моя поездка в деревню Могильники Кожевниковского района - прародину практически всех моих родственников по линии деда

На берегу Оби в ожидании парома

Плывем на другой берег, остров Нижний Середыш

Остров Никольский

Наши аппартаменты

Первый закат

Туман ложится на поля

Местные коттеджи

Кто-то там даже строится

Центр:)

Гараж, который построил мой дед

Ромочкино озеро

Автопарк

Река Таган, место где иногда собираются местные жители, что там делают, нетрудно догадаться

Мосток, с которого черпают воду, в которой моются, пьют и едят, водопровода в деревне нет

Этот же мосток с другого ракурса

Вид с самого мостка

Рыбаки (рыбы там немерено)

По пути от реки к дому

Почти вся деревня как на ладони

Рыбак рыбачит рыбу

Конопля там цветет и пахнет

Раньше тут был сельский клуб

А это типа подстанция, которая питала сельский клуб (электричества в деревне, как и воды, нет)

Баня

Требуется небольшой ремонт

Здание в стиле пост-модернизм

Вечереет

Закат на Тагане

Все тот же закат на том же Тагане

И еще..

Местный транспорт

Немного информации с Товики - томской вики

Могильники — деревня в Кожевниковском районе Томской области, входит в состав Уртамского сельского поселения.

Население около 10 жителей, большинство из них — русские.

Деревня расположена на левом берегу реки Таган, в пойме Оби, в 26 км от Кожевникова, в 126 км от Томска. От Томска до Могильников можно добраться, доехав по Шегарскому тракту до Шегарского моста, через Обь, затем повернув на юг до села Уртам. От села Уртам попасть в деревню Могильники можно летом через паромную переправу на Оби и зимой по установившейся ледовой переправе.

От деревни остались две основные улицы.

Транспорт и связь

От Томского автовокзала до Уртама один раз в день ходит микроавтобус и дважды от райцентра Кожевниково. От Уртама до Могильников последние 11 км по просёлочным дорогам и через паромную переправу на Оби рейсового сообщения нет. Почтовый индекс 636170. Село находится в пределах устойчивой сотовой связи операторов Веллком, Билайн. Электрических сетей и других коммуникаций в селе нет.

Могильники прежде всего известны расположенными вдоль всего берега Оби и Тагана скоплениями древних захоронений. Одно из древних селищ в непосредственной близости от крайней улицы деревни называется Бараба. По рассказам новосибирских археологов экспедиции НГУ, ведущих ранее там раскопки, жители поселения Бараба закапывали в стенки охраняющего вала своих умерших родителей, чтобы духи умерших предков охраняли родовое поселение. Люди эпохи неолита любили украшать себя бусами из зубов животных. В могильнике у деревни Могильники найдены костяные округлые бусы, хорошо отшлифованные, с просверленным отверстием для вдевания кожаного шнурка.

В селе ранее была создана рыболовецкая артель. Река Таган славилась как самая рыбная река на юге Томской области. После создания в 1970-х годах Томского выхухолевого заказника промысловый лов рыбы запретили, река стала зарастать травой. Канадская выхухоль не прижилась и извелась, но созданную в советское время новую организацию уже уничтожить было невозможно. Созданный впоследствии Томский госзаказник исключил всякую промысловую деятельность для селян. Других рабочих мест для селян не создали, чем обрекли село на вымирание. Администрация Кожевниковского района пошла на беспрецедентный поступок и своим решением исключила это село из перечня населенных пунктов Кожевниковского района. Вспомним Сталинский принцип: «Нет человека — нет проблем!».

Однако верные своему селу жители остались в нём и живут подсобным хозяйством (возделывание огорода, выращивание животных). На огородах выращивают овощи и табак. В пойменных лугах летом выпасают коней. А с появлением приключенческого молодёжного проекта Последний герой по-томски и зимнего сезонного маркированного лыжного маршрута принимают туристские группы школьников и молодёжи на постой.
Достопримечательности

Достопримечательности вблизи села: река Таган, Ромочкино озеро, древнее поселение (селище) Бараба (место, называемое местными жителями «Засолкой»).

Туризм
Село включено в нитку активных и спортивных маршрутов, входит в «Таёжный треугольник» Обь-Томского междуречья. Посещается самодеятельнымии и спортивными группами туристов. Через село идут маршруты, включающие посещение Никольского и Иринского бора, заимки Борки вдоль в пойме реки Таган, а также Нижних озёр, деревни и озера Кирек, деревни Берёзовая Речка.

