Роман «Обрыв» выступает апофеозом творческого роста литературных трудов Гончарова в направлении «психологический реализм». Это произведение становится заключительной частью трилогии: « », Обыкновенная история», «Обрыв».

Особенности сюжетного построения произведения
Роман «Обрыв» состоит из пяти частей:

  • Первая повествует о жизни главного героя в Петербурге и напоминает затянувшийся пролог перед основными событиями. Рассказ идёт со слов автора
  • Вторая переносит читателя в Малиновку. Здесь и до последних строк романа наблюдения и прочие повествования описываются от лица Райского
  • Третья и четвёртая части отличаются резкой сменой ритма повествования. Страсти накаляются, образуется конфликт
  • Пятая часть завершает рассказ, но читателя ждёт неполная развязка - о том, как сложились дальнейшие судьбы Веры и Бориса остаётся только догадываться

Краткий пересказ романа «Обрыв» по плану:

I. Знакомство с Райским

Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов часто встречаются в доме Пахотина за карточной игрой. Аянова мало интересуют отношения дома Похотиных, и он приезжает сюда просто развеяться. А вот его приятель Райский наносит визиты Пахотиным, чтобы иметь возможность видеть недавно овдовевшую Софью, дочь гостеприимного хозяина. Он задумал пробудить страсти в молодой женщине, заставить её вновь наслаждаться жизнью. Сам он человек бушующих страстей - немного писатель, немного художник, но без определённого рода деятельности.

В Петербург герой прибыл из родового имения. Пытался учиться и найти себя, но пока безуспешно. В одном уверен Райский, что свяжет свою жизнь с искусством. С таким настроем Борис Павлович отправляется в родные пенаты, где после смерти его родителей «воцарилась» двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова. Бабушка осталась старой девой, так как много лет назад в нежном возрасте девицы ей не позволили пойти под венец с любимым Титом Ватулиным. Её избранник тоже остался холостым и до сих пор заезжает в гости к своей несостоявшейся невесте.

II. Имение Райского. Жуткая легенда обрыва в конце сада

Малиновка похожа на земной Эдем. Единственный минус - жуткий обрыв в конце сада имения. Его боятся все обитатели дома. Легенда гласит, что в давние времена убил ревнивый муж свою жену и любовника на самом дне обрыва, а после свёл счёты с жизнью. Когда по всему городку разошлась страшная весть, местное население пришло в настоящий ужас. А власти города закрыли глаза на то, что самоубийцу тут и зарыли.

Татьяна Марковна обрадована приезду Райского и сразу пытается приурочить его к ведению хозяйства. Но для него визит в имение Малиновку это возможность погрузиться в новые поэтические впечатления, к делам герой совершенно равнодушен. По завершению каникул Борис возвращается в Петербург к привычной жизни. В университете он находит общий язык с Леонтием Козловым, сыном дьякона, несмотря на то, что между ними нет ничего общего. Товарищ вскоре уезжает жить в глубинку, а Райский скучает дальше в Петербурге.

Летом Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье, получает письмо от Татьяны Марковны. Бабушка зовёт Райского в гости. Она сообщает, что Леонтий обосновался недалеко от их имения.

III. Райская жизнь в Малиновке

Только что, приехав в Малиновку, Борис видит милейшее создание Марфу, воспитанницу живущую в доме при его бабушке. Герой, глядя на девушку, кормящую домашних птиц, чувствует, что он именно здесь найдёт красоту, которой так не хватает городским ландшафтам и обществу столицы.

Жизнь в Малиновке нравится Райскому. Рядом обосновался приятель Козлов, он женился и привёз с собой в глубинку завидную невесту, по которой сходили с ума многие студенты из их университета. Деревенская жизнь неспешна и прекрасна. Кузина Вера, вторая воспитанница бабушки, в отъезде. А с Марфой Райский проводит много времени, пытается её просветить и узнать больше о её пристрастиях. Он жаждет объяснить девушке, что возможна иная истинная жизнь. Но Марфа устойчива в своих традиционных взглядах, и пробудить в ней страстную натуру невозможно.

В дом к Райскому постоянно прибывают гости, что бы его повидать. Вокруг него постоянно крутится Полина Крицкая. Кокетка пускает все свои чары на молодого человека, однако они вызывают в нём лишь желание убежать прочь.

Райский часто бывает с визитами у Козловых. В этом доме бывает и Марк Волохов. Несмотря на ужасы о нём, которые рассказывала ему Татьяна Марковна, Борис заинтересован личностью Марка и приглашает его к себе. Волохов имеет смутную репутацию, находится под надзором полиции и побуждает к чтению запрещённой литературы. Его жизненное кредо - сплошная личная выгода, отрицание устоев и неуважение мнения окружающих.

IV. Возвращение веры

В имение возвращается Вера. Она впечатляет Райского своей таинственностью до глубины души. Герой решает разгадать эту девушку, во что бы то ни стало. Он начинает за ней шпионить. Вере Борис не интересен. Она находит в себе силы, чтобы выяснить с ним отношения и потребовать прекратить за ней наблюдения. Серьёзно переругавшись, Борис и Вера примиряются и даже становятся ближе.

Бабушка тем временем задумывает остепенить Райского, женив его. Но герой против такого развития событий. Он пускается на поиски куда-то запропастившегося Волохова.

У Марфы развивается роман с невесть откуда возникшим Викентьевым.

V. Званый обед

Бабушка организовывает торжественный приём в честь внука, прибывшего из столицы. Приглашена вся округа. Но мероприятие омрачается ссорой Райского и Тычкова. Татьяна Марковна встаёт на защиту внука и почтенного старца с позором прогоняют из дома. Покорённая смелостью Бориса Вера целует его от избытка чувств. Для героя этот момент ничего не значит, он уже почти решил покинуть Малиновку. Интерес к кузине окончательно пропал.

