→ Педагогам

Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса»

Емельянов Виктор Вадимович (г. Москва, Россия) доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, автор обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса»

Автором фонопедической методики развития голоса является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игро­вых ситуаций, в которых дети непри­нужденно восстанавливают естествен­ные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голо­са и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Из­вестно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», спер­ва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сна­чала крикнуть, а после - запищать и при этом осознает, что это разная меха­ника, - это путь к интонированию.

Эти особенности положены в основу ФМРГ.

Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

1-й цикл: Артикуляционная гимнастика

  1. Слегка покусать зубами кончик языка.
  2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
  4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
  5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
  6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
  7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
  8. Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
  9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
  11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
  12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
  13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
  14. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
  15. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
  16. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
  17. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
  18. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
  19. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
  20. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.
  21. И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.
  22. И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.
  23. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
  24. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
  25. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании.
  26. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
  27. Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.

2-й цикл: интонационно-фонетические упражнения

№ 1.«Котик» (штро-бас)

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащее брюшко.

№ 2. «Страшная сказка»

Абстрактный вариант:

Конкретный вариант:

СЛУШАЙ ШОРОХ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…

СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

ВЫШЕ ВЕТЕР…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.

№ 3. «Канючим»

Абстрактный вариант:

хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ

№ 4. «Попрошайка»

Конкретный вариант:

ходит, ходит попро ШАЙКА,

х х х х х х

просит, просит попро ШАЙКА.

х х х х х х

дайте, дайте попро ШАЙКЕ,

х х х х х х

всё, что просит попро ШАЙКА!

№4. «Вопросы – ответы»

Абстрактный вариант:

у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы

У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы

«Жираф»

Конкретный вариант:

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост?

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы!

№ 5. «Бронтозаврик»

Абстрактный вариант:

У! У! У! У! У!

У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ

Ы! Ы! Ы! Ы! Ы!

Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ

Конкретный вариант:

О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ ХХХ

ОГИ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ

ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ

ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ ХХХ

№ 6. «Бегемот»

Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]

Видит он во сне морковку и компот - [ХР], [ХР]

Спит он широко разинув рот - [ХР], [ХР]

№ 7. «Винни Пух и Пятачок»

Винни Пух - звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: а- А

Пятачок - звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-а

№ 8. «Губной вибрант»

(Р) - ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ - (Р)Ы

(Р) - НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ - (Р)Ы

(Р) - ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ - (Р)Ы

(Р) - ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ - (Р)Ы

№ 9. «Выдувание»

(У) - ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР - (У)

(У) - ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ - (У)

(У) - ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ - (У)

(У) - ПЕСЕНКУ МОЮ - (У)

№ 10. «Слоник»

Слоник по двору ходил - [n],[n], [n],[n]

Слоник хоботом водил - [n],[n], [n],[n]

Мы за слоником пойдем - [n],[n], [n],[n]

№ 1. «Буквоежка»

1) Греть руки дыханием.

2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.

3) [A]h [A]h [A]h [A]h

4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A

5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х

6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P mf f ff)

7) «Крик»

Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!!!

Шёпот… крикнуть

8) «Крик - вой»

9) «Волна» с воем»:

Х х х А х х х А х х х А П П х х х

10) «Крик - вой - визг»:

11) «Волна» с «Криком чайки»:

А![A]a![A]a![A]a!

х х х А х х х А х х х А П П

№ 3. «Песенка про смех»

Это песенка про смех - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Мы поем ее для всех - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Так смеются медвежата - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

И тигрята и слонята - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Они басом все хохочут - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А

Все вокруг гремит, грохочет - (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Это песенка про смех - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Мы поем ее для всех - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Так смеются лягушата - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

И цыплята и мышата - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Они тоненько хохочут - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Все вокруг свистит, стрекочет - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 14 «Брусничка» г. Сургут

Тюменская обл. ХМАО-Югра.

Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения, которые проводятся по рекомендации педиатра.

Разработки В. Емельянова, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой. А на все остальные компоненты идет воздействие только через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет - высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление) .

К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. С 9-10 лет голоса приобретают силу, расширяется диапазон.

Взрослым следует помнить, что детей надо учить петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель - развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Петь хотят все дети. Часто они поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Педагоги должны грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровье-сберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.

