Moodle - система управления дистанционным обучением, известная также как виртуальная обучающая среда. Moodle представляет собой бесплатное веб-приложение, которое встраивается в сайты и используется учебными заведениями для дистанционного онлайн обучения.

Фишка 1. Интернет-магазин готовых курсов

В профессиональной версии платформы Moodle есть возможность принимать электронную оплату за доступ к изучению курсов.

Как это реализовано?

  1. Преподаватель создает курсы, изучение которых хочет сделать платным;
  2. Если курсов очень много, их можно распределить категориям;
  3. В настройках каждого курса активирует режим оплаты, указывает стоимость и срок подписки;
  4. На главной странице студентам отображается витрина магазина курсов, студент видит список всех платных курсов и выбирает подходящий (при желании используя поиск / фильтрацию);
  5. Система предлагает выбрать удобный способ оплаты (платежная карта, QIWI-кошелек, Яндекс.Деньги, WebMoney);
  6. Студент вводит номер карты/электронного кошелька, подтверждает оплату;
  7. Деньги списываются, и слушатель автоматически подключается к курсу.

Фишка 2. Отслеживание выполнений

Преподаватели и методисты могут отслеживать динамику и прогресс обучения студентов. Система наглядно показывает, какие элементы курса уже пройдены (возле них автоматически ставится галочка), а какие только предстоит выполнить (отображается пустой квадратик). По каждому курсу также формируется общая статистика продвижения студентов. Все критерии преподаватель задает самостоятельно через настройки элементов (просмотреть видео-урок, набрать определенное количество баллов, пройти тестирование и т.д). Студент, в свою очередь, также может отслеживать свой прогресс обучения в личном кабинете в %.


Фишка 3. Отчет «Участие в курсе»

В отчете отображается вовлеченность студентов в учебный процесс и их активность по выбранным элементам курса. Преподаватель видит тех, кто отстает или вовсе не приступил к работе в данном материале и, опираясь на полученную информацию, имеет возможность отправить текстовое сообщение с призывом приступить к изучению материала.


Фишка 4. Выборочное отображение материалов курса

По умолчанию всем студентам отображается полное содержание курса и все доступные элементы. Но можно задать режим, когда материалы отображаются по мере того, как слушатели продвигаются по курсу, либо с учетом других критериев.

Например, после каждого модуля преподаватель дает контрольные задания, которые проверяет вручную. Зачастую студенты игнорируют теорию и сразу переходят к выполнению практической части. В итоге они получают низкие баллы, а на преподавателя ложится дополнительная нагрузка в виде повторной проверки и рецензирования одних и тех же работ студентов.

Можно упростить этот процесс и снизить нагрузку на преподавателя. Для этого в настройках завершения каждого элемента устанавливаем правило, по которому контрольное задание будет доступно только после того, как студент, например, набрал 75% в итоговом тесте, успешно выполнил предыдущий элемент и т.д.

Здесь также присутствуют элементы геймификации (значки/ награды/ уровни). В зависимости от того, какие награды система выдала студенту за предыдущие достижения, будут определяться доступные материалы и элементы курса.

Более сильным студентам можно показывать сложные задания, а вместо итогового теста настроить “зачет-автомат”.

Кроме того, у преподавателя могут быть сформировано несколько групп студентов, которые оплатили курс по разным тарифам (бесплатные, со скидкой, по полной стоимости). Здесь также можно выбирать, какие элементы будут доступны всем группам, а какие - только платным.


Фишка 5. Электронные сертификаты

Когда курс успешно пройден, преподаватель задается вопросом: как выделить студента и отметить его достижения. Для этой цели в системе есть возможность выдачи электронных сертификатов.

В настройках ограничений устанавливается критерий, по которому сертификат станет доступным студенту. После выполнения критерия, документ автоматически появится в личном кабинете слушателя.

Вид сертификата можно настраивать (система автоматически наложит на дизайн ФИО, дату, название курса, оценку, QR-код для распечатки).


Фишка 6. Портфолио студентов

Эта функция установлена только в профессиональной версии. Она актуальна для ВУЗов, работающих по стандартам ФГОС 3+, где за каждым студентом должно закрепляться портфолио с рецензиями на работы и профессиональными достижениями.

ВУЗ формирует структуру портфолио (категории) и типы достижений (например, участие в конференции с датой, названием, приложенным докладом и рецензией). Как только все типы достижений будут определены администратором, слушатель в личном кабинете может самостоятельно вписывать свои достижения. Новая запись переходит в режим модерации, и после подтверждения администратором она появляется в портфолио.

Можно внедрить элементы геймификации для мотивации студентов и выработки духа соперничества. Например, за каждое достижение система дает балы, затем общий балл суммируется и выстраивается рейтинг.


