. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

«XVIII век в западноевропейской и российской истории — это век преобразований, век Просвещения. Для Европы это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. Россия, как и другие страны Европы, встала на путь реформ. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

XVIII век начался реформами Петра I Великого, а закончился реформами Екатерины II, также названной современниками Великой.

В этом веке, по словам А.С. Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль, — при стуке топора и громе пушек».

В этом веке Россия стала европейской державой, прочно заняв место среди других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Итак, век XVIII...»

Вопросы и задания

1. В тексте приведены образные слова А.С. Пушкина: «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль, — при стуке топора и громе пушек».

Как ту же мысль выразил бы историк?

2. А.С. Пушкин называет XVIII век веком военных споров. Какие географические условия развития России предопределили эти военные споры?

Дайте ответ, используя карту учебника или исторического атласа.

3. Используя карты учебника или исторического атласа, подтвердите слова А.С. Пушкина о том, что этот век был веком славы россиян.

Ответы и комментарии

Ответы

1. Возможный вариант: Россия вступила на путь преобразований и громко заявила о себе как о великой и могущественной стране.

2. Предметом спора между Россией, европейскими странами и Турцией был вопрос о выходе России к берегам Азовского и Черного морей, продвижение России в Северное Причерноморье и стремление Османской империи сохранить влияние в этом важном регионе. Все это привело к обострению русско-турецких отношений и военному противостоянию двух держав. В этом противостоянии Россия хотела также оказать поддержку православным народам, испытывавшим в Османской империи национальный и религиозный гнет.

Географическое положение России на рубеже XVII -XVIII вв. характеризовалось тем, что громадная территория России была лишена удобных морских путей. Путь к южным морям был в руках Турции, Балтийское море — Швеции. Это затрудняло развитие России. Как показал европейский опыт, развитыми в экономическом отношении странами были те, которые активно использовали морские торговые пути, поэтому выход к морям — Балтийскому и Черному или по крайней мере к одному из них — был необходимым условием модернизации России.

3. Свидетельством славы россиян было значительное расширение территории России и получение ею выхода в Черное и Балтийское моря, присоединение Северного Причерноморья и Крыма.

Формируемые познавательные умения

Осуществлять смысловое чтение, понимать цели чтения

Анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, содержащуюся в данном источнике

Актуализировать необходимые знания из смежных курсов и осуществлять синтез этих знаний

Проводить сравнение с выделением общих черт и отличий

Представлять ценностные суждения или свою позицию по обсуждаемой проблеме, а также ее аргументировать (пояснять или комментировать)

Интерпретировать текст

Методический комментарий

Блок заданий может быть использован в 8 классе на уроках истории при изучении темы «Россия в системе международных отношений», на уроках обобщающего повторения, а также во внеурочной работе. Ряд заданий могут быть, по усмотрению учителя, предложены на разных этапах урока при организации индивидуальной или групповой деятельности, а также в качестве домашней работы. Проблематика блока заданий предполагает также возможность его использования в качестве урока-дискуссии, круглого стола и др.


Пушкин. Жизнь в цитатах: Лечебно-профилактическое издание Леонтьев Константин Борисович

Воспоминания в Царском Селе

Воспоминания в Царском Селе

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес…

Здесь каждый шаг в душе рождает

Воспоминанья прежних лет…

О, громкий век военных споров…

И ты промчался, незабвенный!

И вскоре новый век узрел

И брани новые, и ужасы военны;

Страдать – есть смертного удел…

И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля.

Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,

Дымится кровию земля…

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед…

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОЕ В этих живописных местах над крутыми берегами Москвы-реки люди поселялись уже в глубокой древности. А само село Коломенское издавна принадлежало великим князьям московским. Оно упоминается еще в XIV веке в завещании великого князя Ивана

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ В СЕЛЕ АРХАНГЕЛЬСКОЕ В начале селом Архангельское владел князь Д.М. Голицын - одиниз самых просвещенных вельмож своего времени. В 1697 году Петр I отправил князя за границу - «для науки воинских дел». После возвращения в Россию Д.М. Голицын прослыл большим

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Почему в США жизнь в городе здоровее, чем на селе? Группа ученых Мэрилендского университета (США) в ходе исследования собрала данные о здоровье более 200 тысяч жителей 83 крупных американских городов и 448 административных районов, состоящих из мелких городков, поселков и

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Лучших дней воспоминания Из поэмы «Кавказский пленник» (1821) А. С. Пушкина (1799-1837). Позднее это выражение использует М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Демон» (1838).Иносказательно: о днях молодости и

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

ЛОЖНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ Концепция вытеснения, предложенная Зигмундом Фрейдом, играет центральную роль в дискуссиях, посвященных ложным воспоминаниям. Фрейд предположил, что воспоминания о неприятных событиях могут быть вытеснены из нашего сознания в область

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Воспоминания детства Всегда непростыми были, есть и, наверное, будут отношения между Россией и Японией. Я родилась на Сахалине и поэтому с самого детства чувствовала присутствие этой нашей непонятной соседки. Находила выброшенные на берег после тайфунов яркие детские

Из книги Энциклопедия биолокации автора Красавин Олег Алексеевич

В.П. ШКУРКИН. ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА О ВЛАДИВОСТОКЕ Рассказывая о жизни своего деда, В. В. Шкуркин показал огромный рукописный том воспоминаний, написанных его отцом. Оказалось, что Владимир Павлович Шкуркин, ставший в Калифорнии известным художником, описал в нем свое

Из книги Кулебаки: К 50-летию города автора Фролов Иван Иванович

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Дорогие воспоминания Кулебакская партийная организация - верная и боевая опора нашей партии. Металлурги были активными участниками трех русских революций, становления Советской власти в Кулебаках, Ардатове, Выксе и Муроме, разгрома империалистических интервентов,

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо автора Могучий Антон

Из книги автора

Упражнение «Приятные воспоминания» Вспомните себя в любом месте, где вам было хорошо, комфортно, приятно. Может быть, это было морское побережье, горы, или сад, лесная поляна. А может, вы вспомните себя в доме, где вы раньше жили, или бывали в гостях. Мысленно воспроизведите

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?

Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.

Он видит: окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились;
Кругом подножия, шумя, валы седые
В блестящей пене улеглись.

В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен!
И славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

И ты промчался, незабвенный!
И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
Страдать - есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич- и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.

И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг.

Идут - их силе нет препоны,
Все рушат, все свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,
В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи…
Но клики раздались!.. идут в дали туманной! -
Звучат кольчуги и мечи!..

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се - пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.

Сразились. Русский - победитель!
И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый;
О бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
Увы! на башнях галл кремля!

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!..

Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Все пламень истребил. Венцы затмились башен,
Чертоги пали богачей.

И там, где роскошь обитала
В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней ночи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
Все мертво, все молчит.

Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут- и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
А с тыла гонит русский меч.

О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!

В Париже росс! - где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он- несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле.

О скальд России вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца.

Пушкин,- это имя не имеет себе равного. Пушкин не может быть воспринят ни романтиком, ни реалистом, ни импрессионистом и т.д. - этот Гений НАД ВСЕМИ САМЬІМИ ИЗВЕСТНЬІМИ Поэтами ХІХ, ХХ, ХХІ и поэтов всех будущих столетий, что легко доказать, используя законы оперативтой лингвистики, т.е. мысловной лингвистики.

Ученый, разработавший основные теории, позволяющие подвести к единному критерию любой художественный текст, было прозаический, было поэтический - Христо Тодоров. Его научное исследование французский литературы основано на принципах оперативной лингвистики.

Согласно теории Христо Тодорова, "поэтический текст характеризуется сильно подчеркнутым в нем присутствии говорящего Субъекта, т.е. Поэта, являющегося в сущности, единственным персонажем, Лирическим Субъектом. Один такой текст представляет аморфную и и статическую картину объективного мира. Естественно, что один такой текст будет обращен к экстра-литературной реальности: именно по этой причине он приближается к разговорной речи. Чтобы это могло означать!... В поэтическом тексте модальность находится вне поэтического содержания, последнее остаетстя статичным. Отсюда следует, что поэтический текст коммуникирует с "сейчас-тут" Автора.

Предпочитаемое время поэтической речи - настоящее. В поэтическом тексте всегда устанавливается директная модальная связь между Автором, говорящим Субъектом и Обектом поэтической речи.....Поэтический текст содержит в себе ситуацию эксплицитно предшествующую, из которой и черпает свою связанность (когерентность). Поэтическая Речь получает самую высокую степень экспрессивности как результат сильной модальности. Модальное напряжение, которое образуется между говорящим Субъектом и тем, ЧТО он говорит, лишает текст буквального смысла и придает ему сильную эмоциональную оценку. В таких условиях, какова бы не была тема его сочинения (пейзаж, какое-то событие или какой-то другой Объект) , все сказанное им сразу "одевается" фигуративным смыслом.Даже самые прозаические слова (техническая терминология или арго) т.е. те, которые в обычных уcловиях трудно метафоризируются, в поэтическом тексте сразу же получают метафоричeский смысл." (Christo Todorov. Histoire de la littérature française. XVIIIe - XX-e s.s. FABER. 1998 p.p. 145 - 182)

Исходя из научных определений Христо Тодорова, предлагаю перейти к одному из гениальнейших поэтических текстов Александра Сергеевича Пушкина.

МАДОННА

Исполнились мои желанья, Творец

тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна

Чистейшей прелести чистейший образец-

именно тут в этом тексте, влюбленный Поэт прозревает Божественн ое действие,т.е. то, что через два столетия будет формулировано Гюставом Гийомом, а именно, что язык= мысль есть реализовавшаяся оперативная Часть ТОТАЛЬНОГО, называемое нами Бог.

Пушкин ставит знак равенства между двумя терминами: "ТВОРЕЦ"= ТОТАЛЬНОЕ в состоянии потенциального и "МАДОННА".

В коротком поэтическом тексте Пушкин эксплицитно выражает ТРИ оперативных этапа, (сформулированные Г. Гийомом в 1964г) , - это идею дискриминации, актуализации и дематериализации (потенциализации) Объекта обожествления. Невероятно, но это ФАКТ: в трех поэтических строфах представлен процесс ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ, т.е. МОЩНЬІЙ ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ, ЧУВСТВ, КРАСОТЬІ О Т Д Е Л Е Н Н ЬІ Х от первоисточника - Творца, т.е. Бога. Этот оперативный процесс интегрируется на базе:

1. слова "Творец" = Бог - Создатель;

вот для сравнения:" В начале Бог сотворил небо и землю." (Быт. 1:1).

Слово "Творец"само по себе как и в самом начале Бытия (ГЕНЕЗЕС)

так же как и у А.Пушкина, включает три основных идеогенетических этапа:

БЬІТЬ ИМЕТЬ ДЕЛАТЬ, что свидетельствует о том, что Гений Пушкина прозревает

ОПЕРАТИВНУЮ СУЩНОСТЬ БОГА;

2. использование глагола "НИСПОСЛАЛ", т.е. Творец послал как Дар - это и есть момент,(названный Г.Гийомом) дискриминации и актуализации (= реализации оперативной дискриминированной Божественной части) Объекта от Творца: Бог создал и послал МАДОННУ как Объект, как оперативную Часть Самого Себя.

3.Слова "Творец" и "Мадонна" выписаны с заглавной буквой, что ставит знак равенства между Объектом Обожествления и "Творцом": "Творец"= "Мадонна".

4. Вводится стилистический прием неидентификации Субъекта - лирического "Я" и Объекта Обожествления и одновременно вводится и идея идентификации лирического "Я" с Объектом - Мадонной.

Так три пушкинских строфы, с точки зрения теории об идеогенезисе(разработанной и формулированной Красимиром Манчевым и Христо Тодоровым 1974) реферирует к идее "обладания"= "хотеть иметь" и понятиям типа "быть"= "казаться": Бог=БЬІТЬ=Мадонна=БЬІТЬ, а так же: Бог = "кажется" = Мадонна ="кажется".

