Картотека

дидактических и подвижных игр по пожарной безопасности в детском саду

Дидактические игры:

1.«Раньше и теперь»

2.«Горит – не горит»

3.«Что нужно пожарным?»

4.«Диалоги по телефону»

5.«Если возникает пожар»

6.«Хорошо – плохо»

7.«Лото- пожарная безопасность»

8.«Карточная викторина»

9.«Назови причины пожара»

10.«Выбери нужное»

11.«Доскажи словечко»

12.«Четвёртый лишний»

13.«Сложи картинку»

14.«Найди ответ»

15.«Разложи по порядку»

16.«С чем можно играть»

18.«Отгадай слово»

19. «Слушай внимательно»

Подвижные игры:

1. «Огонь в очаге»

2.«Огненный Дракон»

3. «Вода и огонь»

4. «Птички в беде»

6. «Хозяин озера»

7. Физминутка «Пожарная машина»

Дидактические игры

1.«Раньше и теперь»

Цель: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры : воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

    Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

    Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

    Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

    Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

2.«Горит – не горит»

Цель : закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.

Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Правила игры : дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

3.«Что нужно пожарным?»

Цель : сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Правила игры : детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

4.«Диалоги по телефону»

Цель: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

5.«Если возникает пожар»

Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

Правила игры : дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.

Этот шар в руках не даром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там везде грозить нам будет

Злой, безжалостный … (пожар).

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в… (квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над … (газом).

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег … (листву).

Дым увидел – не зевай

И пожарных … (вызывай).

Помни, каждый гражданин –

Этот номер … (01)!

6. «Хорошо – плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

7. «Лото- пожарная безопасность»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.

8.«Карточная викторина»

Цель : закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

Назови возможную причину пожара;

Как правильно вызвать пожарных;

Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

Что нужно делать, если в доме запахло газом;

Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

Можно ли поджигать тополиный пух;

Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

Как правильно покинуть задымлённое помещение;

Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

9.«Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

10.«Выбери нужное»

Цель : формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

11.«Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры: воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..(утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву0

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

12.«Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара.развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

13.«Сложи картинку»

Цель : закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

14.«Найди ответ»

Цель: Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.

Ход игры: вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.

Ситуации Ответы

Возник пожар. Звони по телефону «01».

В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.

На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.

Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.

Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.

Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04».

Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.

15.«Разложи по порядку»

Цель: Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.

Ход игры: используются карточки с изображениями:

Сообщение по телефону «01» о пожаре;

Эвакуация людей;

Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;

Встреча пожарных;

Работа пожарных;

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

16.«С чем можно играть»

Цель: Развивать внимание, мышление. Закреплять знания о пожарной безопасности.

Ход игры: перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.

17.«Опасные предметы – источники пожара»

Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.

Ход игры: детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.

18.«Отгадай слово»

На улице столбом, в избе скатертью.(Дым)

Рыжий зверь в печи сидит. Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.(Огонь)

Это темный – темный дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.(Коробок спичек)

То назад, то вперед

Ходит – бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.(Утюг)

С языком, а не лается,

Без зубов, а кусается.(Огонь)

Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый?(Пожар)

От огня бывает

И от огня сгорает.(Уголек)

Огневые стрелы пускает,

Никто их не поймает.(Молния)

В одном амбаре сто пожаров.(Коробок спичек)

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь.(Пожарный)

Что встретит – пожирает.

Но если дать ему воды,

Он мигом погибает. (Огонь)

Вокруг глаз и рук вьется,

А в руки не дается(Дым)

19. «Слушай внимательно»

Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.

Какое у вас настроение? (Хорошее)

Покажите настроение. (Все улыбаются)

Подвижные игры

1. «Огонь в очаге»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

Ход игры : один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жлища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ: Я, Огонь –ваш друг и враг,

Со мной не справиться никак.

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех кто нарушил покой его очага), то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

2.«Огненный Дракон»

Цель : совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

Ход игры : игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят: «Огонь –дракон, уходи вон!»

Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются.

ДРАКОН: Язычки огня всё ближе, ближе

Нагибайтесь ниже, ниже!

Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел.

Те, кого не задел, возвращаются в круг.