Первой уезжает Вера. Райский решается расспросить о ней у бабушки. Татьяна Марковна рассказывает, что на её воспитаннице хочет жениться Тушин. Под впечатлением от услышанного, Райский позволяет Крицкой увезти себя с собой. После свидания он отправляется в дом к Козловым и там попадает в объятия к Ульяне, жене Леонтия.

Обеспокоенная поведением воспитанниц бабушка читает с ними книгу, где главная героиня заканчивает своё существование в монастырских стенах за то, что полюбила против воли родителей. Под впечатлением объясняются Марфа и Викеньтьев. В Малиновку приезжает мать Викеньтьева и просватывает Марфу. Вера так и остаётся загадкой.

VI. Выбор Веры

Раскрывается загадка влюблённой Веры. Она вздыхает по Марку Волохову. У них состоится свидание на дне обрыва. Взгляды молодой пары слишком не совместимы. Вера мечтает о свадьбе, Марк себя в браке не видит.

Райский не оставляет попыток узнать, что за тайну хранит его кузина. Спокойствие городка нарушает бесстыжий побег жены Козлова с учителем. Леонтий убит горем. Его пытаются привести в чувства Борис и Марк.

Борису приходит письмо от Аянова, которое рассказывает о скандальном романе Софьи с графом Милари. Но Райскому всё равно, он полностью поглощён загадкой Веры. Вечером накануне помолвки Марфы он подкарауливает девушку на краю обрыва и осознаёт к кому она бегает на свидания.

Пристыженная Вера слегла с горячкой. Ей хочется поведать о своём грехе бабушке, но момент совершенно не подходящий. В доме собираются гости. Они провожают Марфеньку под венец. Вера открывается перед Борисом и просит его рассказать о своём горе бабушке. Татьяна Марковна «выхаживает» свою беду по всему дому и окрестным местам. Затем она приходит к постели больной воспитанницы и ухаживает за ней до полного выздоровления.

Перед оступившейся Верой бабушка произносит свою исповедь. Она признаётся, что сама согрешила в юности с любимым мужчиной, когда к ней сватался уже другой. Нежеланный жених застал любовников в оранжерее, и Татьяна Марковна дала клятву безбрачия.

Заключение и выводы по произведению

В психологическом романе Гончарова «Обрыв», пристальное внимание уделяется внутренним метаниям и переживаниям героев. От внешних воздействий персонажи меняются изнутри и их взгляды преломляются. Часто такие метаморфозы болезненны, но они неизбежны. Основная проблема романа - конфликт патриархальных устоем и современных взглядов на мир.

Не случайно, в конце концов, Гончаров назвал своё детище «Обрыв». Большинство действующих лиц в развитии сюжета находят «свой» обрыв и срываются с него. Все попытки Райского определиться с женщиной - оборвались ничем. Вера упала с обрыва любви и разочарования в избраннике. Обрыв и падение бабушки настигли её ещё в молодости. И нигилистические взгляды Марка ни к чему его не приведут.

История создания романа «Обрыв»

Идея создания романа зародилась ещё в 1849 году, но воплотил её автор лишь спустя 20 лет. Работал Иван Александрович с перерывами, параллельно писал «Обломова» и долго не мог определиться с окончательным названием: «Художник» или «Райский», «Художник Райский» или «Вера». В итоге, получился «Обрыв», совсем не похожий на первоначальные варианты. Роман впервые был опубликован на страницах «Вестника» в 1869 году.

Образы главных героев в романе «Обрыв»

Прежде чем приступить к чтению романа «Обрыв» в кратком содержании, полезно познакомиться с характеристиками его персонажей. Понимание образов героев и их мировоззрения пригодится при написании сочинения по литературе.

  • Борис Павлович Райский
    — в начале повествования Райскому 35 лет. В подробном портрете автор подчёркивает глаза своего героя, в которых отражается вдохновение и жизненная усталость. Борис человек талантливый и возвышенный. Он обладает тонкой душевной организацией и ужасно ленив. Созерцание окружающего мира его любимое занятие. Он любит размышлять, но не действовать.
  • Вера Васильевна
    — Вера обладает сложным типом личности. Она не разделяет патриархальных взглядов бабушки и имеет своё мнение об окружающей действительности. Девушка много читает и интересуется смелыми взглядами Марка, полюбив которого переживает глубокое разочарование.
  • Татьяна Марковна Бережкова или бабушка
    — Татьяна Маркова привыкла контролировать всё, что происходит в её доме. Она не приемлет суеты и считает, что у каждой вещи должно быть своё место. Как личность эта героиня находится в полной гармонии с самой собой и точно знает, что ей нужно от жизни. Она требовательна ко всем вокруг, особенно это касается соблюдения ей же назначенных правил, но своих внучек трепетно и нежно любит. Литераторы сравнивают «царство» бабушки с Эдемом на земле. Лишь один минус есть в сказочном быту Бережковой - обрыв в конце сада, в контексте это символ упадка дворянства. Автор в своём романе отождествляет образ бабушки со старой патриархальной Россией.

Другие персонажи романа «Обрыв»

  • Марк Волохов — молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицающий опыт предков и их традиции, откровенно не уважающий чужого мнения, чувств и личного пространства. Пользы от таких людей нет - сплошной шум, злые шутки и революционные волнения на пустом месте. В самой юности Марка выгнали из университета за развязное поведение и фамильярность с преподавателями. Затем случилась нехорошая любовная история с дочерью влиятельного лица Марфа Васильевна, и неугодный ловелас ушёл служить Родине в полк.
  • Марфа Васильевна или Марфенька — сестра Веры и полная её противоположность. В облаках эта девица не летает, во всём послушна бабушке, погружена с головой в хозяйственные работы при имении.
  • Иван Иванович Аянов — приятель Райского.
  • Софья Пахотина — дочь Пахотина в доме, которого частенько встречаются друзья Райский и Аянов, чтобы поиграть в карты. Софья недавно овдовела.
  • Вдова Крицкая — кокетка, безрезультатно флиртующая с Райским.
  • Леонтий Козлов — университетский приятель райского, сын дьяка.
  • Викеньтьев — ухажер Марфы.
  • Нил Тычков — важный старик. Председатель в отставке.