Подобная схема встречаем и в Бытие, где предлагаются сцены типа: Ребека хочет иметь ребенка и Исаак обращается к Господу со своим желанием...Бог согласен и Ревека (Ребека) получает в свою утробу два плода: Иакова и Исаву. Схема организации библейского текста такая же как и у А.Пушкина.(Л.Т. Библшя и нейното място в история на Европейската литература, ФАБЕР, 1999)

Вот и еще одно маленькое стихотворение со своей ПУШКИНСКОЙ гениальной прозорливостью. Анализ текста: МАДОННА свидетельствует о способности Поэта "выходить" за пределы человеческого идеогенезиса, т.е. за пределы первой психической операции, на основе которой человеческое сознание, скорее подсознание, "создает все то, что будет разработано после, как в области формы так и в области лингвистического содержания" (Хр. Т) В "МАДОННЕ"влюбленное подсознание Поэта позволяет ему прозреть подсознательно трехэтапность Божественного Идеогенезиса, т.е. Идеогенезиса Тотального Потенциального и сам оперативный процесс дискриминации, актуализации и дематериализации Его оперативной Части. В сущности это и есть момент ТВОРЧЕСТВА избранных Богом гениев.

Я думал, сердцее позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты...

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

Очень глубокий смысл этого восьмистишия. При первом знакомстве текст КАЖЕТСЯ очень доступным! легким! звонким! свободным! даже наивным...Но! оно проникает в глубину чувств Читателя. Где же секрет магии этого текста?!

Секрет в смене инцидентного ряда и готовности лирического Я к новой дистанции Обожествления...с новым Объектом.

Возьмем первые две строфы:

" Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать " -

в этих двух пушкинских строфах два Субъекта : 1. Я думал; 2. сердце позабыло.

В 5 и 6 строфах появляется еще три Субъекта:

1.восторги - прошли

2. печали - прошли

3. мечты - прошли

Поэт представляет МНОГОЛИЧНУЮ сущность человеческого "Я" :

Означаемое ЧЕЛОВЕК - Д У М А Л ! - > = Означаемое СЕРДЦЕ - П О З А Б ЬІ Л О - >= Означаемое ВОСТОРГИ - П Р О Ш Л И ! - >= Означаемое ПЕЧАЛИ - П Р О Ш Л И - > = Означаемое МЕЧТЬІ - П Р О Ш Л И - образуется метафорическая восходящая градация, где четыри Означаемых Субъекта превращаются в означающие,составные оперативные части лирического Я Субъекта и каждая из этих оперативных составляющих частей обладает своей функцией.

Этот момент в маленьком Пушкинском тексте самый важный - Великий Поэт прозревает семантическую связанность между каждой оперативной составляющей одно Целое = Я Поэта. т.е. если "сердце", как локативное место пустое, - наступает ПОЛНОЕ ОПУСТОШЕНИЕ внутреннего Я = "быть" = СМЬІСЛА СУЩЕСТВОВАНИЯ

Сердце - локативная метафора- способно забыть = редуцирувать идею существования "быть" кого-то или чего-то к нолевому означающему = пустота

Восторги /печали редуцируются к нолеваму "быть"="не быть"= пустота

Мечты - идея ЛЮБВИ редуцируется к нолевому "быть" = пустота . Идея опустошения и в третьей и четвертой строфах эксплицитно звучит как Авторский силлогизм:

"Я говорил тому что было

Уж не бывать! уж не бывать! -

это Человеческое суждение ОШИБОЧНО. Как отмечает Хр. Тодоров? - модальность ВНЕ поэтического текста, т.е. Судьба не решается Поэтом.

" НУ ВОТ ОПЯТЬ З А Т Р Е П Е Т А Л И

ПРЕД МОЩНОЙ В Л А С Т Ь Ю КРАСОТЬІ" -

это великие слова Пушкина - человеческая ПУСТОТА зависит от субъективного суждения самого человека и, будучи СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ Тотального,т.е. БОЖЕСТВЕННОГО, он вновь наполняется ЖЕЛАНИЕМ ЖИТЬ! "ПОД МОЩНОЙ ВЛАСТЬЮ КРАСОТЬІ" .

Очень интересная лексика: "затрепетали", "мощной властью красоты" - Внимание! - Поэт не уточняет, не конкретизирует никакого земного образа или картины - ДАР ПОСЬІЛАЕТСЯ с НЕБЕС, или как пишет сам Пушкин в предыдущем сонете МАДОННА, от ТВОРЦА. Божественное стоит в самой сильной модальной позиции, которая ВНЕ нас , но связяна с нами.

Так что тут речь идет о БОЖЕСТВЕННОМ, ЕГО ВЛИЯНИИ НА НАС, о ЕГО МОЩНОЙ ВЛАСТИ ПЕРЕДАТЬ НАМ ПОНЯТИЕ "К Р А С О Т ЬІ" КО ВСЕМУ..

Любовь одна - веселье жизни хладной,

Любовь одна - мучение сердец:

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

Стократ блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радостям и неге неизвестной

Стыдливую преклонит красоту!

Но кто любви не жертвовал собою?

Вы пели страсть - и гордою рукою

Красавицам несли свои венцы.

Слепой Амур, жестокий и пристрастный,

Вам терния и мирты раздавал;

С пермесскими царицами согласный,

Иным из вас на радость указа

Других навек печалями связал

И в дар послал огонь любви несчастной.

Интересный текст....Поэт подводит итог....означаемого ЛЮБОВЬ...

"Но кто любви не жертвовал собою? " -отличный обобщающий риторический вопрос-восклицание - и связяна эта красивая строфа с человечским увлечением, чисто земным, чувство, редуцирующееся до желания обладания"хотеть иметь "=" Слепой Амур, жестокий и пристрастный,// Вам терния и мирты раздавал;"....И очень поучительно звучит поучительное Заключение:

" Иным из вас на радость указал / Других навек печалями связал

И в дар послал огонь любви несчастной" -

вот они, итоги влюбчивости земной без Покровительства Небес:

"Стократ блажен, кто в юности прелестной,

Сей быстрый миг поймает на лету

Кто к радости и неге неизвестной

СТЬІДЛИВУЮ ПРЕКЛОНИТ КРАСОТУ " -

т.е. сохранит свою чистоту до момента, когда Творец ниспошлет НАСТОЮЯЩУЮ ЛЮБОВЬ = СВОЮ ОПЕРАТИВНУЮ ЧАСТЬ.