Интересные виды деятельности : осмотр селища Бараба, отдых в селе, спортивная рыбалка на реке Таган, самодеятельный активный экстремальный, приключенческий и спортивный туризм (пешеходный, лыжный, водный — на моторных и весельных лодках, байдарках). Окрестная тайга богата шишкой и ягодой.

Перспективы села

Село имеет все шансы стать центром экологического, экстремального и спортивного туризма и активного отдыха, местом паломничества любителей спортивной рыбалки. Перевод самодеятельных маршрутов в плановый режим сделает село инвестиционно привлекательным для организации туристских и рыболовных хозяйств (но посмотрев лично на деревню, скажу что эти перспективы сказочные)

Озеро Шайтан - небольшое круглое озеро Обь-Томское междуречья 50 метров в диаметре. Расположено в сосново-берёзовых лесах Обь-Томского междуречья, 8- 10 км южнее с.Киреевское в распадке у лесной «верхней» дороги Киревское - Молчаново. Из озера вытекает и впадает в реку Таган (правый приток Оби) одноимённая речка Шайтанка .

На берегах озера ведутся археологические раскопки, и решеним Томского облисполкома от 28.04.1980 № 109 Усть-Шайтанское городище, расположенное в 7 км юго-западнее с.Киреевск, в 450- 500 м от устья р.Шайтанки было признано археологическим памятником местного значения.

Слово «Шайтан» произошло от древнесемитского «сатан» - «противник». Шайтаном татары называли Чёрта. Так по какой же причине мирное с виду озеро получило такое название?

С озером Шайтан связана местная легенда Обь-Томского междуречья, рассказанная в д.Берёзовая Речка, согласно которой с заимки разбойника Кирея (основателя Киреевска) выдвигались по тайге и по болотам конными разъездами группы местных жителей, промышляющих разбоем на Московском тракте. И награбленный скарб прятали они не в своей деревне, а на топких берегах озера Шайтан. Кто знает, может быть исследователям улыбнётся счастье, и они обнаружат, исследуя берега, дно и окрестности, кувшины с золотыми монетами.

По другой версии, Чёртовыми эти места называли уже в дорусское время, имея в виду боевую сложную историю этих мест.

Рис. 2.

Благодаря исследованиям археологов Томского государственного университета последних десяти лет, в живописном урочище Шайтан открыто два десятка городищ, поселений и курганных могильников. Особенно притягательны мощные и неприступные средневековые фортификационные сооружения городищ и курганы, диаметр которых достигает десяти метров. Всё это делает возможным реконструкцию по принципу «древнее поселение в уникальном природном ландшафте». На территории будущего заповедника работает детский археологический лагерь «Сибирика».

Участие в археологических исследованиях даёт возможность школьникам напрямую проследить процесс воссоздания истории и осознать себя полноправными участниками научных открытий. Это значит, что история перестаёт быть для них просто одной из школьных дисциплин и становится «живым» пространством.

На общей площади 60 кв. метров археологи освободили из-под земли производственную площадку - комплекс по выплавке железа с тремя горнами, кострищами, каменной наковальней для дробления руды. Нашли также многочисленные фрагменты керамики, останки животных, шлака и другие артефакты - втысячи находок, которые отсылают в Томский областной краеведческий музей.

Рыбу, которую, соревнуясь на лучший улов, в конце дня приносили азартные рыболовы, готовили в рыбокоптильне, также сооруженной по древней технологии. И другие необычные бытовые устройства реконструировали участники экспедиции: селькупский кор - уличную печь для выпечки хлеба, и чадыр - аналог чума или вигвама.

Рис. 3.

Первые письменные документы, появляющиеся только в середине XVII века, дают весьма скупые и противоречивые сведения о населении берегов рек Шайтанки и Тагана. Что за люди здесь жили, откуда они пришли, что их так привлекало в этой местности, от какой опасности скрывались они за мощными крепостными стенами и какие тайны хранят оставленные ими курганы?

На высокой террасе, с которой открывается живописный вид на широкую обскую пойму, расположены около двух десятков археологических памятников: поселений, городищ и могильников. Фортификационные сооружения - рвы и валы средневековых городищ - до сих пор поражают своей мощью и неприступностью. Взобраться на крутой четырехметровый вал городища Шайтан III и сегодня не простая задача, а ведь когда-то здесь были и деревянные стены. Загадочные, тюркские по происхождению, топонимы этих мест - озеро Шайтан, река Шайтанка, урочище Шайтан - «чёртово урочище, чёртово озеро» - сохранили отзвуки далекой и неспокойной истории.

