По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой методическое пособие для учителей средних школ, преподающих экономику по учебнику И. В. Липсица «Экономика (книга 1)» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений или 8-х классов школ с углубленным изучением экономики или учебнику «Экономика. Базовый курс» этого же автора.
Книга написана строго в соответствии с сеткой часов, приведенной ниже и полностью соответствующей первому из названных учебников; нумерация тем и уроков сохранена.
Изучение основ экономических знаний в 9-м классе общеобразовательной школы требует 48 часов занятий (см. ниже сетку часов по темам), т. е. режима занятий, при котором учащиеся посещают один, а на следующей неделе - два урока экономики.
Если в учебном плане школы на занятия по экономике выделяется только 32 часа, что соответствует одному уроку в неделю, то возможно изучение сокращенного курса.

ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
Цель урока: дать определение инфляции, рассмотреть ее причины и способы ее измерения.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
- инфляция;
- покупательная способность денег;
- индекс потребительских цен;
- инфляция спроса;
- инфляция предложения.

Форма проведения урока. Материал этого урока очень насыщен и сложен для детского восприятия. Поэтому большую часть урока непременно нужно посвятить объяснению материа¬ла. В учебнике не введено такое понятие, как индекс потреби¬тельских цен. В то же время это понятие очень важно даже для обывателя: без понимания индекса потребительских цен он даже не сможет читать газеты.

Раздаточный материал: задачи 1 и 2, а также упражнение 1 для домашнего задания.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Тема 1. Главные вопросы экономики.
Урок 1. Что такое экономика.
Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Урок 4. Главные вопросы экономики.
Тема 2. Типы экономических систем.
Урок 5. Традиционная и командная экономические системы.
Урок 6. Рыночная и смешанная экономические системы.
Урок 7. Контрольная работа 1.
РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Тема 3. Спрос и предложение.
Урок 8. Что такое спрос.
Урок 9. От чего зависит предложение товаров.
Тема 4. Как работает рынок.
Урок 10. Рыночное равновесие.
Урок 11. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.
Урок 12. Контрольная работа 2.
РАЗДЕЛ 3. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
Тема 5. Что такое деньги?
Урок 13. Формы денег.
Урок 14. Причины возникновения денег. Роль денег |как средства обмена.
Урок 15. Роль денег как средства измерения и как средства сбережения.
Тема 6. Законы денежного обращения. Инфляция.
Урок 16. Факторы формирования величины денежной массы.
Урок 17. Причины и виды инфляции.
Урок 18. Контрольная работа 3.
РАЗДЕЛ 4. РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА.
Тема 7. Рынок труда.
Урок 19. Экономическая природа рынка труда.
Урок 20. Спрос на услуги труда.
Урок 21. Предложение труда.
Урок 22. Формирование заработной платы на рынке труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда.
Урок 23. Профсоюзы на рынке труда.
Урок 24. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт.
Урок 25. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы.
Урок 26. Что такое безработица.
Урок 27. Виды безработицы.
Урок 28. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы.
Урок 29. Контрольная работа 4.
РАЗДЕЛ 5. ФИРМА. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.
Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм.
Урок 30. Зачем создаются фирмы. Виды фирм.
Урок 31. Что такое акционерное общество.
Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы.
Урок 32. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
Урок 33. Виды издержек и их экономическое значение.
Урок 34. Понятие о средних и предельных издержках.
Урок 35. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Урок 36. Контрольная работа 5.
РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги.
Урок 37. Доходы и расходы семьи.
Урок 38. Инфляция и семейная экономика.
Тема 13. Неравенство доходов и его последствия.
Урок 39. Что порождает неравенство в благосостоянии.
Урок 40. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.
Урок 41. Контрольная работа 6.
РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.
Тема 14. Экономические задачи государства.
Урок 42. Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции.
Урок 43. Внешние эффекты и общественные блага.
Тема 15. Государственные финансы.
Урок 44. Принципы и методы налогообложения.
Урок 45. Понятие о государственном бюджете.
Урок 46. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Урок 47. Контрольная работа 7.
Урок 48. Викторина.

