Муниципальное образовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

«Толерантность как одна из основных компетенций педагога»

Учитель обществознания

Ю.В.Терёшкина

г. Первомайск

Термины:


Толерантность

В английском языке- готовность быть терпимым; во французском- отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском- быть по отношению к другим великолепным; в арабском- милосердие, терпение, сострадание; в русском- умение принять другого таким, какой он есть.

Компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и других. Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися, поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития толерантности как профессиональной ценности современного педагога.

Развитие толерантности является одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки педагога, так как способствует установлению гармоничных отношений с коллегами, обучающимися, окружающими людьми и целым миром, создает условия для повышения эмоциональной устойчивости, хорошего психологического самочувствия.

Толерантность учителя проявляется в отношении к ребенку как к человеку, которому свойственны как хорошие, так и плохие черты, принимая его таким, какой он есть. Отсюда задача педагога – строить свою деятельность, развивая в ребенке его лучшие черты и ослабляя, ограничивая его отрицательные. Толерантность невозможна в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий воспитания толерантности не только у учащихся, но и у педагогов, является освоение учителем гуманистических принципов общения с детьми и их родителями в организации учебно-воспитательного процесса.


Деятельность учителя в формировании толерантных отношений заключается в готовности и умении вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается.

Учитель- это душа процесса образования. Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы сотрудничества в классе, школе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями. Поэтому толерантность является одной из основных компетенций педагога. Если педагог толерантен, уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, выступает по отношению к учащемуся в роли наставника, помощника, он будет оказывать позитивное влияние на других. Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью» в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы».

Проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется по тому, как педагог разрешает противоречие между требованиями, которые он в соответствии с принятыми нормативами предъявляет к детям, и мерой их реального воплощения со стороны детей. Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым требованиям, вызывает этим раздражение, агрессию. В свою очередь, терпимый педагог способен преодолеть свое раздражение, понять истинные мотивы поведения ребенка, вызывающие негативную реакцию, и, в конечном итоге, проявляя терпение, принять ребенка, понять тот факт, что процесс воспитания и обучения не дает одномоментного эффекта, а результаты могут проявиться через много лет. В то же время практически любой педагог понимает важность и значимость терпения и терпимости в педагогическом процессе, однако, далеко не каждый реально знает, как это свойство приобрести. Т олерантный учитель:


  • осознает, что его воспринимают как образец для подражания;

  • осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;

  • поощряет творческие подходы к решению проблем;

  • содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

  • учит мыслить критически и умеет ценить позиции других;

  • ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.
Советы педагогам:

  1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.

  2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.

  3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

  4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.

  5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.

  6. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.

  7. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.

  8. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.

  9. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.

  10. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.

  11. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.

  12. Если другие не разделяют ваших точек зрения- это не показатель их несостоятельности.

  13. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.

  14. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.

  15. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
В определении уровня толерантности два полюса: агрессия и доброжелательность. Нужно помнить: чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны владеть коммуникативной компетенцией, понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения:

Позитивное влияние – улыбка, кивание, поднятие брови, внимательный взгляд, распахнутые руки, рукопожатие, аплодисменты;

Негативное влияние – хмурость, взгляд из-под полуприкрытых век, враждебный взгляд, пристальный, насмешки, скрещенные на груди руки, поза «руки в боки», взгляд, направленный в сторону во время ответа ученика.

Поведение учителя многое говорит ученикам о том, как учитель относится к ним на самом деле. Необходимо постоянно контролировать свой стиль общения с учащимися. Профессиональная компетенция и индивидуальные способности учителя определяют успех любого мероприятия в образовательном процессе.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка -школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Не показывайте своего превосходства над человеком, даже если это твой ученик,- должны сказать мы. Давайте видеть в каждом ребенке что-то хорошее. Толерантность должна быть такой, чтобы мы могли принимать в качестве полезных даже противоположные нам взгляды, учитывая то, что благодаря им мы осознаем, заново оцениваем наши взгляды.

Практикум

Какой смысл вкладывают обучающиеся в понятие «толерантный учитель»?

Итоги опроса:

«Толерантный учитель- толерантный человек прежде всего. Одинаково относится ко всем ученикам. Не делит их на богатых и бедных, плохих и хороших. Смел в общении с учениками, отличающимися от других»

А сейчас попробуем составить групповой портрет толерантной личности.

