Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, это соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.
Википедия

Справедливость – Справедливое отношение к кому-л., чему-л.; беспристрастие.
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Справедливость — это логическая оценка действия в соответствии с критериями, зафиксированными в общепринятой и обязательной нормативной системе — законе.
  • Справедливость – это готовность пожертвовать личным для достижения общественного блага.
  • Справедливость — это апелляция к совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в законе.
  • Справедливость – это то, что появляется с первыми истоками социальных отношений. Справедливость всегда социальна.
  • Справедливость – то, к чему всегда стремятся государственная и судебная системы; но что веками остаётся недостижимым идеалом.
  • Справедливость — одна из важнейших нравственных проблем современности. Это исторически изменчивое явление, которое в новых условиях приобретает новые качества.

Преимущества справедливости

  • Справедливость дает силы – для борьбы со злом во всех его проявлениях.
  • Справедливость дает надежду – на достижение общества возможностей, равных для каждого.
  • Справедливость дает свободу - от пристрастности и необъективности: справедливый человек к одинаковым случаям относится одинаковым образом, вне зависимости от статуса людей, которые фигурируют в этих случаях.
  • Справедливость обеспечивает уверенность – в собственных силах и в собственной правоте.

Проявления справедливости в повседневной жизни

  • Признаки справедливости - согласие и взаимность. Где есть согласие – там всегда присутствует и справедливость; это верно и для взаимности.
  • Революционные ситуации – все революции в мире совершались во имя справедливости в субъективном понимании тех, кто совершал эти революции.
  • Семейный уклад – в старину большая семья собиралась за столом и все члены семьи по очереди черпали ложкой еду из общей тарелки: так проявлялась справедливость.
  • Правовая система – когда суд выносит своё решение по тому или иному делу и даёт правовое определение тому или иному поступку, каждый участник дела ждёт справедливости.
  • Социальный строй – забота о немощных, о стариках и детях есть проявление социальной справедливости.

Как научиться быть справедливым

  • Получение знаний. Справедливость базируется на знаниях моральных принципов и критериев правового устройства общества.
  • Интерес к окружающему. Справедливый человек чуток к окружающим людям и окружающему миру.
  • Выработка собственного мировоззрения. Справедливость не несёт смысловой нагрузки сама по себе, но осмысленна как явление в некоей системе координат. Мировоззрение – вот та система координат, в которой проявляется справедливость.
  • Борьба. Борясь с проявлениями беззакония (несправедливости) человек приближается к справедливости.

Золотая середина

Несправедливость | полное отсутствие справедливости

Справедливость

Догматизм | "застывшая" справедливость, возведённая в абсолют

Крылатые выражения о справедливости

Из всех добродетелей самая редкая - справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый. - Ф. Грильпарцер - Кто принимает решение, не выслушав противную сторону, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое. - Сенека - Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости. - А. Смит - Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. - Г. Лихтенберг - Мерилом справедливости не может быть большинство голосов. - Ф. Шиллер - Владимир Жикаренцев / Жизнь без границ Владимир Жикаренцев придерживается воззрений, согласно которым, все что происходит с человеком, абсолютно справедливо. Ибо мир есть - всего лишь отражение нашего внутреннего «я». В отличие от сложных для понимания эзотерических трактатов, центральная мысль всей восточной философии доносится автором до читателя с удивительной простотой и изяществом. Федор Достоевский / Преступление и наказание Самый яркий литературный памятник Справедливости. Если Вы не брали в руки эту книгу со времен учебы в школе, перечитайте ее обязательно. Это одна из немногих книг, которая открывается человеку в соответствии с объемом его опыта.

Общество >> Этика

«Партнер» №10 (97) 2005г.

Этюд о справедливости и несправедливости

Пусть погибнет мир, но восторжествует справедливость. Старинное изречение.

Чрезвычайно любопытно узнать, что же это такое - справедливость, ради торжества которой не жалко погубить весь мир? Согласно античным представлениям, справедливость принадлежит к числу четырех основных добродетелей (три другие: разумность, воздержанность и храбрость). Все великие умы древности пытались установить, что есть справедливость и как ее добиваться? Вот высказывание Сократа, которого уже в наши дни назвали гением нравственности: «Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - справедливо или несправедливо то, что он делает."

Изречение Пифагора гласит: "Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым."

При кажущейся ясности этих высказываний понятие "справедливый" в обоих случаях понимается как правильный. А утверждение Аристотеля, которого называли универсальным гением, является простой тавтологией: „Самое справедливое на свете, бесспорно, есть сама справедливость, вдохновляющаяся доброжелательностью и любовью."

