3. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

«Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы “плоской” и в которой все члены были бы равными. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так и никогда не ставший реальностью».

П.А. Сорокин

1. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ, ЕГО ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕРАВЕНСТВА.

Социальные связи соединяют индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются разными признаками, дифференцируются по различным критериям. Это могут быть пол, возраст, профессия и т. д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство - характерная черта любого общества. Исследования антропологов говорят о том, что оно существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д.

Социологи по-разному объясняют причины происхождения неравенства. Одно из первых объяснений неравенства в социологии было дано Э. Дюркгеймом в его работе « О разделении общественного труда ». Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения

Марксисты (К. Маркс, Ф.Энгельс) главную причину неравенства видят в неравномерном распределении собственности на средства производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис, У. Мур), неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, его важности для общества. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению

Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводят к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремлённые и высокомотивированные личности получают преимущество в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивида в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп в обществе.

Следующим этапом формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется путём создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы. Например, может иметь значение ранг индивида в имущественной структуре (или отношение к средствам производства) или нормативно-должностной структуре и т.д.

Самый распространённый способ измерения неравенства – сравнение величин самых высоких и самых низких доходов. Это явление называется масштабом неравенства . В настоящее время для измерения масштабов неравенства принят так называемый децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоёв населения). Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание (богатые платят за продовольствие 5-7% от своих доходов).

Если неравенство характеризует всё общество в целом, то бедность касается только части населения. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны, проживающей у официальной черты, или порога бедности. Порог (черта) бедности – это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жильё. Его также называют уровнем бедности. Черта бедности устанавливается на уровне минимальной потребительской корзины. В нашей стране также используется понятие прожиточный минимум .

В 2007 году прожиточный минимум в России равнялся в целом 3809 рублей. Потребительская корзина выглядела следующим образом: 1506 рублей– продукты питания; 643 рубля – непродовольственные товары; 1410 рублей – услуги.

В социологии различают абсолютную и относительную бедность .

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт, принятый в обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум, или порог бедности, а верхней - уровень приличествующий уровень жизни (это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущёмлённым, вести достойный образ жизни, удовлетворять все разумные потребности).

В социальной статистике приняты такие показатели уровня жизни :

    размер и форма доходов;

    структура потребления;

    качество и обеспеченность жильём;

    условия труда и отдыха;

    состояние окружающей среды;

    образовательный и культурный уровень потребления;

    здоровье и продолжительность жизни.

В 2004 году Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Всемирного банка подготовил специальный доклад, оценивающий состояние бедности в России. По методологии Всемирного банка бедным в России можно считать человека, который располагает тысячей рублей в месяц и может тратить в день не более 3,5 доллара. Это каждый пятый житель страны. Аналитики банка поражаются, что большинство бедных в России – это работающие семьи, взрослые граждане со средним и профессионально-техническим образованием, а также семьи с детьми. По расчетам Всемирного банка, при падении доходов граждан в национальном масштабе на 10% количество бедных увеличивается сразу на 50%.

Российская бедность чрезвычайно чувствительна к любым шокам – бедные быстрее богатеют в случае процветания и беднеют в кризисной ситуации. К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.), индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки).

В настоящее время социологические исследования, проводимые различными научными коллективами, аналитическими центрами, дают пёструю картину масштабов бедности в России. Причём оценки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%. Это объясняется тем, что разные социологические группы опираются на различную теоретико-методологическую базу. Согласно официальной статистике (данные Росстата) в 2007 году число живущих ниже черты бедности составило 22,3 млн. человек (15,8% населения).

Депривация . Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным или бессознательным.

Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп.

Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующее ему участие в социальной жизни.

Организмическая депривация связана с врождёнными или приобретёнными индивидуальными недостатками человека – физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.п.

Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп.

Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума – отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Информация к размышлению

Продолжительность жизни на рубеже веков

(по данным ООН)

Мужчины Женщины

Япония 77 83

Австралия 76 81

Швеция 76 81

Греция 76 81

Испания 75 82

Норвегия 75 80

Голландия 75 81

Великобритания 75 80

Германия 73 80

Армения 71 78

Аргентина 70 77

Турция 67 72

Египет 65 68

Белоруссия 62,7 74,4

Россия 59 72

Казахстан 59 70

(Источник журнал «Российская Федерация сегодня», № 13 за 2001 г.)

