ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Охтинский колледж»

СПБ ГБ ПОУ «Охтинский колледж»

Использование интерактивных методов обучения в преподавании учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)».

Методическая разработка урока.

Учебная дисциплина: Обществознание (включая экономику и право)

Тема:

Разработчик:

Т. И. Любавина,

преподаватель общественных дисциплин.

Санкт- Петербург

2015

Тема урока:

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Учебная дисциплина: «Обществознание (включая экономику и право)».

Раздел программы: Общество и человек.

Тема программы: Человек.

Цель урока:

формирование общих компетенций по теме «Человек».

Задачи урока:

Обучающие:

─ создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной

информации;

─ формирование основных понятий и знаний по изучаемой теме: индивид,

Индивидуальность, личность, социализация личности;

─ формирование понимания уникальности человеческой личности;

─ формирование умения определять уровень своей социальной зрелости.

Развивающие :

─ формирование коммуникативной компетенции обучающихся;

─ развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал;

─ развитие мотивации и интереса к получению новых знаний.

Воспитательные:

─ ориентирование обучающихся на положительную, зрелую личность, понимание

Необходимости самопознания и самообразования;

─ способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.

Урок направлен на формирование следующих знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:

▪ знать сущность понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность,

Социализация личности;

▪ различать понятия: индивид, индивидуальность, личность;

▪ уметь давать определение понятий, выделять основные признаки личности,

Объяснять, в каких сферах происходит социализация личности, правильно

Употреблять основные понятия;

▪ уметь анализировать, высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные

Вопросы, делать выводы;

▪ понимать, какое влияние оказывают природа и общество на становление личности;

▪ формировать толерантное отношение к любой личности;

▪ анализировать учебную ситуацию, осуществлять оценку своей работы.

Ключевые слова и понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность,

Социализация личности.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока : урок теоретического обучения.

Методы: объяснение, беседа, наглядные методы обучения (презентация Power Point), интерактивные упражнения; методы контроля: устный опрос, самоконтроль, выполнение и анализ заданий.

Межпредметные связи: основные подходы к трактовке личности: антропологический, социологический, персоналистический; влияние природных и социальных условий на формирование личности.

Оборудование и материалы:

Учебник: Обществознание. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Л.Н.Боголюбов.- М.: Просвещение, 2012,

мультимедийная установка,

1. А.Г.Важенин. Обществознание. Для профессий и специальностей технического,

Естественно – научного, гуманитарного профилей. – М.: «Академия», 2012.

2. П.А.Баранов. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание».

М.: АСТ «Астрель», 2008.

3. Школьный словарь по обществознанию.10-11 классы: пособие для учащихся / под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение,2012.

Ход урока

Этапы урока

Время

Дидактические средства, наглядность, ТСО

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационная часть урока.

5 мин.

Тема на экране мультимедийной установки

Приветствие обучающихся. Фиксация отсутствующих Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации. Определение целей и задач урока.

Доклад об отсутствующих.

Слуховое восприятие информации. Запись даты и темы урока в тетрадях для конспектов.

2.Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания, актуализация знаний.

10 мин.

Интерактивное упражнение с мячом.

Инструкция по выполнению упражнения. Руководство действиями учащихся. Подведение итогов.

Выполнение интерактивного упражнения: вопросы – ответы учащихся.

3.Основная часть. Изложение нового материала.

20 мин.

Показ слайдов презентации.

Изложение учебного материала. Постановка вопросов обучающимся. Ответы на вопросы обучающихся.

Слуховое и зрительное восприятие и осмысление изучаемого материала. Продумывание ответов. Выполнение заданий на сравнение, сопоставление, анализ. Вопросы к преподавателю.

4. Первичное усвоение учебного материала.

5 мин.

Слайды презентации с заданиями.

Проверка уровня усвоения знаний.

Осознание и осмысление учебного материала под руководством преподавателя.

5.Домашнее задание.

4 мин.

Слайд презентации с заданием: эссе на тему высказывания И.Ефремова.

