Проверочная работа по русскому языку. Языковые нормы

Автор: Кузнецова Екатерина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ"СОШ № 24" г. Асбеста Свердловской обл.
Описание материала: Данный материал представляет собой текст проверочной работы по русскому языку в четырех вариантах, а также ключи. Работа предназначена для учащихся 10 классов и предлагается после изучения раздела "Языковые нормы". Каждый номер задания соответствует номеру демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2015 года.
Цель: оценить уровень знаний учащихся по данной теме, предоставить возможность познакомиться с типологией заданий ЕГЭ по русскому языку

1 вариант

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
каталОг
красИвее
дозировАть
вы прАвы
тОрты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды - весьма распространённые объекты.
ПАМЯТНЫЙ собеседник напомнил все прегрешения юноши.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
трое друзей
военные госпиталя
пара носков
более точно
наилучший результат

7.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) «Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона»
Б) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульп¬торы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
В)Те, кто умеют играть на скрипке, обладают обычно тонким слухом.
Г) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения.
Д) Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ




А Б В Г Д

2 вариант

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
бОроду
лилА
назвалАсь
сверлИшь
прозОрлива

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.
После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.


6.
к ДВУХСОТЛЕТИЮ со дня рождения
у ОБЕИХ сестер
наиболее ВКУСНЫЙ
ДОКТОРЫ наук
ДВУМЯСТАМИ рублями

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) В своём тексте автор поднимает проблему о взаимоотношениях учителя и учеников.
Б) Посещая Третьяковскую галерею, внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова.
В) Никто из тех, кто находится вне этой комнаты, не услышат ни звука.
Г) Одним из знаменитых учёных двадцатого века, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр.
Д) Лингвист А.Х.Востоков дал описание системы языка в книге «Русской грамматике».
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

3 вариант

4 . В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
гнАлась
зАтемно
кремЕнь
звонИт
тОрты

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
2) В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.
3) В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.
4) Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.
5) КАМЕНИСТУЮ почву сложнее обрабатывать.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОМОКНУЛ под дождём
СКУЧНЕЕ всего
пушные ТОРГИ
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ЧЕТВЕРО братьев

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Все, кто опоздал на первую пару, извинился перед преподавателем.
Б) Согласно приказа субботник перенесли на апрель.
В) Он обратился и получил помощь от директора завода.
Г) В ТРЦ «Карнавале» сегодня распродажа.
Д) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

4 вариант

4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ракУшка
принЯться
обеспЕчение
пОнявший
облегчИть

5 . В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
История, знакомая по учебникам и рома¬нам, ОЖИВАЛА перед глазами.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЛОЖЬТЕ на полку
С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
опытные ШОФЕРЫ
несколько ГЕКТАРОВ

7 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А)Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
Б) Большинство возражали против такой оценки его творчества.
В) Получив начальное домашнее образование в Москве, этого было достаточно для поступления
в Пажеский корпус.
Г) Я читал роман «Анну Каренину».
Д) Я знаком с группой ребят, болеющими
за «Динамо». ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

Ключи
№ задания Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
4 Дозировать Прозорлива Гналась Понявший
5 Памятливый Стряхнуть Затруднительного Гордость
6 Госпитали Доктора Промок Положите
7 71236 15263 21435 41536

Помогите пожалуйста с Л.Р. по физике!
Лабораторная работа №4

Изучение явления электромагнитной индукции

Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции.

Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дуго­образный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс).

Указания к работе

1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.

2. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке, потом на несколько секунд останови­те магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в нее (рис. 184). Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во вре­мя движения магнита относительно катушки; во время его остановки.

3. Запишите, менялся ли маг­нитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения маг­нита; во время его остановки.

4. На основании ваших ответов на предыдущий вопрос сделайте и запишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индук­ционный ток.

5. Почему при приближении магнита к катушке магнитный по ток, пронизывающий эту катушку, менялся? (Для ответа на этот вопрос вспомните, во-первых, от каких величин зависит магнитный поток Ф и, во-вторых, одинаков ли модуль вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита вблизи этого магнита и вдали от него.)

от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра

Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней и удалении от нее одного и того же полюса магнита.