«Обрыв» являет собой творческий рост автора, его плавный вход в жанр психологического реализма. Любопытно, что Гончаров предпочитает выражать поставленный в произведении конфликт путем глубокого и детального изображения внутреннего мира героя. Внешние же события служат своеобразным обрамлением внутренней буре, творящейся в душе героя.

Анализ произведения

Введение. Общая характеристика романа, основная идея.

В основе идеи Гончаров закладывает глубочайший конфликт старого и нового жизненного уклада в обществе. Личность человека находится в заложниках общественного мнения и навязанных стереотипов, но вместе с тем отчаянно стремится нарушить границы дозволенного, так как действительно великой личности и глубоко мыслящему человеку невероятно тесно находиться в этих рамках. У каждого героя своя правда и свои границы дозволенного, так Гончаров показывает внутренний уровень развития героя, степень его духовной зрелости и готовности идти вперед, в ногу с меняющимся временем.

Политика двойных стандартов в обществе ужасно раздражала Гончарова всю его жизнь, и в этом романе как никогда остро он выразил свое глубочайшее чувство презрения к этому малодушному явлению. Почти все герои романа, которых окружающие считаю добропорядочными и безгрешными людьми, по факту оказываются намного хуже тех, кого сами постоянно осуждают. Так Тычков, известный всем своими глубокомысленными изречениями и постоянным чтением морали, закрыл племянницу в дурдом и обманом увел у нее имение.

История создания произведения

Впервые идея о создании романа пришла к Гончарову в 1849 году, но только спустя 20 лет он смог воплотить ее в жизнь. Он никак не мог определиться с тем, как же будет называться его новое творение: «Художник», «Художник Райский», «Райский», «Вера», но в итоге отказывался от каждого варианта. Параллельно он работает над «Обломовым», постоянно, то прерывается, то вновь приступает к написанию. Так в 1869 году на страницах журнала «Вестник» роман был опубликован под названием «Обрыв».

Образы главных героев

Райский - человек возвышенный, с тонкой душевной организацией, наделен разного рода талантами и не меньшей ленью. Его любимое занятие - коротать время за наблюдением, он любит созерцать все, что его окружает, особенно восхищаясь красотой женского тела и лица. Действовать он любит и стремиться намного меньше, чем размышлять о высоких материях. Он ничего не может довести до конца, нигде не достигает успеха. Вообще, стоит отметить, что Райский является прямым развитием образов Обломова и Адуева-младшего, появившихся в остальных частях трилогии Гончарова. Райский - еще один типичный представитель лишнего человека в отечественной литературе.

Его прототипом является Марк Волохов, полный революционных идей юноша с горящими глазами. Несмотря на множество положительных человеческих качеств Гончаров осуждает Марка и ему подобных людей. Он опасался таких нигилистов, беззаветно преданных своим идеям, не уважающих традиций и границ чужого мнения и личного пространства. Волохов - объединенный образ всей молодежи 60-х годов, какой ее видел автор.

Бабушка, как все называют героиню Бережков, - типичный представить старого сословия, консервативной и патриархальной России. Она на удивление гармоничная личность, точно знающая, чего она хочет от жизни. В ней сочетается и присущая ее семье дворянская гордость, некоторый деспотизм, и чувство глубокого уважения к мнению других людей. Тогда как она завышено строга к окружающим, требуя беспрекословного выполнения всех правил и норм, внучек она буквально боготворит, любит их трепетно и нежно. Гончаров явно отождествляет образ бабушки с образом старой патриархальной России, уже отжившей свое.

У Веры довольно сложный тип личности, Райский говорит о ней, что она «тайна». Она не разделяет взглядов своей бабушки, имея свое мнение на все вокруг. Она увлечена чтением, со временем вырабатывая для себя недостижимый и не до конца понятный для нее самой идеал жизни. Неудивительно, что ее так быстро увлекают смелые идеи Марка, его презрение к идеалам и попрание всяческих ценностей существующего жизненного уклада. Жаль, что ее любовь Марк не может оценить по достоинству и не соответствует ее высоким моральным требованиям. Вере остается пережить лишь горькое разочарование. Разочаровывается она и в своих прежних взглядах и в конце вроде бы даже смиряется с тем существующим строем и окружающей ее реальностью, признает ее хоть и не идеальной, но истинной.

Особенности сюжета и композиции

Сюжет построен на поиске материалов для романа, который пишет Райский. Он посвящен женщинам, которых он воспевает подобно художнику, преклоняясь перед их неземной красотой. Однако, ему не удается не завершить ни один из сюжетов до конца, женщины одна за другой отвергают его и он переключает внимание на новый объект. Повествование постоянно прерывается на середине и цельного произведения так не получается. В связи с этим читатель начинает понимать смыл, заложенный в название романа «Обрыв».

Роман делится на 5 частей, начиная с 3 части, мы можем увидеть намечающийся конфликт, тогда как первые две являются эпилогом, предвосхищающим основные события. Четвертая часть является апофеозом и кульминацией, мы видим падение Веры. Пятая часть символизирует ее духовное перерождение и развязку сюжета. Финал Гончаров создает искусственным, он не закрыт с идейной точки зрения. Судьба Райского и Веры остается неопределенной.

