Эссе
«Каким должен быть учитель для своих учеников».
Педагог – это не только воспитатель,
Педагог – это друг человека, который
Помогает нашему обществу подниматься
На высшую ступень культуры.
Я. Колас
Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А.Коменский. Уже в детстве слово «учитель» вызывало у меня непреодолимое желание связать свою жизнь с этой замечательной профессией. Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Еще Антон Павлович Чехов писал: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело». Я согласна с этим высказыванием. Но где же мы, учителя, черпаем вдохновение, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и художником? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела, только в любви к детям! Научить и душой обогреть - вот в чем суть учительской профессии. Безграничная любовь к детям, доброжелательность, чуткость, внимательность, умение верно оценивать педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант делает труд учителя необходимой профессией. Говоря об отношениях между учителем и учениками, мы все понимаем, что они не могут быть равными, в силу возраста и жизненного опыта. Но в одном отношении равенство между ними обязательно – в степени искренности. Хороший учитель для своих учеников должен быть лучшим другом и помощником. Учитель должен знать и уважать интересы своих учеников. Учитель должен уметь выслушать и понять ученика, найти к нему правильный подход. Ребёнок – хрупкий цветок, который нуждается в заботе и помощи. А учитель – садовник, знающий про каждый свой цветок в саду. Вот этот – сильный и крепкий, но первые заморозки могут погубить его, если не закалить. А этот – тихий и неприметный, но может стать сказочным принцем, если для него создать условия. Учитель должен в какой-то степени уподобляться своим ученикам – ставить себя на их место, понимать, что им интересно узнать, а что наоборот – скучно. Учитель – это что-то высокое, важное, и в то же время, что-то близкое и родное. Таким учителем я и стараюсь быть для своих учеников. При этом хороший учитель должен быть строгим, добрым, требовательным и веселым. Это помогает создавать теплый, душевный микроклимат в классе. Таким образом, есть все шансы добиться уважения детей. А если будет уважение, то будет взаимопонимание и послушание. Взаимопонимание… Что может быть дороже для любого учителя?! А учителю добиться признания у детей непросто. Маленький народ не обманешь. Тут никак не обойдешься без искренности, открытости, особой нравственности в отношениях. Если учитель ученику друг, то они вместе могут свернуть горы! Я стараюсь строить отношения со своими учениками на взаимопонимании, ведь раскрываясь навстречу ребенку и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я». Только в доброжелательной атмосфере может полностью реализовать свой потенциал талантливый педагог и раскрыться любой, даже самый слабый ученик. Учитель должен любить всех детей: шумных и тихих, послушных и капризных, аккуратных и неряшливых. На том простом основании, что они – дети! Любовь, доверие, понимание и доброта – лучшие качества учителя в общении с детьми. Нам нельзя об этом забывать, пока ребёнок испытывает потребность в общении и эмоциональном контакте. Нужно всегда поддерживать ученика, даже тогда, когда у него не всё получается. Это помогает воспитывать уверенность в себе, вызывает желание учиться. Для меня на первом месте ребёнок с его интересами, желаниями и возможностями! Я стараюсь заинтересовать ученика, окружить теплом, чтобы правильно воспитать, направить по верному пути. Ведь воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.
Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?
Профессиональная готовность
Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:
- любовь к детям;
- гуманизм;
- интеллигентность;
- творческий подход к работе;
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- физическое и психическое здоровье.
В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.
Качества первого школьного учителя
В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.
Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:
- он является не только педагогом, но и воспитателем;
- должен знать психофизиологические особенности детей;
- он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
- педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
- готовность к постоянному саморазвитию;
- учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
- помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
- владеет современными методиками обучения.
Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.
Какими умениями и навыками обладает педагог
Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:
- широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
- обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
- грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
- умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
- направленность на работу с учениками;
- умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
- умение правильно формулировать цели;
- должен обладать организаторскими способностями;
- контроль качества знаний учащихся.
Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.
Личностные качества учителя
Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:
Ведущие способности в педагогической деятельности
- Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
- Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
- В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
- Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
- Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
- Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
- Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
- Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.
Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.
А может быть, это призвание?
Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.
Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.
Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше - добрый или строгий? Какой будет более успешен - бунтарь или конформист?
Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.
Каким должен быть идеальный учитель? Может, таким? Кадр из х/ф «The School of Rock» (2003)
А если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования по-новому посмотреть на других.
Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».
Или таким? Кадр из х/ф «Доживём до понедельника» (1968)
Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ - это профессиональный стандарт педагога , вступивший в силу с 1 января 2015 года. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.
Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.
Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.
В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии - педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»
Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.
Идеальный учитель с точки зрения учеников
100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.
80% опрошенных - за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).
Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность.
Идеальный учитель с точки зрения родителей
Для всех опрошенных родителей идеальный учитель - тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».
В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.
Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.
Идеальный учитель с точки зрения… учителей
А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней - за отличное знание предмета и терпеливость.
Но главное - именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.
Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя - это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.
Гоар Саркисян
студентка МГОУ
Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.
Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель - это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.Гоар Саркисян
студентка МГОУ
А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?