Тревожит поздное молчанье ночи темной

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг...люблю...твоя...твоя!.. .

Вот ведь текст... Восемь строф! они до такой степени интимны, что один мой коллега, прочитав его, написал:"Лорина, не рвите сердце мне..." Хорошо сказал.Только вот надо понять КАК интегрируется этот интимный текст Пушкина...

"МОЙ ГОЛОС для Тебя и ласковый и томный =ТЕКУТ МОИ СТИХИ...ТЕКУТ = РУЧЬИ ЛЮБВИ=ТЕКУТ ПОЛНЬІ ТОБОЮ... .- поствленной мною знак равенства показывет, что,переданная Поэтом картина момента интимного контакт с любомой, сопровождался одновременно вербальной лаской, - он ей говорил стихами, спонтанно порожданными его воображением.

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе....

Этот текст исполнен взаимной Любовью! Взаимной Тревогой! Взаимными Предчувствиями! Исключительной преданностью и глубиной чувств двух Субъектов, безумно Одиноких в этом огромном мире! Их Объединяет Божественное. Поэт успел передать то, что мы никогда бы не проумели без этого прекрасного текста: ТРОИЦА -

Няня - Предчувствия(Божественный мост= трансмодальная связянность=ЗНАТЬ) - Пушкин

Пушкин-Голубка/дряхлая(Божественный мост=трансмодальная связанность=ЗНАТЬ) Няня

т.е. Поэт ставит себя и в позиция Демиурга = интеллективные идеи типа:знаю как ты себя чувствуешь)! и в позицию Лирического Субъекта, чем и объясняется форма текста - Обращение к Няне! и в позиция Объекта тревог НЯНИ. Так Пушкин успевает создать триэтапное единство с Обожествленным им самим Образом НЯНИ.

Особого внимания заслуживает выбор лексики. Можно сказать, что старательно подобранная лексика обьединяет прошлое и настоящее, и блокирует загадку будущего. вот несколько удивительных примеров из текста:

"подруга дней моих суровых" идея духовного единения двух Субъектов:

Наня - Субъект = "подруга" (слово " подруга" исполняет роль семантической связанности типа "быть" 2. - "дней моих суровых" (идея локализации во времени неблагоприятном для Поэта) - Субъект- Пушкин

"голубка / дряхлая моя" Поэт совмещает несовместимые слова, где слово "голубка" имеет две ориентации во времени : 1. "голубка" ориентирует в прошедшее, т.е. период детства Поэта, когда Няня обращалась к нему ласково со словами типа: "голубчик" "голубь мой";

2. "голубка" - ориентирует к настоящему, этим ласковым обращением к Няне Поэт ей возвращает свое нежное отношение, испытываемое им еще с детских лет. Однако Пушкин передает настоящее время, подчеркивая таким образом дистанцию времени типа: "тогда - сейчас", вот почему реалистически-импрессионистический портрет няни, ЕЕ Обожествленный Образ передан в антитезисной форме: "голубка/ дряхлая моя".

"И медлят / поминутно спицы" - "глядишь в забытые вороты" - "на черный отдаленный путь " - " тоска, предчувствия, заботы" - " теснят твою всечасно грудь -

этот шедевр может создать только один экстрасенс(говоря современной терминологией: КОМУ принадлежат эти слова НЯНЕ или Пушкину?)

Итак: "МЕДЛЯТ / П О М И Н У Т Н О спици в ТВОИХ наморщенных руках" - КОГДА? - "ГЛЯДИШЬ в забытые ворота на ЧЕРНЬІЙ ОТДАЛЕННЬІЙ ПУТЬ" другими словами, ДВА Субьекта, Духовно связанные ЧЕРЕЗ Божественное, ЗНАЛИ априорно о черном пути и Няня поминутно ЗАМЕДЛЯЕТ СПИЦЬІ, т.е. ДВИЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ в предчувствии ежечасном="всечасном" черного, пока еще отдаленного пути ее голубка....

Эти строфы жестокие, по своему содержанию, можно представить следующем образом с позиции оперативной лингвистики:Няня - ЗНАЕТ / НЕ ЖЕЛАЕТ и "медлят поминутно спици..." - ПУШКИН ЗНАЕТ ЧЕРЕЗ НЯНЮ -"в ТВОИХ наморщенных руках" - БОГ ЗНАЕТ КОГДА....="черный отдаленный путь "

МОЙ ПОРТРЕТ

Вы просите у меня мой портрет,

Но написанный с натуры;

Мой милый, он быстро будет готов,

Хотя и в миниатюре.

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье,

Не глуп, говорю, не стесняясь,

И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны -

Надоедливее и крикливее,

Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова

Я люблю свет и его шум,

Уединение я ненавижу

А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятс

И если быть откровенным

Я сказал бы, что я еще люблю,

Если бы не был в Лицее.

По всему этому, мой милый друг,

Меня можно узнать.

Да, таким, как бог меня создал,

Я и хочу всегда казаться.

Сущий бес в проказах,

Сущья обезьяна лицом

Да, таков Пушкин.

Интересный портрет самому себе дает Пушкин, как бы отвечая на чей-то вопрос....Весь текст состоит из тезесных твердений, хотя и в "миниатюре" т.е. Поэт стремится определить самые характерные только для Него качества, которые его ОТЛИЧАЮТ от всех остальных. Необходимо так же отметить использование момента оппозиции и превосходной степени, что подсказывает Читателю о высокой

самооценке:

"Сказал бы что я еще люблю,

Если бы не был в Лицее" -

т.е. Пушкин, будучи совсем юным, не знающий еще ничего, с радость стремится:

" Я люблю свет и его шум,

Уединенье я ненавижу:

Мне претят ссоры и препирательства,

А отчасти и учение" -

все четыре строфы постороены на базе антитезисных твирдений!

