Природная среда (природа) как объект использования и охраны. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе
В науке предмет экологического определяется различным образом: как отношения в сфере взаимодействия общества и природы (В. В. Петров) и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества, людей и природы (С. А. Боголюбов).
Если обратиться к теории права, являются общественные отношения. Общественные отношения возникают между их субъектами — физическими, юридическими лицами и государством.
Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира. Указанной позиции придерживается и действующее Законодательство.
Так, в ст. 4 Закона об охране окружающей среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны.
Предмет экологического права определяется как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира.
Таким образом, предмет современного экологического права образуют общественные отношения:
- собственности на природные объекты и ресурсы;
- по природопользованию;
- по охране окружающей среды от деградации;
- по защите экологических нрав и законных интересов физических и юридических лиц.
Форма взаимодействия общества и природы
Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.
До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной.
Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.
В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:
- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия;
- охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания - экологическая форма.
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы :
- Натуралистическая концепция , когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала , возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».
- Потребительская концепция , главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».
- Концепция устойчивого развития - самая современная концепция охраны и развития.
Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.
Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).
Основные принципы концепции устойчивого развития:
- человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий, сохранение окружающей среды именно для человека;
- необходимость учета интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений,
Вопрос взаимодействия общества и природы невероятно многогранен. Природа подарила человеку возможность распоряжаться своими ресурсами по мере его потребностей и возможностей. В свою очередь, человек окружил себя обществом и создал определенную систему ценностей, исходя из которой и формируется на данный момент отношение к внешней и внутренней реальности, включая отношение к природе.
Очевидно, что в среднем, отношение к природе жителя Нью-Йорка, Лондона или Москвы будет существенно отличаться от отношения жителей коренных племен Северной Америки или сибирских поселений.
Основные этапы развития отношений между природой и человеком
В целом, выделяют три основных периода взаимодействия общества и природы. Это очень большие временные промежутки, длительность которых достигает 3,5 млн. лет.
Первый период - палеолит или древнекаменный век. В течение этого этапа жизнь человека полностью зависела от природных условий. В это время люди жили собирательством, охотой, рыбалкой и не оказывали сколько-нибудь ощутимого влияния на природу.
Второй период - неолит или новокаменный век (начался около 10 тыс. лет назад). В течение долгих веков палеолита человек совершенствовался физически и нарабатывал навыки социального взаимодействия. В результате, переход к неолиту был ознаменован принципиально новым способом ведения хозяйства - производящей экономике. Теперь человек не просто присваивал конечный результат природной деятельности (уже выросшие плоды, животных и рыбу), но и сам научился земледелию и скотоводству. Степень воздействия человека на природу существенно возросла: он стал вырубать леса, рыть подземные каналы, возводить дома и целые города.
Третий период - век промышленности и технических открытий. Переход к этому этапу связывают с НТР XVIII-XIX веков. Ручной труд сменился машинным, производство достигло глобальных масштабов, человек стал производить товаров гораздо больше, чем ему необходимо. И, соответственно, использовать природные ресурсы гораздо более интенсивно, чем это было бы приемлемо для их естественного восстановления. Промышленная революция привела к тому, что изменения природных условий, которые раньше носили временный локальный характер, стали более всеобъемлющими и нередко необратимыми.
Рост промышленности и открытие новых технологий работают сразу в двух направлениях: делают человека более развитым технически, позволяют осваивать и открывать еще больше возможностей - с одной стороны, и истощают природные ресурсы, ухудшают экологическую ситуацию и отрывают человека от природы - с другой. В итоге, отношения между обществом и природой во многих странах достигли критической точки. Сегодня на Земле есть немало людей настолько зависимых от благ цивилизации, что это делает их неспособными к жизни в непосредственном контакте с природой.
Вместе с тем, использование природных ресурсов - это лишь одна из форм взаимодействия человека с природой. Помимо этого существует еще природоохранная деятельность, включающая организацию национальных парков, заповедников, заказников и памятников природы и т.п.
Отношение к природе в случае с каждым конкретным человеком - это, в первую очередь, вопрос ценностей и мировоззрения. Подтверждением этому служит большое количество «зеленый» организаций, инициатив и сообществ, выступающих в защиту природы.
Техническая революция открыла нам новые горизонты, позволила стать более независимыми от природных условий, позволила увеличить продолжительность жизни и сделать ее более комфортной. Но следует помнить, что каким бы далеко человек ни шагнул по пути технического прогресса, он остается всецело зависимым от необходимости дышать, пить воду и получать питательные вещества. То есть, именно природа предоставляет нам то, без чего мы не сможем прожить и нескольких минут.