У детей есть и фальцетное, и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом до-школьникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Поэтому для детей младших групп подходит регистр от ля первой октавы до ми второй октавы, для старших - от ля малой октавы.

Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют. Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не с 7 лет, а раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, так как в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.

ИГРОВЫЕ ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель упражнений - активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Упражнение «Резиновая игрушка» (на развитие нижнего дыхания)

Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто. Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.

Она сказала: -Ш-ш-ш-ш! Потом сказала: - С-с-с-с!

3атем сказала: -Х-х-х-х! Потом устало: - Ф-ф-ф-ф!

Потом так странно: - К-к-к-к! И так обычно: - Т-т-т-т!

Потом легонько: - П-п-п-п! И очень твердо: - Б-б-б-б!

Жужжала тихо: -Ж-ж-ж-ж! И вовсе сдулась:

Упражнение «Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки, мы погреем их немножко…

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом - «А-а-а» .

Упражнение «Посчитаем» Дети считают, усиливая голос от шепота до крика. Например: 1 - шепотом, 2 -тихо, 3 -громче,

4 - еще громче и т. Д.

Упражнение «Капризка»

Я не буду убираться! Я не буду кушать! Целый я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «А-а!» , затем воют: «У_у!» , а потом визжат: «И-и!» .

Активно и СИЛЬНО произносить «В-в-в-ы» , «З-з-з-ы» .

Недаром вьюга злится. «В-в-в-ы!» , «3-з-з-ы!» , «В-в-в-ы!»

Прошла ее пора. «В-в-в-ы!» , «3-з-з-ы!» , «В-в-в-ы!»

Весна в окно стучится. «Динь! Динь! Динь!» Коротко и активно в разных регистрах.

И гонит со двора: «У -у-у-ух!» Глиссандо вверх.

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос, шумный выдох в

Носик погреем, подышим скорее. ладошку, которой прикрыто лицо.

Отогрели нос, Глубокий вдох через нос, втянуть

А подбородок замерз. нижнюю губу под верхнюю, бесшумно

длительно подуть вниз на подбородок.

Ладошки погреем: Дышим веселее! Выдох на ладошки со слогом «фш» .

Мерзнут ножки наши? Весело попляшем! Выполняют приседания, произнося «ух» .

Налетел вдруг ветерок, шаловливый паренек.

Снежинки в небо он поднял и с ними вальс затанцевал.

Игровой массаж тела «Зайка» 3

Зайка белый прибежал по снегу прыгать стал. Постукивают пальцами по ступням ног.

Прыг-скок, прыг-скок! Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек, в барабан он громко бьет: Дети шлепают ладошками по коленям.

Бум-бум-тра-та-та! Зимой погода - красота!

А в лесу такой мороз! Зайка наш совсем замерз. Дети хлопают ладошкам по плечам.

Лапками - хлоп-хлоп! Ножками - топ-топ! Хлопают в ладоши. Топают.

Носик - трет-трет-трет, Поглаживают крылья носа.

Ушки мнет-мнет-мнет. Пощипывают ушки.

Прыгай выше, зайка, зайка-попрыгайка. Лёгкие прыжки.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА

1. «Таня плачет» . А. Барто

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч.

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее» .

2. «На лошадке» . Н. Бакозаде

Я на прутике скачу. - Чу, моя лошадка, чу! Я кормлю тебя досыта, подковал твои копыта,

Хвост пушистый расчесал, гриву лентой подвязал. Точно ветер я лечу. - Чу, моя лошадка, чу!

Дети цокают языком с различной динамикой и скоростью.

3. «Ворона» . В. Степанов

Особа всем известная, она - крикунья местная.

Увидит тучку темную, взлетит на ель зеленую и смотрит, словно с трона, Ворона...

Дети протяжно произносят: «Ка-а-р-р!» - сначала громко, потом беззвучно, с закрытым ртом.

4. «Трактор» . М. Погарский

Этот трактор сильный очень, не боится ям и кочек. Он сегодня нам помог домой доехать без дорог. Дети должны четко и громко произносить звуки (д-т) с разной динамикой и темпом.

5. «Поспать бы!» . Н. Пикулева

Добра молодца на руках ношу, на руках ношу да поглядываю:

Спят ли глазоньки простодушные? Спят ли рученьки непослушные?

Ой, спят, спят, спят, раста-а-а-яли... Все веселье на потом оста-а-а-а-вили...

