В числе приоритетных стратегий модернизации современного образования остается направленность на развитие творческого потенциала школьников как определяющего условия гибкой адаптации к реалиям социума. Известно, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития многих способностей личности, включая общую способность к творчеству - креативность.

Под креативностью в психологических исследованиях понимают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после работ Дж. Гилфорда. Он упоминает шесть параметров креативности:

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.
  2. Способность к генерированию большего числа идей.
  3. Гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей.
  4. Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно.
  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
  6. Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Е.П. Торренс определяет креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; фиксации этих проблем, поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. По мнению Е.П. Торренса, креативность - естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Креативный потенциал есть в каждом ребенке, и необходимо развивать такие качества креативной личности, как активность, любознательность фантазию, зоркость, оптимизм, беглость и гибкость мышления. На основе креативного потенциала развиваются креативные способности: комплекс индивидуальных психологических способностей личности, позволяющий ей успешно решать проблемные, творческие задачи в нестандартных ситуациях, способность и готовность к творческой созидательной деятельности. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным в будущее, созидающим и видоизменяющим свое настоящее.

По мнению Л.С. Выготского «легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитие этого творчества и о значении творческих работ для общего развития и созревания ребенка. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Важнейшее условие проявления творчества, считает Л.С. Выготский, в том, что деятельность воображения ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Младший школьник учится не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества.

Ю.А. Полуянов в совместном восхождении к творчеству учителя и ученика весьма условно выделяет три стадии: подготовительную, постановочную и завершающую, которые по времени и месту чаще всего никак не локализованы. Каждая, однако, имеет свое содержание, и каждой соответствует особая форма взаимодействия учителя с учениками .

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных им объектах, событиях не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение им новых качеств. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и отвергает другие. Использование на «уроках творчества» в начальной школе арт-терапевтических техник способствует развитию креативного мышления, творческого воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей, коммуникативных умений, а так же позволяет выстраивать позитивные отношения с ребенком. Для педагога важна в этих уроках не эстетическая сторона детских работ, а складывающиеся взаимоотношения. Именно этим так ценны уроки творчества: на этих уроках нет способных и неспособных, все задания доступны всем детям, а не только художественно одаренным.

Учитель не может и не должен заниматься психологическим анализом результатов совместной деятельности своих учеников. Уроки творчества для педагога ценны тем, что они позволяет снять существующее в классе в целом или у отдельных учеников эмоциональное напряжение, выразить подавленные эмоции, найти новый подход к решению проблемы . Творческий педагог, используя в работе арт-терапевтические техники развивает фантазию и воображение ребенка.

Работу с арт-терапевтическими техниками в школе можно проводить, используя самые разнообразные стратегии и организационные формы. В начальной школе удобным является проведение еженедельных сорокаминутных занятий, включенных в систему обычных уроков . Занятия носят комбинированный характер, сочетаются различные виды деятельности, методы, которые направлены на развитие креативности учеников младшего школьного возраста.

Цель занятий - предоставить учащимся психологические средства, обеспечивающие их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего.

С учетом особенностей детей младшего школьного возраста нами была составлена система занятий с использованием арт-терапевтических техник, направленная на развитие творческого потенциала детей.

Основными условиями реализации креативности мы считаем организацию взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии (безоценочность, принятие других, безопасность, поддержка). Другим важным условием развития креативности является содержание материала.

В качествеприложения к статье приведем пример использования арт-терапевтических техник на уроке.

Урок «Дом, в котором мы живем»

Данное занятие способствует развитию спонтанности, позволяет прояснить личностные особенности, ценности, характер проблем каждого участника, его положение в группе, имеет потенциал для развития творческих способностей учащихся.

Урок проводится в классе. Ученики разбиваются на группы равной численностью, по 5-6 человек. Исходя из количества групп, столы следует соединить таким образом, чтобы дети могли работать вместе.