7. Приближайте полюс магнита к катушке с такой скоростью
чтобы стрелка миллиамперметра отклонялась не более чем на половину предельного значения его шкалы.

Повторите тот же опыт, но при большей скорости движения магнита, чем в первом случае.

При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку менялся быстрее?

При быстром или медленном изменении магнитного потокг сквозь катушку в ней возникал больший по модулю ток?

На основании вашего ответа на последний вопрос сделайте и за пишите вывод о том, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф пронизывающего эту катушку.

8. Соберите установку для опыта по рисунку 185.

9. Проверьте, возникает ли в катушке-мотке 1 индукцион­ный ток в следующих случаях:

а) при замыкании и размыка­нии цепи, в которую включена
катушка 2;

б) при протекании через катушку 2 постоянного тока;

в) при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путем перемещения в соответствующую сторону движка реостата.

10. В каких из перечисленных в пункте 9 случаев меняется маг­нитный поток, пронизывающий катушку 1 ? Почему он меняется?

11. Пронаблюдайте возникновение электрического тока в модели генератора (рис. 186). Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток.

  • " onclick="window.open(this.href,"win2","status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no"); return false;" > Печать
  • E-mail

Лабораторная работа № 9

Изучение явления электромагнитной индукции

Цель работы: изучить условия возникновения индукционного тока, ЭДС индукции.

Оборудование : катушка, два полосовых магнита, миллиамперметр.

Теория

Взаимная связь электрических и магнитных полей была установлена выдающимся английским физиком М. Фарадеем в 1831 г. Он открыл явление электромагнитной индукции .

Многочисленные опыты Фарадея показывают, что с помощью магнитного поля можно получить электрический ток в проводнике.

Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур.

Ток, возникающий при явлении электромагнитной индук­ции, называют индукционным.

В электрической цепи (рисунок 1) возникает индукционный ток, если есть движение магнита относительно катушки, или наоборот. Направление индукционного тока зависит как от направления движения магнита, так и от расположения его полюсов. Индукционный ток отсутствует, если нет относительного перемещения катушки и магнита.

Рисунок 1 .

Строго говоря, при движении контура в магнит­ном поле генерируется не определенный ток, а определенная э. д. с.

Рисунок 2.

Фарадей экспериментально установил, что при изменении магнитного потока в проводящем контуре возникает ЭДС индукции E инд, равная скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром, взятой со знаком минус :

Эта формула выражает закон Фарадея: э. д. с. индукции равна скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограни­ченную контуром.

Знак минус в формуле отражает правило Ленца .

В 1833 году Ленц опытным путем доказал утверждение, которое называется правилом Ленца: индукционный ток, возбуждаемый в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, всегда направлен так, что создаваемое им магнитное поле препятствует изменению магнитного потока, вызывающего индукционный ток .

При возрастании магнитного потока Ф>0, а ε инд < 0, т.е. э. д. с. индукции вызывает ток такого направления, при котором его маг­нитное поле уменьшает магнитный поток через контур.

При уменьшении магнитного потока Ф<0, а ε инд > 0, т.е. магнитное поле индукционного тока увеличивает убывающий магнитный поток через контур.

Правило Ленца имеет глубокий физический смысл оно выражает закон сохранения энергии : если магнитное поле через контур увеличивается, то ток в контуре направлен так, что его магнитное поле направлено против внешнего, а если внешнее магнитное поле через контур уменьшается, то ток направлен так, что его магнитное поле поддерживает это убывающее магнитное поле.

ЭДС индукции зависит от разных причин. Если вдвигать в катушку один раз сильный магнит, а в другой - слабый, то показания прибора в первом случае будут более высокими. Они будут более высокими и в том случае, когда магнит движется быстро. В каждом из проведённых в этой работе опыте направление индукционного тока определяется правилом Ленца. Порядок определения направления индукционного тока показан на рисунке 2.

На рисунке синим цветом обозначены силовые линии магнитного поля постоянного магнита и линии магнитного поля индукционного тока. Силовые линии магнитного поля всегда направлены от N к S – от северного полюса к южному полюсу магнита.