Вопросы домашнего задания для записи в тетрадях с объяснением выполнения.

Слуховое и зрительное восприятие. Вопросы преподавателю.

6.Рефлексия, подведение итогов.

1 мин.

Слайд презентации.

Подведение итогов урока, объявление оценок, благодарность за урок, пожелание успехов в учебе и в становлении личности.

Слуховое и зрительное восприятие.

Ход урока .

1. Организационно – мотивационный этап.

Мы продолжаем изучать материал учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» и начинаем следующую тему. Но прежде, чем мы перейдем к новой теме, давайте повторим основные понятия пройденного раздела «Общество как сложная динамическая система». Для этого предлагаю вам выполнить интерактивное упражнение – игру с мячом.

Учащиеся встают в круг, бросают друг другу мяч, задают вопрос и дают на него ответ. Например:

Что такое общество?

Страна, государство, человечество в целом, круг людей, объединенных общими интересами и т.д.

Последний вопрос игры: «Из кого состоит общество?». Из людей.

─ Какие же люди составляют общество?

Чтобы определить тему нашего урока, послушайте исторический анекдот.

Древнегреческий философ Платон спрашивал своих учеников: «Что такое человек?»

Ученики затруднялись с ответом, и тогда Платон ответил сам, что «человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, животных без перьев».

Мимо проходил другой философ, он услышал слова Платона, взял общипанного цыпленка и бросил его перед Платоном, сказав: «Вот, Платон, твой человек!».

─ А вы можете сказать, что такое человек?

─ Что станет темой нашего урока? Человек.

─ Что собой представляет человек, и каковы его основные характеристики?

Тема урока:

«Индивид. Индивидуальность. Личность».

(слайд 1 )

Мы должны определить, с каких сторон можно рассматривать человека, и что он собой представляет.

План урока (слайд 2 ):

  1. Понятие «индивид».
  2. Понятие «индивидуальность».
  3. Понятие «личность».

2. Изучение нового материала.

Над вопросом о том, что такое человек, размышляли философы всех времен, но к единому мнению так и не пришли.

Немецкий поэт XIX века Генрих Гейне назвал человека «аристократом среди животных». Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин говорил, что «человек – это животное, которое отличается от обезьяны – терпением, от попугая – инициативой, от бегемота – беспокойством, а от муравья – размерами».

Русский мыслитель В.Г. Белинский утверждал, что «человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для самого человека».

Не случайно, немецкий философ И.Кант назвал вопрос о том, «что такое человек?» основным вопросом философии, а такие вопросы однозначно легкими быть не могут.

─ Давайте и мы поразмышляем на эту тему.

И начнем с первого понятия – «индивид» (слайд 3 ).

Это самая общая характеристика человека.

Индивид – (от лат. individuum – неделимый) – отдельный, единичный.

Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон.

В переводе с греческого индивид – “атом”.

Индивид:

1. отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

2. человек – как один из людей.

Один из нас. Причем, не просто один, а всегда один из нас (один из учащихся, один из преподавателей, один из врачей и т.п.).

─ Младенец является индивидом? Да. Почему?

Таким образом, мы все приходим в этот мир индивидами.

─ А индивиды отличаются друг от друга? Чем?

Внешностью, характером, мышлением, поведением.

Даже близнецы, внешне очень похожие, будут отличаться, например, темпераментом, поведением.

Еще одна характеристика человека – индивидуальность (слайд 4 ).

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей.

─ Младенец является индивидуальностью? Да. Почему?

Каждый человек уникален, даже при рождении индивид получает индивидуальные особенности.

─ А вы отличаетесь друг от друга?

─ Подумайте, что есть у каждого из вас такого особенного?

─ Назовите эпитет, который подчеркивает вашу индивидуальность.

Будет интересно, если вы свяжете это с вашими именами.

Учащийся называет свое имя, затем эпитет, подчеркивающий его индивидуальность. Например: Ольга – оригинальная, Людмила – любознательная, Дарья – доверчивая.