Проводим опрос, при этом объясняем смысл понятий, подводим итоги.

Опросник

“Черты толерантной личности”



Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка Б

расположенность к другим

снисходительность

терпение

чувство юмора

чуткость

доверие

альтруизм

терпимость к различиям

умение владеть собой

доброжелательность

умение не осуждать других

гуманизм

умение слушать

любознательность

способность к сопереживанию

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, по вашему мнению, у Вас наиболее выражены; “0” напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке Б поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.


Черты толерантной личности:

Расположенность к другим подразумевает хорошее отношение, симпатию к другим.

Человек, обладающим этим качеством, всегда остаётся простым и открытым.

Снисходительность - это терпимое отношение к чьим-либо слабостям, недостаткам, отсутствие излишней требовательности.

Терпение- это черта характера, помогающая переносить физические, умственные или эмоциональные напряжения, способность долго стремиться к цели, даже не получая на первых порах результата, или получая незначительный результат.

Чувство юмора- способность человека относиться к происходящему с лёгкостью, делать юмористические комментарии, вести себя смешно в каких-то ситуациях.

Чуткость- это уважительное отношение и забота о людях, внимание к их нуждам и запросам.

Доверие- это психологическое состояние, в силу которого мы полагаемся на кого-либо, на мнение, кажущееся нам авторитетным.

Альтруизм - способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого.

Терпимость к различиям- позиция открытости и уважения к различиям между людьми (национальным, религиозным…)

Умение владеть собой означает быть хозяином своего ума, своих эмоций,

умение дисциплинировать себя.

Доброжелательность- постоянное позитивное отношение к окружающему миру.

Умение не осуждать других- умение понять другого, поставить себя на его место.

Гуманизм - человечность в отношении к людям.

Умение слушать- один из способов проявить уважение к человеку, установить с ним глубокий контакт, уяснить суть сказанного.

Любознательность- активный интерес к окружающему миру, явлениям, людям.

Способность к сопереживанию- способность сочувствовать другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

Любите друг друга и учитесь прощать!


Спасибо за внимание!

Литература:

1. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

3.Клепцова Е.Ю. Терпимость педагога к детям - основа профилактики дезадаптации в образовательных учреждениях//Проблемы социальной адаптации детей.

4. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

Проблему воспитания толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Реализация педагогики толерантности в образовательном процессе является средством подготовки нового поколения к гармоничному общению.

По-моему мнению, воспитанием толерантности необходимо заниматься на начальном этапе развития ребенка, поскольку намного легче предупредить проблему межнационального общения, которая может возникнуть в будущем, чем корректировать ее уже впоследствии. Большую часть своего времени дети и подростки проводят в школе, поэтому мы рассматриваем процесс воспитания толерантности именно в начальной школе, где и начинают зарождаться первые шаги к межнациональному общению, а возможно и первые проблемы, связанные с культурой общения учащихся разных национальностей.

Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто .

Деятельность образовательных учреждений, должна быть направлена на создание толерантной среды, которая основывается на гуманистических, нравственных ценностях, является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе, когда формируются эмоционально-волевая сфера, отношение к себе и другим, в новой для него роли - ученика, начинает складываться взаимодействие между 20 -25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности . Для плодотворного развития ребёнка необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества.

При воспитании толерантности в младшем школьном возрасте необходимо учитывать уровни толерантности, выделенные О. А. Спицыной . Критерием выделения уровней для учёного послужила степень самостоятельности школьников проявления толерантности :

Высокий уровень толерантности характеризуется тем, что учащийся имеет установку на формирование у себя конкретных качеств, у него сформированы фактические представления о ценностях толерантности, устойчиво проявляется терпимое отношение к другим. Ребёнок имеет низкий уровень тревожности, агрессивности, высокий уровень эмпатии; самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.

Средний уровень толерантности предполагает, знания норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; эмпатия и выдержка зависят от внешних условий. Ребёнок признаёт толерантное поведение со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.

При низком уровня толерантности (интолерантности) ребёнок обладает низким объектом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеет различать границы толерантности и интолерантности; у него отсутствует выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду. При определённый условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наблюдается отрицательное отношение к отличиям других.