Урочище Шайтан чрезвычайно удобно для обороны и ведения хозяйства. Терраса, на которой расположены городища, возвышается более чем на двадцать метров над широким пойменным лугом, пригодным для выпаса скота. В непосредственной близости начинается тайга, в которой и сегодня можно встретить разнообразных зверей - лося, медведя, куницу, глухарей, тетеревов.

Большинство укреплённых поселений урочища Шайтан возникли в эпоху развитого Средневековья, в 10-14 вв. нашей эры. Это было не простое время для Томского приобья, издревле служившего буфером между "тайгой" и "степью".

Характер взаимодействия «пришлого» и «местного» населения до конца ещё не раскрыт. Несколько волн миграции тюркоязычных народов в это время коренным образом изменили этнополитическую ситуацию, а на востоке уже появляется новая грозная сила - монголы. В этот период существенно меняются представления туземцев о военном деле и военно-инженерном строительстве, о чём свидетельствует сложная архитектура неприступных укреплений шайтанских городищ.

Шайтанские городища компактно выстроены в одну «цепочку», перемежаясь с поселениями и могильниками, которые на основе полученного материала предварительно также датируются развитым средневековьем. Среднее расстояние между двумя памятниками не превышает двух сотен метров. Закономерно возникают вопросы: существовали ли все они одновременно? Могли

ли на таком относительно небольшом отрезке обской террасы функционировать сразу несколько укрепленных поселений?

Естественно, можно допустить и вероятность того, что место расположения «городка» по каким-то причинам регулярно переносилось. На всех поселенческих памятниках урочища обнаружены многочисленные свидетельства железоделательного производства: шлаки, железная руда, фрагменты глиняных сопел и остатки металлургических горнов. Чрезвычайно высокая концентрация шлаков - культурный слой ими буквально забит - свидетельствует о том, что железо здесь плавили постоянно в течение долгого времени.

Очень интересные сведения, косвенно подтверждающие существование в этом районе специализированной чёрной металлургии накануне прихода русских, можно найти в письменных источниках. В 1631 году в официальных русских документах появляется двадцать вторая инородческая волость Томского уезда - Темерчинская. Исследователи склоняются к мнению, что она находилась в междуречье Томи и Оби. Вероятно, на территории этой волости находилось и урочище Шайтан, где располагаются исследуемые памятники. Очень интересна этимология названия Темерчинской волости. Пролить свет на происхождение этого этнонима помогают работы лингвистов: на туземном языке ещё в 18 веке эта волость называлась Темерци-й он", те есть, "народ-кузнецы".

Уже сейчас имеющиеся данные позволяют сделать предположение о том, что средневековое население урочища Шайтан специализировалось на производстве железа. В качестве сырьевой базы выступали местные руды.

Выходы железной руды были обнаружены в 2005 году, а исследования, проведённые совместно с геологами, подтвердили выводы археологов. Наличие большого запаса железной руды, лежащей буквально на поверхности, делало её добычу доступной для средневековых металлургов. Все это отчасти объясняет высокую концентрацию памятников на относительно небольшой территории Шайтанского археологического микрорайона.

Средневековое городище Шайтан III один из самых сложных, но одновременно и информативных памятников. Поражающая даже

сегодня своими размерами система фортификации и мощность культурного слоя однозначно указывали на неординарность этого памятника. Среди наиболее ярких находок - костяные и железные наконечники стрел, колчанные крючки, кресала, ножи, каменные

и пастовые бусины, предметы поясной гарнитуры. Бронзовая стилизованная подвеска в виде медведя отсылает нас далеко на север, к культурам таёжного круга, где подобные вещи были широко распространены в X-XIV веках нашей эры. Другой уникальный предмет - колчанная петля, стилизованная в фигурку водоплавающей птицы, наоборот уводит нас далеко на юг, в степи верховий Иртыша на современную территорию Казахстана. Подобные петли крепили к своим колчанам кыпчакские воины в X-XII веках нашей эры.

Основное количество найденных вещей датируется эпохой развитого средневековья и связано с миграцией в район Томского Приобья большой группы тюркского населения после распада Кимако-кыпчакского объединения. Однако мыс, на котором позже возникло городище, был заселён и в более ранние времена: здей найдено небольшое количество фрагментов посуды раннего железного века и раннего средневековья.