И еще множество людей, мудрых и не очень, говорили о справедливости. Древние римляне, разумно полагая, что достижение справедливости - непосильная для смертного проблема, доверили решение этой проблемы специально „уполномоченной“ богине, которую звали - как бы вы думали? - Юстиция.

Не вдаваясь в глубокую философию, мы интуитивно понимаем, что справедливость - безусловно, нечто очень хорошее. Однако любое интуитивное представление - и это в том числе - далеко не всегда является верным. В романе "Жизнь и судьба" Василий Гроссман пишет: "От Аввакума до Ленина справедливость и свобода в России партийны и фанатичны: они безжалостно приносят человека в жертву абстрактной человечности."

Во всех толковых словарях понятие «справедливость» имеет два значения. В первом значении под справедливостью понимаются какие-то действия, соответствующие существующему законодательству. Общеизвестно, что закон есть закон и что он всегда прав. Но всегда ли закон справедлив? Давайте вспомним сравнительно недавний исторический прецедент. В 1935 году в Германии с соблюдением всех демократических норм были приняты т.н. Нюрнбергские законы, которые лишили евреев всех гражданских прав, в том числе, как показало дальнейшее развитие событий, и права на жизнь. Можно ли говорить, что люди, действовавшие в полном соответствии с Нюрнбергскими законами, поступали справедливо. Ни в коем случае! Трудно себе представить что-нибудь более несправедливое, чем эти законы. То же можно сказать и о постановлениях, касающихся выселения в период войны российских немцев в места не столь отдаленные.

Более двухсот лет тому назад великий поборник равенства и справедливости Жан-Жак Руссо отмечал: "Из всех несправедливостей самая невыносимая та, которая творится именем закона."

Вскоре после революции в Советском Союзе, провозгласившем себя эталоном справедливости на земле, были приняты драконовские законы, направленные против представителей бывших эксплуататорских классов: дворян, купцов, капиталистов, священников. Словарь русского языка "обогатился" новым словом "лишенец", которое означало человека, лишенного определенных гражданских прав, например, права избирать и быть избранным. Само собой разумеется, всё это делалось для блага всех трудящихся и для победы прогрессивного общественного строя.

Я снова хочу процитировать роман "Жизнь и судьба". Там заключенный немецкого концлагеря говорит другому заключенному: "Спросите у Гитлера, и он вам убедительно объяснит, что и этот лагерь построен ради торжества справедливости."

Каждый человек особенно остро чувствует ту несправедливость, которая направлена против него или членов его семьи. Хочу привести такой пример. Ни для кого не секрет, что в послевоенные годы в Советском Союзе существовала дискриминация евреев. Она проявлялась при поступлении в институт, при приеме на работу, при продвижении по службе, при оформлении путевок за границу и в ряде других случаях. Однако многие мои товарищи, которые не были ни евреями, ни антисемитами, совершенно искренне считали, что всё это мелочи, на которые не стоит обращать никакого внимания.

История жизни и гибели Н. Бухарина (одного из соратников В. Ленина) дает замечательный пример того, как по-разному человек воспринимает несправедливость, касающуюся его лично и кого-то другого. После судебного процесса над Л. Каменевым и Г. Зиновьевым, бывшими товарищами Бухарина по ЦК ВКП(б), в личном письме К. Ворошилову он пишет: "Циник-убийца Каменев - омерзительнейший из людей, падаль человеческая... Что расстреляли собак - страшно рад." Вот так, не больше и не меньше. А когда топор палача был занесен над его головой, он бурно опровергал выдвинутые против него несправедливые обвинения, писал письма во все инстанции и лично Сталину. За двадцать лет существования Советской власти Бухарин ни разу не поднял голос против несправедливостей, творившихся на каждом шагу, против царившего в стране террора. Как тут не вспомнить библейские высказывания: "Какой мерой мерите, такой и вам мерить будут" и "Не судите - да не судимы будете".

