Обезьяны начали ходить прямо не сразу. Изменение окру-жающей среды — переход из лесов для проживания на открытые местности вызвали у некоторых из них склонность к прямохож-дению, которая сохранялась и усовершенствовалась в течение миллионов лет в процессе борьбы за существование и естествен-ного отбора . Прямохождение ограничило двигательную актив-ность человекообразных обезьян, что привело к сращиванию и неподвижному состоянию костей крестца. А это, хотя и несколько затрудняло роды, давало возможность видеть издалека приб-лижающуюся опасность, высвобождало руки для изготовления орудий.

В начале процесса формирования человека его руки ещё не были хорошо развиты и выполняли только простые движения. Благодаря мутационной изменчивости , борьбе за существование и естественному отбору сохранялись особи с изменёнными рука-ми, способными выполнять трудовые операции. Потребовались миллионы лет, чтобы первые человекообразные обезьяны смог-ли не только использовать готовые предметы (камни, палки) в качестве орудий, но и научиться их изготавливать. Создание орудий труда приводило к появлению все больших отличий между руками человека и обезьяны и уменьшало его зависимость от внешней среды. Именно это имел в виду Ф. Энгельс, когда отметил, что человека создал труд.

Важную роль в процессе превращения обезьяны в человека играло проживание в общине. Любой индивид , обладающий орудием, не мог один противостоять нападению хищных животных. Поэтому древнейшие и древние люди стали прожи-вать в общинах. Таким образом они защищались от хищных животных, охотились, воспитывали детей. Старейшины общины учили молодых членов изготовлять орудия, способам охоты, хранить огонь, находить съедобные растения и животных .

У древних людей формировались первобытнообщинные отношения, а именно, забота о раненых и больных членах общины, похороны умерших. В общине проживало по 50-100 человек. Проживание в общине имело огромное значение. Выживали общины, которые умели противостоять в борьбе за существование, хорошо охотиться, обеспечивать себя пищей, заботиться друг о друге, способствовать снижению смертности среди стариков и детей, преодолевать неблагоприятные условия проживания. Остальные общины погибали.

С развитием трудового процесса все более становилась очевидной полезность взаимопомощи. Опыт, который люди накапливали познавая окружающую среду, вообще природу, передавался из поколения и усовершенствовался. Проживание в общине позволяло её членам общаться между собой при помощи звуков, жестов и мимики. Постепенно не развитые у обезьян гор-тань и ротовой аппарат в результате наследственной изменчивости и естественного отбора превратились у человека в речевой орган. Материал с сайта

Человек и высшие животные реагируют на внешние предметы и события при непосредственном участии зрения, слуха и других органов чувств. В отличие от высших животных, у человека развита вторая сигнальная система. Человек воспринимает внешние сигналы через слова. Это — признак, качественно отличающий друг от друга высшую нервную деятельность человека и животных. Благодаря речи , совместному труду развивались общественные отношения, которые укрепляли взаимодействие людей.

В процессе возникновения человека важную роль играло также потребление приготовленной на огне пищи. Охота и рыболовство позволяли питаться не только растительной, но и смешанной пищей, что само собой явилось причиной сокра-щения длины кишечника. Потребление приготовленной на огне пищи на протяжении тысячелетий постепенно облегчало нагрузку на жевательный аппарат, в результате чего ребро верхней кости, соединяющей мощные жевательные мышцы у обезьян, утратило своё биологическое значение.

Как вы думаете, применимы ли принципы, объясняющие происхождение и эволюцию видов животных, для объяснения происхождения и эволюции человека? С позиции синтетической теории биологические факторы эволюции органического мира — мутационный процесс, волны жизни, дрейф генов, изоляция, борьба за существование и естественный отбор — применимы и к эволюции человека. Похолодание климата и вытеснение лесов степями обусловило переход предков человекообразных обезьян к наземному образу жизни. Этот факт стал первым шагом на их пути к прямохождению.

Недостатки в скорости передвижения при прямохождении восполнялись тем, что освободились передние конечности. В то же время вертикальное положение тела позволяло получать больший объем информации. Например, предки человека могли более своевременно реагировать на приближение хищников. Руки стали использоваться для изготовления и применения различных орудий. Поскольку перечисленные приспособления были направлены на повышение выживаемости, именно по этому пути осуществлялось дальнейшее действие естественного отбора. Следовательно, биологические факторы антропогенеза способствовали формированию морфофизиологических особенностей человека (прямохождение, увеличение объема головного мозга, развитая кисть руки).

