусть и тоска одолевали боевых товарищей, потому что неясно было, как сложится их дальнейшая судьба. Бульба, видя это, велел слугам распаковать свой заветный воз, в котором хранились бочонки старого заветного вина, долго лежащего у Тараса в погребах.

В городе не сразу поняли, что половина казаков ушла. Но вскоре выяснилось, что в городе не хватает продовольствия подошедшему войску, и была предпринята вылазка со стороны осажденных. Половина смельчаков была тут же перебита казаками, а вторая половина ушла ни с чем. Однако же, вылазкой воспользовались жиды и вскоре все узнали: кто ушел, а кто остался, почему и для чего были предприняты подобные действия. Городской гарнизон приободрился, и войска готовились дать сражение. Бульба понял это по движению неприятельского войска и принялся готовить запорожцев к бою, а затем выстроил их и произнес перед ними проникновенную речь о том, что такое товарищество. Речь эта произвела сильное впечатление на казаков.

Между тем из города двинулось неприятельское войско. Силы поляков превосходили казацкие, и завязался смертельный бой. Храбро бились казаки, геройски воевал сам и руководил наступавшими полковник Тарас Бульба, победа была уже близка. Но вот отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков. Впереди мчался самый красивый витязь, самый бойкий. На руке его был завязан шарф, шитый руками прекрасной полячки. Тарас так и обомлел, увидев, что это его младший сын. Остановился Тарас и глядел, как Андрий расчищая перед собой дорогу, сыпал удары направо и налево. Не вытерпел Бульба и возмутился тем, что сын его рубит головы своим. Но Андрий не различал ничего вокруг себя, он видел только черты прекрасной полячки.

Тарас Бульба велел своим казакам заманить Андрия к лесу. Андрий так и вспылил, когда Голокопытенко хватил его плашмя по спине. Разогнался на коне Андрий и чуть было не догнал Голокопытенко, когда его лошадь остановила чья-то сильная рука. Андрий оглянулся - передним стоял Тарас! Затрясся он всем телом и стал бледен. Гнев Андрия прошел, и он видел перед собой только страшного отца. Бульба спросил, что же им теперь делать. Андрий молчал, потупив очи. Тарас поинтересовался, помогли ли сыну его ляхи. Андрий по-прежнему был безответен. Следуя приказу отца, слез с коня. Бледен, как полотно, был Андрий, и только уста его шептали имя прекрасной полячки. Отец со словами о том, что сам убьет сына, которого сам же и породил, выстрелил из ружья и убил его. Потом долго стоял и смотрел на прекрасное тело, сожалея о том, что ведь добрый казак был...

Подъехал Остап и спросил у отца, не он ли убил Андрия. Бульба только кивнул. Остап хотел предать тело земле, но Тарас не дал, сказав, что плакальщицы у Андрия найдутся. Подъехали один за другим казаки и прокричали атаману, что идет ляхам новая подмога. Погибли куренные атаманы, и казаки хотят теперь перед смертью видеть Бульбу. Тот приказал Остапу немедля садиться на коня. Но не успели они выехать из лесу, как их со всех сторон окружили неприятельские силы. На Остапа навалились шестеро врагов. Храбро дрался Остап, но врагов было много, и вот уже увидел старый Бульба, как связывают руки его сыну.

Тараса спасли. Его верный товарищ Товкач привез Бульбу, всего и-раненного и изрубленного саблями, на Сечь, где сильный организм и воля к жизни поставили старого полковника на ноги. Нашлись люди, которые не выдали Бульбу, хотя его голова была оценена врагами в крупную сумму. Бульба стал пасмурен и печален. Помнил он, что его сын Остап в плену. Оглянулся Тарас вокруг себя и увидел, что почти никого из его старых товарищей не осталось, и тех, которые бились с ляхами, и тех, которые отправились на битву с татарами. На Сечи было много новых людей.

Запорожцы собирались тем временем в новую морскую экспедицию. Поход на Малую Азию прошел успешно, была взята огромная добыча. Но это не радовало Тараса, помнившего о страшной судьбе своего Остапа. Наконец он не выдержал и решил узнать, где Остап. Через неделю во всеоружии Тарас был уже в городе Умани у своего старого знакомого Янкеля. Бульба попросил предприимчивого жида отвезти его в Варшаву, потому что ему надо увидеть своего сына Остапа. Янкель спросил, знает ли Бульба, что за его голову дают две тысячи золотых. Конечно, Бульба знал, поэтому и платил большие деньги за то, чтобы оказаться в Варшаве. А такие люди, как Янкель, для того и созданы, чтобы обвести всех вокруг пальца. Через час из Умани выехал воз с кирпичом, на дне которого лежал, спрятавшись, Тарас Бульба.