Дети сидят, расслабившись, опустив руки, и зевают.

6. «Хохотушки» .

Дети громко смеются и хихикают.

Под березой на опушке хохотали две подружки. Хохотали, хохотали, чуть от смеха не упали!

7. «Лев» Хилэр Беллок

Отважен, строен и силён живёт в пустыне лев, у льва большая голова и очень страшный зев.

Он может когти обнажить и грозно зарычать, и деткам маленьким никак со львом нельзя играть!

Дети должны как можно сильнее высунуть язык, чтобы дотянуться до подбородка.

8. «Песня» .

Очень любим песни петь, только слов не знаем. Но зато старательно рот мы открываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только «А-а-а!» .

9. «Гласные» .

Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

Затем упражнение повторяется беззвучно.

10. «Мартышки» .

Мы теперь не ребятишки, а веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими в, разные стороны, строя гримасы.

11. «Надо горло полоскать» .

Дети имитируют полоскание горла с поворотами головы вправо-влево.

12. «Корова» .

Раным-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему затянули: «Му-му-му!»

Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая указательными пальцами по ноздрям. То же самое проводится с постукиванием пальцами носогубных складок.

13. «Филин»

Филин серый, филин старый, а глаза горят, как фары.

Только ночью страшен филин, а при свете он бессилен.

Дети легко стучат пальцами по верхней губе, произнося: «Бы-бы-бы» .

14. «Пчела» .

У пчелы чудесный дар: собирать с цветков нектар!

«Хорошо, любой поймет, если есть зимою мед!» В. Сибирцев

Дети держат руку на шее и произносят поочередно: «Ж-ж-ж» и «3-з-з» .

ПАРОВОЗ ПРИВЕЗ НАС В ЛЕС

(комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей)

Выполнение упражнений можно сопровождается показом иллюстраций или слайдов.

Паровоз привез нас в лес: Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух

Там полным-полно чудес. Удивленно произносить «М-м-м» на выдохе, одно-

временно постукивая пальцами по крыльям носа.

Вот идет сердитый еж: Низко наклониться, обхватив руками грудь -

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! свернувшийся в клубок ежик.

Где же носик? Не поймешь. 3вук и взгляд направлять соответственно тексту.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела Укрепление связок гортани, профилактика храпа.

Детям меда принесла: З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток: З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок: З-з-з! З-з-з!

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят, Медленная ходьба, руки «крылья» поднимать на вдохе,

Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! опускать со звуком.

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать, Дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

Сесть и сладко позевать. стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и

деятельность головного мозга.

Термин «фонопедический» подчеркивает оздоровительную и профилактическую функции метода, это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод приоритетного решения координационных и тренировочных задач.

Метод В.В. Емельянова предлагает 6 циклов упражнений: 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Интонационно-фонетические упражнения. 3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. 4. Фонопедические программы в нефальцетном режиме. 5. Фонопедические программы на переходе из нефальцетного в фальцетный режим. Основным принципом методики является использование пусковых воздействий на механизм саморегуляции голосообразования, имеющиеся у каждого человека, независимо от его вокальной одарённости. Методика предусматривает выработку основных показателей академического певческого голосообразования и тренаж соответствующих мыщц при помощи упражнений. 1. Упражнение для освобождения скованной челюсти: 2. Упражнение, способствующее расширению диапазона: Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации. Контроль - преимущественно визуальный и осязательный. Особое внимание необходимо обратить на то, что эта методика ни в коей мере не является способом обучения пению, как средству музыкального исполнительства. Методика является специальной, узконаправленной, подготовительной и вспомогательной, фонопедической по своему назначению и способам воздействия. Как показывает практика, фонопедические упражнения дают положительный эффект при массовом их применении в распевании хора, как фонопедическое средство снятия утомления голосового аппарата. Применение данной методики рекомендуется в фонопедическом аспекте для профилактики расстройств голосообразования, горлового звучания. Цель упражнений цикла – выработка навыка произвольного управления лицевой мускулатурой. Упражнения цикла имеют целью в психологическом аспекте совершенствования регулировочного образа своего голоса на основе звучания не соответствующего истинной природе голоса. Методика исходит из наличия в необработанном голосе двух регистров. Резкий переход из регистра в регистр – регистровый порог. Он состоит в резком скачкообразном изменении тембра голоса с непроизвольный повышением тона. Регистровый порог сопровождается характерным звуком, именуемым в практике «миксом», «переломом», «срывом». Целью упражнения является активизация голосового и артикуляционного аппарата в речевом режиме. Тесситура упражнений не ниже фа малой и не выше ми – бемоль первой октав. Пример: (стр 7) Если возникает затруднение с фоновым речевым голосом, то рекомендуется предворительно зафиксировать его монотонной речи. (5. «А – О – У».6.А – Э – И»). Особенно важно, что обучаемые, не имевшие ранее преставления об ощущениях, именуемых певческой «опорой». Дыхание – колебания диафрагмы через механические колебания живота. Средством активизации фонационного выдоха является широко используемое в обыденной жизни движение выдувания воздуха через сомкнутые в трубочку губы, как при задувании свечи. Временно отключается мускулатура грудной клетки и брюшного пресса. Пример: (стр.13) Цель упражнения – тренаж мышц гортани в певческом режиме. Упражнения помогают выявить певческую потенцию человека, считавшего, что у него нет и не может быть полнозвучного певческого голоса.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА :

Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала. Пение как оздоровление.

Пономаренко

Надежда Ивановна,

преподаватель

МОМПК

Егорьевск, 2012г

I. Введение. Здоровьесбереженье как требование жизни……………. …….3

II. Пение как здоровьесбереженье.

1. Мотивация здорового образа жизни……………………………………..3

2. Отношение к пению в античные времена………………………………. 4

3. Влияния классического (резонансного) пения на организм человека…5

4. Оздоравливающем действие «Физвокализа» А.И.Попова……………...7

5. Звукотерапия и рифмотерапия……………………………………………8

6. Пение как лучшее дыхательное упражнение. Гимнастика

А. Н. Стрельниковой…………………………………………………………10

IY. Заключение………………………………………………………………….11

Y. Литература …………………………………………………………………...14

YI. Приложение. Конспект урока ………….………………………………… 15

XXI век – век высоких скоростей, нанотехнологий, глубоких социально-политических, идеологических и духовных изменений в жизни нашей страны – предъявляет высокие требования к здоровью человека. Для решения важнейших задач, стоящих перед обществом необходимо здоровое поколение нации, физически и нравственно развитые дети. По данным же Минздравсоцразвития России показатели здоровья наших детей и подростков неутешительны: 53% имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет - хронические заболевания. Лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно назвать здоровыми. Студенты в этом отношении представляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относятся нервное и умственное перенапряжение, малоподвижный образ жизни, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха, наличие вредных привычек и т.п. В образе жизни студентов часто наблюдается отсутствие заботы о здоровье. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. «Очевидной становится необходимость воспитания культуры здоровья и создания здоровьесберегающих условий в образовательной среде, где смысл актуализации определяется возможностью перехода воспитания в мотивированный, индивидуальный и саморегулируемый процесс». Поэтому так важно реализация образовательных программ в сфере здоровьесбережения, расширения представлений о здоровом образе жизни, способах самооздоровления, психорегуляции и т.д. Всё это мы можем видеть на уроках вокала. Ведь сам процесс пения – это и есть оздоровление, если можно так сказать, «здоровьесберегающая технология». Почему? Попробуем разобраться.

Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека, а точнее все его тело. Поэтому так важно состояние здоровья поющего, и мы каждый урок вокала начинаем с вопроса студенту о его самочувствии. Вот и мотивация здорового образа жизни! Вокалист, чтобы заниматься, должен быть здоров, петь в больном состоянии не рекомендуется, поэтому ему необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать свод определенные правила – гигиену голоса. Хочешь хорошо петь – заботься о своем физическом и душевном здоровье, о комфортном спокойном состоянии себя любимого.

Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия. Об этом знали еще наши предки. В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «неумеющий петь в хоре». Аристотель (384-322 г. до н.э.) отмечал влияние музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста». В отличие от нас для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.

Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами (наши далекие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен). К примеру, в Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства. На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека.