Материалы:

Большие листы бумаги, по одному на каждую группу детей; цветные мелки, восковые пастели, фломастеры; приспособления, позволяющие прикрепить завершенные рисунки к доске или стене.

Этапы

1. Настрой

Упражнение «Зеркало».

Один участник исполняет роль лидера, другой - ведомого. Задача лидера - вести за собой, ведомого - следовать в движениях за лидером, стараясь повторить их как можно точнее, в том же темпе. Затем происходит обмен ролями. В конце упражнения важно выяснить, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее, боле защищенным.

2. Работа в группах

Дети разбиваются на равные группы по желанию или произвольно. Каждая группа получает большой лист бумаги, цветные материалы для работы.

Инструкция:

  • Придумайте все вместе дом для своей группы. Нарисуйте его.
  • Выберите от каждой группы по одному человеку, который смог бы рассказать о том, кто придумал дом, кто и что рисовал, кто где хотел бы жить.

3. Этап вербализации

Дети по очереди представляют свои «архитектурные проекты» и рассказывают о том, как проходила работа в группе. Как сам процесс работы, так и рассказ о ней позволяет увидеть детей в коллективном творчестве: «генераторов идей», «исполнителей», спорщиков и готовых идти на компромисс. Стоит обратить внимание и на то место, которое выбирает себе ребенок в общем доме: находится оно внутри или вне его. Если внутри дома, то вместе, рядом с другими или уединенно и отдельно от других «жильцов» дома? Если в процессе обсуждения работ вдруг окажется, что какой-то ребенок не нашел своего места в доме той группы, к которой он принадлежит, можно предложить ему выбрать другой дом (другую группу учащихся) и попросить детей пригласить к себе нового жильца или гостя.

4. Заключительный этап

Можно прикрепить полученные изображения домов к листу ватмана, создать фон, чтобы получился своеобразный город, где всем хорошо и комфортно; дорисовать у каждого домика его жителей, написать добрые пожелания.

Литература:

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
  2. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
  3. Прохорова, Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников / Л.Н. Прохорова // Начальная шк. - 2003. - № 2. - С. 38 - 42.

Литературное творчество младших школьников в начальных классах

Головёнкина Галина Витиславовна, учитель начальных классов г. Красноярск, МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №7

“Именно собственно человеческие

сокровища души начинаются там,

где человек включается в мир

нравственных мыслей и чувств”.

Профессор Л.И. Рувинский

Работая много лет в школе, всегда задумываюсь над тем, как сделать так, чтобы уроки чтения в начальной школе решали одну из главных своих задач – становление маленького школьника большим читателем. Необходимо менять методику преподавания, систему подготовки к уроку. И, прежде всего учителю нужно изменить самого себя, готовому не только учить детей, но и учиться самому. В течение ряда лет я знакомлю детей с поэзией, учу их сочинять стихи.

В первом классе на уроках обучения грамоте знакомлю учащихся с рифмой, учимся подбирать рифму, играем в различные игры: “Складно – Нескладно”, “Отгадка в рифму”, “Подскажи рифму”. На уроках чтения обсуждаем, зачем писатель пишет стихи, какими секретами он пользуется, как научиться самому открывать эти секреты и как научить этому товарищей.

Ученики пытаются сами сочинять стихи на разные темы под общим заголовком: “Я научу, а ты продолжи…” на протяжении трех лет.

В 2001 году был выпущен первый сборник стихов под названием: “Поэтическая тетрадь”, куда вошли стихи детей собственного сочинения.

Хочу привести высказывания учащихся, личное обращение их к происходящему, те события, душевно-обогащающие личный опыт ребенка, его эмоциональный мир.

Наше речевое творчество развивается через игру со словом. Работа со словом обогащает словарный запас, способствует развитию творческого воображения, фантазии. Если будем сами сочинять стихи, то сможем легко понять и другие стихи. Посредством стихов мы учимся понимать эмоции, чувства, мысли другого человека, т.е. его духовный мир. В работе со словом учимся понимать его красоту, яркость, точность. Эти уроки способствуют воспитанию любви к родному языку, наша речь становится более выразительной, образной, яркой, точной. Мы становимся добрее, учимся переживать и сопереживать.