Заключение

Роман является составляющей частью трилогии, раскрывающей единую проблему неустроенности жизненного уклада России, обрушение старых идеалов и отсутствие новых, не определившуюся во взглядах и неустроенную в жизни молодежь. «Обрыв» является капитальным трудом, над которым Гончаров размышлял 20 лет. Он очень ярко сумел показать общественно-политическую обстановку того времени и выявить остро стоящие перед обществом социальные проблемы. Он взывает к сознанию и чувствам читателя, помогая переосмыслить и свою жизнь.

Два господина сидели в небрежно убранной квартире в Петербурге, на одной из больших улиц. Одному было около тридцати пяти, а другому около сорока пяти лет.

Первый был Борис Павлович Райский, второй – Иван Иванович Аянов.

У Бориса Павловича была живая, чрезвычайно подвижная физиономия. С первого взгляда он казался моложе своих лет: большой белый лоб блистал свежестью, глаза менялись, то загорались мыслию, чувством, веселостью, то задумывались мечтательно, и тогда казались молодыми, почти юношескими. Иногда же смотрели они зрело, устало, скучно и обличали возраст своего хозяина. Около глаз собирались даже три легкие морщины, эти неизгладимые знаки времени и опыта. Гладкие черные волосы падали на затылок и на уши, а в висках серебрилось несколько белых волос. Щеки, так же как и лоб, около глаз и рта сохранили еще молодые цвета, но у висков и около подбородка цвет был изжелта-смугловатый.

Вообще легко можно было угадать по лицу ту пору жизни, когда совершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешел на вторую половину жизни, когда каждый прожитой опыт, чувство, болезнь оставляют след. Только рот его сохранял, в неуловимой игре тонких губ и в улыбке, молодое, свежее, иногда почти детское выражение.

Райский одет был в домашнее серенькое пальто, сидел с ногами на диване.

Иван Иванович был, напротив, в черном фраке. Белые перчатки и шляпа лежали около него на столе. У него лицо отличалось спокойствием или скорее равнодушным ожиданием ко всему, что может около него происходить.

Смышленый взгляд, неглупые губы, смугло-желтоватый цвет лица, красиво подстриженные, с сильной проседью, волосы на голове и бакенбардах, умеренные движения, сдержанная речь и безукоризненный костюм – вот его наружный портрет.

На лице его можно было прочесть покойную уверенность в себе и понимание других, выглядывавшие из глаз. «Пожил человек, знает жизнь и людей», – скажет о нем наблюдатель, и если не отнесет его к разряду особенных, высших натур, то еще менее к разряду натур наивных.

Это был представитель большинства уроженцев универсального Петербурга и вместе то, что называют светским человеком. Он принадлежал Петербургу и свету, и его трудно было бы представить себе где-нибудь в другом городе, кроме Петербурга, и в другой сфере, кроме света, то есть известного высшего слоя петербургского населения, хотя у него есть и служба, и свои дела, но его чаще всего встречаешь в большей части гостиных, утром – с визитами, на обедах, на вечерах: на последних всегда за картами. Он – так себе: ни характер, ни бесхарактерность, ни знание, ни невежество, ни убеждение, ни скептицизм.

Незнание или отсутствие убеждения облечено у него в форму какого-то легкого, поверхностного всеотрицания: он относился ко всему небрежно, ни перед чем искренно не склоняясь, ничему глубоко не веря и ни к чему особенно не пристращаясь. Немного насмешлив, скептичен, равнодушен и ровен в сношениях со всеми, не даря никого постоянной и глубокой дружбой, но и не преследуя никого настойчивой враждой.

Он родился, учился, вырос и дожил до старости в Петербурге, не выезжая далее Лахты и Ораниенбаума с одной, Токсова и Средней Рогатки с другой стороны. От этого в нем отражались, как солнце в капле, весь петербургский мир, вся петербургская практичность, нравы, тон, природа, служба – эта вторая петербургская природа, и более ничего.

На всякую другую жизнь у него не было никакого взгляда, никаких понятий, кроме тех, какие дают свои и иностранные газеты. Петербургские страсти, петербургский взгляд, петербургский годовой обиход пороков и добродетелей, мыслей, дел, политики и даже, пожалуй, поэзии – вот где вращалась жизнь его, и он не порывался из этого круга, находя в нем полное до роскоши удовлетворение своей натуре.

Он равнодушно смотрел сорок лет сряду, как с каждой весной отплывали за границу битком набитые пароходы, уезжали внутрь России дилижансы, впоследствии вагоны, – как двигались толпы людей «с наивным настроением» дышать другим воздухом, освежаться, искать впечатлений и развлечений.

Никогда не чувствовал он подобной потребности, да и в других не признавал ее, а глядел на них, на этих других, покойно, равнодушно, с весьма приличным выражением в лице и взглядом, говорившим: «Пусть-де их себе, а я не поеду».

Он говорил просто, свободно переходя от предмета к предмету, всегда знал обо всем, что делается в мире, в свете и в городе; следил за подробностями войны, если была война, узнавал равнодушно о перемене английского или французского министерства, читал последнюю речь в парламенте и во французской палате депутатов, всегда знал о новой пиесе и о том, кого зарезали ночью на Выборгской стороне. Знал генеалогию, состояние дел и имений и скандалезную хронику каждого большого дома столицы; знал всякую минуту, что делается в администрации, о переменах, повышениях, наградах, – знал и сплетни городские: словом, знал хорошо свой мир.

Утро уходило у него на мыканье по свету, то есть по гостиным, отчасти на дела и службу, – вечер нередко он начинал спектаклем, а кончал всегда картами в Английском клубе или у знакомых, а знакомы ему были все.