В Варшаве Бульба оказался среди жидов и стал их просить о помощи в спасении сына. На его просьбу все сначала отвечали, что это сделать нельзя, а потом сказали, что им надо посоветоваться с одним мудрым человеком. Жид по имени Мардохай, считавшийся самым изворотливым, обещал помочь, но не смог ничего сделать, потому что пленных охраняло три тысячи войска. Правда, он договорился со стражником о возможности устроить свидание с Остапом. Свидание не состоялось: прежнего стражника сменили, а Бульба едва не выдал себя, вспылив во время разговора с новым. Тогда Тарас приказал Янкелю вести его на площадь, где будут мучить Остапа. Янкель пытался отказаться, говорил, что ничем помочь уже нельзя, но Бульба был упрям. Народ тем временем валил на площадь казни со всех сторон. В тогдашний грубый век казнь была одним из самых занимательнейших зрелищ. Толпа, состоявшая из представителей всех слоев общества, обсуждала то, что ей предстояло увидеть. Вдруг все зашумели и раздались голоса: "Ведут! Казаки!"

Запорожцы шли молча, с какой-то горделивостью. Их богатое некогда платье износилось, они не глядели ни на кого и не кланялись народу. Впереди шел Остап. Все мучения вытерпел он достойно, и только перед самым концом силы покинули его. Хотел он перед смертью увидеть твердого мужа, утешившего бы его разумным словом. И воскликнул Остап, обращаясь к отцу, здесь ли он, слышит ли его. "Слышу!" - раздалось среди всеобщей тишины, и весь народ вздрогнул. Янкель побледнел, он со страхом оборотился, чтобы взглянуть на Тараса, но того уже и след простыл.

След Тараса отыскался. На границе Украины поднялось новое войско в сто двадцать тысяч казаков. Вел их молодой, но сильный духом гетман. Самым отборным полком руководил Тарас Бульба. В летописях подробно описаны битвы запорожцев. Польские гарнизоны бежали из освобождаемых запорожцами городов. Жизнь гетмана Потоцкого спасло только русское духовенство. Казачий гетман согласился, поддавшись на уговоры священников, отпустить Потоцкого, взяв с него клятву, оставить на свободе христианские церкви и не наносить обиды казацкому воинству. Только один полковник не согласился на такой мир - Тарас Бульба. Он знал цену клятвам ляхов и, предсказав казачьему гетману скорую гибель, ушел из войска, уведя за собой свой полк. Вскоре случилось именно так, как и предрекал Бульба. Голова казацкого гетмана полетела с плеч вместе с головами многих сановников.

А Бульба тем временем гулял по всей Польше и истреблял ее жителей огнем и мечом, не щадя никого. Польское правительство решило с ним покончить. Потоцкий нагнал Бульбу и его казаков на берегу Днестра, в старой крепости, которую они заняли под отдых. Четыре дня казаки бились, потом, когда силы защищавшихся были на исходе, решил Тарас пробиться сквозь польские ряды. Может, и удалось бы спастись старому казаку, но выпала его люлька с табаком, а Тарас не захотел, чтобы его люлька досталась ляхам. Пока он искал ее в траве, налетели поляки и схватили его. Долго думали ляхи, какую бы ему "честь воздать", наконец, с согласия гетмана, решили сжечь на костре.

Притянули его цепями к стволу дерева и стали раскладывать внизу костер. Но не на костер смотрел Тарас, а на боевых товарищей. Закричал, чтобы отходили к берегу, потому что там были челны. Ветер донес его слова до остальных, но сам Бульба получил за это удар обухом по голове. Тарас увидел, как казаки прыгнули прямо на конях в Днестр, и только двое не допрыгнули. Польский полковник, брат красавицы, обворожившей бедного Андрия, хотел прыгнуть вслед за ними, но разбился о камни. Бульба, очнувшись, кричал запорожцам, чтобы пришли сюда весной и хорошенько тут погуляли. Узнают еще поляки, что такое православная вера.

Огонь уже поднимался над костром, захватывал ноги Тараса и расстилался пламенем по дереву. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу! Казаки плыли по Днестру, дружно гребли и говорили о своем атамане.