Высказывания родителей:

Мой ребенок стал интереснее внутренне, с ним стало интереснее общаться. Он стал больше читать, приобщаться к художественной литературе. Он стал добрее, более общительным. У него появилось много друзей, появился интерес к познанию всего окружающего. Уроки речевого творчества способствуют нравственно-эстетическому развитию школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры.

В течение ряда лет веду курс литературы: Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской “Литература как предмет эстетического цикла”.

Главная задача “теоретика” - “открытие” закона художественной формы и способов создания художественного образа как средства работы в поэзии “читателя” и “автора”.

Главным понятием является понятие “точка зрения”. Им владеет тот, кто практически умеет находить в авторском и выражать в собственном художественном тексте точки зрения рассказчиков и героев. Перед учащимися ставится конкретная творческая задача и дается направление движения детей к решению этой задачи. Затруднений в том, что дети не предполагают другой точки зрения, далеких друг от друга, - человека и животного. Сначала проводится создание коллективного этюда. Детям предлагается рассказать от имени собаки о медали, полученной на выставке. Задание на дом: сочинить рассказ от имени животного, чтобы герой мог рассказать (если б умел разговаривать, как смотрит на мир, как видит его, что его волнует). Ученики с точки зрения животного пытались решить эту задачу.

Примеры сочинений “Чьими глазами”.

Здравствуйте! Хр-Хр. Я ежик Чапа. А почему меня так зовут? Потому, что когда я хожу по ковру, то я делаю ногами чап – чап. Я люблю молоко, яблоки и прочие сладости. Мой дом под кроватью моей хозяйки Светы. Я люблю хозяйку. Приходите ко мне в гости! Хр-Хр.

Чернов Ю.

Здравствуйте, я жирафенок. Я еще маленький, ростом всего с мамину ногу. Я весь в ораньжевых пятнышках, а на голове у меня смешные рожки. Хотя я еще маленький, но если бы приехал из Африки к вам в город, то смог заглянуть в окно на первом этаже. А вот мой папа выше всех зверей. Он ростом с пять половиной метров. Ему из Африки, наверное, весь ваш Красноярск видно! Ну ладно, я побежал есть листья, пока.

Конинин Е.

“Мир глазами чайника”:

“Я чайник”

Я чайник. Меня купили еще вчера. Я чувствую себя королем всего чайного сервиза. У меня есть то, чего нет ни у кого. Мой блестящий носик так сверкает, а о ручке и говорить нечего. Она тоже очень красивая. Однажды, неловкая рука уронила меня на пол, и у меня отлетел носик и половина ручки. И тогда мои братья и сестры назвали меня калекой. Меня бросили на улицу. Мальчишки пинали меня и оторвали другую половину ручки. Теперь у меня нет ничего, но со мной мои воспоминания. И у меня, их никто не отнимет.

Малышев Ж.

“Мир глазами кастрюли”:

Перед учащимися стояла задача: придумать историю и описать ее с точки зрения кастрюли.

Здравствуйте! Я старая кастрюля, дряхлая и ржавая. Хозяйка варила во мне супы 6 лет. Она меня очень любила и любит сейчас. Но вдруг на следующий день хозяйка пошла в магазин за новой кастрюлей. Я подумала, что выбросят. Но меня хозяйка не выбросила, она сварила последний раз во мне суп. А когда я увидела новую кастрюлю, я очень расстроилась. Новая кастрюля попросила меня научить ее готовить вкусные блюда. И вот теперь мы стоим вместе, на одной полке, чисты и блестящие, стали хорошими подругами.

Филиппенко Т.