Роль социальных факторов в антропогенезе раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Социальные факторы эволюции логично выстроить в следующую последовательность: совместный образ жизни → мышление → речь → труд → общественный образ жизни . Предки человека стали объединяться в группы для совместного проживания, освоили изготовление орудий труда. Именно изготовление орудий труда является четким рубежом между обезьяноподобными предками и человеком. В борьбе за существование преимущество стали получать группы особей, которые сообща могли противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды. Таким образом, социальные факторы антропогенеза были направлены на совершенствование отношений между людьми в пределах группы.

Роль труда в формировании человека

Эволюция руки после освобождения от функции опоры шла в направлении ее совершенствования для трудовой деятельности. Данный факт нашел отражение в изготовлении различных орудий труда. Это отмечено при изучении ископаемых останков Человека умелого (Homo habilis ).

Строение костей кисти Homo habilis указывает на хорошо развитую хватательную способность верхней конечности. Ногтевые фаланги стали короткими и плоскими, что еще раз подчеркивает активное использование кисти. Расширенные фаланги пальцев являются свидетельством выполнения тяжелой физической работы. Кроме того, рука стала ведущим органом человека в осуществлении контактов на расстоянии при помощи различных предметов.

Использование изготовленных орудий охоты существенно повысило эффективность этого процесса. Человек наряду с растительной пищей стал широко включать в рацион и более калорийную пищу животного происхождения. Приготовление пищи на огне уменьшило нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему. В результате стал легче скелет головы, укоротился кишечник.

С развитием трудовой деятельности происходило дальнейшее объединение людей для совместной жизни. Это расширяло представления человека об окружающем мире. Новые представления обобщались в виде понятий, что способствовало развитию мышления и формированию членораздельной речи. С совершенствованием речи шло развитие головного мозга. Именно в перечисленных направлениях реализовывалось действие движущей формы естественного отбора. Как результат, у древних людей за очень короткий срок значительно увеличился объем головного мозга.

Общественный образ жизни как фактор эволюции человека

При переходе к наземному образу жизни предки человека столкнулись с рядом трудностей в борьбе за существование. Это и освоение новых мест обитания, и постоянная опасность, связанная с хищниками в условиях открытых пространств. Для успешного выживания предки человека объединялись в группы, а труд способствовал сплочению их членов. Древние люди коллективно защищались от хищников, охотились и занимались воспитанием детей. Старшие члены обучали младших отыскивать природные материалы и изготавливать орудия труда, учили охотиться и поддерживать огонь. Использование огня, помимо приготовления пищи, помогало защищаться от непогоды и хищников.

Общественная жизнь давала неограниченные возможности общения с помощью звуков и жестов. Постепенно неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьяноподобных предков превратились в органы членораздельной речи человека. Этому способствовали наследственная изменчивость и естественный отбор.

Ведущая роль социальных факторов в истории развития человека

На этапе эволюции древнейших людей ведущая роль принадлежала биологическим факторам — борьбе за существование и естественному отбору. Отбор был направлен на выживание отдельных популяций людей. Выживали наиболее приспособленные к неблагоприятным условиям и более умелые в изготовлении орудий труда. По мере объединения людей в группы ведущую роль в антропогенезе стали играть социальные факторы. Преимущество в борьбе за существование не обязательно получали самые сильные. Постепенно объектом отбора стали стадность и связанные с ней формы общения. Выживали те, кто максимально сохранял детей — будущее популяции и стариков — носителей жизненного опыта.

Посредством труда и слова человек стал постепенно овладевать культурой производства орудий труда, устройства жилищ. Обучение и воспитание, а также передача опыта явились важной предпосылкой зарождения элементов человеческой культуры. Вначале они проявлялись в виде наскальных рисунков, статуэток, погребальных обрядов. Совершенствование коллективного образа жизни, распределение обязанностей между членами группы снижали роль биологических факторов в эволюции человека.