Методы вокалотерапии (именно так называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессий (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Причем действие музыки рефлекторно, оно не контролируется нашим сознанием. Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие, которое выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Каждый из нас с рождения обладает совершенным терапевтическим аппаратом, одной из функций которого является резонанс. Этот аппарат - наш голос, который всегда вибрирует, когда звучит (при разговоре, пении, шепоте). Только 15 - 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибраций и вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Подтверждением огромного влияния классического (резонансного) пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей: И.С.Козловский, М.Д.Михайлов, С.Я.Лемешев и др.. Управляя собственным голосом при помощи различных тонов и гласных звуков, мы имеем возможность «настраивать» наш организм так же, как это делает настройщик с роялем при помощи камертона, входя в резонанс с самим собой, возвращая пением собственному телу здоровые вибрации. Любой орган нашего тела имеет свой "голос". Звучание" больных органов отличается от звучания здоровых, но их ненормальное «звучание» можно скорректировать, научив человека правильно (в свете резонансной техники голосообразования) петь.

Кроме прямого воздействия на организм, резонанс имеет еще одно удивительное свойство: способность к формообразованию . Под воздействием гармоничных звуков молекулы жидкости выстраиваются в симметричные узоры, круги, звезды, «снежинки». А какофония «рисует на воде» малопривлекательные, и даже отталкивающие картины. Человеческий организм состоит из воды на 80%, и потому, хотим мы этого или нет, окружающие нас звуки имеют колоссальное влияние не только на нашу психику, но и на наше физическое тело. Между тем, ни для кого уже не тайна, что дисгармоничные звуки агрессивной окружающей среды (особенно в крупных городах) разрушительно действуют и на мозг, и на организм в целом. Мы подвергаемся этому воздействию ежедневно в течение многих лет, и нам требуется ежедневное же восстановление. И лучший способ вернуть себе утраченную гармонию - это «исцеление подобного - подобным» - пение. Но не всякое пение может быть полезным. Музыкальный терапевт Адам Книст в результате исследования о воздействии рок – музыки на человека пришел к выводу, что основная проблема этого воздействия обусловлена мощностью звука, который вызывает истощение, панику, расстройство пищеварения, гипертонию и т. п. Сочетание определенных ритмов и большой громкости звучания воздействует на область нашего мозга, которая отвечает за восприятие внешней информации, и оказывает негативное действие, снижая порог действительности. Кроме этого, установлен «механизм передачи эмоций – изменение частотного расположения обертонов голоса: при выражении радости обертоны гармоничны, а при гневе – дисгармоничны. Поскольку гнев в рок-музыке выражен наиболее сильно, этим и объясняются ее разрушительные для психики человека воздействия» .

Эффект свободного, резонансного пения, направленного на другого ли человека или на самого себя, удивляет своей результативностью. Знаменитый композитор, ученый и мистик Карлхайнц Штокгаузен считал, что благодаря голосотерапии медицина вскоре избавится от необходимости оперативного вмешательства в мозг, воздействуя на поврежденные участки исключительно звуком, в том числе – голосом самого человека.

Об оздоравливающем действии биоакустического резонанса во всем теле, сопровождающего пение или речь, говорил и А.И.Попов - создатель системы восстановления, а в дальнейшем и совершенствования голоса «Физвокализ».

Для восстановления своего голоса, утраченного после тяжелейшего заболевания горла, вместо пения он стал читать вслух стихи своих любимых Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета! «И я почувствовал, что голос мой крепнет, а горло перестало болеть, - рассказывал А. Попов. - Советую всем: не ленитесь читать вслух! Причем на русском языке. Он певуч. Благодаря этому его свойству, организм человека компенсирует недостаток углекислого газа, который расширяет мелкие кровеносные сосуды». Но чтение было лишь первым шагом на пути создания системы. Оказалось, "воспитать" в себе голос можно, научившись управлять определенными мышцами, которые напрямую связаны с пением и речью. Например, для того чтобы ваш голос был упруг и звонок, нужно всегда сидеть, держа спину прямо, втянув низ живота и говорить "грудью". Правильное звучание создаёт особую звуковую волну, которая, пронзая человека от макушки до пят, массирует не только каждый внутренний орган, но каждую мышцу и даже клеточку его тела, расшлаковывая их. Организму зачастую просто недостает вибраций собственного голоса, а ведь вибрации – основа жизни! Этот дефицит и восполняет физвокализ - мощное средство самоисцеления, которое нормализует физиологические и психофизиологические процессы в организме, создавая оптимальный нервно-мышечный тонус, особенно благотворно действуя на дыхательную, сердечно-сосудистую и пищеварительную систему. В общем, всё в организме связано: для хорошего звучания голоса нужно специальным образом натренированное тело (мышцы), а уже вибрации, которые сопровождают пение или речь в виде биоакустического резонанса во всем теле, начинают оздоравливать его. После многочисленных исследований был найден оптимальный комплекс физических упражнений, при которых голосу придается как бы новое звучание, используемое для улучшения работы всех внутренних органов. Эти упражнения помогут при многих хронических заболеваниях, в том числе при радикулите, остеохондрозе, трахеите, воспалении легких и других. Они исправляют плоскостопие, обладают омолаживающим эффектом . Физвокализ был признан как оздоровительная система еще в 1981 году. По мнению Попова, осмысленный подход человека к своему организму как биооргану, применение физвокальной тренировки поможет осуществить давнюю мечту людей - достижение духовного и физического совершенства.

