XXVII Международный образовательный форум "Глинские чтения" прошел в Московской духовной академии с 27 по 29 июля. Чтения были приурочены ко дню памяти старца Глинской пустыни, педагога, просветителя, схиархимандрита Иоанна (Маслова) (6.01.1932 - 29.07.1991).

Целью форума является внедрение нравственных основ и традиционных духовных ценностей в современную систему образования. Заявленными темами форума стали духовно-нравственное воспитание в семье и образовательных учреждениях. Кроме того, рассматривались вопросы нравственного потенциала русского языка, значения житийной и святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений.

Глинские чтения представляют собой высокую духовную площадку для профессионального самообразования, роста и духовно-нравственной подготовки в первую очередь учителя. Форум объединяет педагогов, ученых и руководителей органов управления образованием в сфере духовно-нравственного и патриотического образования.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) родился 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской области в благочестивой крестьянской семье. С 12 лет Иван начал работать в колхозе. Пас коров, пахал, сеял, косил, собирал плуги, научился делать повозки. В школу ходил за 6 километров в село Сопич. Благодаря природной одаренности Иван учился очень хорошо. В 1951 году Ивана призвали в армию.

В 1954 году он ушёл в Глинскую пустынь. Сначала Иван несколько месяцев нес в монастыре общие послушания, затем ему дали подрясник, а в 1955 году зачислили в обитель по указу. В то время в обители подвизались такие великие старцы, как схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов). Настоятель обители вскоре благословил Иоанна отвечать на многочисленные письма, поступавшие в обитель от тех, кто просил совета, духовного наставления и помощи.

Так Иван начал свое самоотверженное служение Богу и ближним, ведя жизнь самую скромную, строгую и смиренную. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, затем был заведующим аптекой и одновременно клиросным. 8 октября 1957 года, накануне празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, молодой послушник был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола.

В 1961 году после закрытия монастыря отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую духовную семинарию. В 1962 году он был рукоположен в Патриаршем Богоявленском соборе в сан иеродиакона, а 31 марта 1963 года - в сан иеромонаха. После окончания семинарии он продолжил обучение в Духовной академии. Еще в годы учебы в академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того, он исповедовал богомольцев. Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником.

В 1969 году отец Иоанн окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за сочинение «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) и его эпистолярное наследие». Отец Иоанн был оставлен профессорским стипендиатом в Московских духовных школах, преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей. С 1974 года он начал преподавать литургику в семинарии.

С 1974 года в различных изданиях опубликовано более ста работ отца Иоанна. Венцом его научно-богословской деятельности в Московских Духовных школах является магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»,которую он защитил 11 марта 1983 года, получив звание магистра богословия. В 1991 г. отец Иоанн закончил уникальный труд - докторскую диссертацию «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках».

В 1991 году отцом Иоанном был закончен «Глинский Патерик», включающий 140 жизнеописаний Глинских подвижников. Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель.

В 1985 году магистр богословия был направлен из Троице-Сергиевой Лавры духовником в Жировицкий Успенский монастырь. Недолго пришлось ему трудиться на новой ниве пастырского делания. В июне 1990 года он приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед очередным отъездом в Белоруссию, недуг окончательно приковал его к постели. Страдания то усиливались, доходя до критических состояний, то ослабевали. Схиархимандрит Иоанн не переставал принимать духовных чад даже если после очередной беседы терял сознание.


29 июля 1991 года в понедельник в 9 часов утра старец Иоанн причастился. В 9.30 старец мирно отошел ко Господу в полном сознании.

Утром 31 июля собором клириков была совершена заупокойная литургия, которую возглавил наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Елевферий (Диденко). В 12 часов дня гроб был вынесен на площадь перед Троицким собором, где при стечении богомольцев была отслужена лития, погребен отец Иоанн на Старом кладбище в Сергиевом Посаде.

По материалам сайтов "Луки.ру" и "Глинские чтения"

ТЕКСТ ДОКЛАДА НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ФОРУМА «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» 29 ИЮЛЯ 2017 ГОДА

В одном из своих писем, отвечая на вопрос о том, куда лучше всего совершить паломничество, святитель Феофан Затворник заметил:

«Не надо думать, что Господь ближе к Киеву или Москве, Афону или Иерусалиму, нежели к другому месту. Место Его – сердце наше! И когда внидет и возвечеряет... вот и Иерусалим, и паче Иерусалима. О сем восхлопочем. Сердце в нас, но есть путешествие до сердца, и иногда оно длинно-длинно. Сие путешествие и многотруднее, и ценнее пред очами Господа, и многоплоднее».

