Получили одну заповедь: не вкушать от древа познания, – вот ее, дескать, и нарушили. На самом деле заповедей было больше.

Первая из них это была заповедь умножения жизни: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Вот повеление, которое Господь дал людям прежде всего. И надо заметить, что наличие такого повеления означает, что неумен тот антихристианский аргумент, который отождествляет грех Адама и Евы с их сексуальной жизнью, и затем торжествующе спрашивает, вытаскивая палец не то из носа, не то еще откуда-то: А, вот как же это размножались бы люди, если б не согрешили-то, а? – Размножались бы. И грех Адама и Евы не имеет никакого отношения к половой жизни человека, к семейной его жизни. Не в этой области произошел грех.

Вторая заповедь, которую получает Адам, это заповедь возделывания земли, заповедь труда: «в поте лица твоего ты будешь возделывать землю». Там еще пота даже нет, но просто вот, возделывай ее. Господь вводит человека в Эдемский сад и говорит: храни ее и возделывай ее. Вот здесь есть трудность в еврейском тексте Священного Писания. Дело в том, что не только в еврейском языке, но и в русском, слово сад, «гоном» мужского рода. А, тем не менее, повеление Божие говорит о женском лице, в женском роде: храни ее и возделывай ее.

Вот с одной стороны действительно ближайшее существо женского рода, которое ближе по тексту находится, оказывается земля: храни землю и возделывай землю. С другой стороны, ну, скажем, раввины полагают, что речь идет о Торе, о Слове Божием, о заповедях и о жене, которой, правда, еще нет, ее дарование предстоит впереди.

Следует заметить, что Адам создан вне Эдемского сада и вводится потом туда. Это важное замечание, потому что святые отцы, описывая жизнь человека в Эдемском саду, в райском саду, говорят, что там не было боли, не было скорби и так далее. Но, однако же, не надо эти описания механически переносить на обстоятельства антропогенеза, в тот мир, в котором человек возник. То есть изначально человек был изолирован от мира своего происхождения и помещен в некое ограниченное пространство. Этот Эдемский сад, он имел свои границы, он не заполнял собою всю землю.

Итак, заповедь труда дается человеку. В этом труде человек должен пройти большой путь. В начале библейского рассказа о сотворении человека есть такая подробность: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Однако в следующей фразе Библии слово «подобие» отсутствует: «И создал Бог человека по образу Своему». Вот, начиная, по меньшей мере, со святого , со второго столетия, христианская мысль различает эти два понятия: . Образ Бога это те таланты, которые Господь дал человеку. То, что отличает нас и от животных, и от ангелов. Способность к творчеству, прежде всего. Личностный характер нашего бытия, свобода, способность к речи, к разумной мысли, к любви. Вот это богообразные черты человека. Но, к сожалению, все эти черты человек может использовать во зло. Мы можем творить беззаконие, продумывать преступления, свою сферу мы можем не созидать, а убивать. И вот если человек подобно Богу все свои таланты направляет только к добру, тогда он достигает подобия Божия, становится преподобным.

Итак, то, что мы – образ Божий, это дано нам, а мы должны стать подобием Бога в ходе нашей жизни. Вот поэтому и дается заповедь труда. Есть нечто, что человеку нельзя подарить – самого себя. Человек должен уметь произрасти себя, понудить к труду свою душу, чтобы себя изменить в этом подвиге. Потому что, ну и мы сами по своей жизни это знаем, когда все дарится и ничего не достигается трудом, то эти дары оказываются зачастую разрушительными и смертельными и отнюдь не радостными.

Что же такое конкретно сделали Адам и Ева, раз Господь их выгнал из Рая, и более того - что мы все почему-то расплачиваемся за их поступок? О чем здесь речь, о каком запретном плоде, что это за древо познания, зачем это древо было помещать рядом с Адамом и Евой и при этом запрещать к нему приближаться? Что случилось в раю? И как это связано с нашей жизнью, с жизнью наших близких, друзей? Почему наша участь зависит от не нами совершенного поступка, причем совершенного очень и очень давно?

Рафаэль. Фреска Адам и Ева

Что случилось в раю? Там случилось самое страшное из всего, что только может случиться между любящими существами, доверяющими друг другу. В райском саду случилось то, что спустя время повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда толпу вооруженных стражников, искавших Иисуса.