На современном этапе развития общества стала очевидной необходимость обучения школьников основам экономических знаний. В большинстве школ преподавание экономики начинается в 8-9-х классах, в некоторых уже в средней школе – в 5-6-х классах. Зачастую приходится сталкиваться с искренним удивлением тех, кто узнаёт, что в нашей школе знакомство с экономикой начинается уже во втором классе. Между тем, практика показывает, что в этом возрасте многие базовые экономические понятия усваиваются едва ли не лучше, чем у старших детей. Дети младшего школьного возраста с удовольствием вовлекаются в игру, в то время как подростки начинают относиться к ней с определённой долей скепсиса. В результате на выходе из начальной школы мои ученики прекрасно владеют такими понятиями как:

  • потребности человека и их виды;
  • ресурсы и их виды;
  • осознают проблему выбора как главную проблему экономики, возникающую из-за безграничности потребностей и ограниченности ресурсов;
  • бюджет (умеют составлять его и определять сбалансированный он, дефицитный или избыточный);
  • бартер и деньги, знакомы с историей их возникновения как особого товара, служащего мерой стоимости других товаров;
  • банк и его сфера деятельности, основные виды банковских вкладов (срочный, до востребования и т. д.);
  • товары и услуги;
  • производство;
  • предпринимательство;
  • понимают разницу между коммерческими и некоммерческими предприятиями;
  • собственность и её виды;
  • управление (менеджмент);
  • знают, как устроена система управления в своей местности.

И многое другое. Это служит хорошей базой для дальнейшего изучения экономики.

Дети очень быстро понимают, что экономика – это наука про жизнь, она необходима любому человеку и сопровождает человека с того самого момента, как мама учит его аккуратно сложить свои вещи, навести порядок в игрушках и т. д.

Каждый урок должен быть ярким впечатлением, именно тогда сформируется интерес к дальнейшему изучению экономики. При изучении темы “Деньги” мы с ребятами рассматриваем старинные деньги, деньги разных стран (которые приношу я и дети). Так дети учатся распознавать систему защиты купюр и монет от подделки. Мы с ними обязательно придумываем и рисуем свои деньги со своими степенями защиты, названиями, гербами и другой информацией, которая должна быть на деньгах. Учимся размену денег, правильному подсчёту сдачи и т. д. Эта работа продолжается позже при изучении темы “Магазин”. Выясняется, что зачастую современные дети, часто сопровождающие своих родителей в магазин, сами никогда покупок не делали. Не удержусь и приведу в пример случай: девочка, хорошая ученица, получает задание от меня – купить 4 м. сутажа по 5 рублей за метр для урока технологии. Идти в магазин она должна была с няней, а покупку делать самостоятельно. И перед этим она подходит ко мне и говорит: “Значит, так: я куплю 4 м. сутажа по 5 рублей, покупка обойдётся в 20 рублей. Но что же делать, мама дала мне 100 рублей?!” Конечно, подобная задача не вызвала бы у неё затруднений на уроке математики, но это наглядный пример того, насколько оторваны теоретические знания детей от реальной жизни. И наша задача научить детей пользоваться ими, применять их на практике.

Именно поэтому при изучении темы: “Покупатель и продавец” я использую такую схему. В классе мы обсуждаем подробно, как подготовиться к походу в магазин, чтобы не совершить необдуманных, незапланированных покупок, выясняем необходимость составить заранее список, подсчитать предполагаемое количество денег и т. д. Изучаем расположение и название отделов в магазине. И тут, как правило, выясняется, что многие ученики и не подозревают, что такое “бакалея”, “гастрономия”, “парфюмерия”, “канцтовары”… Некоторые убеждены, что в гастрономе продаются телескопы (видимо, по созвучию с астрономией). Но знания должны иметь практическую направленность. Поэтому после получения теоретических сведений мы с учениками обязательно отправляемся в настоящий универсам. Небольшое количество учеников в классах нашей школы позволяет дать каждому индивидуальное задание. Каждый получает свой список продуктов (для примера это может быть пакет яблочного сока 1л, пачка печенья “Юбилейного” и 1 кг бананов и др.) Позже покупки используются для совместного чаепития. Задание: найти необходимые товары в магазине, правильно посчитать деньги и сдачу на кассе, сохранить чек для дальнейшей работы в классе. Несмотря на кажущуюся простоту, задание оказывается для многих настоящим испытанием. По возвращении в школу мы обсуждаем ошибки, разбираем трудности. А после на других уроках обязательно играем в свой магазин. Товары для него – сувениры, изготавливаем на уроках технологии, рисуем рекламу, придумываем свои денежные единицы, оформляем “витрины” (прилавки) и приглашаем за покупками учеников других классов начальной школы. Здесь отрабатывается и понятие конкуренция, и умение правильно вести расчёты. Такие уроки запоминаются, всегда интересны детям, так как они вовлечены в активную практическую деятельность.