По правилу Ленца индукционный электрический ток в проводнике, возникающий при изменении магнитного потока, направлен таким образом, что его магнитное поле противодействует изменению магнитного потока. Поэтому в катушке направление силовых линий магнитного поля противоположно силовым линиям постоянного магнита, ведь магнит движется в сторону катушки. Направление тока находим по правилу буравчика: если буравчик (с правой нарезкой) ввинчивать так, чтобы его поступательное движение совпало с направлением линий индукции в катушке, тогда направление вращения рукоятки буравчика совпадает с направлением индукционного тока.

Поэтому ток через миллиамперметр течёт слева направо, как показано на рисунке 1 красной стрелкой. В случае, когда магнит отодвигается от катушки, силовые линии магнитного поля индукционного тока будут совпадать по направлению с силовыми линиями постоянного магнита, и ток будет течь справа налево.

Ход работы.

Подготовьте для отчета таблицу и по мере проведения опытов заполните её.

Действия с магнитом и катушкой

Показания

милли-амперметра,

Направления отклонения стрелки миллиампер-метра

(вправо, влево или не откланяется)

Направление индукционного тока

(по правилу Ленца)

Быстро вставить магнит в катушку северным полюсом

Оставить магнит в катушке неподвижным

после опыта 1

Быстро вытащить магнит из катушки

Быстро приблизить катушку к северному полюсу магнита

Оставить катушку неподвижной после опыта 4

Быстро вытащить катушку от северного полюса магнита

Медленно вставить в катушку магнит северным полюсом

На этом уроке мы проведем лабораторную работу №4 «Изучение явления электромагнитной индукции». Целью этого занятия будет изучение явления электромагнитной индукции. С помощью необходимого оборудования мы проведем лабораторную работу, в конце которой узнаем, как правильно изучать и определять это явление.

Цель - изучение явления электромагнитной индукции .

Оборудование:

1. Миллиамперметр.

2. Магнит.

3. Катушка-моток.

4. Источник тока.

5. Реостат.

6. Ключ.

7. Катушка от электромагнита.

8. Соединительные провода.

Рис. 1. Экспериментальное оборудование

Начнем лабораторную работу со сбора установки. Чтобы собрать схему, которую мы будем использовать в лабораторной работе, присоединим моток-катушку к миллиамперметру и используем магнит, который будем приближать или удалять от катушки. Одновременно с этим мы должны вспомнить, что будет происходить, когда будет появляться индукционный ток.

Рис. 2. Эксперимент 1

Подумайте над тем, как объяснить наблюдаемое нами явление. Каким образом влияет магнитный поток на то, что мы видим, в частности происхождение электрического тока. Для этого посмотрите на вспомогательный рисунок.

Рис. 3. Линии магнитного поля постоянного полосового магнита

Обратите внимание, что линии магнитной индукции выходят из северного полюса, входят в южный полюс. При этом количество этих линий, их густота различна на разных участках магнита. Обратите внимание, что направление индукции магнитного поля тоже изменяется от точки к точке. Поэтому можно сказать, что изменение магнитного потока приводит к тому, что в замкнутом проводнике возникает электрический ток, но только при движении магнита, следовательно, изменяется магнитный поток, пронизывающий площадь, ограниченную витками этой катушки.

Следующий этап нашего исследования электромагнитной индукции связан с определением направления индукционного тока . О направлении индукционного тока мы можем судить по тому, в какую сторону отклоняется стрелка миллиамперметра. Воспользуемся дугообразным магнитом и увидим, что при приближении магнита стрелка отклонится в одну сторону. Если теперь магнит двигать в другую сторону, стрелка отклонится в другую сторону. В результате проведенного эксперимента мы можем сказать, что от направления движения магнита зависит и направление индукционного тока. Отметим и то, что от полюса магнита тоже зависит направление индукционного тока.

Обратите внимание, что величина индукционного тока зависит от скорости перемещения магнита, а вместе с тем и от скорости изменения магнитного потока.

Вторая часть нашей лабораторной работы связана будет с другим экспериментом. Посмотрим на схему этого эксперимента и обсудим, что мы будем теперь делать.