Качественные отличия человека

Говоря о качественных отличиях, попытаемся подытожить рассмотренные ранее предпосылки антропогенеза. Человека умелого, первого настоящего представителя рода Homo , отличает от представителей животного мира именно способность изготавливать орудия труда.

Здесь важно именно изготовление, а не простое использование палки или камня обезьяноподобными предками для удовлетворения потребностей в защите или пище. Животные также могут применять подручные средства для добывания корма. Обезьяны, например, палками и камнями сбивают бананы и кокосы с пальм. Морские выдры пользуются камнями для раскалывания раковин моллюсков. Некоторые виды галапагосских вьюрков применяют колючки кактусов, чтобы доставать насекомых из-под коры деревьев.

Все способы использования предметов в жизнедеятельности животных носят случайный характер или обусловлены инстинктами. Поэтому главным качественным отличием человека является, безусловно, осознанный труд. Именно труд представляет собой границу, разделившую человека и его далеких предков.

Человек имеет такой же план строения организма, как и все млекопитающие. В то же время в строении тела человека есть ряд отличий, связанных с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием речи.

В связи с прямохождением изменилось положение тела и произошел перенос центра тяжести на нижние конечности. Это обусловило изменение формы позвоночника с дугообразной на S-образную. Такая форма придала позвоночнику дополнительную гибкость при передвижении. Укорочение позвоночного столба обеспечивает устойчивое положение тела на нижних конечностях, которые у человека, в отличие от обезьяноподобных предков, длиннее верхних.

Другими прогрессивными элементами, связанными с хождением на двух ногах, стали: сводчатая, пружинящая стопа, расширенный таз, а также более короткая и широкая грудная клетка. Затылочное отверстие у человека перемещается к центру основания черепа, что позволяет сбалансировать череп на шейных позвонках.

В связи с трудовой деятельностью рука человека имеет небольшие размеры, отличается тонкостью и подвижностью. Это дает ей возможность совершать разнообразные движения. Отведение в сторону большого пальца и его противопоставление остальным позволяет человеку не просто брать предмет, но и удобно обхватывать его.

Увеличение объема головного мозга привело к увеличению размеров мозгового отдела черепа в среднем до 1500 см 3 . По объему он превосходит лицевой отдел в 4 раза, хотя у обезьян это соотношение составляет 1: 1.

С развитием речи нижняя челюсть человека приобрела вид подковы с выступающим подбородком. Еще одной отличительной чертой стало наличие второй сигнальной системы. Слово и связанное с ним мышление позволяют человеку рассуждать логически и обобщать накопленные факты. На этом основана передача опыта, культуры, традиций, знаний на протяжении многих поколений. Знания и опыт, накопленные человеком в течение жизни, становятся достоянием всего общества. Это стало возможным благодаря развитию речи, а впоследствии — письменности.

Такие качества человека, как трудолюбие, пластичность мышления, культура речи, развиваются на основе образования и воспитания в обществе. Вне человеческого общества формирование гармонично развитой личности невозможно.

В основе эволюции человека лежат биологические (мутационный процесс, волны жизни, дрейф генов, изоляция, борьба за существование, естественный отбор) и социальные (труд, мышление, речь, общественная жизнь) факторы эволюции. Труд способствовал объединению предков человека в группы. Развитие речи, совершенствование коллективного образа жизни, распределение обязанностей между членами группы — все это усиливало роль социальных факторов антропогенеза. Слово и связанное с ним мышление позволили человеку рассуждать логически и обобщать накопленные факты. Отличительной чертой человека является наличие второй сигнальной системы.

Биологические факторы оказывают влияние на эволюцию человека.

Развитие человека исторически не могло происходить оторвано от окружающей действительности. На этот процесс влияли биологические факторы эволюции человека, такие же, как и влияли на остальную живую природу. Однако исследования показывают, что только биологических факторов явно недостаточно для антропогенеза, требовались еще и социальные факторы.

Ранние этапы эволюции человека характеризуются преобладанием биологических факторов. Решающим значением обладал природный отбор особей, обладающих лучшей приспособляемостью к постоянно меняющимся условиям среды обитания.

Шел отбор и особей, которые проявляли способность изготовлять примитивные орудия труда, без которых добыча пищи и защита от врагов становились проблематичными.