3. «Вода и огонь»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.

Ход игры :на расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними.

По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Остальные переходят в команду противника.

4. «Птички в беде»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему.

Ход игры : на площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми). Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.

5. «Кто быстрее потушит пожар»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.

Ход игры : по кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю).

Количество стульев на один меньше, чем участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

6. «Хозяин озера»

Цель : развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе.

Ход игры : на расстоянии 10 – 15 метров от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими вёдрами. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте). Только когда хозяин спит можно зачерпнуть воды.

Водящий считает до пяти.

Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера). В этот момент неожиданно просыпается хозяин и ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.

7.Физминутка "Пожарная машина"

Пламя высоко взлетает!

Дыма чёрного клубы!

Искры в воздухе сверкают!

Все за дело! Шланг тяни!

Шланг мы дружно разматали.

Ну, огонь, теперь держись!

Бьет струи вода тугая.

Пламя, гаснет, потухает...

Без подмоги обошлись!

Даже детям стало ясно,

Что с огнём шутить опасно!

Если вдруг опять беда,

"01" звони всегда.

8. Физминутка «топаем, хлопаем»

Правила: если дети поступают правильно -хлопать, если не правильно - топать. Дети стоят в кругу.

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя. (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Рома убежал за дом,
Там играет он с огнем. (топают)
Он опасен, Маша знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)
Вика с Лерою играют,
На печи газ зажигают. (топают)
Все теперь ребята знают,
Что с огнем играть нельзя? (да)

Цель: познакомить с правилами пожарной безопасности, последовательностью действий в случае пожара.

Учебно-воспитательные задачи:

I. Образовательные:

1.Содействовать формированию у детей понятия “пожарная безопасность”;

2. Расширить представления об огне;

3. Обсудить причины, по которым происходят пожары.

II. Развивающие:

Развивать речь учащихся, наблюдательность, познавательные интересы.

III. Воспитательные:

Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  • иллюстрации различных пожароопасных ситуаций;
  • иллюстрации пожарного оборудования.

Ход урока

I. Организационный момент

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате - колоссальные убытки. И самое главное-десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

II . Сообщение темы и целей урока

Сирена, сирена, сирена звучит

На вызов пожарные едут.

Сигнал поступил на пульт «01»

А в трубке: “ Горим! Помогите!”

Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним.

III . Работа по теме урока

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях.

Причины пожаров во всех случаях одни и те же:

Неосторожное обращение с огнем.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

Устранение пожара.

Чем можно потушить пожар?

Игра « Добавь словечко»

Учитель: Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. . . (ВОДОЙ).

Недаром говорят: ОГОНЬ ВОДЫ БОИТСЯ.

А ещё чем можно?

Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …

(ПЕСОК)

Учитель: Последствия пожара не только пепел, обугленные предметы, но и ожоги.

ОЖОГИ:

1 степени-покраснение

2 степени-появляются пузыри

3, 4 степени-самые тяжёлые

IV . Составление правил пожарной безопасности

Учитель: Давайте, определим правила пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности:

1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

3. Не суши бельё над плитой.

4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома (лучше это делать со взрослыми).

Спасатель: Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.

Спасатель: Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.

Спасатель: Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!

Спасатель: Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.

V . Ритмическая пауза

Учитель: Предлагаю вам считалку

Очень веселую, так для разрядки.

На вопросы наши хором отвечайте.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой... (Пожар.)

Раз, два, три, четыре —

У кого пожар...? (В квартире.)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил...? (Утюг.)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками...? (Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над...? (Газом.)

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег...? (Листву.)

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые...? (Предметы.)

Помни каждый гражданин этот номер... (Ноль один - 01 .)

Дым увидел — не зевай и пожарных... (Вызывай.)

VI . Беседа о пожарных

Загадка: С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные)

Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.)

Правильно, когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным.)

А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых.)

Спасатель: Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
Спит будильник среди ночи,
Ты летишь по мостовой:
Чей-то домик полыхает,
Сизый дым стоит стеной.
В тишине сирена воет,
Затихая под дождём.