Среднемесячный заработок

США 3000 долларов

Великобритания 2700 долларов

Германия 1700 долларов

Польша 459 долларов

Венгрия 396 долларов

Чехия 394 долларов

Литва 280 долларов

Китай 200 долларов

Россия 90 долларов

Узбекистан 49 долларов

Азербайджан 46 долларов

Украина 39 долларов

Армения 37 долларов

Молдавия 33 долларов

Киргизия 22 доллара

Таджикистан 8,9 доллара

(Источник журнал «Российская Федерация сегодня», № 10 за 2001 г.)

2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ.

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа, чем другие группы. В таком иерархически упорядоченном способе распределения социально значимых благ и их символов выражается сущность социального расслоения, с помощью которого социум обеспечивает свою интеграцию, поощряя одни виды социальной деятельности и подавляя другие. Анализ вертикального расслоения общества находит отражение в теории стратификации . Само понятие «стратификация » пришло в социологию из геологии, где «страта » означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

В основе стратификационного деления лежит неравенство между людьми, разделение их по доходам, престижу своей деятельности, политическому статусу. У каждого своё место в общественной иерархии, а отсюда и неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Таким образом, общество имеет многоуровневое строение, оно делится на социальные слои (или страты), которые расположены иерархически. Один из авторов теории социальной стратификации Питирим Александрович Сорокин полагал, что стратификация в обществе может быть трёх видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода (и богатства), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.

В работах П. Сорокина выделяется несколько основополагающих признаков расслоения общества на страты:

    экономический (бедный – богатый);

    профессиональный (престижный – непрестижный труд);

    политический (властвующий - управляемый);

    личностный (различные способности и качества людей).

Точку зрения Сорокина успешно развил его ученик, видный представитель функционализма Толкотт Парсонс , который полагает, что в основе стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание людей к определённым социальным слоям осуществляется по следующим основным критериям:

    качественным характеристикам членов общества, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (происхождение, родственные связи, личностные качества и способности);

    ролевым характеристикам, которые определяются тем набором ролей, которые индивид исполняет в обществе (должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.);

    характеристиками владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияний на другие слои общества и т.д.).

В настоящее время наиболее влиятельной точкой зрения на формирование социальных страт можно считать теорию стратификации К. Дэвиса и У. Мура . С их точки зрения, неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях к исполнению роли и трудности заполнения социального статуса, функционально значимого для общества.

Современные теории социальных классов также основаны на теории стратификации. Большинство социологов видят в отношении к собственности базовое различие, тем не менее, признают классообразующими такие факторы, как должностной статус, власть, престиж и т.д. Если социальная страта может обозначать разделение по одному параметру, то для класса основой служит ряд классообразующих параметров, причём владение (возможность распоряжаться) ресурсами является основой классового разделения общества. При этом каждый класс обладает различными социальными возможностями и привилегиями, что является решающим условием при достижении наиболее престижных и вознаграждаемых статусов.

Итак, социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства , в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом .

В современной социологии выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определённый период (месяц, год);

богатство – накопленные доходы (движимое и недвижимое имущество);

власть ;

образование ;

престиж – общественная оценка значимости той или иной деятельности, профессии, статуса.

В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший , средний и низший . Иногда они внутри также подразделяются на уровни. Так, американский социолог У . Л . Уорнер в своем исследовании « Город - янки » (Янки-сити) выделил 6 классов: 1) высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения), 2) высший низший класс (богатые, но не выходцы из аристократии), 3) высший слой среднего класса (состоятельная интеллигенция), 4) низший слой среднего класса («белые воротнички»), 5) высший слой низшего класса (рабочие), б) низший слой низшего класса (люмпены и т. д.).

К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям власти, богатства, образования, престижа. Это влиятельные политики и общественные деятели, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, военная элита, видные представители научной и творческой интеллигенции. Высший класс обычно составляет небольшой процент Населения (не более 10%). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой - его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества

В состав среднего класса входят мелкие и средние предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, врачи, юристы, преподаватели, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории. Средний класс характеризуют экономическая независимость и активность. Он (прежде всего предпринимательский слой) обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода. Как субъект политики средний класс выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ. Выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость. О том, что средний класс составляет основу стабильности общества, говорил ещё Аристотель. Оценивая средний класс, английский историк А. Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация - это, прежде всего цивилизация среднего класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс. И, наоборот, там, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества и т. д.

Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу :

    наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и т. д.);

    высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное), что можно характеризовать как интеллектуальную собственность;

    доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране;

    профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

В низшей части социальной лестницы находится низший класс. Его составляют лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом, а также различные деклассированные элементы (нищие, бездомные, бродяги и т.д.). Само положение этих слоев определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка.

Если изобразить графически, социальная стратификация современного развитого демократического общества будет выглядеть как ромб:

высший класс

средний класс

низший класс

Как видно, наиболее широкую стабилизирующую часть ромба, «буферную» между высшим и низшим классами занимает средний класс, удельный вес которого составляет в среднем 60-80%.

Иной профиль будет иметь социальная стратификация развивающегося общества. Это - пирамида, где нижнюю часть от основания представляет низший класс, составляющий большинство населения, а верхняя часть представлена высшим и средним классами, в сумме составляющими меньшинство (менее 30%) населения.

Нужно иметь в виду, что высота и профиль стратификации могут меняться, но не беспредельно. Выравнивание, движение к плоскости стратификации приводит к разрушению экономики, анархии и хаосу.

Беспредельное повышение ее также чревато катастрофическими последствиями. Как отмечал П.А. Сорокин, «существует точка «насыщения», дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда же она достигнута, социальное здание рушится, и его верхние слои низвергаются». 6

Формирование и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от ее характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Речь идет в сущности об одном из аспектов социального контроля, осуществляемого в обществе властными структурами.

Типы стратификации. Для стратификации населения в разные исторические эпохи и в разных обществах применялись различные принципы и виды страт. Традиционно выделяют четыре типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы. Однако в любом обществе существует комбинация различных стратификационных систем и множество переходных форм. В современной социологии выделяют девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма: физико-генетическая, рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая, этакратическая, социально-профессиональная, культурно-символическая, культурно-нормативная.

Физико-генетическая стратификационная система основана на дифференциации отдельных людей и социальных групп по естественным социально-демографическим признакам (пол, возраст, физические данные – красота, сила, ловкость). Данная «естественная» стратификационная система доминировала в первобытном обществе, но продолжает воспроизводиться и по сей день.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Существовало в странах Древнего мира (Египет, Вавилон, Греция, Рим). В некоторых странах (США, страны Латинской Америки) рабство существовало вплоть до XIX в.

Кастовая система – стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определённой стратой в зависимости от его происхождения. Каста представляла собой замкнутую группу. Переход из одной касты в другую невозможен. Наибольшее распространение кастовая система получила в Индии.

Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определённой стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству. Но при этом в исключительных случаях были возможны браки между сословиями или переход из одного сословия в другое. Сословия делились на привилегированные (дворяне, духовенство) и непривилегированные (купцы, ремесленники, крестьяне).

Классовая система – стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определённой стратой. Принадлежность к классам определяется, прежде всего, владением собственностью, уровнем получаемых доходов. Классовая система характерна для современного индустриального общества. В ней существуют возможности для перехода из одной страты в другую.

Этакратическая стратификационная система характеризуется тем, что в основе дифференциации социальных групп лежит их положение во властно-государственных иерархиях. В древности этакратическая система наблюдалась в азиатских деспотических государствах. В ХХ веке она была присуща «социалистическим обществам».

Социально-профессиональная стратификационная система основана на делении социальных групп в зависимости от содержания и условий труда, рода занятий. Особое значение имеют квалификационные требования – обладание опытом, умениями, навыками. Утверждение и поддержание иерархического порядка обеспечивается при помощи сертификатов (дипломов, лицензий, патентов и др.), которые фиксируют уровень квалификации и способность выполнять определённые виды деятельности. Они не передаются по наследству.

Культурно-символическая стратификационная система базируется на различии доступа к социально-значимой информации, неравных возможностях фильтровать и интерпретировать эту информацию, способности быть носителем сакрального (научного, мистического) знания. В основе неравенства лежит специфический капитал – символический, позволяющий манипулировать обществом.