Эти слова святителя имеют особую цену для нас, педагогов. выступающих водителями детей. Мы должны сначала пройти путь к собственному сердцу, хорошо узнать самих себя, чтобы не оказаться в роли слепых вождей слепых.

Книгу Н.В.Маслова «Значение внимания в жизни человека» (М.,2017) можно сравнить с путеводителем, практическим руководством, которое необходимо каждому, кто собирается совершить путешествие в неизведанные места. Книга эта представляет собой обобщение и современную педагогическую адаптацию тысячелетнего опыта выдающихся православных мыслителей, подвижников благочестия по работе над собой, по самовоспитанию. Ни один из советов святых отцов не носит абстрактного характера, они сами прошли тот путь, о котором пишет святитель Феофан. Они все познали на своем опыте, обнаружили главные трудности этого «маршрута», его самые опасные места и стремнины, детально исследовали и описали их для нас.

Святые отцы любили повторять: «Теория – придворная дама во дворце, а практика – медведь в дремучем лесу может и хребет сломать».

В какой-то степени эти слова могут быть отнесены к современной педагогике и психологии, которые преподают сегодня в вузах. Создано невероятное количество интеллектуально изощренных, красивых теорий и систем, выпущено множество насыщенных терминами учебников и пособий. Но практика все ломает. Об этом свидетельствует современная плачевная ситуация с воспитанием молодежи в школах и вузах.

В данной ситуации опыт и советы выдающихся мыслителей и воспитателей, с которыми знакомит нас новая книга Н.В. Маслова, могут и должны стать опорой для разработки методики, способов и приемов воспитания учащихся и студентов, учитывающих духовную природу человека, его потребность в «хлебе насущном» - постоянной связи с Богом.

Эта книга существенно раздвигает наш педагогический кругозор, помогает по-новому взглянуть на одно из ключевых понятий, составляющих основу педагогического инструментария – внимание.

Нельзя сказать, чтобы современные педагогика и психология не исследовали и не разрабатывали методически это понятие. Однако, в основном, данные разработки касаются физиологической основы внимания. Цитирую учебник педагогики и психологии для вузов: «Общее состояние внимания, устойчивость внимания, связаны, по-видимому, с работой ретикуляционной формации». Уделяя много места развитию физиологических механизмов внимания, педагоги и психологи полностью игнорируют духовную сторону этого явления. Это касается не только внешнего, но и внутреннего внимания.

Цитирую учебник «Общая психология» для студентов высших учебных заведений: «Внутреннее, или интеллектуальное внимание направляется на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления) и психических органов и переживаний. Оно ярко проявляется, например, в решении задач мысленно, в вспоминании, соображении мысленно».

Как мы видим, понятие «внутреннее внимание» характеризуется весьма туманно и противоречиво. С одной стороны, оно отождествляется с рефлексией, самоанализом, в ходе которого определяется качество всех психических процессов, протекающих в нас, с другой – вообще с нашей мыслительной способностью и даже со способностью к воспоминанию.

Причина – в материалистическом взгляде на личность человека. С этой точки зрения внутри человека ничего нет и не может быть, что бы не было обусловлено внешними материальными и социальными факторами. Душа понимается не как самостоятельно существующая реальность и целостность, но как пучок физиологических функций. При таком подходе, по сути дела, отпадает необходимость воспитания, развития души. Все сводится к проблеме управления человеком, по принципу: «стимул – реакция». В этой связи вспомним К.Д. Ушинского: «Ни одна материалистическая теория не может говорить о развитии (человека), ибо когда нет души с ее собственным содержанием, то развиваться нечему».

Подход, который получает развитие в книге Н.В. Маслова, не является чем-то новым и небывалым, в данном случае только восстанавливается в правах, доводятся до сознания современных педагогов укорененные в русском народном сознании, отраженные в русском языке духовные традиции русского просвещения, получившие наиболее полное и открытое воплощение в педагогической деятельности монастырей – Глинской и Оптиной пустыни, русских духовных школ и выдающихся просветителей XIX века – Николая Семеновича Шишкова, Сергея Семеновича Уварова, Сергея Александра Рачинского и других.

Суть этого подхода кратко можно выразить словами схиархимандрита Иоанна Маслова: «Устройте внутреннее и внешнее устроится».