Представлена также группа керамики, связываемая некоторыми исследователями с позднесредневековым периодом.

Рис. 4.

Особый интерес могильник Шайтан II представляет в связи с тем, что позволяет нам изучать погребальный обряд и некоторые особенности мировоззрения населения, жившего в шайтанских поселениях и городищах. В 2006 году на могильнике было исследовано четыре кургана, содержащие шесть погребений. Курганы исследовались «сплошной площадью», то есть одним раскопом, включавшим не только сами курганные насыпи, но и пространство между ними. В межкурганном пространстве были обнаружены следы поминальных действий: большой сосуд, видимо когда-то специально оставленный на поверхности, следы кострищ и кости животных. Самым интересным и неожиданным открытием явилось то, что прямо на территории некрополя происходила выплавка железа: обнаружено огромное количество шлаков, фрагментов мелко расколотой железной руды, а также остатки самих металлургических объектов. Стратиграфические наблюдения позволили предположить, что плавка железа происходила непосредственно во время функционирования могильника. Более того, открытия 2007 года говорят о том, что это странное соседство не было случайным.

Были исследованы чрезвычайно сложные для понимания и интерпретации комплексы: погребения двух детей были совершены непосредственно в металлургических объектах, явившихся для них своеобразными гробницами.

В 2001 и 2006 годах работы велись на могильнике Шайтан II. Этот памятник до его официального открытия серьёзно пострадал от действий гробокопателей. В центре почти всех курганов зияют грабительские «воронки», кости нередко выброшены и валяются на по-

верхности. Мы уже никогда не узнаем, какие тайны хранили эти курганы, а унесённые оттуда вещи никогда не попадут в музеи. При этом обогатиться путём разграбления этих могильников просто невозможно: вещи, находящиеся в курганах, представляют только научную

ценность. Драгоценных металлов и других «сокровищ» эти курганы не содержат.

Рис. 5.

В современном мире реальной схемой сохранения археологического наследия является создание музеев-заповедников.

Первый такой музей был открыт в 1922 году на берегах Боденского озера в Швейцарии, где в первоначальном виде были восстановлены поселения каменного и бронзового веков. С тех пор этот замечательный музей под открытым небом ежегодно посещают тысячи туристов, и по его модели созданы сотни «первобытных» посёлков по всему миру. В таких музеях не только демонстрируются подлинные предметы быта и жилища давно ушедших эпох, но и воссоздаются традиционные способы ведения хозяйства. И что самое главное, посетителям предоставляется возможность непосредственно погрузиться в мир первобытности, и облачившись в средневековые одежды, изготовить по древней технологии своими руками глиняный сосуд или освоить кузнечное ремесло.

Колоссальные историко-культурные ценности Томской области хранятся в музеях, но ещё больше их остается сокрытыми в нашей земле и бездумно уничтожается в ходе освоения территорий. В отличие от памятников архитектуры, ценность которых очевидна для всех, археологические памятники остаются без должного внимания, а их потенциал в сфере развития образовательного туризма - невостребованным.

К сожалению, шансов познакомиться с многотысячелетней историей нашего края, у большинства людей просто нет. Ни одного археологического музея под открытым небом у нас пока не создано.

Рис. 6.

Металлурги средневековья

Крупный археологический комплекс Шайтанский археологический микрорайон изучается с 1996 года. С 2005-го мы ведем там целенаправленные раскопки, - рассказывает руководитель проекта, директор некоммерческого партнерства «Общественное молодежное движение за сохранение историко-культурного наследия «Сибирика» Андрей Пушкарев. - Его цель - изучение культуры населения, жившего на этой территории примерно в X - XVI веках. Исследуем разные стороны жизни предков. Сначала раскапывали поселения. В течение двух следующих экспедиций смотрели ритуал захоронения: копали могильник. В этом году решили заняться производственными объектами: в микрорайоне нашли много металлургических шлаков, свидетельствующих о том, что население занималось выплавкой железа из местной руды.

На общей площади 60 кв. метров археологи освободили из-под земли производственную площадку - комплекс по выплавке железа с тремя горнами, кострищами, каменной наковальней для дробления руды. Нашли также многочисленные фрагменты керамики, останки животных, шлака и другие артефакты - всего более 3 тыс. находок, которые скоро попадут в Томский областной краеведческий музей.