Зачет по Экологическому праву
Формы взаимодействия общества и природы.
Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.
Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм
взаимодействия общества и природы, обеспечивает экономические интересы общества.
В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобразующее воздействие на природу. В условиях современной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйственная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы. В результате стали очевидными критические пределы влияния на природу сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования самого человека.
Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимостью организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизниновую форму
взаимодействия общества и природы - охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологической функции государства и права.
Также существуют различные философские концепции отношения человека с природой:
1. Исторически первая концепция – потребительское отношение к природе. «Из природы должны извлекаться ресурсы для развития и преумножения общественного богатства».
2. Натуралистическая концепция. «Природа – божество, возвышающееся над обществом». Невозможность вмешательства в природу, необходимость применять в обществе законы природы.
3. Алармизм
а) пессимистическое направление – современная цивилизация неминуемо идет к катастрофе;
б) оптимистическое направление – человечество способно решить экологические проблемы.
4. Учение о ноосфере – недопустимость использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого (начало ХХ в.). Ноосфера – гармонично преобразованные научные мысли отношения между людьми, между природой и обществом, органичными и неорганичными, сознательными и бессознательными силами мира.
5. Ограничение экономического развития.
6. Концепция устойчивого развития. В 1972 году в Стокгольме на Конференции ООН по окружающей человека среде было принято решение о создании комиссии по охране окружающей среды. В 1987 г. в был представлен доклад на суд ООН «Наше общее будущее». Центральное место в нем заняла эта концепция. В результате реализации данной концепции должна быть решена главная задача – гармонизация между решением социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. В апреле 1996 г. была утверждена концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
^ 2. Экологическая функция государства и права.
Вопрос о функциях Российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии. Взаимоотношения человека, общества и государства достаточно четко определены в Конституции РФ 1993 г., согласно которой высшей ценностью в российском демократическом федеративном правовом государстве являются человек, его права и свободы. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Единственным источником власти и носителем суверенитета, т.е. верховной власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3). Подчеркнем положение о том, что не государство, а народ - источник и носитель верховной власти в России. Об этом следует помнить в процессе изучения всего курса экологического права.
Для понимания природы, сущности и содержания экологической функции российского государства, развития и реализации экологического права в плане соотношения общества и государства важно иметь в виду также некоторые экологически значимые положения преамбулы Конституции России. В ней говорится:
"Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
<...>
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации".
Таким образом, мы - народ, проявив посредством референдума свою верховную власть, установили основы конституционного строя России, сами определили права и свободы человека и гражданина, основы федеративного устройства государства, утвердили правовой статус Президента России как главы государства, статус высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления.
Все это дает основание рассматривать государство в лице Президента РФ как его главы, органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также органы местного самоуправления в качестве инструментов общества в решении общих для него задач, в том числе связанных с природной средой, - иными словами, в реализации функций государства. Из Конституции РФ вытекает, что российское государство, как и органы местного самоуправления, решают "общие задачи" в процессе осуществления своих функций от имени народа, ради народа и в интересах народа. Важно подчеркнуть это.
Что же понимается под функциями государства?
Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, вызываемые потребностью решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для российского государства в прошлом было традиционным.
Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного российского государства. В литературе по теории государства и права она иногда называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды). Представляется, что содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, человеку.
Изучение развития правового регулирования природопользования и охраны природы в историческом аспекте показывает, что экологическая функция не является функцией лишь современного государства. Функции государства - категория объективная как по содержанию, так и по методам осуществления. Чтобы существовать и эффективно развиваться в соответствии с целями и задачами этого развития, государство должно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретных направлениях. Потребность в осуществлении экологической функции государства появляется тогда, когда возникает общественная потребность или потребность классов, отдельных социальных групп в решении задач природопользования и охраны окружающей среды. При этом важно иметь в виду динамику ее содержания, правовых и организационных форм и методов осуществления. Содержание функции определяется практическими интересами и задачами государства на разных этапах его развития. Вплоть до XX века функция охраны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Она была второстепенной и несамостоятельной функцией.
Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных общих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решаться эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Хотя природоохранительная функция российского государства характеризуется как основная и постоянная, но, судя по состоянию окружающей среды в стране, она чрезвычайно малоэффективна. Поэтому, наряду с выделением функции по охране природы в качестве самостоятельной и основной, для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использовать соответствующие критерии. Наиболее приемлемым представляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.
Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
К организационным методам осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, но важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.
Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется экологическим правом. Таким образом, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от разнообразных вредных воздействий, по обеспечению соблюдения, охраны и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли экологического права в системе российского права.
^ 3. Концепция устойчивого развития.
Одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы - концепция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. По инициативе Генерального Секретаря ООН в 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложений долгосрочных стратегий в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 году и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с использованием которых мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году.
Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие - это экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель устойчивого развития основана на идее равенства интересов настоящего и будущих поколений. Известно, что достижение современным обществом и государством целей социально-экономической и экологической политики сопровождалось деградацией природы в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и государства за создание условий для будущих поколений удовлетворять разнообразные потребности - физиологические, экономические, духовные и иные - в процессе взаимодействия с природой.
Концепция устойчивого развития получает закрепление и развитие в российском законодательстве об окружающей среде. Необходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных Указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".
^ 4. Экологические отношения: понятие, виды.
Экологические отношения - самостоятельная область общественных отношений, которые развиваются в процессе взаимодействия общества и природы.
Взаимодействие общества и природы исторически подразделяется на две подсистемы , существующие в единстве и борьбе противоречий:
экологическую;
экономическую.
^ Экономическая подсистема направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природной среды в качестве места и средства жизни. Она выражает экономические интересы общества, олицетворяющие потребительское отношение к природе.
^ Экологическая подсистема выражает потребности общества и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде.
Экологические отношения вторичны по своему происхождению. Они возникают как защитная реакция на появление отрицательных последствий экономической деятельности человека по использованию природы.
Формы экологических отношений:
1.
охрана природы (сохранение естественных экосистем, памятников природы, заповедников).
2.
рациональное использование природных ресурсов, которое сочетает экономное использование природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей природной среды.
3.
оздоровление и улучшение окружающей человека природной среды.
Виды экологических отношений:
природоохранительные;
природноресурсовые.
Природоохранительные отношения возникают в связи с охраной природных объектов в комплексе их взаимосвязи с экологической средой. Непосредственными объектами охраны здесь выступают природная среда как совокупность экологических систем, отдельные природные комплексы и территории.
^ Природноресурсовые отношения - отраслевые. Они складываются применительно к отдельным охраняемым природным объектам, природным ресурсам, которые служат источниками удовлетворения экономических потребностей. В данном аспекте они включают:
земельноохранительные;
отношения по охране недр;
лесоохранные;
водоохранные;
отношения по охране животного мира;
отношения по охране атмосферного воздуха.
Для этих отношений характерна двойная связь. С одной стороны, выполняя охранительные задачи, они входят в состав экологических отношений. С другой - образуют органическое целое с отношениями в области рационального использования земель, недр, вод, лесов и т.д.
^ 5. Состав и объекты экологических правоотношений.
Правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.
Участники правоотношений (субъекты):
1.
физические лица;
2.
юридические лица;
3.
государство.
Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве:
1.
носителей экологических прав и обязанностей;
2.
субъектов хозяйственной и иной деятельности (в том числе природопользователей, а в предусмотренных законодательством случаях - собственников природных ресурсов), к которым предъявляются природоохранные требования;
3.
лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав.
Кроме того, государство в лице специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления выступает в экологических правоотношениях в качестве правоприменителя.
Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие.
Выделяется две формы взаимодействия:
1. Экономическая. За счет природных ресурсов обеспечивается функционирование и развитие человеческого общества.
2. Экологическая. Природа не только источник сырья, но и место обитания, отдыха, эстетического наслаждения и т.д.
Необходимо сочетание экономических и экологических форм взаимодействия. Должно быть отдано предпочтение экологической форме. Такой приоритет экологии перед экономикой закреплен в законе об охране окружающей природной среды (ЗоООПС), в ст. 3 которого под названием «основные принципы охраны окр природной среды» записано, что при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окр природной среды, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
2. Научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.
3. Понятие экологического права как отрасти права и этапы его становления и развития.
Экологическое право представляет собой комплексную отрасль российского права, нормы которого регулируют всю совокупность отношений, которые возникают по поводу природных ресурсов и окружающей среды.
Путь становления и развития экологического права можно разделить на 4 этапа (более подробно - самостоятельно):
1. Становление отдельных отраслей природно-ресурсного права.
Началось с принятия Декрета о земле в 1918 г., который отменил частную собственность на землю.