Слайд 5 . Отличия между людьми могут быть самыми разными:

▪ внешние (биологические) – цвет кожи, тип лица, строение тела;

▪ психологические (темперамент, характер, интеллект, потребности, способности, интересы);

▪ социальные (социальный статус);

▪ духовные (мировоззрение, культура, вероисповедание).

Вот такие мы все разные. И мы имеем право на эти отличия.

─ Каждый человек индивидуален? Да, но у каждого индивидуальность проявляется по-своему.

Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

─ Чем отличаются понятия «индивид» и «индивидуальность»?

Ответы учащихся.

Задание :

Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют человека.

1группа – индивид.

2группа – индивидуальность.

Признаки: глаза, потребности, интересуется танцами, карие глаза, характер, остроумный, рост, активный, интересы, высокий интеллект .

Проверка выполнения задания.

Учащиеся меняются тетрадями, выставляют друг другу оценки.

Критерии оценки:

Все признаки разделены на 2 группы верно – 5 («отлично»),

1 ошибка – 4 («хорошо»),

2 ошибки – 3 («удовлетворительно»).

Таким образом, характеристика индивида – то, что есть у всех (внешние и внутренние признаки).

Но есть еще одна важная характеристика человека.

Сайд 6. В одной притче рассказывается, что однажды знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад ярким солнечным днем расхаживал по улицам Афин, высоко подняв над головой фонарь, и пристально вглядывался в людей.

На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Горожане изумлялись, ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные… И каждый из них был человек.

─ Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

─ Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»? (ответы учеников).

Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей.

Слайд 7 . Слово «личность» от латинского «persona» - особа – первоначально обозначало маску - «личину», которую надевал актер античного театра и играл соответствующую ей роль. Отсюда произошло слово «персонаж».

─ Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях? (Он не считал их личностями).

─ Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить не ко всем людям? Вы с ним согласны? Да, не каждый человек личность.

Когда о человеке говорят: «Перед нами – личность!» - это звучит, как похвала.

Или можно услышать: «Темная личность, подозрительная личность…» - и это явно не похвала.

─ Какими качествами надо обладать, чтобы быть личностью?

Задание: составьте словесный портрет личности.

Можно вспомнить любых выдающихся личностей в истории, литературе, искусстве.

(Учащиеся записывают качества личности на листе ватмана).

Обсуждение этих качеств.

─ Какие из этих качеств являются наиболее важными? Почему?

─ Младенец является личностью? Нет. Почему?

«Ребенок в момент рождения – не человек, а только кандидат в человека».

Личность – человек с социально значимыми качествами.

Это общественная значимость человека как члена общества.

Значит, личностью не рождаются, личностью становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать.

Личность – это характеристика социальной сущности человека.

Это то самое главное, что есть в человеке. И имеется в виду, конечно, не цвет волос, не длина ног или объем бицепсов. Речь идет о том, что человек любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, есть ли у него свое личное мнение, может ли он его отстаивать, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Личность – это функции и роль человека в обществе.

Слайд 8 .

─ Легко ли быть личностью? Трудно.

И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится к любой личности.

Осознавать себя как личность человек может только в обществе,

во взаимоотношениях с другими людьми и в сравнении.

Гитлер, заливший кровью всю Европу, был личностью? Да.

Наполеон Бонапарт, который пытался завоевать Россию, был выдающейся

личностью? Да.

─ Но можем ли мы уважать этих людей и восхищаться ими?

Когда мы используем словосочетание «наполеоновские планы», то произносим его не иначе, как с иронией, насмешкой.

Задание:

─ Кого Вы можете назвать выдающейся личностью, достойной восхищения?

Объясните, почему.

─ Представьте, что философ Диоген оказался рядом с Вами. Заметил бы Вас Диоген?

─ Давайте проследим путь от рождения человека до формирования личности.

I этап. Человек.

«Родился человек» - и мы имеем в виду человеческое существо, не выделяя определенных особенностей.

II этап . Индивид.

Конкретный представитель человеческого рода.