Очень интересно работать над темой бюджет. Выяснив возможные источники постоянных и временных доходов, мы начинаем обсуждать, а как же узнать, хватит ли этих денег на всё, что нам нужно. Дети самостоятельно приходят к выводу, что необходимо составить план доходов и расходов на определённый период времени. Слово бюджет переводится с английского языка как “денежная сумка”. Очень живая продуктивная работа получается, если взять настоящую сумку (я беру бумажный подарочный пакет), с одной стороны наклеить слово бюджет , а с другой – денежная сумка, и сложить туда карточки с названиями доходов и расходов предполагаемой семьи. Затем доску расчертить на две графы – “доходы – расходы”. Учащиеся по очереди выходят, вытягивают карточки, и прикрепляют их на доску в соответствующую графу. После делаются подсчёты, выясняется, что бюджет дефицитный, и дети вносят свои предложения, от чего можно отказаться семье в этом месяце, чтобы денег хватило. Возможный вариант содержания – (Приложение 1).

На последующих уроках материал закрепляется при помощи игры с фишками. Класс делится на “семьи”, делает в игре ходы, в результате которых приходится делать какие-то расходы или получать доходы. Ход игры фиксируется в таблице (то есть ведётся бюджет). В ходе игры формируется умение делать выбор, через спор приходить к совместному решению. Вариант такой игры представлен в тетради творческих заданий под редакцией И. А. Сасовой. (Приложение 2 , 2-1)

При изучении раздела “Домашнее хозяйство” в 3 классе обязательно играем “в семью”. Часто выясняется, что дети вообще никак не участвуют в хозяйственной жизни семьи. И когда сталкиваются с конкретной задачей, не знают, как её решить. Я предлагаю задания по подготовке к какому-нибудь событию (празднику). (Приложение 3)

Игра сопровождает нас и при изучении темы “Управление” в 4-м классе. Мы обязательно играем “в Москву”, выбираем своего мэра, префектов округов, глав управ районов. Обозначаем проблемы, предлагаем нестандартные пути из решения (кто знает, может, они когда-нибудь пригодятся). Как правило, изучив систему управления в нашей местности, выделив четыре основных этапа процесса управления (планирование, организация, руководство и контроль), мы объединяем уроки технологии и экономики. В это же время начинается коллективная работа по созданию объёмного замка из бумаги для черчения. Мы выбираем главного архитектора, его помощников. И теоретические знания, изложенные в учебнике, нам снова очень пригождаются на практике. Человек так устроен, что всё время должен понимать, зачем он что-то делает. Очень полезным разделом, на мой взгляд, является “Мир труда и профессий”. Здесь закладываются основы профориентации. И, опять же. Мы не просто говорим об этом, а играем “в отдел кадров”. И ученики проходят почти настоящее тестирование, позволяющее выявить их способности и интересы. Здесь можно использовать игру “Пойми меня” (показать предмет без слов) – профессия – “человек – человек”, игра “Вообрази…” (когда рисуются “каляки-маляки”, а из них нужно придумать образ) - профессии – “человек – художественный образ”, игра “Запоминалка” (когда за определённое время нужно запомнить и повторить какой-то набор знаков) – профессии “человек-знак” и т. д.

Важно только, чтобы игра на таких уроках была не только развлечением, но вовлекала детей в мир настоящей жизни, в мир экономики, как науки, необходимой каждому человеку.

Конспект и презентация урока по экономике 10 класс профильный уровень "Поведение потребителя. Проблема рационального выбора". Учащиеся на уроке научатся: определять исходные компоненты теории потребительского поведения; характеризовать различные подходы к измерению полезности; выявлять особенности видов оценок полезности и свойства кривых безразличий. Презентация к уроку позволяет учителю применять различные методы деятельностного подхода, развивать у обучающихся предметные, метапредметные и личностные УУД. Помогает ученикам сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню экономического знания.