Фишка 7. Модуль “Семинар” в системе Moodle

Во-первых эта функция удобна тем, то помогает снизить нагрузку на преподавателя, что особенно актуально в массовых курсах (МООК). А во-вторых, она повышает вовлеченность студентов, дает им возможность поработать с одним и тем же материалом/заданием несколько раз.

Как это выглядит?

  • Преподаватель создает задание, настраивает критерии оценки, студенты выполняют и сдают свои работы на проверку;
  • Преподаватель переключается из фазы «предоставление работ» в фазу «оценивания» (система автоматически или преподавателем вручную обменивает работы между учениками, чтобы ученики проверили работы друг у друга и оценили по заданным критериям);
  • Преподаватель оценивает процесс оценивания и задание закрывается.

Фишка 8. Проверка работ на плагиат

В системе дистанционного обучения Moodle реализована удобная возможность, при которой преподаватель собирает работы, рецензирует их, оставляет свой комментарий, указывает пожелания. Но если преподаватель хочет проверить работу на плагиат, используя при этом сторонние сервисы, ему приходится вручную скачивать работы и загружать в сервис проверки на плагиат. Что отнимает уйму времени.

С целью облегчить работу преподавателям, совместно с компанией Antiplagiat был разработан модуль интеграции, который подходит для любой актуальной версии Moodle.

После его установки, все или некоторые работы, которые ученик загружает в модуль задания, автоматически отправляется в сервис Antiplagiat.ru. Преподаватель видит статус проверки работ на заимствования, получает ссылку на отчет с подробной информацией о совпадениях.

Здесь же можно добавить качественные работы в индекс антиплагиата, чтобы избежать последующего списывания студентов.


Фишка 9. Оффлайн - тестирование

В систему встроена очень мощная и удобная система тестирования с бланками вопросов, бланками заданий и отчетами по пройденным попыткам. Но есть одно неудобство - для проведения тестирования требуется обеспечить студентов терминалами с подключением к Интернет.

Функция оффлайн-тестирования позволяет обойтись традиционными бумагой и ручкой.

Используя тот же банк вопросов, преподаватель формирует бланки заданий и бланки ответов. В бланки ответов студент кодирует № зачетной книжки, указывает вариант и вписывает ответы на вопросы из бланка заданий.

Бланки заданий сканируются, загружаются обратно в систему для распознавания. Система их проверяет и выставляет оценку. При этом, полная статистика всех прошедших тестирований сохраняется.


Фишка 10. Импорт из MS Word

Когда преподаватели готовят материалы курса в офисном пакете Word, они часто сталкиваются с проблемами при публикации этих материалов в интернет-системах. И система Moodle здесь не исключение (пропадают изображения, некорректно отображаются формулы, форматирование и т.д).

В системе реализована специальная функция «Импорт из MS Word», которая позволит избежать этих проблем и сделает процесс конвертации материалов автоматизированным.


Фишка 11. Интеграция вебинаров в учебный процесс

Известно, что в системе обучения Moodle на достаточно высоком уровне реализована поддержка таких типов учебной активности, как конспекты, опросы, тесты, рабочие тетради, электронные учебники, презентации. Но эти инструменты носят традиционный характер и сохраняют эффект пассивного контакта с преподавателем.

В рамках курсов, размещенных в Moodle, если и проводятся “живые” мероприятия, то на сторонних ресурсах, что не совсем удобно как для студентов, так и для преподавателей.

Теперь это можно делать непосредственно на платформе Moodle. Система интегрирована с платформой для проведения онлайн-мероприятий eTutorium Webinar. Что это значит? Преподаватели получили возможность встраивать в курсы такие форматы взаимодействия со студентами, как вебинары, онлайн-тренинги, «живые» мастер-классы и другие формы дистанционного общения. Это позволит сделать учебный процесс интерактивным, интересным и обеспечить максимальную вовлеченность слушателей.


Пошаговую инструкцию по внедрению вебинара в учебный процесс на СДО Moodle смотрите


Дистанционные обучение (ДО) устроено таким образом, что преподавателю и ученику нет необходимости вступать в непосредственный контакт, а обучение проходит с помощью передачи учебного материала слушателям и обратной связи с преподавателем.

Дистанционное обучение основано на новом способе представления учебного материала в электронном виде (веб страницы с гипертекстовой разметкой, встроенными звуком и видео, интерактивность при работе с данными) и использовании интернет-технологий для доставки электронных учебных материалов студентам.

Технологии дистанционного обучения успешно применяются и в учебных заведениях разного уровня, а также в корпоративном обучении.

Одним из самых надежных вариантов использования интернет-технологий в обучении является СДО (система дистанционного обучения) Moodle - модулярная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда. Moodle представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Система Moodle бесплатна.