В карты играл он без ошибки и имел репутацию приятного игрока, потому что был снисходителен к ошибкам других, никогда не сердился, а глядел на ошибку с таким же приличием, как на отличный ход. Потом он играл и по большой, и по маленькой, и с крупными игроками, и с капризными дамами.

Строевую службу он прошел хорошо, протерши лямку около пятнадцати лет в канцеляриях, в должностях исполнителя чужих проектов. Он тонко угадывал мысль начальника, разделял его взгляд на дело и ловко излагал на бумаге разные проекты. Менялся начальник, а с ним и взгляд, и проект: Аянов работал так же умно и ловко и с новым начальником, над новым проектом – и докладные записки его нравились всем министрам, при которых он служил.

Теперь он состоял при одном из них по особым поручениям. По утрам являлся к нему в кабинет, потом к жене его в гостиную и действительно исполнял некоторые ее поручения, а по вечерам в положенные дни непременно составлял партию, с кем попросят. У него был довольно крупный чин и оклад – и никакого дела.

Если позволено проникать в чужую душу, то в душе Ивана Ивановича не было никакого мрака, никаких тайн, ничего загадочного впереди, и сами макбетовские ведьмы затруднились бы обольстить его каким-нибудь более блестящим жребием или отнять у него тот, к которому он шествовал так сознательно и достойно. Повыситься из статских в действительные статские, а под конец, за долговременную и полезную службу и «неусыпные труды», как по службе, так и в картах, – в тайные советники, и бросить якорь в порте, в какой-нибудь нетленной комиссии или в комитете, с сохранением окладов, – а там, волнуйся себе человеческий океан, меняйся век, лети в пучину судьба народов, царств, – все пролетит мимо его, пока апоплексический или другой удар не остановит течение его жизни.

Аянов был женат, овдовел и имел двенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет в институте, а он, устроив свои делишки, вел покойную и беззаботную жизнь старого холостяка.

Одно только нарушало его спокойствие – это геморрой от сидячей жизни; в перспективе представлялось для него тревожное событие – прервать на время эту жизнь и побывать где-нибудь на водах. Так грозил ему доктор.

– Не пора ли одеваться: четверть пятого! – сказал Аянов.

– Да, пора, – отвечал Райский, очнувшись от задумчивости.

– О чем ты задумался? – спросил Аянов.

– О ком? – поправил Райский. – Да о ней все… о Софье…

– Опять! Ну! – заметил Аянов.

Райский стал одеваться.

– Ты не скучаешь, что я тебя туда таскаю? – спросил Райский.

– Нимало: не все равно играть, что там, что у Ивлевых? Оно, правда, совестно немного обыгрывать старух: Анна Васильевна бьет карты своего партнера сослепа, а Надежда Васильевна вслух говорит, с чего пойдет.

Роман Гончарова «Обрыв» - это третья и заключительная часть знаменитой трилогии, в которую также входят книги «Обыкновенная история» и «Обломов». В этом произведении автор продолжил полемику с воззрениями социалистов-шестидесятников. Писателя волновало стремление некоторых людей забыть о долге, любви и привязанностях, оставить семью и уйти в коммуну ради светлого будущего всего человечества. Такие истории в 1860-х годах случались нередко. Роман Гончарова "кричит" об обрыве нигилистами исконных связей, которые ни в коем случае не должны быть забыты. Об истории создания и кратком содержании этого произведения пойдет речь в данной статье.

Замысел

Роман Гончарова "Обрыв" создавался почти двадцать лет. Замысел книги возник у писателя в 1849 году, когда тот в очередной раз посетил родной Симбирск. Там на Ивана Александровича нахлынули воспоминания детства. Ему захотелось сделать местом действия нового произведения дорогие сердцу волжские пейзажи. Так началась история создания. "Обрыв" Гончарова, между тем, еще не был воплощен на бумаге. В 1862 году Ивану Александровичу довелось познакомиться на пароходе с интересным человеком. Это был художник - натура пылкая и экспансивная. Он легко менял жизненные планы, вечно пребывал в плену своих творческих фантазий. Но это не помешало ему проникнуться чужим горем и оказать в нужный момент помощь. После этой встречи у Гончарова возникла мысль создать роман о художнике, его артистической сложной натуре. Так, постепенно на живописных берегах Волги возникал сюжет знаменитого произведения.

Публикации

Гончаров периодически выносил на суд читателей отдельные эпизоды из неоконченного романа. В 1860 году в "Современнике" был опубликован фрагмент произведения под названием «Софья Николаевна Беловодова». А через год в "Отечественных записках" появились еще две главы из романа Гончарова "Обрыв" - "Портрет" и "Бабушка". Окончательной стилистической правке произведение подверглось во Франции в 1868 году. Полную версию романа напечатали в следующем 1869 году в журнале "Вестник Европы". Отдельно издание произведения увидело свет уже через несколько месяцев. Гончаров часто называл "Обрыв" любимым дитя своей фантазии и отводил ему особое место в своем литературном творчестве.

Образ Райского

Роман Гончарова "Обрыв" начинается с характеристики главного героя произведения. Это Райский Борис Павлович - дворянин из богатого аристократического рода. Он живет в Петербурге, тогда как его имением управляет Бережкова Татьяна Марковна (дальняя родственница). Молодой человек окончил университет, попробовал себя на военной и статской службе, но везде встретил разочарование. В самом начале романа Гончарова «Обрыв» Райскому немного за тридцать. Несмотря на приличный возраст, он «еще ничего не посеял, не пожал». Борис Павлович ведет беззаботную жизнь, не выполняя никаких обязанностей. Однако он от природы наделен «божьей искрой». У него незаурядный талант художника. Райский вопреки советам родственников решает полностью посвятить себя искусству. Однако банальная лень мешает ему самореализоваться. Обладая натурой живой, подвижной и впечатлительной, Борис Павлович стремится разжечь вокруг себя нешуточные страсти. Например, мечтает «пробудить жизнь» в своей дальней родственнице, светской красавице Софье Беловодовой. Этому занятию он посвящает весь свой досуг в Петербурге.