Методическая разработка содержит материал, который позволяет раскрыть основное значение денег в экономике. Знакомит с историей денег, их основными функциями, дает понятие о денежных агрегатах. Студенты также знакомятся и с универсальным уравнением обмена И. Фишера, что позволяет прийти к выводу об опасти дисбаланса на рынке денег между спросом и предложением. Урок является частью темы "Финансы и денежно- кредитная система государства".Поэтому в качестве домашнего задания рекомендована самостоятельная работа "Инфляция и устойчивость денежного обращения". На следующих уроках темы продолжится работа по изучению роли денег в экономике.

Внеклассное мероприятие "История денежных средств" предназначено для учащихся 5-7 классов. Форма проведения мероприятия: занимательная беседа. Внеклассные мероприятия являются одной из эффективных форм развития интереса учащихся к какому-либо предмету, в том числе и к информатике; данное мероприятие можно проводить с учащимися 5 - 7 классов.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цели данного урока:
1. Познавательный аспект
Формирование знаний о видах и уровнях конфликта в организации
Формирование специальных умений о методах и способах управления конфликтами
вновь формируемые: умение использовать методику управления конфликтами в менеджменте
2. Развивающий аспект:
Развитие навыков применения приемов и методов анализа конфликтных ситуаций
Развитие умений использования способов и стилей разрешения конфликтов
3. Воспитательный аспект:
Воспитание элементов аналитической и социально-психологической культуры управления
В рамках урока проводятся семинарское и практическое занятия.К конспекту прилагается презентация.

Целевая аудитория: для 11 класса

Дидактическая игра для учащихся 5 класса «Экономическая семерка»
Цель: развитие умения учащихся оперировать усвоенными экономическими понятиями.
Оборудование: доска, карточки с заданиями, компьютер, мультимидийный проектор, экран.
Время продолжения игры 35 минут.
Количество команд: три-четыре команды по четыре-пять человек в каждой.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок для класса социально-экономического профиля в разделе «Деньги. Функции денег». Урок разработан по методике "Проектная деятельность", на основе учебников "Экономика". Учебник для 10,11 классов. Липсиц И.В.и

"Экономика". 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Королева Г.Э., Бурмистрова Т. В.,сопровождается презентацией.

Целевая аудитория: для 10 класса

Цели:
популяризация закона РФ «О защите прав потребителей»;
формирование знаний о правах потребителей в РФ и умений их практического применения;
воспитание основ потребительской культуры учащихся.
Задачи:
1) образовательные:
изучить права потребителей в РФ;
формировать навыки рационального потребительского мышления;
научить применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях.
2) развивающие:
развитие культуры устной речи учащихся;
формирование экономического мышления;
формирование у учащихся навыков выступления перед аудиторией.
3) воспитательные:
закрепление навыков работы в команде;
повышение общей положительной мотивации учащихся к учению путем использования нестандартных приемов обучения (КВН).
Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов (социально-экономический профиль)


Целевая аудитория: для 11 класса

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. В настоящее время для реформируемой России более чем актуальна мысль великого экономиста К.Маркса:

«В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах». (на доске плакат - «Налогообложение - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» Б. Кольбер (1619-1683)).
Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие "сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

В конце 1991 г. был принят и введен в действие, начиная с 1992 г. Закон РФ от - 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. Итак, налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

«Проблемы преподавания экономики в

школе и пути их решения»

Важнейшей задачей современной России является развитие экономического воспитания и экономической грамотности молодежи. Дальнейшее совершенствование экономики и развитие рыночных отношений в стране возможно только поколением, обладающим современным экономическим мышлением, то есть высокой экономической грамотностью, инициативностью, расчетливостью и деловитостью. Особое внимание при этом должно уделяться становлению молодежного предпринимательства, способного вытащить страну из экономического кризиса, решить и снизить остроту социальных проблем.

Проблема улучшения экономического воспитания молодежи существует во многих развитых странах, поэтому накоплен богатый опыт его совершенствования и дальнейшего развития. Собственно экономическое воспитание, тесным образом связано с трудовым и нравственным. Поэтому в его основе лежит, современное профессиональное ориентирование, позитивная трудовая мотивация и общая гуманизация экономических отношений. Сегодня чрезвычайно важной социальной задачей для молодого поколения является успешное овладение экономическими знаниями, так как умение ориентироваться в происходящих экономических процессах, находится в основе многих современных социально-экономических проблем молодежи.

Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на пять групп:

1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.

2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).

3. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.

4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе.

5. Кадровое обеспечение экономического образования.

На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных для профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом - рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга представляет определенную трудность для учителя. Не достаточно методических материалов - рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.

Существуют различные подходы к обучению экономики в школе. Но культурно-функциональный подход наиболее, на мой взгляд, приемлемый для экономического воспитания в массовой средней школе. Его основные принципы:

1. Формирование общей экономической культуры,

2. Привитие функциональной экономической грамотности,

3. Формирование способности к развитию,

4. Формирование системы ценности и развитие индивидуальности,

5. Выработка практических навыков хозяйственной деятельности» являются главными задачами, такого подхода в экономическом образование в школе.

Мне кажется, что именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников, как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, что бы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5 и в 10 классе. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе. Зачастую школьное экономическое образование представляет собой просто ненужное «забегание» вперед, что вынуждает впоследствии студентов скучать на лекциях в вузе и создает неприятные проблемы вузовским преподавателям.

Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников. Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 30% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Вероятно, это - дело будущего, а также энтузиазма самих учителей.

Зачастую школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

1. Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.

2. Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.

3. В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.

4. Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета

Список литературы:

    Зеленко Н.В. Изучение основ экономики в общеобразовательной школе

    Коновалова И.В. Экономическое воспитание школьников

    Эпоева К.В. Проблемы экономического образования школьников в современных условиях

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УРОК ЭКОНОМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МБОУ Барвихинская СОШ учитель начальных классов Ахмедова Марина Алексеевна

Тема урока: Ограниченность возможностей. Выбор. (мастер-класс) РАЙОННЫЙ СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

УРОК: интересный познавательный развивающий плодотворный

УЧЕНИКИ: активные думающие работоспособные внимательные аккуратные дисциплинированные

Экономическая разминка. Все необходимое для создания экономических благ. Природные – Экономичекие - Трудовые - При РЫРЕСУС - РЕСУРСЫ

ТОТПИЕРБНО – Все, что необходимо человеку для жизни, все желания человека. ПОТРЕБНОСТИ

Потребностей у человека всегда больше, чем возможностей их удовлетворить.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ Ограничены и ресурсы: природные, экономические, трудовые. - С какими ситуациями ограниченности ресурсов вы сталкивались в школе, в классе, дома? – На каких уроках чаще всего возникают такие ситуации?

Мама вам дала на карманные расходы 15 руб. Вы после школы зашли в киоск и увидели, что там продается: шоколад – 10 руб. наклейки – 15 руб. чипсы – 10 руб. мороженое – 6 руб. книга – 15 руб. тетрадь – 3 руб. карандаш – 2 руб. Тема нашего урока « Выбор »

– Что такое выбор? Выбор – удовлетворение одних потребностей и отказ от других. Выбирая, нам приходится от чего-то отказываться. Всё в жизни имеет свою цену, и выбор тоже. Человек получает одно, отказавшись от другого. То, от чего человек отказался, будет ценой выбора.

11:00 – 12:00 – подъем 12:00 – 13:00 – обед 13:00 – 15:00 – сон 15:00 – 16:00 – полдник 16:00 – 17:00 – игры с Пяточком 17:00 – 18:00 – игры с осликом Иа 18:00 – 19:00 – ужин 19:00 – 22:00 – поход в гости 22:00 – 23:00 – второй ужин 23:00 – 01:00 – просмотр телевизора 01:00 – 11:00 – сон

Рефлексия

Предварительный просмотр:

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ!!!

УРОК ЭКОНОМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Провела учитель начальных классов Ахмедова Марина Алексеевна

Тема урока: Ограниченность возможностей. Выбор.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

– Каким бы вы хотели видеть сегодня урок экономики?

Открывается запись на доске:

УРОК: интересный

Познавательный

Развивающий

Плодотворный

– Поясните каждое понятие.

– Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске:

УЧЕНИКИ: активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Аккуратные

Дисциплинированные

– Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

II. Экономическая разминка.

Отгадайте анаграммы.