Воспитание толерантности предполагает развитие активной жизненной позиции, изменение самого себя, своих стереотипов, своего сознания, а активная позиция развивается активными методами. К активным следует отнести те методы, которые позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (Д. И. Кавтарадзе) .

Для воспитания толерантности необходимы следующие педагогические условия (Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова):

  • § создание единого толерантного пространства образовательного учреждения;
  • § формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;
  • § вариативное использование активных методов обучения и воспитания;
  • § развитие навыков коммуникативной толерантности учителей и учащихся;
  • § организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности.

Важное условие воспитания толерантности учащихся - живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия со стороны учителя, что, в свою очередь, значимо не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г. Г. Бахтин, к пониманию через со-мышление - В. Ф. Гумбольд, что ведёт к со-действию. Если учитель толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. В основе поведения, ориентированного на дисциплинарную модель, лежит в той или иной мере сформировавшаяся позиция принуждения, которая ведёт к возникновению у учащихся агрессии, негативизма, непринятия и нетерпимости к другим, проявляющиеся как в отношении взрослых, так и со сверстниками. Отсутствие толерантных отношений между педагогом и учащимся обусловливает рост эмоционального напряжения, неуверенности, тревожности, что отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей, снижает эффективность образовательной деятельности .

Одной из задач в формировании личности учащегося является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Так же процессе воспитания культуры межнационального общения младших школьников должны решаться такие задачи, как:

  • § воспитание личности, осознающей достоинство человека;
  • § воспитание терпимости;
  • § воспитание гуманного человека;
  • § формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.

Важнейшей составной частью нравственного воспитания становится воспитание культуры межнационального общения. В начале ХХ в. П. П. Блонский указывал на то, что путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание .

Сегодня наблюдается стремление к национальному возрождению, что создаёт благоприятную почву для диалога культур, для воспитания молодых в духе национально-религиозных ценностей. Путь к взаимопониманию приходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном. У учащихся надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определённой религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур. Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения, что является одним из педагогических условий организации толерантного воспитания в образовательном учреждении.

Многие авторы, занимающиеся исследованием проблем межнационального общения считают, что культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности :

познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение учащихся знаниями по пробелам теории и практики межнациональных отношений;

эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие эмоционально-психологических характеристик;

поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности. Культура межнационального общения представляет собой единство знаний истории и культуры своего народа. Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие моральные нормы поведения, от взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремления обогащать себя знанием этих ценностей . Очень важно вооружить учащихся минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов.

Поэтому педагогика межнационального общения ставит следующие цели :

  • 1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к отечеству;
  • 2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
  • 3) воспитание в духе мира и уважения к всем народам Земли;
  • 4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.

Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологии Б. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что не знают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной.

Учитель должен формировать уважение к правам и взглядам других, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребёнок чувствует себя личностью с её индивидуальностью и неприкосновенностью. Необходимо, чтобы общение и разрешение конфликтов с учащимися, их родителями, коллегами было цивилизованным, демократичным, основанным на уважительном отношении к призванию прав и достоинства других, независимо от возраста и социального положения. В школе должен быть создан нравственный климат, обеспечивающий уважение прав всех субъектов образования (Г. Е. Илюхина).

Воспитание культуры межнационального общения осуществляется посредством :

  • § воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости;
  • § формирование у них умений разбираться в своём внутреннем мире, выработки навыков самоанализа;
  • § формирование у детей позитивной «Я-концепции», социальной активности, уверенности в своих силах, способности к самовыражению, выработки умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины;
  • § внушения детям-мигрантам идей о важности самопринятия;
  • § выработки у учащихся способности к плюралистическому разрешению споров и конфликтов;
  • § культивирование у детей чувства симпатии к другим людям.

Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление младших школьников с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с одноклассниками разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся в процессе их общения.

Воспитание культуры межнационального общения возможно при условии, что вся воспитательная система учебных и внеучебных занятий будет носить гуманистический характер и строиться на принципах воспитательной работы с детьми, обеспечивающих поддержку и защиту личности .