Это человек, который может увидеть в ученике личность. Стать для каждого из нас другом и помочь в сложной ситуации. Он проявляет к ученику такие же чувства, как к собственному ребенку.
Для меня это человек добрый и отзывчивый, не только требовательный, но и доступно объясняющий свой предмет.
Настоящий учитель любит детей и находит радость в общении с ними. Он должен быть терпеливым, понимающим, мудрым, творческим.
Для меня настоящий учитель похож на маму, которая сможет поддержать и подсказать верное решение. Это понимающий детей человек, способный заботиться и проявлять внимание к каждому ученику. Но такие учителя только в начальных классах.
Учитель не только источник знаний и советов, но и товарищ и верный друг. Умеет изложить свои знания доступным языком любому ученику. Ведь именно учителя делают нас образованными людьми.
Современный учитель идет в ногу со временем и своими учениками. Он умеет показать мир по-новому и постоянно удивляет. Всегда дает возможность ученику высказать свое мнение. Призвание учителя - не только дать достойное образование - сумму знаний, но и воспитать в детях самостоятельность, человечность, развить творческий подход к учебе и обогатить духовно.
Настоящий учитель - тот, кто объясняет так, что потом запоминаешь на всю жизнь. Тот, который не спешит ставить двойки и делать отрицательные выводы. Тот, кто относится с уважением к ученикам и сам заслуживает их уважения. Главное назначение учителя - доходчиво объяснить материал: перевести с «непонятного» языка на «понятный». Жаль, что это удается не всем. А ведь настоящий преподаватель может сделать нелюбимый предмет любимым...
Учитель - это не профессия, а призвание. Мало просто преподавать - нужно любить свою работу. Недавно я услышала выражение Мейерхольда: «Нельзя научить, можно только научиться». Сначала такая точка зрения показалась мне абсурдной. Зачем же тогда нужны учителя? Подумав, я поняла ее истинный смысл. Многие из нас меняли свое отношение к какому-либо предмету только потому, что не нравился учитель. Значит, учитель не просто учит. Он помогает учиться, передавая свою любовь и понимание предмета.
Учитель - это вечный ученик, который продолжает совершенствоваться всю свою жизнь. Ученик, всегда готовый признать, что был не прав. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», - сказал Конфуций. В моей жизни было немало настоящих учителей. Хочу сказать им большое спасибо за то, что они вложили в меня частичку себя!
К детям и своему предмету удерживает наших учителей в школе надолго. Профессия педагога - одна из самых стрессовых, человек постоянно находится в эмоциональном напряжении. Способность переносить такие нагрузки - одно из требований профпригодности учителя, что сближает это дело с Каким должен быть учитель, чтобы стать не обычным, а хорошим педагогом, к которому ученики приходят еще долго после окончания школы?
Дарить надежду
Самое главное качество, без которого немыслим хороший учитель - это вера в своих учеников. Не столь часто, но все же иногда мы видим, как сильная вера в лучшее в ребенке делает из отпетого троечника крепкого хорошиста, а то и отличника. Блестящий учитель - это не победитель конкурсов, а победитель лени учеников, их отчаяния. Это тот, кто умеет дарить надежду даже в нелегких ситуациях. Каким должен быть учитель? Самое главное качество - видеть в ребенке интеллектуальный и нравственный потенциал.
Коллектив как большая личность
Работа учителем требует особой чуткости, осторожности, чувствительности к настроению детей, возможность понимать ребят как коллектив в целом, потому что большая группа детей, собранных вместе, это словно одна личность. Опытные учителя знают, что у каждого класса свое лицо. То, что сработает в одном коллективе, не пройдет в другом. Поэтому учитель, который умеет угадывать лучшую стратегию и тактику поведения с разными коллективами, будет хорошим специалистом.
Профессионал в отношениях
Каким должен быть учитель, чтобы заслужить звание отличного педагога? Профессионалом в деле построения человеческих отношений. Если у учителя не сложились отношения с учеником, это признак недостаточной сформированности данного умения. Очень сложно выбрать и поддерживать правильную дистанцию, чтобы с одной стороны не было холодности, а с другой, чтобы ученик не принял панибратскую модель поведения. Партнерские отношения возможны лишь со старшеклассниками, но в то же время ученик должен помнить, что он - младший партнер, а учитель - старший.
Последовательность как залог уважения
Каким должен быть учитель, чтобы ученики уважали его? Думающим, делающим и говорящим одно и то же. Педагог может быть авторитарным, резким, своенравным, но если его слова не расходятся с делом и мыслью, ученики все равно будут уважать такого педагога. Найдутся многие, кто будет испытывать симпатию и к такому учителю. Очень важно быть справедливым, чтобы ученики были уверены, что преподаватель ставит оценки не в соответствии с симпатиями и антипатиями. В этом деле очень помогает прозрачность оценок, выставляемых учителем. Когда школьник знает требования и видит, как они реализуются, он чувствует себя намного спокойнее. Это дает ему ощущение, что от его усилий напрямую зависит успеваемость. Повышается мотивация и уверенность в себе.
Чтобы быть хорошим учителем, необходимо соответствовать многим требованиям. Не все получается сразу, но со временем каждый человек, пришедший в профессию, может научиться стать учителем с большой буквы.