Эссе

«Каким должен быть учитель для своих учеников».

Педагог – это не только воспитатель,

Педагог – это друг человека, который

Помогает нашему обществу подниматься

На высшую ступень культуры.

Я. Колас

Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А.Коменский. Уже в детстве слово «учитель» вызывало у меня непреодолимое желание связать свою жизнь с этой замечательной профессией. Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Еще Антон Павлович Чехов писал: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело». Я согласна с этим высказыванием. Но где же мы, учителя, черпаем вдохновение, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и художником? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела, только в любви к детям! Научить и душой обогреть - вот в чем суть учительской профессии. Безграничная любовь к детям, доброжелательность, чуткость, внимательность, умение верно оценивать педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант делает труд учителя необходимой профессией. Говоря об отношениях между учителем и учениками, мы все понимаем, что они не могут быть равными, в силу возраста и жизненного опыта. Но в одном отношении равенство между ними обязательно – в степени искренности. Хороший учитель для своих учеников должен быть лучшим другом и помощником. Учитель должен знать и уважать интересы своих учеников. Учитель должен уметь выслушать и понять ученика, найти к нему правильный подход. Ребёнок – хрупкий цветок, который нуждается в заботе и помощи. А учитель – садовник, знающий про каждый свой цветок в саду. Вот этот – сильный и крепкий, но первые заморозки могут погубить его, если не закалить. А этот – тихий и неприметный, но может стать сказочным принцем, если для него создать условия. Учитель должен в какой-то степени уподобляться своим ученикам – ставить себя на их место, понимать, что им интересно узнать, а что наоборот – скучно. Учитель – это что-то высокое, важное, и в то же время, что-то близкое и родное. Таким учителем я и стараюсь быть для своих учеников. При этом хороший учитель должен быть строгим, добрым, требовательным и веселым. Это помогает создавать теплый, душевный микроклимат в классе. Таким образом, есть все шансы добиться уважения детей. А если будет уважение, то будет взаимопонимание и послушание. Взаимопонимание… Что может быть дороже для любого учителя?! А учителю добиться признания у детей непросто. Маленький народ не обманешь. Тут никак не обойдешься без искренности, открытости, особой нравственности в отношениях. Если учитель ученику друг, то они вместе могут свернуть горы! Я стараюсь строить отношения со своими учениками на взаимопонимании, ведь раскрываясь навстречу ребенку и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я». Только в доброжелательной атмосфере может полностью реализовать свой потенциал талантливый педагог и раскрыться любой, даже самый слабый ученик. Учитель должен любить всех детей: шумных и тихих, послушных и капризных, аккуратных и неряшливых. На том простом основании, что они – дети! Любовь, доверие, понимание и доброта – лучшие качества учителя в общении с детьми. Нам нельзя об этом забывать, пока ребёнок испытывает потребность в общении и эмоциональном контакте. Нужно всегда поддерживать ученика, даже тогда, когда у него не всё получается. Это помогает воспитывать уверенность в себе, вызывает желание учиться. Для меня на первом месте ребёнок с его интересами, желаниями и возможностями! Я стараюсь заинтересовать ученика, окружить теплом, чтобы правильно воспитать, направить по верному пути. Ведь воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше - добрый или строгий? Какой будет более успешен - бунтарь или конформист?

Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Каким должен быть идеальный учитель? Может, таким? Кадр из х/ф «The School of Rock» (2003)

А если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования по-новому посмотреть на других.

Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Или таким? Кадр из х/ф «Доживём до понедельника» (1968)

Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ - это профессиональный стандарт педагога , вступивший в силу с 1 января 2015 года. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.

Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.

Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.

В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии - педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»

Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

80% опрошенных - за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность.

Идеальный учитель с точки зрения родителей

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель - тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.

Идеальный учитель с точки зрения… учителей

А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней - за отличное знание предмета и терпеливость.

Но главное - именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.

Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя - это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.

Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель - это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?

Это человек, который может увидеть в ученике личность. Стать для каждого из нас другом и помочь в сложной ситуации. Он проявляет к ученику такие же чувства, как к собственному ребенку.

Для меня это человек добрый и отзывчивый, не только требовательный, но и доступно объясняющий свой предмет.

Настоящий учитель любит детей и находит радость в общении с ними. Он должен быть терпеливым, понимающим, мудрым, творческим.

Для меня настоящий учитель похож на маму, которая сможет поддержать и подсказать верное решение. Это понимающий детей человек, способный заботиться и проявлять внимание к каждому ученику. Но такие учителя только в начальных классах.