«Внутреннее» – это душа, которая мыслится и, главное, ощущается как реальность, как величайшая драгоценность, как то, за что мы по-настоящему в ответе.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8:36-37).
Будьте внимательны! – этот призыв схиархимандрита Иоанна Маслова, с которым он постоянно обращался к своим духовным чадам имеет в виду прежде всего внимание к состоянию своей души, внутреннее внимание.

В представленной книге всесторонне раскрывается значение внутреннего внимания, приводится подборка высказываний святых отцов, которые обладают исключительной ценностью и глубиной и которые можно рассматривать в качестве педагогического инструментария организации работы по воспитанию внимания.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Как дорого… обрести навык внимания! Главный труд у начавших заботиться о душе обычно на это и направляется. И дело их начинает походить немного на дело только с тех пор, как внимание начнет собираться в себя; обыкновенно оно – все вне, а не внутри. С этого же момента и внутренняя жизнь начинается, и вместе с вниманием зреет и крепнет»
Согласно святым отцам, постоянное внимание к себе, к состоянию своей души позволяет человеку по-настоящему свободно управлять собой и своими делами, добиваться успеха, не давая внешним обстоятельствам и «внутренним движениям своей природы» (святитель Феофан), т.е. страстям, гнездящимся в нашем сердце, увлечь и рассеять нас. При этом подчеркивается, что для того, чтобы обрести такое внимание нужно приложить усилие, понудить себя («Царство Небесное силою берется» -Матф.11:12), и это усилие связано прежде всего с молитвой, обращением за помощью к Богу. Внутреннее внимание – это благодатный дар, который не может быть приобретен человеком самостоятельно – за счет различных аутотренингов и медитации, чреватых культивированием гордости и самопоклонения (именно к подобным тренингам сводятся все рекомендации современной педагогической психологии по работе над собой).

Очень важно понять, что подлинное внимание и сосредоточенность невозможно приобрести без покаяния, без осознания своей глубокой поврежденности грехом, своего смертельно опасного положения. Отсюда рождается молитва: «Спаси, Господи!»
«Внимание – причина веры, надежды, любви. Внимание есть пресечение помыслов, храм памяти Божией, сокровищехранитель терпения, признак искреннего покаяния», - говорит преподобный Никифор Уединенник, святой отец, подвизавшийся на Афоне в XIII веке.

Мысль о глубокой внутренней связи внимания и покаяния пронизывает творения великого духовного писателя XIX века святителя Игнатия Брянчанинова: «Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствует сердцу погружаться в покаяние и пребывать в нем». В этом высказывании святителя косвенно указывается на ту роль, которую играют слитые воедино внимание, молитва и покаяние в борьбе со страстями – главными источниками расстройства нашей душевной жизни, наших грехов и падений. Более подробно эту мысль развивает преподобный Иоанн Кронштадтский: «Трудно побороть страсти, сделавшиеся как бы природными членами нашими, но при внимании непрестанном к самому себе и при усердной непрестанной молитве с воздержанием, с помощью Божией возможно побороть и искоренить их»

Книга «Значение внимания в жизни человека», невелика по объему, но отличается чрезвычайно большой смысловой концентрацией. Каждый ее тезис, подкрепляемый словами святых отцов, может быть предметом многодневного подробного изучения, осмысления и размышления. Помимо уже рассмотренных, остановимся на таких важнейших для нас педагогов тезисах, как «Без внимания невозможно соблюдать заповеди Божии» и «Внимание просвещает, дает знание». Заповеди Божии составляют основу нравственного закона, овладение которым жизненно важно для человека: если нарушение законов физических чревато для нас телесной смертью (никто в здравом уме не будет прыгать из окна высотного дома– закон тяготения!), то нарушение нравственного закона ведет за собой смерть духовную, гибель души, хотя для большинства это и не так очевидно. Святитель Игнатий Брянчанинов, подчеркивает: «Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но, наиболее, внутреннему: они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без глубокого внимания».

Таким образом, внимание к внутренним движениям нашей души выступает условием соблюдения нравственного закона, предотвращения нарушения заповедей на стадии самого зарождения мыслей и чувств.

Внимание называется святыми отцами еще и трезвением, то есть властью над страстями. Внимательная, зоркая воля, соблюдение нравственного закона делают ясным ум, просвещают и умудряют его.

В том случае, если воля человека ослеплена страстями, он теряет внимание, способность здраво мыслить и принимать разумные решения. Святитель Феофан замечает: «Невнимательность происходит от расстройства души грехом», «от потери человеком власти над собой».