По мнению В. И. Липовой, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать заново, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Задача в том, чтобы младшим школьникам открыть нравственно-эстетические национальные черты представлений разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение. Чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступают порог школы. Для них очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. Это положительно сказывается на социализации ребёнка в группе сверстников.

Одним из ключевых моментов воспитания культуры межнационального общения младших школьников является приобретение учащимися знаний по истории, культуре, фольклору своего народа и других этнических групп. С этой целью учитель проводит занятия, в ходе которых ученики получают знания о культуре, традициях, быте разных народов, учатся культуре межнационального общения. Важным в разработанной системе таких занятий является организация группового взаимодействия, которое предполагает обучение детей приёмам коллективной работы, создание атмосферы уважения к личности каждого ребёнка независимо от национальности. Занятия можно приурочить к народным праздникам. На них можно разыграть театрализованное представления, организовать выставку работ учащихся, на которых предоставляются поделки, посвящённые культуре народов разных национальностей. Это система уроков трудового обучения, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, на которых соответствующим образом организована практическая деятельность школьников по изучению традиций, обычаев других народов .

Одна из задач таких занятий - развитие представлений учащихся о себе как представителе той или иной этнической группы, собственной индивидуальности. Важно то, что каждый учитель пытается научить детей с вниманием и уважением относиться к мнению другого человека и к нему самому независимо от его национальной принадлежности. Необходимо стремиться к тому, чтобы такие ценности, как толерантность, сочувствие, сострадание, прочно вошли в жизнь каждого ребёнка.

Логическим итогом является выработка и принятие некоторого перечня необходимых правил жизни класса, в котором учатся дети разных национальностей .

В своей книге «Школа на пути к свободе» Е. Я. Ямбург пишет: «Бесконечные разговоры о культуре мира, призваны к воспитанию толерантности останутся благими пожеланиями до тех пор, пока мы не поймём, что в конечном итоге, все усилия в этом направлении сводятся к формированию у ребёнка потребности в диалоге и обучению цивилизованным способам его поведения». Потребность в диалоге, сотрудничестве - это те ценности, которые закладываются в семье с детского возраста. Они начинаются с уважительного отношения ко всем членам семьи и выстраиваются через общие интересы, доброжелательное общение, заботу и внимание, помощь и поддержку по отношению друг к другу. Чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступают порог школы. Для них очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. Это положительно сказывается на социализации ребёнка в группе .

Если в детском саду ребёнок учится законам коллективного общения и умениями управлять своими желаниями, считаться с другими детьми, признавать другого, как себе равного, то в школе - общаться с детьми разного возраста, разных характеров, статусов, национальностей, интересов, культур. Такие условия позволяют человеку естественным образом приобретать необходимые качества для успешной адаптации в социуме.

Резюмируя все выше сказанное, можно сделать выводы, что воспитание толерантности в школе будет успешным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:

  • - создано единое толерантное пространство образовательного учреждения;
  • - сформирована установка на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;
  • - будут вариативно использоваться активные методы обучения и воспитания;
  • -организована социально-педагогическая работа по развитию навыков коммуникативной толерантности учителей и учащихся;
  • - организовано просвещения учащихся с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности.

Рассмотрение проблемы формирования толерантности в свете гуманитарных наук, анализ современного состояния проблемы формирования толерантности у школьников, изучение влияния возрастных особенностей на процесс воспитания толерантности, обобщение личного опыта работы с младшими школьниками, а также сделанные на основе всего этого выводы позволяют нам приступить к разработке модели педагогических условий формирования толерантности у школьников. . Под педагогическими условиями мы понимаем создаваемые педагогом обстоятельства, от которых зависит процесс формирования толерантности у школьников (условие, по С.И. Ожегову, - обстоятельство, от которого что-нибудь зависит).