Ученик: Неизвестные герои
Смело борются с огнём.
Дым исчез, пожар потушен,
Новый вызов впереди.
Люди спят, пожарный тушит.
Так бегут за днями дни.
Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.
После школы непременно
Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым-
В жизни я не пропаду.

VII . Дидактические игры

1. «Позвони пожарному»

Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.

По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло?

Описание. Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.

2 . «Где горит»

Учитель: Огонёк всегда такой-

И хороший и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

На противоположной стороне лежат картинки, по которым вы определяете источник возгорания. Смотрите на картинки, угадываете, что там изображено, бегом возвращаетесь к команде и называете предмет.

3. «Спасение»

При работе на пожаре пожарным приходится продвигаться по задымлённому коридору, надев специальные противогазы. Мы с вами будем работать с противогазами ГП-5.

По длине зала помощники держат обручи - это коридор, по которому надо пробежать. На противоположной стороне противогазы для каждой команды. У первых участников они тоже есть. По команде ведущего надо одеть противогаз на себя и бежать за другим, чтобы принести его для следующего члена команды. Когда второй ученик надевает противогаз, взявшись за руки они проходят сквозь обручи. Первый снимает противогаз, чтобы остаться на безопасной стороне от дыма, и передаёт его второму, который должен передать его третьему. Действие повторяется.

4. «Тушение пожара»

Чтобы огонь победить,

Его надо быстро потушить!

Вёдра с водой стоят возле команд. Пустые вёдра на противоположной стороне. Необходимо стаканчиком набрать воды и, не проливая её, принести в другое ведро.

Кто больше принесёт воды?

VIII . Беседа «Огонь - ваш друг или враг?»

Учитель:

Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг? (Огонь-враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.) (Могут погибнуть люди, животные)

Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой? (Наверное, нет)

Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (в лесу можно погреться у костра, приготовить еду)

Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое племя
Поднимает будто флаг.

Что нужно делать, что бы огонь приносил нам пользу и радость? (правильно с ним обращаться)

Спасатель:

Чтобы в ваш дом
Не пришла беда -
Будьте с огнём
Осторожны всегда!
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Учитель:

Да, огонь бывает разный:
Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Учитель : Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики, люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом - посмотри поутру,
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов…
Железо с железом он может сравнить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.

Спасатель:

Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.

Учитель : При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно.

IX . Физкультминутка.

Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. (Пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт.)

Учитель : Молодцы, с заданием справились.

X . Закрепление пройденного материала

1) Скороговорки и пословицы.

1. Кто лучше проговорит скороговорку.

  • Уголек из печки скок и поджег половичок.
  • Шалун со спичками шалил, шалун в больницу угодил.
  • Уголек в уголок принесли, в уголке уголек погаси.

2. Собери пословицу и объясни ее значение.

1. Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит.)

2. Огонь, хороший, слуга, но, плохой, хозяин. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.)

3. Пока, искра, в, пепле, тогда, и, туши. (Пока искра в пепле, тогда и туши.)

4. Москва, от, копеечной, свечи, сгорела. (Москва от копеечной свечи сгорела.)

2) Вопросы на смекалку.

1. Что останется в коробке, если убрать все спички? (дно)

2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)

3. У кого язык самый длинный? (у огня)

4. Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)

5. По чему утка плавает? (по воде)

6. Что выше крыши, ловчее мыши? (дым)

7. Что портится быстрее всего? (настроение)

8. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

9. Что выше дерева и растет? (дым)

10. Рта нет, а пожирает? (огонь)

11. Что стоит между огнем и водой? (буква «и»)

12. Что в руке не схватишь? (дым)

13. Какой огонь не жжет? (нарисованный)

14. Что на свете дороже всего? (здоровье)

15. Что сильнее всех на свете? (вода)

16. Без чего не может жить человек? (без имени)

XI . Подведение итогов

Какие важнейшие правила безопасности при пожаре вы запомнили?

Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Игры по безопасности для дошкольников включают в первую очередь игры по пожарной безопасности . Такие игры рекомендуется проводить начиная со средней группы. Занятия, воспитывающие в детях навыки обращения с огнем и поведения в критических ситуациях, проводятся в комплексе и дополняются соответствующей предметно-игровой средой.