О лечебных свойствах отдельных звуков , произносимых, а лучше пропетых собственным голосом люди знали со времен самых древних цивилизаций. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль. Самый простой пример: получив травму, человек стонет, не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснялось, стоны имеют эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз! Медицинская наука, все чаще обращается к опыту традиционных практик (их до сих пор называют «нетрадиционной медициной»).

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их пропевания), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

· звук "А"– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь, немедленно вызывает расслабление;

· звук "И" – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

· звук "О" – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

· звук "М" - снимает стресс, дает возможность полностью расслабиться;

· звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;

· звуки "Ц", "К", "Щ", "И", "Ы" – лечат уши;

· звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;

· звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.

Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:

· "ОМ" – снижает кровяное давление;

· "АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;

· "АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь;

· "УХ", "ОХ", "АХ" – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии .

Таких сочетаний очень много и перечислять их просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении. Издавна знали, что некоторые слова, предложения, сказанные в надлежащем тоне, могут быть действительно незаменимым лекарством. На этом строятся бытующие в народе всевозможные заговоры и заклинания. Но, конечно же, наибольшей магической силой обладают созданные и отшлифованные веками молитвы, несущие в себе не только смысловое значение, но и реальную позитивную энергетику слов и звукосочетаний. Исследования в области звуковой терапии дают прекрасные результаты в лабораториях всего мира, и многие уже называют ее «медициной будущего», причем ученые склоняются к тому, что наиболее эффективным и безопасным, в качестве источника целительного звука, является голос.

Одним из направлений звукотерапии можно считать и рифмотерапию – лечение стихами (это интуитивно нашел и А.И.Попов, создатель системы «Физвокализа»). Давно известно, что ритмическая речь оказывает мощное воздействие на психику. Стихотворные формы, песни способны возбуждать или успокаивать человека. Они помогают расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень. В Гетингемском университете (Германия) провели эксперимент: на группе добровольцев испытывали эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов – сон был крепким и глубоким. Рифмотерапия активизирует артикуляционный аппарат, улучшает дикцию. Ее можно использовать как своеобразную артикуляционную гимнастику, конечно при условии эмоциональной работы. Необходима активная естественность, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала».

Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание , которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно, что пение - это лучшее дыхательное упражнение : тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим организмом. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.

Работая над дыханием, мы занимаемся так называемой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой , известной далеко за пределами нашей страны. Ее результаты по­истине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно-сосудистых проблемах, вегетососудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин. В короткие сроки она способна творить чудеса и помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях. Нам же она помогает научиться правильно дышать во время пения. В гимнастике есть упражнения для тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой маятник»), играющей важную роль в пении. Эти же упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костной системы: грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях - позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы), а также для увеличения подвижности суставов .

Итак, подведем итоги . Пение - весьма эффективная терапевтическая методика, которая содержит в себе музыкотерапию, звукотерапию, словотерапию и даже рифмотерапию. Это универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а не весь организм в целом. Глава российской музыкотерапевтической школы С. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации. Коррекционное лечебное воздействие обеспечивается и в процессе обучения нижнереберно-диафрагматическому дыханию, как наиболее физиологичному, благотворно влияющему на общее состояние организма человека . В процессе пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки. Научно доказано, что музыка повышает иммунитет, улучшает обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться по другим предметам .

Научными исследованиями доказано, что «просто» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека. Оно активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Вокалотерапии является исключительно эффективным антистрессовым средством.