С помощью данной СДО можно решить несколько разноплановых задач, ее использование будет выгодно как учебным организациям и преподавателям, так и студентам.

Решаемые задачи


Для учебных заведений


популяризация и косвенная реклама в глобальной сети
повышение престижа учебного заведения
количество учеников может гораздо большим, чем при традиционных видах обучения
привлечение высококвалифицированных преподавателей вне зависимости от их места проживания
экономия средств на проведении учебного процесса с применением современных дорогих мультимедийных проекторов, камер и другого оборудования.
участие в инфраструктуре образовательного комплекса на всей территории нашей страны и интеграция в мировое образовательное пространство

Для администрации


отслеживание работы преподавателей и слушателей, автоматическое создание электронных отчетов о деятельности
мониторинг активности слушателей на сайте (формирование логов ученика, группы учеников по всему курсу, по определенному заданию)
доступ к учебным материалам сайта и работам студентов
установка различных степеней доступа, их широкое варьирование
оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений

Для преподавателей


вероятность свободного графика, потому что аудиторные занятия сведены до минимума или отсутствуют
автоматизация системы оценки знаний, применение широкого спектра шкал оценивания
использование современных мультимедийных технологий, что не всегда возможно при очных занятиях в аудитории, включение дополнительных учебных материалов из интернета
широкие возможности в подаче информации и варьирование типов заданий
оперативный доступ к работам учеников
возможность индивидуализации обучения, отслеживания прогресса каждого учащегося
асинхронное общение студентов между собой и с преподавателем. Так сохраняется взаимодействие преподавателя с аудиторией студентов курса

Для студентов и слушателей


доступность обучения для огромного числа желающих учиться, но территориально далеко проживающих от места учебного заведения
легкий доступ к учебным материалам и пособиям в электронном виде непосредственно из обучающей среды
система оценки знаний (электронные тесты) объективна и независима от преподавателя
повышается творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и освоения новейших информационных технологий
своевременный доступ к отзывам преподавателей и отчетам о своей успеваемости

Участники образовательного процесса


  1. слушатели дистанционных курсов
  2. преподаватели-тьюторы или сетевые преподаватели
  3. авторы дистанционных курсов или преподаватели-эксперты
  4. разработчики учебных курсов
  5. администратор(ы)

Для каждой роли предусмотрен свой порог доступности. Как можно видеть из таблицы, в системе moodle самые широкие права принадлежат администраторам, наименьшие - слушателям.

Степени доступа участников



администратор
разработчик
преподаватель-
эксперт
преподаватель-
тьютор
слушатель
доступ к тем курсам, на которых он зарегистрирован, теории и практическим работам




сопровождение учебного процесса на основе уже подготовленных учебных материалов, просмотр результатов тестов своего курса и успеваемости слушателей курса





создание и редактирование учебных курсов и тестов




обработка всех материалов, подготовленные автором курса, верстка всех материалов, размещение материалов на сайте




регистрация слушателей, групп, тьюторов, экспертов, других администраторов, контроль и анализ статистики




Виды ресурсов теоретической части курса в moodle


Пояснение – краткая заметка. Пояснение немного отличается от других ресурсов, оно представляет собой текст и изображение, которые отображаются непосредственно на главной странице курса прямо среди других ресурсов и элементов курса.

Текстовая страница – самый простой способ представления материала, в котором отсутствует возможность вставлять в текст картинки, изменять размер текста и стиль шрифта. Вы можете использовать несколько доступных видов форматирования, позволяющих вам сделать из простого текста прекрасно оформленную web-страницу. Целесообразность использования текстовой страницы мне не совсем понятна, когда есть возможность добавить веб страницу или ссылку на нее.

Веб страница – учебный материал представляется в виде отдельной веб страницы в пределах moodle. Такие страницы имеют возможность подробного форматирования текста (в том числе таблицы, списки), добавления рисунков, встроенного звука или видео или ссылок на них (как на сторонних веб ресурсах, так и на файловую область в самой системе moodle). Есть функция embed - отражение видео из youtube, яндекс видео и других сайтов такого вида без скачивания. Имеется встроенный HTML-редактор. Кроме того, вы можете использовать любые возможности HTML, включая и JavaScript. Все страницы могут открываться и во всплывающем окне, в зависимости от настроек.

Ссылка на файл – ссылка на существующий учебный материал в виде файла, который можно сохранить на персональном компьютере. Последующая работа с этим документом не требует подключения к сети Интернет. Обычно это презентации, документы в текстовых форматах или pdf, архивы. Фактически это может быть что угодно: картинки, звук, видео, флеш-анимация. Однако нужно учитывать максимальное ограничение по размеру загруженных файлов в систему moodle - 8 Mb. Для каждого курса устанавливаются свои ограничения. Естественно, ссылки могут вести и на сторонние ресурсы.