Софья Беловодова

Эта барышня - олицетворение женщины-статуи. Несмотря на то что ей уже довелось побывать замужем, она совершенно не знает жизни. Женщина выросла в роскошном особняке, своей мраморной торжественностью напоминающем кладбище. Светское воспитание заглушило в ней «женские инстинкты чувства». Она холодна, красива и покорна своей судьбе - соблюсти приличия и найти себе следующую достойную партию. Разжечь страсть в этой женщине - заветная мечта Райского. Он пишет ее портрет, ведет с ней долгие беседы о жизни и литературе. Однако Софья остается холодна и неприступна. В ее лице рисует образ искалеченной влиянием света души Иван Гончаров. «Обрыв» показывает, как печально, когда естественные «веления сердца» приносятся в жертву общепринятым условностям. Художнические попытки Райского оживить мраморную статую и добавить к ней «мыслящее лицо» с треском проваливаются.

Провинциальная Русь

В первой части романа знакомит читателя и с другим местом действия Гончаров. «Обрыв», краткое содержание которого описывается в этой статье, рисует картину Руси провинциальной. Когда Борис Павлович приезжает в родную деревню Малиновка на каникулы, он встречает там свою родственницу - Татьяну Марковну, которую все почему-то называют бабушкой. На самом деле это живая и очень красивая женщина лет пятидесяти. Она ведет все дела в имении и воспитывает двух девочек-сироток: Веру и Марфеньку. Здесь же читатель впервые сталкивается с понятием «обрыв» в его прямом значении. Согласно местной легенде, на дне расположенного недалеко от именья огромного оврага однажды ревнивый муж убил жену и соперника, а затем зарезал и себя. Самоубийца будто был похоронен на месте преступления. Все боятся посещать это место.

Собираясь в Малиновку вторично, Райский опасается, что там «не живут, растут люди» и нет никакого движения мысли. И ошибается. Именно в провинциальной Руси он находит бурные страсти и настоящие драмы.

Жизнь и любовь

Доктрины модных в 1960-е годы нигилистов оспаривает «Обрыв» Гончарова. Анализ произведения свидетельствует о том, что даже в построении романа прослеживается эта полемика. Общеизвестно, что, с точки зрения социалистов, миром правит классовая борьба. Образами Полины Карповой, Марины, Ульяны Козловой автор доказывает, что жизнь движется любовью. Она не всегда бывает благополучной и справедливой. Степенный мужик Савелий влюбляется в беспутную Марину. А серьезный и правильный Леонтий Козлов без ума от своей пустой жены Ульяны. Учитель неосторожно заявляет Райскому, что все необходимое для жизни есть в книгах. И ошибается. Мудрость также передается от старшего поколения к младшему. И разглядеть ее - значит понять, что мир гораздо сложнее, чем кажется с первого взгляда. Этим и занимается на протяжении всего романа Райский: находит необыкновенные загадки в жизни самых близких ему людей.

Марфенька

Двух совершенно разных героинь представляет читателю Гончаров. «Обрыв», краткое содержание которого хоть и дает представление о романе, но не позволяет ощутить всю глубину произведения в полной мере, сначала знакомит нас с Марфенькой. Эта девушка отличается простотой и детской непосредственностью. Она кажется Борису Павловичу сотканной из «цветов, лучей, тепла и красок весны». Марфенька очень любит детей и нетерпеливо готовит себя к радости материнства. Возможно, круг ее интересов узок, но вовсе не так замкнут, как «канареечный» мир Софьи Беловодовой. Она знает много из того, что старшему братцу Борису недоступно: как растить рожь и овес, сколько нужно леса, чтобы построить избу. В конце концов Райский понимает, что «развивать» это счастливое и мудрое создание бессмысленно и даже жестоко. Об этом его предупреждает и бабушка.

Вера

Вера - совершенно другой тип женской натуры. Это девушка с передовыми взглядами, бескомпромиссная, решительная, ищущая. Гончаров старательно подготавливает появление этой героини. Сначала Борис Павлович слышит лишь отзывы о ней. Все рисуют Веру как человека незаурядного: она в одиночестве живет в заброшенном доме, не боится спускаться в «страшный» овраг. Даже ее внешность таит загадку. В ней нет классической строгости линий и «холодного сияния» Софьи, отсутствует детское дыхание свежести Марфеньки, зато имеется какая-то тайна, «невысказывающаяся сразу прелесть». Попытки Райского проникнуть на правах родственника в душу Веры встречают отпор. "Красота имеет также право на уважение и свободу", - заявляет девушка.

Бабушка и Россия

В третьей части произведения на образе бабушки фокусирует все внимание читателя Гончаров Иван Александрович. «Обрыв» рисует Татьяну Марковну как апостольски убежденную хранительницу устоев старого общества. Она - важнейшее звено в идейном развертывании действия романа. В бабушке писатель отразил властную, сильную, консервативную часть Руси. Все ее недостатки являются типичными для людей одного с ней поколения. Если отбросить их, то перед читателем предстает «любящая и нежная» женщина, счастливо и мудро управляющая «маленьким царством» - деревней Малиновка. Именно здесь Гончаров видит воплощение земного рая. В поместье никто не сидит без дела, и каждый получает то, в чем нуждается. Однако и расплачиваться за свои ошибки каждому приходится самостоятельно. Такая участь, например, ждет Савелия, которому Татьяна Марковна разрешает жениться на Марине. Расплата настигает со временем и Веру.