Корень рассеянности – забвение Бога, потеря страха Божия. Рассеянность, порабощение души суетой, безудержное стремление к развлечению рождается от нежелания и страха остаться наедине с самим собой, вглядеться в себя. Лишенный развлечений, рассеянный человек впадает в уныние, долговременная скорбь разрушает его, ставит на грань погибели души.

Святые отцы называют рассеянность злокачественным недугом. Погружаясь в суету, житейские попечения, человек прилепляется к земле, сама мысль о Боге, о служении ему становится тягостной. Рассеянный не замечает своего бедственного состояния, своего окамененного нечувствия и легко становится добычей страстей и вражеских искушений.

Рассеянного человека в святоотеческой педагогике уподобляют «дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для татей, разбойников и блудниц».

В книге «Значение внимания в жизни человека» развертывается глубоко продуманная, детально разработанная на основе святоотеческой педагогике «технология» искоренения рассеянности, обучения вниманию. При этом советы и рекомендации по работе над собой лишены менторской навязчивости, наукообразной сухости, регистраторского канцелярского тона и смысловой избыточности, которые, к сожалению, отличают сегодня почти все учебники и руководства по педагогической психологии.

Язык книги отточен и легок, образы, при помощи которых доводятся до сознания читателя сложнейшие понятия и высокие откровения поражают воображение, сразу врезаются в память.

К таким образам, в частности, относится любимое святыми отцами уподобление внутреннего мира человека, его души дому. Вот как, например, раскрывается техника, самоуглубления и рассмотрения себя, своей души святителем Феофаном Затворником: «никогда не прекращайте труда самоуглубления [хотя вначале, если посмотрите в себя, ничего не сможете различить ясно из-за смятения мыслей и чувств]. Потерпите немного, и вы скоро начнете мало-помалу различать происходящее внутри вас, подобно тому, как вошедший со двора в слабо освещенную комнату, постояв немного, начинает постепенно различать находящиеся в ней предметы».
Схиархимандрит Иоанн Маслов использует образ святителя Феофана для иллюстрации основного правила совершенствования, непосредственно связанного со вниманием. «Хотите спасаться, войдите внутрь себя, встаньте со вниманием у входа сердца и истребляйте все вражеское, выходящее и подходящее».

Мыслям и высказываниям отца Иоанна Маслова о внимании в книге уделено особое место, изложение их составляет целую главу. И это вполне оправдано методически. Именно схиархимандрит Иоанн смог взглянуть на учение святых отцов о внимании глазами современного человека, изложить его доступным для нас языком. Немаловажно также и то, что автор книги имел возможность непосредственно общаться с этим живым носителем святоотеческого предания. Отсюда – потрясающее ощущение реальности, соприсутствия. Мы как бы становимся непосредственными участниками, свидетелями диалога, который ведет отец Иоанн со своими духовными чадами.

«Надо нам начать с сегодняшнего дня повнимательнее к
себе относиться. Надо каждый день задавать себе вопросы:
– Как приду в вечную жизнь, с чем?
– Какая у меня здесь цель?
– А что я сегодня для этого приобрел? Что потерял? Где я нахожусь?
И так каждый день проверять себя, особенно перед сном. Если не будет такого постоянного внимания, контроля над собой, не сможет человек пойти ко спасению, суета погубит его.»

При всей кажущейся элементарности советов старца, за ними стоит глубокое, системное знание православной антропологии, святоотеческого учения о внутреннем человеке. На основе этого учения схиархимандрит формулирует нравственный закон, раскрывающий особую важность внимания в жизни людей «Сердце человека не может быть праздным… Если оно не занято добрыми мыслями, то враг человека заполнит его скверными мыслями и пожеланиями.Значит, надо внимательно следить за тем, чем занято сердце, чтобы оно не соглашалось на грех».

О последствиях невнимательности отец Иоанн писал: «Человек, будучи невнимателен к своей духовной жизни, опускает греховные проступки и не осознает своего бедственного состояния».

Отец Иоанн дает яркое и образное описание тактики духовной борьбы, целью которой является достижение внимания через приобретение духовного трезвения, через победу над страстями: «Правило духовной борьбы: всякую страсть побеждать силою Христовой немедленно, как только зародилась она. Исцелить, изгнать совершенно мы ее не можем сразу, но можем все время загонять ее “на дно”, чтобы там страсть умирала под действием вод благодати, а душа наша всегда была бы мирная, кристальная, любящая, благожелательная, бодрственная, духовно трезвая».