Словарь терминов , содержащий поиск слов по алфавиту, категории, автору, дате обновления. Делать записи могут и студенты, если позволяют настройки.

Виды ресурсов практической части курса в moodle


Задание. В moodle существует три типа заданий:
  • Ученик отвечает на вопрос в специальном окошке для ответа, ему не приходится сохранять какие-либо файлы на своем компьютере. Это задание в виде текста.
  • Ответ в виде файла, который студент формирует и отправляет для проверки преподавателю (прикрепляет к заданию на сайте), учитель скачивает файл для проверки на свой компьютер.
  • Задание с ответом вне сайта. Это означает, что студент предоставил свой ответ каким-либо другим путем (по e-mail, Skype, лично, по телефону, да мало ли как еще). Проверяющему нужно только зафиксировать оценку в ведомости соответствующего курса moodle.
Количество попыток (для первых двух видов) устанавливается в настройках учителем.

Лекция. Состоит из теоретического материала и практической части. В Лекции используются различные типы вопросов: с выбором одного или нескольких верных ответов, на соответствие, с коротким или числовым ответом. В некоторых Лекциях может встретиться вопрос типа Эссе. Ответ-эссе пишется в свободной форме, после сохранения его должен проверить учитель. Чтобы результаты Лекции отобразились в отчетах, нужно пройти ее до конца, нельзя оставлять ее незавершенной. Завершает Лекцию всегда страница с поздравлениями. В дальнейшем оценки за Лекцию Вы можете просматривать через блок "Элементы курса – Лекции".

Тест. Каждый преподаватель имеет возможность создавать свой набор тестовых вопросов. Все вопросы хранятся в базе данных и затем могут быть снова использованы в этом же курсе moodle (или в других). Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также некоторые другие виды. Ученикам разрешается проходить тест несколько раз. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку, которая выставляется в автоматическом режиме.

Hot Potatoes. Модуль "HotPot" позволяет управлять этими тестами через систему moodle. Тесты создаются на компьютере разработчика и затем загружаются в курс moodle. После того, как ученики сделали попытку прохождения теста, доступны отчеты, которые показывают, как отвечали ученики по каждому вопросу и сколько времени у них это заняло (через Элементы курса). Сами же студенты видят свои неправильные ответы и автоматически подсчитанные баллы сразу после прохождения теста. Освоить программу JavaHotPotatoes несложно, она бесплатна и требует только регистрации на сайте производителя. Представлены практически все необходимые виды тестов. Внешнее оформление выбираете по своему вкусу. Возможна вставка ссылок (звук, картинки, т. д.). Вообще, программа для создания тестов Hot Potatoes - находка для разработчиков курсов.

Форум. Возможны нескольких видов: новостной, стандартный для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ. Оценивается по произвольной шкале. Может быть ограничен по времени. На каждый форум в moodle записывает администрация или преподаватель курса.

У многих преподавателей, начинающих работать на сайтах с системой moodle, возникает такой технический вопрос:

Как проверить выполненное задание ученика?

После каждого выполненного и проверенного преподавателем задания, появляется оценка и комментарий/рецензия преподавателя, видные ученику. Преподаватель, вернувшийся на страницу с заданием, может видеть в правом верхнем углу надпись с указанием количества попыток выполнения данного задания в виде ссылки. (Это не относится к заданиям в формате Hot Potatoes.) Нажав на эту ссылку, вы попадаете в ведомость оценок по конкретному заданию. Там необходимо найти своего ученика в общем списке и щелкнуть по ссылке Оценка напротив его/ее фамилии. Вы увидите выполненное задание и окошко для написания отзыва/комментария/рецензии преподавателя. Заполните его и выберите оценку в выпадающем меню оценок в правом верхнем углу. Нажмите на кнопку Сохранить. Вы всегда можете вернуться в ведомость оценок по конкретному заданию и редактированию своего отзыва и оценки. Это может понадобиться, если в задании установлена функция, допускающая несколько попыток выполнения задания учеником. При этом сохранится последняя версия работы ученика, а ваш отзыв, оставшись прежним, станет не актуальным.

Если задание приложено в виде файла, следует загрузить его на свой рабочий стол, просмотреть, а затем вернуться на сайт и поставить оценку, написать отзыв также, как было описано выше.

Задания в Hot Potatoes и Тесты проверяются автоматически.

Задания в Лекции проверяются автоматически, кроме заданий в форме Эссе. Его необходимо проверить, нажав на вкладку Оценить Эссе.

Для тьюторов и администрации актуален следующий вопрос:

Как отследить деятельность ученика?