III этап . Индивидуальность.

Отличительные особенности индивида.

IV этап . Личность.

Социальная сущность человека.

Основные выводы (слайд 9).

Человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

─ Устали?

Для снятия напряжения я предлагаю вам выполнить интерактивное упражнение . Учащиеся встают в круг. Преподаватель дает инструкцию:

«Я буду хлопать в ладони, сначала медленно, затем быстрее, затем еще быстрее, затем совсем быстро и т.д. Вы будете хлопать вместе со мной, с точно такой же скоростью и ритмом. С возрастанием скорости будет возрастать ваше возбуждение, нарастать чувство тревоги и усталости, старайтесь, как бы, концентрировать все это между ладонями, наращивая по мере нарастания скорости. Когда скорость достигнет апогея, я подниму руку и резко, как бы потянув за веревку, опущу ее вниз. В этот момент вы должны «загудеть», вложив в звук все то, что в этот момент будет внутри вас». Преподаватель начинает хлопать, одновременно говорить инструкцию, как бы наращивая то возбуждение, которое должно быть. Все больше скорость, все громче говорит преподаватель, все больше «заводятся» участники и вот, наконец, преподаватель поднимает руку и резко бросает вниз. Учащиеся издают звук, похожий на гудок паровоза, выбрасывая из себя всю накопленную за день усталость.

3. Закрепление изученного материала .

Повторяем понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» (слайд 10).

Тестовые вопросы на слайдах11,12,13 выполняем самостоятельно, затем поменялись тетрадями, разбираем задания, проверяем и оцениваем.

Критерии оценки:

Задания выполнены верно – 5 («отлично») ,

1 – 2 ошибки – 4 («хорошо»),

3 ошибки – 3 («удовлетворительно).

─ Сегодня достаточно популярными стали различные «Реалити-шоу», в которых участники, попадая в искусственные условия («за стеклом», в изоляции на необитаемом острове, в замкнутом пространстве, в африканском племени и т. п.), стремятся добиться жизненного успеха, одержать победу в борьбе за главный приз. Можно ли считать, что эти реалити-шоу позволяют участникам проявить свою индивидуальность? Есть ли основания утверждать, что в этих условиях поведение участников зависит от особенностей их личности? Ответ аргументируйте.

─ В одной древней притче рассказывается, как один японский полководец решил атаковать противника, превосходящего его по численности в 10 раз. Он знал, что победит, но солдаты чувствовали неуверенность. Полководец остановился у храма и сказал: «Сейчас я помолюсь, а когда выйду, брошу монету. Если выпадет «орел», мы победим, «решка» - проиграем». Выйдя из храма, он бросил монету. Выпал «орел». Солдаты ринулись в бой и одолели врага. «Судьбу не изменить», - сказал военачальнику его адъютант. «Верно, не изменить», - согласился полководец и показал адъютанту монету.

─ Как вы думаете, что было примечательным в этой монете?

На обеих сторонах монеты был «орел».

Все, что происходит в нашей жизни, зависит от нас.

4. Домашнее задание: § 7, вопросы 1-4, с.76-77.

Напишите мини – рассуждение (слайд 14):

«Человек – та же Вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая».

И. Ефремов (советский писатель – фантаст)

И, заканчивая урок, мне бы хотелось, чтобы уходя с урока, каждый из вас составил мнение о том, кем вы воспринимаете себя в свете изученных понятий.

Большое спасибо всем за урок. Успехов в учебе и в становлении вашей личности!


Цели.

1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии “личность”, о факторах ее формирования.

2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.

3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования.

Основные понятия урока: человек, индивид, личность, социализация, самопознание, самореализация, самовоспитание, самообразование, свобода, ответственность.

Тип: урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Мотивация: учащиеся работают в парах с высказываниями.

Генрих Гейне назвал человека “аристократом среди животных”. Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

Раскройте смысл высказывания Гельвеция: “Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть”. (Таким образом идет отработка навыков написания эссе)

2. Биологическое и социальное в человеке.

Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”. (Отрабатываются задания В4 – на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка).

  1. Наличие кровеносной системы.
  2. Инстинкт самосохранения.
  3. Способность создавать орудия труда.
  4. Обмен веществ между организмом и природой.
  5. Способность к абстрактному мышлению.
  6. Умение говорить.
  7. Субъект познания и изменения мира.
  8. Пищевой инстинкт.
  9. Строение клеточной и мышечной системы.
  10. Творческая деятельность.

Познакомьтесь с текстом учебника и охарактеризуйте основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.

3. Индивид, индивидуальность, личность.

В качестве мотивации учащимся дается следующее задание:

Какое суждение верно?

А) Понятия “индивид” и “индивидуальность” означают одно и то же.

Б) Без общества индивид не может стать индивидуальностью:

  • верно только А
  • верны оба суждения
  • верно только Б
  • оба суждения неверны

Для того, чтобы учащиеся смогли выполнить данное задание, они должны знать определение понятий “индивид” и “индивидуальность”, поэтому целесообразно нацелить ребят на работу со школьным словарем (стр. 20-21).

Перейти к отработке понятия “личность” поможет работа с высказыванием В. Гаврилова:

“Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию “Личность”, но еще вовсе не сам шедевр”, а также работа с текстом А.Н. Леонтьева “Индивид и личность” (Дидактические материалы по курсу “Человек и общество” 10-11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001, с.10-11)

Для закрепления материала обращаемся к заданиям из части “А” ЕГЭ: Какое высказывание верно?

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью:

  • верно только А
  • верны оба суждения
  • верно только Б
  • оба суждения неверны

4. Социальное поведение и социализация личности.

Учащиеся работают с текстом учебника, затем – беседа по вопросам:

  • Какое поведение человека называют социальным?
  • Что такое нравы и обычаи? Что еще влияет на поведение человека?
  • Что такое социализация? Назовите стадии социализации.
  • Назовите сферы социализации индивида.
  • Какие социальные институты способствуют социализации индивида?

Затем – работа в группах, учащиеся выполняют задание 3 после параграфа. (Привести аргументы к точкам зрения)

5. Самосознание и самореализация.

Работа с высказыванием (отработка навыков написания эссе). Как вы относитесь к следующему суждению? Ответ аргументируйте. “Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри”.

Работа со школьным словарем над понятиями самовоспитание, самообразование, самопознание, самореализация.

6. Единство свободы и ответственности.

Работа с высказываниями, работа в парах. Раскройте смысл высказываний: “Человек – раб, потому что свобода трудна, быть рабом легче”. Н.А. Бердяев

“Личности присуща неукротимая страсть, которая полыхает в ней, как божественный огонь. Она восстает и идет наперекор всякий раз, как почует угрозу порабощения, вступая в борьбу не столько за собственную жизнь, сколько за свое достоинство”. Эммануель Мунье

Работа с текстом документа на с. 75 учебника.

Что такое свобода?

Что такое ответственность?

Как сочетаются свобода и ответственность?

7. Закрепление.

Работа в группах. Выполните следующее задание.

Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы вы расположили приведенные суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке?

А) “Мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют”;

Б) “единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти”;

В) “некая целостность способностей”;

Г) “это то, что все мы знаем”;

Д) “это то, что он хочет, умноженное на то, что он может”;

Е) “это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и смерть”.

8. Домашнее задание: параграф 7, ответить на поросы вопросы 1-8, написать эссе.

Список использованной литературы

  1. Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
  2. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество” 10-11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001
  3. Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006
  4. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч.1/авт.-сост С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008
  5. Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Школа-Пресс, 1999
  6. ЕГЭ 2008. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Составители Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Эксмо, 2008
  7. Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10-11: / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2005

Урок №11-12

Обществознание, 10

Человек в системе социальных связей

Д.З.: § 7, ?? (с.76), задания (с.76-77)

© ред. А.И. Колмаков


Цели урока

1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии “личность”, о факторах ее формирования.

2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.

3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования.