Очень забавным является эпизод, в котором бабушка, чтобы предостеречь своих воспитанниц от неповиновения родителям, достает нравоучительный роман и устраивает сеанс назидательного чтения для всех домочадцев. После этого даже покорная Марфенька проявляет своеволие и объясняется с давним поклонником Викентьевым. Татьяна Марковна замечает потом, что то, от чего она предостерегала свою молодежь, они в ту же минуту в саду и проделали. Бабушка самокритична и сама смеется над своими неуклюжими воспитательными методами: «Не везде пригожи они, эти старые обычаи!»

Поклонники Веры

На протяжении всего романа Борис Павлович несколько раз собирает и разбирает свой дорожный чемодан. И всякий раз любопытство и уязвленное самолюбие останавливают его. Ему хочется разгадать тайну Веры. Кто же ее избранник? Им мог оказаться ее давний почитатель, Тушин Иван Иванович. Он удачный лесопромышленник, деловой человек, олицетворяющий по Гончарову «новую» Россию. В своем имении Дымки он построил ясли и школу для простых детей, установил короткий рабочий день и так далее. Среди своих крестьян Иван Иванович и сам первый работник. Значительность этой фигуры со временем понимает и Райский.

Однако, как узнает читатель из третьей части романа, избранником Веры становится апостол нигилистической морали Марк Волохов. В городке о нем говорят страшные вещи: он входит в дом исключительно через окно, никогда не отдает долги и собирается затравить собаками полицмейстера. Лучшие черты его натуры - независимость, гордость и привязанность к друзьям. Нигилистические взгляды кажутся Гончарову несовместимыми с реалиями русского быта. Автора отталкивает в Волохове глумление над старыми обычаями, вызывающее поведение и проповедь свободных половых отношений.

Бориса Павловича, напротив, очень привлекает этот человек. В диалогах героев прослеживается некая общность. Идеалист и материалист одинаково далеки от реальности, только Райский объявляет себя выше нее, а Волохов старается спуститься как можно «ниже». Он опускает себя и свою потенциальную возлюбленную до естественного, животного существования. В самом облике Марка есть что-то звериное. Гончаров в «Обрыве» показывает, что Волохов напоминает ему серого волка.

Падение Веры

Этот момент является кульминацией четвертой части, да и всего романа в целом. Здесь «обрыв» символизирует грех, низ, ад. Сначала Вера просит, чтобы Райский не пускал ее в овраг, если услышит оттуда выстрел. Но потом начинает биться в его руках и, пообещав, что это свидание с Марком станет для нее последним, вырывается и убегает. Она вовсе не лжет. Решение расстаться - абсолютно правильное и верное, у влюбленных нет будущего, но уходя, Вера оборачивается и остается вместе с Волоховым. Гончаров изобразил то, чего еще не знал строгий роман 19 века - падение своей любимой героини.

Просветление героев

В пятой части автор показывает восхождение Веры из «обрыва» новых, нигилистических ценностей. В этом ей помогает Татьяна Марковна. Она понимает, что грех внучки можно искупить только покаянием. И начинается «странствие бабушки с ношей беды». Не только за Веру она беспокоится. Она боится, что вместе со счастьем и покоем внучки из Малиновки уйдут жизнь и благополучие. Все участники романа, свидетели событий проходят через очищающий огонь страданий. Татьяна Марковна в конце концов признается внучке, что в юности совершила такой же грех и не покаялась перед богом. Она считает, что теперь Вера должна стать «бабушкой», управлять Малиновкой и посвятить себя людям. Тушин, жертвуя собственным самолюбием, идет навстречу с Волоховым и сообщает ему о том, что девушка больше не хочет его видеть. Марк начинает понимать глубину своих заблуждений. Он возвращается на военную службу с тем, чтобы затем перевестись на Кавказ. Райский решает посвятить себя скульптуре. Он чувствует в себе силы большого художника и думает развить свои способности. Вера начинает приходить в себя и понимать настоящую ценность тех чувств, которые испытывает к ней Тушин. Каждый герой романа в финале повествования получает шанс изменить свою судьбу и начать новую жизнь.

Подлинную картину воззрений и нравов дворянской России середины 19 века нарисовал в романе "Обрыв" Гончаров. Отзывы литературных критиков свидетельствуют о том, что писатель создал настоящий шедевр русской реалистической прозы. Размышления автора о преходящем и вечном актуальны и в наши дни. Каждому стоит ознакомиться с этим романом в оригинале. Приятного прочтения!

Иван Александрович Гончаров

Часть первая

Два господина сидели в небрежно убранной квартире в Петербурге, на одной из больших улиц. Одному было около тридцати пяти, а другому около сорока пяти лет.

Первый был Борис Павлович Райский, второй - Иван Иванович Аянов.

У Бориса Павловича была живая, чрезвычайно подвижная физиономия. С первого взгляда он казался моложе своих лет: большой белый лоб блистал свежестью, глаза менялись, то загорались мыслию, чувством, веселостью, то задумывались мечтательно, и тогда казались молодыми, почти юношескими. Иногда же смотрели они зрело, устало, скучно и обличали возраст своего хозяина. Около глаз собирались даже две-три легкие морщины, эти неизгладимые знаки времени и опыта. Гладкие черные волосы падали на затылок и на уши, а в висках серебрилось несколько белых волос. Щеки, так же как и лоб, около глаз и рта сохранили еще молодые цвета, но у висков и около подбородка цвет был изжелта-смугловатый.

Вообще легко можно было угадать по лицу ту пору жизни, когда совершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешел на вторую половину жизни, когда каждый прожитой опыт, чувство, болезнь оставляют след. Только рот его сохранял, в неуловимой игре тонких губ и в улыбке, молодое, свежее, иногда почти детское выражение.