У преподавателя есть возможность следить за результатами учебы слушателей (комментирование ученических работ, формирование ведомости оценок) и мониторить активность учеников на курсе (формирование логов учащегося, группы студентов по всему курсу, по конкретному заданию). Контроль может быть осуществлен несколькими способами. Давайте рассмотрим каждый.

Конечно, преподаватель всегда может пройтись по каждому заданию и оттуда попасть в ведомость оценок по конкретному заданию. Задания в Hot Potatoes, Тесты проверяются автоматически (отчеты в блоке Элементы курса). Лекции проверяются также автоматически (кроме Эссе), отчеты просматриваются по вкладе Отчеты в конкретной Лекции. Но это достаточно трудоемко и не видна общая картина. Поэтому лучше вернуться на страницу учебного курса и в боковом меню (слева или справа) найти блоки Люди, Управление, Элементы курса.

В блоке «Люди» всего одна строка «Участники». Щёлкнув мышью по слову "Участники", вы попадёте на страницу со списком всех, кто работает на курсе. Они записаны на курс с разным правом доступа. Нам нужно выбрать учеников (Студенты). А в этом списке искать того, кто нужен.

Но вы можете облегчить себе поиск нужной фамилии. Щелкните на букве алфавита, с которой начинается имя или фамилия участника. Останется только несколько имен, и вы сможете выбрать из них нужное. Вернуться к полному списку можно, нажав на слово «Все».

Строчки с фамилиями работают как ссылки. Щелкнув по чьей-либо фамилии или фотографии, вы попадете на его/ее личную страницу. Здесь вы можете узнать на каких курсах учится данный ученик, найти контактную информацию, если, конечно, учащийся ее там оставил.

Далее необходимо пройти по вкладке Отчеты о деятельности. Вам станут доступны следующие виды отчетов: Краткий отчет, Полный отчет, Сегодняшние логи, Все логи, Оценка. В зависимости от целей, выбирайте форму отчета.

Так, выбрав вкладку Краткий отчет вы попадете в общую ведомость оценок учащегося с общим списком всех заданий и соответствующих оценок по ним, а также с указанием количества просмотра ресурсов на учебном курсе.

Можно воспользоваться другим блоком - "Управление". Здесь вы можете получить отчет о деятельности слушателя на вашем курсе, проследить все его логи (вкладки Оценки, Отчеты).

В блоке "Элементы курса" можно получить отчет по отдельным видам заданий. Все виды заданий, используемые в учебном курсе, отражены в этом блоке. Другими словами, чтобы в данном блоке появился отчет, этот вид задания, будь то Лекция, Тест, Ответ в виде текста или файла должны присутствовать на этом курсе moodle. Для каждого вида заданий формируется своя ведомость оценок. Так, именно здесь можно получить подробный отчет по заданиям в формате Hot Potatoes, выбрав соответствующую строку в блоке, а затем просматривая отчеты по дате выполнения задания, напротив нужного ученика в общей ведомости оценок заданий в Hot Potatoes.

Итак, надеюсь, вы получили общее представление о СДО Moodle, ее особенностях и преимуществах. Конечно, были рассмотрены не все модули и возможности этой системы дистанционного обучения (например, подключение модуля OpenMeeting, электронного деканата, внутренняя переписка, блоги). К недостаткам можно отнести некоторую запутанность админки, относительно большое потребление ресурсов, небыструю загрузку сайта, проблемы с поисковой оптимизацией для яндекса. Однако на работе тьюторов, преподавателей и разработчиков курсов moodle это никак не сказывается.


Эта система предназначена для организации обучения он-лайн в сетевой среде с использованием технологий Интернета. Система обеспечивает многообразие процедур обучения он-лайн, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение в учебном заведении. Moodle позволяет инсталляции образовательных ресурсов (учебных материалов) и обеспечивает средствами доступа к ресурсам и управления ими; обеспечивает коммуникационную взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемого в форме интернет-конференций, форумов, дискуссий, а также обмена посланиями, содержащими, в частности, задания для учащихся, выполнение задач и комментарии. В системе предусмотрена возможность спецификации категорий (Category) учебных курсов, например, таких, как Office work,

Teaching and Learning, и группировка курсов по категориям. Учебные курсы могут включать такие материалы, как аннотации курсов, ресурсы, задачи, темы обсуждений. Ресурсы курсов могут представляться многообразием организационных компонентов, среди которых текстовые страницы, веб-страницы, файлы различных форматов, веб-сайты, директории (text page, web page, file, web site, directories). В курсах устанавливаются следующие параметры: дата начала курса (Course start date), срок подачи заявок (Enrollment period), количество уроков (тем, занятий) (Number of weeks / topics), выраженных в количестве недель или темах уроков, темах форумов. Кроме того, курсы могут иметь специальные ключи (Enrollment key), обеспечивающие доступ к учебным материалам курса зарегистрированных и принятых на курс слушателей. В Moodle предоставляются сведения о курсах, их тьюторов и сроки их проведения.