Проще говоря, в раю случилось предательство .

Человек предал своего Создателя , когда поверил клевете на Него и решил жить исключительно по своей собственной воле.

Человек научился предавать самых близких ему людей, когда обвинил жену в собственном грехе .

Человек предал самого себя . Ведь «предать» означает буквально - передать. И человек передал себя из доброй воли создавшего его Бога в злую волю своего убийцы - дьявола.

Вот что случилось в раю. А как это все произошло и почему оказалось связанным с жизнью каждого из нас, сейчас попробуем выяснить более подробно.

Вы представить себе не можете!

Бог создал человека и поместил его в место, наиболее благоприятное для его жизни. То есть в прекрасный сад Эдем, который также принято называть раем. Сегодня мы можем лишь строить различные предположения и догадки - что же представлял собой райский сад. Но зато смело можно биться о заклад, что любая из этих догадок окажется неверной. Почему?

А потому, что и сам человек тогда был другим - чистым, радостным, не знающим тревог и забот, открытым миру, встречающим этот мир счастливой и властной улыбкой его повелителя. Причина тут проста: человек тогда еще не вычеркнул Бога из своей жизни, был с Ним в теснейшем общении и получал от Бога такие познания, утешения и дары, о которых мы сегодня и представления не имеем.

Нам, нынешним, как уже было сказано, остается только пофантазировать на райскую тему. Причем - с натугой протискивая эти свои фантазии сквозь узенькие просветы между невеселыми думами о падающем курсе рубля, обидами на тещу, заботами о покупке зимней резины для автомобиля, грядущем ЕГЭ для старшего сына и еще тысячью неприятных мыслей, одновременно терзающих любого современного человека каждый день с утра до ночи. Тот скудный фарш фантазий, который вывалится на выходе этой мысленной мясорубки, и будет нашими сегодняшними представлениями о рае.

Конечно же, райский сад был прекрасен. Но жизнь с Богом может оказаться для человека раем даже посреди безводной пустыни, поросшей кустиками верблюжьей колючки. А жизнь без Бога и райский сад мгновенно превращает в обычные заросли травы, кустов и деревьев. Лишь поняв это, можно понять и все остальное, случившееся в раю с первыми людьми.

В творении Божьем человек занял уникальное место. Дело в том, что Бог сотворил мир духовный и мир материальный. Первый населяли ангелы - бестелесные духи (часть из которых впоследствии отпала от Бога и стала демонами). Второй - все жители Земли, имеющие тело. Человек же оказался неким мостиком между этими двумя мирами. Он был создан духовным существом, но при этом обладал материальным телом. Правда, это тело было совсем не таким, каким мы знаем его сегодня. Вот как описывает его святитель Иоанн Златоуст: «То тело не было такое смерт­ное и тленное. Но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободным от всякого тления, его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало». А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о еще более удивительных возможностях тела первозданного человека: «…Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному ви́дению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов».

Способный к богообщению, человек мог возвещать волю Бога всему материальному миру, над которым он получил от Бога огромную власть . И в то же время только он один мог предстоять от лица этого мира перед его Творцом.

Человек был создан как царь или, точнее говоря, наместник Бога на Земле. Поселив его в прекрасном саду, Бог дал ему заповедь - хранить и возделывать этот сад. В сочетании с благословением плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю это означало, что со временем человеку предстояло сделать райским садом весь мир.


Для этого он получил широчайшие полномочия и возможности. Весь мир с радостью повиновался ему. Дикие звери не могли причинить ему вреда, болезнетворные микроорганизмы не вызывали в нем болезней, огонь не мог обжечь, вода не могла утопить, земля не могла поглотить его в своих пропастях.

И всего лишь один запрет получил от Бога этот почти полновластный владыка мира: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16–17).

Вот этот-то единственный запрет и нарушил человек в райском саду. Человек, у которого было всё, решил, что для полного счастья ему осталось сделать еще и то, чего нельзя.