Понятия, термины

  • нравы;
  • обычаи;
  • традиции;
  • самосознание;
  • человек, индивид, личность; социализация;
  • самопознание;
  • самореализация;
  • самовоспитание;
  • самообразование;
  • свобода;
  • ответственность.

Знать и уметь

  • Знать связь свободы и необходимости.
  • Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.
  • Выделять основные признаки понятия «личность».

Изучение нового материала

  • Человек в системе социальных связей.
  • Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
  • Самосознание и самореализация.
  • Социальное поведение.
  • Единство свободы и ответственности личности.

Актуализация проблемы

  • Что значит быть личностью?
  • Чем определяется мера социальной ответственности личности?
  • Как обрести свободу, живя в обществе?

Генрих Гейне назвал человека “аристократом среди животных”. Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

Раскройте смысл высказывания Гельвеция: “Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть”.


Биологическое и социальное в человеке

Биологическое

Социальное

Человек - это биологическое существо, т.к. он живёт, как всё живое на земле. Каждая его клетка растёт, развивается, умирает. Человек-это часть природы.

Человек - это социальное существо, т.к. он полностью зависит от общества, политики.

Он не может жить отдельно от мира.


Биологическое в человеке

Социальное в человеке

  • Наличие кровеносной системы.
  • Инстинкт самосохранения.
  • Умение говорить.
  • Пищевой инстинкт.
  • Творческая деятельность.

Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”.

Биологическое в человеке

Социальное в человеке

1,2,4,8,9

3,5,6,7,10

  • Наличие кровеносной системы.
  • Инстинкт самосохранения.
  • Способность создавать орудия труда.
  • Обмен веществ между организмом и природой.
  • Способность к абстрактному мышлению.
  • Умение говорить.
  • Субъект познания и изменения мира.
  • Пищевой инстинкт.
  • Строение клеточной и мышечной системы.
  • Творческая деятельность.

Личность и социализация

  • Личность
  • Личность
  • Социализация

индивидуальность

индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию “Личность”, но ещё вовсе не сам шедевр”. (В. Гаврилов)

Человек

Индивид

Личность

Социализация

Феральные люди???


Стадии социализации

  • Адаптация - это приспособление к окружающей среде
  • Индивидуализация - это осознание собственного Я
  • Интеграция - это когда он занимает своё место в обществе
  • Трудовая - это стадия, когда человек работает
  • Послетрудовая - пенсия

Свобода

Свобода - это возможность совершать любые действия, не запрещённые законом.

Золотое правило свободы :

Свобода одного человека начинается там, где начинается свобода другого человека.


Ответственность

  • Ответственность - это обратная сторона свободы, осознание себя как причина совершаемых поступков.

Существует три фактора формирования личности :

  • Деятельность
  • Общение
  • Творчество



Проверь себя

1. Какое суждение верно?

Ответ: ___________


Проверь себя

2. Какое высказывание верно?

Ответ: ___________


Проверь себя

Работа в группах. Выполните следующее задание.

Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы вы расположили приведенные суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке?

А) “Мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют”;

Б) “единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти”;

В) “некая целостность способностей”;

Г) “это то, что все мы знаем”;

Д) “это то, что он хочет, умноженное на то, что он может”;

Е) “это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и смерть”.


Проверь себя

Работа с высказываниями, работа в парах.

  • Раскройте смысл высказываний: “Человек – раб, потому что свобода трудна, быть рабом легче”. Н.А. Бердяев
  • “ Личности присуща неукротимая страсть, которая полыхает в ней, как божественный огонь. Она восстает и идет наперекор всякий раз, как почует угрозу порабощения, вступая в борьбу не столько за собственную жизнь, сколько за свое достоинство”. Эммануель Мунье
  • Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри”.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Аристократические манеры: то, что осталось от богатых предков, когда деньги истрачены.
Джон Сьярди