РЫРЕСУС – РЕСУРСЫ

– Что такое ресурсы? (Все необходимое для создания экономических благ.)

– С какими видами ресурсов вы познакомились? (1. Природные – все виды природных богатств, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности. 2. Экономические – т.е. созданные трудом человека. 3. Трудовые – все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностям к труду; к ним не относят детей и пенсионеров.)

– Приведите примеры каждого вида ресурсов.

ТОТПИЕРБНО – ПОТРЕБНОСТИ

– Что такое потребности? (Все, что необходимо человеку для жизни, все желания человека.)

– Может человек удовлетворить все свои потребности? (Нет, потребностей у человека всегда больше, чем возможностей их удовлетворить.)

– Сколько бы у нас ни было денег, нам все равно их не хватит, чтобы купить все, что мы захотим. Даже если сегодня вы получили все, что хотели, то завтра вы захотите что-то еще. Как только исполняется одно желание, тут же возникает другое. Давайте вспомним еще одно важное понятие.

Предлагаю вам ситуацию: 3 человека у доски записывают экономические понятия, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. (У доски лежит только один кусочек мела.)

– Вам не хватило мела. Какая проблема возникла? (Недостаток мела.)

– Почему не все наши гости сидят за партами? (Не хватило парт.)

– Какая проблема возникла? (Ограниченности ресурсов.)

На доску вывешивается табличка: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

– Всё в мире имеет свой предел, всё ограничено.

Также ограничены и ресурсы: природные, экономические, трудовые.

С какими ситуациями ограниченности ресурсов вы сталкивались в школе, в классе, дома?

  • Хотели помыть столы 5 человек, а тряпочка оказалась всего одна.
  • Хотели порисовать на доске, а мела не хватило всем.
  • На уроке нужно было раскрасить фигуру красным цветом, а карандаша красного не нашли.

– На каких уроках чаще всего возникают такие ситуации?

– Да, почти на всех: то карандаш сломался, то ручка не пишет, то нет бумаги определенного цвета и т.д. Это ограниченность каких ресурсов? (Экономических. Ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех потребностей.)

III. Новое.

– Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам следующую ситуацию:

"Мама вам дала на карманные расходы 15 руб. Вы после школы зашли в киоск и увидели, что там продается:

Шоколад – 10 руб.

Наклейки – 15 руб.

Чипсы – 10 руб.

Мороженое – 6 руб.

Книга – 15 руб.

Тетрадь – 3 руб.

Карандаш – 2 руб."

Что бы вы купили? Почему?

– Хотелось бы купить всё?

– Почему не можете купить всё? (Ограничены деньги, экономические ресурсы.)

– С какой проблемой вы столкнулись? Что вам придется сделать? (Столкнулись с проблемой выбора.)

– Тема нашего урока «Выбор».

Сегодня мы познакомимся с проблемой выбора, ведь в жизни с ней часто приходится сталкиваться. Каждый делает свой выбор, потому что у нас разные желания и возможности. Мы выбираем всё время, иногда даже не отдавая себе в этом отчета.

И всякий раз оцениваем, что для нас лучше – то или это, и что мы при этом теряем или отдаем взамен. Например, занимаясь сейчас экономикой и приобретая полезные знания, вы теряете возможность погулять в это время на улице и отдохнуть; играя и получая удовольствие от игры, вы теряете возможность помочь маме и заслужить ее похвалу; поступая в музыкальную школу, вы теряете возможность учиться в художественной или спортивной. Как только вы выбираете что-то одно, вы тотчас же теряете возможность получить что-то другое. Правильно ли вы делаете свой выбор, больше ли приобретаете, чем теряете? Как сделать правильный выбор, как бороться с ограниченностью? Это очень важная проблема, которую и помогает решать наука экономика.

На уроке мы столкнемся с ситуацией, в которой придется сделать выбор. И даже будет возможность оценить, верный ли выбор вы сделали.

Вспомните, сегодня вам уже приходилось делать выбор? (Что съесть на завтрак, что надеть и т.д.) – Всегда ли делать выбор легко? (Нет, так как приходится от чего-то отказываться.)

– Что такое выбор?

Выбор – удовлетворение одних потребностей и отказ от других.

Выбирая, нам приходится от чего-то отказываться. Всё в жизни имеет свою цену, и выбор тоже. Человек получает одно, отказавшись от другого. То, от чего человек отказался, будет ценой выбора.