Песочница заминирована

Но для чего же насадил Бог в раю такое опас­ное дерево? Прямо хоть табличку вешай на него с черепом и костями «Не влезай - убьет». Что за странная затея - посреди самого прекрасного места на планете взять и развесить на ветках смертоносные плоды? Как если бы современный архитектор при планировке детского сада вдруг зачем-то спроектировал на игровой площадке небольшое минное поле, а воспитательница потом говорила бы: «Дети, везде можете играть - и на горке, и на каруселях, и в песочнице. Но вот сюда даже подходить не вздумайте, иначе будет большой бабах-бадабум и очень много неприятностей для нас всех».

Здесь сразу же нужно пояснить: запрет на вкушение плодов от древа познания добра и зла вовсе не означал, будто человек без этих плодов ничего не знал о добре и зле. Иначе какой смысл был давать ему такую заповедь?

Златоуст пишет: «Добра и зла не знают только те, которые по природе не имеют разума, а Адам обладал великою мудростью и мог распознавать то и другое. Что он исполнен был духовной мудрости, смотри ее обнаружение. “Привел”, сказано, к нему Бог зверей, “чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей” (Быт 2:19). Подумай, какою мудростью обладал тот, кто мог дать имена разнообразным породам скотов, пресмыкающихся и птиц. Сам Бог так принял это наречение имен, что не изменил их и даже после грехопадения не восхотел отменить названия животных. Сказано: Как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей… Итак, знавший столько, неужели, скажи мне, не знал, чтó есть добро и чтó зло? С чем же это будет сообразно?»

Итак, древо не было источником знаний о добре и зле. И ядовитыми его плоды тоже не были , иначе Бог оказался бы подобен уже упомянутому здесь альтернативно одаренному архитектору детского садика. А называлось оно так по одной простой причине: человек имел представления о добре и зле, но - лишь теоретические. Он знал, что добро - в послушании и доверии создавшему его Богу, а зло - в нарушении Его повелений. Однако на практике познать, что есть добро, он мог, лишь исполняя заповедь и не трогая запретных плодов. Ведь и сегодня любой из нас понимает: знать о добре и делать добро - очень сильно не одно и то же. Точно так же, как знать о зле и не делать зло. И для того чтобы свои знания о добре и зле перевес­ти в практическую плоскость, необходимо совершить некоторое усилие. Например, в ситуации, когда близкий человек сгоряча сказал тебе нечто обидное, добром, безусловно, будет промолчать в ответ, подождать, пока он остынет, и лишь потом спокойно и с любовью выяснить, что же так вывело его из себя. А злом в этой ситуации, столь же безусловно, будет - наговорить ему в ответ с три короба всяких гадостей и рассориться на долгие мучительные часы, а то и дни. Каждый из нас знает об этом. Но вот использовать это знание в реальном конфликте получается, увы, далеко не всегда.

Древо познания добра и зла названо так в Библии потому, что было для первых людей возможностью опытным путем проявить свое стремление к добру и отвращение от зла.

Но человек был создан не как робот, жестко запрограммированный на одно лишь добро. Бог дал ему свободу выбора, и древо познания стало для первых людей именно такой точкой, где этот выбор мог быть осуществлен на прак­тике. Без него райский сад, да и весь сотворенный Богом прекрасный мир оказался бы для человека лишь золотой клеткой с идеальными условиями содержания. И суть Божьего запрета сводилась к заботливому предупреждению, обращенному к людям, свободным в своем решении, им словно бы говорилось: «Вы можете не послушать Меня и сделать по-своему. Но знайте, что такое непослушание - смерть для вас, сотворенных Мною из праха земного. Вот, я оставляю вам открытым также и путь зла, на котором вас ждет неминуемая погибель. Но не для этого Я вас создал. Укрепитесь же в добре через отказ от зла. Это и будет для вас познанием того и другого».

Но - увы! - люди не вняли этому предупреждению и решили познать зло через отвержение добра.

Не виноватые мы!

Далее Библия описывает события в райском саду так: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:1–6).

Под змеем здесь подразумевается сатана - глава ангелов, отпавших от Бога и превратившихся в бесов. Один из самых могучих и прекрасных духов, он решил, что Бог ему не нужен, и превратился в сатану - непримиримого врага Бога и всего Его творения. Но с Богом справиться сатана, конечно же, не мог. И потому всю свою ненависть направил на венец Божьего творения - на человека.