Аристократия - это упорядоченные дурные манеры.
Генри Джеймс

Аристократия – это лига, коалиция тех, кто желает потреблять, не производя, жить, не работая, занимать все должности, будучи не в состоянии их исполнять, пользоваться всеми почестями, не заслужив их, - вот что такое аристократия!
Г. Фуа

Аристократия гордится тем, что женщины считают обидным, - старостью; но и женщина, и аристократия питают одну и ту же иллюзию - сохраниться.
В. Гюго

Можно ли вместе с простолюдином служить государю? Пока он не получил чина, он боится, что может не добиться его, когда же он получит его, он боится его потерять. Боясь же его потерять, он готов на всё.
Конфуций

Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам. Глупец, взошедший на трон по праву наследования, тоже может причинить зло, но всё-таки не столь большое и неизбежное.
Блез Паскаль

Прирождённый вождь, подверженный жажде власти, – это самый неподходящий для власти человек. И вот этот-то парадокс и является причиной почти всех войн и революций в человеческой истории.
Б.В. Сахаров

Монархия – образ правления, основанный на идее, что безопаснее вручать власть случайному человеку, чем тому, кто к ней прорывается.
Александр Круглов

У народа никогда не бывает более жестоких тиранов, как те, которые возникают из его среды.
Пьер Буаст

Если бы сегодня кто-нибудь смог доказать, что является потомком Спартака, то был бы он явно не левым деятелем, а украшением римской аристократии.
Е. Лец

У буржуа всё дело, даже удовольствие; у аристократа - всё удовольствие, даже дело.
К. Людвиг Берне

Человек - аристократ среди животных.
Генрих Гейне

Независимость мысли - самый благородный вид аристократизма.
Анатоль Франс

Духовной аристократии, возвышающейся над всякой общественно-классовой и групповой нравственностью, должны принадлежать первые толчки к дальнейшему прогрессу, без неё наступило бы царство застоя и стадности.
Николай Бердяев

Аристократия проходит через три последовательных возраста: возраст превосходства, возраст привилегий, возраст тщеславия; она вырождается во втором и угасает в третьем.
Франсуа Шатобриан

Прирождённый аристократизм, аристократизм духа отрицает иерархические чины и положение в обществе, связанные с принадлежностью к какому-то целому. Государство и так называемые аристократические организации общества есть плебейские организации.
Николай Бердяев

Аристократизм презирает мещанство, как высший чин может презирать низший - но чины-то одной иерархии.
Александр Круглов

Всякое общество держится на аристократии, ибо суть аристократизма является требовательность к самому себе, а без такой требовательности любое общество гибнет.
Альбер Камю

Аристократия, как управление и господство лучших, как требование качественного подбора, остаётся на веки веков высшим принципом общественной жизни, единственной достойной человека утопией.
Николай Бердяев

Сущность здоровой аристократии заключается в том, что она чувствует себя не чьей-либо функцией, а смыслом и наилучшим оправданием существующего строя, принимая на этом основании со спокойной совестью жертвы сотен людей.
Фридрих Ницше

Отличительная черта аристократа - отсутствие зависти. Плебей всегда завидует. Ему кажется, что он мог бы осуществиться лучше. Аристократ уже осуществлён.
Давид Самойлов

Если бы вам надо было выбирать, предпочитайте аристократию демократии: толчок бальным башмачком причиняет гораздо меньше боли, чем толчок мужицким сапожищем.
Пьер Буаст

В аристократических государствах культурные люди вынуждены защищать свои привилегии от простонародья и в ходе этой борьбы сами перестают быть культурными и благородными.
Бертран Рассел

Считается, что аристократия мало-помалу сводит себя на нет; однако не говорит ли это о том, что человечество постепенно изживает в себе самое лучшее.
Андрей Лаврухин, Каноны

, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 г. Калининграда

Тема урока: Человек в системе социальных связей. (2 часа)

Цели: 1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования.

2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.

3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования.

Основные понятия урока : человек, индивид, личность, социализация, самопознание, самореализация, самовоспитание, самообразование, свобода, ответственность

Тип: урок изучения нового материала

Ход урока:

1. Мотивация: учащиеся работают в парах с высказываниями.