2. Интегрирование отдельных природно-ресурсных отраслей права в нач 40-х гг.(земельного, горного права и т.д.).
3. В 50-60-е годы в связи с интенсивным использованием природных ресурсов, с одной стороны, и усилением загрязнения окр среды, с другой, появляются параллельно с природно-ресурсными отраслями права специальные природоохранные нормативно-правовые акты.
4. Объединение регулятивных и охранительных норм под общим названием «Экологическое право».
Сформировалась новая отрасль права.
Экологическое право – это комплексная (интегрированная) и консолидирующая отрасль единого Российского права, нормы которого регулируют совокупность отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (экологических отношений) в целях гармоничного взаимодействия общества и природы и экологической безопасности страны.
Таким образом, в сформировавшейся отрасли права – экологической, можно выделить предмет и методы.
Предмет экологического права – это отношения по использованию земель, недр и других природных ресурсов, а также отношения по охране окружающей среды.
Выделяется 4 группы таких отношений:
1. Отношения собственности. Возникают между собственниками и всеми другими лицами по поводу правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности.
2. Отношения по государственному экологическому управлению. Это отношения по ведению учета и кадастра природных ресурсов. экологической экспертизе и оценке воздействия на окр среду, экол стандартизации и сертификации, лицензированию и страхованию и др.
3. Отношения по пользованию природными ресурсами. Они связаны с возникновением, изменением и прекращением права пользования объектами природы.
4. Отношения охранительного характера, которые возникают в связи с нарушениями норм экологического права.
Если предмет отвечает на вопрос, что регулируется, то метод – на вопрос, как регулируется.
В праве выделается два основных метода:
Административно-правовой, характерен когда основанием возникновения правоотношений является административный акт;
Гражданско-правовой присущ, в частности, отношениям купли-продажи, дарения, ипотеки и т.д.
Т.О., способ правового регулирования экологических отношений представляет собой сочетание гражданско-правового и административно-правового методов при приоритете последнего.
1)экологическая форма.
2)Экономическая форма.
3)эколого-экономическая.
2.Охрана природы.
3)Экологическая безопасность
Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.
Право пользования - это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.
Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.
Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).
Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы * .
Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).
В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.
Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).
Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).
Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.
Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.
Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
В общей форме требования к планированию охраны окружающей среды на современном этапе определены Законом об охране окружающей среды, согласно ст. 15 которого планирование охраны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях проводится в форме программ. Такое планирование должно осуществляться с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды. При разработке государственных программ следует учитывать предложения граждан и общественных объединений. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ и программ субъектов РФ в области охраны окружающей среды устанавливается соответственно законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Закон обязывает также юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды.
Общие нормативные требования к государственному планированию, распространяющиеся также на сферу природопользования и охраны окружающей среды, определены Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В соответствии с этим Законом под государственным прогнозированием социально-экономического развития понимается система научно обоснованных представлений о направлениях социальноэкономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Программа социально-экономического развития - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Разработка государственных прогнозов на долгосрочную (раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосрочную перспективу возложена на Правительство России. Такие прогнозы разрабатываются на основе комплексного анализа ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Разрабатываемые на вариантной основе прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, социальных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. Они включают, в частности, количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.
Прогнозы на долгосрочную перспективу, разрабатываемые раз в пять лет на десятилетний период, создают основу разработки концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. В концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные его цели, пути и средства их достижения.
На основе концепции разрабатываются государственные программы социального и экономического развития, в том числе и по охране окружающей среды. В настоящее время реализуются следующие программы:
Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860. Эта программа содержит ряд подпрограмм, ранее реализуемых как самостоятельные федеральные целевые программы, включая подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы», «Леса», «Отходы», «Поддержка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», «Охрана
2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды 309
озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрождение Волги»;
Федеральная целевая программа «Мировой океан», утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919;
Федеральная целевая программа «О государственной поддержке государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года», утвержденная Указом Президента РФ от 10 октября 1995 г. № 1032;
Федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. № 780 1 ;
Федеральная целевая программа «Сейсмобезопасность территории России» (2002-2010 годы), утвержденная постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2001 г. № 690 2 ;
Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 637 3 ;
Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 149 4 ;
Федеральная целевая программа «Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999 - 2005 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 2 июля 1999 г. № 737 5 ;
Федеральная целевая программа «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1237 6 ;
Некоторые другие программы.
В соответствии с Государственным докладом о состоянии окружающей природной среды РФ в 1995 г. 7 в разных стадиях разработки и частичной реализации насчитывалось свыше 70 региональных программ.
Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах. Так, Водный кодекс РФ содержит положения относительно схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов.
Согласно Закону о животном мире планирование охраны объектов животного мира и среды их обитания также предусматривается в форме государственных программ.
Планирование использования и охраны земельных и лесных ресурсов осуществляется в форме проектов земле- и лесоустройства. Проекты земле- и лесоустройства как инструменты планирования представляют собой систему мероприятий, направленных на обеспечение организации рационального использования и охраны земель, обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Названные формы планирования разрабатываются и осуществляются специально уполномоченными государственными органами по охране и использованию соответствующего природного объекта.
Последовательная реализация планов и программ в области природопользования и охраны окружающей среды наряду с другими факторами предопределяется финансированием.
Экологические права граждан
Центральное место среди принципов экологического права, как отмечалось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.
Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии закреплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается:
Планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
Социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;
Предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;
Возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, последствий аварий и катастроф;
Государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.
Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.
В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:
Создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;
Принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;
Требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охраны;
Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов;
Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;
Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;
Осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством.
Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):
Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
Принимать участие в охране окружающей природной среды;
Соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;
Повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:
Разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
За счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями;
Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
Требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;
Организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды;
Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением.
Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.
Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.
Землеустройство.
Землеустройство включает в себя следующие мероприятия: 1. изучения состояния земли; 2. планирование и организацию рационального использования земель и их охраны; 3. образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, установление их границ. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов гос-ой власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков. Землеустройство должно проводится в обязательном порядке. Эти работы обязательно проводятся в случаях: изменения границ объектов землеустройства; предоставления и изъятия земельных участков; выявления нарушенных земель. Сведения о землеустройстве носят открытый характер. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, должны быть оповещены в письменной форме не позднее чем за семь дней до начала работ. Отсутствие извещённых лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Неотъемлемой частью землеустроительных работ является межевание, т.е. работы по установлению на местности границ муниципальных образований. Межевание проводится при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков. Землеустройство – это одна из функций управления в сфере использования и охраны земель.
Право пользования недрами.
Видами прав пользования на участки недр являются: право пользования на определенный срок или право без ограничения срока. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Минимальный срок предоставления - до одного года, максимальный - без ограничения срока. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений. На срок до одного года участки недр предоставляются для добычи полезных ископаемых. Между пользователем недр, право пользования недрами которого досрочно прекращено, и временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях. Для геологического изучения срок пользования составляет до 5 лет, для добычи подземных вод - до 25 лет. Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляются в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых. Основанием получения права пользования недрами является соответствующее решение органов государственной власти соответствующего уровня в зависимости от целей использования. Правоудостоверяющим документом на право пользования недрами является лицензия. Лицензии на право пользования участками недр могут предоставляться для осуществления как отдельного вида пользования участками недр, так и нескольких видов пользования участками недр (совмещенные лицензии). Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами. В соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризованные блоки недр. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица.
Правовая охрана вод.
Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Органы гос-ой власти РФ и органы гос-ой власти субъектов РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения. Граждане и юрид. лица при использовании водных объектов обязаны осуществлять производственно-технологические, агротехнические и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов. Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах. Запрещается засорение ледяного покрова. Особо охраняемые водные объекты – природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное и оздоровительное лечение.
Правовая охрана лесов.
Гос-ая лесная охрана РФ создается в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в целях обеспечения сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.
Государственная лесная охрана РФ организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов Правительство РФ, федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население. О существляется охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
Транспорте.
В целях установления барьера между объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися источниками негативного воздействия на окружающую среду, и жилой застройкой создаются санитарно-защитные зоны. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают предельно допустимые концентрации и/или предельно допустимые уровни и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК. Предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Автомобильные и иные транспортные средства при работе оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферы отработавшими газами, пылью, а также являются источниками шума, вибрации и засорения прилегающей зоны выбросами. Уровни загрязнения от транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почву.
Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.
Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.
Существуют формы взаимодействия общества и природы:
1)экологическая форма. В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышит воздухом, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.+
2)Экономическая форма. В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы.
3)эколого-экономическая. Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими.
От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан):
1.Рациональное природопользование. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов. Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.
2.Охрана природы. Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие. Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.
В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).
В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).
На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.
В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.
3)Экологическая безопасность -это состояние защищённости жизненно важных интересов человека, государства, общества от негативных факторов окружающей среды, природного и техногенного характера.