Во втором значении справедливость - это принцип государственных, общественных или семейных отношений, при котором каждому члену общества или семьи при равных обязанностях гарантируются равные права. Можно сказать, что в данном смысле справедливость является синонимом равенства. И все-таки справедливость далеко не всегда эквивалентна равенству. Равенство, как следует из названия, - это нечто бездушно-математическое, а справедливость - скорее нравственное понятие. Рассмотрим простейший пример. Родители, имеющие нескольких детей, прекрасно понимают, что в каждый конкретный момент нельзя ко всем детям относиться одинаково. Кому-то сейчас хуже, - значит, ему нужно больше душевного тепла или, что тоже нередко случается, помочь материально. Возникает интересный вопрос, соответствуют ли льготы и привилегии для каких-то членов общества принципу социальной справедливости? Мы помним, что партийная и советская номенклатура жила "специальной" жизнью: для нее существовали спецдачи, спецкурорты, спецбольницы и, конечно же, спецраспределители, в которых дефицитные продукты и промтовары продавались по низким ценам. Распределительный, а не рыночный, принцип был введен уже в первые годы Советской власти. За "верность" великой цели и революционным идеям партия платила своим функционерам шикарными квартирами, сытными пайками, персональными машинами, наркомовскими пакетами. Эта система возникла в "самой справедливой стране в мире". Потом эту систему унаследовали наши друзья и союзники - страны народной демократии. Мы никогда не слыхали, чтобы в капиталистических странах, которые наша пропаганда очерняла изо всех сил, существовали какие-то спецблага для представителей государственной власти. Сколько копий было сломано в советские времена по поводу существовавшей в то время системы льгот и привилегий. Б. Ельцин завоевал авторитет в народе именно тем, что ратовал за отмену всех привилегий партноменклатуре. Зато потом, став первым президентом России, он нахватал себе столько благ, что второй президент был вынужден первым же своим указом объявить полную амнистию всех преступлений первого президента и его семьи. А сколько мы можем вспомнить других примеров, как люди боролись за справедливость до тех пор, пока не пробились к кормушке. После этого они считали, что справедливость восторжествовала. По крайней мере для них. Кто из демократов первого призыва, не считая святого А. Сахарова, придя во власть, не замарал себя различными финансовыми злоупотреблениями? Трудно вспомнить хоть несколько достойных имен. Какую же надо иметь стойкость и порядочность, чтобы пройти мимо того, что плохо лежит. Очень правильно говорил знаменитый русский философ Вл. Соловьёв: "Справедливость в нравственном смысле есть некое самоограничение, т.е. ограничение своих притязаний в пользу чужих прав."

Нельзя утверждать, что полная отмена всех льгот и привилегий соответствует принципам социальной справедливости. Как мы помним, в Советском Союзе существовали определенные льготы для инвалидов войны и труда, лицам, пострадавшим при ликвидации Чернобыльской аварии, многодетным семьям и некоторым другим категориям граждан. Эти льготы касались очередности получения квартир, снабжения продуктами, бесплатного проезда в общественном транспорте. В противовес слову "лишенец" появилось понятие "льготник". Кстати, я никогда не замечал, чтобы обладатель каких-либо льгот считал их незаслуженными или несправедливыми. Чужие льготы - да, свои - нет.

Все люди, размышлявшие о справедливости, считали, что она носит относительный характер. Упомянутый выше Шарль Монтескье отмечал: "Отобрать землю у частного лица - великий грех, а отобрать собственность у большого круга лиц - праведное и славное дело! Где же идеи справедливости? Должны ли мы быть менее справедливы в великом, чем в малом? Разве справедливость перестает существовать, когда речь идет о крупных интересах?"

Эти слова были написаны задолго до рождения Карла Маркса - автора печально известного словосочетания "экспроприация экспроприаторов". Известный французский ученый и мыслитель Блез Паскаль, размышляя об относительности справедливости, писал: "Нет почти ничего такого справедливого или несправедливого, что не меняло бы своего свойства с переменой климата. Приближение на каких-нибудь три градуса к полюсу опрокидывает всю юриспруденцию." Великий поэт и мудрец древности Омар Хайам, который жил в XI - XII веках, был убежден, что справедливость недостижима в принципе:

В этом мире не вырастет правды побег,

Справедливость не правила миром вовек...

Так ли он был неправ? Через восемьсот лет после него Максим Горький высказал такое утверждение: "Жизнь всегда будет достаточно плоха, чтобы желание лучшего не угасло в человечестве." Хорошо это или плохо - понимайте, как знаете.

И всё-таки, что же такое справедливость? Мне кажется, что лучшее определение принадлежит древним римлянам: "Справедливость проявляется в воздании каждому по его заслугам." Для тех, кто привык всё читать в оригинале, привожу это высказывание на латинском языке: "Justitia in suo cuique tribuendo cernitur."

А на вопрос: Что такое несправедливость? - каждый может ответить не задумываясь: «Несправедливость - это когда меня, именно меня, обижают - и совсем неважно, заслуженно или незаслуженно». Обижают всегда несправедливо. Вспоминаю такую историю, которая является весьма типичной. Когда-то я работал в неком НИИ, в котором платили голую зарплату и не было никаких премий. Обстановка в институте была прекрасная, а сотрудники были в хороших отношениях друг с другом. Потом начали платить незначительные премии, которые произвольно назначались начальством. Появились зависть и недовольство, некоторые сотрудники уволились. Вообще любое распределение материальных благ требует людей с повышенным чувством справедливости. Только где их взять? Говорят ведь "Чтобы узнать человека, нужно поручить ему разделить премию."