Суммируя все сказанное, можно назвать пение своеобразной «здоровьесберегающей технологией», ведь оно не только поддерживает здоровье человека, но и укрепляет его, полностью соответствуя определению. Здоровьесберегающая технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования . Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Необходимое качество для педагога, разделяющего идеи здоровьесберегающей педагогики - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в людях, умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Успех порождает успех, акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Мы используем на занятиях определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи. Это могут быть, например:

· элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;

· упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика;

· интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова;

· упражнения оздоровительного физвокализа А.И.Попова.

Здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках вокала, существует довольно много. Мы рассмотрели лишь некоторые. Есть еще терапия творчеством, фольклорная терапия, музыкально-рациональная психотерапия, музыкальная сказкотерапия и др.

Освоение студентами, будущими учителями музыки, этих технологий позволит расширить известный им арсенал традиционных методов музыкального образования, овладеть различными приёмами музыкальной терапии, реализуемыми в контексте музыкально-певческой работы.

Петь может и должен каждый, так как проблема пения глубоко научна. Пение необходимо для укрепления здоровья человека, в нем заложена величайшая профилактика старости и многих заболеваний.

Список используемой литературы.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М., 2008.

3. В. Иванов. Физвокализ: в гармонии с собой // Электронный ресурс: Код доступа. / http://www.mosoblpress.ru/38/18935

4. Карпова Т.А. Звукотерапия. В кн.: Энциклопедии традиционной народной медицины / Т.А. Карпова - М., 2002.

5. Козин А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.

6. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе // Интернет и образование. Июнь. Том 2009. № 9.- Электронный ресурс: Код доступа/ http://www.openclass.ru/node/47746

7. Лобанов Е.А Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005-№3

8. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники./ В. П. Морозов.- М., 2002.

9. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/ Ю.С. Шевченко.// Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.

10. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С. В Шушарджан. - М., 1998.

11. Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. / М.Н. Щетинин. – М.,2008.

Практическая часть. Конспект урока.

Учебная дисциплина «Вокальный класс».

Преподаватель: Пономаренко Надежда Ивановна. Студентка 21 гр. Юлия В.

Тема урок: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

Цели урока:

Обучающие -

1. формировать и совершенствовать профессиональные умения, необходимые для овладения культурой вокального исполнительства;

2. систематизировать знания, полученные в предшествующие годы обучения;

3. сформировать у студента знания об особенностях работы артикуляционного аппарата;

4. привить умение эффективно использовать эти знания в учебной и педагогической деятельности;

5. улучшить дикцию и качество звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Развивающие

1. развивать музыкальное и художественное мышление студента, создавая на уроке условия для формирования и развития у него познавательных интересов, творческой активности;

2. создать условия для развития аналитических способностей студентов и навыков рефлексии;

3. способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности;

4. создать условия для повышения уровня самооценки.

Воспитательные -

1. создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;

2. формировать устойчивый интерес к своей будущей профессиональной деятельности, стремление к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке, саморегуляции) и творческой самореализации.

Задачи урока:

1. формирование у студентов знаний по теме «Артикуляция»;

2. формирование умения аналитической работы с учебным материалом;

3. сохранение артикуляционной активности при различных нюансах;

4. развитие дикционных навыков в разнообразных темпах;

5. развитие эмоционально-образной сферы психологических процессов(воображение, мышление, память) студента при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

6. умение пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием;

7. освоение навыка кантиленного пения;

  1. создание ситуаций успеха студента.

Тип урока : комбинированный урок комплексного применения ЗУН студента.

Методы работы:

по источнику знаний : наглядные – наглядно- иллюстративный метод, слайд-шоу, показ, ТСО;

словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, элементы проблемного обучения и имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационная;

музыкальные технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления, здоровьесбережения арттерапевтической направленности процессов обучения и воспитания.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало

Используемая нотная литература:

· Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .

· Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

· Д.Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта - www.notarhiv.ru

· Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. /Сост. Т.Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I.Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2.Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка»(развернутый ответ студента).Использование упражнений: интонационно-фонопедических , способствующих развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки , активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Подвести студента к постепенному осмыслению своих вокальных движений и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления студента.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

4.Работа над исполнением произведения Д.Кабалевского Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта». Задача работы над данным произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата студента. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.

В процессе работы студент вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды №12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение студента, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать студенту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5.Работа над исполнением произведения М.И.Глинки Песня Ильиничны из музыки к трагедии А.Кукольника «Ходит ветер у ворот». Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести студента к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах.

Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата студента. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного пропевания, когда концертмейстер исполняет фортепианное сопровождение вокального произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и мысленно пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

6.Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (М.Иорданский «Голубые санки» ). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).

III.Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY.Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами романса Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Кабалевского, сделать сравнительный анализ интерпретаций. Выучить слова Песни Ильиничны из музыки к трагедии А.Кукольника «Ходит ветер у ворот» М.И.Глинки, выразительно декламируя в певческой позиции («Артист на сцене»). Продумать несколько исполнительных планов этого произведения.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

· восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

· улучшают дренажную функцию бронхов,

· положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

· повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

· улучшают нервно- психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение №2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

· Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что акти­визировалась работа слюнных желез. Полость рта увлажнилась.

· "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Также повторите эту процедуру 4-8 раз.

· Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также еще больше увлажнит рот.

· Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. На щелчках выстраиваем унисон (ФА, СОЛЬ 1-й октавы). Попротыкайте языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иго­лочка". Повторите несколько раз.

· Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чис­тим языком зубы.

· Занимаемся губами. Покусываем нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю.

· Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

· Вытягиваем губы трубочкой вперед, рисуем губами круг, квадрат.

· После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суста­вы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

· Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с от­крыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, что­бы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставлен­ного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози­цию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").


Похожая информация.


Рахматуллина Наталия Узбековна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Ручеек» Кукморского муниципального района Республики Татарстан» 2015г.

В качестве специальной технологии обучения детей пению мною используется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова – известного учителя – исследователя, имеющего многолетнюю практику врача – фониатра.

Данный метод является наиболее эффективным, когда прогрессирующее ухудшение экологической ситуации влияет на гортань человека и та все в большей степени выполняет функцию фильтра – отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха, когда становится все больше видов деятельности, в которых голос и речь используются как постоянно действующие орудия труда, причем в неблагоприятной акустической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия), когда голосовой аппарат, голос и речь ребенка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий, что приводит к неравномерному развитию механизмов голосообразования, отсутствию координации между слухом и голосом, неадекватности эмоциональной детонации в речи, хриплому голосу при здоровой гортани и другим негативным последствиям.

Применение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнений комплекса упражнений, адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на общих закономерностях голосообразования.

Вариативность использования интонационно – фонетических упражнений первого комплекса позволяет значительно разнообразить занятия с детьми, повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Адаптированные упражнения первого комплекса можно использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе непосредственно вокально-хоровой работы.

Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.

Система упражнений для показаний певческого голосообразования (по методике В. В. Емельянова)

Артикуляционная гимнастика

1.Покусать кончик языка.

2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4.Провести языком между губами и зубами как – бы очищая зубы.

5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по – разному цокают копытами. Большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони цокают быстро и высоко.)

7.Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8.Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

11.Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

12.Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить её и ощутить пальцами движения мышц.

13.Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.

14.Поставить пальцы на челюстно – височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

15.Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко открыв глаза сделать 4 движения языком вперёд – назад, при неподвижной челюсти и губах.

«У Жирафа есть вопрос, для чего высокий рост,

Видно с этой высоты, всех, кто прячется в кусты»

17.Вибрант гортани. Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности.

Рокот, шорох, скрип и скрежет, пасть разинет – уши режет»

18.«Бронтозаврик». В этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность «Фальцетный режим, грудной режим, с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Устанавливается связь объёмно – пространственных представлений с высотой и силой тона.

«Кто там бродит по болоту, ноги как у бегемота,

Голова на длинной шее, хвост за ним ещё длиннее».

19.Греть руки дыханием.

20.«От шёпота до крика». Произносить на одном дыхании: раз, два (шёпотом), три, четыре (тихий голос), пять, шесть(средний голос), семь, восемь(громкий голос), девять(очень громко), десять(крикнуть)!!!

«Эта песенка про смех, мы поём её для всех,

Так смеются медвежата, и тигрята и слонята.

Они басом все хохочут, всё вокруг гремит, грохочет»

«Эта песенка про смех, мы поем её для всех,

Так смеются лягушата, и цыплята и мышата,

Они тоненько хохочут, всё вокруг свистит стрекочет!»

Литература:

В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», «Развивающие голосовые игры», 2002 г.