ЛЮБЛЮ / НЕ ЛЮБЛЮ

"свет и его шум" " уединенье не навижу превосходная степень

претят ссоры и препирательства

отчасти и учение"

Внимание привлекают второе, третье и четверостишия: они придставлают Юношу-поэта и как хвастуна, и как комплексированного - эти две черты характера часто двойственны сверхчувствительным людям, таким, каким был молодой Поэт

Пушкин восхищенный собой / комплекс Пушкина -юноши

"Я молодой повеса "мой рост с самым..."свежий цвет.."

еще на школьной скамье"

"Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны

Надоедливее и крикливее

Чем собственная моя особа "

юный Пушкин страдает от своего маленького роста, и африканской внешности и обращает все в ШУТКУ... .

Как человек Чести, юный Пушкин дает откровенный свой резюмированный ВНЕШНИЙ портрет в финале, - так ПОЭТ ПРЕОДОЛЕВАЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС :

" Сущий БЕС в проказах

Сущья ОБЕЗЬЯНА лицом

Много, слишком много ветренности -

ДА, ТАКОВ ПУШКИН" . -

Браво Поэту, заканчивающему свой ФИЗИЧЕСКИЙ портрет с намеком на "ветренную младость"!

ВОСПОМИНАНИЕ О ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В седом тумане дальный лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады

Стекают бисерной рекой,

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной;

А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Минервы русский храм

Не се ль Элизиум полнощный,

Прекрасный царскосельский сад,

Где, льва сразив, почел орел России мощный

На лоне мира и отрад?

Промчались навсегда те времена златые,

Венчалась славою счастливая Россия,

Цветя под кровом тишины!

В тени густой угрюмых сосен

Воздвигся памятник простой.

О, сколько он для тебя,

Кагульский брег поносан!

И славен родине драгой!

Бессмертны вы вовек, о России исполины,

В боях воспитанны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Свидетель славных Россиян!

Ты видел как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные Славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигом стращась дивился мир;

Державин и Петров Героя песнь бряцали

Струнами громкозвучных лир!

Идут - их сил нет препоны,

Все рушат, все свергают в прах,

В воздушных съединясь полках,

В могилу мрачную нисходят непрестанно

Но клики раздались!...

идут в дали туманной!

- Звучат кольчуги и мечи!...

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад;

летят на дерзновенных,

Сердца их мщением зажжены,

Вострепещи тиран!

уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить,

иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря!

Ретивы кони бранью пашут,

Усеян ратниками дол,

За строем строй течет

все местью, славой дышат,

Восторг во грудь их перешел

Летят на грозный пир;

мечами добычи ищут,

В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут

И брызжет кровь на щит.

Сразились.

Русский - победитель!

И вспять бежит надменный галл;

Но сильного в боях небесный вседержитель

Лучом последним увенчал,

Не здесь его воитель посиделый;

О бородинские кровавые поля!

Не вы неистовству и гордости пределы!

Увы! на башнях галл кремля!

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

не зная горести и бед,

И вы их видели, врагов моей отчизны!

И вас багрила кровь и пламень пожарила!

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Воотще лишь гневом дух пылал!...

Где ты, краса Москвы стоглавой,

Родимой прелесть стороны?

Развалины теперь одни;

Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!

Исчезли здания вельможей и царей,

Все пламень истребил.

Венцы затмились башен,

Чертоги пали богачей.

И там, где роскошь обитала

В сенистых рощах и садах,

Где мир благоухал и липа трепетала,

Там ныне угли, пепел, прах.

В часы безмолвные прекрасной летней ночи

Веселье шумное туда не полетит,

Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:

Все мертво, мсе молчит.

Утешься, мать градов России,

Воззри на гибель пришельца.

Десница, мстящая творца.

Их кравь не престает в снегах реками течь;

Бегут - и в тьме ночной на глад и смерть сретают,

А с тыла гонит русский меч.

О вы, которых трепетали Европы сильны племена,

О галлы хищные! и вы в могилы пали.

О страх! о грозны времена!

Где ты, любимый сын и счастья и Белонны,

Прозревший правды глас, и веру, и закон,

В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?

Исчез, как утром страшный сон!

В Париже росс! - где факел мщенья?

Поникни,Галлия, главой.

Но что я вижу?

Росс с улыбкой примеренья

Грядет с оливою златой.

Еще военный гром грохочет в отдаленье,

Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,

А он - несет врагу не гибель, но спасенье

И благотворный мир земле.

О складь России вдохновенный,

Воспевший ратных грозный строй,

В кругу товарищей, с душой воспламененный,

Греми на арфе золотой!

Да снова стройный глас героям в честь прольется,

И струны гордые посыплют огнь в сердца,

И ратник молодой вскипит и содрогнется

При звуках бранного певца.

О, нет, это вообще не звучит ПРОЩАНИЕМ с Лицеем ! ни ВОСПОМИНАНИЕМ о Нем! - это портрет юноши, полного ОПТИМИЗМА и ЛЮБВИ ко всему, что составляет понятие ЖИЗНЬ. Юный глас Пушкина поет ГИМН под звуки "арфы золотой" ! ГИМН РОССУ способноному ПОБЕЖДАТЬ и "НЕСТИ врагу НЕ ГИБЕЛЬ, НО СПАСЕНЬЕ с ОЛИВОЮ ЗЛАТОЙ"!

Мудрость в такие юные годы! невероятная Эрудиция! и юношеский ВОСТОРГ с юношеской ГРУСТЬЮ...

Имманентный анализ

Текст ВОСПОМИНАНИЕ О ЛИЦЕЕ (Царском Селе ) начинается нежным звучанием ночи, которому предстоит вдруг перерасти в МЕССУ.

Дело в том, что все содержание поэтического текста построено на нескольких основных лингвистических принципах: восходящая градация! оппозиция! активизированный действием и звуком кадр.

Есть в этом тексте одна невероятная ценностная система - СЛОВАРЬ ....который заставляет задуматься об ОБРАЗОВАНИИ того времени....Так легко играть церковно- славянским, латинским, древнегреческим и русским литературным языком.начала ХІХ столетия!

Можно очертать три темы: мир -> героические завоевания в ХVІІІв.- > Война с Наполеоном.

