Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация – это дифференциация людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и др. социально значимых признаков.

Основные стратификационные показатели:

· Престиж, профессия, власть;

· Доход, богатство;

· Образование, знания;

· Религиозная принадлежность;

· Этническая принадлежность.

Виды социальной стратификации:

В зависимости от доступа к власти, профессии и получаемых доходов выделяются: политическая, профессиональная и экономическая стратификации.

Типы стратификации:

В истории существует три основных типа стратификации - касты, сословия и классы.

· Касты - закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. (Пр: Древняя Индия)

Кастовая система в Древней Индии

· Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. (Пр: Средневековая Европа).



Основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

дворянство - привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;

духовенство - служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);

купечество - торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;

крестьянство - сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;

мещанство - городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

Прим.! В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

· Классы – это социальные группы, принадлежность к которым определяется экономическим положением людей.

Историческая классификация классов

Рабовладельческое общество - рабы и рабовладельцы;

Феодальное общество - феодалы и зависимые крестьяне;

Капиталистическое общество - капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат).

Основные классы современных развитых обществ

Высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);

Средний класс : делится на верхний средний (профессионалы) и нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие);

Низший класс : делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Прим.! Нижний низший класс - это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-классовой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами .

К деклассированным элементам относятся люмпены - бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы - те, которые лишились своих соц-ых характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, например бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса, или крестьяне, согнанные с земли в ходе индустриализации.

Социальная мобильность

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Пр: 1. Секретарь стал заместителем директора – это пример восходящей вертикальной мобильности.

2. Директор был низложен на должность простого рабочего - это пример нисходящей вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне.

Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. (Пр: дворник устроился на работу посудомойщика, его социальный статус в данном случае не изменился, так как работа дворника была изменена на равнозначную).

К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.).

Повидам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.

Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяютдве формы мобильности: групповую и индивидуальную.Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая - с предписанным.

Социальный статус и роль

Социальный статус - это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее. Т.е социальный статус это некая характеристика человека по его профессиональным качествам, материальному и семейному положениям, возрасту, образованию и другим критериям. Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов: Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Предписанный статус - это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным. Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный вид. Это отец, мать, сестра, брат. А муж и жена - уже приобретенные статусы .

Достигаемый статус - это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга. Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый социальный статус личности. Примеры: у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск - форма и погоны; у врачей - белые халаты; у людей, нарушивших закон - наколки на теле.

Социальная роль

С о ц и а л ь н а я р о л ь – п о в е д е н ч е с к а я с т о р о н а с т а т у с а.

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью. Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери - это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них. Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям. Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины – мама, жена, а ее вторая роль – успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт. Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах. Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества, она меняет его поведение. Превращая индивида в члена группы, она меняет человека, делает его зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, которые возникают под влиянием группы.

Во-первых, под общественным влиянием происходит изменение таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу своего внимания за счет усиления интереса к проблемам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.

Во-вторых, в группе человек получает определенный "вес". Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный "вес" в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.

В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего "я". Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.

В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия "мозговой атаки" существенно повышает творческий потенциал человека.

В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.

Неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется. Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процесс адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку неоднозначный, сложный и зачастую достаточно длительный.

Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но оказывает воздействие на группу, на других ее членов.

Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на группу, вносить изменения в ее функционирование таким образом, чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справляться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависят как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиций того, что он считает правильным, а что неправильным, что требует улучшения, что необходимо сделать для того, чтобы достичь целей группы. При этом всегда его рассуждения находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.

Социальная сфера.

1. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними называется: 1) политика общества 2) структура общества 3) характер общества 4) рисунок общества 2. Социально-демографической общностью являются : 1) племя 2) христиане 3) горожане 4) дети

3. Молодежь – это: 1) социально-классовая общность 2) социально-этническая общность 3) социально-демографическая общность 4) социально-культурная общность

4. Положение индивида в малой группе, определяемое отношением к нему окружающих людей называется: 1) социальным статусом 2) личным статусом 3) социальной мобильностью 4) социальной стратификацией

5. Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе, называется:

1) социальной дифференциацией 2) социализацией

3) социальной мобильностью 4) социальной стратификацией

6. Племена, народности, нации – это стадии развития… 1)демоса 2)этноса 3)консенсуса 4)стратификации

7. Семью, как малую группу, отличает от других малых групп:

1) общность быта 2) совместное владение средствами производства

3) постоянство состава 4) единство политических взглядов

8. Социальной нормой является : 1) образец поведения людей 2) пожелание на будущее 3) правила, нейтральные по отношению к людям

4) предложения правительства по реорганизации общества

9. К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относится :

1) наркомания 2) алкоголизм 3) религиозный фанатизм 4) новаторское предложение

10. Теория стратификации предполагает деление общества на : 1) высший, средний и низший класс; 2) пролетариат и буржуазию; 3) мужчин и женщин; 4) детей и взрослых.

11. Нация в отличие от класса : 1) является этнической общностью 2) сформировалась на ранних этапах истории человечества

3) служит базой возникновения государства 4) является большой группой людей

12. К достигнутым статусам личности относится : 1) образование 2) пол 3) национальность 4) раса

13. К восходящей социальной мобильности относится :

1) переезд из удаленного района в центр города 2) переход из мелкой фирмы в более крупную

3) смена гражданства 4) брак с представителем высшего класса

14. Вставьте недостающее в предложении слово: Под влиянием особенностей природной среды, социальных и экономических факторов складывались

характерные для ___ черты культуры, быта, нравов. 1) касты 2) демоса 3) этноса 4) курии

15. Основными функциями семьи являются : 1) рождение и содержание детей 2) накопление и передача собственности

3) поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи 4) все выше перечисленное

16. Правовые нормы: 1) закрепляются в государственном законодательстве 2) обеспечиваются авторитетом религии 3) основаны на вере в сверхъестественные силы 4) закрепляют представления о прекрасном и безобразном

17. Отклоняющееся поведение в социологии принято называть :

1) нормальным 2) девиантным 3) неправомерным 4) аморальным

В 1.Установите соответствие .