Культурно-нормативная стратификационная система. Дифференциация построена на различиях в образе жизни и норм поведения отдельных людей и социальных групп. Здесь происходит ранжирование групп на «благородные – неблагородные», «элита – обычные люди – дно» и т.п. Образ жизни, поведение социальных групп, занимающих высокие социальные позиции зачастую превращаются в нормативные ориентиры и начинают играть роль морального регулирования.


Учебно-методический комплекс

2006 СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ... дисциплины . 2. Нормативные ссылки Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста по ... и социология» шкалой...

  • Образовательный стандарт по специальности 210107 «электронное машиностроение»

    Государственный образовательный стандарт

    Характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО...

  • По определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по специальности

    Методические рекомендации

    ... ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ... г. Государственным образовательным стандартом по базовой специальности... и кредит; социологию и психологию управления... 2.3.Перечень дисциплин образовательной программы, ...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом

    Учебно-методический комплекс

    Написано в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Управление персоналом». В... содержание изучаемых тем на основе образовательных стандартов . По ... на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом...

  • Факторы социального неравенства

    Факторы социального неравенства могут пересекаться с его причинами. Это связано с тем, что оба этих понятий («факторы» и «причины») раскрывают сущность того, почему и под воздействием каких аспектов возникло то или иное социальное явление.

    Замечание 1

    Большая часть представителей социологической мысли (например, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и Питирим Сорокин) основным фактором возникновения социального неравенства называют общественное разделение труда. Но каждый из них объясняет сущность данного фактора по-своему.

    Например, Герберт Спенсер подчеркивает, что в качестве самого ключевого фактора социального неравенства стоит выделять завоевания. С одной стороны, победители и захватчики образуют властвующий класс, а с другой стороны побежденные обязаны подчиняться ему. Военнопленные в последствии становятся рабами, крепостными и впадают в большую зависимость от высшего слоя населения.

    Еще одна идея, которая оказала большое влияние на развитие социологии неравенства – это идея эволюции и естественного отбора. Одним из направлений эволюционизма в пределах 19-20 веков стал социал-дарвинизм. Он объясняет социальное неравенство тем, что между разными человеческими обществами идет такая же борьба за существование и выживание, как и между биологическими организмами. Например, Л. Гумплович утверждает, что всегда и в любое время социальные процессы и движения будут происходит под влиянием экономических мотивов. Государства возникают в результате военных столкновений между расами, победители становятся элитой, а проигравшие – просто масса. Тем не менее, такое расслоение, которое основано на расовом и этническом различиях, все же строится именно на разделении труда с преобладаем экономического аспекта.

    Есть еще одно мнение, которое касается основных факторов социального неравенства. Так, сторонники структурного функционализма (основатель Эмиль Дюркгейм) выделили два основных фактора:

    1. Иерархия видов деятельности в обществе;
    2. Степень талантливости индивидов.

    Замечание 2

    Таким образом, социальное неравенство – это необходимая черта любого общества. Оно гарантирует, что наиболее важные социальные позиции занимают наиболее компетентные и подготовленные специалисты, соответственно они и занимают верхнюю позицию в общественной иерархии.

    Значение факторов неравенства

    Если подвести итог всему вышеизложенному, то стоит отметить следующее: неравенство, которое вызвано естественными различиями между людьми, по мере разделения труда и иных экономических процессов постепенно становится характерной чертой всех человеческих общества. Структурно-функциональная традиция признает, что социальное неравенство является фундаментальным и обязательным принципом организации общества, который отражает функции каждого отдельного социального слоя, группы или индивида.

    Марксистский подход рассматривает неравенство как типичную черту обществ на разных этапах развития. Тем не менее, по прошествии определенного времени этот подход показал свою несостоятельность, поскольку на практике проведение социального эксперимента в нашей стране сформировалось скрытное неравенство. На структуру социального неравенства в каждом отдельном обществе оказывают воздействие не только внутренние факторы (взаимодействия между всеми членами общества, их специфика и прочее), но и общемировые тенденции, которые происходят извне. Особенно это заметно в период постиндустриального общества, когда весь мир и все общности находятся в состоянии глобализации и интернационализации.