Привет! Меня зовут кастрюля. Во мне варят еду. Чаще всего во мне варят картошку. Всем нравится моя картошка. А еще у меня есть подружка. Ее зовут крышка. Меня закрывают ей, когда что-нибудь варят. Ну ладно. Пока! Кажется, во мне будут что-то опять варить.

Рыбкин И.

В 2004 году выпущен сборник “Первые шаги в литературу”, куда вошли и стихи, и сочинения каждого ученика.

Эти уроки призваны приучать детей непосредственно – эмоционально вслушиваться, “заражаться” эмоциями, переживать и сопереживать.

Одной из главных задач начального литературного образования является собственно художественное развитие школьника. Содержанием этого развития является в младшем школьном возрасте движение ребенка от игры искусством к общению искусством.

Будем надеяться, что “Первые шаги в литературу” - это только начало творческого пути каждого ребенка, и у каждого свой большой творческий путь в Мир Литературы!

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области,
2015

Особенности творчества младших школьников

В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.
Необходимо отметить, что психология как наука достаточно основательно изучила, что необходимо получить в результате образования. Но еще нет ответа - как сформировать нужные навыки. И хотя отдельные попытки предпринимались уже давно, четко отработанная и практически действующая в литературе пока не описана.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте.
Исследования, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, позволяют раскрыть процесс перехода от дошкольного к началам школьного мировоззрения. Как известно, творчество дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности. Постепенно, примерно к восьми годам, этот феномен исчезает.
Исследования П.Я. Гальперина показали, что в основе отсутствия инвариантности, лежат глобальные представления об объекте. Для того, чтобы преодолеть непосредственное отношение к действительности, надо выделить параметры объекта, а затем сравнить их между собой. В исследовании было осуществлено обучение детей применению к объекту разных мер, с помощь. которых ребенок мог выделить параметр и на этой основе сравнить объекты между собой.
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточное положение падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно действенного и элементарного образного творчества и бедного логического разтворчества школьник поднимается до словесно-логического творчества на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж.Пиаже и Л.С.Выготского, с доминированием дооперационного творчества, а конец - с преобладанием операционного творчества в понятиях.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи, как средства творчества; соединение и взаимообагощяющее влияние друг на друга всех видов творчества: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз; подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
Трудности образования общих понятий у детей подробно описаны в работе выдающего психолога Л.С.Выготского “Творчество и речь”, где он пришел к выводу, что на определенной стадии развития подобные отношения общности между понятиями вообще недоступны для ребенка. “Появления первого высшего понятия, стоящего над рядом прежде образованных понятий, появление первого слова типа “мебель” или “одежда”, не менее важный симптом прогресса в развитии смысловой стороны детской речи, чем появление первого осмысленного слова”.
Использование речи, как средства творчества связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и назвать полученный результат.
Соединение и взаимообагощяющее влияние друг на друга всех видов творчества успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное творчество, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное творчество, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом творчество и бедность образного мира, Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.
В силу этих особенностей учебная деятельность и главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий новые требования к мышлению школьника, словом, учебная деятельность в целом становиться в младшем школьном возрасте ведущей, т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы творчества, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие творчества, происходящее в ходе усвоения научных знаний.
Независимо от этого, происходят существенные изменения в самом мышлении. До обучения оно, опираясь на непосредственно жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых ребенком чувственных обобщений.
Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходными (какой бы мерой общности они ни обладали), а на основе абстрагирования существенных связей и отношений. Таким образом, овладевая понятием, школьник овладевает не только “абстрактной всеобщностью”, но и тем “сгустком утверждающих суждений”, который в нем заключен. Он овладевает умением развернуть эти суждения, переходить от понятия к понятию, т.е. рассуждать в собственно теоретическом плане.