Вот начало:" Навис покров угрюмой нощи" - что тут для русского Читателя ХХІ или того, кто воспитан в ХХ в, может показаться странным - слово "нощ"= "ночь"

А вот еще одно слово:"Там в тихом озере плескаются наяды" т.е. сегодня Читатель должен иметь специалную консультацию, чтобы понять, что речь идет о речных НИМФАХ.

А вот и "МИНЕВРА" :"Не сe ль Минервы русский храм " - италийская богиня мудрости в пушкинском тексте изпользуется метонимический трансфер = имперетрица Екатерина - Богиня мудрости.

или - " Не се ль Элизиум полнощний " - термин из древнигреческой мифологии согласно которой, там обитают души умерших, в объяснении этого пушкинского текста сказано, что в поэзии выражение "Элизиум полнощный " используетса в смысле "Северного рая". Обращает на себя и внимание одинаковое начало обеих строф":"Не се ль МИНЕВРА//Не се ль Элизиум. .." т.е. "не ли"

или - " И тени бледные погибших чад Беллоны "

Естественно, серьезный Читатель будет консультироваться, ...НО ПУШКИН ПИСАЛ СВОЙ ТЕКСТ И ИСПОЛЬЗОВАЛ УКАЗАННЬІЕ ВЬІШЕ СЛОВА АВТОМАТИЧНО! часто прибегая к кальке - БЕЛЛОНА - БЕЛОННЬІ = богиня войны. Поэт склоняет ЛАТИНСКОЕ слово, производное от: "bellum" (n) война!

Первые четыри строфы первого восьмистишия представляют удивительную метафорическую картину Царскосельского Сада, где подчеркивается очень важная мысль -МИР, ПОКОЙ. Однако построение пейзажного кадра, где все кажется редуцирующимся к экзистенциальной идеи типа "быть / казаться"

"Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи

В седом тумане дальный брег " - трехплановое!

Структура ночной картины: верх - "навис покров угрюмой нощи// на своде дремлющих небес " - тут слово "покров" - самый важный для всей картины, т.к. в сочетании со словами "навис" - "угрюмой нощи" образуется начальная обобщающая метонимия,вводящая идею обладания и бесконечности. К этому моменту нам придется вновь вернуться немного позднее.

ближний план - " В безмолвной тишине почили дол и рощи" -

обращает на себя внимание именно начало:"в безмолвной тишине...."= мирный, спокойный, -этот момент тоже очень важен, т.к. далее в тексте он будет представлен в другой ситуации.

дальный план - " В седом тумане дальный лес "-

интересно отметить, что эта,казалось бы мирная картина ночного Царскосельского сада, есть лишь описание....но так ли это!

перед читателем визуальный статичный кадр -уснувшая природа.

" Чуть слышится ручей, бегущий в сель дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь вепичавый,

Плывет в сребристых облаках" -

итак, вторая часть восьмистишия, оставаясь визуалным кадром, анимируется звуком: "чуть слышится ручей бегущий" =журчание ручья; "чуть дышит ветерок, уснувший на листах"- очень красивая метафора, передающая легкий полох=("чуть дышит") ночного ветерка,(теза) / (антитеза) уснувшего на листах" - подобная звуковая перцепция передаят жизнь Царскосельской ночи.

"И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках" -

образом "плывущей луны в сребристых облаках " заканчивается первое восьмистишие чья роль кажется ограничена лишь ночным описанием природы

Начиная со второго восьмистишия воображение юного поэта переходит от перцептивного этапа к медитативному уровню :

" С холмов кремнистых водопады

Стекают бисерной рекой,

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной"-

продолжается до финальный слов пятого восьмистишия:"Державин и Петров Героя песнь бряцали//Струнами громкозвучны х лир ".

Появление слова "наяды" свидетельствуют о возрастающем юношеском воображении, доводящем до медитативного процесса, переданном на базе восходящей метафорической градациеи, поющей восхвалу Екатерининским временам, эпохе русской Миневры:

"Промчались навсегда те времена златые,

Когда под скипетром великия жены

Венчалась славою счастливая Россия

Цветя под кровом тишины!"

Необходимо подчерктуть смену глагольного времениa,устанавливающим дистанцию времени между "сейчас-тут" увлеченного воспоминанием о блестящем прошлом России и мудром правлении под "скипетром великия жены" юного Автора и другой эпохой, последовавшей за ней. Век, когда:

"Венчалась славою счастливая Россия

Цветя под кровом тишины " -

т.е. ,поставив в самом начале своего блестящего Творения слова "покрыв и тишина "="сейчас-тут" и используя для передачи Екатерининской эпохи те же слова, которые служат семантическим мостом символической преемственности этапа придыдущего = "под скипетром великия жены " ------/-----этап последующий ="сейчас-тут" юного Пушкина, вводится прием "обратимости во времени" - прошедшее как бы "воскресает" в мысли Поэта. Дистанция времини оказывается причиной смены означающих одних и тех же означаемых:

сейчас-тут Поэт / "под скипетром великия жены"

"покров угрюмой нощи" = небо над Россией / " под кровом тишины" = стабильный дом

"в безмолвной тишине" = спящая природа / " под кровом тишины" = спокойствие

Восходящая метафоричская градация, построенная далее на базе имлицитного присутствия сильных модальных идей "необходимым быть"/ " должным быть", достигается введением в поэтический тект самых известных имен русских деятелей ХVІІІ в. таких как Румянцев, Суворов, Державин, что доводит до апогея воспевание периода царствования русской Миневры - звучит Хвалебная Месса, переданная риторическими восклицаниями:

"Бессмертнны вы вовек, о России исполины;

В боях воспитаны сред бранных непогод!

О Вас, сподвижники, друзья Екатерины,

пройдет молва из рода в род.

О громкий век военных споров,

Свидетель славных Россиян!...

Блестящая Месса вдруг обрывается и появляются странные строфы:

Идут - их сил нет препоны

Все рушат, все свергают в прах

И тени бледные, погибших чад Беллоны

В воздушных съединясь полках

В могилу мрачную нисходят непрестанно,

Иль бродят по лесам в безмолвии ночи. .....

ЧТО ЭТО ЗА СЦЕНА настоящего ЭЛИЗИУМА -?