В Библии сатана назван отцом лжи и человекоубийцей . И то, и другое мы можем увидеть в процитированном выше отрывке из книги Бытие. Сатана сочинил лживую историю, в которой Бог выглядел как завистливый обманщик, боящийся конкуренции со стороны людей. И люди , уже получившие от Бога столько даров и благ, знавшие Его, общавшиеся с Ним и из опыта этого общения убедившиеся, что Он - благ, вдруг поверили этой грязной лжи. И решили отведать плодов с запретного древа, чтобы стать «как боги».

Но вместо этого всего лишь обнаружили, что они - голые, и стали срочно сооружать себе примитивную одежку из древесных листьев. А когда услышали Божий глас, призывающий их, испугались и стали прятаться между райскими деревьями от Того, Кто и насадил для них этот рай.

Предатели ведь всегда боятся встречи с теми, кого предали. А то, что сделали первые люди, и было самым настоящим предательством по отношению к Богу. Сатана ненавязчиво намекнул им, что, поев запретных плодов, они смогут стать как Бог, стать равными своему Создателю. А значит - жить без Него. И люди поверили этой лжи. Поверили сатане и перестали верить Богу.

В этом страшном перевертыше и заключалась главная трагедия происшедшего в раю. Люди отказались слушаться Бога и добровольно отдали себя в послушание дьяволу.

Бог простил им это первое предательство и дал шанс вернуться к Себе, но воспользоваться им люди не захотели. Жена стала оправдываться тем, что ее соблазнил змей. А Адам и вовсе обвинил в своем преступлении заповеди жену и… Бога, который дал ему такую «неправильную» спутницу. Вот он, последний разговор людей с Богом в раю: «…не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт 3:11–13).

Так первый человек предал в раю Бога, свою жену и самого себя. Созданный для царствования над материальным миром, он превратился в жалкое существо, прячущееся по кустам от своего Создателя и упрекающее Его за жену, …которую Ты мне дал. Таким сделал его яд принятой от сатаны лжи. Однажды исполнив волю Божьего врага, человек сам стал врагом Богу.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Отпадение от Бога совершилось полное с отвращением неким и враждебным восстанием против Него. Потому и Бог отступил от таких преступников - и живой союз прерван. Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же в себе самих заключаются, тогда Он не нарушает их самовластия, но, храня их и содержа, внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни. Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним, но они упорствовали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты».

Все в Адама

Вот, собственно, и всё. Предав Бога, люди отпали от источника своей жизни. И стали медленно умирать. Так отломанная от родного ствола ветка какое-то время еще зеленеет в придорожной пыли, но дальнейшая ее участь предопределена и неизбежна. Прекрасное человеческое тело, сияющее красотой и силой пребывающего с ним Бога, тут же превратилось в тело жалкое, подверженное болезням и угрозам стихий, когда Бог отошел от него. А сам рай - место встречи человека и Бога на земле - стал для человека местом страха и мучения. Теперь, услышав голос своего Создателя, он, объятый ужасом, метался по райскому саду в поисках укрытия. Оставлять такого человека в раю было бы бессмысленной жестокостью.

Так, по слову Библии, человек оказался изгнаным из рая , стал уязвимым, смертным и подвластным сатане существом. Таким было начало человеческой истории. Все эти страшные изменения в человеческой природе, связанные с отпадением первых людей от Бога, унаследовали их потомки, а значит - и мы, и наши друзья, и все современники.

Почему так получилось? Потому что человек был задуман как постоянно пребывающий с Богом и в Боге. Это не какой-то дополнительный бонус к нашему существованию, а самая главная его основа, фундамент. С Богом человек - бессмертный царь вселенной. Без Бога - смертное существо, слепое орудие дьявола.

Череда рождений и смертей не приближала человека к Богу. Напротив, каждое поколение, живя в духовной тьме, принимало в себя все новые и новые оттенки зла и предательства, зерна которых были посеяны согрешившими людьми еще в раю. Макарий Великий пишет: «…Как преступивший заповедь Адам принял в себе закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству, стали причастниками этой заквас­ки. А при постепенном преуспеянии и возрастании до того уже умножились в людях греховные страсти, что простерлись до прелюбодеяния, непотребств, идолослужений, убийств и других нелепых дел, пока все человечество не вскисло пороками».