Оборудованием нас ежегодно снабжает госуниверситет, - продолжает Андрей Пушкарев. - С помощью магнитометра - прибора для геофизических исследований, - не разрушая культурного слоя археологического памятника, мы предварительно провели зондирование почвы на наличие определенного вида находок, в частности железоплавильных печей. А после разбивали в этих местах раскопы.

Их было три, как и групп археологов. Одну составила самая многочисленная команда школьников из Каргаска под руководством учителя первой школы райцентра, кандидата исторических наук Алексея Воробьева-Исаева. Ребята трудились наравне с будущими археологами - студентами ТГУ. Особенная удача ждала директора первого в области виртуального краеведческого музея СОШ №2 с. Кожевникова Марию Руссол. Ей первой из сверстников удалось обнаружить остатки металлоплавильной печи. «Теперь я знаменитый человек!» - не скрывала радости 9-классница, получившая в награду две банки «сгущенки». Находки, научная организация археологических работ, современная техника произвели впечатление на всех ребят. Школьники увлеченно осваивали интересную профессию, открывая новые страницы истории родного края.

Что за наука без экспериментов?

Одним из разделов программы полевой школы стала экспериментальная археология. Под руководством аспиранта кафедры археологии и исторического краеведения исторического факультета ТГУ Евгения Водясова был воссоздан древний горн, в котором при температуре около 1300 градусов из руды, найденной недалеко от урочища, выплавили зерна металла. Эксперимент по реконструкции процесса плавки металла эпохи Средневековья в России был проведен впервые.

А рыбу, которую, соревнуясь на лучший улов, в конце дня приносили азартные рыболовы, готовили в рыбокоптильне, также сооруженной по древней технологии. Щука, окунь и плотва были «пальчики оближешь!».

И другие необычные бытовые устройства реконструировали участники экспедиции: селькупский кор - уличную печь для выпечки хлеба и чадыр - аналог чума или вигвама. В нем путешественники проводили и обряд «Посвящение в археологи», главной интригой которого стало «клеймение» раскаленным железом с буквой «Ш», и исповедь перед страшной мумией, обмотанной туалетной бумагой. Разумеется, никому клейма в тот вечер не поставили, зато страха напустили на всех.

Вывод. Мы знаем о истории средневековой Франции и средневековой Англии гораздо больше, чем о средневековой Сибири.

" Долгая дорога к Тагану "
или
" О вреде интернета "
или
" Две беды России "

Часть 1

После прочтения на Городе поста горожанина vasya о поездке в Могильники () нам очень захотелось посетить реку Таган и попытаться там что-нибудь выловить. Титул Самой Рыбной Реки на юге томской области будоражил воображение и манил в путь.
В давние времена мне доводилось несколько лет подряд охотиться по весне на селезней в охотничьих угодьях Томского авиаотряда. Находились эти угодья на левом берегу Оспы - правого притока Тагана, неподалеку от Могильников. По зимнику загодя завозили к знакомым в Могильниках бочку бензина для дозаправки мотолодок. И на мотолодках, которые зимой хранились в аэропортовском пионерском лагере (чуть выше Победы), шли вверх по Оби, поднимались по Тагану и Оспе. Места утиные, да и без рыбы не оставались.
Так что пост разбудил воспоминания, и неудержимо потянул в дорогу. Остальные участники там еще не бывали, что только усиливало их желание повидать такие заманчивые места. Решено - едем! "Буханка" заправлена газом и бензином под завязку, набита продуктами, спальниками, палатками. Предусмотрительно взяты тросы, цепная лебедка, реечный домкрат, две лопаты, бензопила и топор. В путь!

1. Главный Водитель. Была бы возможность разместить видео, я использовал бы термин "Главный Пилот" :)

2. Штурман, по совместительству - второй пилот.

3. Слева - Руководитель рыболовецкой бригады, справа - Лучшая Помощница.

4. Лучшая Помощница и старый рыбак.

5. Надежная охранница. Правда, в надежности есть некоторые сомнения. Когда при поездке в Кирек встретили медведицу с медвежонком, охранница стрелой удирала впереди всех, молча и прижав уши.

6. В полном соответствии с основополагающей статьей в интернете, проложили маршрут до Уртама, где должен быть паром.

7. При въезде в Уртам обратили внимание на авто на крыше.

8. Оказалось, рядом находится целая выставка старых автомобилей.

9. Не знаем, что находится в затянутой маскировочной сетью беседке на заднем плане, но надпись на ней утверждает, что "это" закрыто.