В сущности, тут речь идет о варварском нападении галлов, вот почему этот поэтический текст начинается с первой строфы первого восьмистишия словами:

"Навис ПОКРОВ УГРЮМОЙ НОЩИ

На ФОНЕ ДРЕМЛЮЩИХ НЕБЕС" -

посвящая свое ВОСПОМИНАНИЕ О ЦАРСКОМ СЕЛЕ героизму российской Армии, юный поэт с самой первой строфы создает невероятное иносказательное ВВЕДЕНИЕ в основную часть своего стихотворения - ПОБЕДА над:

"Где ты любимый сын и счастья и Беллоны"

таким образом все вспоминатые мною выше ТРИ восьмистишия, представляющие КРОВ и ПОКОЙ россиянина в эпоху мудрого царствования русский Минервы, блестящие победы Суворова и Румянцева, составляющие содержание ПОЭТИЧЕСКОЙ МЕССЬІ, есть всего навсего нарушение"функциональности самого текста = la rupture de la fonctionnalité "(G. Poulet)

Говоря другими словами эти восьмистишия можно было бы "УБРАТЬ" из текста Пушкина и основная часть его стихотворения ОСТАЛАСЬ бы все такой же прекрасной, жестокой и хвалебственной, т.к. она предназначена показать Читателю всю тяжесть войны с ГАЛЛАМИ и Блестящую Победу над ними Русского Воина и Его ДУШУ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА, НЕСУЩЕГО СВОЕМУ ВРАГУ МИР =

"Рос с улыбкой примиренья,

Грядет с оливою в златой"

Но теперь необходимо выяснить настоящий смысл первых строф первого восьмистишия:

"Навис покров угрюмой ночи " -

в этой строфе ни одно слово не сохраняет своего конкретного первоначального смысла: "навис " - редуцируется к чувственному понятию об ОПАСНОСТИ типа "кажется"; "покров " = небеса над Россией; "угрюмой нощи" = ночи угрюмые= ЗНАЮЩЕЙ о Галлах, которые на фоне "дремлющих небес "=кажущегося спокойствия "все рушат, все свергают в прах ". Создается антитезизная структура:"на фоне дремлющих небес" - теза / антитеза "все рушат, все свергают в прах". Этой антитезисной структурой юный Поэт подчеркнул вероломное нападение галлов на мирно спавших россиян.

Интересен тут факт, что юный поэт вводит врага индиректно , не называя КТО, а только используя идею о действии: "идут" -> рушат" -> "свергают ", так перед Читателем серия глаголов, вводящих не только идею о действии, но и о цели действия = делать - редуцируется к идее нолевой экзистенции= НЕ БЬІТЬ.

Сам выбор лексики очень точен и я предполагаю, что это перефразировка Цезарского восклицания, ставшего поговоркой":" VENI,VIDI, VICI!"= "ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ!"

Если сравнить выражение Цезаря и слова Пушкина, то получим следующую схему:

ПРИШЕЛ = ИДУТ

УВИДЕЛ = РУШАТ

ПОБЕДИЛ = СВЕРГАЮТ,

т.е. слова Цезаря (точнее глаголы) использованы в прошедшем времени , вот почему последнее слово "ПОБЕДИЛ " , т.к. подводитса результат действий=войны.

В Пушкинском тексте индеректное введение чужеземцев есть лишь НАЧАЛО действия, вот почему юный Поэт использует настоящее глагольное время, которое вводит идею широкой растяжимости во времини и в пространстве.Например глагол "ИДУТ" - вводит идею продолжительности, многочисленности (множественное число) , а раз они УЖЕ ИДУТ по Российской территории, значит это соответствует Цезаревскому "VENI" - пришел= "идут ". следующий глагол "РУШАТ" - глагол выражающий действие возможное лишь при участии и перцептивной идеи типа - "ВИДЕТЬ" , т.е. они рушат, то, что видят, что и соответствует Цезаревскому "VIDI".

Но самым интересным глаголом, выбранным юным Пушкиным, - это "СВЕРГАЮТ ", т.е свергнуть можно лишь ТОГО, КТО ИСПОЛНЯЕТ СВОЙ ВЬІСШИЙ ДОЛГ типа "необходимым быть", таким образом подказывается, что ТОТ, КТО ИДЕТ, РУШИТ имеет целью СВЕРГНУТЬ с ВЛАСТИ= Цезаревскому "VICI" в будущем, что и является ЦЕЛЬЮ -СВЕРГНУТЬ С ТРОНА...

Это настоящая сцена Элизиума:

"И тени бледные погибших чад Беллоны,

В воздушных соединясь полки,

В могилу мрачную нисходят нипристанно

Иль бродят п лесам в безмолвии ночи." -

в этой части восьмистишия юное воображение Пушкина рисует именно место, где происходит безнаказанное убийство в ночи мирного населения и гибель "чад Беллоны". Здесь представляется картина типа потенциализации, т.е. "возвращения "чад Беллоны" в состояние "быть"3 = ДУШИ умерших. Напомним, что Человек как Часть Тотального потенциального, после смерти "возвращается "обратно к Тотальному, чтобы вновь стать его нераздельной частью.

Использование настоящего времени, т.е. приема "обратимости во времени" (когда прошлое кажется происходящим в настоящем) способствует созданию мистической, перцептивной картины страшной ночи...

"Но клики раздались!...

идут в дали туманной!

-Звучат кольчуги и мечи!

Страшись, о рать иноплеменных!