Источники


1.Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте».
2.«Развитие творческой активности школьника». Под ред. А.Н. Матюшкина. М., Педагогика, 2003 г
3.«Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников». Под ред. Н.П.Пальянова, Поиск, 2003 г.
4.Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Под ред. И.Т.Огородникова М., 2002 г.
5.Трегубова Г.В. «Развитие творческого мышления». (Начальная школа №6 2003 г.).
6.«Формирование интереса к изучению у школьников». Под ред. Марковой О.Н. М.: Педагогика, 2004 г.
7.Крутецкий В.А. «Основы педагогической психологии». М., 2001 г.
8.Пономарев Я.А. «Психология творческого мышления» М., 2002 г.

Одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. Творческая работа на уроках в начальных классах – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить урок так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нуруллина Т.П., учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 42 г. Уфы

Развитие творческой активности младших школьников с использованием компьютерных технологий.

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у обучающихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, учить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.

Решение поставленной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых Образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребёнка в активный творческий процесс.

Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.

Сегодня вопросам развития и модернизации сферы общего образования, по словам Президента России, должно быть уделено особенное внимание. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений подготовлена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, – подчеркнул Президент.

Это предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения.

Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

Особое внимание стоит уделять выявлению и развитию творческого потенциала каждого обучающегося. Эта идея должна стать одной из основных в начальной школе.

Формировать творческую личность – задача трудная. Многих учителей она ставит перед необходимостью коренным образом перестроить свою работу, изменить подходы в обучении, активно применять современные педагогические технологии.

Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания обучающихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание обучающихся в ходе урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а мобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции. Кроме того, изготовленные к урокам презентации, значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к обучающимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Творческая работа на уроках в начальных классах – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить урок так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Рассмотрим некоторые пути и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися начальной школы.

Первый путь - работа обучающихся с компьютерными программами на компакт-дисках.

Опыт показал, что выполненные с использованием технологий мультимедиа и гипермедиа, компьютерные программы на компакт-дисках в большинстве своем имеют универсальный характер (энциклопедии, справочники) и хорошо приспособлены для самостоятельной работы школьников (под руководством учителя) во время подготовки к предметным олимпиадам.

Второй путь – создание ученических проектов, презентаций, защита портфолио и т.д.

Дети сначала изучают доступные им источники информации по теме. Затем выделяются детали, заинтересовавшие обучающихся, определяется техника, в которой будет выполнена работа. Найденные материалы и иллюстрации отражаются в презентации. Конечно же, весь творческий процесс полностью невозможно отразить в презентации. Но зато в ней находится место для описания материалов, из которых выполнена работа, инструментов, а также фотографий промежуточных этапов изготовления изделия. В данном процессе дети учатся работать с фотоаппаратом и с программой Microsoft Office Picture Manager. Последние слайды мультимедийной презентации представляют фотографию готового изделия, а также выводы, сделанные учащимися по итогам творческой работы.

Создание мультимедийной презентации позволяет ребятам представить зрителям не только результат своего творчества, но и весь процесс в динамике, помогает проанализировать ошибки и положительные моменты, дать оценку своей творческой работе. Применение средств информационных технологий на уроках служит не только формированию элементарной компьютерной грамотности учащихся, но и способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, воображения и творческого мышления.

Третий путь – использование материалов сети Интернет.

Эффективным инструментом повышения мотивации обучающихся к решению творческих и исследовательских задач являются Интернет – ресурсы. Наиболее подготовленные обучающиеся (1-2 человека) получают опережающее задание провести самостоятельный поиск ресурсов в Интернете по данной теме и сделать затем краткое сообщение.

При использовании ресурсов Интернета у школьников остается электронная папка документов, в которой представлены итоги поисковой работы (мини-каталог ресурсов), таблицы.

Четвертый путь - ежегодное участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах и т.д.

Таким образом, можно заключить, что современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает дополнительные возможности для поддержки и направления личности обучающихся, творческого поиска и организации их совместной работы.

В заключении отмечу, что только комплексное использование всех методов и форм работы с компьютером создаст оптимальные условия для личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления школьников, их самореализации и общественного признания.