10. Все опрошенные местные жители уверенно посылали нас на паромную переправу в верхнюю по течению часть Уртама. Но, добравшись туда, наблюдали полное отсутствие наличия парома. Наиболее сознательная часть экспедиции полезла вновь изучать карту, малосознательная - в "Казанку" на берегу.

11. При внимательном изучении карты выяснилось, что паромных переправы две

Долго плутали, но второй паром тоже не нашли. Решили вернуться в Кожевниково и попробовать переправиться там.

12. Довольно быстро нашли паромную переправу. Но работы у паромщика было невпроворот, да и начальство заявилось. С переправой вышел облом. Возможно, в Уртаме в сенокосную пору паромы ходят, а потом завершают свою работу.

Решили отъехать от Кожевниково с десяток километров вниз по течению, разбить лагерь, попробовать половить рыбу в Оби и переночевать.

13. А вот и первая рыбка - на базарчике в Кожевниково. Несколько дешевле, чем в Томске, и намного свежее:)

14. Съезжаем с дороги.

15. Небольшой перерыв на отдых и естественные надобности.

16. Вид на Обь с берега. Берег печаный, но если постоять в воде, начинает засасывать.

17. Палатки установлены.

Значительно потеплело, вылезла мошкара. Периодически опрыскиваемся "бибаном", но помогает мало. Переходим на сетки Павловского и обильно поливаем их свежим дегтем. Наблюдаем положительный эффект. В большом количестве назойливые осы. Кстати, и в Уртаме на берегу Оби они тоже слегка донимали. Выставляем пять закидушек по два-три крючка, сеточку-экранку, берем в руки две поплавочные удочки и спиннинг. Место довольно бойкое - периодически подъезжают рыболовы и пытают счастья. От них узнаем много нового: что здесь нужно рыбачить на опарыша, а не на червяка, что блесна должна быть поменьше, и не вращаюшаяся, а колеблющаяся. Но так как и у приезжих ничего не клюет, мы успокаиваемся и их советы близко к сердцу не принимаем.

18. Самонадеянно взял для спиннинга старинную катушку, поленившись искать безинерционку.

Последний раз рыбачил с такой катушкой пять лет назад. Да и то использовал ее в основном как дорожку, выпуская с борта за байдаркой. Оказалось, умение забрасывать блесну с такой катушкой надо периодически возобновлять. Это не плавать или на велосипеде ездить - достаточно раз научиться, и не забудешь. А тут с первого же заброса получил великолепную "бороду" и долго распутывал ее, стыдливо прикрываясь от остальных рыбаков. И пальцы поотбивал, и не туда метал...

19. Вечереет, изредка снимаем с закидушек одного-двух ершей размером с мизинец.

20. Плотный перекус - и по палаткам.

21. Кресла из салона создают уют и непринужденную обстановку.

22. "Утро красит нежным цветом..."

23. Идем проверять закидушки.

24. Очередной ершишко, и чудо - оторванная вчера блесна вернулась!

25. За ночь принесло много сифа. Весь берег в пене, но она не жирная. А вот когда в Дальневосточный Морской заповедник зашел косяк иваси и туда ринулся весь рыболовный флот, с рыбоперерабатывающего плавучего завода пошел такой отврат... Все берега ближайших бухт покрылись дурнопахнущей жирной пеной.

Сматываем закидушки, собираем снасти. Пора позавтракать, собрать палатки и двигаться дальше к Великой Мечте - Тагану! :)

26. Утренняя прохлада бодрит.

27. Маше понравилась шляпа пчеловода.

28. Собираем наш небогатый улов (всего вместе поймали 15 ершиков и 2 ельца).

29. Красным кружком отмечено (приблизительно) место нашей ночевки.

Решаем вернуться в Победу, доехать до Киреевска и оттуда по старой дороге попытаться добраться до Молчаново, а если повезет, то и до Могильников.

30. Миновали Киреевск.

31. После развилки на Молчаново дорога резко ухудшилась.

32. В ход пошла лопата.

Поскольку получилось длинноватое повествование, решил, дабы не утомлять читателя, разбить содержимое поровну на две части. Итак, конец ПЕРВОЙ части.

Семёнов Михаил, ученик 2 класса

Данное исследование о событиях родного края посвящено 70-летию со дня образования Томской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»

Кожевниковского района

Томской области

Научно- исследовательская работа.