России движутся сыны; -

происходит трансфер смысла и смена инцидентного ряда: мистическая картина с душами умерших, "бродящими безмолвно" , вдруг оживает кликом:" Но клики раздались! ..." -очень интересный момент. Читателю Поэт ничего не объясняет: ни Кто эти враги! ни Что это за "клики". Используется неожиданно прошедшее время ... - цель подсказать и в звуковой форме передать Читателю воображаемое известие о появляющейся ПОМОЩИ:" идут в дали туманной! Помните в первом восьмистишии:безмолвной тишине почили дол и рощи" и нами был поставлен вопрос о возможности двусмысленности "безмолвной тишины " - " в седом тумане дальный брег"-теза первого восьмистишия / теза анализируемого восьмистишия "идут в дали туманной!" . Так эти две тезы представляются как два тезисных твердения со словами:"в седом ТУМАНЕ - в дали Туманной - " -первое употребление не имеет конкретного значения, и во вторым употреблении слова с этим же корнем "идут в дали ТУМАННОЙ" происходит конкретизация смысла = издалека

-Звучат кольчуги и мечи! - воображение юного Поэта опять "возвращается во времени" в далекие эпохи предков и возвращется в свое"сейчас-тут" , но не с помощью глагольного времени! Нет! УНИКАЛЬНЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ ОБЪЕДИНИТЬ ИДЕЮ О ХРАБРОСТИ И СИЛЕ НАШИХ ПРЕДКОВ С началом ХІХ века: через лексику:КОЛЬЧУГА и МЕЧИ - имплицитно вводится идея о русских богатырях! русских полководцах далеких времен. Прошлое и настоящее как русский боевой Дух объеденены, что позволяет юному Поэту отправить ВРАГУ УГРОЗУ :

"СТРАШИСЬ, О РАТЬ ИНОПЛЕМЕННЬІХ!

РОССИИ ДВИНУЛИСЬ СЬІНЬІ ;

Изображая Бородинское сражение, юный Поэт продолжает свою удивительную Идею ЕДИНЕНИЯ Духа Предков и Героев 12 года, используя вновь ЛЕКСИКАЛЬНЬІЙ прием обратимости во времени:

В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут

И брызжит кровь на щит ...

имплицитное присутствие Духа Предков в кровавой бородинской битве представлены "МЕЧОМ"! !СТРЕЛАМИ"! "ЩИТОМ"! "КОЛЬЧУГОЙ"! Поэт гениально предал генетическую имманеннтную сущность времени, где нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, а есть лишь смена семантически взаимосвязанных этапов: "предыдущий - последующий". (Гюстав Гийом ХХ век!) Прозреть оперативный процесс как базовый в исторических событиях в момент воображения истории Государства Российского - это не есть ли свидетельство врожденной ГЕНИАЛЬНОСТИ Пушкина!?

Сразились.

Русский - победитель!

О Бородинские кровавые поля!

Не вы неистовству и гордости пределы.

Увы! на башнях галл кремля!

Эта последняя строфа с двумя восклицаниями: "Увы ! - введена идея разочарования и боли -> причина: "на башнях ГАЛЛ кремля! " - эта идея локализации типа "быть"3 - предложена в неожиданной структуре с абсолютно перевернутым порядком слов, что подчеркивает идею абсурда ситуации после бородинской битвы.Так, на уровне строф образуется оппозиция вводящая идею абсурда:

теза / антитеза

Русскй-победитель! / "на башнях ГАЛЛ кремля"

Юный Поэт очень ловко сменил местами Субъект и Объект= место (идея локализации) - здесь в перевернутой форме введена идея ОБЛАДАНИЯ "ИМЕТЬ", т.е. Пушкин предлагает метонимию типа:

Галл имеет кремль -> Галл имеет башни кремля= Галлу необходимо быть ПОБЕДИТЕЛЕМ, он сверг = поверг Москву.

Поэт не поставил ГАЛЛА в сильную модальную позиций и, чтобы ее избежать, перевернул даже структуру метонимии, чтобы редуцировать идею обладания "иметь"= победитель к обыкновенному экзистенциональному "быть"= "кажется", -"на башнях галл кремля " откуда ГАЛЛ может быть увиден. Смело и гениально! так одной перевернутой формой метонимии представить галла-победителя как Объект перцепции со стороны жителей Москвы, поставив его априорно в позицию пассивного Субъекта типа "мочь/ не мочь")

С этого момента, юный Поэт представляет раззоренную Москву:

"Где ты, краса Москвы стоглавой,

Родимой прелесть стороны?

Где прежде взору град являлся величавый,

Развалины теперь одни;

Москва, сколь русскому твой звук унылый страшен!"

Боль пронизывает эти пять строф. Они редуцируются к тем словам, которые вводят имплицитно неприятеля в тихую ночь на русскую территорию:" ИДУТ, РУШАТ, СВЕРГАЮТ"

Особенно эта последняя строфа, - это силлогизм, передающий настроение всего русского общества того времени:"твой звук унылый страшен!".... и еще:"Все мертво, все молчит."

Однако юный поэт верит в свою Москву:"Края Москвы, края родные,// где на заре цветущих лет// Часы беспечности я тратил золотые,// не зная горести и бед"

"Утешься, мать градов России,

Воззри на гибель пришельца.

Отяготела днесь на их надменны выи

Десница мстящая творца.

Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,

Их кровь не престает в снегах реками течь,

Бегут - и в тьме ночной на глад и смерть стретают,

А с тыла гонит русский меч." -

Сильно звучит этот призыв с Любовью к Москве опусташенной, испепеленной и следует кадр полный крови бегущих галлов....Но не это радует юного Пушкина!

В Париже Росс! - где факел мщенья?...Но что я вижу? РОСС С УЛЬІБКОЙ ПРИМЕРЕНЬЯ// ГРЯДЕТ С ОЛИВОЮ ЗЛАТОЙ -

ЭТО И ЕСТЬ ТОРЖЕСТВО РОССОВ - ПРОЩАТЬ! В ЭТОМ ИХ ЭНИГМА!

Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложелся на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?

Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.

Он видит: окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились;
Кругом подножия, шумя, валы седые
В блестящей пене улеглись.

В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен!
И славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

И ты промчался, незабвенный!
И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
Страдать — есть смертного удел.

Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.

И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг.

Идут — их силе нет препоны,
Все рушат, все свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,
В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи...
Но клики раздались!.. идут в дали туманной! —
Звучат кольчуги и мечи!..

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.

Сразились. Русский — победитель!
И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый;
О бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
Увы! на башнях галл кремля!

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!..

Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Все пламень истребил. Венцы затмились башен,
Чертоги пали богачей.

И там, где роскошь обитала
В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней ночи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
Все мертво, все молчит.

Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая творца.

Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
А с тыла гонит русский меч.

О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!

В Париже росс! — где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он — несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле.

О скальд России вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца.