ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
1. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического
восприятия;
2. Развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации,
ритмико­мелодической стороны;
3. Формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменения
силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
4. Обогащение словаря дошкольников с ФФНР по разработанным учителем
– логопедом лексическим темам;
5. Развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально­
ритмического движения, игры на детских инструментах.

Подготовительная логопедическая группа
МБДОУ детский сад № 8 «Сказка»
2015­2016 уч. год.

Сентябрь
Занятие № 1 (4 неделя)
Речедвигательное упражнение «Гудок»
Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности
речевого выдоха
Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда»
Ход занятия: Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправляемся в
путешествие. На чем же мы поедем?» Звучит театральный шум «поезда». Дети
определяют, на чем поедут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется
дирижерским жестом: «У ­у – у!»
Октябрь
Занятие № 2 (1 неделя)


голосового аппарата.
Игровой материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)

изучаемой лексической теме (назови овощ, фрукт, ягоды, грибы). Затем каждому
ребенку предлагается проговорить «свое» слово, ориентируясь на действия педагога.
Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором
громкости. Когда руки поднимаются вверх ­ звук усиливается, когда руки
опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты в «замок» ­ тишина.
Лексический материал по теме «Сад. Огород. Любите землю – матушку»,
«Ягоды, грибы»:
Урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры,
баклажаны, кабачки, чеснок; яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, грядка,
парник, теплица; клубни, плоды, семена, кочан, свекольник, винегрет, сок,
ящик, вредители, посадка, сыроежки, подберезовики, подосиновики, опята,
лисички, мухомор, поганки, клюква, малина, грибы, ягоды.
Цель: Воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и
Занятие № 3 (2 неделя)
движений
Музыкальный материал: попевка на двух звуках
Ход занятия: Дети стоят в кругу, пропевают на двух звуках слова,
сопровождая движениями
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Испечем мы каравай,
Переваливай, валяй!
Выполняют разминание рук.
Берутся за руки и сужают круг
Кладут руки на плечи соседей
Покачиваются с ноги на ногу. Не
опуская рук.

Под слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не
лопайся!» ­ расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг
Занятие № 4 (3 неделя)
Речевая игра «Лес»
Цель: Активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной
памяти, артикуляционной моторики.
Ход занятия Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь,
деревья с нами разговаривают:
«У – у – у» ­ встревожился лес, «О – о – о» ­ удивился лес, «А – а – а» ­
обрадовался лес. (Гости пришли)
Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения
чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
Са – а – а – в лесу бегает лиса
Дети изображают лису, используя мягкие
движения рук.
Со – о – о – еж свернулся в колесо. Изображают ежа, пальцы сжаты разжаты
Бу – у – у – сидит ворон на дубу
Под музыку на сильную долю передают
игрушку по кругу
Тот ребенок, у которого игрушка осталась в руках после окончания музыки, должен отгадать. Кто
еще живет в лесу (можно определить животного по музыкальному отрывку)
Занятие № 5 (4 неделя)
Игрогимнастика «Ветер и ветерок»
Цель: Развитие слухового восприятия, выразительности движений.
Музыкальный материал: музыка Бетховена
Ход занятия: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети
поднимают руки вверх и раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой по
музыку. «А, теперь налетел сильный ветер…….. А вот опять легкий ветерок».
Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с
различной амплитудой.
Ноябрь
Занятие № 5 (1 неделя)
Логопедическая распевка «Брюки»

Эти брюки для Илюши По два раза топают сначала правой ногой, потом - левой.
Сшила бабушка из плюша.
Ходит в них гулять Илья,
Он большой, как ты и я..
Показывают, как бабушка шила брюки.
Идут по круг у, взявшись за руки,
Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.
Занятие № 6, 7 (2 ­3 неделя)
Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Тарелка»
Цель: снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа
Занятие № 8 (4 неделя)
Мимическая зарядка
Цель:
выражение эмоций

повторяют за ним.
Здесь живет Хмурилка
Здесь живет Дразнилка
Здесь живет Смешилка
Здесь живет Страшилка

сведенных бровей


Это носик Бибка!
А где твоя улыбка?
растопырены, рот открыт


Декабрь
Занятие № 9 ­ 10 (1 ­ 2неделя)
1. Игрогимнастика «Ходьба»
Цель: Развитие ориентировки в пространстве, чувства ритма и темпа.
Музыкальный материал: «марш» или любая ритмичная музыка
Ход занятия: Дети под музыку ходят по залу (по кругу, по периметру). По
окончании музыки останавливаются перед стульчиками.
Логопедическая распевка «Ёлочка»
Январь
Занятие № 11 (2 неделя)
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков, слухового внимания, чувства
темпа и ритма, координации движений и музыки.

Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т. П. Ломовой
Можно использовать любую музыку в умеренном темпе с четкой и ясной
фразировкой
Ход занятия: педагог вместе с детьми читает стихотворение:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый мячик,
Тот станцует танец нам.
Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта
исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот
показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом
музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.
Занятие № 12, 13 (3­4 неделя)
Цель: развитие, слухового внимания, чувства темпа и ритма
Логопедическая распевка «Кормушка»
Рано утром на опушке мы повесили кормушку,
Для щеглов и для синичек и для всех голодных птичек.
Февраль
Занятие № 14 (1 неделя)
Машинки
Цель: раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляторной моторики,
слухового внимания и быстроты реакции
Методика проведения:
Игроки сидят в кругу, детям предлагается запомнить две команды: «Дрыннн» и «И­
И­И» чтобы начать движение машины, играющий поворачивается к своему соседу и

говорит: дрынн, тот к кому приехала, говорит и­и­и, оправляя дальше, говорит дрынн
и т.д.
Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть
непрерывным, т.е. игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий у
частник не продолжит звук.
Фонопедическое упражнение: «Муха»
Занятие № 15­16 (2 ­3неделя)
Цель: Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого дыхания.
Над медведем возле уха, целый день жужжала муха: ЖЖЖЖЖЖ
Комары летят, летят и пищат:ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗу, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗу ­ укушу! ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
ЖЖЖ – ЗЗЗЗЗ (текст проговаривается разными голосами – низким и высоким,
звуки ЖЖЖЖЖЖЖЖ и ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ пропеваются в разной тональности)

Занятие № 17 (4 неделя)
Март Занятие № 18 (1 неделя)
Логопедическая распевка «МАМОЧКА»

Занятие № 19­ 20 (2­3 неделя)
Речедвигательное упражнение «Кричалки»
Цель: Развитие силы и длительности речевого выдоха, раскрепощение
голосового аппарата.
Музыкальный материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)
Ход занятия: Педагог перед началом игры просит детей назвать слова по
изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговорить
«свое» слово, ориентируясь на действия педагога. Педагог объясняет, что положение
рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх
­ звук усиливается, когда руки опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты
в «замок» ­ тишина.
Лексический материал по теме «Животные Севера и жарких стран»
Белка, кенгуру, носорог, тюлень, медведь, лев, тигр, антилопа, пантера,
слон, жираф, зебра, Север, Юг, морж, леопард, бегемот, кенгуру.
Занятие № 21 (4 неделя)
Логоритмическое упражнение «Надоедливые мухи»:
Цель: Развитие чувства ритма
Чай душистый пьем, пыхти Потирают ладонь о ладонь горизонтально
­ Уф­уф­уф, уф­уф­уф. Пропевание на одном звуке
Отгоняем веткой мух. Ритмично помахивают рукой.
Мух­мух­мух, мух­мух­мух. . Пропевание на одном звуке
А они в варенье сели, Ритмично постукивают пальцем о ладонь
Ели­ели, ели­ели. . Пропевание на одном звуке
Так нам мухи надоели Мы варенье быстро съели! Потирают ладонь о ладонь горизонтально
Апрель
Занятие № 22 ­23(1 ­2 неделя)
Логоритмическое упражнение «Капель»
Цель: Развитие чувства ритма
Музыкальный материал: фонограмма капели, пения птиц (на выбор)
Раз, два (два хлопка).
Звенят капели (дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони
другой)
Три, четыре (два хлопка)
Мы запели (2 раза прижимают ладони к груди)
Летят скворцы, к нам летят гонцы весны (взмахивают кистями рук)
Семь, восемь (два хлопка)
Песни льются (вытягивают руки вперед)
Девять, десять (два хлопка)
Все смеются (поднимают руки вверх)
Упр. «Заботливое солнышко»
Занятие № 24­25 (3­4 неделя)
Цель: Развитие координации движений, развитие чувства ритма
Солнце с неба посылает дети, ритмично скрещивают руки над головой

