Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Составитель: учитель-логопед Сосновских В.В., МКДОУ Байкаловский детский сад №6 «Рябинушка»

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать ошибки (дислексия и дисграфия). 18.04.17

Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. 18.04.17

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. 18.04.17

Причины возникновения неправильное произношение звуков речи, т.е. ребенок пишет слова так, как их произносит, отражает своё дефектное произношение на письме; нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи; затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. 18.04.17

Если ребенок произносит не правильно, то… 18.04.17 Замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а бе р ёза – бе л ёза ка с ка – ка ш ка до ж дь – до з дь щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы б у б лик – п у п лик (п у б лик, б у п лик)

Если нарушена дифференциация, распознавание близких звуков речи, то… 18.04.17 Смешиваются буквы обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

Если затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки, то… 18.04.17 Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; повторение букв и (или) слогов; контоминация - в одном слове слоги разных слов; · слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

З амена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Что такое «слух»? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой. Неречевой слух - это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. 18.04.17

Речевой слух - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д. 18.04.17

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. 18.04.17

Игры Игра «Будь внимательным!» Задача - развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Игра «Найди слово с заданным звуком» или Игра «Назови картинки» Задача - развивать умение слышать заданный звук среди ряда слов. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. 3. Игра «Придумай имя» Задача - учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] - Настя, Надя, Наташа: [в] -Ваня, Валера, Вася, Валя. 4. Игра «Назови первый звук в слове» Задача - учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот - [к], банка - [б].

5. Игра «Назови последний звук в слове» Задача - учить выделять последний звук в слове. Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом - [м], дуб - [п] 6. Игра «Отгадай слово» Задача - учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса). 7. Игра «Ддбавлялки» Задача - учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова Например: звук [ш]: ...уба (шуба), ...апка (шапка), ...ар (шар); мы... (мышь), но... (нож), ду„ (душ). 18.04.17

8. Игра «Определи место звука в слове» Задача - развивать умение опре­делять место звука в слове (начало, конец, середина). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине). 9. Игра «Прохлопай слова» Задача - учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. 10. Игра «Позови слово» Задача - учить определять ударный гласный в слове и выделять ее голосом. 18.04.17


Развитие фонематического слуха

Подготовила:

Н.Н.Булганина,

учитель- логопед

ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»


План выступления:

  • Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи?
  • Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?
  • С помощью каких упражнений логопеды могут

развивать фонематическое восприятие?


Фонематический слух -

тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.


Фонематическое восприятие -

умение определять последовательность и количество звуков в слове.


на которые оказывает влияние

фонематический слух:

  • Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
  • Выработка орфографических навыков.
  • Овладение чтением.
  • Овладение операциями звукового анализа и

синтеза.


на которые оказывает влияние

фонематический слух:

5. Овладение операциями звукового анализа и

синтеза.

6. Успешность обучения грамоте.


Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

  • Смешение звуков:
  • звонкие- глухие ( б лакала – плакала);
  • свистящие – шипящие (ча ши – часы);
  • твердые – мягкие (ягод и – ягоды);
  • сонорные л и – три);
  • аффрикаты ( ч веты – цветы).

Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха.

2. Перестановка и включение отдельных звуков

(науш ин ки – наушники, нул жа – лужа).

З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных

( днь – день, межу – между, латочка – ласточка).


Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги

( метает – подметает, тиши ны на – тишина).

5. Замена звуков

( т абака – собака, ид ю т – идёт).

6. Недописывание слов

( мышк – мышка).


Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

7. Обозначение мягкости при помощи Ь

( василки – васильки).

8. Ошибки при чтении:

  • пропуск букв, слогов, предлогов;
  • замена и перестановка букв, слогов;
  • «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

8. Ошибки при чтении:

  • недочитывание окончаний слов;
  • искажение слов;
  • добавление лишних букв, слогов и даже слов;
  • «угадывание» слов.

Уровень 1 –

узнавание неречевых

  • Игра «Угадай, что звучало?»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Отстукивание ладонями по столу
  • Отхлопывание в ладоши

Уровень 2 –

различение звуков речи

по тембру, силе и высоте

  • Игра «Мяу», «Му»
  • Игра «Тихо – громко»

Уровень 3 –

различение сходных по звучанию

  • Игра «Слушай и выбирай»

  • Игра «Верно - неверно»

мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.


Уровень 4 –

различение слогов

  • Сосчитать, сколько слогов произнес учитель:
  • прямые: ма – ко – то – ры;
  • обратные: ам – ор – ив – ус;
  • со стечением согласных: ста – сто – сты – сту.
  • Игры с кубиком.
  • Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС,

ССГ, ГСС.

  • Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма,

па – па – па – ба.


Уровень 5 –

различение звуков

  • Звукоподражание.

Комар звенит: з – з – з

Жук жужжит: ж – ж – ж

2. Игра «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, если услышите звук …

  • звуковой ряд;
  • слоги;
  • слова.

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Уровень гласных звуков в сильной позиции.

  • Звукоподражание

Больной показывает горло врачу: а – а – а.

Воющий волк: у – у – у.

  • Определить первый звук в словах:

ослик, утка, Аня.


3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова.

  • Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у .
  • Подобрать к картинке букву, соответствующую

первому звуку слова.


Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова

Уровень согласных звуков.

  • Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука.
  • Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  • Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Гость – кость, карта - парта

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Определение места звука в слове:

  • ударного гласного звука;
  • согласного звука.

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.

Определение места звука в слове

  • Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова.
  • Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове.
  • Пособие «Полоска»

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Определение:

  • количества звуков;
  • последовательности звуков;
  • места звуков.

  • Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах.

К от, о к но, со к

  • Подобрать слова с определенным количеством звуков.
  • Преобразование слов путем добавления звука:
  • в начале: рот – крот, мех – смех ;
  • в конце: бок – бокс, вол – волк.
  • Переставление звуков: пила – липа, карп – парк
  • Слово – загадка к….
  • Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру.
  • Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.

  • Развивая фонематический слух,

Развивая

вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и

  1. 1. Развитие фонематического слуха дошкольников
  2. 2. Из ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:  владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;  стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;  проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  3. 3. Из ФГОС дошкольного образования: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
  4. 4. Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью каких упражнений воспитатели могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие?
  5. 5. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
  6. 6. Фонематическое восприятие - умение определять последовательность и количество звуков в слове.
  7. 7. Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: 1.Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя языка, словаря. 2.Формирование правильной артикуляции и дикции. 3.Овладение операциями звукового анализа и синтеза. 4.Овладение чтением. 5.Успешность овладения грамотой. 6.Выработка орфографических навыков.
  8. 8. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 1. Смешение звуков: звонкие- глухие (блакала – плакала); свистящие – шипящие (чаши – часы); твердые – мягкие (ягоди – ягоды); сонорные (тли – три); аффрикаты (чветы – цветы).
  9. 9. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. 2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (днь – день, межу – между, латочка – ласточка).
  10. 10. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина). 5. Замена звуков (табака – собака, идют – идёт). 6. Недописывание слов (мышк – мышка).
  11. 11. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 7. Обозначение мягкости при помощи Ь (василки – васильки). 8. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
  12. 12. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 8. Ошибки при чтении: недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов.
  13. 13. Уровень 1 – узнавание неречевых звуков Игра «Угадай, что звучало?» Игра «Чудесный мешочек» Отстукивание ладонями по столу Отхлопывание в ладоши
  14. 14. Уровень 2 – различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра «Мяу», «Му» Игра «Тихо – громко»
  15. 15. Уровень 3 – различение сходных по звучанию слов Игра «Слушай и выбирай»
  16. 16. Игра «Верно - неверно» мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.
  17. 17. Уровень 4 – различение слогов 1. Сосчитать, сколько слогов произнес учитель: прямые: ма – ко – то – ры; обратные: ам – ор – ив – ус; со стечением согласных: ста – сто – сты – сту. 2. Игры с кубиком. 3. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС. 4. Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма, па – па – па – ба.
  18. 18. Уровень 5 – различение звуков 1. Звукоподражание. Комар звенит: з – з – з Жук жужжит: ж – ж – ж 2. Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши, если услышите звук … звуковой ряд; слоги; слова.
  19. 19. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень гласных звуков в сильной позиции. Звукоподражание Больной показывает горло врачу: а – а – а. Воющий волк: у – у – у. 2. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня.
  20. 20. 3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. 4. Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у. 5. Подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.
  21. 21. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень согласных звуков. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Гость – кость, карта - парта
  22. 22. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове: ударного гласного звука; согласного звука.
  23. 23. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова. Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове. Пособие «Полоска»
  24. 24. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Определение: количества звуков; последовательности звуков; места звуков.
  25. 25. 1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах. Кот, окно, сок 2. Подобрать слова с определенным количеством звуков. 3. Преобразование слов путем добавления звука: в начале: рот – крот, мех – смех; в конце: бок – бокс, вол – волк. 4. Переставление звуков: пила – липа, карп – парк 5. Слово – загадка к…. 6. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру. 7. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.
  26. 26. 1.Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтения и письма!

Что такое фонематический слух? Под фонематическим слухом основным компонентом восприятия речи, понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.


Этапы формирования фонематического слуха!. Узнавание и дифференциаци я неречевых звуков 2. Различие высоты, силы, тембра, голоса, на материале одинаковых звуков 3. Различение слов близких по своему звуковому составу слогов, фонем 4. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза




Фонематический слух включает речевые операции: 1. Способность слышать данный звук в слове; 2.Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы расположенные в разной последовательности; 3.Способность различать близко звучащие но разные по значению слова.