Такова вкратце связь между тем, что случилось в раю с прародителями человечества, и тем, как мы вынуждены жить сегодня.

Этот вопрос состоит из двух частей. Первая часть: «Знал ли Бог, что сатана восстанет, а Адам и Ева согрешат?». Ответ заключается в библейском учении о знании Бога. Мы знаем из Священного Писания, что Бог всеведущ, Он знает все. Иова 37:16; Псалтирь 138:2–4; 146:5; Притчи 5:21; Исаии 46:9–10 а также 1 Иоанна 3:19–20 не оставляют сомнений, что знание Бога бесконечно и Он знает все, что произошло в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем.

Глядя на некоторые из превосходных степеней в этих стихах – «совершенно Его знание», «Ты издали видишь все мысли мои», «он все знает», становится очевидным, что Бог знает не просто больше, чем мы – Его знание необъятно велико. Он знает все в совокупности. В книге Исаии 46:10 написано, что Он не только знает все, но также и контролирует все. Как иначе Он мог сделать известным нам то, что произойдет в будущем, и заявлять, что Его планы сбудутся? Значит, Бог знал, что Адам и Ева собирались согрешить? Знал ли Он, что Люцифер восстанет против Него и станет сатаной? Да, несомненно! Находились ли они вне Его контроля в какой-то период времени? Абсолютно нет. Если знание Бога не является совершенным, то в Его природе присутствует недостаток. А любой недостаток в природе Бога означает, что Он не может быть Богом, ибо сама Божья сущность требует совершенства всех Его качеств. Таким образом, ответ на первый вопрос, по определению, должен быть «да».

Перейдем ко второй части вопроса: «Почему Бог создал сатану и Адама и Еву, зная заранее, что они согрешат?». Этот вопрос немного сложнее, потому что мы задаем вопрос «почему», на который Библия, как правило, не дает исчерпывающих ответов. Несмотря на это, мы можем достичь ограниченного понимания, если рассмотрим некоторые библейские стихи. Для начала, мы уже увидели, что Бог всеведущ и ничего не может произойти вне Его знания. Так что если Бог знал, что сатана восстанет и падет с неба, а также что Адам и Ева согрешат, но все равно создал их, это должно означать, что падение человечества было частью суверенного Божьего плана с самого начала. Любой другой ответ не имеет смысла, учитывая то, о чем мы говорили выше.

Тут мы должны быть осторожны и отметить, что падение Адама и Евы в грех не означает, что Бог является автором греха или что Он искусил Адама и Еву к греху (Иакова 1:13). Падение служило целям общего плана Божьего для создания и человечества. Опять-таки, это единственный возможный ответ, так как в любом другом случае падение человечества никогда бы не произошло.

Если учитывать то, что некоторые богословы называют «мета-рассказ» (или всеобъемлющую сюжетную линию) Писания, то мы увидим, что библейские истории можно условно разделить на три основных раздела: 1) рай (Бытие 1–2); 2) утраченный рай (Бытие 3 – Откровение 20) и 3) восстановленный рай (Откровение 21–22). До сих пор большая часть повествования посвящена переходу от потерянного рая к восстановленному. В центре этой сюжетной линии помещен крест. Крест был запланирован с самого начала (Деяния 2:23). Было предвидено и предопределено, что Христос должен пойти на крест и отдать Свою душу для искупления многих (Матфея 20:28) – избранных Божественным предвидением и предопределенных быть Его народом (Ефесянам 1:4–5).

Внимательно читая Писание и принимая к сведению сказанное ранее, мы приходим к следующим выводам:

1. Восстание Сатаны и падения человечества были предвидены и предопределены Богом.2. Те, кто должен был стать народом Божьим – избранные, были предвидены и предопределены Богом.3. Распятие Христа как искупление за народ Божий было предвидено и предопределено Богом.