В числе активных методов воспитания толерантности учащихся: игровые (дидактические игры, ролевые игры), проектирование, анализ конкретных ситуаций, беседы, социально-педагогические тренинги, а исходя из того что, один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста - игра, внутренняя потребность ребенка, мы уделяем особое внимание игровой деятельности. Начальная школа - это тот период, когда детство является динамичным и пластичным периодом жизни, идет интенсивное физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Детство - это период и психоэволюции ребенка. . Игра как один из специфических видов деятельности не только укрепляет здоровье и функциональные возможности, но и продуцирует креативность мышления, генерализуя сложные образы, развивая ассоциативность и творческое начало личности. Она способствует постижению чувств симпатии, эмпатии, коррекции добра и зла, потребности и человеколюбия, развивает фантазию и сопереживание. Если эти качества не развивать с раннего детства, то весьма сомнительно, что ребенок проявит их будучи взрослым. Воспитывая у ребенка гамму чувств, мир движений и фантазий, мы способствуем овладению им знаниями и детерминируем его нравственность. Правильно подобранные игры способствуют развитию многообразных функций: образовательной, оздоровительной, воспитательной, коммуникативной, творчески-детерминирующей, адаптивной, когнитивной . Кроме этого, благодаря соблюдению установленных правил игры блокируют негативные черты характера, предотвращая девиантное и делинквентное поведение.

Именно поэтому стоит уделить особое внимание игровой деятельности, в формировании толерантности у детей младше-школьного возраста.

Семинар-тренинг направлен на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг

«Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»

Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.

Задачи:

Формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии;

Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

Развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

Развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.

Оборудование : мультимедийная презентация, мяч, листы бумаги, ручки (по количеству участников), ватман с силуэтом дерева без листьев, вырезанные из бумаги листья, клей, фломастеры, мольберт.

Ход мероприятия:

(Слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас будет проходить семинар-тренинг «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия».

(Слайд 2)

Люди на свете рождаются разными:

непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

нужно терпенье в себе воспитать.

А сейчас я предлагаю вам принять участие в упражнениях «Чем мы похожи», «Я желаю себе и другим…».

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Процедура проведения: Члены группы стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Вывод: все мы разные, но у нас есть много общего, все мы чем-то похожи.

Упражнение «Я желаю себе и другим…»

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Как много хороших, добрых слов вы пожелали друг другу, у всех сразу улучшилось настроение, и сейчас мы приступим к теоретической части семинара-практикума.

(Слайд 3)

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обращается всё больше исследователей.

Определение слова «толерантность»

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

(Слайд 4)

В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, дано такое определение: «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…».

(Слайд 5)

На слайде представлены характеристики толерантной и интолерантной личности.

И сегодня я хочу поговорить с вами о том, какую роль при взаимодействии с дошкольниками и родителями, имеет такое качество педагога, как толерантность.

Основная роль в адаптации ребенка к дошкольному учреждению, в его эмоциональном благополучии в детском саду, принадлежит, на наш взгляд, педагогу. От того, насколько он сумеет принять ребенка таким, каков он есть, проявить терпение к его слабостям и недостаткам, сохранив при этом разумный баланс между требовательностью и любовью, зависит его психологическое благополучие.

Поэтому особую актуальность во взаимодействии с дошкольником имеет такое качество взрослого, как толерантность. В переводе с латинского языка толерантность (tolerantia) означает терпение, терпимость.

Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия.

В педагогическом процессе терпимое и нетерпимое отношение к ребенку определяется тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью предъявлять определенные требования к ребенку и мерой реального воплощения этих требований ребенком.

Нетерпимое отношение педагога к ребенку чаще возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым к нему требованиям и в результате начинает раздражать педагога.

Терпимость присуща педагогу, который спокойно реагирует на внешний вид и поведение детей (у других людей они могут вызывать раздражение), способен не только принять их качества, в том числе негативные, поведение таким, какие они есть, но и понять, что стоит изменять, а что не стоит; при этом если он принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя ущерба личности. Такой педагог выявляет не только сам факт поступка, особенности поведения черты личности, но и мотивы, факторы, условия, лежащие в их основе. Он может испытывать раздражение по отношению к тому или иному ребенку, но одновременно способен проявить выдержку и терпение, способен не обвинять ребенка, его родителей, других людей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы.

В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль.

Условно можно выделить типы педагогов с терпимым и нетерпимым отношением к ребенку. Я хочу предложить вашему вниманию психологическую характеристику типов педагогов. Предлагаемая психологическая характеристика типов педагогов не преследует цель обидеть педагогов или указать на их недостатки. Эта характеристика необходима для понимания причин появления недостатков в работе и для предостережения педагогов от ошибок.