Я считаю, что очень разумно поступают работодатели в капиталистических странах, когда они не оглашают размер зарплаты и премии, которые получает каждый работник. Ситуация с распределением премии очень напоминает библейскую притчу о работниках в винограднике. Вот ее краткое содержание: «Некий хозяин рано утром нанял работников для своего виноградника и пообещал заплатить каждому по динарию за весь рабочий день. Потом он нанимал других работников в три часа дня, а также в шесть, в девять и даже в одиннадцать часов вечера. Когда день закончился и пришло время расплаты, хозяин дал каждому по динарию, в том числе и тем, кто работал совсем немного. Работники, которых он нанял первыми, возмутились этой, как им показалось, несправедливостью и начали роптать. На это хозяин возразил: "Разве я нарушил своё слово? Или я не властен в доме своем делать, что хочу? Или глаз ваш завистлив оттого, что я добр?"»

Как известно, дети отличаются обостренным чувством справедливости. Они вообще не признают полутонов, а всё делят на белое и черное. Хочу рассказать такой случай. Когда-то я отдыхал в санатории под Киевом вместе со своей, тогда еще малолетней родственницей. Стояла хорошая погода, и каждый день мы ходили с ней в лес собирать землянику. Потом часть этой земляники мы относили моему сыну, который находился в соседнем пионерлагере. Это страшно возмущало мою юную "сотрудницу": почему он не собирает, а ест?

Тогда она ещё не знала этот коммунистический лозунг, позаимствованный из Библии. Выходит, что он изначально присутствует в нашей душе. Я пытался возразить своей родственнице: "Лучше ты ешь, сколько тебе хочется." Но такое решение ее не устраивало: "А вот он пусть не ест."

А сколько мы знаем взрослых людей, имеющих такую же "детскую" психологию.

Вспомним монолог Фамусова из комедии А. Грибоедова "Горе от ума":

Как станешь представлять к крестишку иль к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку?

Эти слова, написанные двести лет тому назад, не устарели и в наши дни. И не потому, что они выражают реакционные взгляды типичного представителя дворянско-помещичьей Москвы (так нас учили на уроках литературы), а потому, что они выражают суть человеческой натуры.

Ну не может, не может человек справедливо, т.е. беспристрастно, относиться ко всем людям. Один ему более симпатичен, другой - менее, а третий - просто отвратителен. И это совершенно естественно. Понаблюдайте за собой, дорогие читатели. Считаете ли вы себя справедливыми людьми? Вряд ли хоть один из нас, простых смертных, может похвастаться тем, что был всегда справедлив к своим близким и не очень близким людям. Безусловно, в этом виноват наш Создатель: он забыл снабдить человека тем органом, который вырабатывал бы "гормон справедливости". И нам не остается ничего другого, как обходиться тем, что есть. Один из моралистов высказал замечательную мысль: "Несправедливости совершают все: и грешные, и праведные. Различие заключается в том, что недостойный человек, совершив хороший поступок, всю жизнь кичится им, а благородный человек, совершая хорошие дела, не замечает их, но годами помнит допущенную им несправедливость."

Давайте остановимся на этом высказывании и перечитаем его еще раз. Не случайно французский мыслитель Гельвеций писал: "Из всех добродетелей самая редкая - справедливость. На десять великодушных людей вряд ли приходится один справедливый человек." Обратите внимание: французы больше других озабочены проблемами справедливости. Неужели им жилось хуже всех?

В трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери" есть такие слова: "Нет правды на земле, но нет ее и выше..." Само собой разумеется, в этом контексте под правдой понимается справедливость. Таким образом, Пушкин поставил под сомнение Божественную справедливость. Как следует из Библии, даже Бог не всегда бывает беспристрастен. Одним людям Бог симпатизирует и прощает большие прегрешения, а других наказывает за незначительные провинности или даже просто так. Например, праотца Иакова, который обманом получил первородство, Бог простил и благословил многочисленным потомством. А какой-то человек по имени Ир, первенец Иудин, "был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь". И уж если сам Господь иногда бывает пристрастным, то что говорить о людях. Мы все в большей или меньшей степени пристрастны, т.е. несправедливы. И в то же время трудно провести четкую границу между беспристрастностью и безразличием. Феликс Кривин писал, что равнодушие нередко выдают за высшую справедливость...

Если вы читаете газету «Bild», то обратили внимание на подзаголовок "unparteiisch" - беспристрастная, т.е. политически не ангажированная. Для газеты, которая является плодом коллективного творчества, быть беспристрастной легче, чем для отдельного человека, которого ничто не ограничивает в его симпатиях и антипатиях.