Райский одет был в домашнее серенькое пальто, сидел с ногами на диване.

Иван Иванович был, напротив, в черном фраке. Белые перчатки и шляпа лежали около него на столе. У него лицо отличалось спокойствием или, скорее, равнодушным ожиданием ко всему, что может около него происходить.

Смышленый взгляд, неглупые губы, смугло-желтоватый цвет лица, красиво подстриженные, с сильной проседью, волосы на голове и бакенбардах, умеренные движения, сдержанная речь и безукоризненный костюм - вот его наружный портрет.

На лице его можно было прочесть покойную уверенность в себе и понимание других, выглядывавшие из глаз. «Пожил человек, знает жизнь и людей», - скажет о нем наблюдатель, и если не отнесет его к разряду особенных, высших натур, то еще менее к разряду натур наивных.

Это был представитель большинства уроженцев универсального Петербурга и вместе то, что называют светским человеком. Он принадлежал Петербургу и свету, и его трудно было бы представить себе где-нибудь в другом городе, кроме Петербурга, и в другой сфере, кроме света, то есть известного высшего слоя петербургского населения; хотя у него есть и служба, и свои дела, но его чаще всего встречаешь в большей части гостиных, утром - с визитами, на обедах, на вечерах: на последних всегда за картами. Он - так себе: ни характер, ни бесхарактерность, ни знание, ни невежество, ни убеждение, ни скептицизм.

Незнание или отсутствие убеждения облечено у него в форму какого-то легкого, поверхностного всеотрицания: он относился ко всему небрежно, ни перед чем искренне не склоняясь, ничему глубоко не веря и ни к чему особенно не пристращаясь. Немного насмешлив, скептичен, равнодушен и ровен в сношениях со всеми, не даря никого постоянной и глубокой дружбой, но и не преследуя никого настойчивой враждой.

Он родился, учился, вырос и дожил до старости в Петербурге, не выезжая далее Лахты и Ораниенбаума с одной, Токсова и Средней Рогатки с другой стороны. От этого в нем отражались, как солнце в капле, весь петербургский мир, вся петербургская практичность, нравы, тон, природа, служба - эта вторая петербургская природа, и более ничего.

На всякую другую жизнь у него не было никакого взгляда, никаких понятий, кроме тех, какие дают свои и иностранные газеты. Петербургские страсти, петербургский взгляд, петербургский годовой обиход пороков и добродетелей, мыслей, дел, политики и даже, пожалуй, поэзии - вот где вращалась жизнь его, и он не порывался из этого круга, находя в нем полное до роскоши удовлетворение своей натуре.

Он равнодушно смотрел сорок лет сряду, как с каждой весной отплывали за границу битком набитые пароходы, уезжали внутрь России дилижансы, впоследствии вагоны; как двигались толпы людей «с наивным настроением» дышать другим воздухом, освежаться, искать впечатлений и развлечений.

Никогда не чувствовал он подобной потребности, да и в других не признавал ее, а глядел на них, на этих других, покойно, равнодушно, с весьма приличным выражением в лице и взглядом, говорившим: «Пусть-де их себе, а я не поеду».

Он говорил просто, свободно переходя от предмета к предмету, всегда знал обо всем, что делается в мире, в свете и в городе; следил за подробностями войны, если была война, узнавал равнодушно о перемене английского или французского министерства, читал последнюю речь в парламенте и во французской палате депутатов, всегда знал о новой пиесе и о том, кого зарезали ночью на Выборгской стороне. Знал генеалогию, состояние дел и имений и скандалёзную хронику каждого большого дома столицы; знал всякую минуту, что делается в администрации, о переменах, повышениях, наградах, - знал и сплетни городские - словом, знал хорошо свой мир.

Утро уходило у него на мыканье по свету, то есть по гостиным, отчасти на дела и службу, вечер нередко он начинал спектаклем, а кончал всегда картами в Английском клубе или у знакомых, а знакомы ему были все.

В карты играл он без ошибки и имел репутацию приятного игрока, потому что был снисходителен к ошибкам других, никогда не сердился, а глядел на ошибку с таким же приличием, как на отличный ход. Потом он играл и по большой, и по маленькой, и с крупными игроками, и с капризными дамами.

Строевую службу он прошел хорошо, протерши лямку около пятнадцати лет в канцеляриях, в должностях исполнителя чужих проектов. Он тонко угадывал мысль начальника, разделял его взгляд на дело и ловко излагал на бумаге разные проекты. Менялся начальник, а с ним и взгляд, и проект: Аянов работал так же умно и ловко и с новым начальником, над новым проектом - и докладные записки его нравились всем министрам, при которых он служил.

Теперь он состоял при одном из них по особым поручениям. По утрам являлся к нему в кабинет, потом к жене его в гостиную и действительно исполнял некоторые ее поручения, а по вечерам в положенные дни непременно составлял партию, с кем попросят. У него был довольно крупный чин и оклад - и никакого дела.

Если позволено проникать в чужую душу, то в душе Ивана Ивановича не было никакого мрака, никаких тайн, ничего загадочного впереди, и сами макбетовские ведьмы затруднились бы обольстить его каким-нибудь более блестящим жребием или отнять у него тот, к которому он шествовал так сознательно и достойно. Повыситься из статских в действительные статские, а под конец, за долговременную и полезную службу и «неусыпные труды», как по службе, так и в картах, - в тайные советники и бросить якорь в порте, в какой-нибудь нетленной комиссии или в комитете, с сохранением окладов, - а там, волнуйся себе человеческий океан, меняйся век, лети в пучину судьба народов, царств, - всё пролетит мимо его, пока апоплексический или другой удар не остановит течение его жизни.