(Слайд 6)

Тип педагога «Диктатор»

Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!».

Лозунг: «Вы ответите мне за все!».

Краткая характеристика: Данный тип педагога разрушителен для личностного развития детей и поэтому является источником дезадаптации ребенка к дошкольному учреждению. Неприязнь к детям, неспособность к педагогической деятельности выливается в жесточайший контроль над детьми, в стремление ограничивать их деятельность твердыми рамками запретов, манипуляций, оскорблений и даже физических наказаний.

(Слайд 7)

Тип педагога «Снежная королева»

Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!».

Лозунг: «Это вы сами в состоянии сделать!».

Краткая характеристика. Педагогический труд рассматривается как «повинность», отработка рабочего времени от и до. Часто в эту группу входят «выгоревшие» педагоги с «хронической усталостью», эмоционально и интеллектуально истощенные, переживающие состояние педагогического кризиса, или педагоги, занимающие «чужое» место. Данный педагог, как правило, индифферентен к педагогической деятельности и образовательному процессу, игнорирует обращенные к нему проблемы детей, родителей, минимизирует выполнение необходимых профессиональных обязанностей.

Его характеризует также нежелание действовать, стремление переложить ответственность на других, позиция пассивного, равнодушного созирцателя. Данный педагог, так же как и «Диктатор», способствует дезадаптации ребенка к образовательному учреждению.

(Слайд 8)

Тип педагога «Боец»

Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!».

Лозунг: «Делай, как я!».

Краткая характеристика: «Боец» «формирует» личность, активно «содействует» ее развитию под воздействием сложившихся стереотипов. Характерно неприятие детей, которые не нравятся. В ситуациях, выходящих из-под контроля, склонен проявлять открытую неприязнь, агрессивен, стремится действовать открыто: публично смеяться и издеваться над ребенком либо бороться с ним всеми доступными ему средствами (у каждого педагога свои – в зависимости от мировосприятия, этической и психологической культуры). Для такого педагога характерна определенная степень эгоцентричности, в соответствии с которой он «подгоняет» детей под стандарт «хорошего», с его точки зрения, ребенка. Педагог отдает предпочтение «любимчикам», многое им прощает, что способствует их адаптации к дошкольному учреждению, тогда как к непонравившемуся ребенку может быть пристрастным, что в итоге приводит к его дезадаптации.

(Слайд 9)

Тип педагога «Сноб»

Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки».

Лозунг: «И когда только вы вырастете!».

Краткая характеристика: «Сноб» терпелив к тому, кто является его единомышленником, толерантно, хотя и «свысока» ведет себя с обеспеченными родителями, но в то же время невыдержан, достаточно тверд и жесток с теми, кто стоит ниже его на социальной лестнице, так как считает себя опытнее, образованнее, воспитаннее, умнее. Подобным образом педагог относится и к детям. Главный недостаток – негибкость поведения, неадекватно завышенная самооценка своих действий, поступков, идей, что в итоге может стать причиной дезадаптации ребенка.

(Слайд 10)

Тип педагога «Стоик»

Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!».

Лозунг: «Все получится, нужно только немного подождать!».

Краткая характеристика. В основе педагогического труда такого педагога может лежать личная выгода, собственное удобство, равнодушие к детям. В целом он способствует адаптации ребенка к образовательному учреждению, поскольку терпеливо выполняет профессиональные обязанности. Однако недостаточное приятие педагогом детей может привести к их поведенческим или личностным дисгармониям, неадекватной самооценке, обращению внимания на себя как приемлемыми способами, так и недопустимыми.

(Слайд 11)

Тип педагога «Золушка»

Педагогическое кредо: «Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо».

Лозунг: «Ну что я могу для тебя сделать?».

Краткая характеристика: «Золушкой» чувствуют себя некоторые педагоги на начальных стадиях становления своей карьеры. Они растерянны и не знают, как грамотно вести себя в различных педагогических ситуациях, что проявляется в приспособлении к действительности, неуверенном поведении. Этот тип педагога чрезвычайно удобен как детям, так и взрослым: им легко манипулировать, так как он беспомощен и нуждается в поддержке. Он сам находится в адаптационном процессе, поэтому его участие в адаптации ребенка к дошкольному учреждению минимально.