Страсть загоняется на дно души при помощи усиленной молитвы, обращения за помощью к Богу. Именно в этом состоит смысл слов Спасителя, которые приводит отец Иоанн, говоря о тактике духовной борьбы: “Царствие Божие берется усилием”.

Завершается книга высказыванием схиархимандрита Иоанна высказыванием о роли внимания в спасении каждого человека и целого народа:«Внимание – сокровище бесценное! Оно есть гонитель суетности, оружие против врага спасения, страж души и тела, лествица, возводящая человека от земли на небо, источник просвящения, света и благодати; оно освящает народ и спасает всякого человека!»

В этом высказывании, занимающем «сильную позицию» текста книги («Конец- делу венец»), получает отражение духовная и государственная стратегия создателей и руководителей Московской педагогической академии, Фонда святого благоверного князя Александра Невского, радиостанции «Народное радио», журналов, «Инок», «Пастырь», «Глинская пустынь». Плоды этой стратегии, этой многолетней деятельности, нацеленной на духовное преображение нашего народа, нашей системы образования налицо. В 1990 году, когда только начиналась эта деятельность, помыслить нельзя было о том, что православная культура будет повсеместно изучаться в школах и вузах России, о том, что возрождение православных традиций в отечественном просвещении станет предметом заботы руководителей государства, о том, что мы будем стоять на пороге кардинальных изменений во всей системе и содержании нашего школьного и вузовского образования на основе разрабатываемой сегодня федеральной целевой программы по духовно-нравственной культуре на сорок лет – с 2020 по 2060 год.

Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Иоан. 4:14)

Сии слова Спасителя непосредственно относятся к старцу Иоанну Маслову, к его духовным чадам, организаторам форума «Глинские чтения», ко всем, кто встал на эту многотрудную, чреватую великими искушениями, но исполненную светлой радости и благодати стезю – духовного и нравственного образования и воспитания, которое «освящает народ и спасает всякого человека!»

Посвящается памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова)

С 27 по 29 июля 2017 года в Московской духовной академии состоялся XXVI Международный образовательный форум «Глинские чтения», традиционно приуроченный ко дню памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) — подвижника 20-го века, старца Глинской пустыни. Ему принадлежат фундаментальные исследования по истории этого прославленного монастыря. Книга отца Иоанна «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в 16-20 вв.» по рекомендации Министерства образования РФ используется в качестве учебного пособия. В «Глинских чтениях» принимают участие педагоги, священнослужители, военнослужащие и представители других профессий.

В этом году форум определил своей темой «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

В течение двух прошедших дней 27 и 28 июля в актовом зале МДА были проведены пленарные заседания. Учителя, преподаватели высшей школы, учёные и духовные лица выступили с докладами о духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи, отечественных традициях педагогики и поделились опытом использования святоотеческих трудов на своих уроках, в том числе трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования РФ.
Программа чтений включала в себя мероприятия – от молитв и всенощных бдений до планерных заседаний и презентаций.

Основное заседание Глинских чтений провел председатель Комиссии по вопросам просвещения, науки и общественной нравственности Общественного совета Центрального Федерального округа, доктор педагогических наук, магистр богословия Николай Васильевич Маслов.

Стоит отметить, что книга «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) послужила основой для труда Николая Маслова «Духовные и нравственные образования и воспитания». Говоря об актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания, Николай Васильевич отметил, что формирование правильных понятий – всегда было одной из главных целей образования. Если понятия неверные – вся жизнь человека становится заблуждением. Труды святых отцов помогают нам восстановить старое — дать человеку возможность совершенств и спасения. По словам присутствующих педагогов, труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) и его духовного наследника Николая Маслова очень помогают в преподавании и работе с молодежью.

Глинские чтения» - это просветительский форум для педагогов, который вырабатывает подходы для школ, для вузов, для повышения квалификации, духовно-нравственные основы образования, и воспитания.

В последний день форума, 29 июля, состоялась панихида на могиле схиархимандрита Иоанна (Маслова) , одного из глинских старцев.

Организатор чтений — Московская педагогическая академия (ректор — Елена Олеговна Крылова ).

В Глинских чтениях приняли участие члены Ассоциации православных педагогов Смоленской области.