Авторы курсов формируют соответствующие учебные материалы, а тьюторы проводят зачисление студентов и организуют учебный процесс. Для обучения Moodle имеет следующие возможности: использует педагогику социального конструкционизма, которая включает взаимодействие, активное обучение, критическую рефлексию и тому подобное; имеет простой, эффективный, совместимый для разных браузеров веб-интерфейс; список курсов содержит описание каждого курса на сервере курсы разбиваются на категории, механизм поиска курсов; большинство текстовых элементов (ресурсов, форумов, задач и т.д.) могут быть отредактированы с помощью внедренного WYSIWYG HTML редактора; предлагается широкий спектр активностей для построения учебного процесса; для коммуникации и социализации в курсе преподаватель может использовать такие инструменты, как форумы, чаты, wiki, систему обмена сообщениями, блоги и т.

Moodle включает следующие наиболее используемые модули: Сертификация - модуль создает PDF сертификаты / дипломы для студентов курса и полностью настраиваемым. Можно разработать собственный дизайн печатного сертификата: добавить рамки, водяные знаки, печати и даже показать степень / уровень изучения информации. Благодаря Elluminate Live! Meeting - Moodle становится частью виртуального веб-видео класса, включая двустороннее аудио-общения, интерактивные доски, мгновенный обмен сообщениями и модератор инструментов. Это нестандартный модуль и блок, который требует покупки 3rd Party службы. Галерея - позволяет использовать встроенные галереи изображений.

LAMS - основа системы управления учебной деятельностью (Learning Activity Managment System) и используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн- материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материала в визуальном учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав этого типа курса входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной, так и на коммуникативной компоненте.

SCORM / AICC - это один из элементов курса, который позволяет преподавателю опубликовать любой пакет формата SCORM или АИСС в составе материалов курса. Пакет SCORM - это набор веб-контента, соответствует международному стандарту объектов учебного назначения SCORM. Этот набор может включать web-страницы, графику, программы на JavaScript, Flash-презентации и другие составляющие, работающих в веб браузере. Этот модуль помогает интегрировать в учебный курс любой пакет, соответствующий стандарту SCORM.

Wiki - это средство для совместного создания документов несколькими людьми, который имеет собственную простой язык разметки, используемый просто в окне браузера. Модуль Wiki позволяет студентам работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержание страницы. Предыдущие версии документа не изымаются и могут быть восстановлены в любой момент.

Анкета - модуль содержит несколько готовых анкет, которые помогают преподавателю выяснить психологические особенности студентов, имеющих отношение к дистанционному обучению. База данных позволяет преподавателям и / или студентам создавать, показывать и осуществлять поиск среди введенных записей базы. Формат и структура записей могут быть почти неограниченными, включать картинки, поля, Интернет - адреса, числа или простой текст.

Глоссарий - толковый словарь, содержащий статьи по определению определенных сроков. Студентам предоставляются удобные средства поиска нужного термина в глоссариях. Преподаватель также может не только давать определения терминов, но и привлекать к этой работе субъектов обучения, контролируя корректность предлагаемых ими определений. Задача (ответ несколькими файлами, файлом, текстом, вне сайта) - модуль, позволяющий организовать выполнение задач студентами. С его помощью можно: передавать содержание задания студентам; устанавливать сроки его выполнения; устанавливать максимальную оценку, которую может получить студент задачу; задавать форму предоставления ответа преподавателю (файл загружается на сайт, личная беседа с преподавателем, сообщение по электронной почте); давать комментарии к выполненной работы; позволять студенту менять свой ответ с повторным тестированием.

Книга - способ представления многостраничных документов, содержащий перечень разделов книги в виде ссылок, нажимая на которые, можно быстро переходить от одного раздела к другому.

Опрос - преподаватель задает вопросы и определяет несколько вариантов ответов. Один из возможных вариантов - проведение голосования между пользователями. Это может быть полезным для стимулирования мышления, для выяснения общего мнения в процессе исследования проблемы.

Рабочая тетрадь - преподаватель просит письменное высказывание студентов на определенную тему, с возможностью редактирования и улучшения своего ответа позже. Ответ является частной и доступна только для преподавателя, что может сделать комментарий и поставить оценку для каждой записи. Конечно одной тетради в неделю достаточно.

Семинар - вид занятий, где каждый участник не только выполняет свою работу, но и оценивает результаты работы других участников семинара. Для этого преподаватель может предусмотреть применение различных стратегий оценивания.

Управление Семинары (сбор работ, направление их на проверку, отображения результатов и т.п.) осуществляется автоматически.