Одна из притч царя Соломона гласит: "Не любит несправедливый обличающих его." И это совершенно правильно. Я позволю себе дополнить, вернее, поправить, самого мудрого человека. Никто, даже самый справедливый человек, не любит никаких обличений, пусть они хоть трижды правильны. Не верьте тому, что критика является движущей силой нашего общества: это сказал человек, который сам не выносил ни одного критического замечания.

В любом плохом найдется хоть что-то хорошее. Это аксиома. Если бы люди всегда поступали справедливо, не было бы о чем писать. Вся литература, классическая и не очень, наполнена описанием совершенных несправедливостей. Вот первое, что мне пришло в голову: "Дубровский" А.С.Пушкина, "Воскресение" Л.Н.Толстого, "Граф Монте-Кристо" Александра Дюма, почти все романы Чарльза Диккенса и т.д., и т.д. И вершиной этого "жанра" является роман "Отверженные" Виктора Гюго. Вот чего мы лишились бы, если бы мир был полон исключительно благородными людьми, совершающими только справедливые поступки. К счастью или, скорее, к несчастью, такое допущение не более чем фантазия.

Хочу привести один из "гариков" Игоря Губермана:

Прикрывшись лозунгом и флагом,

не зная лени и сонливости,

зло побеждает нас то благом,

то пустоцветом справедливости.

Какое прекрасное сравнение придумал поэт - "пустоцвет справедливости". Кто может сказать, сколько преступлений прикрывалось флагом борьбы за справедливость. Всегда можно с уверенностью сказать: "Там, где поднимается заря борьбы за справедливость, льется кровь и гибнут люди."

И не раз случалось так, что само понятие справедливости становилось большим злом, чем любая несправедливость. Английский писатель Джером К. Джером, которого наша критика постоянно упрекала за то, что он слабо бичует пороки буржуазного общества, позволил себе шутливое высказывание, которое может показаться вершиной оппортунизма или апофеозом безыдейности: "Друзья мои, никогда не поднимайтесь на борьбу за справедливость и право. Вместо этого неусыпно заботьтесь о своем желудке. И тогда без всяких усилий с вашей стороны в душе у вас воцарятся спокойствие и добродетель, и вы станете законопослушными гражданами, любящими супругами и нежными родителями."

Нет ничего легче, чем воплотить в жизнь этот совет.


Нет человека, который не знал бы, что такое справедливость. И уже тем более несправедливость. Школьникам ставят несправедливые оценки, взрослых несправедливо лишают премии, и пенсионерам тоже пенсию платят несправедливо.

Значение термина

Так что же такое справедливость? Человека этот вопрос занимал давно. Хотя со значением термина все всегда было предельно ясно. Справедливость - это воздаяние, соразмерное поступку. Ситуация, в которой действие получает логическое продолжение в виде ответной реакции, негативной или позитивной, в зависимости от качества поступка и его значительности. Вроде бы все просто. Действие - товар, справедливость - оправданная цена. Элементарная схема. Вот только сразу возникает множество вопросов. Какая цена будет оправданной? Что учитывается, по каким критериям? Длительность работы по изготовлению товара, ее сложность? А может, фактическая себестоимость? Или полезность для покупателя, потенциальная выгода от использования?

Общественное понимание справедливости

К примеру, реальная себестоимость "Виагры" очень низкая, это дешевое лекарство. Но всем понятно, почему оно стоит так дорого. И никто даже особо не возмущается. Аналогичные по составу кардиопрепараты дешевы, потому что от них зависит жизнь человека. А "Виагра" при почти тождественном составе, при исключительной легкости производства дорогая, потому что за необязательное удовольствие можно и заплатить. И все с этим, в общем-то, согласны. Инсулин - бесплатно, кардиопрепараты - по низкой цене, "Виагра" - дорого. Принцип справедливости в представлении большинства не нарушается.

Так откуда берется шкала соотношений, которая позволяет измерить и взвесить, определить, соответствует ли воздаяние поступку? Как возникли нормы, закрепленные гражданским, административным, уголовным правом? Почему именно так?

Эволюция термина

Сейчас всем кажется, что справедливость - это очевидное понятие. Привычные всем представителям одной доминирующей культуры «расценки» воспринимаются как абсолютные и единственно возможные. А те, кто думает иначе, кто пользуется другой шкалой, конечно, они ошибаются!