План проведения XXVI Международного духовно-просветительского форума «Глинские чтения»

08.30-19.00 Регистрация и размещение участников

14.00 Сбор участников перед актовым залом МДА

14.30-16.30 Подведение семинара в актовом зале МДА

17.00-20.00 Всенощное бдение

07.30-09.30 Литургия в день св. кн. Владимира

08.30-10.30 Регистрация участников форума в МДА

10.30-14.00 Пленарное заседание в актовом зале МДА

14.00-15.00 Обед в трапезной МДА

15.00-16.45 Пленарное заседание в актовом зале МДА

17.00-19.00 Вечернее богослужение в Покровском храме МДА

День памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова)

07.30-11.00 Заупокойная литургия и панихида в Покровском храме МДА

11.00-12.00 Переезд на Старое кладбище

12.00-13.30 Панихида и литии у могилы схиархимандрита Иоанна

13.30-14.20 Поминальный обед в трапезной МДА

14.30-16.30 Заключительное пленарное заседание (в актовом зале МДА)

This entry was posted in . Bookmark the .

29 июля в Сергиевом Посаде участники XXV Международного образовательного форума «Глинские чтения» почтут память схиархимандрита Иоанна (Маслова).


В 07.00 - 11.00 в Покровском храме будет отслужена заупокойная литургия и панихида, в 12.00 – 13.30 на старом кладбище, у могилы отца Иоанна пройдёт панихида и лития. В 14.00 – 15.00 в трапезной МДА состоится поминальный обед.

Глинские чтения

С 27 по 29 июля в Московской духовной академии проходит XXV Международный образовательный форум в память о продолжателе традиций Глинской пустыни, духовном писателе – схиархимандрите Иоанне (Маслове).

Поскольку этот год связан с 1000-летием со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, форум был посвящён этому событию. Именно князь Владимир является основоположником просветительских традиций русского народа, поэтому на 25-х «Глинских чтениях» освящается тема современного образования и воспитания.

В течение двух прошедших дней 27 и 28 июля в Актовом зале МДА были проведены пленарные заседания. Учителя, преподаватели высшей школы, учёные и духовные лица выступили с докладами о патриотическом воспитании детей и молодёжи, отечественных традициях педагогики и поделились опытом использования святоотеческих трудов на своих уроках, в том числе трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования РФ.

По традиции «Глинские чтения» возглавил председатель форума Николай Васильевич Маслов, который является и основателем «Чтений».

25 лет – это результат той работы, которую мы с вами делаем. Это десятки книг, имеющие утверждения – грифы как Русской Православной Церкви, так и Министерства образования РФ. И каждая эта книга – своего рода сокровищница. Они получались у нас без какого-либо труда и усердия. Где Господь поставил печать – там не будет преград. И мы не ощущали этих преград, - заявил Николай Маслов.

Педагогика святых отцов

В этом году на форуме был представлен его многолетний труд «Толковый педагогический словарь. Духовные и нравственные понятия». По отзывам педагогов – участников форума, словарь помогает в учебно-воспитательном процессе. Познакомившись с ним, учащиеся на уроках осознанно, вдумчиво пишут сочинения на патриотические темы, и в обычной жизни начинают рассуждать и по-другому оценивать свои действия и поступки.

Николай Васильевич Маслов о «Глинских чтениях» и «Толковом педагогическом словаре»:

- «Глинские чтения» - это просветительский форум для педагогов, который вырабатывает подходы для школ, для вузов, для повышения квалификации, духовно-нравственные основы образования, и воспитания.

25-й раз мы здесь собрались для того, чтобы обсудить итоги, которые раньше делали, как практика их внедрения в учебных процессах, и поставить задачи новые в свете того, что у государства нашего сегодня потребность большая в патриотическом воспитании, чтобы в школах были правильные понятия. Потому что словари, которые нам достались от прежнего века, они не совсем отражают реалии жизни нашей.

Поэтому нами выпущен новый словарь – «Толковый словарь», где именно духовно-нравственные понятия именно. И многое другое, что помогает и будет помогать людям на пути правильного духовно нравственного воспитания. Это сегодня очень востребовано обществом, и с каждым годом, я думаю, будет усиливаться эта нужда, как вода, как свежий воздух.

Потому что многие поняли несостоятельность учений как советской системы, так и разных демократических всевозможных систем, которые в Европе сегодня применяются, они не дают людям пользу, они, в конечном итоге, приносят людям вред. И вот только сегодня Россия обладает таким огромным потенциалом – это педагогика святых отцов, которую мы успешно претворяем в современное законодательство, чтобы современный закон не нарушать, но дать содержание, необходимое для настоящего поколения, для будущего поколения. Вот этим занимаются «Глинские чтения». - сказал Николай Маслов.