(Слайд 12)

Тип педагога «Черепаха Тортилла»

Педагогическое кредо: «Это дети (молодые родители и т.д.), и этим все сказано!».

Лозунг: «У вас все получится со временем!».

Краткая характеристика. Такой педагог относится к детям «сверху», с позиции покровительствующего: предпочитает воспитывать, наставлять, разъяснять, морализировать, убеждать. Он любит детей, принимает их недостатки, с удовольствием работает, однако может быть негибок, проявлять недостаточную децентрацию к ребенку. В оценках личности и действий детей, как правило, преобладают позитивные характеристики: «Вы хорошие, умные ребята, но слегка легкомысленные…». «Мне нравится ваше поведение, но я хотела бы видеть вас более старательными». Дети любят такого педагога, он помогает им адаптироваться к дошкольному учреждению.

(Слайд 13)

Тип педагога «Альтруист»

Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов вас принять, лишь бы вам было хорошо!».

Лозунг: «Все дано от природы, я мало, что могу сделать!».

Краткая характеристика: Этот педагог настолько любит и уважает детей, что боится своим педагогическим вмешательством навредить их личностному росту, что ведет к полной уступчивости. В целом он лоялен, может быть излишне эмпатичен, принимает ребенка, способствует его адаптации к дошкольному учреждению.

(Слайд 14)

Тип педагога «Миролюбец»

Педагогическое кредо: «Исходить из интересов человека и перспектив его дальнейшего развития».

Лозунг: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!».

Краткая характеристика. Это идеальный тип педагога. Он любит детей, с удовольствием с ними работает. Отношения основаны на принятии, любви к детям, понимающем сопереживании, ненасильственном сопровождении их личностного роста и развития, направлены на развитие уникальной сущности каждого ребенка, что, разумеется, ведет к его быстрой адаптации к дошкольному учреждению.

Отметим еще раз: первостепенная роль в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению принадлежит педагогу: от того, насколько он сам гармоничен и терпим, зависит психологическое здоровье и его самого и воспитанников. Чем больше таких педагогов, тем более гуманистична образовательная среда и общество в целом, поскольку основы взаимоотношений, взаимовосприятия, самооценки закладываются в дошкольном детстве. Это тот базис, с которым ребенок затем вступает в школьную жизнь, и обеспечить ему безболезненное вхождение – задача педагога. Дело за малым – педагог должен любить детей, профессию, образовательное учреждение, где работает, и, конечно же, совершенствоваться, развиваться и двигаться вперед.

Упражнение «Пять добрых слов» (Слайд 15)

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Форма работы: групповая, в кругу.

Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.

Обсуждение:

Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Творческая работа «Дерево толерантности» (Слайд 16)

Участники на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, какими качествами должны обладать взрослые и дети в детском саду, чтобы ДОУ стало «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев. Рассматриваем «Дерево толерантности», делаем вывод, что здесь написаны все те качества, которыми должен обладать толерантный человек.


- Хотелось бы, чтобы в нашем детском саду всегда царили любовь, прощение, терпение, а также доброта, уважение, взаимопонимание. Ведь любовь, прощение, терпение, доброта, уважение и взаимопонимание это и есть толерантность. Спасибо всем за активную работу!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое толерантность? В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Семинар-тренинг «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия» Подготовила и провела: Коцур И.С. Социальный педагог МБДОУ «ДС №12 «Росинка»

Люди на свете рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Определение слова «толерантность» В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…» (Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ НЕПОНИМАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ИГНОРИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЭГОИЗМ ПОНИМАНИЕ И ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ ОСКОРБЛЕНИЯ, НАСМЕШКИ, ВЫРАЖЕНИЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ЧУТКОСТЬ, СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ РАВНОДУШИЕ, ЦИНИЗМ ДОВЕРИЕ,ГУМАНИЗМ АГРЕССИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ НЕПОНИМАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ИГНОРИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЭГОИЗМ ПОНИМАНИЕ И ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ ОСКОРБЛЕНИЯ, НАСМЕШКИ, ВЫРАЖЕНИЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ЧУТКОСТЬ, СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ РАВНОДУШИЕ, ЦИНИЗМ ДОВЕРИЕ,ГУМАНИЗМ АГРЕССИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Тип педагога «Диктатор» Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!». Лозунг: «Вы ответите мне за все!».