    Признаки социального неравенства

    Социальная стратификация обладает своими специфическими признаками.

    Во-первых, это так называемые качественные характеристики социального неравенства. Эти признаки присущи каждому человеку, и у каждого они носят индивидуальный характер, так как они врожденные. К ним относятся следующие:

    1. Этническая принадлежность;
    2. Гендерные особенности;
    3. Возрастные особенности;
    4. Происхождение семьи (родственные связи);
    5. Интеллектуальные особенности личности;
    6. Психофизиологические особенности человека.

    Во-вторых, это социально-дифференцирующие признаки. Они связаны с исполнением предписанной роли индивида. Чаще всего к ним относятся разные виды профессиональной и трудовой деятельности. Этот признак неразрывно связан с первым (качественные характеристики личности), потому что от того, насколько человек развит сам по себе, будет зависеть степень его восприятия иных социальных норм. Так, к примеру, человек с физическими ограничениями (инвалид) не может работать на предприятии, которое предполагает высокие физические нагрузки.

    В-третьих, это признаки обладания. Сюда входит не доход индивида, а наличие у него собственности, материальные и духовные ценности, привилегии и товары, которые могут быть доступны не каждому.

    Замечание 3

    Питирим Сорокин выделил свою иерархию признаков социального неравенства:

    1. Экономический – главным дифференцирующим фактором является богатство. Многие авторы отделяют богатство от дохода, поскольку доход – это то, что человек получает за свою деятельность и труд, и имеет право тратить практически сразу. Богатство же – это все накопления, которые являются в определенной степени неприкосновенными;
    2. Политический – наличие власти. Человек, которые обладает влиянием над другими, может навязывать (в разно форме – в мягкой или авторитарной) свое мнение, свои взгляды и мировоззрение – обладает властью. Чем выше степень влияния, тем больше власти в его руках. Люди, над которыми он имеет власть, уже автоматически относятся к более низким слоям и социальным классам;
    3. Профессиональный – дифференцирующим фактором выступает уровень престижа полученной профессии. В современном обществе технические специальности наиболее востребованы, но и обучение по ним гораздо труднее, чем на гуманитарных. Тем не менее, от востребованности зависит и зарплата, а от зарплаты – доход, что возвращает на с к экономическому признаку социального неравенства.

    Здесь Райт начинает модифицировать теорию Дж.Ремера и фиксирует три вида эксплуатации – эксплуатацию, основанную, соответственно, на собственности на средства производства, на организационной иерархии и на владении квалификационными дипломами (первая, по его мнению, более характерна для капитализма, вторая – для стэйтизма (госсоциализма), а тре ья – для (реального) социализма). Последние два вида эксплуатации, возникающие из монопольного обладания современными менеджерами и экспертами организационными и квалификационными ресурсами, по мнению Райта, овеществляются в части их оплаты труда, носящей, по его мнению, откровенно рентный характер. (Перед нами, таким образом, творческая замена старомарксистской теории «производительного и непроизводительного труда»).

    Наконец, все более явным становится заимствование Райтом в пылу полемической борьбы веберовской проблематики и методологии. Это и переход на уровень индивидуального сознания, и важность формальной квалификации для процессов классообразования, и проскальзывающие высказывания о роли карьерных траекторий как динамич ского аспекта классовых позиций. Множество точек соприкосновения сыграло очевидно не последнюю роль в провоцировании ож сточ нной д скуссии Райта с неовеберианцами.

    5. Жизненные шансы социальных групп определяются не только их текущим полож нием на разных рынках, но рассматриваются как продукт специфических карьерных возможностей. Перспективы социальной мобильности становятся внутренним моментом определения положения разных групп.

    6. Наиболее интересным и сложным моментом становится анализ статусных позиций, определяемых престиж м образования и профессии, стилем жизни, социокультурными ориента иями и нормами поведения, а также фиксация их связи с рыночными позициями. Статусные группы являются р альными общностями, осуществляющими коллективное действие, в противоположность классам, представляющим лишь возможную основу совместного действия

    Конфликтные группы (классы) как субъекты ИКА возникают из осознания квази-группами своих противоположных инт

    Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого — силой, третьего — красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными .

    Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства , в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

    Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения , престижа, образования.

    Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства , возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

    Доход — сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

    Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

    Власть -возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

    Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

    Причины социального неравенства

    Может ли существовать общество без социального неравенства ? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

    Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций , выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности . Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев , их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

    Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

    Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства . Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. - это неравенство статусов , вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

    Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ . Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме . По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов . Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

    Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

    Во-вторых , неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами . Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов . Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

    Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни . Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав .

    Любой , организация стремятся к сохранению неравенства , видя в нем упорядочивающее начало , без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом .

    Представления о социальной стратификации

    Все общества, известные истории, были организованы так, что одни социальные группы всегда имели привилегированное перед другими положение, что выражалось в неравном распределении социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем без исключения обществам присуще социальное неравенство. Еще античный философ Платон утверждал, что любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины — одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой.

    Поэтому одним из базисных понятий современной социологии является «социальная стратификация» (от лат. stratum — слой + facio — делаю). Так, итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что социальная стратификация, изменяясь по форме, существовала во всех обществах. В то же время, как полагал известный социолог XX в. П. Сорокин, в любом обществе, в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания.

    Понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где им обозначают расположение пластов Земли по вертикальной линии.

    Под социальной стратификацией будем понимать вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) по таким признакам, как неравенство доходов, доступ к образованию, объем власти и влияния, профессиональный престиж.

    В русском языке аналогом этого признанного понятия является социальное расслоение.

    Основу стратификации составляет социальная дифференциация - процесс возникновения функционально специализированных институтов и разделения труда. Высокоразвитое общество характеризуется сложным и дифференцированным устройством, многообразной и богатой статусно-ролевой системой. При этом неизбежно какие-то социальные статусы и роли предпочтительнее и продуктивнее для индивидов, вследствие чего более престижны и желанны для них, а какие-то рассматриваются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Отсюда не следует, что все статусы, возникшие как продукт социальной дифференциации, расположены в иерархическом порядке; некоторые из них, например возрастные, не содержат оснований социального неравенства. Так, статус малолетнего ребенка и статус грудного младенца не являются неравными, они просто разные.

    Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее. В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

    В истории общественной мысли неравенство людей объясняли по-разному: изначальным неравенством душ, божественным провидением, несовершенством человеческой природы, функциональной необходимостью по аналогии с организмом.

    Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

    Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

    Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

    Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархи- зированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

    Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

    Проблема социального неравенства — одна из самых острых и злободневных в современной России. Особенностью социальной структуры российского общества является сильная социальная поляризация — разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества, воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения России.

    Определение критериев неравенства и социальной стратификации является одной из важнейших методологических проблем теории стратификации. Еще до возникновения социологии делались попытки описать структуру общества на основе положения различных групп по отношению к государству, власти, авторитету, по доступу к распределению жизненных благ и т.д. Первым глубокое и систематическое обоснование критериев социального неравенства дал К. Маркс , с именем которого прочно связаны понятия "класс" и "классовый подход" в современной социологии и социальном знании.

    Основанием и главным критерием социального неравенства и социальной стратификации К. Маркс считал разделение труда, обусловливающее неравное положение индивидов в общественном производстве, различие выполняемых ими ролей и размеров получаемой ими доли общественного богатства. В процессе развития общества происходила профессиональная специализация, разделение на квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий, физический и умственный труд. С возникновением частной собственности связано разделение на тех, кто ей обладает, и кто ее лишен и находится в разных формах зависимости от собственников. Так, в рабовладельческом обществе рабы сами являются собственностью рабовладельцев; в феодальном обществе, где основным фактором производства является земля, происходит разделение на собственников земли (феодалов) и зависимых крестьян, вынужденных платить ренту за использование земли. В буржуазном обществе классу собственников-капиталистов К. Маркс противопоставлял наемных рабочих, лишенных собственности и поэтому вынужденных продавать свой труд. Конкретные исторические классы зависят от способа производства, лежащего в основе социальной системы.