Лучик, лучик, лучик. . Пропевание на одном звуке
И им смело разгоняет плавно покачивают руки вверху
Тучи, тучи, тучи. Пропевание на одном звуке
Летом нежно согревает ритмично потирают щечки
Щечки, щечки, щечки. Пропевание на одном звуке
А весной на носик ставит ритмично постукивают пальцем по носу.
Точки, точки, точки. Пропевание на одном звуке
Занятие № 25 (4 неделя)
Выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное
Мимическая зарядка
Цель:
выражение эмоций
Ход занятия: Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети
повторяют за ним.
Здесь живет Хмурилка
Здесь живет Дразнилка
Здесь живет Смешилка
Здесь живет Страшилка
Это носик Бибка!
А где твоя улыбка?
Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле
сведенных бровей
Упр. «Буратино», ребенок показывает язык
Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается
Глаза широко открыты руки вытянуты вперед, пальцы
растопырены, рот открыт
Указательные пальцы сведены на кончике носа
Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога
Май
Занятие № 26 (1 неделя)
«Ветер, Ветер,…..»
Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и
длительность выдоха.
Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года,
используя разные фонемы
У весны ветер ласковый и нежный, теплый ­ ффффффффффф
У лета жаркий, согревающий – ххххххххххх
У осени прохладный – сссссссссс
У зимы холодный, студеный – ввввввввввввввв
Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения
Занятие № 27 (2 неделя)
Подготовка к выпускному утреннику

Использованная литература
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы
с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи
2. Гоголева М. Ю., Логоритмика в детском саду. Подготовительная группа
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

Овладения ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляются познание ребенком окружающей действительности.

В нашей группе находятся дети с такими речевыми нарушениями, как общее недоразвитие речи различных уровней, стертая форма псевдобульбарной дизартрии. У детей с данным диагнозом отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. У детей отмечаются нарушения общего и орального праксиса, недостаточность фонематического восприятия, трудности переключения с одного движения на другое, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, невозможно автоматизированное выполнение простых ритмов. Незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с низкой умственной работоспособностью и эмоциональной лабильностью.

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Поэтому, при организации комплексного коррекционного воздействия на речь и личность ребенка в целом, в систему работы нашего детского сада были включены логоритмические занятия.

В специальной литературе логоритмика рассматривается как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985). Таким образом, речевое развитие формируется и корригируется посредством слова, движения и музыки. Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность, способствуя социальной реабилитации детей-логопатов. Это актуально, т.к. у детей с речевой патологией наблюдается, как правило, рассогласованность ряда моторных и психических функций. Особое место в этом триединстве занимает ритм, вне которого ни музыка, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в само название курса – логоритмика. Известно два пути воздействия ритма на человека. Мы используем оба, причем последовательно. На ранних этапах преобладает моторная заразительность, затем ритм подключается к регулированию длительности психических процессов. Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. По мере того, как пальчики ребенка становятся умелыми и сильными, его смышленость и сообразительность возрастают.

Известно, что в дошкольном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе воспитательно-педагогического воздействия, определяется эмоциональным отношением ребенка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия, а постоянно выраженное отрицательное эмоциональное состояние приводит к физиологическим изменениям в организме и заболеваниям, что, в конечном итоге, оказывает разрушительное воздействие на информационно-энергетические структуры личности. И тут приходит на помощь великий эмоциональный стимулятор – музыка. Доказано, что любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение. Это обязательное двигательное окончание любого эмоционального акта является психофизиологической константой. Иными словами, отрабатывая определенную систему движений, регулируя и направляя их, мы непосредственно воздействуем на эмоциональную сферу ребенка.

В планировании логоритмических занятий я использовала принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Предложенная мной тематическая направленность и организованная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Представленные логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обще-развивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б.Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М.Лазарева, доступных приемах, по методу В.Емельянова. В каждое занятие мной включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, т.к. детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

  • Движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
  • Танец (хоровод);
  • Разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
  • Песня, сопровождаемая жестами;
  • Логопедическая гимнастика (по Буденной Т.В.);
  • Мимические упражнения;
  • Массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
  • Пальчиковая игра;
  • Подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На представленных логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  1. Уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  3. Расширение лексического запаса;
  4. Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  5. Совершенствование общей и мелкой моторики;
  6. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  7. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Целесообразно в середину занятия включать знакомство с новой игрой из более сложных категорий – на развитие пространственного воображения, логический анализ, классификацию, символизацию или словесные, творческие игры, обычно вызывающие большие затруднения, чем все прочие. После этого хорошо включить в занятие игру, связанную с движением, например, из раздела игро-ритмика. На следующем этапе проводятся музыкально-подвижные, творческие игры. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используется креативная гимнастика, в частности, поверхностная релаксация, которая заканчивается игровым самомассажем или пальчиковой гимнастикой. После этих речедвигательных упражнений обычно проводится инструментальное музицирование или игро-танец. Задачей заключительного этапа занятия является сохранение полученного положительного эмоционального заряда. Для этого мы используем любимые детьми игровые задания. В конце занятия логопед подводит итоги и оценивает деятельность каждого из детей.


Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1. коррекционно-развивающее;

2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.
  • И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

    Принципы построения совместных занятий:

    1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

    2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

    3. Принцип всестороннего воздействия

    4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

    5. Принцип наглядности.

    6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

    Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

    Оздоровительные

    Образовательно-воспитательные

    Коррекционные

    Укреплять костно-мышечный аппарат.
    Развивать дыхание.
    Развивать координацию движений и моторные функции.
    Формировать правильную осанку.

    Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
    Формировать способность восприятия музыкальных образов.
    Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

    Развивать речевое дыхание.
    Развивать артикуляционный аппарат.
    Формировать просодические компоненты речи.
    Развивать фонематическое восприятие.
    Развивать грамматический строй и связную речь.

    При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

    Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.
  • Музыкальный руководитель:

    Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.
  • Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

    Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
  • Координационный план проведения совместных занятий

    Педагогические задачи

    Логопед

    Музыкальный руководитель

    Развитие мелкой моторики

    Упражнения с различным дидактическим материалом.
    Пальчиковые игры.

    Игра на детских музыкальных инструментах.
    Танцевальные движения.
    Театр с использованием кукол бибабо

    Развитие мимики

    Массаж лица.
    Гимнастика мимических мышц.
    Произвольное формирование определенных мимических поз.
    Связь мимики с интонацией

    Развитие выразительности в пении и танце

    Развитие речевого дыхания

    Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

    Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

    Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

    Хоровое пение.
    Движения с речью под музыку.
    Использование характерных ролей.

    Развитие фонематического слуха

    Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

    Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

    Развитие артикуляции

    Упражнения с зеркалом.
    Артикуляционная гимнастика.
    Чистоговорки.
    Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

    Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

    Развитие грамматического строя речи

    Формирование навыков словообразования и словоизменения.
    Преодоление аграмматизма

    Разучивание текстов песен. Драматизация.
    Музыкальные спектакли, инсценировки.
    Кукольный театр.

    Развитие словаря

    Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
    Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

    Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
    Обогащение словаря в процессе занятий.

    Развитие диалогической речи

    Формирование навыков составления диалога

    Драматизация.
    Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

    Развитие монологической речи

    Развитие у ребенка желания говорить.
    Воспитание навыков овладения монологической речью.

    Разучивание текстов песен

    Развитие коммуникативных навыков

    Психологические этюды и коммуникативные игры

    Участие детей в музыкальных представлениях.

    Музыкально - пальчиковые игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

    1. Игры-манипуляции: «Ладушки - ладушки » - дети ритмично хлопают в ладоши, «Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

    2. Сюжетные пальчиковые упражнения «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно. Стенка, стенка, (потрогать щечки) Потолок, (потрогать лобик) Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам) Дзинь - звонок! (нажать на носик) К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

    3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

    4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу. «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их. «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку. «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,

    5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук . В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). В заключении, хочется отметить, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и устранению речевых нарушений у детей.

    Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

    В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

    Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

    Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

      структуру речевого нарушения;

      осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

      закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

      всесторонне развивать личность дошкольника.

    И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

    Принципы построения совместных занятий:

      Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

      Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

      Принцип всестороннего воздействия

      Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

      Принцип наглядности.

      Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

    Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:

      Развивать дыхание.

      Развивать координацию движений и моторные функции.

      Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

      Формировать способность восприятия музыкальных образов;

      Развивать речевое дыхание.

      Развивать артикуляционный аппарат.

      Формировать просодические компоненты речи.

      Развивать фонематическое восприятие.

      Развивать грамматический строй и связную речь.

    При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

    Учитель-логопед:

      постановка диафрагмально-речевого дыхания;

      укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

      формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

      коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

      развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

      совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

      обучение умению связно выражать свои мысли;

      обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

      развитие психологической базы речи;

      совершенствование мелкой моторики;

      логопедизация занятий и режимных моментов.

    Музыкальный руководитель:

    Развитие и формирование:

      слухового внимания и слуховой памяти;

      оптико-пространственных представлений;

      зрительной ориентировки на собеседника;

      координации движений;

      умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

    Воспитание:

      темпа и ритма дыхания и речи;

      орального праксиса;

      просодики;

      фонематического слуха.

    Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

    Координационный план

    Педагогические задачи

    Логопед

    Музыкальный руководитель

    Развитие мелкой моторики

    Упражнения с различным дидактическим материалом.
    Пальчиковые игры.

    Игра на детских музыкальных инструментах.
    Танцевальные движения.
    Театр с использованием кукол бибабо

    Развитие мимики

    Массаж лица.
    Гимнастика мимических мышц.
    Произвольное формирование определенных мимических поз.
    Связь мимики с интонацией

    Развитие выразительности в пении и танце

    Развитие речевого дыхания

    Скороговорки. Упражнения для развития речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

    Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

    Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

    Хоровое пение.
    Движения с речью под музыку.
    Использование характерных ролей.

    Развитие фонематического слуха

    Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

    Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

    Развитие артикуляции

    Упражнения с зеркалом.
    Артикуляционная гимнастика.
    Чистоговорки.
    Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

    Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

    Развитие грамматического строя речи

    Формирование навыков словообразования и словоизменения.
    Преодоление аграмматизма

    Разучивание текстов песен. Драматизация.
    Музыкальные спектакли, инсценировки.
    Кукольный театр.

    Развитие словаря

    Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
    Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

    Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
    Обогащение словаря в процессе занятий.

    Развитие диалогической речи

    Формирование навыков составления диалога

    Драматизация.
    Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

    Развитие монологической речи

    Развитие у ребенка желания говорить.
    Воспитание навыков овладения монологической речью.

    Разучивание текстов песен

    Развитие коммуникативных навыков

    Психологические этюды и коммуникативные игры

    Участие детей в музыкальных представлениях.

    В работе с ребенком, имеющим речевые нарушения, музыкальному руководителю необходимо использовать:

    Народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио- и видеокассетах) и разучивания;

    Хороводы, танцы;

    Народные игры;

    Мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую ребенок играет на ударно-шумовых инструментах;

    Народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

    Значение фольклора очень велико и многогранно. Оно состоит в следующем.

    Народное творчество выполняет воспитательно-образовательую функцию.

    Способствует развитию детской памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает ребенку лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

    Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогает ребенку самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

    Всевозможные потешки можно использовать и для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству таких музыкальных руководителей, как Л.С. Генералова, А.И. Ксендзовская, Е.С. Рагульская, К.С. Ряховская и др., многие потешки постепенно превратились в игровые упражнения, в , которые помогают работать над согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.

    Малые формы произведений народного творчества благотворно , обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы — некоторые произведения можно инсценировать; а если ребенок пока не говорит, не владеет активной речью, можно передавать содержание только движениями (например, «Киска», «Две тетери»)

    Игры с пением, хороводы, народные песни можно использовать и без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.

    Учитывая положительное значение народного творчества и подбирая материал для разучивания, важно помнить об особенностях детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

    Ребенок должен понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики.

    Иногда музыкальному руководителю приходится отказываться от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если сложно доступно объяснить ребенку с нарушением речи значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит постараться и можно найти другой вариант выбранного текста. Ведь довольно часто фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная ценность при этом не пострадала, можно выбирать вариант, более доступный для детей с нарушениями речи.

    Силаева Ольга Геннадьевна,
    учитель-логопед, г. Димитровград