Генрих Гейне назвал человека «аристократом среди животных». Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

Раскройте смысл высказывания Гельвеция: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». (таким образом идет отработка навыков написания эссе)

2. Биологическое и социальное в человеке.

Заполните таблицу: «Человек как биосоциальное существо». (отрабатываются задания В4 – на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка).

1) Наличие кровеносной системы

2) Инстинкт самосохранения

3) Способность создавать орудия труда

4) Обмен веществ между организмом и природой

5) Способность к абстрактному мышлению

6) Умение говорить

7) Субъект познания и изменения мира

8) Пищевой инстинкт

9) Строение клеточной и мышечной системы

10) Творческая деятельность

Познакомьтесь с текстом учебника и охарактеризуйте основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.

3. Индивид, индивидуальность, личность.

В качестве мотивации учащимся дается следующее задание:

Какое суждение верно?

А) Понятия «индивид» и «индивидуальность» означают одно и то же.

Б) Без общества индивид не может стать индивидуальностью.

Для того, чтобы учащиеся смогли выполнить данное задание, они должны знать определение понятий «индивид» и «индивидуальность», поэтому целесообразно нацелить ребят на работу со школьным словарем (стр. 20-21).

Перейти к отработке понятия «личность» поможет работа с высказыванием В. Гаврилова:

«Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию «Личность», но еще вовсе не сам шедевр», а также работа с текстом «Индивид и личность» (Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» 10-11 кл.: Пособие для учителя / , и др.; Под ред. , . – М.: Просвещение, 2001, с.10-11)

Для закрепления материала обращаемся к заданиям из части «А» ЕГЭ:

Какое высказывание верно?

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Социальное поведение и социализация личности.

Учащиеся работают с текстом учебника, затем – беседа по вопросам:

    Какое поведение человека называют социальным? Что такое нравы и обычаи? Что еще влияет на поведение человека? Что такое социализация? Назовите стадии социализации. Назовите сферы социализации индивида. Какие социальные институты способствуют социализации индивида?

Затем – работа в группах, учащиеся выполняют задание 3 после параграфа. (привести аргументы к точкам зрения)

5. Самосознание и самореализация.

Работа с высказыванием (отработка навыков написания эссе). Как вы относитесь к следующему суждению? Ответ аргументируйте. «Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри».

Работа со школьным словарем над понятиями самовоспитание, самообразование, самопознание, самореализация.

6. Единство свободы и ответственности.

Работа с высказываниями, работа в парах. Раскройте смысл высказываний:

«Человек – раб, потому что свобода трудна, быть рабом легче».

«Личности присуща неукротимая страсть, которая полыхает в ней, как божественный

огонь. Она восстает и идет наперекор всякий раз, как почует угрозу порабощения, вступая в борьбу не столько за собственную жизнь, сколько за свое достоинство». Эммануель Мунье

Работа с текстом документа на с. 75 учебника.

Что такое свобода?

Что такое ответственность?

Как сочетаются свобода и ответственность?

7. Закрепление.

Работа в группах. Выполните следующее задание.

Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы вы расположили приведенные суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке?

А) «мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»

Б) «единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти»

В) «некая целостность способностей»

Г) «это то, что все мы знаем»

Д) «это то, что он хочет, умноженное на то, что он может»

Е) «это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и смерть»

8. Домашнее задание: параграф 7, ответить на поросы вопросы 1-8, написать эссе.

Список использованной литературы:

Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [, и др.]; под ред. . – М.: Просвещение, 2008 Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» 10-11 кл.: Пособие для учителя / , и др.; Под ред. , . – М.: Просвещение, 2001 Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации : пособие для учителя / [, и др.]; под ред. . – М.: Просвещение, 2006 Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией: в 2 ч. – Ч.1/авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2008 Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / и др. – М.: Школа-Пресс, 1999 ЕГЭ 2008. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Составители, . – М.: Эксмо, 2008 Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10-11: / Под ред. , . - М.: Просвещение, 2005