Тип педагога «Снежная королева» Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!». Лозунг: «Это вы сами в состоянии сделать!».

Тип педагога «Боец» Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!». Лозунг: «Делай, как я!».

Тип педагога «Сноб» Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки». Лозунг: «И когда только вы вырастете!».

Тип педагога «Стоик» Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!». Лозунг: «Все получится, нужно только немного подождать!».

Тип педагога «Золушка» Педагогическое кредо: «Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо». Лозунг: «Ну что я могу для тебя сделать?».

Тип педагога «Черепаха Тортилла » Педагогическое кредо: «Это дети (молодые родители и т.д.), и этим все сказано!». Лозунг: «У вас все получится со временем!».

Тип педагога «Альтруист» Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов вас принять, лишь бы вам было хорошо!». Лозунг: «Все дано от природы, я мало, что могу сделать!».

Тип педагога «Миролюбец» Педагогическое кредо: «Исходить из интересов человека и перспектив его дальнейшего развития». Лозунг: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!».

Упражнение «Пять добрых слов»

Творческая работа «Дерево толерантности»

Китайская притча «Ладная семья»

Спасибо за работу!


Завершился муниципальный этап XVI Всероссийского конкурса детско — юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина». Наши воспитанники также приняли участие в этом конкурсе. Многие стали призерами и победителями, получили памятные призы и грамоты.

Юные таланты в театре «Волшебный фонарь»

В дни театра Городской театральный центр «Волшебный фонарь» вновь распахнул свои дверь на X юбилейный городской фестиваль театров кукол детских садов «Кукла, я тебя знаю!» Наши воспитанники совместно с педагогами подготовили музыкальную сказку в современной интерпретации «Кот, петух и лиса». В этом фестивале нет проигравших. Юные театралы были награждены памятными призами и награждены грамотой в номинации «Оригинальное решение спектакля»

Масленичная неделя

Вместе со Скоморохами, русской красавицей и, конечно же, солнцем прошли масленичные развлечения накануне праздника. Задорные песни, народные игры и забавы с валенком, перетягивание каната, эстафета со сковородками и веселые шутки очень понравились детям и взрослым!

Поздравляем мам и бабушек с Международным женским днем

В канун этого замечательного весеннего праздника в детском саду прошли утренники для мам и бабушек. Ребята пели, танцевали, рассказывали стихи и дарили своим любимым мамочкам трогательные подарки, сделанные своими руками.


Необычное поздравление ко Дню 8 Марта

Мальчишки из группы №12 (воспитатель Ризо ольга Анатольевна) приготовили необычное поздравление для своих девочек. Букет цветов появился прямо из воды!

В мире светофорных наук

27 февраля в гости к дошколятам пришел настоящий инспектор ДПС! Она рассказала ребятам об основных дорожных знаках, вместе с инспектором дети поиграли в различные игры, повторили правила дорожного движения и посмотрели обучающий мультфильм.

Достойный финал конкурса «Воспитатель года — 2019″

26 февраля состоялся финал городского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года 2019″ Наш педагог — психолог Новик Оксана Юрьевна достояно справилась с конкурсными заданиями и стала ЛАУРЕАТОМ! Поздравляем коллегу и желаем дальнейших профессиональных успехов!

Водная эстафета в честь Дня Защитника Отечества

В канун праздника День защитника Отечества мальчишки из группы №12 (воспитатель ризо Ольга Анатольевна) приняли участие в водной эстафете. Командовала парадом физкультурный руководитель Красных Ирина Владимировна, а на берегу за ребят «болела» группа поддержки. Мальчишки показали все свои навыки, проявили ловкость и смекалку, быстроту плавания, силу в перетягивании каната и доказали, что они настоящие будущие защитники нашей Родины.

Всемирный день рисования солнца на снегу

31 января — всемирный день рисования солнца на снегу. Наши дошколята тоже решили поддержать эту замечательную акцию и собрались в веселый хоровод. Забавные кричалки, песни и хороводы с Солнышком и Петрушкой надолго остались в памяти ребят, а потом все стали дружно рисовать солнце на снегу красками, цветной водой и даже лопатками!

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.