Тест - набор задач для оценки знаний студентов. Все тестовые задания сохраняются в базе данных и могут быть использованы заново. Тест в Hot Potatoes - позволяет преподавателю управлять через Moodle тестами, разработанные во внешней программе Hot Potatoes.

Урок (практикум) - модуль, с помощью которого создается комплект взаимосвязанных страниц. Каждая из страниц имеет информационный раздел и раздел контроля его усвоения.

Форум - место, где происходят все обсуждения. Форумы могут иметь различную структуру и содержать оценки для сообщений. Сообщение форумов можно увидеть в четырех различных форматах, и они могут содержать дополнительные файлы. Подписавшись на форум, участник будет получать копии новых сообщений на e-mail.

Чат - это средство для проведения синхронных дискуссий в реальном времени. Чат имеет существенное отличие от форума - средства асинхронного общения, поскольку форум не предусматривает одновременности подключения его участников.

И web-сайты, базирующиеся в internet. Это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального конструктивизма.

Moodle распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом (Open Source) под лицензией GNU Public License. Это значит, что Moodle охраняется авторскими правами, но и Вам доступны некоторые права. Вы можете копировать, использовать и изменять программный код по своему усмотрению в том случае если вы согласны: предоставлять код другим, не изменять и не удалять изначальные лицензии и авторские права и использовать такую же лицензию на всю производную работу.


Слово Moolde – это аббревиатура от понятия Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда, которая наиболее полезна для программистов и теоретиков. Это также может быть и глаголом, который означает процесс медленного прорываться сквозь дебри, изучения чего-либо по мере его появления, исправление своих ошибок, которое впоследствии ведет к развитию интуиции, сообразительности и творческих способностей. По существу обе эти трактовки подходят, учитывая то, как разрабатывался этот проект и то, что учителя и студенты смотрят на вопрос он-лайн образования по-разному. Все, кто используют проект Moodle(Мудл) – Moodlers (Мудлеры).

Moodle (Мудл) может быть установлен на любом компьютере, поддерживающем PHP, а также базы данных типа SQL (например, MySQL).

Философия

Дизайн и разработка Moodle направляются особой философией обучения, на которую можно вкратце назвать "педагогика социального конструкционизма" (social constructionist pedagogy). Некоторые из вас, возможно, уже подумали: "очередная бессмыслица про образование из области разработки программного обеспечения" и потянулись к мышке, но пожалуйста, прочитайте - это может пригодится!
Эта страница пытается объяснить в простых словах что же эта фраза обозначает, разворачивая её смысл в "Четырёх основных концепциях". Имейте ввиду, что каждая из них основана на итогах огромного количества разнообразнейших исследований, и если вы уже сталкивались с некоторыми из них, они могут показаться очевидными.
Однако, если эти концепции для вас являются новыми, они могут оказаться сложны для понимания с первого прочтения. Всё, что я могу сделать для вас - посоветовать читать их внимательно, соотнося читаемое со всем вашим опытом попыток изучать что-либо.

Конструктивизм

Люди "конструируют" для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Всё, что вы читаете, видите, слышите, ощущаете и трогаете, сравнивается с ранее полученным знанием. Если это как-то с вашим знанием соотносится, могут быть достроены новые фрагменты знания, которые и останутся с вами. Знание укрепляется, если его удаётся успешно применять и в других ситуациях. Вы не просто хранилище памяти, пассивно впитывающее информацию, и знание не может быть получено непосредственно чтением или прослушиванием.
Это не значит, что Вы не можете узнать что-либо, почитав веб-страницу или послушав лекцию. Конечно можете. Просто хочу подчеркнуть, что при обучении имеет место больше интерпретация, нежели простая передача информации от одного мозга к другому.

Конструкционизм

Конструкционизм утверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе обучения формирует что-то для других. Это может быть что угодно, от высказывания утверждения или написания сообщения в до более комплексных произведений, таких как картина, дом или пакет программ.
Например, вы можете прочесть эту страницу несколько раз, и всё равно на завтра ничего не помнить. Но если вы попытаетесь объяснить эти идеи кому-нибудь другому своими словами или изготовить слайд-презентацию, объясняющую эти концепции, могу гарантировать, Вы лучше поймёте их и лучше интегрируете в свои собственные идеи. Вот почему люди делают конспекты во время лекций, даже если никогда не читают их потом.

Социальный конструктивизм

Это понятие расширяет вышепредставленные идеи до группы, члены которой формируют что-то для других, работая совместно, и создавая тем самым "малую культуру" разделяемых участниками группы предметов и смыслов. Когда кто-то погружается в подобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучения тому, как "быть" в этой культуре.
Возьмём в качестве простого примера такой объект, как чашка. Этот предмет может использоваться для тысячи разных целей, но его форма сама по себе уже даёт некоторого рода "знание" об удержании жидкостей. Более сложный пример – онлайн-курс. Здесь не только "формы" инструментария указывают на то, как должен работать такой курс, но и тексты, созданные группой, и сама происходящая деятельность, в целом будут помогать формированию того, как каждый участник курса действует внутри группы.