Например:

1. В буфете я хотела купить пирожное. Долго думала, трубочку или глазированное. Выбрала трубочку, отказалась от глазированного. Выбор – трубочка. Цена выбора – глазированное пирожное.

2. В воскресенье вечером я выбирала: или дочитать книгу, или посмотреть комедию по телевизору. Я решила почитать книгу, отказавшись от фильма. Выбор – книга. Цена выбора – фильм.

Каждый делает выбор по своему

Какой выбор сделаете вы?

Ситуации. Ученики у доски озвучивают ситуацию, предложенную на карточке.

1. Прозвенел звонок с урока. Перемена длится 15 минут. За это время тебе хотелось бы выпить в буфете стакан чаю с булочкой да еще и побегать по школьному коридору. Но время ограничено.

2. Ты хорошо закончил четверть. Родители решили порадовать тебя. Предложили сходить в кино на интересный фильм или в кафе «Мороженое».

Вопросы: – Какой выбор ты сделаешь?

– От чего придется отказаться?

– Что будет ценой выбора?

– Что такое выбор?

– Что такое цена выбора?

Следующее задание для всего класса.

На парты раздаются листочки: на одной стороне изображена конфета, на другой – карандаш. Нужно раскрасить, вырезать и приклеить в тетрадь что-то одно.

Учащиеся выполняют задание. В конце урока – проверка и обсуждение, какой вариант дети выбрали, верный ли сделали выбор.

– Проблема выбора возникает не только из-за недостатка каких-то благ, но и из-за недостатка времени. Бывало ли, что и на улице хочется поиграть, и уроки нужно сделать, и дома помочь, и книжку почитать, и в кружок сходить, но времени на все не хватает?

– Остановить время или увеличить количество часов в сутках нельзя. Но все вы, наверное, замечали, что один успевает сделать многое, а про другого говорят, что у него «время между пальцами протекает».

Как вы думаете, почему?

– Некоторые люди теряют время понапрасну.

Например, как герой произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Чтение отрывка из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

"...Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

– Успею! – говорил он в конце первой четверти.

– Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

– Что же случилось с этим мальчиком? (Он превратился в старика.)

– Почему? (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

– Сказка закончилась благополучно, но в жизни всё бывает намного сложнее.

Как вы экономите свое время?

– Чтобы бороться с ограниченностью времени, люди научились правильно распределять его: придумали распорядок дня, расписание, режимы и многое другое, что позволяет им с большей пользой использовать время. А сколько разных механизмов, приспособлений, инструментов и машин изобретено людьми, чтобы сберечь свое время! Всем известный герой медвежонок Винни -Пух тоже решил экономить время и составил режим дня (на доске):

11:00 – 12:00 – подъем

12:00 – 13:00 – обед

13:00 – 15:00 – сон

15:00 – 16:00 – полдник

16:00 – 17:00 – игры с Пяточком

17:00 – 18:00 – игры с осликом Иа

18:00 – 19:00 – ужин

19:00 – 22:00 – поход в гости

22:00 – 23:00 – второй ужин

23:00 – 01:00 – просмотр телевизора

01:00 – 11:00 – сон

– Винни-Пух точно выполнял этот режим, но времени ему все равно не хватало. Как вы думаете, почему?

– В этом режиме нет по настоящему интересных и полезных занятий. Нет учебы, нет работы по дому, по огороду и т.д.

Измените этот режим дня так, чтобы он был насыщенным и полезным. Это будет ваше домашнее задание .

IV. Рефлексия

Нам осталось проверить, получился ли урок таким, каким мы хотели его видеть. (Оценка урока детьми.)

– На этом урок можно было бы и закончить, но я обещала, что вы узнаете, правильный ли вы сделали выбор.

Встаньте, ученики, которые выбрали карандаш и отказались от конфеты. За активную работу на уроке я дарю вам карандаши.

Кто отказался от карандаша и выбрал конфету? Вам в подарок конфеты.

– Получили ли вы удовольствие от выбора?

– Какова цена вашего выбора?

– Нашим гостям я тоже предлагаю сделать выбор: конфеты шоколадные или карамель?

Учитель угощает гостей.

– Всем желаю как можно чаще делать верный выбор.