Каждый мусульманин должен в праздник Курбан-байрам подать бедным деньги или пищу

Не убий (запрет убийства)

политические нормы

религиозн религиозные нормы

Назначение премьер-министром лидера партии, победившей на выборах

В 2. Установите соответствие .

Социальная мобильность

Социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом.

Социальная дифференциация

ПеремещеПеремещение из одной социальной группы в другую.

Социальная роль

Установленное в обществе правило (образец) поведения

Социальная норма

Разделение общества не группы, занимающие разное социальное положение

В 3. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по

конфессиональному признаку. Найдите термин, выпадающий из этого ряда.

Православные, буддисты, мусульмане, либералы, католики.

В 4. Вставьте пропущенное в предложении слово.

Мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы представляют собой социальные…

С 1. Закончите предложение.

К наиболее типичным для большинства людей относятся роли: 1)труженика, 2)__ , 3)___ , 4)__.

22. Наиболее низкий удельный вес необходимого продукта в общем объеме производства наблюдается в условиях:

1. первобытнообщинной формации

2. рабовладельческой формации

3. феодальной формации

Капиталистической формации

5. он всегда один и тот же

23. Что лежит в основе общесоциологических теорий:

1. накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка

Описание и объяснение социальной жизни в целом

3. исследование общественных отношений в отдельных сферах жизни общества

4. исследование механизмов индивидуального поведения

5. решение практических проблем

24. Социальная технология включает в себя:

1. программу и методы преобразовательной деятельности

2. программу преобразовательной деятельности и саму деятельность на основе этой программы

3. сбор необходимой информации и разработку программы преобразовательной деятельности

Воздействие на определённые группы общества с целью побудить их действовать нужным образом

5. только 1+2

25. Какая функция социологии обеспечивает выработку научно-обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем:

1. гносеологическая

2. распределения

3. социального контроля

Прогностическая

5. мировоззренческая

26. Что представляет собой в социологии эволюционизм:

1. представление об обществе как искусственном образовании

2. идею непостижимости законов общественного развития

Представление об изменениях в обществе как постепенном закономерно обусловленном объективном процессе

4. представление об изменениях в обществе как результате конспиративного воздействия узких групп людей

5. представление об обществе как раз и навсегда данном образовании

27. Совокупность людей, связанных общностью территории, языка, экономической жизни, культуры, психологического склада, называется:

1. человеческое стадо

2. бюрократия

Нация

4. государство

28. Идеологическая функция социологии проявляется в том, что:



1. социология изучает идеологические ценности различных групп людей

2. социология заставляет людей изменять свои взгляды и мнения

3. в социологии существуют различные школы и направления, которые по- разному трактуют одни и те же социальные явления

Социология ориентируют людей на следование определённым ценностям

5. социология обязана пропагандировать определенную (государственную) идеологию

29. В каком понятии выражается полное принятие нормы:

1. «девиация»

2. «отклонение»

3. «толерантность»

Конформизм»

1. М. Вебер
2. В.И. Ленин
3. К. Маркс
4. П. Сорокин
5. Г.В. Плеханов

31. Какой вид социологического исследования является самым распространённым в современной социологии:

1. разведывательное

2. анкетирование

Опрос общественного мнения

4. разовое

1. Питирим Сорокин

2. Эмиль Дюркгейм

3. Макс Вебер

Карл Маркс

5. Роберт Мертон

33. Какой вид социологического исследования лучше всего подходит для изучения межличностных отношений в группе:

1. интервьюирование

2. наблюдение

Социометрия

4. групповое анкетирование.

5. метод фокус-группы

Особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий – это

2. ценности

Традиции

35. Более всего затрагивал методологические проблемы развития общества:

1. Э.Дюркгейм
2. К.Маркс
3. П.Сорокин
4. П.Флоренский
5. Н.Бердяев

Платон

2. Аристотель

3. Конфуций

4. Демокрит

37. Социология - это:

1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

2. общественная наука о закономерностях, путях, формах, возникновении и развитии политических явлений

3. наука об обществе и общественных отношениях

4. наука об общих и специфических закономерностях функционирования и развития общества

Наука о строении общества и поведении людей в нем

Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. называются

1. обычаями

2. нравами

Ценностями

5. нормами

39. Молодёжный возраст детерминирован:

Биологически и психологически

2. юридически и политически

3. исторически и социально

4. экономически

5. исторически.

Система наиболее общих принципов, положений, методов, составляющих основу социологии, – это

1. технология

Методология

3. гносеология

4. необходимость

5. статистика

41. Какой из видов социологического исследования относится к панельному:

1. исследование, направленное на выявление причинно-следственных связей

2. исследование поискового типа по апробации инструментария

3. исследование, направленное на описание структурных взаимосвязей элементов социального объекта


Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего соци­ального положения в обществе называется...»

В2. Вставьте пропущенное слово.

«На основе усиления межплеменных связей складываются народно­сти, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли...»

ВЗ. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Правила, требования общества к человеку, в которых более или ме­нее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, оп­ределениям, приведенным во втором.

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие тра­диционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и ра­венстве.

В7. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная... - это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.