Тема:

Научный руководитель: Мазурова Валентина Викторовна.

2014год.

  1. Паспорт работы.
  1. Предисловие.
  1. Исследование:

1)поиск бывших жителей деревни;

2)изучение архивных материалов;

3) исследование одноклассников.

4.Заключение.

5. Использованные источники.

Паспорт исследовательской работы.

Тема: « Вот на пути село большое…»

Исследователь : Семёнов Михаил, обучающийся 2б класса.

Руководитель : Мазурова Валентина Викторовна, учитель начальных классов.

Место выполнения : Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1.

Актуальность :

Томской области – 70 лет. В Юбилейные даты принято подводить итоги, вновь возвращаться к истории, которая хранит в себе много тайн и открытий.

Бесспорен тот факт, что без прошлого нет будущего, поэтому необходимо знать исторические факты прошлого.

Гипотеза :

История нашего села зафиксирована в воспоминаниях наших земляков в устной и письменной формах.И если мы сможем её отыскать и сделать достоянием всех желающих, то тем самым внесём свой вклад в сохранение истории родного края.

Цель исследования :

Знакомство с фактом исторического события нашего края с 1944 по 2014год.

Задачи :

  1. разыскать современников сёл, исчезнувших с карты Кожевниковского района за 70 лет;
  2. зафиксировать полученную информацию;
  3. подготовить выступление и слайдовую презентацию на конференцию.

Объект моего исследования:

Исчезнувшие поселения Кожевниковского района.

Предмет исследования:

Факты воспоминаний современников, архивные данные.

Методы исследования:

Анализ материалов, опрос, встречи, беседы.

Формы работы :

Работа с архивными данными, встречи с современниками, выступление с результатами исследований на конференции.

Предисловие .

2014 год богат на знаменательные даты. Одна из них – 70 лет Томской области. Для истории – это миг. А для человеческой жизни – это много. Я прожил на свете всего 9 лет. Поэтому я спросил у своего дедушки Семёнова Михаила о том, что он помнит из прошлого. В ответ дедушка удивил меня. Он сказал так: «За 70 лет я успел родиться и утратить свою малую родину».Как же это? А оказывается, что родился мой дедушка в деревне Могильники Уртамского Сельсовета, а в 1990году этой деревни не стало. Я не мог успокоиться и забыть это. И тогда я понял, почему несколько раз мама возила меня в ту «бывшую» деревню. Эти поездки мне и маме очень нравятся. О своих переживаниях я рассказал маме. И мы решили узнать об этом событии нашего края как можно больше.

Исследование.

Первое , что мы сделали- нашли ещё бывших земляков моего дедушки, расспросили их. Потом достали все фотографии из домашнего архива. И вот что мы узнали и увидели.

Могильники - это историческая родина всех моих предков по маминой линии.

Могильники – деревня в Кожевниковском районе Томской области, входит в состав Уртамского сельского поселения. В настоящее время население в Могильниках составляет около 10 жителей, большинство из которых русские (ранее здесь проживали русские, татары, чуваши, цыгане).


(все Могильники, как на ладоне)

Деревня расположена на левом берегу реки Таган, в пойме реки Оби, в 26 км от Кожевникова, в 126 км от Томска. От Томска до Могильников можно добраться, доехав по Шегарскому тракту до Шегарского моста через Обь, затем повернув на юг до села Уртам. От села Уртам попасть в д. Могильники можно летом через паромную переправу на Оби и зимой на установившейся ледяной переправе.

(на берегу Оби в ожидании парома)

Пообщавшись со многими моими родственниками (Матыскины, Кролековы, Кузнецовы, Полеевы), которые родились и долгое время прожили в д. Могильники, я узнал, что от деревни остались всего две основные улицы (улица Крайняя и Центр)


(это Центр)

Также здесь раньше была церковь, было кладбище, но всё это было размыто и разрушено водой при половодье. Здесь нет электрических сетей и других коммуникаций.


(это раньше была подстанция, которая раньше питала сельский клуб, электричества в деревне нет, как и нет воды)


(это мосток где черпают воду для еды, питья и для того, чтобы помыться)

Могильники прежде всего известны расположенными вдоль берега Оби и Тагана скоплениями древних захоронений.