Учитель не только источник знаний и советов, но и товарищ и верный друг. Умеет изложить свои знания доступным языком любому ученику. Ведь именно учителя делают нас образованными людьми.

Современный учитель идет в ногу со временем и своими учениками. Он умеет показать мир по-новому и постоянно удивляет. Всегда дает возможность ученику высказать свое мнение. Призвание учителя - не только дать достойное образование - сумму знаний, но и воспитать в детях самостоятельность, человечность, развить творческий подход к учебе и обогатить духовно.

Настоящий учитель - тот, кто объясняет так, что потом запоминаешь на всю жизнь. Тот, который не спешит ставить двойки и делать отрицательные выводы. Тот, кто относится с уважением к ученикам и сам заслуживает их уважения. Главное назначение учителя - доходчиво объяснить материал: перевести с «непонятного» языка на «понятный». Жаль, что это удается не всем. А ведь настоящий преподаватель может сделать нелюбимый предмет любимым...

Учитель - это не профессия, а призвание. Мало просто преподавать - нужно любить свою работу. Недавно я услышала выражение Мейерхольда: «Нельзя научить, можно только научиться». Сначала такая точка зрения показалась мне абсурдной. Зачем же тогда нужны учителя? Подумав, я поняла ее истинный смысл. Многие из нас меняли свое отношение к какому-либо предмету только потому, что не нравился учитель. Значит, учитель не просто учит. Он помогает учиться, передавая свою любовь и понимание предмета.

Учитель - это вечный ученик, который продолжает совершенствоваться всю свою жизнь. Ученик, всегда готовый признать, что был не прав. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», - сказал Конфуций. В моей жизни было немало настоящих учителей. Хочу сказать им большое спасибо за то, что они вложили в меня частичку себя!

К детям и своему предмету удерживает наших учителей в школе надолго. Профессия педагога - одна из самых стрессовых, человек постоянно находится в эмоциональном напряжении. Способность переносить такие нагрузки - одно из требований профпригодности учителя, что сближает это дело с Каким должен быть учитель, чтобы стать не обычным, а хорошим педагогом, к которому ученики приходят еще долго после окончания школы?

Дарить надежду

Самое главное качество, без которого немыслим хороший учитель - это вера в своих учеников. Не столь часто, но все же иногда мы видим, как сильная вера в лучшее в ребенке делает из отпетого троечника крепкого хорошиста, а то и отличника. Блестящий учитель - это не победитель конкурсов, а победитель лени учеников, их отчаяния. Это тот, кто умеет дарить надежду даже в нелегких ситуациях. Каким должен быть учитель? Самое главное качество - видеть в ребенке интеллектуальный и нравственный потенциал.

Коллектив как большая личность

Работа учителем требует особой чуткости, осторожности, чувствительности к настроению детей, возможность понимать ребят как коллектив в целом, потому что большая группа детей, собранных вместе, это словно одна личность. Опытные учителя знают, что у каждого класса свое лицо. То, что сработает в одном коллективе, не пройдет в другом. Поэтому учитель, который умеет угадывать лучшую стратегию и тактику поведения с разными коллективами, будет хорошим специалистом.

Профессионал в отношениях

Каким должен быть учитель, чтобы заслужить звание отличного педагога? Профессионалом в деле построения человеческих отношений. Если у учителя не сложились отношения с учеником, это признак недостаточной сформированности данного умения. Очень сложно выбрать и поддерживать правильную дистанцию, чтобы с одной стороны не было холодности, а с другой, чтобы ученик не принял панибратскую модель поведения. Партнерские отношения возможны лишь со старшеклассниками, но в то же время ученик должен помнить, что он - младший партнер, а учитель - старший.

Последовательность как залог уважения

Каким должен быть учитель, чтобы ученики уважали его? Думающим, делающим и говорящим одно и то же. Педагог может быть авторитарным, резким, своенравным, но если его слова не расходятся с делом и мыслью, ученики все равно будут уважать такого педагога. Найдутся многие, кто будет испытывать симпатию и к такому учителю. Очень важно быть справедливым, чтобы ученики были уверены, что преподаватель ставит оценки не в соответствии с симпатиями и антипатиями. В этом деле очень помогает прозрачность оценок, выставляемых учителем. Когда школьник знает требования и видит, как они реализуются, он чувствует себя намного спокойнее. Это дает ему ощущение, что от его усилий напрямую зависит успеваемость. Повышается мотивация и уверенность в себе.

Чтобы быть хорошим учителем, необходимо соответствовать многим требованиям. Не все получается сразу, но со временем каждый человек, пришедший в профессию, может научиться стать учителем с большой буквы.