На более поздних этапах отбор уже осуществлялся на основе стадности и связанных с ней форм общения. В окружающей среде могли продолжать существования лишь группы особей, способные общими усилиями противостоять неожиданностям и неблагоприятным факторам.

На определенных этапах биологические факторы эволюции человека включали в себя и индивидуальный отбор, который основывался на избирательной гибели отдельных особей и способствовал формированию морфофизиологических особенностей человека, таких, как прямохождение, крупный мозг, развитая кисть руки.

Человек имел уже отличие от окружающего животного мира тем, что мог говорить, развивал мышление и способность к трудовой деятельности. Так в процессе антропогенеза формировался современный человек.

Биологические факторы историко-революционного процесса формирования человека были совершенно одинаковыми для всей живой природы. Они особенно важными стали на ранних стадиях становления человека. О роли биологических факторов для эволюции человека много написал еще Ч.Дарвин.

Биологические факторы эволюции человека создали предпосылки для возникновения у него наследственных изменений, определяющих, к примеру, цвет глаз и волос, рост, а также устойчивость организма к воздействиям внешней среды.

Зависимость человека от природы особенно ощущалась на ранних этапах его эволюции. Выжить и оставить потомство для продолжения рода могли лишь особи, которым были характерны выносливость, физическая сила, ловкость, сообразительность и другие полезные качества.

Начало совершенствования орудий труда значительно снизило роль биологической эволюции. Техногенная эволюция заставила человека не ждать, как говорится, милостыни от природы. Он уже не приспосабливался мучительно и медленно, а сам осознанно изменял саму окружающую природу и заставлял ее ублажать свои потребности. Для этого человек использовал мощные орудия труда.

Тем не менее, биологические факторы эволюции человека полностью не потеряли своего влияния на животный мир в целом, и на человека в частности. Природа до сих пор остается причиной продолжающейся эволюции человека.

Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека. Человек - самый последний биологический вид, появившийся в эволюции органического мира. Такие факторы эволюции органического мира, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, занимают значительное место в эволюции человека. Эти природные закономерности в эволюции человека Ч. Дарвин доказал на конкретных примерах. Благодаря влиянию факторов природы в организме древних человекообразных обезьян происходили важные анатомические и физиологические изменения. В результате у человекообразных обезьян постепенно выработалось прямохождение, разделились функции рук и ног, руки приспособились к изготовлению орудий труда. Естественный отбор создавал благоприятные условия отдельным группам людей для совершенствования орудий труда, коллективной охоты и заботы о престарелых людях. В результате такой деятельности одновременно с индивидуальным отбором шел групповой отбор. Однако для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. В своих трудах Ф. Энгельс (1820-1895) доказал огромное значение здесь и социальных факторов. Он особенно отметил труд, общественный образ жизни, сознание и речь.

Труд - важнейший фактор эволюции человека. Любой труд начинается с изготовления орудий труда, осуществляется с помощью рук. Ф. Энгельс высоко оценил роль труда в становлении человека. Он писал, что "труд - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Если так, то основной социальной движущей силой антропогенеза является труд. Некоторые человекообразные обезьяны могут использовать простые орудия, но не способны создать их. Животные воздействуют на природу через свою жизнедеятельность, человек же изменяет ее в процессе сознательного труда.

Влияние человека на природу значительно и многообразно. У наших обезьяноподобных предков в результате труда появились морфологические и физиологические изменения, называемые антропоморфозом. Труд - основной фактор в эволюции человека. Обезьяны жили в лесах, лазая по деревьям, затем постепенно спустились на землю. Это изменение в их образе жизни создало условия для хождения на двух ногах. Переход к прямохождению "стал решающим шагом на пути от обезьяны к человеку" (Ф. Энгельс). В результате прямохождения появился S -образный изгиб позвоночника человека, который придал упругость телу. Стопа (плюсневые кости) стала более изогнутой, пружинистой, тазовые кости расширились, упрочился крестец, челюсти стали более легкими. Такие наследственные изменения продолжались миллионы лет. Переход к прямохождению привел к определенным трудностям: ограничилась быстрота передвижения, срастание крестца с бедром затрудняло роды, тяжелый вес человека приводил к плоскостопию. Но благодаря прямохождению у человека освободились руки для изготовления орудий труда.