(древнее захоронение селища Бараба в виде кургана)

Одно из древних селищ в непосредственной близости от Крайней улицы называется Бараба. По рассказам новосибирских археологов экспедиции НГУ, ведущих ранее там раскопки я узнал, что жители поселения Бараба закапывали в стенки охраняющего вала своих умерших родителей, чтобы духи умерших предков охраняли родовое поселение. Люди эпохи неолита любили украшать себя бусами из зубов животных. Во время археологических раскопок в д. Могильники были найдены костяные округлые бусы, хорошо отшлифованные, с просверленным отверстием для вдевания шнурка из кожи.

В деревне ранее была создана рыболовецкая артель.

(рыбы здесь немерено)

Река Таган славилась как самая рыбная река на юге Томской области.


(ловись рыбка большая и маленькая)

После создания в 1970-х годах Томского выхухолевого заказника промысловый лов рыбы запретили, река стала зарастать травой. Канадская выхухоль не прижилась и извелась, но созданную в советское время новую организацию уже уничтожить было невозможно. Созданный впоследствии Томский госзаказник исключил всякую промысловую деятельность для селян. Других рабочих мест для жителей не создали, чем обрекли село на вымирание.


(требуется небольшой ремонт)

Администрация Кожевниковского района пошла на беспрецедентный поступок и своим решением исключила эту деревню из перечня населённых пунктов Кожевниковского района.

Вспомним Сталинский принцип: “Нет человека – нет проблем!”

Однако верные своей деревне жители остались в нём и живут подсобным хозяйством (возделывание огорода, выращивание животных). На огородах они выращивают овощи и табак. В пойменных лугах летом выпасают коней.

А с появлением приключенческого молодёжного проекта принимают туристические группы школьников и молодёжи на постой.

Вблизи д. Могильники есть свои достопримечательности:

1.р. Таган


2.Ромочкино озеро

3. Древнее поселение (селище) Бараба (место называемое местными жителями “Засолкой”)


Эта деревня включена нитку активных и спортивных маршрутов, входит в “Таёжный треугольник” Обь-Томского междуречья. Посещается самодеятельными и спортивными группами туристов. Через Могильники идут маршруты, включающие посещение Никольского и Иринского бора, заимки Борки вдоль в пойме реки Таган, а также Нижних озёр деревни и озера Кирек, деревни Берёзовая роща, которых тоже уже нет.

(Никольский бор)

(Иринский бор)

(заимка Борки)

Здесь можно заниматься интересными видами деятельностями, такими как осмотр селища Бараба, отдых в деревне, спортивная рыбалка на реке Таган, самодеятельный активный экстремальный, приключенческий и спортивный туризм (пешеходный, лыжный, водный – на моторных и вёсельных лодках, байдарках), окрестная тайга богата шишкой и ягодой.

Деревня имеет все шансы стать центром экологического, экстремального и спортивного туризма и активного отдыха, местом паломничества любителей спортивной рыбалки.

Перевод самодеятельных маршрутов в плановый режим сделает деревню инвестиционно привлекательным для организации туристских и рыболовных хозяйств (но, посмотрев лично на деревню, скажу, что эти перспективы сказочные).

Второе : мы обратились к первоисточникам. Удивлению не было конца. Оказывается, в пору коллективизации и спецпереселения началось насильственное вмешательство в жизнь деревень. Кремлёвские начальники приказали укрупнять колхозы, а деревни-горошинки исчезли. Сухая статистика называет 2 цифры: 38 и 60.Первая цифра- число «живых» деревень, а вторая –« умерших». А ведь в каждой такой деревне жили люди- наши предки. Они работали, растили детей, мечтали…

Третье: я попросил ребят моего класса узнать о своих близких, может и среди них найдутся «потерявшие» свою родную деревню. Такие нашлись. Это родственники Дульзон Вики и Руслана, Флешнер Германа, Жидова Стаса.

Невольно возникает вопрос: «Что же нам делать?». Считаю, ответ есть! Это помнить, узнавать всё больше о том времени, о тех деревнях, о людях. Пусть всегда звучат слова русской народной песни «Вот на пути село большое…»

Заключение.

Цель моего исследования достигнута, задачи решены. С помощью исследования я узнал, что исчезнувшие сёла не забыты. Думаю, что своим трудом мы сделали достойный подарок этим сёлам. Наш материал можно использовать для классных часов.

Ребята моего класса после презентации решили так: летом совершим поездку в деревню Могильники и возложим цветы на кладбище.

Использованные источники.

1)Сборник научно- популярных очерков «Земля Кожевниковская»

2)Газета «Знамя труда» 1991г. Статья П.Г.Слесарева «Это было…было…было».