Рис. 4. Эксперимент 2

Во второй схеме в принципе ничего не изменилось относительно измерения индукционного тока. Тот же самый миллиамперметр, присоединенный к мотку катушки. Остается все, как было в первом случае. Но теперь изменение магнитного потока мы будем получать не за счет движения постоянного магнита, а за счет изменения силы тока во второй катушке.

В первой части будем исследовать наличие индукционного тока при замыкании и размыкании цепи. Итак, первая часть эксперимента: мы замыкаем ключ. Обратите внимание, ток нарастает в цепи, стрелка отклонилась в одну сторону, но обратите внимание, сейчас ключ замкнут, а электрического тока миллиамперметр не показывает. Дело в том, что нет изменения магнитного потока, мы уже об этом говорили. Если теперь ключ размыкать, то миллиамперметр покажет, что направление тока изменилось.

Во втором эксперименте мы проследим, как возникает индукционный ток , когда меняется электрический ток во второй цепи.

Следующая часть опыта будет заключаться в том, чтобы проследить, как будет изменяться индукционный ток, если менять величину тока в цепи за счет реостата. Вы знаете, что если мы изменяем электрическое сопротивление в цепи, то, следуя закону Ома, у нас будет меняться и электрический ток. Раз изменяется электрический ток, будет изменяться магнитное поле. В момент перемещения скользящего контакта реостата изменяется магнитное поле, что приводит к появлению индукционного тока.

В заключение лабораторной работы мы должны посмотреть на то, как создается индукционный электрический ток в генераторе электрического тока.

Рис. 5. Генератор электрического тока

Главная его часть - это магнит, а внутри этих магнитов располагается катушка с определенным количеством намотанных витков. Если теперь вращать колесо этого генератора в обмотке катушки будет наводиться индукционный электрический ток. Из эксперимента видно, что увеличение числа оборотов приводит к тому, что лампочка начинает гореть ярче.

Список дополнительной литературы:

Аксенович Л. А. Физика в средней школе: Теория. Задания. Тесты: Учеб. пособие для учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования / Л. А. Аксенович, Н.Н. Ракина, К. С. Фарино; Под ред. К. С. Фарино. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004. — C. 347-348. Мякишев Г.Я. Физика: Электродинамика. 10-11 классы. Учебник для углубленного изучения физики / Г.Я. Мякишев, А.3. Синяков, В.А. Слободсков. - М.: Дрофа, 2005. - 476с. Пурышева Н.С. Физика. 9 класс. Учебник. / Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14

Тема:

Цель:

Теория: В 1831 г. английский физик Фарадей доказал, что с помощью магнитного поля можно создать в замкнутом проводнике электрический ток.

С помощью этого явления можно получить электрический ток практически любой мощности, что позволяет широко использовать электрическую энергию в промышленности.

Оборудование: 1. Источник тока. 2. Гальванометр. 3. Магнит дугообразный. 4. Штатив. 5. Соединительные провода. 6. магнит прямой

(2 шт.). 7. Реостат на 50 Ом. 8. Трансформатор. 9. Гибкий провод.

Место проведения: Кабинет №38.

Порядок выполнения работы:

Задание 1.

К зажимам гальванометра с малым сопротивлением присоединить длинный отрезок гибкого провода и двигать его относительно магнита, укрепленного на штатив. Наблюдать за показаниями прибора и сделать вывод.

Задание 2.

К зажимам гальванометра присоединить катушку на 220 В от универсального трансформатора. Двигать прямой магнит относительно катушки. Наблюдать за показаниями гальванометра. Сделать вывод.

Задание 3.

Усилить магнитное поле, складывая одноименные полюса, проделайте опыт 2. Сделать вывод.

Задание 4.

Увеличить скорость движения магнита относительно катушки. Наблюдайте за показаниями гальванометра. Сделать вывод.

Сделать вывод по опыту 2-4

Задание 5.