Увы, справедливость - это понятие не абсолютное, а относительное. Если взять
законодательно закрепленные стандарты справедливости древнего Вавилона или Греции, окажется, что жизнь человека - вовсе не высшая ценность. И все зависит от того, кем именно этот самый человек был. Раб - пара монет, простолюдин - чуть больше, знатный горожанин - уже вполне приличная сумма. И право кровной мести, вроде бы продиктованное принципом равного воздаяния за смерть близкого человека, распространялось отнюдь не на всех и не всегда. Оно тоже было напрямую связано с социальным статусом жертвы. Если сейчас кто-то заявит, что жизнь олигарха или телезвезды стоит дороже, чем жизнь обычного служащего, и предложит ввести более суровое наказание за убийство высокопоставленного чиновника, его идеи не найдут в обществе понимания.

Культурные особенности понимания справедливости

При этом в странах, живущих по законам шариата, забросать камнями женщину, изменившую мужу, - это справедливо. В Индии подвергнуть остракизму жертву изнасилования - тоже справедливо. Социальные нормы культуры предполагают именно такое соотношение поступка и воздаяния. Получается, справедливость - это условность, существующая только в голове оценивающего. Меняются представления о нормах - меняется соотношение поступка и воздаяния. В средневековой Японии самурай мог убить крестьянина абсолютно безнаказанно, сейчас подобное мировоззрение кажется дикостью. Эволюция социальных норм повлекла за собой эволюцию представлений о справедливости, а следовательно, и изменения системы наказаний. Сегодня гордого потомка самураев попросту арестуют и посадят, предварительно проведя психиатрическую экспертизу - уж больно поступок странный. Может, этот человек сумасшедший? Нормальные люди не могут думать, что убивать крестьян - это естественно.

Справедливость в представлении народа

Пословицы о справедливости зачастую отражают эту двойственность понимания термина. Если припомнить те, которые все знают с детства… Например, о
сверчках и приличествующих им шестках - это, очевидно, поговорка, связанная с внешней оценкой социального статуса. То, что можно мужчине, нельзя женщине. То, что можно хорошему мастеру, нельзя ученику. То, что можно богатому, нельзя бедному. С одной стороны - справедливо. С другой… как-то не очень. Не всегда у сверчка есть шансы сменить шесток. Должен ли он считать это справедливым?

Еще пословицы о справедливости увязывают усилия и награду. Что посеешь, то и пожнешь. Казалось бы, справедливо. А как быть с теми, кто не в состоянии сеять? Даже в переносном смысле? Даже в понимании «каков привет, таков ответ»? Аутист, скорее всего, не сможет продуктивно трудиться. Он даже не сможет быть доброжелательным настолько, чтобы заслужить встречную заботу и хорошее отношение. Как быть в такой ситуации? Что справедливо?

Реализация принципов справедливости

Часто в разговорной речи под справедливостью понимают не проблему «преступления и наказания», а оправданность вознаграждения или хотя бы корректность распределения. Делить нужно поровну или в зависимости от личного вклада каждого?

А как быть с людьми, лишенными возможности принимать значительное участие в производственном процессе? Как общество должно относиться к инвалидам, старикам или людям творческих профессий, тем, кто не производит полезный продукт?

Социальная справедливость сейчас тоже регулируется законодательными нормами, и в ее основе лежит принцип равенства. Равенство перед законом, равенство возможностей, равенство вознаграждения. Но тут возникает логичный вопрос: "Что именно является определяющим: средства или результат?

Почему справедливость несправедлива?

Нижеприведенная картинка отлично иллюстрирует проблему, с которой постоянно сталкивается социальная справедливость, пытаясь удержаться в рамках принципа равенства.

Можно пытаться уравнять предоставляемые блага, но в этом случае будет очевидно нарушаться принцип справедливости, то есть равного удовлетворения потребностей. Это иллюстрируют первая и третья части картинки. Возможности самого высокого человечка очевидно выше возможностей самого маленького. А если стараться уравнять всех в возможностях, оказывается, что несправедливым выходит распределение благ (вторая часть картинки). Почему самому маленькому положено два ящика? Разве высокий виноват, что он выше? Почему он получает меньше?

Исходя из этого, можно утверждать, что социальная справедливость - недостижимый идеал.

Идеалы и их реализация

Либо общество уравнивает всех в получении благ, и тогда справедливо возмущаются те, кто работает больше, либо вознаграждение напрямую увязано с вкладом в общее дело, и тогда обделенными оказываются люди с ограниченными возможностями. А разумный баланс, некий консенсус, решающий наиболее острые проблемы как в первом, так и втором случае, будет не устраивать всех. Именно поэтому не существует общественного строя, который нравился бы всем, и при любом, даже самом разумном законодательстве неизбежны такого рода конфликты. Справедливости требуют все, вот только понимают ее все по-разному.

И, споря о высоких идеалах, нужно помнить, что идеала не существуют, это - отвлеченное понятие, абстрактное. К тому же, кроме справедливости, есть еще и милосердие, здравый смысл, объективность. А истина лежит где-то посередине. Одной справедливости для ее постижения явно недостаточно.