В начальный период формирования его рука была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Благодаря наследственности такие признаки сохранялись и передавались последующему поколению. Ф. Энгельс объяснял, что рука - не только орган труда, но и продукт труда. С освобождением руки наши обезьяноподобные предки могли использовать простые орудия из камня и кости животных. Все это повлияло и на их уровень мышления, поведение и способствовало совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению роли социальных факторов в антропогенезе, но постепенно ослабляло действия биологических закономерностей (рис. 58).

Рис. 58 .

Общественный образ жизни как движущая сила эволюции человека. Любые жизненные действия животных осуществляются рефлекторно и инстинктивно. Переход к стадному образу жизни животных происходил благодаря естественному отбору. С самого начала труд был общественным, и первые обезьяноподобные предки человека жили стадами. Поэтому Ф. Энгельс подчеркивал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Групповой труд способствовал развитию общественных взаимоотношений, сплочению членов общества, они коллективно охотились на зверей, защищались от хищников, воспитывали детей. Старшие члены общества передавали младшим жизненний опыт. Человек постепенно научился добывать и сохранить огонь.

Наши далекие предки постепенно переходили от растительной пищи к животной. Мясная пища обеспечивала организм человека необходимыми полезными аминокислотами, поэтому он стал совершенствовать орудия охоты и рыбной ловли. Переход к мясной пище привел к изменениям в организме человека, например укорочению кишечника, развитию жевательной мускулатуры. Применение огня также облегчило жизнь наших предков.

При общественном образе жизни имелись большие возможности у предков человека к познанию природы, накоплению жизненного опыта. Совместная деятельность членов общества вызвала необходимость общения жестами, звуками. Первые слова были напрямую связаны с трудовой деятельностью. Постепенно гортань, органы ротовой полости в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи.

Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через раздражение органов чувств. Это первая сигнальная система. Вторая сигнальная система связана с высшей нервной деятельностью человека. Возникновение речи, взаимоотношения предков посредством слова содействовали развитию головного мозга, мышления - речь постепенно превратилась в средство воспитания. Речь усилила общение наших предков, способствовала развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием биологических и социальных факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение ведущего фактора в эволюции человеческого общества. Напротив, социальные факторы (труд, речь) стали основополагающими в эволюции человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Известные случаи достаточно длительной изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества (воспитание животными) показали, что при возвращении его в нормальные условия способность к речи, мышлению у него очень плохо или совсем не развивается. Это подтверждает то, что эти качества не наследуются. Каждое старшее поколение передает последующим жизненный опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. С развитием общества труд людей становился более многообразным. Появились различные отрасли хозяйства, развивалась промышленность, возникли наука, искусство, торговля, религия. Племена образовали нации, государства.

Таким образом, основными движущими силами антропогенеза являлись биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) (схема 2).

В социальной эволюции человека различают три основных этапа.

Первый - познание окружающей среды через произведения искусства. Например, наскальные рисунки.

Второй этап напрямую связан с приручением диких животных и развитием земледелия. Таким образом человек стал влиять на окружающую природную среду.

Третий этап - развитие научно-технического прогресса, начавшегося в XV в. в эпоху Возрождения. В настоящее время главным социальным фактором стал человеческий разум. Человечество, широко распространившись на земном шаре, осваивает космические просторы. Биосфера, населенная людьми, переходит в ноосферу, управляемую разумом человека.

Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Кроманьонец. Ноосфера.

1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

2. Труд - основной шаг в эволюции человека.

3. Прогрессивные изменения в эволюции человека - это изготовление орудий труда руками и переход к прямохождению.

4. Общественный образ жизни, речь, мышление, разум стали основными социальными движущими силами эволюции.

1. Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?

2. Объясните значение социальных факторов в эволюции человека.

3. Какие признаки выработались в строении тела человека в результате прямо- хождения?

1. Какова роль труда в эволюции человека?

2. Какое место занимает речь в эволюции человека?

3. Что такое антропоморфоз!

1. Дайте характеристику социальным факторам.

2. Назовите три этапа социальной эволюции человека.

3. Каково влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека?

Объясните на примерах движущие силы эволюции но схеме 2, где указаны биологические и социальные движущие силы эволюции человека.

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Как сформировался современный человек? Каковы движущие силы антропогенеза?

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека, который осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.