    Вследствие общности позиции в системе общественного производства классам, по мнению К. Маркса, присущи общие экономические интересы, из которых следует и общность интересов политических и т.д. При этом интересы классов, позиции которых противоположны (собственники и те, кто собственности лишен), присущи и противоположные интересы. К. Маркс и его последователи назвали такие классы антагонистическими, т.е. непримиримыми. Поэтому классам свойственны конфликтные отношения друг с другом, и борьба между классами рассматривается марксистами как главная движущая сила общественного развития. Однако классы не всегда и далеко не сразу осознают свои интересы. Класс в период становления, еще не осознавший объективной общности интересов, вытекающей не из конкретных локальных обстоятельств, а из единства положения в экономическом способе производства, называется классом-в-себе. После того как класс вырабатывает единое "классовое сознание" и происходит осознание объективных интересов, они оформляются в идеологию, политическую позицию и политическую организацию, он становится классам-для-себя.

    Многие последователи, а также и противники, признававшие большую эвристическую ценность теории классов К. Маркса, критиковали его за отсутствие четких определений, и пытались дать свои интерпретации класса. Широкое распространение получило определение, данное В. И. Лениным в работе "Великий почин" (1918): "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

    Предложенная К. Марксом классовая теория социальной стратификации может быть применена к любому обществу, в котором есть развитое разделение труда и частная собственность. Она не отрицает другие типы стратификации, например сословную, но переносит фокус исследовательского интереса на анализ отношений собственности на средства производства, объясняя все остальные формы неравенства как вторичные. В то же время классовая теория в марксовой интерпретации рассматривает все многообразие социальных групп и их отношений сквозь призму отношений собственности на средства производства. Тогда социальные группы, статус которых прямо не выводим из таких отношений (духовенство, интеллигенция, бюрократия, военные и т.д.), приходится рассматривать как "вторичные" по отношению к "основным" классам: например, интеллигенция как "прослойка" в буржуазном обществе, и т.д. Такой подход приводит к схематизации, известному упрощению реальной социальной структуры и заставляет предполагать, что по мерс развития того или иного способа производства происходит кристаллизация основных классов: в капиталистическом обществе мелкие самостоятельные производители, ремесленники либо разоряются и пополняют ряды пролетариата, либо богатеют и становятся буржуа.

    М. Вебер обосновал теорию стратификации, основанную на плюрализме критериев. Основания стратификации М. Вебер классифицирует следующим образом.

    • 1. Неравенство в распределении экономических благ и реализации экономических интересов, которое обусловливает деление общества на классы. Под классами он, в отличие от К. Маркса, понимает множества людей, объединенных общностью "шансов" получения прибавочного продукта на рынке товаров и услуг, а также жизненным опытом и возможностями "распоряжаться товарами или квалификацией в целях получения дохода в рамках данного экономического порядка". Важнейшим фактором появления "шансов" в условиях рыночного хозяйства является собственность – как мы видим, в этом М. Вебер соглашается с К. Марксом. Собственность обусловливает возможности заниматься предпринимательской деятельностью и успешно конкурировать за присвоение прибавочного продукта. Те, кто лишен собственности (рабы, крепостные, наемные работники разного рода) делятся на классы в зависимости от их квалификации и способности предоставлять на рынке те или иные услуги. Представители класса имеют множество разнообразных интересов, обусловленных их "шансами" в рамках данного экономического порядка, однако они не обязательно выражаются в неком едином "классовом интересе", определяющем совместные действия принадлежащих к классу индивидов. Напротив, интересы, определенные "шансами" на рынке, чаще приводят, по М. Веберу, к совместным действиям представителей разных классов для реализации их целей, например, предприниматели и наемные работники на капиталистическом предприятии должны договариваться между собой для достижения своих экономических целей. Главные противоречия, возникающие в отношениях между классами, по М. Веберу, определяются неравенством возможностей реализации собственных "шансов" на рынке, например, в формировании приемлемой цены рабочей силы, обеспечении доступа к кредитам, и т.п., а не в принципиальном вопросе наличия или отсутствия собственности. Таким образом, класс, по М. Веберу, отражает экономическую стратификацию, которая не является единственной, и дополняется другими формами.
    • 2. Коррекция классовых ситуаций отношениями "статусных групп", или страт, в основе которых лежит неравенство престижа, "почестей", предоставляемых обществом той или иной группе, которые М. Вебер еще называет "социальным оцениванием". Немецкий социолог подчеркивает, что классовые и статусные принадлежности не обязательно совпадают, не обязательно самые богатые пользуются наибольшим престижем. Нередко оказывается, что в одну и ту же статусную группу входят как имущие, так и неимущие. Основным содержанием "почести" М. Вебер называет общность стиля жизни тех, кто принадлежит к одной статусной группе, например джентльменов, посещающих один клуб. Эта общность и является границей статусной группы, выражающейся в отказе от отношений с представителями других групп, например от вступления в брак. Социальными маркерами принадлежности к статусной группе могут быть привилегии использования тех или иных предметов, товаров, совершение каких-либо действий: ношение костюмов и украшений, употребление "особых" кушаний и напитков, развлечения, занятия искусствами и т.д. Таким образом, статусные группы связаны с обособлением различных социальных кругов, с выделением "престижных" и "непрестижных". М. Вебер отмечает, что в современном ему обществе к "дисквалифицированным" группам относятся те, которые связаны с физическим трудом в той или иной его форме, в особенности с тяжелым и грязным.