Справедливый

Справедли́вый

прил. , употр. часто

Морфология: справедли́в , справедли́ва , справедли́во , справедли́вы ; справедли́вее ; нар. справедли́во

1. Справедливым называют того, кто действует, относится к кому-, чему-либо справедливо, потому что сам не поддерживает кого-, что-либо лично, а действует только в соответствии с истиной, правилом, законом.

Справедливый судья, учитель. | Справедливый начальник, командир.

2. Справедливым называют мнение, оценку и т. п., которые основаны на соблюдении истины, закона, одинаковом ко всем отношении, без выделения кого-либо особо.

Справедливая оценка. | Справедливое распределение благ. | Судить матч справедливо.

3. Справедливым называют то, что основано на требованиях соответствия моральным и правовым нормам.

Справедливое дело. | Справедливое устройство государства. | Справедливые законы. | Суд был скорым и справедливым.

4. Справедливым называется то, что ощущается кем-либо как заслуженное, имеющее основания.

Справедливое замечание, наказание. | Справедливое требование, обвинение. | Справедливый упрёк. | Справедливый гнев. | Справедливый приговор. | Тебя наказали справедливо.

5. Справедливым называют то, что соответствует истине, действительности.

Справедливые слухи, подозрения. | Полученные сведения оказались справедливыми. | Закон всемирного тяготения Ньютона справедлив только для слабых гравитационных полей. |

нар.

Я справедливо подозревал её во лжи.

Правильный, верный, подтвержденный

справедли́вость сущ. , ж.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "справедливый" в других словарях:

    Правосудный, беспристрастный, нелицеприятный, объективный; безобидный. По божески (справедливо), по заслугам, поделом. Судья праведный, строгий. Прот. правильный. См. беспристрастный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под … Словарь синонимов

    СПРАВЕДЛИВЫЙ, справедливая, справедливое; справедлив, справедлива, справедливо. 1. Беспристрастно следующий правде, истине в своих поступках и мнениях. Справедливый судья. Он строг, но справедлив. || Основанный на беспристрастном соблюдении… … Толковый словарь Ушакова

    СПРАВЕДЛИВЫЙ, ая, ое; ив. 1. Действующий беспристрастно; соответствующий истине. С. судья. С. поступок. Справедливое решение. Справедливо (нареч.) оценить. 2. Осуществляемый на законных и честных основаниях. Справедливое требование. 3. Истинный,… … Толковый словарь Ожегова

    Справедливый - Справедливый ♦ Juste Уважающий справедливость – законность и равенство, право как институт и права индивидуумов, – и готовый за нее сражаться. Иными словами, справедлив тот, для кого законность и уважение к правам людей составляют одно.… … Философский словарь Спонвиля

    справедливый - абсолютно справедливый совершенно справедливый … Словарь русской идиоматики

    справедливый - ▲ правильный оценка, деяние справедливость правильная оценка деяния; соответствие между деянием и воздаянием; логика человечности. справедливый (# возмущение). по справедливости. по совести (поступать #). правда (добиваться правды). правый (ты… … Идеографический словарь русского языка

    Прил. 1. Беспристрастно следующий правде, истине в своих поступках и мнениях. отт. Основанный на беспристрастном соблюдении истины. 2. Основанный на требованиях справедливости [справедливость 2.]. отт. Обоснованный, законный, заслуженный.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Справедливый, справедливая, справедливое, справедливые, справедливого, справедливой, справедливого, справедливых, справедливому, справедливой, справедливому, справедливым, справедливый, справедливую, справедливое, справедливые, справедливого,… … Формы слов

    Незаконный несправедливый … Словарь антонимов

    справедливый - к кому и с кем. 1. к кому (относится справедливо). Справедлив к своим подчиненным. 2. с кем (обращается справедливо). Справедлив со своими подчиненными … Словарь управления

Книги

  • Справедливый Дари. Приключения Тимуна в королевстве Итай , Татьяна Снеткова. Книга `Справедливый Дари. Приключения Тимуна в королевстве Итаи` - это красочный сборник кратких историй про мальчика Тимура и его верных друзей. Персонаж Справедливого Дари объединяет все…

Относитесь ко всем сотрудникам одинаково. Конечно, сложно обойтись без фаворитизма, если один сотрудник всегда прислушивается к вам и делает вам комплименты, а другой относится к вам немного отстраненно. Но это не значит, что первого работника нужно отпускать с работы на час раньше, а второго просить задержаться по окончании рабочего дня. Если вы хотите быть справедливым, отбросьте предрассудки по отношению к разным сотрудникам и относитесь ко всем одинаково.