Определить направление индукционного тока в катушке и сравнить его с направлением поля магнита, когда последний вводят и удаляют из катушки. Проверить правило Ленца из двух последних опытов. Е и = - ω *∆Ф/∆ t

ν

ν

Задание 6. Катушки универсального трансформатора 120 и 220В поставить рядом (без сердечника). С помощью реостата установить ток в катушке до 2А. Включая и выключая ток в катушке, наблюдать ток в нижней катушке. Сделайте вывод.

Задание 7 . Насадить катушки трансформатора на общий сердечник и замкнуть его. Замыкать и размыкать цепь, наблюдая за током в нижней катушке. Сделать выводы.

Задание 8 . Включить ток, медленно и по возможности равномерно увеличить до 2 А, затем, уменьшая наблюдать за показаниями гальванометра, а также за направлением индукционного тока. Сделать выводы.

Вывод по опытам 5-8: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

    Если вставлять магнит в замкнутый подвижный проводник, то он будет отталкиваться, а если наоборот то притягиваться. Почему?

    Почему колебание стрелки компаса быстрее затухает, если компас прибора латунный и медленнее, если корпус прибора пластмассовый?

    В контуре проводника магнитный поток изменился за 0.3 с на 0,06 Вб. Какова средняя скорость изменения магнитного потока? Какова средняя Э.Д.С.

    Перпендикулярно линиям индукции перемещается проводник длиной 1,8 м со скоростью 6 м/с Э.Д.С индукции в проводнике равна 1,44 В. Найти магнитную индукцию поля.

    Модель электродвигателя запущена на холостой ход. Почему нагревается обмотка ротора, если пальцем затормозить вращение ротора?

    Где применяется явление электромагнитная индукция?

Литература: Жданов Л.С., "Физика", Москва - 2005г.; Гладкова Р.А. "Сборник задач и вопросов по физике", Москва - 2003г.

Выполнение работы

Лабораторная работа №14

Изучение явления электромагнитной индукции.

Цель работы: Выяснить физическую суть явления электромагнитной индукции.

Оборудование: Источник, тока, гальванометр, дугообразный постоянный магнит, штатив, провода, магнит прямой, реостат на 50Ом, гибкий провод, катушки, стальной сердечник.

Место проведения: аудитория №38.

Выполнение работы.

Задание 1. Если к зажимам гальванометра присоединить отрезок длинного провода и двигать его относительно дугообразного магнита, то по гальванометру наблюдаем возникновение тока, направление которого зависит от направления движения проводника.

Задание 2. Если к зажимам гальванометра присоединить катушку трансформатора и двигать прямой магнит относительно катушки, по гальванометру наблюдаем слабый ток, направление которого зависит от направления движения магнита.

Задание 3. Складывая одноименные полюса постоянных магнитов, мы усиливаем магнитное поле. В результате наблюдаем увеличение тока в цепи.

Задание 4. При у величении скорости движения магнита относительно катушки, наблюдаем резкое увеличение тока в цепи.

В
ывод:
Из заданий 2-4 следует: В проводящем контуре (катушке) будет создаваться ЭДС и индукционный ток, только в том случае, если его будет пронизывать магнитное поле которое современен меняется.

Задание 5.

1.Определяем направление внешнего МП-Вв;

2.∆Ф>или<0?

3.Если.∆Ф>0, то Вв противонаправлено с В i ;

4.По В i и правилу буравчика определяем направление ЭДС и индукционного тока.

Задание 6. Если катушки трансформатора поставить рядом и установить ток в правой катушке и периодически включать и отключать, то наблюдаем возникновение тока в левой катушки разного направления.

Задание 7. Насадим катушки трансформатора на сердечник и замыкаем его, по гальванометру наблюдаем значительное увеличение тока в левой катушке.

Задание 8. При увеличении тока в одной катушки возникает ток в другой, приуменьшении – так же возникает ток, но другого направления.

Вывод: Из данной работы следует, что физическая суть явления электромагнитной индукции заключается в том, что при любом изменении магнитного потока пронизывающего проводящий контур, в нем наводится ЭДС индукции, а если контур замкнут, то и индукционный ток. Направление ЭДС и тока зависит от направления и изменения магнитного потока. А абсолютная величина ЭДС зависит только от скорости изменения магнитного потока.

Контрольные вопросы:

    Какой ток называется индукционным?