    "Социальным статусом" М. Вебер называет "реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни; б) формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни; в) престиж рождения и профессии".

    Таким образом, М. Вебер практически отождествляет понятие социального статуса с принадлежностью к страте и отличает его от классовой принадлежности как выражения экономических шансов и интересов. Страта и класс не тождественны друг другу, хотя связаны между собой множеством разнообразных зависимостей. Так, само по себе наличие собственности или менеджерской позиции еще не гарантирует высокого статуса, хотя и может способствовать его приобретению. Существуют наследственные статусы, определяемые передачей по наследству привилегий и престижа.

    3. Неравное распределение власти, обусловливающее деление на "политические партии ". В партии объединяются люди сходных убеждений, которые не обязательно детерминированы классовой и статусной принадлежностью, и они не обязательно ориентированы на реализацию интересов определенных классов или страт. Однако партии возникают лишь в обществах (сообществах), имеющих рациональную организацию власти, и отражают борьбу за власть внутри сообщества.

    Трехмерная модель социальной стратификации М. Вебера лежит в основе современных подходов, предполагающих учет множества оснований и критериев деления общества на классы.

    Еще одной классической теорией стратификации является теория П. А. Сорокина , который был последовательным критиком одномерной теории К. Маркса.

    П. А. Сорокин выделял три основные формы стратификации:

    • 1) экономическую, состоящую в неравномерном распределении материальных благ;
    • 2) политическую, обусловленную неравномерным распределением власти;
    • 3) профессиональную, основанную на неравной ценности разных профессий для общества и на неравенстве их престижа и размеров получаемого вознаграждения.

    Все три формы стратификации обладают относительной автономией: политический лидер не обязательно является собственником огромного капитала, а крупный предприниматель, обладатель многомиллионного состояния, не обязательно непосредственно участвует в политической жизни и занимает высокие посты. Однако все же три формы стратификации находятся во взаимосвязи друг с другом: представители высших политических кругов, как правило, имеют высокую квалификацию и престижную профессию и обладают немалым состоянием, а представители крупного бизнеса, так или иначе, имеют и политическое влияние. И наоборот: неимущие, как правило, имеют непрестижные профессии и не занимают высокие позиции в политической сфере.

    П. А. Сорокин полемизировал с К. Марксом и его последователями, настаивая на универсальности социальной стратификации, которую считал неустранимым и необходимым атрибутом социальной жизни. Любая социальная группа стратифицирована в той или иной форме. Ни одна из попыток уничтожить экономическую, политическую или профессиональную стратификацию ни разу на протяжении человеческой истории не увенчалась успехом.

    С представлением о многомерной стратификации у П. А. Сорокина связано и введенное им понятие "социальное пространство", в принципе отличающееся от пространства геометрического или географического. Господин и раб могут физически находиться рядом, однако социальная дистанция между ними будет огромной. Перемещение в географическом пространстве далеко не всегда ведет к изменению социальной позиции, и наоборот, изменение социальной позиции не всегда приводит к перемещению в географическом пространстве.

    Развитие социологических теорий социальной стратификации в XX в. шло в направлении усложнения системы критериев, позволяющих описывать социальную структуру общества более точно и детально.