Подвижные игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет. Дети делятся на две команды. В таких играх вместо обычного сигнала можно использовать запись пожарной сирены.

Игра «Пожар»
Для игры понадобятся детские костюмы пожарных: каска, ремень, перчатки, комбинезон.
По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стульев, на которых лежат костюмы пожарных. Ребята должны одеться, вернуться к своей команде, раздеться и отдать костюм следующему участнику.
Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».

Игра «Пожарные сборы»
Для игры понадобится стол и различные предметы, в том числе и «заимствованные» из пожарной части: шнур, противогаз, каска.
По сигналу игроки бегут к столу, на котором разложены предметы, выбирают один предмет, необходимый для работы пожарного, и возвращаются в команду.
Побеждает та команда, которая быстрее и, самое главное, правильнее других справится с заданием.

Игра «Отважные пожарные»
Для игры понадобится подготовить полосу препятствий. В конце ее установлен макет дома, в котором «живут» игрушки.
По сигналу дети начинают эстафету: бегут через полосу препятствий, «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде. Цель - спасти всех жителей игрушечного дома.
Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.

Игра «Затуши костер»
Для игры понадобится песочница или тазик с песком.
По сигналу дети зачерпывают маленьким совком песок и бегут по направлению к «пожару» - листку с изображением пламени. Бежать нужно осторожно, чтобы не рассыпать песок.
Побеждает та команда, которая больше всех принесет песка и, соответственно, быстрее затушит пламя.

Игра «После пожара»
От каждой команды участвуют по два игрока. Для игры понадобится большая катушка с привязанным шнуром.
По команде ведущего участники начинают наматывать шнур на катушку. Побеждают те, кто раньше справится с заданием.

Игра «На верху»
Игра проводится в физкультурном зале. Дети взбираются по наклонной скамейке на шведскую стенку, перелезают на соседний пролет, спрыгивают на мат и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет всю дистанцию.

Игра «Коридор»
Перед каждой командой лежат тоннели.
По сигналу участники пролезают по тоннелю и возвращаются бегом назад к своей команде.

Игра «Два сапога - пара»
Команды разбиваются на пары. Пары связывают (левую ногу одного игрока с правой ногой другого игрока). Нужно, взявшись за руки, допрыгать до обруча, имитирующего дом в пожаре, и «спасти» оттуда игрушку.
Побеждает та команда, которая быстрее других спасет всех пострадавших.

Игра « 01 »
Для этой игры нужно подготовить листочки и маркеры.
Участники каждой команды по сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01″, то есть вызвать пожарную службу.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01».

«Путешествие в страну Знаний»
1 урок в классе предшкольной подготовки
Цель:
Вовлечение детей в учебно-познавательную деятельность через игру, общение;
Развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу творческой личности;
Развивать творческую личность, способную адаптироваться в современных условиях.
Дать представление о школе.

Материал: оформление доски - паровозик, зовущий в путешествие.
Дидактические игры: «Какой предмет лишний?»;
Музыкальные игры: «По кругу мы ходили»; «Как живёшь?»; «Гримасики»

I. Приветствие детей.

Вы за лето подросли,
В нулевой вы класс пришли.
Не будете лениться, всё будете успевать,
Сумеете научиться читать, считать, писать.
Ваш первый самый-самый звенит, звенит звонок!
Домой идите мамы, пора всем на урок!

А настроение у вас какое?

Музыкальная игра «Как живёшь?»

Ребята, как вы думаете, зачем дети ходят в школу? А вы хотите идти в школу?
Школа – это страна знаний! Чтобы добраться до страны знаний, нужно очень много потрудиться! И сегодня вы отправитесь в первое своё путешествие по стране Знаний. Вы готовы?

А на чём можно отправится в путешествие? (ответы детей).
А мы сегодня будем путешествовать на паровозике. Вы согласны? Тогда в путь!

Дети становятся друг за другом, повторяют слова и выполняют движения:

Чух, чух, чух,чух!
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит,
"Тороплюсь!"-гудит,
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь!"
Еду-еду, ту-ту-ту. Слышно, слышно за версту!
Видно, видно издалека!
Подо мною склон высокий,
А за склоном - лес густой,
Впереди команда "Стой" !