Вовлечённое и отвлечённое

Эта концепция - чуть более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях. "Отвлечённое" поведение – это когда кто-то старается оставаться "объективным" и "опираться на факты". Он имеет склонность защищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест в суждениях оппонента. "Вовлечённое" поведение представляет собой более эмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек старается слушать и задавать вопросы для понимания других точек зрения. "Сконструированное" поведение – это когда человек способен использовать оба подхода, и выберает какой-либо из них в зависимости от текущей ситуации.
В целом, здоровое количество вовлечённого поведения внутри сообщества учащихся – это мощный стимул обучению, поскольку оно не только объединяет людей, но способствует возникновению более глубоких реакций и переоценке ранее сформировавшихся убеждений.

Заключение

Обдумывание этих вопросов поможет вам больше обращать внимание на то, какой опыт мог бы быть полезен для учебы с точки зрения учащегося, и меньше зацикливаться на обычной публикации материалов, которыми ученики должны овладеть, и последующим проставлении оценок. Также это поможет вам понять, как каждый участник курса может быть столь же учителем, сколь и учащимся. Как учитель, вы сможете перестать быть просто "источником знаний" и превратитесь во вдохновителя, ролевую модель культуры класса, связываясь с учащимися в индивидуальном порядке и работая с их личными потребностями, одновременно с этим направляя дискуссии и деятельность всей группы учащихся к достижению ваших общих учебных целей.
Безусловно, Moodle не навязывает такой тип поведения, но всё же именно этот тип поведения Moodle поддерживает лучше всего. Это то, на что Moodle нацелен. В будущем, по мере стабилизации технической инфраструктуры Moodle, дальнейшие нововведения в области "педагогической поддержки" станут основным направлением в развитии системы Moodle.

  • Официальный сайт: www.moodle.org
  • Поддержка: IMS/SCORM спецификаций
  • Платформа: PHP, MySQL, PostgreSQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL), прочитать можно
  • Поддержка русского языка: есть
  • Ссылка для скачивания: Moodle

Вместе с тем система Moodle оказалась уязвим для взлома.

Уязвимые версии: Moodle 2.0.10, возможно более ранние версии.
Moodle 2.1.7, возможно более ранние версии.
Moodle 2.2.4, возможно более ранние версии.
Moodle 2.3.1, возможно более ранние версии.

Описание:
Уязвимость позволяет удаленному пользователю выполнить произвольные SQL команды в базе данных приложения:

1. Уязвимость существует из-за того, что приложение не правильно проверяет ссылки. Удаленный пользователь может обойти ограничения размеров файла.

2. Уязвимость существует из-за ошибки при проверке возможности кэшировать пользователей в функции "is_enrolled()" в файле lib/accesslib.php. Удаленный пользователь может обойти некоторые ограничения безопасности.

3. Уязвимость существует из-за недостаточной обработки входных данных в модуле LTI (External tool). Удаленный пользователь может с помощью специально сформированного запроса выполнить произвольный код сценария в браузере жертвы в контексте безопасности уязвимого сайта.

4. Уязвимость существует из-за того, что приложение не ограничивает доступ к файлам, встроенным, к примеру, в HTML-блок. Удаленный пользователь может получить доступ к защищенным файлам.

5. Уязвимость существует из-за ошибки при обработке публикаций Q&A форума через RSS каналы. Удаленный пользователь может раскрыть информацию с ограниченным доступом.

6. Уязвимость существует из-за ошибки при проверке возможности подписки на . Удаленный пользователь может отписаться от форума, с установленной защитой от отписки.

7. Уязвимость существует из-за ошибки при обработке перенаправлений во время процесса входа в систему через LDAP. Удаленный пользователь может сделать переадресовать пользователя с HTTPS на HTTP протокол.

8. Уязвимость существует из-за недостаточной обработки входных данных в administration of cohorts. Удаленный пользователь может с помощью специально сформированного запроса выполнить произвольный код сценария в браузере жертвы в контексте безопасности уязвимого сайта.

9. Уязвимость существует из-за ошибки при обработке параметра "Restrict Access". Удаленный пользователь может раскрыть данные об активности закрытой группы.

10. Уязвимость существует из-за недостаточной обработки входных данных в модуле Feedback. Удаленный пользователь может с помощью специально сформированного запроса выполнить произвольные SQL команды в базе данных приложения.

Оставьте свой комментарий!