Таким образом, мы оказываемся перед следующими вопросами: Зачем Бог создал человечество, зная о его падении? Зачем создавать человечество, зная, что лишь некоторые будут «спасены»? Зачем сознательно посылать Иисуса на смерть за людей, которые так же сознательно впали в грех? С человеческой точки зрения это не имеет смысла. Если сюжетная линия перемещается из рая в потерянный рай, потом в восстановленный рай, то почему бы просто не перейти прямо к восстановленному раю и избежать весь промежуточный цикл потерянного рая?

Единственный вывод, к которому мы можем прийти в связи с приведенными выше утверждениями, является следующим: Божья цель в том, чтобы создать мир, в котором Его слава могла бы проявиться во всей своей полноте. Прославление Бога является главной целью творения. На самом деле, это главная цель всего, что Он делает. Вселенная была создана, чтобы увидеть славу Божью (Псалтирь 18:1), и гнев Божий направлен на тех, кто не в состоянии прославить Его (Римлянам 1:23). Наш грех лишает нас славы Божьей (Римлянам 3:23), а на новом небе и новой земле слава Божья будет освещать их (Откровение 21:23). Слава Божья проявляется, когда Его качества идеально демонстрируются, и частью этого является история искупления.

Удачнее других это продемонстрировано в Послании Римлянам 9:19–24. Гнев и милость отображают богатство славы Божьей, и невозможно получить ни то, ни другое без падения человечества. Таким образом, все эти действия – падение, избрание, искупление, очищение – служат для прославления Бога. Когда человек впал в грех, милость Божья была немедленно продемонстрирована в том, что Он не убил их на месте. Божье терпение и снисходительность также проявились в тот момент, когда человечество пало в грех еще глубже перед потопом. Божья справедливость и гнев были продемонстрированы в Его судах во время потопа, а Его милость и благодать – в том, что Он спас Ноя и его семью. Божий гнев и справедливость будут проявлены в будущем, когда Он окончательно повергнет сатану (Откровение 20:7–10).

Конечная демонстрация Божьей славы имела место на кресте, где встретились Его гнев, справедливость и милосердие. Праведный суд всякого греха имел место на кресте, а благодать Божья была продемонстрирована в том, что Его гнев за грех был излит на Его Сына, Иисуса, а не на нас. Божья любовь и благодать продемонстрированы в тех, кого Он спас (Иоанна 3:16; Ефесянам 2:8–9). В конце концов, Бог будет прославлен, когда Его избранный народ будет поклоняться Ему в вечности с ангелами, а нечестивые прославят Бога, когда Его справедливость и праведность, наконец, будут подтверждены вечным наказанием всех нераскаявшихся грешников (Филиппийцам 2:11). Ничего из этого не могло бы произойти без восстания сатаны и грехопадения Адама и Евы.

Классическое возражение против этой позиции выражается в том, что предвидение Бога и предопределение падения человека вредят его свободе. Иными словами, если Бог создал человечество с полным знанием о предстоящем грехопадении, как может человек быть ответственным за свои грехи? Лучший ответ на этот вопрос можно найти в «Вестминстерском исповедании веры» (WFC), главе III:

«Бог прежде вековых времен по изволению Своей в высшей степени мудрой и святой воли установил порядок того, что произойдет. В то же время Бог не есть автор греха, над волей творения нет насилия, свобода или вероятность вторичных причин не устранены, но, напротив, утверждены» (WFC, III.1, перевод Евгения Каширского, RCM).

По сути, тут сказано, что Бог предопределяет будущие события таким образом, чтобы не нарушить нашу свободу и действие вторичных причин (например, законов природы). Богословы называют это «согласованностью». Суверенная воля Божья течет параллельно с нашим свободным выбором таким образом, что наш свободный выбор всегда приводит к исполнению Божьей воли (под «свободным выбором» мы имеем в виду, что наш выбор не является принужденным воздействием внешних факторов).

Подведем итог. Бог знал, что сатана восстанет, а Адам и Ева согрешат в Эдемском саду. С этим знанием Бог, тем не менее, создал Люцифера, Адама и Еву, потому что, создав их и допустив падение, Он осуществлял Свой суверенный план для проявления Своей славы во всей ее полноте. Даже несмотря на то, что падение было предопределено, наша свобода в принятии решений не нарушается, потому что наш свободный выбор является средством, с помощью которого осуществляется Божья воля.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.