  • Если вы плохо относитесь к каким-либо работникам по причине их недостаточной эффективности, открыто поговорите с ними об этом.
  • Если вы завели «любимчиков», то другие сотрудники будут думать, что вы несправедливы к ним и не будут удовлетворены работой. Справедливое отношение ко всем работникам формирует позитивную, благоприятную рабочую среду.
  • Будьте образцом для подражания. Работайте и обращайтесь с людьми так, как вы бы хотели, чтобы это делали ваши подчиненные. Если вы говорите сотрудникам одно, а делаете совсем другое, то они не будут уважать вас и считать вас справедливым начальником. Если вы хотите быть справедливым человеком, будьте строги не только по отношению к подчиненным, но и по отношению к себе (в первую очередь).

    • Если вы требуете от сотрудников приходить на работу вовремя, а сами всегда опаздываете, то это не будет справедливым с точки зрения ваших подчиненных (тем более, если вы ругаете их за опоздания).
    • Если вы ругаете сотрудников за то, что они тратят рабочее время на личную жизнь, в то время как вы делаете личные телефонные звонки или общаетесь в чате, то это не будет справедливо.
    • Если ваши сотрудники считают вас несправедливым, они будут злиться на вас.
  • Установите четкие правила. Во многих случаях, когда подчиненные считают своего начальника несправедливым, они просто не знают его требования. Если у вас есть конкретные представления о том, как должны работать ваши сотрудники, расскажите им об этом. Если вы определились с рабочими целями, запишите их и покажите вашим сотрудникам, чтобы они знали, что вы от них хотите.

    • Чем больше требований вы напишите, тем более четкими будут правила. Создайте отчет, электронное письмо или любой другой документ, на который вы будете ссылаться, когда ваши сотрудники будут спрашивать вас о ваших требованиях.
    • Если вы меняете правила и требования, обязательно сообщите об этом заранее; подчиненные оценят вашу честность и будут считать вас справедливым.
  • Не позволяйте вашей предвзятости влиять на ваши решения. Если вы хотите быть справедливым начальником, вы должны оставаться как можно более объективным при найме и увольнении сотрудников, при делегировании обязанностей и тому подобном. Вы не можете взять нового сотрудника просто потому, что он вам нравится – в первую очередь он должен быть квалифицированным специалистом. Аналогично, увольняйте человека только за его неэффективную работу, а не за то, что между вами трения.

    • Конечно, невозможно быть абсолютно беспристрастным. Тем не менее, научитесь постоянно контролировать и проверять свои решения. Если вам нравится один из кандидатов на вакантную должность, спросите себя, является ли он квалифицированным специалистом или же он просто наговорил вам комплиментов. Не нужно быть недовольным докладом вашего подчиненного только из-за того, что между вами трения.
  • Прислушивайтесь к подчиненным. Хотя вы, как начальник, устанавливаете правила, вы будете справедливым, если будете прислушиваться к мнениям ваших подчиненных. Находите время на индивидуальные встречи с сотрудниками, чтобы они высказывали вам их мысли. Обращайте внимание на то, что думают и как себя чувствуют ваши работники. Так вы сформируете справедливые условия труда, что поможет вам более эффективно управлять вашими подчиненными.

    • Если вы выделяете время для ваших сотрудников, то они буду считать вас справедливым. Вы должны знать мнение ваших сотрудников по поводу работы компании. Разговаривая с вашими подчиненными, вы сделаете их более удовлетворенными.
    • Если, устанавливая правила, вы не принимаете во внимание пожелания и идеи сотрудников, они не будут считать вас справедливым. Конечно, в некоторых случаях вам лучше знать, что приведет компанию к успеху, и вы не можете позволить вашим сотрудникам помешать этому. Тем не менее, если вы знаете, что работник лучше разбирается в ситуации или вопросе, но все таки игнорируете его мнение, то это несправедливо.
  • Признавайте допущенные ошибки. Если вы начальник, то это не значит, что вы не совершаете ошибки. Если вы накричали на сотрудника, совершили оплошность или просто допустили ошибку в течение рабочего дня, извинитесь. Если вы не обращаете внимания на ваши собственные ошибки, но ругаете ваших подчиненных за их оплошности, то сотрудники будут считать вас несправедливым руководителем.

    • Если вы сделали большую оплошность, которая задела нескольких сотрудников, соберите их вместе и извинитесь перед ними. Лучше дать понять сотрудникам, что вы готовы признавать и исправлять ваши ошибки, чем делать вид, что вы непогрешимы. Если ваши сотрудники будут знать, что вы четко разделяете хорошее и плохое, то они будут считать вас справедливым.