II. Станция «Знакомство»
- Ой, стоп, кто-то потерялся, отстал от нашего поезда. Нет мальчика со светлыми волосами, голубыми глазами, в белой рубашке, с черным галстуком. (дети отгадывают, ребёнок выходит вперед и отвечает на вопросы)
- Как тебя зовут?
- Как зовут твоих родителей?
- Где работают мама, папа?
- Назови свой адрес. Игра повторяется 3-4 раза с новыми детьми.
- Чтобы продолжить путь, нам нужно узнать, все ли дети знают, что нужно положить в портфель.

Игра «Да – нет!»

Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"

Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
«Только ДА, и только НЕТ!»-
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.

Давайте мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе.
(дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать))
На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились,
И помчались в путь далёк.
Лишь оставили дымок! Ту-ту-у-у!

II. Станция “Размышляйкино»
- Мы в портфель положили апельсин, конфеты для друзей, разноцветных кренделей, улыбку, смех. А что еще необходимо в школе для занятий? Давайте сядет и поразмышляем.

Загадки о школьных принадлежностях.

Ребята, пока мы собирали свой портфель, на нашу полянку прискакали зайчата, давайте сосчитаем, сколько их.

Счёт до 10.
Бежал зайчик вдоль равнин

И зайчик значит был …(один).

К нему зайчиха прибежала,

Тогда всего … (два) зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри!

Теперь уж зайцев стало … (три).

Мчит новый заяц: «Путь мне шире!»

Ну, стало быть, их уж… (четыре).

Ба! Вот бежит один опять –

Теперь уж зайцев стало… (пять).

Спешит ещё один из рощи –

Так, значит… (шесть), чего же проще!

Тут прибежал ещё косой –

И зайчик стал уже… (седьмой).

К ним одного ещё попросим,

Тогда всех зайцев будет …(восемь).

Прыг, новый заяц: «В сборе все ведь?»

Он все сказал: Так нас тут …(девять)!

Да, девять – молвят те в ответ.

Но вожака всё нет и нет.

А тот бежит болото месит.

Примчал и молвит нас тут…(десять).

Дидактическая игра «Какой предмет лишний?» (определение закономерностей)
- Хорошо потрудились, давайте отдохнём!
Музыкальная игра « По кругу мы ходили»

Поехали дальше! (дети встают паровозиком, повторяют слова)
III Станция “Умейкино»
Задание:
1. Штриховка вагона синим цветом.
2. Штриховка крыши красными горизонтальными линиями.
3. Штриховка нижней части зелёными вертикальными полосами.
4. Колёса в спирали коричневыми.
5. В окошечке нарисуй себя и своих друзей, кого ты возьмёшь с собой в путешествие по стране Знаний.
Дети садятся за столы, каждый работает самостоятельно.
Заключительная часть путешествия.
- Ребята, мы с вами приблизились к какому-то зданию. Давайте попробуем разобраться, что это за здание.
Нам нужно перенести буковки по стрелочкам и постараться прочитать, что у нас получится. (дети переносят по стрелочкам буковки в окошки и все вместе читают слово «школа»
- Ребята рядом со школой стоят ребята, у каждого из них разное настроение, давайте попробуем определить настроение учеников и соединить стрелочкой изображение ученика с тем портфелем, который он возьмёт с собой в школу!
Игра необыкновенные портфели
(умение определять мимическое выражение эмоций)
- А какое настроение у вас?
Музыкальная игра «Гримасики»
- Вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, путешествие в страну Знаний только начинается. Для того чтобы много знать, многое уметь нужно очень много заниматься, учиться читать, считать, писать, решать задачи, выполнять разнообразные задания, учиться мыслить! Это нелегкий путь! Для того, чтобы вы его успешно прошли, ещё необходимо научиться дружить, найти себе друзей! Ведь только настоящий друг всегда придёт на помощь!
Мне очень хочется, чтобы сегодняшний день запомнился вам надолго, а лучше навсегда.
Чтоб сказкой, игрою и дружбой, и мечтою наполнились ваши учебные года

Песня «Учиться надо весело»